Обоснование предельного снижения мощности лесотранспортной машины
В. Н. Шиловский Петрозаводский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Приводятся методические положения по обоснованию параметрического отказа лесотранспортной машины.
Ключевые слова: параметрический отказ, экономический критерий, диагностика.
SUMMARY
Happen to methodical position on motivation parametric refusal the timber machines.
Keywords: parametric refusal, economic criterion, diagnostic.
Сопряжения лесозаготовительных машин требуют восстановления, ремонтных воздействий после достижения предельного снижения фактической грузоподъемности, производительности технологического оборудования и в целом машины [1, 2, 3].
Рассмотрим влияние снижения эффективной мощности на экономическую эффективность работы лесотранспортной машины. С этой целью проследим изменение себестоимости 1 м3 км или 1 т км от снижения фактической грузоподъемности лесозаготовительной машины.
Расчетную себестоимость перевозки \СР) представим в виде выражения, включающего прогнозируемые или дискретные эмпирические параметры [1]:
1 I С
C ________________________I с + пост
p _ Q ■ kд ■ kj пер
■ (Г ■ Vr ■ At■kи)
Аґ - время простоя машины при погрузке и разгрузке за одну ездку, ч.
Изменение грузоподъемности машины (манипулятора) происходит из-за снижения мощности (производительности) двигателя (гидронасоса).
На производительность лесотранспортной машины влияет ряд факторов, с учетом которых выражение расчета производительности лесотранспортной машины может быть представлено в виде выражения, включающего расчетные или эмпирические параметры:
Vч _
Q ■ kД ■ 1^Г ■ kИ ■ VT
(2)
(1)
где УЧ - часовая производительность машины 1 ткм (1 м3км/ч);
Располагая показателями работы лесотранспортной машины, можно рассчитать себестоимость 1 т.км (1 м3км) при различной ее грузоподъемности, снижающейся в эксплуатации по причине потери мощности двигателя от износа деталей.
На основе теоретического эксперимента произведен расчет себестоимости 1 ткм в зависимости от снижения фактической грузоподъемности лесотранспортной машины. Примем исходные данные для расчета эксперимента: Q = 8т; УТ = 21 км/ч; кд = 1,0; кИ =
0,5; Спер = 3,574руб/км; Спост = 30руб/км; А =
0,7ч; ЬГ = 15км.
Для 10 различных значений фактической грузоподъемности лесотранспортной машины себестоимость 1ткм представлена в таблице 1.
Данные расчета-эксперимента показывают, что себестоимость перевозки 1 т груза возрастает со снижением фактической грузоподъемности транспортного средства, т. е. массы перевозимого груза.
где Спер и Спост - сумма соответственно переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 км пробега лесотранспортной машины, руб/км;
Q - фактическая грузоподъемность машины (масса перевозимого груза), т(м3);
кд - коэффициент динамического использования грузоподъемности;
кИ - коэффициент использования пробега;
ЬГ - средняя длина ездки с грузом, км;
¥Т - техническая скорость, км/ч;
1 Автор - профессор кафедры технологии металлов
и ремонта
© Шиловский В. Н., 2012
Аппроксимируем полученную расчетно-
экспериментальную дискретную зависимость непрерывной аналитической функцией Ср = /(<2). Для
чего данные таблицы 1 выразим графически (рис. 1). Полученную кривую можно представить как симметричную гиперболу, отнесенную к асимптотам, аналитическое выражение которой (Сан) выглядит следующим образом:
С_
ан
2Q
откуда значение параметра a будет равно:
Lг + K и ■ VT ■ At
L
Г
2
a
66
Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ
' =42' Сан 'б
(4)
По данной формуле определим частные значения а, а затем их средние значения. Для лесотранспортной машины грузоподъемностью 8 т (лесовоз типа МАЗ-509) параметр аср = 9,435.
Масса перевсзишго груза (фактинескаягрузопсдъемность транспортнсго средства), т
Рис. 1. Зависимость себестоимости единицы перевозимого груза от величины его массы (объема)
На рисунке 1 представлена качественная зависимость перевозки 1 т груза от снижения фактической грузоподъемности транспортного средства, т. е. величины фактически перевозимого им груза. Горизонтальная линия - уровень доходной ставки, точка пересечения графика и горизонтальной линии соответствует критической грузоподъемности - Qкр .
Проверим достоверность аналитической зависимости Сан от Q . С этой целью определим значения аналитической себестоимости 1 ткм для десяти значений грузоподъемности транспортного средства и представим их в таблице 2.
Добиваясь рентабельности работы лесотранспортной машины, нельзя допускать, чтобы себестоимость 1 т. км была бы выше доходной ставки. При превышении доходной ставки возникает состояние параметрического (ресурсного) отказа, требующего замены или ремонта сопряжения (детали).
Для предупреждения аварийных и параметрических отказов при ТО и ремонте контролируют износ и изменение параметров сопряжений. Существующие методы использования нормативов при ТО и ремонте характеризуются применением одного допустимого значения при заданной периодичности проверки или диагностики. В то же время износы и изменения параметров элементов в процессе эксплуатации как одной, так и разных, хотя и однотипных, машин не одинаковы. Их рассеивание характеризуется определенным законом. В этой связи один норматив износа оказывается целесообразным только для элементов с близким рассеиванием скорости изнашивания. Постоянный норматив проявляется отрицательно -увеличивается число аварийных отказов при большой скорости изнашивания, а при малой необоснованно выбраковываются детали при ТО и ремонте.
В связи с этим целесообразно устанавливать не одно, а несколько допустимых значений износа с учетом индивидуальной скорости изнашивания конкретного сопряжения. Решение задачи обеспе-
чивается применением метода определения остаточного ресурса.
Вероятность (Рт) числа восстановлений (т) при функциональных отказах за пробег или наработку Ь равна сумме вероятностей отказов с интенсивностью Ш :
-2
(У' ь)т
т!
-уь
(5)
Для определения числа ремонтов (восстановлений) достаточно определить произведение У' Ь , то есть среднее число отказов на пробеге Ь, при фиксированном значении доверительной вероятности Рт .
ВЫВОДЫ
1. Разработана методика определения предельного снижения мощности двигателя лесотранспортной машины через величину предельного снижения ее грузоподъемности.
2. Представленная методика может быть использована при решении вопроса о годности объекта после замера величины компрессии (мощности) при ТО-2 конкретной обслуживаемой машины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кутырев Е. В. Обоснование стратегий и параметров объектов технического сервиса лесозаготовительных машин: автореф. дис. канд. техн. наук. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. -19 с.
2. Шиловский В. Н. К вопросу о разработке системы эксплуатации лесозаготовительных машин /
B. Н. Шиловский, Е. В. Кутырев // Изв. высш. учеб. заведений: Лесной журнал. - 2007. - № 6. -
C. 57-64.
3. Питухин А. В. Повышение эксплуатационной технологичности лесозаготовительных машин/
A. В. Питухин, В. Н. Шиловский, И. Г. Скобцов,
B. А. Кяльвияйнен. - Петрозаводск: Петропресс, 2012, - 240 с.
о
Таблица 1
Значения расчетной себестоимости грузоперевозки в зависимости от снижения массы фактически перевозимого груза
Фактическая масса перевозимого груза (грузоподъемность, 0), кг
8000 7200 б400 5б00 4800 4000 3200 | 2400 1б00 800
Соответствующая грузоподъемности себестоимость 1 ткм (ср ) , руб/ткм
5,70 б,38 7,18 8,22 9,24 11,00 13,3б | 18,24 27,52 55,04
Таблица 2
Сравнительные величины расчетно-экспериментальной и аналитической себестоимостей 1ткм.
Параметры Значения параметров
Грузоподъемность лесотранспортной машины (б), кг 8000 7200 б400 5б00 4800 4000 3200 2400 1б00 800
Расчетно-экспериментальной себестоимость 1ткм (СР ), руб/ткм 5,7 б,38 7,18 8,22 9,24 11,00 13,3б 18,24 27,52 55,04
Аналитическая себестоимость 1ткм (С ан ), руб/т км 5,5б б,18 б,95 7,95 9,27 11,12 13,9 18,55 27,82 55,б4
Величина погрешности Е |С,| - Сан |) Е — J ! Сан *100% 2,5 3,2 3,3 3,4 0,3 1,0 3,8 1,б 1,1 1,1