Научная статья на тему 'Обоснование организационной структуры системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе'

Обоснование организационной структуры системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекалин Вадим Сергеевич, Маркин Владимир Владимирович

Рассмотрены действующие структуры управления энергоэффективностью на разных уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Проанализирован стратегический опыт регионального управления энергосбережением. Обоснована необходимость разработки программы энергосбережения в регионе. Даны предложения по формированию структуры региональной системы стратегического управления энергоэффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The working structures of the control of energy-efficiency at the different levels of the authorities are examined: federal, regional and local. The strategic experience of regional control of energy economics is analyzed. The need of developing the program of energy economics in the region is substantiated. Proposals on the forming of the structure of the regional system for strategic control of energy-efficiency are given.

Текст научной работы на тему «Обоснование организационной структуры системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе»

• различие принципов принятия решений: методы планирования, правила распределения полномочий и ответственности, принципы принятия решений различаются для каждого из функциональных блоков;

• применимость существующей практики группировки финансово-экономических показателей: устоявшаяся практика проведения группировки финансово-экономических показателей рассматривается как заданный внутренний параметр системы ФЭУ;

• существенность: группы финансово-экономических показателей ранжируются, исходя из принципа значимости и существенности, их использование осуществляется в соответствии с присвоенным рангом для каждого из выделенных функциональных блоков.

Состав функциональных блоков финансовой структуры Общества и соответствующие взаимосвязи между ними показаны на диаграмме (рис. 3).

Для увеличения эффективности распределения ресурсов и улучшения управленческих решений планирование доходов и поступлений должно осуществляться в соответствии со статьями предложенного и обоснованного классификатора, в котором выделены доходы

от основной деятельности и доходы от прочей деятельности.

Для планирования, балансировки и корректировки затрат при условии выявления приоритетности каждого назначения, анализа и осуществления контроля за затратами используется "Классификатор по назначению", в котором выделены затраты на производство, административные затраты и общие затраты, и дополнительно выделены амортизация и затраты на покупку основных средств, не входящих в инвестиционную программу. Каждая из групп разбивается на несколько назначений, уточняемых по элементарным статьям затрат.

Таким образом, имеем обоснованные предложения по решению имеющихся проблем и оптимизации финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью, ожидаемым результатом внедрения которых, являются:

• повышение эффективности работы финансово-экономических служб;

• повышение оперативности и качества предоставляемой руководству СО - ЦДУ ЕЭС финансово-экономической информации;

• повышение оперативности в принятии управленческих решений.

Чекалин В.С., Маркин В.В.

Обоснование организационной структуры системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе

Решение вопросов энергетического обеспечения промышленности и населения становится все более актуальным для многих стран. Это связано с ростом масштабов производства, повышением уровня комфортности проживания в крупных и мелких населенных пунктах по всему миру. Энергия, являясь одним из базовых видов исходных ресурсов в сфере материального производства, обеспечивает бесперебойность функционирования промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и других отраслей национальной экономики, нормальную жизнедеятельность населения. Увеличение энергетических потребностей предприятий, появление новых бытовых приборов и электроники в квартирах и офисах вызывает возникновение энергетических проблем

в периоды пиковой нагрузки. В то же время, отсутствие научно обоснованных темпов разработки минерально-сырьевых ресурсов стало причиной истощения многих уникальных месторождений, а перемещение работ в районы с более сложными горно-геологическими условиями приводит к систематическому падению уровня добычи органического топлива.

Для того чтобы снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций в тепловых и электрических сетях, повысить надежность энергообеспечения зданий и других объектов общественного назначения, необходимо создать устойчивые энергетические системы на всех уровнях - от местного до национального. Устойчивые энергетические системы предполагают увеличение использования

возобновляемых источников энергии, уменьшение потерь при транспортировке энергетических ресурсов, повышение энергоэффективности как в отношении производства, так и в отношении потребления всех видов энергии.

Эти проблемы в настоящее время особенно остро стоят во многих регионах Российской Федерации. Одной из актуальных проблем регионального развития является проблема низкой энергоэффективности, которая проявляется в крайне неэффективном использовании имеющегося территориального потенциала энергетики и во все возрастающих объёмах потребляемых энергоресурсов. Важным аспектом этой проблемы является формирование системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе [1, 2].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в систему органов государственной власти входят органы власти Российской Федерации и ее субъектов [3]. На федеральном уровне система государственного управления энергоэффективностью к настоящему времени фактически сформирована из следующих ключевых структур:

1. Министерство энергетики Российской Федерации выполняет функции государственного заказчика по разработке федеральных энергосберегающих программ и координации работ по их реализации;

2. Министерство регионального развития Российской Федерации отвечает за энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющемся крупнейшим потребителем энергоресурсов в каждом регионе страны;

3. Министерство образования и науки Российской Федерации координирует организацию работ по созданию демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и реализации демонстрационных энергосберегающих проектов.

Основой государственной системы управления энергосбережением на территории конкретного региона является его целевая программа по энергосбережению, целью которой является разработка стратегии и первоочередных мер по повышению энергоэффективности, направленных на улучшение условий жизни населения, повышение конкурентоспособности продукции местных предприятий, уменьшение расходов бюджетных средств на топливо и энергообеспечение предприятий и организаций бюджетной сферы.

Выполнение энергосберегающей программы в целом требует разработки и принятия финан-

сово-экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение, совершенствования организационного управления потреблением энергоресурсов и повышения эффективности их использования.

Государственная система управления энергосбережением в регионах формируется исходя из принципов энергосберегающей политики, продекларированных в Федеральном законе "Об энергосбережении" (статья 4) [4]. Реализация этих принципов на территории региона возможна при четком разграничении полномочий в сфере энергосбережения между органами управления Российской Федерации и региональными органами власти.

К ведению региональных органов власти при регулировании отношений, возникающих при использовании энергетических ресурсов на территории региона, в пределах предоставляемых Конституцией Российской Федерации субъектам Федерации полномочий, а также в соответствии с Соглашением, заключенным между Минэнерго России и структурой органа исполнительной власти региона, отвечающей за вопросы энергосбережения, отнесено:

— разработка и реализация региональных программ энергосбережения, предусматривающих организацию выполнения инвестиционных энергосберегающих проектов;

— вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, вторичных, возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

— управление энергопотреблением и энергосбережением на объектах бюджетной и муниципальной сферы, относящихся к собственности субъекта РФ и органов местного самоуправления, введение лимитирования и нормирования расхода энергоресурсов на этих объектах;

— установление совместно с органами местного самоуправления стимулирующих энергосбережение тарифов на электро- и теплоэнергию, горячую и холодную воду, водоотведение, цен на природный газ для населения, аудит этих цен и тарифов;

— формирование регионального фонда энергосбережения за счет консолидации Правительством региона в пределах своих полномочий бюджетных и внебюджетных средств;

— оснащение предприятий и организаций приборами и системами учета и регулирования расхода теплоэнергоресурсов (ТЭР), проведение энергетических обследований и др.;

— разработка генеральных схем энергообеспечения городов и населенных мест с приданием приоритета мерам по эффективному использованию топлива и энергии;

— пропаганда передового опыта в сфере экономного и рационального потребления ТЭР, проведение воспитательной работы среди населения по эффективному использованию топлива и энергии.

Разработка и выполнение энергосберегающей политики на территории региона является задачей исполнительного органа власти региона, которое руководствуется при решении этих вопросов Федеральным законом "Об энергосбережении", соответствующими решениями Правительства Российской Федерации и действует в пределах предоставленных полномочий в рамках федерального и областного законодательства. Управление Программой является составной частью системы управления энергосбережением на территории региона в целом.

Укрупненная структурная схема регионального управления энергосбережением представлена ниже (рис. 1) на примере Курской области, действующая в указанном субъекте федерации с января 2006 года. Орган исполнительной власти Курской области является государственным заказчиком региональной Программы энергосбережения [5].

Для непосредственного управления энергосбережением и реализации региональной программы создан Межведомственный совет по энергосбережению.

В управлении программой принимают также активное участие "Энергонадзор", выполняющий функции контроля за эффективным использованием энергоресурсов на предприятиях и в организациях области, независимо от подчиненности и формы собственности.

Непосредственный контроль за реализацией энергосберегающих проектов и мероприятий на территории региона осуществляют:

• орган исполнительной власти региона;

• профильный комитет (например, промышленности и энергетики) региона (структурное подразделение органа исполнительной власти);

• постоянный комитет регионального законодательного органа власти;

• фонд энергосбережения региона;

• научно-технический экспертный Совет при Фонде энергосбережения региона.

Реализацию региональной программы в части стандартизации и сертификации осуществляет региональный центр стандартизации, метрологии и сертификации.

Аналогичную структуру управления энергосбережением для реализации местных программ рекомендуется разработать и утвердить в установленном порядке Главам местного самоуправления и органам государственной власти территориальных образований, входящих в состав региона.

Несмотря на наличие значительного количества региональных структур, в той или иной степени занимающихся проблемами энергоэффективности, представляется целесообразным рассматривать систему управления энергоэффективностью гораздо шире. Одно из условий успешной организационной работы по решению проблем повышения энергоэффективности - создание региональной системы стратегического управления энергоэффективностью.

Компании - инициаторы проектов по энергосбережению - должны получать полноценную поддержку (см. рис. 2) различных органов:

1. Исполнительных органов власти регионального уровня - Комитета по энергетике, Координационных Советов (отвечают за разработку и внедрение региональных стратегий управления энергоэффективностью);

2. Законодательных органов властирегиональ-ного уровня (отвечают за принятие региональных стратегий управления энергоэффективностью, ее нормативно-правовое обеспечение);

Региональных фондов по энергосбережению (отвечают за разработку и применение экономико-организационных мер в отношении участников региональных энергетических систем и потребителей ТЭР);

3. Региональных структур управления предприятиями энергетического комплекса (которые вносят предложения при формировании региональных стратегий управления энергоэффективностью и отвечают за реализацию принятых стратегий);

4. Функциональных подразделений организаций (компаний)-проектоустроителей, инициирующих и далее реализующих инновационные проекты в области энергоэффективности.

Другой подход (динамический) к формированию организационной структуры управления энергоэффективностью в регионе представлен на рис. 3.

Рис. 1. Модернизированная структурная схема системы регионального управления энергосбережением на примере Курской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ

Рис. 2.

Вертикаль управления энергоэффективными проектами в Российской Федерации

Рис. 3. Предлагаемая организационная структуры системы управления энергоэффективностью в регионе

Условные обозначения: -►

1 - разработка проекта динамической оптимизации регионального топливно-энергетического баланса; 2 - оказание консультационных услуг в области энергоэффекгивности со стороны спроса; 3 - оказание консультационных услуг в области энергоэффективности со стороны предложения;

.....................>■ - нормативно-правовое обеспечение процесса энергоэффективности, взаимодействие

в процессе реализации государственных планов и программ, формирование структуры спроса на энергетические ресурсы и услуги

В частности, представляется также целесообразным создание в системе управления энергоэффективностью консорциума из представителей 3 и 4 групп, а именно: высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, ученых, экспертов, организаций, оказывающих консультационные услуги.

Указанный консорциум будет ответственным за разработку динамического топливно-энергетического баланса на уровне региона, тем самым, формируя систему энергосберегающих проектов, подлежащих реализации.

Параллельно, консорциум, с одной стороны, будет оказывать консультационные услуг в области энергоэффективности предприятиям неэнергетического сектора (со стороны спроса), а с другой стороны, будет оказывать консультационные услуги в области энергоэффективности предприятиям энергетического сектора (со стороны предложения).

Органы власти регионального уровня, в свою очередь, будут осуществлять нормативно-правовое обеспечение процесса энергоэффективности, взаимодействие в процессе реализации государственных планов и программ, формирование структуры спроса на энергетические ресурсы и услуги и проч.

Формирование региональных стратегий управления энергоэффективностью должно являться неотъемлемой частью проводимой в регионах политики в этой области.

До настоящего момента законодательно установлена лишь необходимость принятия и последующего выполнения программ по энергосбережению. Речь об этом, в частности, идет в Федеральном Законе "Об энергосбережении", в Постановлении Правительства РФ "О федеральной целевой программе «Энергосбережение России на 1998-2005 годы»", в постановлениях региональных Правительств и в ряде других нормативно-правовых актов.

Однако существующие региональные программы энергосбережения имеют ряд слабых сторон, которые необходимо учесть при разработке региональных стратегий управления энергоэффективностью: в программах не всегда количественно определены показатели энергоэффективности, которых нужно достичь, программы часто не учитывают перспективы развития отраслей - потребителей топливно-энергетических ресурсов, ориентируясь на текущую ситуацию.

Рассмотрим основные элементы предлагаемой структуры региональной стратегии управления энергоэффективностью.

1. Целью формирования региональной стратегии управления энергоэффективностью является реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности региональных экономик за счет реализации потенциала энергосбережения.

2. Задачи региональной стратегии управления энергоэффективностью:

• Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии:

У совершенствование финансовых механизмов;

У совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;

У совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;

У совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;

У создание привлекательных условий для вложения капитала в энергоэффективные проекты.

• Поддержка специализированного бизнеса в области энергоэффективности:

У нормативно-правовое обеспечение заложенных в стратегии мероприятий, принятие (при отсутствии) региональных законов "Об энергосбережении", стандартизация энергопотребителей и сертификация энергетических ресурсов, используемой энергосберегающей и энергопотребляющей техники;

У создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;

У создание системы конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере энергоэффективности, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес-проектов по энергоэффективности);

У поэтапное осуществление инвестиционных энергоэффективных проектов и мероприятий, направленных на реализацию основных требований НТП в потреблении и сбережении ТЭР на ближайшие годы;

У разработка механизмов привлечения частных инвестиций.

• Популяризация энергоэффективности, информирование:

У создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергоэффективных мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации;

У организация курсов повышения квалификации;

^ проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом;

^ пропаганда энергоэффективности в средствах массовой информации.

Указанные задачи определяют перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в рамках программы.

3. Исполнители региональной стратегии управления энергоэффективностью, этапы реализации, источники и объемы финансирования

Далее в рамках региональной стратегии управления энергоэффективностью обычно указываются исполнители основных мероприятий, этапы реализации стратегии а также объемы и источники финансирования.

Перечень исполнителей региональной стратегии управления энергоэффективностью должен включать в себя:

— исполнительные органы власти регионального уровня - Комитет по энергетике, Координационные Советы (все разделы Стратегии);

— законодательные органы власти регионального уровня (раздел Стратегии по нормативно-правовому обеспечению);

— региональные фонды по энергосбережению (раздел Стратегии по финансово-экономическому обеспечению);

— региональные структуры управления предприятиями энергетического комплекса (разделы Стратегии по технико-технологическому, финансово-экономическому, информационному и кадровому обеспечению);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— функциональные подразделения организаций (компаний), осуществляющие инновационные проекты в области энергоэффективности (разделы Стратегии по технико-технологическому, финансово-экономическому, информационному и кадровому обеспечению).

Обычно выделяют несколько этапов реализации региональной стратегии управления энергоэффективностью.

Источники финансирования инновационных энергоэффективных проектов, реализация которых предусмотрена в региональной стратегии управления энергоэффективностью, можно условно разделить на две категории:

— традиционные;

— специфические источники финансирования инновационных энергоэффективных проектов.

В рамках традиционных источников финансирования можно отметить собственные средства компаний, долевое финансирование и долговое финансирование.

Одно из условий успешной организационной работы по решению проблем повышения энергоэффективности - создание региональной системы стратегического управления энергоэффективностью. На наш взгляд, необходимо рассматривать систему управления энергоэффективностью гораздо шире, включая в нее государственный сектор (в т. ч. правительственные органы и чиновников государственной службы), частный сектор (в т. ч. энергетическую промышленность и другие отрасли производства товаров и оказания услуг), общественный сектор (в т. ч. неправительственные организации и представителей различных общественных групп), научно-образовательный сектор (в т. ч. высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские институты, ученых, организации, оказывающие консультационные услуги), средства массовой информации.

Таким образом, реализация региональных стратегий управления энергоэффективностью в целом требует разработки и принятия финансово-экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение, совершенствования организационного управления потреблением энергоресурсов и повышения эффективности их использования.

При разработке отраслевой стратегии необходимо принимать во внимание основные положения энергетической стратегии России, в том числе: обеспечение энергетической безопасности РФ, ориентация на долгосрочную программу социально-экономического развития страны, обеспечение коренного повышения энергетической эффективности экономики, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль энергетики и другие аспекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие российских регионов: новые теоре- 2. Арутюнян А.А. Основы энергосбережения. М.:

тические и методологические подходы / Институт Изд-во "Энергосервис", 2007. 600 с. проблем региональной экономики РАН; отв. ред. 3. Конституция Российской Федерации // Россий-

Е.Б. Костяновская. СПб.: Наука. 2006. 618 с. ская газета, № 237, 25.12.1993.

4. Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об граммы "Энергосбережение Курской области на период

энергосбережении"

2006-2010 гг.". Распоряжение Губернатора Курской

5. О разработке проекта областной целевой про- области № 779-р от 27.08.2004.

Волкова И.О., Шишкова Т.А.

к вопросу об интеграции систем менеджмента электроэнергетических компаний

Процесс реформирования электроэнергетики привел к необходимости коренных изменений в системах управления энергопредприятиями и обеспечении их результативности. Изменяющиеся условия внешней среды, наличие ограничений по всем видам ресурсов и т. п. ставят перед энергетическими компаниями задачи повышения их стоимости, снижения операционных затрат, обеспечения заданного уровня надежности и др. при одновременном удовлетворении требований всех заинтересованных сторон (акционеров, регулятора, потребителей и других контрагентов). Требования заинтересованных сторон и внутренние потребности энергокомпаний определяют необходимость повышения их управляемости и использования подходов и принципов менеджмента, длительно применяемых в большинстве развитых стран мира.

В настоящее время в отношении практически всех функциональных направлений деятельности и сфер управления организацией разработаны международные стандарты соответствующих систем менеджмента. Наиболее широко известны стандартизированные подходы систем менеджмента качества (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), гигиены и охраны труда (OHSAS 18001), на соответствие которым организации всех стран могут сертифицироваться. Российские энергетические компании на сегодняшний день также достигли определенных успехов в направлении внедрения и сертификации систем менеджмента качества (СМК), систем экологического менеджмента (СЭМ), систем менеджмента гигиены и охраны труда (СМГиОТ).

Внедрение и функционирование на многих из них одновременно нескольких из вышеприведенных систем определяет потребность энергопредприятий в интеграции их управленческой деятельности по этим направления через формирование интегрированных систем менеджмента (ИСМ) [1]. Цель создания ИСМ может быть сформулирована как обеспечение

сбалансированного управления организацией по выбранным направлениям для достижения ее стратегических целей при снижении управленческих и производственных издержек.

ИСМ можно рассматривать как механизм, по существу, схожий с управлением на основе сбалансированной системы показателей и управлением по целям, что позволяет сосредоточиться на стратегических целях, перевести их в четкий план оперативной деятельности энергокомпании, обеспечивая как результативность, так и эффективность организации. При этом результативность отражает степень достижения целей, а эффективность наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов для их достижения.

ИСМ в этом случае, в первую очередь, должна обеспечивать определение и реализацию целевых установок, для включенных в нее функциональных систем менеджмента.

Далее рассматриваются вопросы интеграции систем менеджмента, с ориентацией, прежде всего на СМК, СЭМ и СМГиОТ, однако следует отметить, что в рамках предлагаемого подхода становится достаточно очевидной необходимость изучения вопроса о взаимодействии такого рода ИСМ с другими функциональными системами менеджмента, например, управлением активами, риск - менеджментом и другими. Такое предложение основывается на близости концепций и моделей этих систем и их ориентации на достижение стратегических целей организации.

Единого подхода к построению ИСМ к настоящему времени не выработано. ИСМ каждой организации должна учитывать особенности исходного состояния системы управления и наличия в ней действующих систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов на момент интеграции систем. Важная особенность ИСМ состоит в том, что она должна создаваться, документироваться, применяться и оцениваться как единый объект управления [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.