Научная статья на тему 'Обоснование положений экологической политики региона: республика Мордовия'

Обоснование положений экологической политики региона: республика Мордовия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
965
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Федоськина Л. А.

Регионы России в настоящее время по-новому переосмысливают свое экологическое поведение, стремясь к улучшению экологического положения. В статье анализируются основные экологические проблемы субъекта Российской Федерации, оценивается уровень влияния различных сфер деятельности на экологическое состояние территории. На основе аналитических выводов сформулированы цель, задачи и принципы экологической политики Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование положений экологической политики региона: республика Мордовия»

УДК 332.14:574(470.345)

обоснование положений экологической политики региона: республика Мордовия

л. а. федоськина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: ld0168@yandex. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Регионы России в настоящее время по-новому переосмысливают свое экологическое поведение, стремясь к улучшению экологического положения. В статье анализируются основные экологические проблемы субъекта Российской Федерации, оценивается уровень влияния различных сфер деятельности на экологическое состояние территории. На основе аналитических выводов сформулированы цель, задачи и принципы экологической политики Республики Мордовия.

Ключевые слова: экологическая политика, охрана окружающей среды, экологические риски, экологическое состояние.

К вопросу формирования экологической политики, адекватной современному состоянию окружающей среды, в последние годы все чаще стали обращаться ведущие ученые-экологи, политики и экономисты. Проблемы экологии широко обсуждаются не только на международном и национальном уровнях, но и на региональном [5, 6, 7]. Основную экологическую нагрузку создают предприятия и организации реального сектора экономики. Смягчение экологической ситуации во многом определяется тем, насколько экологическая политика конкретного региона отвечает требованиям защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйствующих субъектов и особенностям природопользования на данной территории.

Современный период, характеризующийся существенным обострением экологических про-

блем, заставил многие регионы нашей страны задуматься об их эффективном решении. Существует ряд мероприятий, которые необходимо своевременно разработать и реализовать для обеспечения экологической безопасности. Первоочередными среди этих мероприятий являются:

• осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в данном направлении;

• организация всеобъемлющего контроля за состоянием окружающей среды;

• обеспечение неотвратимости наказания за нарушение природоохранного законодательства;

• организация постоянного контроля за возведением экологически опасных объектов;

• экологическое воспитание населения и т. д. Среди первостепенных мер выделяется формирование адекватной текущему состоянию территории экологической политики. она представляет собой систему мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Это определенная регионом совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей его состояния, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.

Решение вопросов, связанных с рациональным природопользованием, охраной окружающей среды, решением экологических проблем, основывается на оценке реального состояния территории для рассмотрения этого уровня как стартового для осуществления программ минимизации негативного

воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба.

Республика Мордовия не относится к числу неблагополучных регионов по общему уровню экологических рисков. Это обусловлено сравнительно небольшой численностью промышленных предприятий и эксплуатирующихся в республике автомототранспортных средств, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Вместе с тем экологическая обстановка в республике является относительно напряженной. Распространение лесных пожаров, начиная с 2007 г., привело к увеличению повреждения лесов, которое достигло в 2010 г. критического состояния (рост по сравнению с предыдущим годом составил 48 %, или 40 467 га). Самые значительные потери древесины на корню имели место в 2010 г., которые составили 1 016 326 м3 (табл. 1).

В связи с ухудшением пожароопасной обстановки в республике проводятся крупномасштабные мероприятия по восстановлению лесов. На протяжении 2006-2009 гг. ежегодные объемы работ по лесо-восстановлению в мордовии составляли около 900 га. Катастрофическое увеличение площади лесных пожаров в 2010 г. потребовало проведения большего объема лесовосстановительных работ. Леса в том году были восстановлены на площади 1 085 га, рост лесо-восстановительных работ составил около 120 %.

Однако этого не вполне достаточно для восстановления лесного фонда, пострадавшего от пожаров, поскольку его потери оцениваются более значительно. Площади лесных насаждений сокращаются. Если в 2008 г. площадь лесов сократилась на 34 га в сравнении с 2007 г. и составила 98 %, то в 2010 г. сокращение площади молодняка ценных пород произошло уже на 680 га и составило только 61 % от показателя предыдущего года. Площадь лесных вырубок главного пользования также имеет тенденцию к сокращению: с 9 тыс. га в 2006 г. до 5 тыс. га в 2010 г.

Использование расчетной Л1

Таблица 1

Сведения о лесных пожарах в Республике Мордовия в 2006-2010 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Число лесных 168 63 83 205 303

пожаров

Лесная площадь, 691 69 45 238 40 467

пройденная

пожарами, га

Потери древесины 41 798 194 656 4 000 1 016 326

на корню, м3

В республике ведется постоянная работа по защите лесов от вредителей и болезней биологическим методом. Ежегодно обработке подвергается от 2 000 до 3 000 га лесного массива.

В качестве одного из направлений развития пространственной организации региона в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики мордовия до 2025 г. поддержка местных инициатив предусматривает развитие деревообрабатывающей промышленности. Республика не обладает большими запасами лесных ресурсов: общая площадь лесов составляет 749,6 тыс. га, или 28 % всех земель Республики мордовия. общий запас древесины основных лесообразующих пород составляет 110,51 млн м3. Расчетная лесосека по сплошным и выборочным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений на декабрь 2010 г. составила 1 089,4тыс. м3. Традиционно сложилось так, что в регионе фактическая рубка составляет 27-29 % от принятой расчетной лесосеки (табл. 2).

Стабильное повышение объемов освоения расчетной лесосеки на протяжении всего анализируемого периода наглядно прослеживается на рис. 1. Исключение составляет только ситуация по мягко-лиственному хозяйству, сложившаяся в 2007 г.

однако планируемое расширение деревообрабатывающей промышленности потребует увеличения доли использования лесосеки до 33-35 %. Исходя из этого, использование расчетной лесосеки (фактическая рубка) может составить от 360 до 382 тыс. м3.

Таблица 2

}секи в 2006-2010 гг., тыс. м3

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

План. Факт. План. Факт. План. Факт. План. Факт. План. Факт.

Всего В том числе: 715,5 198,0 766,0 178,6 766,0 213,7 1 089,4 251,7 1 089,4 308,3

по хвойному хозяйству 76,7 66,6 79,4 77,6 79,4 73,3 111,1 88,8 111,1 93,7

по твердолиственному хозяйству 76,5 5,7 77,9 5,9 77,9 6,7 88,3 7,7 88,3 13,3

по мягколиственному хозяйству 562,3 125,7 608,7 95,1 608,7 1 33,7 890,0 155,2 890,0 201,3

Хвойное хозяйство

Твердолиственное хозяйство

Мягколиственное хозяйство

Рис. 1. Освоение расчетной лесосеки в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., тыс. м3

Объемы заготовки ликвидной древесины дополняются рубками лесных насаждений при уходе за лесами. Общая площадь рубки ухода в 2010 г. оценивалась в 5 108 га с объемом заготовки ликвидной древесины 70,8 тыс. м3, в том числе 13,8 тыс. м3 было получено при осуществлении выборочных рубок при прореживании и 57,0 тыс. м3 - по объемам проходных рубок. При повышении объемов лесозаготовок для поддержания и обеспечения потребностей развивающейся деревообрабатывающей промышленности особое внимание должно уделяться лесовосстановительным работам. Основными задачами лесного хозяйства в области воспроизводства лесных ресурсов должны стать своевременное восстановление хозяйственно ценных лесов на вырубках и гарях с одновременным сокращением не покрытых лесом земельных площадей.

Основным способом лесовосстановления в условиях Республики Мордовия является создание лесных культур. В последнее время лес ежегодно вырубается на площади около 1,2 тыс. га, и при повышении объемов производства предприятий деревообрабатывающей промышленности площадь вырубок также будет расти.

В рамках республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 годы» предусмотрена реализация ряда проектов, среди которых:

• строительство предприятия по производству древесных плит;

• организации производства древесного биотоплива, древесного угля и топливных гранул (пеллет);

• организация производства по заготовке сортиментов из древесины хвойных, твердолис-

твенных и мягколиственных пород [4].

Последний из перечисленных проектов направлен на прямое улучшение экологической ситуации за счет вовлечения в производство перестойной древесины.

В комплексе мероприятий по повышению продуктивности лесов важная роль отводится качеству семян древесных пород. В целях обеспечения лесовосстанов-ления высококачественными семенами с хорошими наследственными свойствами ценных местных и интродуцированных пород будет и дальше развиваться созданный в регионе генетико-селекционный комплекс. Он включает в себя плюсовые деревья и насаждения, аттестованные постоянные лесосе-менные участки и плантации, маточные плантации, генетические резерваторы, площади испытательных лесных культур плюсовых деревьев и географических культур.

Для выращивания посадочного материала в республике имеется постоянный базисный питомник общей площадью 25,0 га. Его мощности достаточны для подготовки необходимого количества посадочного материала.

Важную роль в обеспечении безопасности национальных богатств играет противопожарная защита лесов. Работы в этом направлении должны быть максимально активизированы. Приоритетным направлением здесь выступает защита населения, а также объектов промышленности и инфраструктуры, располагающихся в лесной зоне, от пожаров и других чрезвычайных ситуаций. В последние годы количество случаев возникновения лесных пожаров значительно возросло. Это обусловлено ослаблением внимания к обеспечению пожарной безопасности лесов. Данные по объемам выполненных в последние годы противопожарных лесоохранных мероприятий представлены в табл. 3.

Несмотря за значительное увеличение площади лесов, пройденной пожарами в 2010 г., увеличение объемов пожароохранных работ составило лишь 145 % к уровню предыдущего года.

Самой распространенной причиной пожаров является антропогенный фактор. Это вызывает необходимость большее внимание уделять проти-

Таблица 3

Объемы выполненных работ по охране лесов от пожаров в 2009 и 2010 гг., км

Показатель 2009 2010

Устройство минерализованных полос 1 339 1 948

Уход за противопожарными барьерами и минерализованными полосами 6 880 7 884

Строительство дорог противопожарного назначения 15 15

Ремонт дорог противопожарного назначения 115 115

вопожарной профилактике, проведению массовой разъяснительной работы среди населения республики, направленной на воспитание сознательного и бережного отношения к лесу. Традиционными должны стать выступления специалистов по радио и телевидению с тематическими беседами по вопросам охраны лесов, а также публикация статей в районных, городских и республиканских газетах. На дорогах, прилегающих к лесным массивам, ежегодно должны устанавливаться новые и обновляться старые агитвитрины и плакаты на противопожарную тематику.

Продолжаются работы по проведению разведывательных мероприятий по оценке запасов мореного дуба.

Все больше внимания проблемам охраны окружающей среды, организации благоустройства и озеленения территории, использованию, защите и воспроизводству лесов, решению вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов уделяется администрациями городов и населенных пунктов Республики Мордовия.

В рамках благоустройства и озеленения городов постоянно производятся работы по уборке лесопарковых зон от мусора, валежника и сухостоя. Обеспечение пожарной безопасности предполагается осуществлять посредством ограничения въезда в леса и лесопарковые зоны путем установки съемных ограждающих столбиков.

Наряду с вопросами охраны лесов и рационального лесопользования в республике постоянному экологическому мониторингу подвергаются проблемы загрязнения атмосферы.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в период с 2006-2010 гг. в регионе снизился с 40 до 34 тыс. т в год. Это связано с сокращением промышленного производства.

Наряду с сокращением объемов выбросов вредных веществ, отходящих от стационарных промышленных источников, сократилось и абсолютное значение улавливаемых вредных веществ в атмосфере с 495 тыс. т - в 2006 г. до 450 тыс. т в 2010 г. Доля улавливаемых и обезвреживаемых веществ остается в пределах 93 %.

Общий уровень загрязнения окружающей среды по выбросам в атмосферу и сбросам в водные бассейны вредных веществ и продуктов переработки промышленных предприятий представлен в табл. 4.

В структуре вредных веществ, отходящих от стационарных промышленных источников загрязнения атмосферного воздуха, от 80 до 90 % составляют газообразные и жидкие вещества. Процент твердых веществ стабильно невысок и не оказывает существенного влияния на состояние атмосферного воздуха Республики. В составе газообразных и жидких веществ более 50 % выбросов приходится на углеводороды (без летучих органических соединений).

Использование (утилизация) вредных веществ, уловленных очистными установками, в последние два года снизилось и составило 99 %, в то время как в три предшествующих года анализируемого периода данный показатель имел 100 %-ное значение.

В Мордовии наблюдается снижение забора воды из подземных и поверхностных природных водных источников для использования (с 78 до 73 млн м3 за последние 5 лет). Использование воды также сокращалось с 74 до 70 млн м3 в год. Наряду с этим уровень загрязнения сточных вод в республике незначителен. Если в 2006-2007 гг. недостаточно очищенные воды в структуре стоков составляли 96 %, то в последние три года рассматриваемого периода этот показатель увеличился до 98 %.

Объемы токсичных отходов на протяжении 2006-2010 гг. постоянно снижались. Уменьшение

Таблица 4

Влияние хозяйственной деятельности

на состояние окружающей среды в Республике Мордовия в 2006-2010 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Сброс загрязненных сточных вод, млн м3 51 50 49 47 46

Выбросы загрязненных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс. т 40 32 44 33 34

0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,61

-0г57-

0,46

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 2. Доля использованных и обезвреженных токсичных отходов производства в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., %

80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

76 189

46 616

26 348

2006

2007

2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Объемы инвестиций в обезвреживание токсичных отходов в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., тыс. руб.

произошло с 2 996 тыс. т в 2006 г. до 1 074 тыс. т в 2009 г. Однако в 2010 г. наблюдалось увеличение объема токсичных отходов на 238 тыс. т. При этом доля использованных и обезвреженных токсичных отходов производства в 2006-2010 гг. имела нестабильное значение (рис. 2).

0,76 В классах опасности

0 63 токсичных отходов произ-

водства наибольшую долю занимают малоопасные отходы (4-5-й классы). Вместе с тем в 2008 г. в 10 раз повысился объем высокоопасных токсичных отходов 1-2-го классов.

Такое положение с данным видом отходов обусловлено резким снижением в 2008-2009 гг. объемов инвестиций (более чем на 70 %), направляемых на обезвреживание токсичных отходов (рис. 3).

В целом, инвестиции в мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов Республики Мордовия в 2006-2010 гг. не имели какой-либо ярко выраженной стабильной тенденции, о чем 9 579 свидетельствуют данные, представленные в табл. 5. Традиционно в струк-2010 туре инвестиций в области экологии в Республике Мордовия наибольшую долю занимают вложения в мероприятия, связанные с охраной и рациональным использованием водных ресурсов и земель. Незначительную долю в экологических инвестициях занимают вложения в мероприятия по охране заповедников - их доля варьировалась от 0 % в 2006 г. до 8 % 2010 г.

97

2009

Таблица 5

Инвестиции в мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в Республике Мордовия в 2006-2007 гг., тыс. руб.

Наименование 2006 2007 2008 2009 2010

Мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, всего В том числе: 266 951 271 462 249 656 286 811 213 948

на охрану и рациональное использование водных ресурсов 136 751 89 467 109 547 186 379 134 150

на охрану и рациональное использование земель 75 340 102 020 108 471 92 501 54 287

на охрану лесных ресурсов 8 219 1 822 1 698 5 410 13 918

на обезвреживание токсичных отходов 46 616 76 189 26 348 97 9 579

на охрану заповедников - 1 701 1 176 850 1 699

Сравнительно большой объем инвестиций был направлен на мероприятия по охране лесных ресурсов в 2010 г. (вложения составили 13 918 тыс. руб.). В 2008 г. эта цифра составила минимальное значение - 1 698 тыс. руб., или 12 % к уровню 2010 г.

Анализ экологического положения и выполняемых мероприятий показывает, что республике необходимо решить следующие задачи в данной области:

• оценить потребность в профилактических мероприятиях по предотвращению лесных пожаров;

• повысить уровень обезвреживания токсичных отходов производства;

• принять меры по нейтрализации ядовитых выбросов автомобильного транспорта;

• провести разведку новых месторождений подземных вод для обеспечения населения республики и промышленного сектора водой;

• снизить уровень износа гидротехнических сооружений с целью уменьшения загрязнения сточных вод.

В целом ориентиры экологического развития Республики Мордовия должны быть нацелены на улучшение показателей, отражающих результаты деятельности промышленных объектов Республики, на улучшение среды обитания и жизнедеятельности населения, а также на состояние атмосферного воздуха, водных, лесных и земельных ресурсов. Все это позволит повысить экологическую устойчивость территории Республики Мордовия.

Экологическая политика Республики Мордовия призвана реализовать положения экологической политики Российской Федерации, целями которой согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. являются значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств [2].

Достижение цели экологической политики Республики Мордовия предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, среди которых:

1) усиление государственного регулирования в области использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды;

2) модернизация производственных мощностей и технологий на основе внедрения наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых

технологий, автоматизации управления технологическим процессом;

3) внедрение малоотходных и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, применение нетрадиционных источников энергии, инновационных технологий по производству и использованию биотоплива, гарантирующих экологическую безопасность;

4) внедрение системы сбора отходов в населенных пунктах республики с организацией центров по их переработке, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов;

5) повышение требований к хозяйствующим субъектам по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

6) создание и развитие системы экологического мониторинга и охраны окружающей среды в промышленных районах республики с регулярным оповещением населения;

7) создание надежной информационной системы для принятия эффективных решений в сфере экологической политики;

8) поддержание качества окружающей среды на уровне, безопасном для здоровья людей и функционирования экосистем путем регулирования хозяйственной и иной деятельности;

9) сохранение и восстановление естественного биологического разнообразия Республики Мордовия;

10) повышение эффективности экологического образования, просвещения и информирования населения;

11) разработка и реализация нормативных правовых актов, экологических программ и проектов;

12) реализация комплекса профилактических мероприятий по предотвращению лесных пожаров;

13) повышение уровня обезвреживания токсичных отходов производства;

14) нейтрализации ядовитых выбросов автомобильного транспорта;

15) разведка новых месторождений подземных вод для обеспечения населения республики и промышленного сектора водой;

16) снижение уровня износа гидротехнических сооружений с целью уменьшения загрязнения сточных вод;

17) реализация мероприятий по благоустройству населенных пунктов, улучшению их санитар-но-эстетического состояния, созданию зеленых зон, садов и парков.

Решение задач по достижению целей экологической политики Республики Мордовия основывается на следующих принципах:

• рассмотрение экологической политики как неотъемлемой части стратегии развития Республики Мордовия;

• учет целостности и взаимосвязанности всех компонентов окружающей среды;

• постоянное и планомерное уменьшение вредных воздействий на окружающую среду;

• преимущество использования возобновляемых природных ресурсов перед невозобновляемыми;

• учет особенностей экологической обстановки и тенденций в ее изменениях;

• достоверность, открытость и доступность информации о состоянии окружающей среды и здоровье населения;

• участие общественности в решении экологических проблем и принятии экологически значимых решений.

Предлагаемая экологическая политика для Республики Мордовия представляет собой единую согласованную систему экологических мероприятий, направленных на обеспечение экологических нужд региона и соответствует целям экологической политики Российской Федерации. Экологическая политика Республики Мордовия может стать основой сохранения экологической безопасности, обеспечения социально-экономической стабильности и реализации региональной модели устойчивого развития.

Список литературы

1. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Мордовия в 2010 г. / под ред. В. Т. Шумкина, В. М. Максимкина, А. Н. Макейчева. Саранск, 2011.

2. концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Мордовия: стат. ежегодник. Саранск: Мор-довиястат, 2011.

4. Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 годы: республиканская целевая программа Республики Мордовия. Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.12.2008 № 567.

5. Матвеева Е. В. Экологиче ская политика Евросоюза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 311-317.

6. Пугачев А. В. Региональная экологическая политика в России: взгляд гражданского общества // Известия Саратовского университета. Серия «Социология. Политология». 2010. Т. 10. Вып. 3. С. 97-99.

7. Ферару Г. С. Экологические проблемы и пути их решения на региональном уровне (на примере Белгородской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.