Научная статья на тему 'Обоснование применения логистического подхода к системе управления в сфере образования'

Обоснование применения логистического подхода к системе управления в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ / LOGISTIC APPROACH / EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL LOGISTICS / LOGISTIC TREND / PRINCIPLES OF EDUCATIONAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Оксана Александровна

В статье описывается логистический подход к управлению в сфере образования, выделяются потоки, принципы педагогической и образовательной логистики, определяются составляющие логистической деятельности в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationalization for use of logistical approach to the management system in education

The paper describes the logistic approach to management in the sphere of education; principles and trends of pedagogical and educational logistics defined, components of logistics in the system of higher education shown.

Текст научной работы на тему «Обоснование применения логистического подхода к системе управления в сфере образования»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 331.103 + 658. 3

J

О. А. Трофимова

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

л____________________________________________г

Аннотация. В статье описывается логистический подход к управлению в сфере образования, выделяются потоки, принципы педагогической и образовательной логистики, определяются составляющие логистической деятельности в системе высшего образования.

Ключевые слова: логистический подход, образовательная и педагогическая логистика, логистический поток, принципы образовательной логистики.

Abstract. The paper describes the logistic approach to management in the sphere of education; principles and trends of pedagogical and educational logistics defined, components of logistics in the system of higher education shown.

Keywords: logistic approach, educational and pedagogical logistics, logistic trend, principles of educational logistics.

В области реформирования образования особых успехов пока не достигнуто. Основная причина этого состоит в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В декларации «Образование для инновационных обществ в XXI веке», принятой в 2006 г. на саммите большой восьмерки в Санкт-Петербурге, отмечено неудовлетворительное состояние образования в мире. Авторами декларации предлагаются меры по универсализации систем образования, формированию глобального инновационного общества, повышению международной академической мобильности, развитию жизненных и трудовых навыков, созданию единой глобальной информационной сети. Следует отметить, что в области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом является логистика.

Сегодня логистику определяют как науку, процесс, концепцию и инструмент управления. Будучи молодой наукой, она не имеет пока устойчивого понятийного аппарата; меняется и само определение логистики.

По мнению А. М. Гаджинского, логистика - наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов [1].

Многие исследователи определяют логистику как процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.

Согласно определению Ю. М. Неруша, логистика -это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанных с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами [4].

В области образования на сегодняшний день продолжаются поиски универсального механизма развития. На наш взгляд, необходимо создавать в высших учебных заведениях логистические центры, обеспечивающие поиск и обоснование средств, кадров и информационных систем. Основная задача вузовского логистического центра - создание единого пространства организации, предназначенной для оказания педагогических логистических услуг всем участникам. Ядром логистического направления в образовании является информационнологистический центр, оснащенный современными компьютерами с пакетом сложных программ. Кадровый состав включает имеющих педагогическую подготовку опытных инженеров-логистов и других специалистов. Все управление осуществляется через локальную информационную сеть с общим сайтом и выходом в Интернет.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

51

Инновации в образовательных учреждениях

Специфика построения работы логистических систем, обеспечивающих гармоничный ход процесса в системе образования, раскрывается очень медленно. Основной причиной является слабое развитие отечественной практики применения логистики в образовании.

В условиях рыночной экономики отечественная логистика, и прежде всего ее научно-практические и учебно-методические аспекты, находится в стадии формирования. Педагоги разных направлений должны понимать и принимать концепцию логистики, знать основные способы логистической организации процесса, уметь прослеживать эффект от ее применения. В связи с этим актуализируется необходимость появления вузовской подготовки в области построения логистических систем и управления логистическими потоками.

Педагогическая логистика оформилась как отдельное направление лишь в начале первого десятилетия этого столетия и пока не имеет устоявшегося названия. Так, В. А. Денисенко использует термин «образовательная логистика», под которой он понимает «науку и технику организации и самоорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом». Одна из задач такой логистики - определение сочетания предметов в рамках одной параллели или программ и учебников по одному предмету в разных классах.

По мнению Ю. В. Крупнова - образовательная логистика есть наука и техника организации и соорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом.

Н. В. Шевченко под концепцией образовательной логистики понимает совокупность принципов оптимизации процессов в образовательных системах и структурах.

Педагогическая логистика (от англ. educational logistics) - поддисциплина логистики, которая занимается менеджментом (управлением) педагогических потоков, основываясь на принципах логистики и простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu M. Goldratt). Благодаря этой науке впервые появилась возможность синхронизировать педагогическую систему, приблизить ее по уровню управления к экономическим системам. Это позволит снизить риск неэффективного использования средств на развитие и образование и, тем самым, увеличить приток капитала в эту область.

На сегодняшний день четкого разграничения между образовательной и педагогической логистикой нет, хотя эти направления необходимо разделять [6].

Принципиальная новизна логистического подхода в системе вузовского образования - это взаимная связь, соединение всех областей, всех направлений деятельности с целью создания материала проводя-

щих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных.

Учитывая общие принципы логистики, к принципам педагогической и образовательной логистики в системе высшего образования можно отнести следующее:

1. Комплексность: формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов (знаний); осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед структурами в системе образования; стремление вузов к тесному сотрудничеству с внешними потребителями, а также установлению прочных связей между подразделениями в рамках внутренней деятельности.

2. Научность: усиление расчетного начала на всех стадиях, от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока.

3. Конкретность: четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении логистического процесса: финансовых, кадровых, материальных и т. д.; освоение с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны структурных органов, результаты работы которых измеряются сокращением затрат.

4. Конструктивность: диспетчеризация потока,

непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

5. Надежность: широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением потока; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.

6. Вариативность: возможность гибкого реагирования вуза на колебания спроса (появление большого количества разнообразных специальностей в других высших учебных заведениях, как государственных, так и негосударственных, повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке) и другие возмущающие воздействия внешней среды.

Все участники логистического процесса специализируются на осуществлении какой-либо группы логистической функции. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения целей этих действий. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы [3].

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

Инновации в образовательных учреждениях

Отметим две характерные особенности логистических функций в системе образования:

• все они взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинен единой цели;

• носителями всех функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

В литературе существует несколько определений потока, однако большинство ученых сходятся во мнении, что поток - это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются:

• начальный и конечный пункты;

• траектория и длина пути;

• промежуточные пункты;

• скорость и время движения [2].

В настоящее время в педагогической логистике выделяются разные педагогические потоки (поток оборудования, поток здоровья и др.), однако для нашего исследования интересны следующие их виды.

1. Поток знаний, содержащий такие звенья, как производство знаний, удаление устаревших знаний и дистрибуцию знаний по образовательному пространству.

2. Поток обучения, состоящий из двух пространств: высшего и школьного, в том числе профессионального. Основная проблема этого потока -создание единого образовательного пространства. Для высшего образования она решается в рамках Болонского процесса, на базе Болонской декларации. Единое школьное пространство возникает посредством реализации национальных проектов. Одна из предпосылок управления школьным потоком - введение в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который уже постоянно проводится в ряде стран. ЕГЭ позволяет стандартизировать оценки уровня знаний у школьников, а также синхронизировать оценки в масштабе страны, ранжировать учебные заведения по качеству обучения в них. Для оптимизации методов обучения используются наиболее пригодные в конкретных условиях образовательные технологии.

3. Информационный поток, работающий на основе принципов информационной логистики, заложенных Б. Гейтсом. Этот поток соединяет все образовательное пространство в единую систему.

4. Психологический поток, предусматривающий ставшее уже традиционным участие педагогической психологии в потоке обучения. В последнее время усилилась тенденция к психологизации школ. В это понятие вкладывается новое содержание. На школьных психологов возлагается задача по развитию и воспитанию учащихся (психологизированная гимназия),

а на педагогов - обучение. Согласно современным представлениям, психологический поток (пре - и перинатальная психология) начинается еще до рождения ребенка.

Обобщая имеющиеся определения материального потока, можно сделать вывод, что в логистике он представляет собой взаимосвязанную особым образом совокупность логистических операций, процессов, звеньев и предметов, начиная с добычи, переработки и заканчивая потреблением (перераспределением) материальных ресурсов, готовой продукции для достижения общих целей логистической системы.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двух частей: принятие решения и его реализация. Выделение материального потока в качестве основного объекта управления в системе высшего образования несколько упрощает видение педагогических процессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения потока, начиная от первичного источника через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве основного объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования педагогических процессов [1].

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики - нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами [6]. Исходя из этого, мы выделяем следующие составляющие логистической деятельности в структуре высшего образования.

1. Продукт - нужные знания (квалификация, получаемая выпускником).

2. Качество - квалифицированные требования к выпускникам вузов, овладевающим определенными компетенциями. Качество высшего образования как результат интерпретируется через оценку компетенций выпускников вуза как соответствие их знаний и навыков динамичным требованиям социально-культурной, экономической и профессиональной сфер жизни, как их готовность к творческому решению проблем и задач во всех сферах общественной и личностной жизнедеятельности.

3. Количество - количество стандартных дидактических единиц, которое студент должен освоить в течение срока обучения (например, в экономических дисциплинах выстраивание логистической системы через анализ содержания позволит выде-

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

53

Инновации в образовательных учреждениях

лить общие дидактические и специфические единицы).

4. Место - разные формы образования (заочная, очная, разные модели дистанционного образования и т. д.).

5. Затраты - расходы хозяйствующего субъекта, выраженные в денежной форме, которые служат важным показателем эффективности управленческой деятельности организации.

С позиции логистики исторически сложившаяся система производства и использования знаний нуждается в совершенствовании. Знания, по мнению В. Лившица, достаточно дорогой ресурс, и его «складирование» связано с риском старения. Более рационально включить производство знаний в логистическую цепочку. При таком подходе новые знания производятся по принципу «точно в срок». Не отвечает принципам логистики и система традиционного обучения, при которой идет накопление знаний у обучающегося безадресно, на всякий случай. Согласно принципам педагогической логистики, эффективнее приблизить передачу знаний к моменту их использования. Билл Гейтс предложил систему управления знаниями в бизнесе, базирующуюся на управлении информационными потоками.

В общем виде информационный поток представляет собой движение в некоторой среде данных, выраженных в структурированном виде.

Применительно к логистике информационный поток - это совокупность циркулирующих в рамках логистической системы (которая представляет собой упорядоченное множество элементов, находящихся в определенных связях друг с другом, образующих определенную целостность и выполняющих те или иные функции логистики), а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для контроля и управления логистическими операциями.

Изучение и управление информационными потоками осуществляется в совокупности с техническими средствами передачи, обработки и закрепления информации. В то же время формы существования информационных потоков шире возможностей технических средств(например, непосредственное общение между людьми). Таким образом, формы проявления информационных потоков можно свести к четырем

видам: бумажный документ, электронный документ, визуальный документ (фотографии, кинопленка, телевидение и т. д.), вербальные (устные) сообщения и т. д. [5].

Логистическая система в образовании позволяет доставлять новые знания в нужное время нужным работникам, а также удалять устаревшие знания. В системе высшего образования это будет означать принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного, который заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками в педагогической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят через систему обучения и затем уходят к потребителю.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод - подготовка студента вуза должна выстраиваться как сквозной материальный поток, который организуется на основе принципов образовательной логистики. Логистические потоки позволяют минимизировать затраты - кадровые, финансовые, информационные и др. Использование логистики в системе высшего образования путем создания логистического центра должно привести к экономии средств и эффективному менеджменту.

Литература

1. Гаджинский А. М. Логистика: учеб. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2007. 472 с.

2. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2006. 448 с.

3. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие. 2-е изд. / под ред. В. С. Лукинского. СПб.: Питер, 2007. 448 с.: ил.

4. Неруш Ю. М. Логистика: учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006.

5. Семененко А. И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории: учеб. для вузов. СПб.: Союз, 2003. 544 с. (Высшее образование).

6. Трофимова О. В. Логистический подход к системе управления в сфере образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 10 (78) 42-49.

54

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.