Научная статья на тему 'Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжка в длину с разбега учащихся V классов'

Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжка в длину с разбега учащихся V классов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинематическая и динамическая структура движения / прыжки в длину с разбега / биомеханический анализ / двигательная подготовленность. / kinematic and dynamic structure of movements / running long jumps / biomechanical analysis / motor fitness.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Баранцев Сергей Анатольевич, Чикаш Сергей Леонардович, Баранников Владимир Владиславович, Мельников Валерий Васильевич

Исследование посвящено актуальному вопросу: совершенствованию техники прыжков в длину с разбега (ПД), которые относятся к основным видам движений. Далеко не все школьники могут выполнить нормативные требования учебной программы по легкой атлетике, основу которых составляют бег, прыжки и метания. Целью исследования является обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники ПД учащихся V классов на уроках физической культуры на основе комплексного подхода: выявления особенностей кинематических и динамических характеристик изучаемого движения, показателей двигательной подготовленности, результатов педагогических наблюдений и анализа литературных источников по данному вопросу. Методы и материал. Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных по теме исследования, тестирование двигательной подготовленности, киноциклография, динамография, хронометрия, антропометрия, методы математико-статистического анализа. Результаты. Анализ биомеханических характеристик ПД и двигательной подготовленности выявил значительные различия между мальчиками и девочками не только в технике изучаемого движения, но и в двигательной подготовленности. У мальчиков V классов по сравнению с девочками достоверно больше результат ПД, лучше показатели кинематической и динамической структуры исследуемого движения. У мальчиков достоверно выше показатели двигательной подготовленности (быстрота, сила, скоростно-силовые возможности). У девочек зарегистрированы достоверно более высокие показатели развития гибкости. На основании результатов корреляционного, регрессионного, вариационного анализа были сформулированы педагогические задачи совершенствования техники ПД учащихся V классов. Заключение. У девочек V классов от начала к концу учебного года достоверно увеличивается скорость разбега, но техника выполнения отталкивания ещё не адаптирована к этой скорости. У мальчиков от начала к концу учебного года при стабилизации скорости разбега и динамических характеристик прыжков в длину достоверно увеличивается скорость маховых движений во время отталкивания. Результат прыжков в длину стабилизируется. Мальчики по сравнению с девочками более эффективно используют скорость разбега при выполнении ПД. Новизна исследования заключается в выявлении новых данных о возрастно-половых кинематико-динамических особенностях формирования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся V классов и в обосновании педагогических задач совершенствования структуры движения для учащихся этого возраста. Практическое значение работы определяется возможностью использования новой технологии для синтеза различных программ, повышающих эффективность совершенствования основных видов движений школьников в условиях общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Баранцев Сергей Анатольевич, Чикаш Сергей Леонардович, Баранников Владимир Владиславович, Мельников Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of pedagogical tasks substantiation improving the components of the long jump technique with long jumps of 5th year schoolchildren

The study is devoted to improving the kinematics and dynamics of the running long jump (LJ), which belong to the main types of movements. Not all schoolchildren can fulfill the regulatory requirements of the athletics curriculum, which are based on running, jumping and throwing. The aim of the study is to give reasoning on the educational goal of improving the components of the running long jump technique in 5th year schoolchildren at physical education lessons based on an integrated approach which includes identifying the specificity of the kinematic and dynamic characteristics of the movement under study, indicators of motor readiness, results of pedagogical observations and analysis of literary sources on the issue. Methods and material. The following research methods were used: analysis and generalization of literature data on the topic of the research, motor fitness testing, cinecyclography, dynamography, chronometry, anthropometry, methods of mathematical and statistical analysis. Results. Analysis of running long jump biomechanical characteristics and motor readiness of schoolchildren revealed significant differences between boys and girls not only in the technique of the movement under study, but in motor readiness as well. Compared to girls, boys of the 5th year school have significantly higher LJ results, better indicators of the kinematic and dynamic structure of the studied movement. Also boys have significantly higher indices of motor readiness (speed, strength, speed-power capabilities). Girls showed significantly higher indicators of flexibility development. Based on the results of correlation, regression and variational analysis, the educational goals of improving the running long jump technique for the 5th year schoolchildren was formulated. Conclusion. The fifth-grade female schoolchildren demonstrate the run-up speed significant increase as compared in the beginning of the school year to its end, but the technique of repulsion is not yet adapted to this speed. From the beginning to the end of the academic year the speed of the swing movements during the repulsion of male-children significantly increases. They also demonstrate the stabilization of the take-off speed and stabilization of the dynamic characteristics of long jumps. The result of the long jump is stabilizing. The male-children as compared with the female-children use the run-up speed more effectively doing long jumps. The novelty of the study is to identify the new data on age-gender kinematic-dynamic features of the long jump technique for fifth-grade schoolchildren and in the justification of pedagogical issues to improve the structure of movement for this age schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжка в длину с разбега учащихся V классов»

УДК 531/534: [57+61]

Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжка в длину с разбега учащихся V классов

Баранцев С.А.1*, Чикаш С.Л.2, Баранников В.В.1, Мельников В.В.3

1 Государственный университет управления г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-7765-1755, barancev_sergei@mail.ru* ORCID: 0000-0001-5267-6713, barannikov.vv66@gmail.com 2Управление по физической культуре и спорту Администрации города Улан-Удэ

г. Улан-Удэ, Россия ORCID: 0000-0002-5391-0644, chikash_sergei@mail.ru 3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Липецк, Россия ORCID: 0000-0003-0043-5795, melnikov.valeriy62@mail.ru

Аннотация: Исследование посвящено актуальному вопросу: совершенствованию техники прыжков в длину с разбега (ПД), которые относятся к основным видам движений. Далеко не все школьники могут выполнить нормативные требования учебной программы по легкой атлетике, основу которых составляют бег, прыжки и метания. Целью исследования является обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники ПД учащихся V классов на уроках физической культуры на основе комплексного подхода: выявления особенностей кинематических и динамических характеристик изучаемого движения, показателей двигательной подготовленности, результатов педагогических наблюдений и анализа литературных источников по данному вопросу. Методы и материал. Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных по теме исследования, тестирование двигательной подготовленности, киноциклография, динамография, хронометрия, антропометрия, методы математико-статистического анализа. Результаты. Анализ биомеханических характеристик ПД и двигательной подготовленности выявил значительные различия между мальчиками и девочками не только в технике изучаемого движения, но и в двигательной подготовленности. У мальчиков V классов по сравнению с девочками достоверно больше результат ПД, лучше показатели кинематической и динамической структуры исследуемого движения. У мальчиков достоверно выше показатели двигательной подготовленности (быстрота, сила, скоростно-силовые возможности). У девочек зарегистрированы достоверно более высокие показатели развития гибкости. На основании результатов корреляционного, регрессионного, вариационного анализа были сформулированы педагогические задачи совершенствования техники ПД учащихся V классов. Заключение. У девочек V классов от начала к концу учебного года достоверно увеличивается скорость разбега, но техника выполнения отталкивания ещё не адаптирована к этой скорости. У мальчиков от начала к концу учебного года при стабилизации скорости разбега и динамических характеристик прыжков в длину достоверно увеличивается скорость маховых движений во время отталкивания. Результат прыжков в длину стабилизируется. Мальчики по сравнению с девочками более эффективно используют скорость разбега при выполнении ПД. Новизна исследования заключается в выявлении новых данных о возрастно-половых кинематико-динамических особенностях формирования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся V классов и в обосновании педагогических задач совершенствования структуры движения для учащихся этого возраста. Практическое значение работы определяется возможностью использования новой технологии для синтеза различных программ, повышающих эффективность совершенствования основных видов движений школьников в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: кинематическая и динамическая структура движения, прыжки в длину с разбега, биомеханический анализ, двигательная подготовленность.

Для цитирования: Баранцев С.А.*, Чикаш С.Л., Баранников В.В., Мельников В.В. Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжка в длину с разбега учащихся V классов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

The technology of pedagogical tasks substantiation improving the components of the long jump technique with long jumps of 5th year schoolchildren

Sergey A. Barantsev1*, Sergey L. Chickash2, Vladimir V. Barannikov1, Valeriy V. Melnikov3

1State University of management Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-7765-1755, barancev_sergei@mail.ru* ORCID: 0000-0001-5267-6713, barannikov.vv66@gmail.com 2Department of Physical Culture and Sports» Ulan-Ude, Russia ORCID: 0000-0002-5391-0644, chikash_sergei@mail.ru 3Financial University under the Government of the Russian Federation

Lipetsk, Russia

ORCID: 0000-0003-0043-5795, melnikov.valeriy62@mail.ru

Abstract: The study is devoted to improving the kinematics and dynamics of the running long jump (LJ), which belong to the main types of movements. Not all schoolchildren can fulfill the regulatory requirements of the athletics curriculum, which are based on running, jumping and throwing. The aim of the study is to give reasoning on the educational goal of improving the components of the running long jump technique in 5th year schoolchildren at physical education lessons based on an integrated approach which includes identifying the specificity of the kinematic and dynamic characteristics of the movement under study, indicators of motor readiness, results of pedagogical observations and analysis of literary sources on the issue. Methods and material. The following research methods were used: analysis and generalization of literature data on the topic of the research, motor fitness testing, cinecyclography, dynamography, chronometry, anthropometry, methods of mathematical and statistical analysis. Results. Analysis of running long jump biomechanical characteristics and motor readiness of schoolchildren revealed significant differences between boys and girls not only in the technique of the movement under study, but in motor readiness as well. Compared to girls, boys of the 5th year school have significantly higher LJ results, better indicators of the kinematic and dynamic structure of the studied movement. Also boys have significantly higher indices of motor readiness (speed, strength, speed-power capabilities). Girls showed significantly higher indicators of flexibility development. Based on the results of correlation, regression and variational analysis, the educational goals of improving the running long jump technique for the 5th year schoolchildren was formulated. Conclusion. The fifth-grade female schoolchildren demonstrate the run-up speed significant increase as compared in the beginning of the school year to its end, but the technique of repulsion is not yet adapted to this speed. From the beginning to the end of the academic year the speed of the swing movements during the repulsion of male-children significantly increases. They also demonstrate the stabilization of the take-off speed and stabilization of the dynamic characteristics of long jumps. The result of the long jump is stabilizing. The male-children as compared with the female-children use the run-up speed more effectively doing long jumps. The novelty of the study is to identify the new data on age-gender kinematic-dynamic features of the long jump technique for fifth-grade schoolchildren and in the justification of pedagogical issues to improve the structure of movement for this age schoolchildren.

The practical significance of the work is determined by the possibility of using new technology to synthesize various programs that increase the effectiveness of improving the basic types of movements of children in a secondary school.

Key words: kinematic and dynamic structure of movements, running long jumps, biomechanical analysis, motor fitness.

For citation: Sergey A. Barantsev*, Sergey L. Chickash, Vladimir V. Barannikov, Valeriy V. Melnikov. The technology of pedagogical tasks substantiation improving the components of the long jump technique with long jumps of 5th year schoolchildren. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Прыжки, также как бег и метания, являются жизненно важными естественными видами движений. Они широко используются в школьной Программе физического воспитания, оказывая разностороннее воздействие на организм ребенка, способствуя гармоничному развитию и укреплению здоровья. Поэтому эти виды движений включены в школьную Программу физического воспитания, начиная с первого класса.

Освоение техники спортивных движений и ее последующее совершенствование в условиях общеобразовательной школы является одной из центральных задач физического воспитания школьников. Однако эта задача решается недостаточно эффективно и далеко не все школьники могут выполнить нормативные требования учебной программы по легкой атлетике, основу которых составляют бег, прыжки и метания [1 и др.]. К настоящему времени определены информативные кинематические и динамические характеристики прыжков в длину с разбега, анализ которых позволяет объективно оценить особенности техники прыжков в длину с разбега у спортсменов [2 и др.]. Результаты анализа специальной литературы показали, что методики обучения детей школьного возраста прыжкам в длину с разбега в условиях общеобразовательной школы заимствованы из спорта и не учитывают возрастные кинематико-динамические особенности формирования ациклических локомоций учащихся [3]. В то же время, учет закономерностей развития движений мог бы способствовать адекватному и реальному использованию способностей детей и подростков в овладении основными видами локомоций [4]. Научное обоснование педагогических задач - это центральный момент для формирования методики совершенствования основных видов движений школьников.

В литературе представлены работы, в которых обосновываются педагогические задачи совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы [5, 6, 7].

Новизна исследования заключается в выявлении новых данных о возрастно-половых кинематико-динамических особенностях формирования компонентов техники прыжков в

длину с разбега учащихся V классов и в обосновании педагогических задач совершенствования структуры движения для учащихся этого возрастх. Это, безусловно, оказывает непосредственное влияние на формирование методики совершенствование компонентов техники исследуемого движения пятиклассников в соответствии с возрастными особенностями учащихся V классов.

Целью исследования является обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега (ПД) учащихся V классов на уроках физической культуры на основе новой технологии: выявления особенностей кинематических и динамических характеристик изучаемого движения, а также показателей двигательной подготовленности, результатов педагогических наблюдений.

Задачи исследования:

1. Выявить кинематико-динамические особенности техники ПД мальчиков и девочек V классов.

2. Обосновать педагогические задачи совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега школьников V классов на уроках физической культуры.

Материалы и методы

Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: киноциклография, динамография, хронометрия, тестирование двигательной подготовленности, антропометрия, анализ и обобщение литературных данных по теме исследования, методы математико-статистического анализа.

Киноциклография

Киносъемка изучаемого движения проводилась с частотой до 120 кадров в секунду на фоне тест-объекта. Маркировка центра вращения суставов проводилась по совпадающим антропометрическим точкам. Полученные киноматериалы при помощи устройства ввода графической информации вводились в компьютер и обрабатывались по специальным программам. Метрологическая оценка показала, что используемый измерительный комплекс отвечает необходимым требованиям для изучения исследуемого движения.

Кинематику ПД изучали по 52 показателям, включая временные, угловые, скоростные (вертикальная, продольная, результирующая) характеристики, механическую энергию, мощность отталкивания, амплитуду перемещения общего центра масс тела (ОЦМТ) и отдельных звеньев тела в начале и конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания, угол вылета ОЦМТ. Момент окончания фазы амортизации определялся по наименьшему углу сгибания опорной ноги в коленном суставе за период опоры [9].

Динамография

Динамические характеристики ПД регистрировали при помощи динамометрического комплекса «Модуль» и цифрового носителя информации. Полученные результаты обрабатывали при помощи ПК по специальным программам. Перед проведением и по окончании исследований проводили тарировку тензоплатформы по 3-м составляющим: вертикальной составляющей - загрузкой стандартными грузами, поперечной и продольной составляющих - при помощи пружинного динамометра. При проведении биомеханического анализа изучали динамические характеристики ПД по 16 показателям (силовые и временные характеристики движения фазы амортизации и отталкивания; импульс силы по вертикальной составляющей, градиент силы реакции опоры по продольной составляющей силы реакции опоры и др.).

Хронометрия

При помощи электронного секундомера «ИСВИ» и фотодиодных установок, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга, фиксировали скорость разбега за 2 м до места отталкивания.

Тестирование двигательных способностей

Определяли абсолютную и относительную сила мышц-разгибателей спины и ног, результаты прыжков в длину и вверх с места на максимальный результат и на 50% от максимального результата, время бега на 10 м с хода на максимальный результат и на 50% от максимального результата, показатели наклона вперед.

Антропометрия

Определяли длину, массу тела, весо - ростовой индекс.

Методы математико-статистического анализа

Результаты исследования обрабатывали методами математической статистики: определяли средние значения (М), квадратические отклонения от них (а). Нормальность распределения экспериментальных данных оценивали по коэффициентам асимметрии (Аs) и эксцесса (Ех). Достоверность различий определяли по ^критерию Стьюдента, а в случае отсутствия нормального распределения использовали непараметрический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни. Взаимосвязь между различными параметрами движений и показателями двигательной подготовленности определяли при помощи коэффициентов линейной корреляции (г). Для изучения нелинейной взаимосвязи проводился расчёт корреляционных отношений (ц).

Организация исследования

Было проведено два параллельных лонгитудинальных исследования по изучению формирования кинематической структуры ПД, обоснованию методик их совершенствования для учащихся 1-Х классов. Тестирование двигательной подготовленности, киноциклография и

динамография проводились в каждом классе в начале и в конце учебного года. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе.

Совершенствование техники ПД в контрольных группах проводилось традиционно, в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы и существующими методическими рекомендациями.

Совершенствование техники изучаемого движения в экспериментальных группах проводилось по методикам, разработанным по новой технологии, в сетке часов учебных занятий по физической культуре в IV четверти с упреждающим развитием необходимых двигательных качеств [9].

В контрольной группе приняли участие 32 мальчика и 27 девочек, в экспериментальной - 21 мальчик и 34 девочки.

Результаты и обсуждение

Установлено, что у девочек экспериментальных и контрольных групп от начала к концу учебного года достоверно увеличивается скорость разбега. Но техника выполнения отталкивания ещё не адаптирована к этой скорости, они используют её не достаточно эффективно. Поэтому результат ПД не увеличивается (р>0,05), также, как и параметры отталкивания (маховые движения ногой, руками, динамические характеристики отталкивания).

У мальчиков экспериментальных и контрольных групп от начала к концу учебного года при стабилизации скорости разбега и динамических характеристик прыжков в длину (р>0,05) достоверно увеличивается скорость маховых движений. Результат прыжков в длину стабилизируется (р>0,05). Мальчики по сравнению с девочками более эффективно используют скорость разбега при выполнении ПД.

Особенности динамики временных параметров отталкивания и перемещений ОЦМТ, коленного сустава маховой ноги и кисти в течение учебного года примерно одинаковые у мальчиков и девочек.

При этом у мальчиков и у девочек показатели массы тела и весо - ростового индекса не изменились от начала к концу учебного года (р>0,05). Длина тела у девочек стала достоверно более высокой, а у мальчиков осталась практически без изменений (р>0,05).

Как у мальчиков, так и у девочек в течение учебного года достоверно увеличивается сила мышц разгибателей ног. Другие изучаемые показатели двигательной подготовленности не имели достоверных изменений.

У мальчиков, по сравнению с девочками, как в экспериментальных, так и в контрольных группах зарегистрирован более высокий результат ПД (р<0,01).

В начале фазы амортизации у мальчиков по сравнению со сверстницами зарегистрированы меньшие значения показателя наклона голени (от вертикали) (р<0,01). Показатели относительных вертикальных динамических усилий в первом экстримуме также были больше у мальчиков (р<0,01). Следовательно, мальчики ставят ногу на место отталкивания под более острым углом и с большими «стопорящими» усилиями.

В конце фазы отталкивания у мальчиков зарегистрирована достоверно более высокая скорость вылета (р<0,05) и меньший угол вылета общего центра масс тела (р<0,01), но больший угол наклона голени от вертикали по сравнению с девочками (р<0,01). У них выше значения положительных усилий по продольной составляющей реакции опоры (р<0,01), а также ряд угловых характеристик, указывающих на более эффективное маховое движение ногой в конце фазы амортизации (р<0,05^0,01). Данные различия наблюдаются и у школьников контрольных классов (р<0,05^0,01). Следовательно, мальчики 5 классов значительно превосходят сверстниц в кинематико-динамических характеристика ПД.

При этом у мальчиков экспериментальной группы по сравнению со сверстницами лучше развиты скоростные и скоростно-силовые возможности (р<0,01). У девочек лучше развита гибкость (р<0,01). У мальчиков зарегистрированы более высокие показатели силы мышц разгибателей спины и ног, по сравнению с девочками (р<0,05 ^ 0,01). У учащихся контрольной группы зарегистрированы примерно также различия (р<0,05^0,01).

На рисунке 1 представлены достоверные взаимосвязи результата ПД с кинематическими характеристиками изучаемого движения у девочек экспериментальной группы.

Рис. 1. Взаимосвязь результата прыжка в длину с разбега с кинематическими характеристиками у девочек V классов

Примечание. Уразб. - скорость разбега за 2 м до отталкивания; VI, V2 и Уз - скорость перемещения ОЦМТ (результирующая) в начале, в конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания; VyКС/МНl, VyКС/МН2 и VyКС/МНз - горизонтальная скорость перемещения коленного сустава маховой ноги в трёх точках исследуемых фаз; VzКС/МНз - вертикальная скорость перемещения коленного сустава маховой ноги в конце фазы отталкивания; КС/ОН1, КС/ОН2 и КС/ОНз - угол в коленном суставе опорной ноги в трёх точках исследуемых фаз; КС/МН1, КС/МН2 и КС/МНз - угол маховой ноги в коленном суставе в трёх точках исследуемых фаз; Б/МН1 - угол между бедрами в начале фазы амортизации; КС/МН - амплитуда движения маховой ногой в коленном суставе за период опоры; Б/МН -амплитуда движения бедра маховой ноги за период опоры.

В результате корреляционного анализа установлено наличие достоверной взаимосвязи результата ПД с показателями скорости разбега (за 2 м до отталкивания), результирующей скорости перемещения общего центра масс тела в начале, в конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания. Это свидетельствует о необходимости увеличения скорости разбега и скорости выполнения отталкивания. Взаимосвязь результата прыжка с показателями горизонтальной скорости перемещения коленного сустава маховой ноги в трёх точках исследуемых фаз и вертикальной в конце фазы отталкивания указывает на необходимость увеличения скорости махового движения ногой. Скорость разбега имеет обратную взаимосвязь с углом в коленном суставе опорной ноги и прямую взаимосвязь с углом между бедрами в начале фазы амортизации. Это свидетельствует о важности совершенствования постановки ног на опору после активного разбега.

На рисунке 2 представлены достоверные взаимосвязи результата ПД с кинематическими характеристиками изучаемого движения у мальчиков экспериментальной группы.

Рис. 2. Взаимосвязь результата прыжка в длину с разбега с кинематическими характеристиками у мальчиков V классов

Примечание. Условные обозначения см. примечание рис. 1.

Установлено наличие достоверной взаимосвязи результата ПД с показателями результирующей скорости перемещения ОЦМТ в начале, в конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания. Это свидетельствует о необходимости увеличения скорости выполнения отталкивания. О необходимости увеличения скорости разбега свидетельствует взаимосвязь между показателями скорости разбега за 2 м до отталкивания и результирующей скоростью ОЦМТ в начале фазы амортизации.

Отрицательная взаимосвязь результата прыжка с показателями угла сгибания маховой ноги в коленном суставе в конце фазы амортизации и отталкивания указывает на то, что при обучении технике ПД акцент надо делать на большее сгибание маховой ноги в коленном суставе. При этом в момент постановки ноги на опору не следует делать акцент на сильное сгибание «маховой» ноги в коленном суставе. В конце фазы амортизации и отталкивания маховое движение должно выполняться ногой в большей мере согнутой в колене.

О необходимости увеличения амплитуды движения бедра маховой ноги и в коленном суставе маховой ноги во время отталкивания указывает достоверная взаимосвязь результата прыжка с показателями амплитуды движения бедра маховой ноги и амплитуды движения маховой ногой в коленном суставе за период опоры.

Взаимосвязь результата прыжка с вертикальной скоростью перемещения коленного сустава маховой ноги в конце фазы отталкивания (р<0,05) свидетельствует о важности увеличения махового движения ногой в фазе отталкивания.

У мальчиков экспериментальной группы в отличие от девочек установлена зависимость результата прыжка от динамических характеристик движения: от максимума усилий вертикальной составляющей силы реакции опоры в фазе амортизации и фазе отталкивания. У мальчиков контрольной группы отмечена взаимосвязь результата прыжка с максимумом усилий вертикальной составляющей силы реакции опоры в фазе амортизации. Увеличение максимума усилий вертикальной составляющей силы реакции опоры в фазе амортизации возможно при развитии скоростно-силовых качеств нижних конечностей и при совершенствовании техники постановки ноги на опору. Эти данные также свидетельствуют о важности совершенствования в этом возрасте динамической структуры ПД у мальчиков.

У девочек и у мальчиков зарегистрирована взаимосвязь результата ПД с показателями времени бега на 10 метров с хода (р<0,01 и р<0,05 - соответственно), прыжка в длину с места (р<0,01 и р<0,01), относительной силой мышц разгибателей спины (р<0,01 и р<0,05), силой мышц разгибателей ног (р<0,05 и р<0,05). У школьников контрольной группы зарегистрированы аналогичные взаимосвязи (р<0,05^0,01). Следовательно, учащимся 5 классов для повышения результата ПД необходимо развивать силовые способности и, в частности, силу мышц-разгибателей ног, быстроту, скоростно-силовые качества.

Наряду с этим, у девочек результат ПД имеет достоверную зависимость от способности оценивать движения по степени мышечных усилий (р<0,05) и достоверно взаимосвязан со способностью управлять движениями во времени (р<0,05). Совершенствование этих способностей у девочек также необходимо предусмотреть в ходе уроков физической культуры.

Результаты педагогических наблюдений показали, что учащиеся пятых классов плохо умеют подбирать индивидуальную длину разбега, чему также необходимо уделять внимание в ходе уроков физической культуры. Регрессионным анализом установлена средняя оптимальная скорость разбега для мальчиков и девочек 5 класса: 5,64 ± 0,49 м/с и 5,30 ± 0,37 м/с - соответственно.

Выявлены гендерные особенности техники ПД учащихся V классов от начала к концу учебного года. У девочек зарегистрировано достоверное увеличение скорости разбега, но результат прыжка достоверно не изменился. Прямая зависимость результата прыжка спортсменов от скорости разбега отмечается во многих исследованиях. Но техника отталкивания у девочек этого возраста ещё не достаточно совершенна, т.е. они ещё не адаптировались к этой скорости разбега. Об этом свидетельствуют результаты проведённого исследования. Кроме того, у девочек в этом возрасте достоверно увеличивается длина тела, что, безусловно, оказывает влияние на кинематическую структуру прыжка.

У мальчиков экспериментальной группы в отличие от девочек зарегистрирована достоверно более высокая скорость разбега в конце учебного года. В то же время, эта скорость у мальчиков не имела достоверных различий от начала концу учебного года. Результаты исследования показали, что мальчики по сравнению с девочками более эффективно выполняют отталкивание при этой скорости разбега. Кроме того, у мальчиков экспериментальной группы в отличие от девочек установлена зависимость результата прыжка от динамических характеристик движения.

На основании вышеизложенного, педагогическими задачами совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега в V классе являются:

- совершенствование постановки ноги на отталкивание,

- совершенствование махового движения ногой во время отталкивания,

- обучение самостоятельному подбору разбега,

- развитие необходимых физических качеств: силы мышц-разгибателей ног, быстроты, скоростно-силовых качеств. Также предусмотреть совершенствование координационных способностей девочек (способность дифференцировать движения во времени и по степени мышечных усилий).

Для решения педагогических задач была разработана методика совершенствования компонентов техники ПД учащихся V классов и выявлена её высокая эффективность [11]. Следует также отметить, что рекомендуемые нами методики для учащихся общеобразовательной школы преемственны и дают наибольший эффект, если их применять на уроках физической культуры последовательно от класса к классу.

Заключение

У девочек V классов от начала к концу учебного года достоверно увеличивается скорость разбега. Но техника выполнения отталкивания ещё не адаптирована к этой скорости. Поэтому результат ПД не увеличивается (р>0,05), также, как и параметры отталкивания (динамические характеристики отталкивания, маховые движения ногой, руками). У мальчиков от начала к концу учебного года при стабилизации скорости разбега и динамических характеристик прыжков в длину (р>0,05) достоверно увеличивается скорость маховых движений во время отталкивания. Результат прыжков в длину стабилизируется (р>0,05). Мальчики по сравнению с девочками более эффективно используют скорость разбега при выполнении ПД. Особенности изменения в течение учебного года временных параметров отталкивания и перемещений ОЦМТ, коленного сустава маховой ноги и кисти не имеют достоверных различий, как у мальчиков, так и у девочек.

Мальчики значительно превосходят сверстниц в кинематико-динамических характеристиках ПД. Они ставят ногу на место отталкивания под более острым углом и с большими «стопорящими» усилиями. В конце фазы амортизации отмечается более эффективное маховое движение ногой (р<0,05^0,01). В конце фазы отталкивания у мальчиков зарегистрирована достоверно более высокая скорость вылета ОЦМТ при меньшем его угле вылета (р<0,01). Зарегистрирован больший угол наклона голени от вертикали по сравнению с девочками (р<0,01) и выше значения положительных усилий по продольной составляющей реакции опоры (р<0,01).

На основании выявления гендерных особенностей техники прыжка, корреляционного анализа кинематических, динамических показателей ПД и двигательной подготовленности обоснованы педагогические задачи совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега школьников V классов на уроках физической культуры.

Список литературы

1. Найданов Б.Н., Цинкер В.М. Повышение качества физического воспитания школьников. Вестник бурятского государственного университета. 2014; 13: 144-148.

2. Оганджанов А.Л., Косихин В.П., Сокунова С.Ф., Мошкин И.И. Оценка технической подготовленности прыгунов тройным прыжком в фазе приземления. Вестник спортивной науки. 2020; 5: 8-11.

3. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Столяк И.Н., Шлемин А.М. Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 6-16 лет. Сообщение 1: Формирования кинематической структуры в условиях применения на уроках физической культуры традиционных методик. Альманах «Новые исследования». М.: Вердана. 2003; 1(4): 219-230.

4. Филиппов В.К. Биомеханика и физическая культура. Физическая культура в школе. 2021; 1: 48-50.

5. Баранцев С.А., Фролов С.В., Сергеев А.П. [и др.]. Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы. Новые исследования. 2016; 1(46): 56-62.

6. Сергеев А.П., Ведринцев А.В., Мельников В.В. [и др.]. Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы сообщение 2: обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся III классов. Новые исследования. 2017; 2(51): 50-53.

7. Сергеев А.П., Баранцев С.А., Головина В.А., Мельников В.В. Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы. Сообщение 3: Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся IV классов. Альманах «Новые исследования». М.: Вердана. 2018; 3-4 (56): 118-121.

8. Ratko P., Dobromir B., Daniel S. Differences in kinematic parameters of the long jump between male and female finalists of World championships - Berlin 2009. International Journal of Science Culture and Sport. 2016; 1 (2): 353-366.

9. Баранцев С.А., Мельников В.В., Сергеев А.П., Чикаш С.Л. Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 6-16 лет. Сообщение 2: Формирование техники прыжков в условиях применения на уроках физической

культуры методик, учитывающих особенности кинематической структуры движения. Альманах «Новые исследования». М.: Вердана. 2003; 1(4): 231-240.

References

1. Naidanov B.N., Tsinker V.M. Increase of quality of schoolchildren physical education. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 13: 144-148 [In Russ.].

2. Ogandzhanov A.L. Koshikhin V.P., Sokunova S.F., Moshkin I.I. Control of technical readiness in the landing phase of triple jump. Vestniksportivnoj nauki. 2020; 5: 8-11 [In Russ.].

3. Barantsev S.A., Bereutsin G.V., Stolyak I.N., Shlemin A.M. Age-related features of the kinematic structure of long jumps formation from a run-up in students aged 6-16 years. Message 1: The formation of a kinematic structure in the context of the use of traditional methods in physical education lessons. Al'manah "Novye issledovaniya". Moscow: Verdana. 2003; 1(4): 219-230 [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Filippov V.K. Biomechanics and physical education. Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2021; 1: 48-50 [In Russ.].

5. Barantsev S.A. Frolov S.V., A.P. Sergeev et al. Pedagogical tasks of improving the kinematic structure of long jumps from the run-up of elementary school students. Novye issledovaniya. 2016; 1(46): 56-62 [In Russ.].

6. Sergeev A.P., Vedrintsev A.V., Melnikov V.V. and others. Pedagogical tasks of improving the kinematic structure of long jumps from the run-up of elementary school students. Message 2: Substantiation of pedagogical tasks of improving the kinematic structure of the long jump from the run-up of students in grades III. Novye issledovaniya. 2017; 2(51): 50-53 [In Russ.].

7. Sergeev A.P., Barantsev S.A., Golovina V.A., Melnikov V.V. Pedagogical tasks of improving the kinematic structure of long jumps from the run-up of elementary school students. Message 3: Substantiation of the pedagogical tasks of improving the kinematic structure of the long jump from the run-up of students in grades IV. Al'manah "Novye issledovaniya". M.: Verdana. 2018; 3-4 (56): 118-121 [In Russ.].

8. Ratko P., Dobromir B., Daniel S. Differences in kinematic parameters of the long jump between male and female finalists of World championships - Berlin 2009. Journal of Science Culture and Sport. 2016; 1(2): 353-366.

Barantsev S.A., Melnikov V.V., Sergeev A.P., Chikash S.L. Age-related features of the kinematic structure of long jump formation from a run-up in students aged 6-16 years. Message 2: The formation of jumping techniques in the conditions of application in physical education lessons of techniques that take into account the features of the kinematic structure of movement. Al'manah "Novye issledovaniya". Moscow: Verdana. 2003; 1(4): 231-240 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 09.02.2024

Баранцев Сергей Анатольевич — профессор, Государственный университет управления, 109542, Россия, Москва, Рязанский проспект, дом 99; e-mail: barancev_sergei@mail. ru Чикаш Сергей Леонардович - сотрудник, Управление по физической культуре и спорту Администрации города Улан-Удэ, 670050, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, дом 2, e-mail: chikash_sergei@mail. ru

Баранников Владимир Владиславович - кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, 109542, Россия, г. Москва, Рязанский проспект, дом 99, e-mail: barannikov. vv66@gmail. com

Мельников Валерий Васильевич - доцент, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 398050, Россия, г. Липецк, ул. Интернациональная, дом 12Б, e-mail: melnikov. valeriy62@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.