Научная статья на тему 'Обоснование направлений развития отрасли овощеводства в регионе на основе оптимизации использования ресурсов'

Обоснование направлений развития отрасли овощеводства в регионе на основе оптимизации использования ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОВОЩЕВОДСТВА / ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ОВОЩЕЙ / КРИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / DEVELOPMENT OF VEGETABLE FARMING / PHASE-OUT OF IMPORTS / INVESTMENT OPPORTUNITIES OF VEGETABLE FARMING / VEGETABLE PRODUCTION AND SALES PLAN / OPTIMALITY CRITERION / MATHEMATICAL MODELING IN ECONOMICS FOR THE EFFICIENT SALES AND PRODUCTION OF VEGETABLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазько Ольга Васильевна, Семченкова Светлана Васильевна, Чулкова Галина Васильевна

В последние годы развитие отрасли овощеводства сопровождалось множеством факторов, оказывающих разнонаправленное воздействие на отрасль. Ключевыми стали введенные со второй половины 2014 г. ответные меры на западные санкции в сочетании со значительным снижением курса рубля, а также резкое ухудшение доступности банковских кредитов. Несмотря на сложности, с которыми столкнулись производители в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, появившаяся возможность ускоренного импортозамещения вследствие действующего эмбарго придало импульс динамично наращивать производство овощей и использовать потенциал замещения выпадающих объемов импорта собственной продукцией. При этом нужно учитывать, что выпавшие объемы импортной продукции из-за введенного эмбарго замещаются плодоовощной продукцией из стран, не попавших под запрет на ввоз. Оценка прогнозов показывает, что в перспективе на фоне роста внутреннего производства овощей будет прослеживаться тенденция увеличения удельного веса отечественной продукции в общем объеме ресурсов внутреннего рынка. Падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам открывает перспективы повышения конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Однако овощи не относятся к основным экспортируемым продовольственным товарам, в отличие от таких как пшеница, семена подсолнечника, растительные масла, рыба и другие. Наблюдаемая в последнее время нестабильность национальной экономики на фоне накопившихся внутренних проблем в отрасли овощеводства негативно сказывается на инвестиционной привлекательности. Развитие овощеводства и устойчивое обеспечение населения в достаточном количестве качественными овощами требуют формирования адекватного современности организационно-экономического механизма производства и сбыта овощей. Формирование и развитие сбытовых систем на продовольственном рынке позволяет усилить влияние товаропроизводителей на сбыт своей продукции; повысить роль государства как оптовика-интегратора и регулятора продовольственного рынка; привлекать крупных инвесторов; обеспечить получение потребителями качественной продукции в определенные сроки. Эффективное решение данного вопроса состоит в установлении рационального сочетания каналов реализации для сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом оптимизации использования ресурсов в сложившихся условий на базе применения экономико-математического моделирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазько Ольга Васильевна, Семченкова Светлана Васильевна, Чулкова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n recent years development of vegetable farming has been accompanied by a number of factors, having a diverse impact on the industry. The key role is played by the counter measures introduced since the latter half of 2014 and aimed against the sanctions of the western countries together with a dramatic decline in the rouble exchange rate, as well as with sharp deterioration in the bank credits’ availability. Inspite of the problems, met by manufacturers in the fragile macroeconomic environment, it has become possible to accelerate the phase-out of imports resulting from the current embargo which has given rise to a quick vegetable production ramp up and allowed for the substitution of the lost imports for domestic products to the full extent of the opportunity this process offers. However, it must be considered that these imports that were lost as a result of the imposed embargo shall be substituted for the fruits and vegetables received from the countries, not included into the food import ban list. The forecast estimation shows that under the growth of domestic vegetable production, there will appear a trend to the increased share of inland products in the home market in the long view. A fall in the rouble against the world’s primary currencies brings new opportunities for the competitive growth of the Russian products in both domestic and foreign markets. Nevertheless, vegetables are not considered as the main exported food products, compared to wheat, sunflower seeds, agricultural oils, fish, etc. Recently observed domestic economic volatility amid the current internal problems in vegetable farming has a negative impact on its investment opportunities. Vegetable production development as well as a stable supply of people with the sufficient amount of healthy vegetables require for an up-to-date procedure of vegetable production and marketing from the organizational and economic perspectives. Creation and development of the sales systems in the food market helps producers to promote their influence on the amount of goods distributed; to enhance the role of the government as a wholesale integrator and controller of the food market; to attract big investors; to ensure the supply of high-quality products to the customers within the fixed time limits. This problem can be solved efficiently in case of a rational combination of sales channels for the agricultural goods producers taking into account optimized resource usage under the current conditions and using the mathematical modeling in economics.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений развития отрасли овощеводства в регионе на основе оптимизации использования ресурсов»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ AGRICULTURAL SCIENCES

Обоснование направлений развития отрасли овощеводства в регионе на основе оптимизации использования ресурсов

Ь Л московский щщ экономический

4Í ЖУРНАЛ

УДК 338.12.017

Лазько Ольга Васильевна

кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

Семченкова Светлана Васильевна

кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

Чулкова Галина Васильевна кандидат экономических наук, [email protected]

Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, Смоленск

Lazko Olga Vasilievna Ph.D. in Economics, Assistant Professor, [email protected] Semchenkova Svetlana Vasilievna

Ph.D. in Economics, Assistant Professor, [email protected]

Chulkova Galina Vasilievna Ph.D. in Economics, [email protected]

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Smolensk State Agricultural Academy", Smolensk

FEASIBILITY OF VEGETABLE FARMING GROWTH TENDENCIES WITHIN THE REGION BASED ON THE OPTIMIZED RESOURCE MANAGEMENT В последние годы развитие отрасли овощеводства сопровождалось множеством факторов, оказывающих разнонаправленное воздействие на отрасль. Ключевыми стали введенные со второй половины 2014 года ответные меры на западные санкции в сочетании со значительным снижением курса рубля, а также резкое ухудшение доступности банковских кредитов. Несмотря на сложности, с которыми столкнулись производители в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, появившаяся возможность ускоренного импортозамещения вследствие действующего эмбарго придало импульс

динамично наращивать производство овощей и использовать потенциал замещения выпадающих объемов импорта собственной продукцией. При этом нужно учитывать, что выпавшие объемы импортной продукции из-за введенного эмбарго замещаются плодоовощной продукцией из стран, не попавших под запрет на ввоз. Оценка прогнозов показывает, что в перспективе на фоне роста внутреннего производства овощей будет прослеживаться тенденция увеличения удельного веса отечественной продукции в общем объеме ресурсов внутреннего рынка. Падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам открывает перспективы повышения конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Однако овощи не относятся к основным экспортируемым продовольственным товарам, в отличие от таких как пшеница, семена подсолнечника, растительные масла, рыба и другие. Наблюдаемая в последнее время нестабильность национальной экономики на фоне накопившихся внутренних проблем в отрасли овощеводства негативно сказывается на инвестиционной привлекательности. Развитие овощеводства и устойчивое обеспечение населения в достаточном количестве качественными овощами требуют формирования адекватного современности организационно-экономического механизма производства и сбыта овощей. Формирование и развитие сбытовых систем на продовольственном рынке позволяет усилить влияние товаропроизводителей на сбыт своей продукции; повысить роль государства как оптовика-интегратора и регулятора продовольственного рынка; привлекать крупных инвесторов; обеспечить получение потребителями качественной продукции в определенные сроки. Эффективное решение данного вопроса состоит в установлении рационального сочетания каналов реализации для сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом оптимизации использования ресурсов в сложившихся условий на базе применения экономико-математического моделирования.

Summary

In recent years development of vegetable farming has been accompanied by a number of factors, having a diverse impact on the industry. The key role is played by the counter measures introduced since the latter half of 2014 and aimed against the sanctions of the western countries together with a dramatic decline in the rouble exchange rate, as well as with sharp deterioration in the bank credits' availability. Inspite of the problems, met by manufacturers in the fragile macroeconomic environment, it has become possible to accelerate the phase-out of imports resulting from the current embargo which has given rise to a quick vegetable production ramp up and allowed for the substitution of the lost imports for domestic products to the full extent of the opportunity this process offers. However, it must be considered that these imports that were lost as a result of the imposed embargo shall be substitutedfor the fruits and vegetables receivedfrom the countries, not included into the food import ban list. The forecast estimation shows that under the growth of domestic vegetable production, there will appear a trend to the increased share of inland products in the home market in the long view. A fall in the rouble against the world's primary currencies brings new opportunities for the competitive growth of the Russian products

in both domestic and foreign markets. Nevertheless, vegetables are not considered as the main exportedfood products, compared to wheat, sunflower seeds, agricultural oils, fish, etc. Recently observed domestic economic volatility amid the current internal problems in vegetable farming has a negative impact on its investment opportunities. Vegetable production development as well as a stable supply ofpeople with the sufficient amount of healthy vegetables require for an up-to-date procedure of vegetable production and marketing from the organizational and economic perspectives. Creation and development of the sales systems in the food market helps producers to promote their influence on the amount of goods distributed; to enhance the role of the government as a wholesale integrator and controller of the food market; to attract big investors; to ensure the supply of high-quality products to the customers within the fixed time limits. This problem can be solved efficiently in case of a rational combination of sales channels for the agricultural goods producers taking into account optimized resource usage under the current conditions and using the mathematical modeling in economics.

Ключевые слова. Развитие овощеводства, импортозамещение, инвестиционная привлекательность овощеводства, производство и реализация овощей, критерий оптимальности, экономико-математическое моделирование рационального объема производства и распределения.

Keywords. Development of vegetable farming, phase-out of imports, investment opportunities of vegetable farming, vegetable production and sales plan, optimality criterion, mathematical modeling in economics for the efficient sales and production of vegetables.

В настоящее время в отрасли сформировалась тенденция роста внутренних цен на овощи, вызванная как ограничением импорта, так и ростом себестоимости продукции из-за удорожания материально-технических ресурсов. Индекс цен производителей сельхозпродукции в январе-августе 2015 г. относительно соответствующего периода 2014 г. составил 116,4 %. Это происходило на фоне падения доходов населения, которое привело к сокращению потребительского спроса. Доля импорта овощей и бахчевых культур во внутреннем потреблении в 2015 году незначительно снизилась (на 0,2 п.п.) и составляет 15,7% [1].

Значительное влияние на динамику развития овощеводства будут оказывать: агрометеорологические условия; санкции против России и ответные меры; возобновление темпов роста российской экономики, планомерное укрепление рубля; рост реальных доходов населения; состояние мировых рынков; развитие Единого экономического пространства. Однако, готовность производителей наращивать долю своего присутствия на внутреннем рынке овощей осложнялась применением схем переработки и реэкспорта санкционной продукции через третьи страны. И все же снижение импортных поставок овощей в 2015 г. к 2014 г. ожидается на уровне 30%.

Учитывая чувствительность овощеводства к кризисным явлениям в финансовой системе и уровню бюджетной поддержки, для облегчения адаптации отрасли к изменившимся макроэкономическим условиям приняты и реализуются меры господдержки, направленные

на ускорение процессов по импортозамещению, повышение финансовой устойчивости предприятий, специализирующихся на овощеводческой продукции. Несмотря на реализацию ряда точечных проектов в овощеводстве, в 2016 году ожидается снижение притока инвестиций в отрасль на 5%, инвестиционная инерция сохранится и в среднесрочной перспективе [2].

Важным направлением развития овощеводства является создание агропромышленных формирований, где в едином технологическом процессе соединены производство, хранение, переработка и реализация овощей [3]. Продукция является скоропортящейся и малотранспортабельной, потери достигают более 30% валового сбора. Организация хранения и переработки овощей в местах их производства позволяет рационально использовать всю выращенную продукцию, в том числе и нестандартную, которая составляет более 25% объема производства овощей.

Для решения возникающих в процессе специализации и концентрации производства в условиях развития регионального продовольственного рынка вопросов необходимы экономические обоснования, всесторонний учет реальных возможностей выбора наиболее эффективных путей развития и размещения производства [4]. Производство и реализация продукции должны быть направлены на удовлетворение спроса, ориентированы на эффективные каналы сбыта, что предполагает установление оптимальных направлений движения произведенной продукции и материально-денежных средств, необходимых для достижения высокой эффективности производства, распределения, обмена и потребления продукции [5].

В условиях рынка конкретное предприятие самостоятельно определяет объемы производства, организует сбыт произведенной продукции, определяет экономически наиболее выгодную схему продвижения продукции. Все это свидетельствует о важности концентрации максимально возможных объемов производства и распределения продукции по каналам реализации в районах наиболее эффективного их производства.

Целесообразное решение данных задач можно осуществить на базе применения экономико-математического моделирования, обеспечивающего требуемый системный подход. Экономико-математическое моделирование выступает как инструмент системного анализа и планирования. Применение системного анализа к разрешению сложных проблем способствует повышению точности и качества принимаемых управленческих решений, от реализации которых зависят конечные результаты деятельности [6].

Моделирование рационального объема производства и распределения произведенной продукции по каналам реализации производилось на примере пяти основных крупных предприятий по производству овощей открытого и защищенного грунта Смоленской области, удельный вес которых в площади овощей занимает 87,0%, в объеме производства - 90,5% (ООО «Козинский тепличный комбинат», МУП «Новое Замощье», ПСК «Тепличный комбинат №1», СПК «Вышегор», СПК «Талашкино-Агро»).

Постановка задачи требует определить:

-оптимальный план объемов производства и реализации овощей открытого грунта (капусты белокочанной, свеклы столовой, моркови, прочих) и овощей защищенного грунта (огурцов, томатов, зеленных);

-план использования материально-денежных ресурсов;

-уровень эффективности продажи овощей по каналам реализации и по периодам хранения с учетом емкости рынка и нормы потребления овощей;

Наиболее емким и весомым экономическим показателем в условиях действия рыночного механизма, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности, является. Это и определило выбор данного показателя в качестве критерия оптимальности.

При составлении оптимального плана производства и реализации овощей сельскохозяйственными предприятиями ставится цель - получение максимума прибыли при минимальном уровне материально-денежных затрат. Она может быть достигнута за счет:

-выбора цены реализации, соответствующей возможностям потребителя и удовлетворяющей цели получения прибыли от продажи;

-определение наиболее выгодных каналов реализации овощей;

-производство соответствующего ассортимента овощей и распределение по периодам их реализации;

-совершенствование организационно-экономического механизма сбытовой деятельности.

При решении экономико-математической модели были приняты во внимание следующие условия [7]:

1. Основные сложившиеся каналы реализации овощей: -продажа заготовительным организациям; -потребительская кооперация;

-продажа на рынке через собственную торговую сеть; -продажа населению за наличный расчет.

2. Возможности оставить овощи на хранение на плодоовощных базах емкостью №6 (до 4 тыс. т), №4 (до 8 тыс. т.), №1 (до 5 тыс. т.).

3. Предлагаемые условия реализации овощей; повышение уровня товарности по овощам открытого грунта с 73% до 97%, защищенного грунта - с 97% до 99%; структура реализации по отдельным каналам.

4. Установленные расчетным путем цены реализации 1ц. овощей по каналам и в зависимости от периода реализации.

5. Величина материально-денежных затрат на производство, хранение и реализацию овощей должна определяться в результате решения задачи (введена переменная).

6. Объемы производства овощей будут обеспечивать заданные размеры реализации продукции по каналам.

7. Реализация произведенной продукции должна рассматриваться как по каналам реализации, так и по срокам поставки с тем, чтобы определить возможность и объемы закладки овощей на хранение.

8. Урожайность овощей рассчитана с учетом достигнутого уровня 1990-2015гг и внедрения современных технологий производства, а материально-денежные затраты в расчете на 1 га - на уровне 2015 года с учетом дополнительных затрат, связанных с освоением современных технологий возделывания овощных культур и уровня инфляции.

9. Рассматриваются каналы реализации овощей открытого и защищенного грунта, которым в области уделяется наибольшее внимание.

Целевая функция - получение максимальной прибыли при реализации продукции имеет вид

Система ограничений представлена группами переменных: & группа: по определению прибыли от реализации

С1П0К23 С11<П0Х32 + С2110Х33 +•"+ с2 1.0*0+ с3и0х43 +

C14t Х6б + Х67 + Ь Х70 + СЗИ Х71 + I" ^341 Х74 +

Решение экономико-математической задачи по определению рационального объема производства и реализации овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях Смоленской области, выполненное на максимум прибыли, позволило определить оптимальное использование ресурсов и сочетание каналов реализации данных видов продукции (табл.1).

Таблица 1. Фактические и проектируемые объемы производства овощей открытого грунта (ООГ) и овощей защищенного грунта (ОЗГ) в сельскохозяйственных организациях Смоленской области.

Овощи Площади посадки-'1' посева, га Валовой сбор. тыс. ц Объем реализации, тыс. ц

1 •в- проект 1 -& проект 1 -е- проект

всего %к факту всего %к факту всего %к фахту

ООГ - всего 322 702 218 44:6 230,0 516 32,6 223 684

-капуста белокочанная 158 224 142 19=5 103,0 582 16,4 99,9 609

-свекла столовая 58 155 267 6=2 42,8 690 5,6 41,6 743

-морковь 86 177 206 17,3 60,7 351 9,8 58,9 601

-прочие 20 146 в 7,3 раза 1=6 23,5 в 14 раз 0,8 22,7 в 28,4 раза

ОЗГ(1 оборот) - всего 20,0 24:0 120 29:4 42,0 143 28,2 41,5 147

-огурцы 10,9 12:0 110 21:2 29,4 139 20,7 29,0 140

-томаты 8,4 10=1 120 7:8 11,4 146 7,3 11,3 155

-прочие 0,7 1=9 271 0=4 1=2 300 0,2 1 = 1 в 5,5 раза

ОЗГ(2 оборот) - всего 1=6 5=4 338 1=6 6,5 406 1=6 6=4 в 4 раза

-огурцы 0=2 0=4 200 0=3 1=0 333 0=3 1=0 333

-томаты 1=4 4=3 343 1=3 5,4 415 1=3 5,3 407

-прочие - 0.2 - - 0.1 - - 0.1 -

В соответствии с оптимальным планом производства и реализации овощей открытого грунта площади посева и посадки целесообразно увеличить в 1,42-2,67 раза, при этом использовать высокопродуктивные сорта и интенсивные технологии возделывания и уборки, которые позволят повысить урожайность капусты - в 3,7 раза, свеклы - в 2,6 раза, моркови - в 1,7 раза.

Расширение площади посева и посадки под овощами открытого грунта до запланированного уровня будет осуществляться в ООО «Козинский тепличный комбинат», МУП «Новое Замощье», ПСК «Тепличный комбинат №1», СПК «Вышегор», СПК «Талашкино-Агро» В данных сельскохозяйственных организациях такие возможности имеются. Спрос на овощную продукцию «Козинского тепличного комбината» достаточно высок, причем не только в области, но и в соседних регионах, например в Московской области и г.Санкт - Петербург. Около 80% производимой продукции реализуется через собственную розничную и оптовую сеть в г.Смоленске и представительствах в других городах.

Валовой сбор овощей открытого грунта за счет оптимального использования ресурсов возможно увеличить более чем в 5 раз, объем реализации - в 6,8 раза при увеличении площади посева, посадки в 2,18 раза. Предусмотрено расширение ассортимента за счет выращивания тыквенных культур (кабачки, патиссоны и др.). В структуре производства произойдет увеличение томатов, планируется также расширение объемов зеленных (укроп, петрушка, салат и др.). Валовой сбор овощей защищенного грунта 2-го оборота планируется увеличить в 4 раза, что позволит обеспечивать население свежими овощами до середины ноября месяца.

Поскольку пик спроса внесезонной продукции приходится на апрель-май, а наполнение рынка овощами из ЛПХ происходит в июне-июле, то, естественно, что и ЛПХ и КФХ не в состоянии будут удовлетворить возрастающий спрос на тепличную продукцию и овощную продукцию повседневного спроса (картофель, капуста, свекла, морковь). Таким образом, проектируемые объемы производства овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях Смоленской области являются вполне реальными и могут быть реализованы в ближайшие 3 года.

В соответствии с оптимальным планом, реализация продукции в сельскохозяйственных организациях Смоленской области будет осуществляться как непосредственно в процессе их уборки и товарной доработки, так и после длительного хранения в местах производства. Для этого имеются определенные мощности по хранению овощей открытого грунта. При соблюдении оптимальных температурных режимов, технологий и способов хранения выход товарной продукции в овощехранилищах может достигать 93-94%. В зимне-весенний период заложенные на хранение капуста белокочанная, свекла столовая, морковь и прочие после соответствующей их доработки и затаривания, расфасовки будут поставляться заготовительным организациям, потребительской кооперации, реализовываться на рынке через собственную торговую сеть, продаваться населению за наличный расчет (табл.2).

Таблица 2. Объемы реализации овощей открытого грунта в соответствии с

оптимальным планом.

Показатели Всего, тыс.ц В том числе по каналам реализации

заготовительным организациям потребительской кооперации ГО - «а й Я1 ч ^ С V ^ В „ и е 1 В н « Э 5 £ а. я 3 о и н 1 0 и ч 1> и К И

Овощи - всего, из них, % 223,1 19,2 12,1 180,6 11,2

-без закладки на хранение 56,9 72,4 73,6 52,5 83,9

-после хранения 43,1 27,6 26,4 47,5 16,1

Капуста белокочанная - всего, Е Т.Ч., % 99,9 8,6 5,4 80,9 5,0

-без закладки на хранение 57,5 72,6 76,2 52,5 98,4

-после хранения 42,2 27,4 23,8 47,5 1,6

Свекла столовая - всего, в т.ч.,% 41,6 3,6 2,2 33,7 2,1

-без закладки на хранение 65,5 73,4 72,8 53,2 72,9

-после хранения 34,2 26,6 21,2 46,8 27,1

Морковь - всего, в т.ч., % 58,5 5,1 3,2 47,7 2,9

-без закладки на хранение 50,8 70,2 72,9 45,8 76,4

-после хранения 49,2 29,8 27,1 54,2 23,6

Прочие - всего, в т.ч., % 22,7 2,0 1,2 18,4 1,1

-без закладки на хранение 93,6 76,7 74,9 68,4 69,2

-после хранения 6.4 23.3 25.1 31.6 30.8

Основные объемы овощей сельскохозяйственные организации области поставляют на реализацию в период их уборки и товарной доработки. Таким способом предполагается в

перспективе реализовать 57% свежей овощной продукции. Без закладки на хранение будет продаваться 58% капусты, 66% свеклы, 59% моркови, 94% прочих.

В соответствии с оптимальным планом продажи овощей наиболее эффективным каналом реализации является поставка капусты, свеклы столовой, моркови и прочих на рынок через собственную торговую сеть, где будет реализовано 80% овощей от общего объема реализации, из этого количества после хранения будет реализовано 47,5% овощей, после хранения заготовительными организациями будет поставляться 23,3- 29,8%, потребительской кооперацией - 23,8-27,1% овощей (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Объемы реализации овощей защищенного грунта сельскохозяйственными организациями Смоленской области по оптимальному

плану, тыс. ц.

В гом числе по каналам реализации

Показатели Всего, тыс.ц ■заготовительным организациям « о ^ ы о н д й ч и Ё В, и 5 ^ Щ & § о и 1 8 я В и 0 1 ш £2 и я 5 2 в.1! к 5 3 2 ^ к Б и ч к

Овощи - всего, в т. ч. 47,9 4,2 2,56 38,8 2,3

-огурцы 30,0 2,6 1,7 24,3 0,6

-томаты 16,7 1,5 0,5 13,5 1,7

-прочие 1,2 0,1 0,1 1,0 -

Овощи 1 оборота - всего, в т.ч. 41,5 3,6 2,2 33,6 2,1

-огурцы 29,0 2,5 1,6 23,5 0,6

-томаты 11,4 1,0 0,5 9,2 1,5

-прочие 11 0,1 0,1 0,9 -

Овощи 2 оборота - всего, в т. ч. 6,4 0,6 0,4 5,2 0,2

-огурцы 1,0 0,1 0,1 0,8 -

-томаты 5,3 0,5 0,3 4,3 0,2

-прочие 0.1 - - 0.1 -

Согласно оптимального плана при реализации овощей сельскохозяйственными организациями Смоленской области 85% выручки от овощей открытого грунта и 75% выручки от овощей защищенного грунта будет получено от реализации через собственную торговую сеть на рынке. Выручка от продажи овощей защищенного грунта заготовительным организациям и потребительской кооперации составляет 22% в целом, хотя для томатов эти каналы реализации становятся более выгодными и выручка от них составляет 46% (табл. 4).

Таблица 4. Уровень рентабельности продажи овощей по каналам реализации в соответствии с оптимальным планом в сельскохозяйственных организациях

Смоленской области.

Наименование продукции Всего, В том числе по каналам реализации

Я е 1 К 5 Н ы я а о я Н 1-, о & м >н 0 и и V н й Й-^ 9 ■и Й Е £ 1 8 Н Й О п £ а Й Г" £ и Р Й % и я 1 б 1 1 Я В а 8 Е Ш н ^ ч и и л К

ООГ- всего 100,2 91,4 81,4 125,2 96,4

Капуста белокочанная 130,7 119,3 106,2 163,4 125,8

Свекла еголовая 93,5 85,6 80,0 112,6 38,3

Морковь 85,6 101,2 84,5 98,3 49,2

Прочие 91,6 84,2 84,2 105,3 80,9

ОЗГ- всего 139,7 122,8 127,2 147,9 124,2

Огурцы 131,8 112,2 116,5 135,2 113,6

Томаты 186,3 107,4 138,1 191,8 105,5

Прочие 95.7 63.4 77.1 124.3 54.7

Двойственная оценка показывает ту предельную величину приращения функционала, которую мы не дополучаем вследствие дефицитности ресурса. Одним из дефицитных ресурсов данной модели являются площади защищенного грунта под томатами 1 -го и 2-го оборота (Хб и Х9), увеличение которых на 1 га позволит увеличить прибыль на 16,965 млн. руб.

Сопоставление выручки от реализации с размером полных затрат на производство, хранение и реализацию овощей позволяет установить, что наибольшую сумму прибыли будут получать тепличные хозяйства от продажи продукции на рынке через собственную торговую сеть. Этот канал следует считать более надежным, так как он гарантирует реализацию овощей в запланированных размерах. Для этого государственным органам управления нужно поддерживать и развивать инфраструктуру рынка.

Литература

1. Лазько, О.В. Регулирование спроса и предложения на агропродовольственном рынке [Текст] // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. тр. - Смоленск: Остров свободы, 2015. - С. 114-118.

2. Семченкова, С.В., Зарянкина, О.М. Инвестиционная региональная программа в контексте устойчивого развития территорий [Текст] / С.В. Семченкова // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. тр. -Смоленск: Остров свободы - 2015. - С. 220-228.

3. Зарянкина, О.М. Особенности инновационного подхода в развитии Смоленского региона [Текст] // Инновации и инвестиции. - 2013. - №8. - С.264-265.

4. Семченкова, С.В. Сельская экономика: проблемы развития и организационно-экономический механизм их решения [Текст] / С.В. Семченкова // Творческое наследие А.С. Посникова и современность: сб. науч. тр./ ФГБОУ ВПО СмолГУ. -Смоленск, 2015. - № 9. С.141-148.

5. Чулкова, Г.В., Лакеев, С.В. Применение АВС-анализа при оценке каналов реализации сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс] // Научные исследования и разработки 2016: сб. науч. тр. - М.: Олимп, 2016. С.1192-1195.

6. Белокопытов, А.В. Эконометрические исследования в АПК [Текст]: учеб. пособие. - Смоленск, 2009. - 71 с. - ISBN 978-5-94223-429-4

7. Лазько, О.В. Научно-технический прогресс как фактор повышения эффективности сельского хозяйства [Текст]: дис. канд. экон. наук.: 08.00.05: защищена 27.02.2007 / О.В. Лазько. - Москва, 2007. - 182с.

References

1. Lazko V.O. Regulation of the supply and demand for agro-food market [Text] // Socioeconomic development of the region: experience, problems, innovations: collection of research papers. - Smolensk, 2015. - p.114-118.

2. Semchenkova S.V., Zaryankina O.M. Regional Investment program in the context of sustainable development of Territories [Text] // Socio-economic development of the region: experience, problems, innovations: : collection of research papers - Smolensk: -2015. - p.220-228.

3. Zaryankina O.M. Features the innovative approach in the development of the Smolensk region [Text] // Innovations and investments. - 2013. - No. 8. - p.264-265.

4. Semchenkova S.V. The rural economy: problems of development and of organizational-economic mechanism of their solution [Text] // Creative heritage of A.S. Posnikov and modernity: collection of scientific works - Smolensk, 2015. - No. 9. - p.141-148.

5. Chulkova G.V., Lakeev S.V. Usage of ABC-Analysis While Evaluating the Sales Channels for Agricultural Products [Text] // Research and Development Projects 2016: collection of research papers - М.: Olymp, 2016. p.1192-1195.

6. Belokopytov A.V. Econometric research in agriculture [Text]: textbook allowance. -Smolensk, 2009. - 71p. - ISBN 978-5-94223-429-4

7. Lazko O.V. Scientific and Technological Advance as the Way to Improve Agricultural Efficiency [Text]: extended abstract of thesis by Ph.D. in Economics: 08.00.05: protected / O.V. Laz'ko. - Moscow, 2007. - 182p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.