Научная статья на тему 'Обоснование направлений развития локальных рынков региона (на примере электроэнергетики Костромской области)'

Обоснование направлений развития локальных рынков региона (на примере электроэнергетики Костромской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений развития локальных рынков региона (на примере электроэнергетики Костромской области)»

А. А. Васильков

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ РЕГИОНА (на примере электроэнергетики Костромской области)

Специфика России требует согласованного развития всей национальной экономики, в том числе с учетом регионального аспекта.

В свое время план ГОЭЛРО являлся базой для разработки Госпланом системы экономических отношений внутри страны, и именно в нем были заложены перспективы развития не только энергетики, но и страны в целом, отражены идеи о разделении общественного труда между регионами страны, приближении производства к источникам сырья, сокращения транспортных издержек.

На современном этапе экономического развития региональной экономики все большие акценты делаются на привязке ее к практике. Нами предлагается иерархическая структура классификации регионов в основу формирования которой положен наряду с территориальным подходом принцип экономической интеграции и опосредованного взаимодействия нижестоящего уровня с вышестоящим, начиная с уровня поселения (рис. 1).

Нами рассматривается регион как подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда и как система взаимодействия всех имеющихся отраслей и сфер жизнеобеспечения на определенной территории. Характеристику региона на уровне субъекта федерации (административной области) можно представить в виде сложной социально-экономической системы, в которой, на наш взгляд, можно

выделить подсистемы, а внутри каждой из них направления деятельности.

Методологическая основа исследования инфраструктуры региональной экономики включает системный подход, который предполагает, с одной стороны, обоснование и представление ее в виде относительно устойчивой самоорганизующейся системы, а с другой стороны - определение взаимоотношений между отдельными ее элементами, материальным производством и локальными рынками региона.

Исследовав существующие подходы к классификации инфраструктуры региональной экономики и многоплановый характер ее элементов, на наш взгляд, ее можно представить в виде схемы (рис. 2).

Рассматривая энергетический комплекс как подсистему исследуемого региона необходимо отметить, что в него входят следующие направления деятельности: электроэнергетика; тепло-электроэнергетика; теплоснабжение.

Данные направления взаимодействуют как между собой, так и с другими подсистемами внутри региона, на уровне федеральных округов, на государственном и межгосударственном уровнях.

Нами выделены следующие основные особенности региональной электроэнергетики как отрасли региональной экономики:

- базисность, то есть функционирование в качестве инфраструктурного сегмента экономи-

Рис. 1. Иерархическая структура классификации регионов

192

© А. А. Васильков, 2008

Рис. 2. Классификация инфраструктуры региона

ки, обеспечивающего производство и снабжение электроэнергией всех категорий потребителей региона;

- масштабность по объемам производства, передачи и реализации электроэнергии;

- системность, позволяющая объединять хозяйствующие субъекты с различными формами собственности, которые осуществляют коммерческую деятельность на рынке электроэнергии и мощности;

- многоплановость организационно-экономических и технологических отношений, связанных с законами функционирования и высокой

централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии;

- доходность, составляет значительную долю в доходной части бюджета региона;

- принадлежность к категории естественных монополий.

Взаимосвязь уровня электропотребления и экономического развития отраслей и муниципальных образований прослеживается при проведении анализа изменения структуры электропотребления по отраслям производства за последние

5 лет и проведенной группировке муниципаль-

ных образований области по электровооруженности. Следует отметить в целом снижение электроемкости производства во всех группах, что отражает наметившуюся тенденцию повышения эффективности использования электроэнергии и рост получаемого валового внутреннего продукта на каждый потребляемый кВт-ч электроэнергии.

Потребление электроэнергии за исследуемый период возросло на 9,3 % (таблица 1). Наибольший рост потребления электроэнергии за данный период прослеживается в транспортном секторе региональной экономики - 35,6%, в промышлен-ности-16,2%, в индивидуальном предпринимательстве и прочих отраслях-10,6% и в строитель-стве-2,9%. Произошел спад потребления электроэнергии: в сельском и лесном хозяйстве на 33,5 %, а также у населения - на 4,1%.

Оценка состояния электрообеспечения региона выявила следующие особенности в условиях Костромской области:

- слабо развитая инфраструктура исследуемого региона;

- низкая платежеспособность потребителей, побудили изыскивать направления по снижению тарифов на электроэнергию;

- высокая степень изношенности (68%) основных средств и нестабильное финансовое состояние предприятий электроэнергетики вызывают необходимость развития инвестиционной деятельности и поиск новый инвестиционных составляющих.

Важнейшим фактором стабилизации экономической ситуации в регионе является комплексный подход к решению проблемы тарифов на локальных рынках. В ходе трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике следует обеспечить коммерчески непротиворечивые и экономически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения необходимо основывать как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение

Таблица 1

Состав и структура электропотребления по отраслям в Костромской области

Наименование потребителя 2001 г. 2005 г. 2005 г. к 2001 г. в

Потреб- ление, млн. кВт?ч Структура потребления электроэнергии, в % к итогу Потреб- ление, млн. кВт?! Структура потребления электроэнергии, в % к итогу

% пунктах

Индивидуальное предпринимательство (ИП) и прочие отрасли 888,7 27,8 982,8 28,1 110,6 0,3

Промышленность 750,3 23,5 871,7 25,0 116,2 1,5

Транспорт и связь 324,2 10,1 439,5 12,6 135,6 2,5

Население 269,4 8,4 258,3 7,4 95,9 -1,0

Сельское и лесное хозяйство 142,8 4,5 95,0 2,7 66,5 -1,8

Строительство 57,9 1,8 59,6 1,7 102,9 -0,1

Производство и распределение электроэнергии 149,7 4,7 157,4 4,5 105,1 -0,2

Потери электроэнергии 614,5 19,2 629,1 18,0 102,4 -1,2

Всего 3197,5 100 3493,4 100 109,3 -

конкуренции невозможно по объективным организационно-экономическим и технологическим условиям. Независимым производителям предлагается поставлять всю произведенную электроэнергию по тарифам, устанавливаемым с использованием механизма коммерческой диспетчеризации. Степень участия государства в процессе регулирования ценообразования в электроэнергетике, на наш взгляд, должна состоять в регламентированном верхнем пределе тарифа. Устанавливаемый государством верхний предел тарифа, будет служить ориентиром для контрагентов на рынке, и формирование рыночных цен предлагается осуществлять на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка.

Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, планируется продавать по свободным ценам. Таких способов торговли электроэнергией в предлагаемой модели оптового рынка два - это свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый Администратором торговой системы конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Результаты такого аукциона ценовых заявок являются основой для планирования Системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии и загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности, что будет стимулировать всех производителей стремиться к сокращению издержек.

С целью снижения финансовых рисков на этапе становления оптового рынка электроэнергии, участникам рынка предлагается предоставлять возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии и на покупку или продажу фиксированного объема электроэнергии для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованному тарифу (форвардные и фьючерсные контракты), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен. На балансирующем рынке происходит корректировка запланированного дис-

петчерского графика, сформировавшегося по результатам торгов. Так если сбытовая компания при заключении двустороннего договора ошиблась в планировании поставки в меньшую сторону, недостающий объем электроэнергии она может докупить на рынке «на сутки вперед», и, напротив, на этом же рынке ею могут быть проданы «излишки».

В рассматриваемом регионе в качестве потенциальных покупателей, наряду с ОАО «Костромская Сбытовая Компания», могут выступать только

3 потребителя: завод «Мотордеталь» г. Кострома, ООО «Кроностар» Шарьинского района, и ОАО «Северная железная дорога».

Проведенные расчеты свидетельствуют об эффективности участия ОАО «Костромская сбытовая компания» в оптовом рынке «на сутки вперед». В целом тариф может быть снижен на 1,08 -10,98 %, что приведет к экономии денежных средств у потребителей от 58,08 до 587,89 млн. руб., в зависимости от степени освоения конкурентного рынка в рассматриваемом регионе. Сдерживание и снижение тарифов на электроэнергию позволит привлечь в регион товаропроизводителей, более низкими, чем в других регионах тарифами. Это повлияет на инвестиционную привлекательность региона, появятся новые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет области.

Особым сектором нового оптового рынка является торговля мощностью, которая осуществляется в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии. До введения новых правил оптового рынка поставщики получали оплату 85% от установленной мощности генерирующего оборудования, а покупатели оплачивали эту мощность исходя из одноставочного тарифа на электроэнергию (мощность). Теперь мощность и электроэнергия оплачиваются раздельно. При продаже мощности у поставщиков появляются обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. Эти обязательства заключаются в соблюдении поставщиком заданного Системным оператором режима работы генерирующего оборудования, включая соблюдение выбранного Системным оператором состава оборудования и его параметров. Стоимость мощности напрямую зависит от выполнения обязательств генерирующими компаниями, и у них появляется прямой финансовый стимул соблюдать все предъявляемые требо-

вания. Такие механизмы введены для страхования рисков снижения текущей надежности в работе энергосистемы при растущем спросе на электроэнергию.

Для создания экономических условий притока инвестиций все новые мощности будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления - регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.

По сути, новая модель оптового рынка переходного периода является базой для формирования целевой (полностью конкурентной) модели: механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке «на сутки вперед» и балансирующем рынке, механизмы учета двусторонних договоров, принципы оплаты отклонений - все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем меняться уже не будут.

В конкурентном рынке применяется маржинальный способ формирования равновесной цены, который:

- соблюдает баланс интересов участников рынка;

- максимизирует совокупную прибыль всех участников рынка (благосостояние рынка);

- дает эффективные экономические сигналы для инвестиций.

Осуществление предложений по совершенствованию функционирования региональной электроэнергетики позволит освоить конкурентный механизм ценообразования на электроэнергию и энергетические мощности в региональном масштабе с использованием механизма коммерческой диспетчеризации в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового конкурентного рынка. Сокращение доли расходов на электроэнергию позволит перераспределить спрос на другие сферы потребления, вызывая тем самым стимулирование развития и расширение рынков других товаров и услуг. Таким образом, снижение тарифов на электроэнергию приводит к оживлению и подъему, как отдельных предприятий, так и региональной экономики в целом и положительно отразится на уровне социальноэкономического развития региона.

Для обеспечения поступательного развития Костромской области следует также обратить особое внимание на обновление ресурсного обеспечения локальных рынков региона, в частности электроэнергетики. Основными направлениями инвестиционной деятельности ОАО «Костромаэнерго» последних лет являлись новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение энергетических объектов. Прослеживается положительная тенденция наращивания объемов инвестиций в энергетическую отрасль. За период с 2003 по 2006 год объем инвестиций вырос в 11,5 раз. При этом основной упор с 2006 г. делается на новое строительство 90,6% (678,3 млн.руб.) и лишь 9,4% (70,7млн.руб.) расходуется на техническое перевооружение и реконструкцию, что свидетельствует

об улучшении воспроизводственной структуры инвестиций, в то время как до 2006 года большая часть средств выделялась на поддержание работоспособности имеющихся средств производства, через их модернизацию и реконструкцию.

Для развития электроэнергетики предполагается следующая система мер по привлечению инвестиций, которая включает в себя три основных направления:

1. Увеличение инвестиционных возможностей предприятий отрасли за счет собственных и заемных средств.

2. Привлечение частного капитала для инвестиций в электроэнергетику.

3. Увеличение государственных (бюджетных) инвестиций.

Для поддержания необходимого производственного и научно-технического потенциала в электроэнергетике Костромской области: осваиваются новые механизмы привлечения инвестиций; усиливается экономическая и административная ответственность за результаты инвестиционных решений и эффективное использование инвестиционных ресурсов; корректируется действующий механизм снижения инвестиционных рисков и себестоимости электроэнергии.

С 2006 года ОАО «Костромаэнерго» стало использовать плату за технологические присоединения в качестве одной из инвестиционных составляющих. Данный источник занимает 8% от всего объема инвестиций 2006 года, и превосходит размер направляемой на инвестиции прибыли, что свидетельствует о весомой роли данного направления привлечения средств для развития электроэнергетики региона. В период исследова-

ния ожидаемого спроса на технологическое присоединение, с участием автора были сделаны прогнозные расчеты возможных объемов заявок и поступлений денежных средств по заключенным договорам. По нашему прогнозу с учетом закладываемой высокой степени риска в 2006 году от технологических присоединений планировалось получить 50,5 млн. руб., а к концу года было получено 71 млн. руб., или на 20,5 млн. руб. (на 40,8%) больше, что подтвердило правильность выбранного направления совершенствования инвестиционной политики. Нами был определен прогнозируемый объем инвестиций по предлагаемому направлению в 2008 году в размере 200,1млн.руб. Выбранный путь инвестиционного развития позволяет модернизировать региональную электроэнергетику без резкого увеличения тарифов на электроэнергию, что положительно скажется на повышении эффективности региона, за счет привлечения в него производителей более низкими, чем в других регионах тарифами.

Необходимые расчеты при разработке прогноза инвестиционного развития региональной электроэнергетики были выполнены с учетом тенденций и прогноза инвестиционно-технологической и структурной динамики экономики Костромской области на период до 2015 года. Особое вни-

мание уделялось прогнозируемому росту объемов производства, электропотребления и энергетических мощностей рассматриваемого региона. Экономическая оценка инвестиционных программ в электроэнергетику на 2008-2011 годы, срок окупаемости которых составляет в 2008 и 2010 году 5 лет, в 2009 г. - 3 года, и в 2011 г. -

4 года. Внутренняя норма доходности составляет в 2008 году - 27%, в 2009г. - 39%, в 2010г. -28%, в 2011г. - 35%, и превышает годовую процентную ставку дисконтирования более чем в 2 раза, что свидетельствует об эффективности и устойчивости инвестиционных программ.

При оценке инвестиционных программ выявлена связь между инвестициями в электроэнергетику и социально-экономическим развитием региона через мультипликативный эффект роста валового внутреннего продукта на каждый дополнительный кВт-ч электроэнергии потребляемый в экономике региона. Реализация инвестиционных программ позволит ежегодно увеличивать объем потребляемой электроэнергии в отраслях экономики на 1,41% в 2008г., и 1,83% в 2010г. при этом развитие экономики региона обеспечит рост валового внутреннего продукта от 805,2 млн. руб. в 2009году до 1225,2 млн. руб. в 2011 году (таблица 2).

Т аб лица 2

Оценка влияния инвестиций в электроэнергетику на развитие региона

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Объем инвестиций, млн. руб. 200,1 232,4 324,0 335,2

Дополнительно присоединяемая мощность всего, кВт 15320,0 17850,4 21719,0 23309,0

в т.ч население 3494,1 3679,4 4623,5 4958,8

Объем вводимой площади ~ 2 жилых помещений, тыс. м 39,6 41,7 52,4 56,2

Прирост потребления электроэнергии населением, млн. кВт?! 0,84 0,88 1,11 1,19

Прирост потребления электроэнергии в экономике, млн. кВт?! 40,26 46,92 57,09 61,26

Ежегодный прирост потребления электроэнергии, % 1,41 1,56 1,8 1,83

Ежегодный прирост валового внутреннего продукта, млн.руб. 805,2 938,4 1158,0 1225,2

Оценивая социальный эффект от реализации предлагаемых инвестиционных программ отдельно были рассчитаны дополнительно присоединяемые энергетические мощности для развития жилищного строительства и прогнозируемый объем вводимой площади жилых помещений в размере 39,6тыс. м2 в 2008 году и 56,2 тыс. м2 в 2011 году.

Таким образом, освоение предлагаемых инвестиционных проектов могут привести к росту валового внутреннего продукта и к повышению уровня социально - экономического развития Костромской области.

Обобщая намеченные направления развития локальных рынков региона и в частности электроэнергетики, как составляющей части региональной экономики в условиях Костромской области необходимо отметить, что их реализация позволит повысить эффективность электроснабжения региона за счет:

- освоения механизма оптового и розничного рынков электроэнергии на уровне рассматриваемого региона;

- трансформации существующей системы ценообразования в электроэнергетики;

- обоснования комплекса мероприятий по снижению себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии;

- создания региональных центров обслуживания клиентов;

- повышения качества обслуживания электросетевого хозяйства за счет усовершенствования организации электротехнической службы;

- обоснования и разработки инвестиционной программы по развитию отрасли.

Следует также подчеркнуть, что разработанные мероприятия позволят поддерживать наметившуюся тенденцию экономического и социального развития региона и страны в целом, так как основу стабильности и эффективности составляет надежное электрообеспечение и качественное электроснабжение потребителей. Дальнейший подъем экономики невозможен без применения более прогрессивных технологий и техники, требующих достаточных инвестиций, способных коренным образом изменить существующие экономические показатели электроэнергетики региона и снижающие удельные затраты на энергоносители.

Ю. Д. Красовский РЕФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТЫ И ПАРАДОКСЫ

Переход на двухуровневую систему образования с сокращением на одну треть аудиторных часов для увеличения самостоятельной работы студентов предполагает системный подход к описанию и реализации этого процесса. Опыт работы в магистратурах, уже созданных в некоторых отечественных вузах на основе Бо-лонской конвенции, позволяет оценить этот процесс с позиций преподавателя, т.е. ключевой исполнительской и креативной фигуры в этой системе. Давайте взглянем на процесс реформации с точки зрения общих критериев: от чего уйти и к чему прийти?

На модели (рис. 1) изображено три позиции в реформации обучения в вузе. Верхняя позиция (пунктирная линия) означает прагматический подход к овладению компетенциями на основе отработки «живых» обратных связей с теми, кто учится и работает (рефлексивная культура обучения),

но в ущерб систематизации знаний. Нижняя позиция означает отторгаемую практику обучения студентов. Срединная позиция означает наиболее приемлемый вариант обучения, который, однако, трудно достижим без предварительной переподготовки преподавателей и гибкой организации учебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В реформации высшего образования возможны три варианта. Представляется, что наиболее приемлемым может быть срединный вариант. Реализация двух других зависит от особых факторов развития вуза: внутренних и внешних. И здесь возникает главный вопрос: чему и как обучать, а точнее переобучать преподавателей?

Это - самая острая проблема. Ведь переход на новую систему образования предполагает ком-петентностный подход, а компетенциям можно обучать только тогда, когда знаешь:

198

© Ю. Д. Красовский, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.