Научная статья на тему 'Обоснование предельного снижения мощности лесотранспортной машины'

Обоснование предельного снижения мощности лесотранспортной машины Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
62
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Resources and Technology
ВАК
AGRIS
Ключевые слова
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ОТКАЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ / ДИАГНОСТИКА / PARAMETRIC REFUSAL / ECONOMIC CRITERION / DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шиловский В. Н.

Приводятся методические положения по обоснованию параметрического отказа лесотранспортной машины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Validation of timber machines parametric failures

Happen to methodical position on motivation parametric refusal the timber machines.

Текст научной работы на тему «Обоснование предельного снижения мощности лесотранспортной машины»

Обоснование предельного снижения мощности лесотранспортной машины

В. Н. Шиловский Петрозаводский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Приводятся методические положения по обоснованию параметрического отказа лесотранспортной машины.

Ключевые слова: параметрический отказ, экономический критерий, диагностика.

SUMMARY

Happen to methodical position on motivation parametric refusal the timber machines.

Keywords: parametric refusal, economic criterion, diagnostic.

Сопряжения лесозаготовительных машин требуют восстановления, ремонтных воздействий после достижения предельного снижения фактической грузоподъемности, производительности технологического оборудования и в целом машины [1, 2, 3].

Рассмотрим влияние снижения эффективной мощности на экономическую эффективность работы лесотранспортной машины. С этой целью проследим изменение себестоимости 1 м3 км или 1 т км от снижения фактической грузоподъемности лесозаготовительной машины.

Расчетную себестоимость перевозки \СР) представим в виде выражения, включающего прогнозируемые или дискретные эмпирические параметры [1]:

1 I С

C ________________________I с + пост

p _ Q ■ kд ■ kj пер

■ (Г ■ Vr ■ At■kи)

Аґ - время простоя машины при погрузке и разгрузке за одну ездку, ч.

Изменение грузоподъемности машины (манипулятора) происходит из-за снижения мощности (производительности) двигателя (гидронасоса).

На производительность лесотранспортной машины влияет ряд факторов, с учетом которых выражение расчета производительности лесотранспортной машины может быть представлено в виде выражения, включающего расчетные или эмпирические параметры:

Vч _

Q ■ kД ■ 1^Г ■ kИ ■ VT

(2)

(1)

где УЧ - часовая производительность машины 1 ткм (1 м3км/ч);

Располагая показателями работы лесотранспортной машины, можно рассчитать себестоимость 1 т.км (1 м3км) при различной ее грузоподъемности, снижающейся в эксплуатации по причине потери мощности двигателя от износа деталей.

На основе теоретического эксперимента произведен расчет себестоимости 1 ткм в зависимости от снижения фактической грузоподъемности лесотранспортной машины. Примем исходные данные для расчета эксперимента: Q = 8т; УТ = 21 км/ч; кд = 1,0; кИ =

0,5; Спер = 3,574руб/км; Спост = 30руб/км; А =

0,7ч; ЬГ = 15км.

Для 10 различных значений фактической грузоподъемности лесотранспортной машины себестоимость 1ткм представлена в таблице 1.

Данные расчета-эксперимента показывают, что себестоимость перевозки 1 т груза возрастает со снижением фактической грузоподъемности транспортного средства, т. е. массы перевозимого груза.

где Спер и Спост - сумма соответственно переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 км пробега лесотранспортной машины, руб/км;

Q - фактическая грузоподъемность машины (масса перевозимого груза), т(м3);

кд - коэффициент динамического использования грузоподъемности;

кИ - коэффициент использования пробега;

ЬГ - средняя длина ездки с грузом, км;

¥Т - техническая скорость, км/ч;

1 Автор - профессор кафедры технологии металлов

и ремонта

© Шиловский В. Н., 2012

Аппроксимируем полученную расчетно-

экспериментальную дискретную зависимость непрерывной аналитической функцией Ср = /(<2). Для

чего данные таблицы 1 выразим графически (рис. 1). Полученную кривую можно представить как симметричную гиперболу, отнесенную к асимптотам, аналитическое выражение которой (Сан) выглядит следующим образом:

С_

ан

2Q

откуда значение параметра a будет равно:

Lг + K и ■ VT ■ At

L

Г

2

a

66

Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ

' =42' Сан 'б

(4)

По данной формуле определим частные значения а, а затем их средние значения. Для лесотранспортной машины грузоподъемностью 8 т (лесовоз типа МАЗ-509) параметр аср = 9,435.

Масса перевсзишго груза (фактинескаягрузопсдъемность транспортнсго средства), т

Рис. 1. Зависимость себестоимости единицы перевозимого груза от величины его массы (объема)

На рисунке 1 представлена качественная зависимость перевозки 1 т груза от снижения фактической грузоподъемности транспортного средства, т. е. величины фактически перевозимого им груза. Горизонтальная линия - уровень доходной ставки, точка пересечения графика и горизонтальной линии соответствует критической грузоподъемности - Qкр .

Проверим достоверность аналитической зависимости Сан от Q . С этой целью определим значения аналитической себестоимости 1 ткм для десяти значений грузоподъемности транспортного средства и представим их в таблице 2.

Добиваясь рентабельности работы лесотранспортной машины, нельзя допускать, чтобы себестоимость 1 т. км была бы выше доходной ставки. При превышении доходной ставки возникает состояние параметрического (ресурсного) отказа, требующего замены или ремонта сопряжения (детали).

Для предупреждения аварийных и параметрических отказов при ТО и ремонте контролируют износ и изменение параметров сопряжений. Существующие методы использования нормативов при ТО и ремонте характеризуются применением одного допустимого значения при заданной периодичности проверки или диагностики. В то же время износы и изменения параметров элементов в процессе эксплуатации как одной, так и разных, хотя и однотипных, машин не одинаковы. Их рассеивание характеризуется определенным законом. В этой связи один норматив износа оказывается целесообразным только для элементов с близким рассеиванием скорости изнашивания. Постоянный норматив проявляется отрицательно -увеличивается число аварийных отказов при большой скорости изнашивания, а при малой необоснованно выбраковываются детали при ТО и ремонте.

В связи с этим целесообразно устанавливать не одно, а несколько допустимых значений износа с учетом индивидуальной скорости изнашивания конкретного сопряжения. Решение задачи обеспе-

чивается применением метода определения остаточного ресурса.

Вероятность (Рт) числа восстановлений (т) при функциональных отказах за пробег или наработку Ь равна сумме вероятностей отказов с интенсивностью Ш :

-2

(У' ь)т

т!

-уь

(5)

Для определения числа ремонтов (восстановлений) достаточно определить произведение У' Ь , то есть среднее число отказов на пробеге Ь, при фиксированном значении доверительной вероятности Рт .

ВЫВОДЫ

1. Разработана методика определения предельного снижения мощности двигателя лесотранспортной машины через величину предельного снижения ее грузоподъемности.

2. Представленная методика может быть использована при решении вопроса о годности объекта после замера величины компрессии (мощности) при ТО-2 конкретной обслуживаемой машины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кутырев Е. В. Обоснование стратегий и параметров объектов технического сервиса лесозаготовительных машин: автореф. дис. канд. техн. наук. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. -19 с.

2. Шиловский В. Н. К вопросу о разработке системы эксплуатации лесозаготовительных машин /

B. Н. Шиловский, Е. В. Кутырев // Изв. высш. учеб. заведений: Лесной журнал. - 2007. - № 6. -

C. 57-64.

3. Питухин А. В. Повышение эксплуатационной технологичности лесозаготовительных машин/

A. В. Питухин, В. Н. Шиловский, И. Г. Скобцов,

B. А. Кяльвияйнен. - Петрозаводск: Петропресс, 2012, - 240 с.

о

Таблица 1

Значения расчетной себестоимости грузоперевозки в зависимости от снижения массы фактически перевозимого груза

Фактическая масса перевозимого груза (грузоподъемность, 0), кг

8000 7200 б400 5б00 4800 4000 3200 | 2400 1б00 800

Соответствующая грузоподъемности себестоимость 1 ткм (ср ) , руб/ткм

5,70 б,38 7,18 8,22 9,24 11,00 13,3б | 18,24 27,52 55,04

Таблица 2

Сравнительные величины расчетно-экспериментальной и аналитической себестоимостей 1ткм.

Параметры Значения параметров

Грузоподъемность лесотранспортной машины (б), кг 8000 7200 б400 5б00 4800 4000 3200 2400 1б00 800

Расчетно-экспериментальной себестоимость 1ткм (СР ), руб/ткм 5,7 б,38 7,18 8,22 9,24 11,00 13,3б 18,24 27,52 55,04

Аналитическая себестоимость 1ткм (С ан ), руб/т км 5,5б б,18 б,95 7,95 9,27 11,12 13,9 18,55 27,82 55,б4

Величина погрешности Е |С,| - Сан |) Е — J ! Сан *100% 2,5 3,2 3,3 3,4 0,3 1,0 3,8 1,б 1,1 1,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.