ФЭ (для фильтрации конкретных механических и биологических примесей в воздухе) и, с другой — с оценкой эксплуатационной надежности и долговечности ФЭ (определение расходных характеристик, срока между регенерациями ФЭ, эффективность последней и т. п.). Решение этих вопросов в конечном итоге приведет к созданию комплексной системы проектирования, технологического обеспечения и паспортизации ме-таллокерамических ФЭ, используемых для очистки воздуха.
Литература
•© КОЛЛЕК УДК 614.777
Арбидол — 1-метил-2-фенил-тиометил-З-карбэ-токси-4-диметил-аминометил-5-окси-6-броминдол гидрохлорит моногидрат — является производным 1-метил-5-оксииндола. Белый кристаллический порошок без запаха с горьким вкусом. Хорошо растворим в метаноле, мало растворим в воде, 95 % этаноле и хлороформе. Мол. масса 531,92. Арбидол — оригинальный отечественный антивирусный препарат, разработанный в лаборатории синтеза противовирусных средств во ВНИХФИ (Москва). Ориентировочный безопасный уровень воздействия арбидола в воздухе рабочей зоны 1 мг/м3 (2-й класс опасности), в атмосферном воздухе — 0,03 мг/м3.
Тиофенол — жидкость светло-желтого цвета с сильным специфическим запахом, мол. масса 110,18, точка кипения 76 °С. Ограниченно растворяется в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. Используется во многих процессах органического синтеза, в том числе и в производстве арбидола.
Оценку влияния веществ на органолептические свойства воды, санитарный режим водоемов и организм лабораторных животных в условиях острых и подострых опытов проводили в Ереванском НИИ общей гигиены и профзаболеваний им. Н. Б. Акопяна.
Пороговые концентрации арбидола и тиофенола по влиянию на запах воды составляли соответственно 1,1 и 0,002 мг/л. Концентрация арбидола 0,05 йг/л была пороговой по изменению процессов биохимического потребления кислорода (БПК),
1. Киреев Г. В., Татарский В. П., Ясиновая Л. Ю., Коле-сов В. И. Ц Гиг. и сан,— 1989,— № 12,—С. 81—82.
2. Котенюк Я. Ф.. Копысов В. A. 11 Там же,— 1990.— № 7,— С. 68—70.
3. Кучкарова М. Р. // Там же.— 1989,—№ 6,—С. 71—72.
4. Свитцов А. А., Абылгазиев Т. Ж-, Акобян А. А., Овсянников А. С. Мембранная техника в процессах водо-подготовки и очистки сточных вод: Обзор по материалам открытых публикаций и отчетов по НИР.—М., 1991.
5. Шицкова А. П., Гильденскиольд Р. С., Винокур И. Л. // Гиг. и сан,— 1984,—№ П.—С. 4—7.
Поступила 23.07.93
Summary. The efficacy of cermet filters for air purification
is studied. Air filtration efficacy was very high. Titanic
filter, for instance, entrapped all studied air bacteria.
тиофенол в концентрациях на уровне пороговой и ниже не нарушал процессов БПК и нитрификации. ЛД50 арбидола составляла для крыс-самцов 5541 ±676 мг/кг, для крыс-самок — 6900± ±457 мг/кг, для мышей — 6294+149 мг/кг, тиофенола — соответственно 223+46,5, 254+61 и 266+59 мг/кг.
В условиях 30-дневного подострого опыта арбидол вызывал изменения активности аланинами-нотрансферазы и псевдохолинэстеразы, а также содержания ионов натрия и калия в сыворотке крови. В дозах 1/5 и 1 /50 ЛД50 давал выраженный мутагенный эффект. Эмбиотоксическое действие не оказывал.
Подострая интоксикация тиофенолом сопровождалась изменениями у животных ЭКГ, активности ацетилхолинэстеразы и аспартатаминотрансфера-зы сыворотки крови. Мутагенного действия у препарата не выявлено. Тиофенол оказывал местно-раздражающее, кожно-резорбтивное и сенсибилизирующее действие, у арбидола эти эффекты не обнаружены. Пороговая доза подострого опыта с арбидолом — 22 мг/кг, с тиофенолом — 0,9 мг/кг.
Для получения более полной информации о характере токсического действия и обоснования ПДК арбидола и тиофенола в воде водных объектов мы изучали влияние веществ на организм лабораторных животных в условиях хронического эксперимента. Белые крысы-самцы массой 300—400 г (8 животных в группе) в течение 6 мес получали арбидол и тиофенол внутрижелудочно в водных растворах в дозах 0,002; 0,02 и 0,2 мг/кг
Гигиена воды, санитарная охрана водоемов
и почвы
ТИВ АВТОРОВ. 1994 :547.561-074
Г. И. Красовский, Т. С. Дергачева, Н. А. Егорова, Т. В. Алексеева, М. Г. Антонова, Л. Н. Андреева, О. И. Потапова, А. С. Спасский, В. И. Казачков
ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ АРБИДОЛА И ТИОФЕНОЛА В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, РАМН, Москва
и 0,001; 0,01 и 0,1 мг/кг соответственно. Функциональное состояние организма животных оценивали на 3, 10 и 30-е сутки, а затем ежемесячно в течение 6 мес. Регистрировали следующие показатели: количество эритроцитов, гемоглобина и лейкоцитов в крови, активность аланин- и аспартатамино-трансферазы, щелочной фосфатазы и лактат-дегидрогеназы в сыворотке крови. Вели постоянное наблюдение за общим состоянием и динамикой массы белых крыс, оценивали двигательную активность животных. В конце эксперимента изучали гонадотоксическое действие препарата по показателям подвижности сперматозоидов, их количества, кислотной и осмотической устойчивости [1]. Определяли также коэффициенты относительной массы внутренних органов животных.
Результаты исследований показали, что арбидол в дозах 0,02 и 0,2 мг/кг и тиофенол в дозах 0,01 и 0,1 мг/кг оказывали сходное действие на организм лабораторных животных, вызывая достоверные изменения количества лейкоцитов в крови, активности аланин- и аспартатаминотрансферазы, лактатдегидрогеназы сыворотки крови, увеличение коэффициентов относительной массы почек. У животных, получавших препараты в максимальных дозах, кроме того, увеличивались количество гемоглобина в крови, активность щелочной фосфатазы сыворотки крови: возрастала двигательная активность. Воздействие средней дозы тиофе-нола сопровождалось колебаниями содержания гемоглобина в крови и увеличением двигательной активности животных, арбидола — снижением активности щелочной фосфатазы сыворотки. Гонадотоксическое действие препараты практически
не оказывали. В эксперименте отмечено лишь некоторое снижение осмотической устойчивости сперматозоидов в группах животных, получавших максимальные дозы арбидола и тиофенола. Дозы арбидола 0,002 мг/кг, а тиофенола —
0.001.мг/кг оказались недействующими в условиях хронического эксперимента по всем показателям.
В специальных исследованиях оценивали эм-бриотоксическое действие тиофенола [2]. Установлено, что в дозах 0,1 и 1,0 мг/кг тиофенол оказывает эмбриотоксическое действие. Недействующая доза по этому виду эффекта определена на уровне 0,01 мг/кг.
Сопоставление полученных ранее результатов гигиенической оценки арбидола и тиофенола и результатов хронического опыта позволяет рекомендовать ПДК арбидола в воде водных объектов на уровне 0,04 мг/л по санитарно-токсико-логическому признаку вредности, класс опасности 3-й, ПДК тиофенола — 0,002 мг/л по органолеп-тическому признаку вредности, класс опасности 3-й.
Литература
1. Методические указания по изучению гонадотоксического действия химических веществ при гигиеническом нормировании в воде водоемов.— M., 1981.
2. Методические указания по изучению эмбриотоксического действия химических веществ при гигиеническом обосновании их ПДК в воде водных объектов.— М., 1984.
Поступила 24.06.93
Summary. Maximum allowable concentrations (MAC) for Arbidole and thiophenoi in water were substantiated. MAC of this substances accordingly are (mg/dm3): 0.04 and 0.002.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.31:546.771-074
А. С. Н азу кик, Л. В. Пестова, Е. В. Зайцева
ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ДОЗ МОЛИБДЕНА НА ПРОЦЕССЫ БИОЭНЕРГЕТИКИ И ОБМЕНА АДЕНИЛОВЫХ НУКЛЕОТИДОВ
Медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий, Екатеринбург
Молибден (Мо) — политропный микроэлемент, участвующий в различных метаболических процессах: цикле пуриновых нуклеотидов (ЦПН) в составе ксантиноксидазы; его содержат в качестве кофактора сульфат и альдегидоксидаза. Следова: тельно, многие метаболические реакции являются Мо-зависимыми. Попадая в организм человека и животных, молибден оказывает влияние на углеводный, фосфорно-кальциевый обмен [4], снижает содержание БН-групп в сыворотке крови [3]. Токсическое действие молибдена сопровождается морфологическими изменениями в органах и тканях. Молибден проявляет эмбриотоксический и мутагенный эффекты.
Техногенное загрязнение окружающей среды, в том числе водоисточников, наличие природных молибденовых геохимических провинций определяет гигиенический интерес к этому металлу не только как к одному из биологически активных элементов, но и как к веществу, обладающему токсическими свойствами.
При оценке возможного неблагоприятного дей-
ствия на организм молибдена, как и других элементов, относящихся к группе тяжелых металлов, одно из центральных мест занимает установление механизма развития начальных стадий интоксикации. При этом приобретает значение дифферен-цировка изменений с точки зрения донозоло-гической диагностики интоксикации. Решение этой задачи и было положено в основу настоящих исследований.
Экспериментальная модель создавалась путем длительной (в течение 3 мес) затравки белых беспородных крыс массой 150—200 г молибденом, поступающим в организм в виде водорастворимого соединения с питьевой водой в токсической и пороговой дозах (2,5 и 0,25 мг на 1 кг массы соответственно) [2, 7]. В динамике у животных брали кровь на биохимические исследования. В выделенной сыворотке определяли активность аспартатаминотрансферазы — ACT (КФ 2.6.1.1), аланинаминотрансферазы — АЛТ (КФ 2.6.1.2) [5], содержание мочевины [9], мочевой кислоты [12]. Через 3 мес животных