Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОНКРЕТИЗАЦИИ СПОСОБОВ ОСВОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОНКРЕТИЗАЦИИ СПОСОБОВ ОСВОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
511
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНИРОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Крючек Елена Сергеевна, Мальнева Алина Сергеевна

Способы освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике обусловлены, в первую очередь, содержанием техники их выполнения. Характеристиками последней являются биомеханические параметры движения, предопределяющие координационную сложность, а также степень проявления физических качеств и способностей. В соответствии с биомеханическими закономерностями, кинематические характеристик (площадь опоры, высота расположения общего центра тяжести тела над опорой, длина рычага отводимого звена, амплитуда, направление, скорость и ускорения движений, отклонение туловища от вертикали и т.д.) в большей или меньшей степени определяют сложность реализации двигательной программы, как объединяемых элементов, так и способа их объединения, то есть являются объективными факторами сложности комбинированного элемента в целом. Все вышеперечисленные факторы должны обязательно учитываться при освоении комбинированных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Терехина Раиса Николаевна, Медведева Елена Николаевна, Супрун Александра Александровна, Крючек Елена Сергеевна, Мальнева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE NEED TO SPECIFY THE WAYS OF MASTERING COMBINED ELEMENTS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The ways of mastering combined elements in rhythmic gymnastics are determined, first of all, by the content of the technique of their execution. The characteristics of the latter are the biomechanical parameters of movement, which predetermine the coordination difficulty, as well as the degree of demonstration of physical qualities and abilities. In accordance with biomechanical laws, kinematic characteristics (the area of the support, the height of the general center of gravity of the body above the support, the lever length of the withdrawn link, the amplitude, direction, speed and acceleration of movements, the deviation of the torso from the vertical, etc.) to a greater or lesser extent determine the difficulty of the execution of the motor program, both the combined elements and the way of their combination, that is, they are objective factors of the difficulty of the combined element as a whole. All of the above factors must be taken into account when mastering the combined elements.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОНКРЕТИЗАЦИИ СПОСОБОВ ОСВОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.412.2

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОНКРЕТИЗАЦИИ СПОСОБОВ ОСВОЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, Алина Сергеевна Мальнева, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Способы освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике обусловлены, в первую очередь, содержанием техники их выполнения. Характеристиками последней являются биомеханические параметры движения, предопределяющие координационную сложность, а также степень проявления физических качеств и способностей. В соответствии с биомеханическими закономерностями, кинематические характеристик (площадь опоры, высота расположения общего центра тяжести тела над опорой, длина рычага отводимого звена, амплитуда, направление, скорость и ускорения движений, отклонение туловища от вертикали и т.д.) в большей или меньшей степени определяют сложность реализации двигательной программы, как объединяемых элементов, так и способа их объединения, то есть являются объективными факторами сложности комбинированного элемента в целом. Все вышеперечисленные факторы должны обязательно учитываться при освоении комбинированных элементов.

Ключевые слова: комбинированные элементы, техника исполнения, кинематические характеристики, правила соревнований, художественная гимнастика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p316-320

JUSTIFICATION OF THE NEED TO SPECIFY THE WAYS OF MASTERING COMBINED ELEMENTS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Nikolaevna

Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Aleksandrovna Su-prun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Sergeevna Kryuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alina Sergeevna Malneva, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The ways of mastering combined elements in rhythmic gymnastics are determined, first of all, by the content of the technique of their execution. The characteristics of the latter are the biomechanical parameters of movement, which predetermine the coordination difficulty, as well as the degree of demonstration of physical qualities and abilities. In accordance with biomechanical laws, kinematic characteristics (the area of the support, the height of the general center of gravity of the body above the support, the lever length of the withdrawn link, the amplitude, direction, speed and acceleration of movements, the deviation of the torso from the vertical, etc.) to a greater or lesser extent determine the difficulty of the execution of the motor program, both the combined elements and the way of their combination, that is, they are objective factors of the difficulty of the combined element as a whole. All of the above factors must be taken into account when mastering the combined elements.

Keywords: combined elements, execution technique, kinematic characteristics, competition rules, rhythmic gymnastics.

В художественной гимнастике правила соревнований претерпевают изменения после каждой Олимпиады. Начинается новый цикл функционирования вида спорта, соответственно и проектирования процесса подготовки гимнасток, и обновления содержания

их соревновательных программ. Анализ международных правил по художественной гимнастике с 2000 по 2020 год показал, что в процессе многолетней цикличности произошли существенные изменения в требованиях к содержанию соревновательных программ [3 С. 215]. Существенные изменения в требованиях к количественному и качественному наполнению соревновательных программ внесли коррективы в их композиционное построение [2]. В ранних версиях правил соревнований в каждом виде многоборья допускалось исполнение 30 элементов, с 2009 года серии комбинированных элементов не оценивались. С 2020 года требования к содержанию упражнений предусматривали включение в них не более 9 элементов, которые как показал анализ соревновательных программ гимнасток, выполнялись в основном изолированно. Развитие художественной гимнастики в этом направлении привело к предпочтению выбора тех элементов, которые получили в правилах соревнований высокую ценность, что закономерно усложнило соревновательную оценку по критерию «трудность», но «обеднило» композиционную ценность упражнений многих гимнасток. На крупных турнирах призерами становятся спортсменки, безошибочно выполняющие труднейшие элементы в оригинальных композициях, в содержание которых все чаще стали включаться соединения из 2-3 элементов повышенной трудности [1]. В связи с этим, можно говорить о тенденции повышения трудности соревновательных композиций с различными предметами на основе включения в упражнение комбинированных элементов из одной структурной группы типа «прыжок + прыжок», «равновесие + равновесие», «поворот + поворот». Комбинирование одинаковых элементов (например, до пяти элементов с одной формой тела - «жате ан турнан с наклоном назад» в упражнениях Ашрам Л. ШЯ, на Играх Олимпиады-2021 в Токио), дает бонификацию до 3.500 балла в оценку трудности тела, однако, такие повторения не показывают всестороннюю техническую подготовленность спортсменки и делают однообразными композиции её упражнений, что отрицательно сказывается и на артистической составляющей выступления. Анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных гимнасток показал, что лишь отдельные спортсменки включают в состав своих соревновательных композиций комбинированные соединения, состоящие из элементов высокой трудности различных структурных групп типа «поворот + прыжок», «поворот + равновесие», «прыжок + равновесие» или «равновесие + прыжок», «поворот + равновесие» и «равновесие + поворот». Таким образом, целью исследования являлась конкретизация эффективных способов технической подготовки с учетом факторов, предопределяющих качество освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике.

Для изучения способов освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике, применяемых в современной практике художественной гимнастики, был проведен опрос специалистов, в ходе которого установлено, что:

- включение комбинированных элементов в соревновательные программы повышает зрелищность композиций (100%). Чаще всего комбинируются элементы, содержащие повороты (81,8%), и только после этого предпочитают прыжки и равновесия (по 9,1%);

- для освоения смешанных элементов необходима физическая и техническая готовность гимнасток к их выполнению (65,2%);

- предпочтительнее комбинировать элементы только одной структурной группы (равновесие + равновесие, поворот + поворот, прыжок + прыжок), но демонстрирующих разную форму (85%); наиболее рациональным комбинированием элементов из разных структурных групп является прыжок + равновесие и поворот + равновесие;

- эффективнее комбинировать те элементы (из таблицы трудности правил соревнований 2017-2020 гг), которые гимнастки уже выполняют в своих соревновательных композициях и делают их на высоком техническом уровне (67%); 13,2% - считают, что при комбинировании следует отдать предпочтение элементам с более низкой ценностью

(0,1-0,3 балла). Для гимнасток этапа высшего спортивного мастерства для увеличения оценки за «трудность» композиции предпочтительным является сочетание элементов более высокой ценности - от 0,5 балла и выше (12,1%);

- определяя содержание технической работы предметом при выполнении комбинированных элементов, респонденты ориентируются на направление движения предмета по отношению к элементу тела (34,1%). При этом 37,3% - делают акцент на необходимость учета плоскости движения предмета и 28,6% - ориентируются на плоскость выполнения элемента;

- ошибками при выполнении комбинированных элементов являются: нечеткая, не фиксированная форма одного из элементов или ошибка при переходе от одного элемента к другому (49,3%); дополнительное движение между комбинируемыми элементами- опора на пятку во время равновесия при переходе к другому элементу или перемещение (скольжение) во время элемента (32,8%); смещение тела от вертикального положения или в конце элемента сделан 1 шаг или же подпрыгивание во время элемента (17,9%).

Результаты анкетирования указывали на необходимость поиска более эффективных способов обучения комбинированным элементам, сочетающихся со сложной координационной работой предметом, а также на наличие противоречия между необходимостью освоения комбинированных элементов и отсутствием методических рекомендаций по содержанию технической подготовки, основанных на современных научных данных.

В связи с этим был проведен корреляционный анализ, направленный на конкретизацию факторов, обусловливающих технику выполнения комбинированных элементов.

Так были выявлены различные степени взаимосвязи между кинематическими характеристиками комбинированных элементов «равновесие + поворот» и «прыжок +поворот». Для анализа на основе педагогического наблюдения были отобраны наиболее часто выполняемые спортсменками в соревновательных композициях изолированные элементы с наивысшей ценностью, это: прыжок шагом; равновесие «итальянское фуэте»; прыжок ан турнан касаясь; переднее горизонтальное равновесие с амплитудой не менее 180°; заднее вертикальное равновесие с амплитудой не менее 180°; поворот фуэте; равновесие аттитюд; поворот в положении заднего горизонтального равновесия; заднее равновесие на носке одной ноги с наклоном назад другая вперед-вверх с амплитудой не менее 180°. С помощью метода бесконтактного анализа видеоряда движений для изучения кинематики движений отдельными сегментами тела использовалась лицензионная программа Kinovea. Определялись такие показатели как: продолжительность первой и второй формы элемента в фазе реализации движения и перехода между ними (с); межзвенный угол в голеностопном суставе (°); межзвенный угол в коленном суставе (°); межзвенный угол в тазобедренном суставе (°); межзвенный угол в тазобедренном суставе (бедро и тело (°)). Техника исполнения перечисленных элементов определялась посредством экспертной оценки на основе правил соревнований FIG 2017-2020 гг. В исследовании приняли участие 12 высококвалифицированных спортсменок НГУ им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург.

В процессе корреляционного анализа кинематических характеристик комбинированного элемента «прыжок + равновесие» было установлено, что продолжительность фазы реализации определяет показатель межзвенного угла в коленном суставе при приземлении (r = -0,89). То есть длительность прыжка, обуславливающая качество его выполнения, и техничное приземление, способствующее плавному переходу к равновесию без дополнительных вспомогательных действий, обеспечивает точный выход в позу за счет разгибания в коленном суставе.

Установлено, что сохранение динамической осанки в фазе реализации при выполнении прыжков будет способствовать правильному положению тела в пространстве во время перехода к выполнению последующего элемента. Это подтвердила выявленная

взаимосвязь (г=0,83) между углом кинематической цепи «туловище-таз-бедро» как в прыжке, так и в положении перехода к равновесию (в момент приземления).

Кроме этого действия гимнастки непосредственно во время перехода от прыжка к равновесию в значительной степени определяют в целом качество комбинированного элемента. Например, при выполнении перехода от прыжка шагом к равновесию «итальянское фуэте» были выявлены следующие взаимосвязи: угол сгибания в коленном суставе при приземлении имеет взаимосвязь с продолжительностью выполнения «итальянского фуэте» (г=-0,83) и подвижность голеностопного сустава во время его выполнения (г=0,87) (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь показателей межзвенных углов в суставах при выполнении комбинированного элемента «прыжок шагом + равновесие «итальянское фуэте» и качества исполнения (г)_

Переход II форма

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

1 0,14 -0,60 -0,89 -0,20 -0,71 0,50 0,54 -0,66 0,70 0,20 0,26 0,03

а 2 0,81 -0,04 -0,47 0,10 -0,44 0,51 0,50 -0,44 0,76 0,41 0,76 -0,39

м р 3 -0,44 -0,27 0,27 -0,36 0,64 0,51 -0,64 0,30 0,01 0,64 -0,21 0,64

о 4 -0,16 -0,79 -0.27 0,07 0,24 0.51 0,01 -0,24 0,41 0,67 0,07 0,90

5 0,65 0,37 -0,26 0,26 -0,60 0,50 0,54 -0,3 0,24 -0,26 0,43 -0,66

6 0,50 0,50 0,50 0,50 0.50 1,00 0,50 0,50 0,51 0,50 0,50 0,61

1 -0,03 -0,31 0,44 -0,12 0,37 -0,14 0,67 0,31 0,94 -0,31

д 2 -0,03 0,84 -0,01 0,33 -0,49 0,71 -0,53 -0,43 -0,03 -0,49

о X 3 -0,31 0,84 -0,04 0,66 -0,83 0,87 -0,67 -0,14 -0,26 0,03

ре е 4 0,44 -0,01 -0,04 -0,37 0,60 -0,60 -0,10 -0,09 -0,14 0,20

П 5 -0,12 0,33 0,66 -0,37 -0,89 0,83 -0,30 0,31 -0,03 0,37

6 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,50 0,50 0,51 0,50 0,50 0,61

Примечание: 1 - 1 (с); 2 - Голеностопный сустав ( 3 - Коленный сустав 4 - Тазобедренные суставы ( 5 - Тазобедренный сустав и тело 6 - Сбавка за исполнение (баллы); 1кр. = 0,85 (р<0,05)_

А длительный переход от одного элемента к другому, как правило, связан с дополнительными компенсаторными действиями и, как следствие, спортсменка не демонстрирует необходимую амплитуду в форме равновесия, а элемент может быть не засчитан (ко -эффициент корреляции между продолжительностью фазы реализации прыжка (с) и углом в тазобедренном суставе равен 0,94).

Аналогичные нарушения прослеживаются и при выполнении прыжка шагом в соединении с задним равновесием на носке одной ноги с наклоном назад, другая вперед-вверх с амплитудой не менее 180°. Это позволяет заключить, что методические основы обучения комбинированным элементам должны базироваться, прежде всего, на специфике техники выполнения перехода от одного элемента к другому.

Анализ соединения в комбинированном элементе статического и динамического равновесия позволил выявить специфические особенности. Учитывая, что равновесие и поворот также должны выполнятся слитно, без дополнительных шагов, «Форс» на поворот рационально выполнять из переднего равновесия маховым движением вперед через сторону (таблица 2).

То есть качественное выполнение первого элемента, в данном случае равновесия «аттитюд», определяет рациональный переход к повороту. На это указывают установленные взаимосвязи между межзвенным углом в голеностопном суставе в фазе реализации равновесия и межзвенным углом в голеностопном суставе в момент перехода к повороту ((г=0,9), определяет качество его выполнения (г=-0,82). Также была зафиксирована взаимосвязь между углом в тазобедренном суставе в положении «аттитюд» и формой перехода к повороту (г=0,81). То есть маховые движения при переходе к повороту без опускания бедра способствуют точному воспроизведению амплитуды движения в тазобедренном суставе в повороте (не менее 180°) (г=0,81).

Таблица 2 - Взаимосвязь показателей межзвенных углов в суставах при выполнении комбинированного элемента «равновесие «аттитюд» + поворот в положении заднего горизонтального равновесия с амплитудой не менее 180°» и качества исполнения (г)

Показат Межзвенные углы способа перехода ко II форме Межзвенные углы II формы равновесия

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

I форма равновесия 1 0,04 0,09 0,69 -0,31 -0,37 0,26 0,09 0,21 0,67 0,61 0,21 -0,92

2 -0,41 0,90 0,67 0,41 -0,78 -0,82 -0,39 0,32 0,50 0,41 -0,62 -0,07

3 0,37 0,36 0,40 -0,03 -0,53 0,34 -0,57 -0,05 0,75 0,79 0,28 -0,63

4 0,35 -0,36 0,16 -0,53 0,09 0,81 0,05 -0,18 0,33 0,47 0,56 -0,70

5 -0,67 0,16 0,36 -0,26 0,03 0,00 -0,36 -0,05 0,17 0,81 -0,38 -0,11

ТС -0,37 -0,02 -0,52 0,03 0,42 -0,32 -0,03 -0,42 -0,80 -0,47 -0,49 1,00

g § § ° о 1 -0.19 -0,31 0,23 -0,16 0,52 -0,12 0,05 0,33 -0,17 0,81 -0,37

2 -0,19 0,68 0,24 -0.89 -0,73 -0,34 -0,02 0,41 0,29 -0,62 -0,02

3 -0,31 0,68 -0,24 -0,74 -0,44 0,15 0,04 0,49 0,39 -0,47 -0,52

В Щ •& О & И с 4 0,23 0,24 -0,24 -0,30 -0,37 -0,58 0,75 0,44 0,05 0,19 0,03

5 -0,16 -0,89 -0,74 -0,30 0,52 0,26 -0,18 -0,70 -0,30 0,24 0,42

ТС 0,52 -0,73 -0,44 -0,37 0,52 0,00 -0,23 -0,02 0,15 0,78 -0,32

Примечание: 1 - 1 (сек); 2 - голеностопный сустав ( 3 - коленный сустав 4 - тазобедренные суставы ( 5 - тазобедренный сустав и тело ТС - техническая сбавка за исполнение (баллы); 1кр. = 0,85 (р<0,05)

Таким образом, на основе выполненного исследования можно сделать заключение:

- одним из путей качественного освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике является обучение технике перехода от одного элемента к другому;

- методика освоения комбинированных элементов в художественной гимнастике должна включать комплексы обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений, способствующих укреплению связок тазобедренного сустава, так как элементы в соединении чаще всего выполняются в разных плоскостях и направлениях;

- подводящие комбинированные упражнения, сочетающие в себе мелкие прыжки с равновесиями или поворотами, необходимы для подготовки коленного и голеностопного суставов к приземлению и выходу в следующий элемент.

Статья написана по результатам выполнения научно-исследовательской работы, выполненной в рамках государственного контракта № 0173100014421000005 (от 07.06.2021г.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горохова Виктория Евгеньевна. - Москва, 2002. - 26 с.

2. Двейрина О.А. Координационная подготовка спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : концепция и программирование : монография / О.А. Двейрина. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2019. - 430 с.

3. Медведева Е.Н. Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике // Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.Б. Котельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С.215-219.

REFERENCES

1. Gorokhova V. E. (2002), Special physical training of gymnasts for execution of series of elements of increased difficulty, dissertation, Moscow.

2. Dveirina O.A. (2019), Coordination training of an athlete in accordance with the specifics of the sport: concept and programming: monograph, Polytech-Press, St. Petersburg

3. Medvedeva E.N., Suprun A.A. and Kotelnikova E.B. (2018), "Justification of the need to regulate the mastering of techniques of jumps in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 215-219.

Контактная информация: zavkaf58@mail.

Статья поступила в редакцию 16.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.