Научная статья на тему 'Обоснование организации биопереходов для животных'

Обоснование организации биопереходов для животных Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
303
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
относительное количество ДТП / протяженность автомобильных дорог / ПЛОЩАДЬ / количество жителей / количество транспортных средств / РЕГИОНЫ / рейтинг служб эксплуатации дорог / биопереходы для животных / відносна кількість ДТП / протяжність автомобільних доріг / площа / кількість жителів / кількість транспортних засобів / регіони / рейтинг служб експлуатації доріг / біопереходи для тварин / relative amount of accidents / extent of highways / areA / amount of habitants / amount of transport vehicles / Regions / rating of road exploitation services / biotransitions for animals

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Шаповалов Альберт Леонидович, Бондар Т. В.

Сделан анализ ДТП с наездами на животных по отношению к протяженности дорог, площади, количеству жителей и транспортных средств регионов. Это позволило установить рейтинг областных служб эксплуатации дорог и дать рекомендации по первоочередному устройству биопереходов для животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of road accidents connected with animals collisions relative to the road extent, area, amount of habitants and transport vehicles of regions is carried out. It allowed to establish the rating of regional services of road maintenance and give recommendations on the primary building of biotransitions for animals.

Текст научной работы на тему «Обоснование организации биопереходов для животных»

УДК 625.7: 502.74

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БИОПЕРЕХОДОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

А.Л. Шаповалов, доцент, к.т.н., ХНАДУ Т.В. Бондар, начальник отдела ГосдорНИИ, г. Киев

Аннотация. Сделан анализ ДТП с наездами на животных по отношению к протяженности дорог, площади, количеству жителей и транспортных средств регионов. Это позволило установить рейтинг областных служб эксплуатации дорог и дать рекомендации по первоочередному устройству биопереходов для животных.

Ключевые слова: относительное количество ДТП, протяженность автомобильных дорог, площадь, количество жителей, количество транспортных средств, регионы, рейтинг служб эксплуатации дорог, биопереходы для животных.

ОБҐРУНТУВАННЯ ОРГАНІЗАЦІЇ БІОПЕРЕХОДІВ ДЛЯ ТВАРИН

А.Л. Шаповалов, доцент, к.т.н., ХНАДУ Т.В. Бондар, начальник відділу ДерждорНДІ, м. Київ

Анотація. Зроблено аналіз ДТП з наїздами на тварин відносно до протяжності доріг, площі, кількості жителів і транспортних засобів регіонів. Це дозволило встановити рейтинг обласних служб експлуатації доріг і дати рекомендації з першочергового будівництва біопереходів для тварин.

Ключові слова: відносна кількість ДТП, протяжність автомобільних доріг, площа, кількість жителів, кількість транспортних засобів, регіони, рейтинг служб експлуатації доріг, біопере-ходи для тварин.

GROUNDING OF ORGANIZATION OF BIOTRANSITIONS FOR ANIMALS

А. Shapovalov, Associate Professor, Candidate of Technical Science,

KhNAHU, T. Bondar, Chief of Department of STATE ROAD RII, Kyiv

Abstract. The analysis of road accidents connected with animals collisions relative to the road extent, area, amount of habitants and transport vehicles of regions is carried out. It allowed to establish the rating of regional services of road maintenance and give recommendations on the primary building of biotransitions for animals.

Key words: relative amount of accidents, extent of highways, area, amount of habitants, amount of transport vehicles, regions, rating of road exploitation services, biotransitions for animals.

Введение

Безопасность дорожного движения в Украине находится на низком уровне по сравнению с ЕС. В регионах Украины растет количество и тяжесть ДТП.

Забота о людях в настоящее время сочетается в Европе и со вниманием к животным. В настоящее время регистрируется большое ко-

личество аварий с участием животных, что влечет за собой как ущерб для животного мира, так и значительный экономический ущерб (так, по данным американских ученых, каждый год ДТП с участием диких животных наносит ущерба на 8 миллиардов долларов).

Для повышения уровня безопасности дорожного движения в стране необходимо иметь информацию о ДТП на дорогах, чтобы про-

демонстрировать государственной власти проблемы, связанные с безопасностью дорожного движения, сделать оценку действий и разработать рекомендации для последующего снижения последствий ДТП, а также иметь возможность сравнения аварийности на дорогах в Украине с другими странами.

Анализ публикаций

По данным Всемирной организации охраны здоровья (ВОЗ), 3000 людей, среди которых 500 детей, погибает ежедневно на дорогах мира. Около 80 % приходится на государства с низким и средним уровнем доходов. К таким государствам принадлежит и Украина. Всемирный отчет международных экспертов прогнозирует, что количество ДТП на дорогах увеличится в мире на 60 % до 2020 года, если не будут срочно приняты безотлагательные меры по повышению безопасности дорожного движения [1, 2]. Международные эксперты по безопасности дорожного движения характеризуют ситуацию с последствиями ДТП в Украине как «эпидемию смертности на автомобильных дорогах». Главными причинами ДТП в Украине они считают:

- превышение скорости движения транспортных средств (ТС);

- управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- пренебрежение использованием ремней безопасности водителями и пассажирами и шлемов мотоциклистами;

- низкий образовательный уровень водителей ТС и всех остальных участников дорожного движения [1].

Увеличение количества ДТП с участием животных связано со многими факторами, среди которых можно выделить: значительное общее количество ДТП, увеличение количества диких животных, связанное с реализацией программ по сохранению численности животных, сезонные миграции животных, проходящие через автомобильные дороги, и изменения в их поведении в этот период и др. Это заставляет уделять большое внимание совершенствованию системы предотвращения ДТП с участием животных. Наиболее простым способом является сооружение изгородей для предотвращения выхода животных на дорогу. Несмотря на свою простоту, это достаточно эффективная мера: в Финляндии произошло сокращение ДТП со смертельным исходом с участием животных

на 15 %, в Норвегии сокращение учетных ДТП с участием животных на 55 % [3]. Еще одной мерой является сооружение специальных переходов для животных, которые могут быть как наземными, что используется уже давно, так и подземными. Подземные переходы являются относительно новым решением, реализация которого планируется, например, в Беларуси в районе Беловежской Пущи. Лоси, олени, косули, дикие кабаны будут переходить дорогу в нужном месте благодаря специальным направляющим изгородям. На пути следования к подземным переходам будут высажены кустарники, молодняк сосны и ели, дикие яблони и другая растительность. Подземные переходы построят с использованием специальных шумоизолирующих слоев, чтобы животных не пугал шум проезжающих машин. Мягкий грунт позволит избежать эха при переходе. Для жаб, лягушек, тритонов и других земноводных в местах их миграции также планируется обустроить системы подземных переходов и направляющих бетонных заборов [4]. Используются и более сложные приемы. Например, в Швейцарии применяют высокотехнологичные устройства, реагирующие на животных. Это могут быть инфракрасные сенсоры, регистрирующие приближение животных к дороге, или лазерный луч, идущий вдоль прямых участков трассы, реагирующий на пересечение. Подобные датчики дают сигнал знаку или табло, которые подсвечиваются, извещая водителей о близости животных. В данном случае можно не только сберечь жизнь животному, но и предотвратить ДТП вследствие неожиданного выхода животного на проезжую часть.

Цель и постановка задачи

Целью работы является исследование количества и проведение относительного анализа ДТП с наездами на животных в регионах Украины.

Рассматриваются такие задачи:

- определение основных причин ДТП с наездами на животных;

- установление фактического и относительного количества ДТП с наездами на животных;

- установление рейтинга подразделений служб эксплуатации автомобильных дорог по регионам Украины;

- разработка рекомендаций относительно повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах;

- разработка природоохранных рекомендаций относительно проектирования и устройства биопереходов для животных на автомобильных дорогах Украины [5].

Методика определения областей Украины для первоочередного проектирования биопереходов

Для анализа аварийности на дорогах Гос-дорНИИ принимает в качестве удельных следующие показатели:

- количество ДТП на 100 км дорог;

- количество погибших людей на 100 ДТП;

- количество раненых людей на 100 ДТП;

- тяжесть последствий на 100 ДТП;

- протяженность дорог в км на 1000 жителей;

- уровень автомобилизации транспортных средств (ТС) на 1000 жителей;

- количество ДТП на 10000 ТС.

Нами для анализа относительного количества ДТП в Украине по наезду на животных были приняты такие параметры:

- количество ДТП на 1000 км дорог;

- количество ДТП на 1000 км2 территории;

- количество ДТП на 100 тыс. жителей;

- количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств (табл. 1) [6].

В табл. 1 приведены такие параметры для Автономной Республики Крым (АРК) и всех 24 регионов Украины. Для каждого из четырех параметров были проставлены номера по регионам, что отображает аварийность от наименьшей к наибольшей.

Таблица 1 Относительное количество ДТП с наездом на животных в регионах Украины в 2009 г.

Наименование региона Коли- чество ДТП ДТП, шт./тыс. км ДТП, шт./тыс. км2 ДТП, шт./100 тыс. жит. ДТП, шт./10 тыс. трансп. ср-в Сумма мест Рей- тинг региона

АР Крым 89 14,21 3,30 3,81 5,07 92 25

Винницкая 13 1,35 0,49 0,79 0,55 7 2

Волынская 40 6,45 1,98 3,86 6,30 88 23

Днепропетровская 44 4,81 1,379 1,31 1,38 38 8

Донецкая 57 7,05 2,15 1,28 2,21 61 15

Житомирская 56 6,75 1,87 4,35 6,70 90 24

Закарпатская 5 1,49 0,39 0,40 0,86 6 1

Запорожская 52 7,45 1,91 2,869 2,63 77 18

Ивано-Франковская 11 2,64 0.79 0,80 1,29 17 4

Киевская 105 12,27 3,63 2,33 4,56 85 22

Кировоградская 22 3,52 0,89 2,16 1,89 39 9-10

Луганская 28 4,77 1,05 1,21 1,55 33 7

Львовская 37 4,42 1,70 1,45 2,43 49 12-13

Николаевская 16 3,35 0,65 1,34 1,24 22 5

Одесская 41 4,94 1,23 1,71 1,59 43 11

Полтавская 44 4.96 1.53 2,93 2,82 68 17

Ровенская 33 6,43 1,64 2,85 4,78 74 18

Сумская 22 3.05 0,92 1,87 2,46 39 9-10

Тернопольская 19 3,80 1,377 1,74 3,10 49 12-13

Харьковская 55 5,72 1,75 1,99 2,47 63 16

Херсонская 42 8,36 1,47 3,84 4,75 80 21

Хмельницкая 21 2,93 1,02 1,57 1,83 32 6

Черкасская 29 4,73 1,39 2,24 2,70 56 14

Черниговская 45 5,83 1,41 4,05 5,40 78 20

Черновицкая 7 2,43 0,86 0,77 1,14 13 3

г. Севастополь 16 - - - - - -

В Украине 949 5,60 1,57 2,06 2,62 - -

После суммирования этих номеров по четырем параметрам был установлен первый номер рейтинга для наименьшей суммы мест и последний - для наибольшей.

Меньшая аварийность с наездами на животных в 2009 году зафиксирована в регионах: Закарпатском, Винницком, Черновицком, Ивано-Франковском, Николаевском и Хмельницком, а высокая - в АР Крым, Житомирском, Волынском, Киевском, Херсонском и Черниговском.

По аналогичному виду ДТП в 2008 году меньшая аварийность была зафиксирована в регионах: Черновицком, Винницком, Ивано-Франковском, Одесском, Сумском и Закарпатском, а высокая - в Херсонском, Хмельницком, Волынском, Ровенском, Киевском и Житомирском.

Выводы

Установленные рейтинги региональных подразделений служб эксплуатации автомобильных дорог Украины позволяют планировать мероприятия по уменьшению аварийности, связанной с наездами на животных. Для этого необходимо безотлагательно устанавливать биопереходы в местах пересечения автомобильной дорогой путей миграции животных.

В Украине биопереходы устраиваются в виде прямоугольных дорожных труб под насыпя-

ми на суходоле. За рубежом кроме прямоугольных труб устраивают биопереходы в местах миграции животных над дорогами по типу пешеходных переходов без покрытия или в виде небольших туннелей на косогорных участках дорог с обязательным сохранением существующей растительности и почв.

Литература

1. Матеріали Зустрічі-Круглий стіл безпеки

дорожнього руху (6 квітня 2009) : збірка матеріалів. - К., 2009. - 5 с.

2. Practical guide road safety / A toolking for

National Red Gross and Red Crescent Societies. - Geneva; IFRC, 2008. - 31 p.

3. по материалам сайта www.ador.ru

4. по материалам сайта http://autogazeta.by

5. Моніторинг ДТП на автомобільних доро-

гах загального користування України за

2009 рік. - К. : ДерждорНДІ, 2010. - 48 с.

6. Псюрник В. О. Аналіз відносної кількості

ДТП по дорогах районів Харкіської області / В.О. Псюрник, А.Л. Шаповалов, Р.А. Захарченко, Т.В. Бондар // Вестник ХНАДУ : сб. научн. тр. - 2009. - Вып. 47.

- С. 135-138.

Рецензент: В.А. Золотарёв, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 27 октября

2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.