А. А. Васильков
ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ РЕГИОНА (на примере электроэнергетики Костромской области)
Специфика России требует согласованного развития всей национальной экономики, в том числе с учетом регионального аспекта.
В свое время план ГОЭЛРО являлся базой для разработки Госпланом системы экономических отношений внутри страны, и именно в нем были заложены перспективы развития не только энергетики, но и страны в целом, отражены идеи о разделении общественного труда между регионами страны, приближении производства к источникам сырья, сокращения транспортных издержек.
На современном этапе экономического развития региональной экономики все большие акценты делаются на привязке ее к практике. Нами предлагается иерархическая структура классификации регионов в основу формирования которой положен наряду с территориальным подходом принцип экономической интеграции и опосредованного взаимодействия нижестоящего уровня с вышестоящим, начиная с уровня поселения (рис. 1).
Нами рассматривается регион как подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда и как система взаимодействия всех имеющихся отраслей и сфер жизнеобеспечения на определенной территории. Характеристику региона на уровне субъекта федерации (административной области) можно представить в виде сложной социально-экономической системы, в которой, на наш взгляд, можно
выделить подсистемы, а внутри каждой из них направления деятельности.
Методологическая основа исследования инфраструктуры региональной экономики включает системный подход, который предполагает, с одной стороны, обоснование и представление ее в виде относительно устойчивой самоорганизующейся системы, а с другой стороны - определение взаимоотношений между отдельными ее элементами, материальным производством и локальными рынками региона.
Исследовав существующие подходы к классификации инфраструктуры региональной экономики и многоплановый характер ее элементов, на наш взгляд, ее можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рассматривая энергетический комплекс как подсистему исследуемого региона необходимо отметить, что в него входят следующие направления деятельности: электроэнергетика; тепло-электроэнергетика; теплоснабжение.
Данные направления взаимодействуют как между собой, так и с другими подсистемами внутри региона, на уровне федеральных округов, на государственном и межгосударственном уровнях.
Нами выделены следующие основные особенности региональной электроэнергетики как отрасли региональной экономики:
- базисность, то есть функционирование в качестве инфраструктурного сегмента экономи-
Рис. 1. Иерархическая структура классификации регионов
192
© А. А. Васильков, 2008
Рис. 2. Классификация инфраструктуры региона
ки, обеспечивающего производство и снабжение электроэнергией всех категорий потребителей региона;
- масштабность по объемам производства, передачи и реализации электроэнергии;
- системность, позволяющая объединять хозяйствующие субъекты с различными формами собственности, которые осуществляют коммерческую деятельность на рынке электроэнергии и мощности;
- многоплановость организационно-экономических и технологических отношений, связанных с законами функционирования и высокой
централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии;
- доходность, составляет значительную долю в доходной части бюджета региона;
- принадлежность к категории естественных монополий.
Взаимосвязь уровня электропотребления и экономического развития отраслей и муниципальных образований прослеживается при проведении анализа изменения структуры электропотребления по отраслям производства за последние
5 лет и проведенной группировке муниципаль-
ных образований области по электровооруженности. Следует отметить в целом снижение электроемкости производства во всех группах, что отражает наметившуюся тенденцию повышения эффективности использования электроэнергии и рост получаемого валового внутреннего продукта на каждый потребляемый кВт-ч электроэнергии.
Потребление электроэнергии за исследуемый период возросло на 9,3 % (таблица 1). Наибольший рост потребления электроэнергии за данный период прослеживается в транспортном секторе региональной экономики - 35,6%, в промышлен-ности-16,2%, в индивидуальном предпринимательстве и прочих отраслях-10,6% и в строитель-стве-2,9%. Произошел спад потребления электроэнергии: в сельском и лесном хозяйстве на 33,5 %, а также у населения - на 4,1%.
Оценка состояния электрообеспечения региона выявила следующие особенности в условиях Костромской области:
- слабо развитая инфраструктура исследуемого региона;
- низкая платежеспособность потребителей, побудили изыскивать направления по снижению тарифов на электроэнергию;
- высокая степень изношенности (68%) основных средств и нестабильное финансовое состояние предприятий электроэнергетики вызывают необходимость развития инвестиционной деятельности и поиск новый инвестиционных составляющих.
Важнейшим фактором стабилизации экономической ситуации в регионе является комплексный подход к решению проблемы тарифов на локальных рынках. В ходе трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике следует обеспечить коммерчески непротиворечивые и экономически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения необходимо основывать как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение
Таблица 1
Состав и структура электропотребления по отраслям в Костромской области
Наименование потребителя 2001 г. 2005 г. 2005 г. к 2001 г. в
Потреб- ление, млн. кВт?ч Структура потребления электроэнергии, в % к итогу Потреб- ление, млн. кВт?! Структура потребления электроэнергии, в % к итогу
% пунктах
Индивидуальное предпринимательство (ИП) и прочие отрасли 888,7 27,8 982,8 28,1 110,6 0,3
Промышленность 750,3 23,5 871,7 25,0 116,2 1,5
Транспорт и связь 324,2 10,1 439,5 12,6 135,6 2,5
Население 269,4 8,4 258,3 7,4 95,9 -1,0
Сельское и лесное хозяйство 142,8 4,5 95,0 2,7 66,5 -1,8
Строительство 57,9 1,8 59,6 1,7 102,9 -0,1
Производство и распределение электроэнергии 149,7 4,7 157,4 4,5 105,1 -0,2
Потери электроэнергии 614,5 19,2 629,1 18,0 102,4 -1,2
Всего 3197,5 100 3493,4 100 109,3 -
конкуренции невозможно по объективным организационно-экономическим и технологическим условиям. Независимым производителям предлагается поставлять всю произведенную электроэнергию по тарифам, устанавливаемым с использованием механизма коммерческой диспетчеризации. Степень участия государства в процессе регулирования ценообразования в электроэнергетике, на наш взгляд, должна состоять в регламентированном верхнем пределе тарифа. Устанавливаемый государством верхний предел тарифа, будет служить ориентиром для контрагентов на рынке, и формирование рыночных цен предлагается осуществлять на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка.
Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, планируется продавать по свободным ценам. Таких способов торговли электроэнергией в предлагаемой модели оптового рынка два - это свободные двусторонние договоры и рынок «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый Администратором торговой системы конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Результаты такого аукциона ценовых заявок являются основой для планирования Системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии и загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности, что будет стимулировать всех производителей стремиться к сокращению издержек.
С целью снижения финансовых рисков на этапе становления оптового рынка электроэнергии, участникам рынка предлагается предоставлять возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии и на покупку или продажу фиксированного объема электроэнергии для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованному тарифу (форвардные и фьючерсные контракты), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен. На балансирующем рынке происходит корректировка запланированного дис-
петчерского графика, сформировавшегося по результатам торгов. Так если сбытовая компания при заключении двустороннего договора ошиблась в планировании поставки в меньшую сторону, недостающий объем электроэнергии она может докупить на рынке «на сутки вперед», и, напротив, на этом же рынке ею могут быть проданы «излишки».
В рассматриваемом регионе в качестве потенциальных покупателей, наряду с ОАО «Костромская Сбытовая Компания», могут выступать только
3 потребителя: завод «Мотордеталь» г. Кострома, ООО «Кроностар» Шарьинского района, и ОАО «Северная железная дорога».
Проведенные расчеты свидетельствуют об эффективности участия ОАО «Костромская сбытовая компания» в оптовом рынке «на сутки вперед». В целом тариф может быть снижен на 1,08 -10,98 %, что приведет к экономии денежных средств у потребителей от 58,08 до 587,89 млн. руб., в зависимости от степени освоения конкурентного рынка в рассматриваемом регионе. Сдерживание и снижение тарифов на электроэнергию позволит привлечь в регион товаропроизводителей, более низкими, чем в других регионах тарифами. Это повлияет на инвестиционную привлекательность региона, появятся новые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет области.
Особым сектором нового оптового рынка является торговля мощностью, которая осуществляется в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии. До введения новых правил оптового рынка поставщики получали оплату 85% от установленной мощности генерирующего оборудования, а покупатели оплачивали эту мощность исходя из одноставочного тарифа на электроэнергию (мощность). Теперь мощность и электроэнергия оплачиваются раздельно. При продаже мощности у поставщиков появляются обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. Эти обязательства заключаются в соблюдении поставщиком заданного Системным оператором режима работы генерирующего оборудования, включая соблюдение выбранного Системным оператором состава оборудования и его параметров. Стоимость мощности напрямую зависит от выполнения обязательств генерирующими компаниями, и у них появляется прямой финансовый стимул соблюдать все предъявляемые требо-
вания. Такие механизмы введены для страхования рисков снижения текущей надежности в работе энергосистемы при растущем спросе на электроэнергию.
Для создания экономических условий притока инвестиций все новые мощности будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. Это же касается и новых объектов потребления - регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в случае, если в 2007 году имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
По сути, новая модель оптового рынка переходного периода является базой для формирования целевой (полностью конкурентной) модели: механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке «на сутки вперед» и балансирующем рынке, механизмы учета двусторонних договоров, принципы оплаты отклонений - все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем меняться уже не будут.
В конкурентном рынке применяется маржинальный способ формирования равновесной цены, который:
- соблюдает баланс интересов участников рынка;
- максимизирует совокупную прибыль всех участников рынка (благосостояние рынка);
- дает эффективные экономические сигналы для инвестиций.
Осуществление предложений по совершенствованию функционирования региональной электроэнергетики позволит освоить конкурентный механизм ценообразования на электроэнергию и энергетические мощности в региональном масштабе с использованием механизма коммерческой диспетчеризации в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового конкурентного рынка. Сокращение доли расходов на электроэнергию позволит перераспределить спрос на другие сферы потребления, вызывая тем самым стимулирование развития и расширение рынков других товаров и услуг. Таким образом, снижение тарифов на электроэнергию приводит к оживлению и подъему, как отдельных предприятий, так и региональной экономики в целом и положительно отразится на уровне социальноэкономического развития региона.
Для обеспечения поступательного развития Костромской области следует также обратить особое внимание на обновление ресурсного обеспечения локальных рынков региона, в частности электроэнергетики. Основными направлениями инвестиционной деятельности ОАО «Костромаэнерго» последних лет являлись новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение энергетических объектов. Прослеживается положительная тенденция наращивания объемов инвестиций в энергетическую отрасль. За период с 2003 по 2006 год объем инвестиций вырос в 11,5 раз. При этом основной упор с 2006 г. делается на новое строительство 90,6% (678,3 млн.руб.) и лишь 9,4% (70,7млн.руб.) расходуется на техническое перевооружение и реконструкцию, что свидетельствует
об улучшении воспроизводственной структуры инвестиций, в то время как до 2006 года большая часть средств выделялась на поддержание работоспособности имеющихся средств производства, через их модернизацию и реконструкцию.
Для развития электроэнергетики предполагается следующая система мер по привлечению инвестиций, которая включает в себя три основных направления:
1. Увеличение инвестиционных возможностей предприятий отрасли за счет собственных и заемных средств.
2. Привлечение частного капитала для инвестиций в электроэнергетику.
3. Увеличение государственных (бюджетных) инвестиций.
Для поддержания необходимого производственного и научно-технического потенциала в электроэнергетике Костромской области: осваиваются новые механизмы привлечения инвестиций; усиливается экономическая и административная ответственность за результаты инвестиционных решений и эффективное использование инвестиционных ресурсов; корректируется действующий механизм снижения инвестиционных рисков и себестоимости электроэнергии.
С 2006 года ОАО «Костромаэнерго» стало использовать плату за технологические присоединения в качестве одной из инвестиционных составляющих. Данный источник занимает 8% от всего объема инвестиций 2006 года, и превосходит размер направляемой на инвестиции прибыли, что свидетельствует о весомой роли данного направления привлечения средств для развития электроэнергетики региона. В период исследова-
ния ожидаемого спроса на технологическое присоединение, с участием автора были сделаны прогнозные расчеты возможных объемов заявок и поступлений денежных средств по заключенным договорам. По нашему прогнозу с учетом закладываемой высокой степени риска в 2006 году от технологических присоединений планировалось получить 50,5 млн. руб., а к концу года было получено 71 млн. руб., или на 20,5 млн. руб. (на 40,8%) больше, что подтвердило правильность выбранного направления совершенствования инвестиционной политики. Нами был определен прогнозируемый объем инвестиций по предлагаемому направлению в 2008 году в размере 200,1млн.руб. Выбранный путь инвестиционного развития позволяет модернизировать региональную электроэнергетику без резкого увеличения тарифов на электроэнергию, что положительно скажется на повышении эффективности региона, за счет привлечения в него производителей более низкими, чем в других регионах тарифами.
Необходимые расчеты при разработке прогноза инвестиционного развития региональной электроэнергетики были выполнены с учетом тенденций и прогноза инвестиционно-технологической и структурной динамики экономики Костромской области на период до 2015 года. Особое вни-
мание уделялось прогнозируемому росту объемов производства, электропотребления и энергетических мощностей рассматриваемого региона. Экономическая оценка инвестиционных программ в электроэнергетику на 2008-2011 годы, срок окупаемости которых составляет в 2008 и 2010 году 5 лет, в 2009 г. - 3 года, и в 2011 г. -
4 года. Внутренняя норма доходности составляет в 2008 году - 27%, в 2009г. - 39%, в 2010г. -28%, в 2011г. - 35%, и превышает годовую процентную ставку дисконтирования более чем в 2 раза, что свидетельствует об эффективности и устойчивости инвестиционных программ.
При оценке инвестиционных программ выявлена связь между инвестициями в электроэнергетику и социально-экономическим развитием региона через мультипликативный эффект роста валового внутреннего продукта на каждый дополнительный кВт-ч электроэнергии потребляемый в экономике региона. Реализация инвестиционных программ позволит ежегодно увеличивать объем потребляемой электроэнергии в отраслях экономики на 1,41% в 2008г., и 1,83% в 2010г. при этом развитие экономики региона обеспечит рост валового внутреннего продукта от 805,2 млн. руб. в 2009году до 1225,2 млн. руб. в 2011 году (таблица 2).
Т аб лица 2
Оценка влияния инвестиций в электроэнергетику на развитие региона
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объем инвестиций, млн. руб. 200,1 232,4 324,0 335,2
Дополнительно присоединяемая мощность всего, кВт 15320,0 17850,4 21719,0 23309,0
в т.ч население 3494,1 3679,4 4623,5 4958,8
Объем вводимой площади ~ 2 жилых помещений, тыс. м 39,6 41,7 52,4 56,2
Прирост потребления электроэнергии населением, млн. кВт?! 0,84 0,88 1,11 1,19
Прирост потребления электроэнергии в экономике, млн. кВт?! 40,26 46,92 57,09 61,26
Ежегодный прирост потребления электроэнергии, % 1,41 1,56 1,8 1,83
Ежегодный прирост валового внутреннего продукта, млн.руб. 805,2 938,4 1158,0 1225,2
Оценивая социальный эффект от реализации предлагаемых инвестиционных программ отдельно были рассчитаны дополнительно присоединяемые энергетические мощности для развития жилищного строительства и прогнозируемый объем вводимой площади жилых помещений в размере 39,6тыс. м2 в 2008 году и 56,2 тыс. м2 в 2011 году.
Таким образом, освоение предлагаемых инвестиционных проектов могут привести к росту валового внутреннего продукта и к повышению уровня социально - экономического развития Костромской области.
Обобщая намеченные направления развития локальных рынков региона и в частности электроэнергетики, как составляющей части региональной экономики в условиях Костромской области необходимо отметить, что их реализация позволит повысить эффективность электроснабжения региона за счет:
- освоения механизма оптового и розничного рынков электроэнергии на уровне рассматриваемого региона;
- трансформации существующей системы ценообразования в электроэнергетики;
- обоснования комплекса мероприятий по снижению себестоимости производства, передачи и распределения электроэнергии;
- создания региональных центров обслуживания клиентов;
- повышения качества обслуживания электросетевого хозяйства за счет усовершенствования организации электротехнической службы;
- обоснования и разработки инвестиционной программы по развитию отрасли.
Следует также подчеркнуть, что разработанные мероприятия позволят поддерживать наметившуюся тенденцию экономического и социального развития региона и страны в целом, так как основу стабильности и эффективности составляет надежное электрообеспечение и качественное электроснабжение потребителей. Дальнейший подъем экономики невозможен без применения более прогрессивных технологий и техники, требующих достаточных инвестиций, способных коренным образом изменить существующие экономические показатели электроэнергетики региона и снижающие удельные затраты на энергоносители.
Ю. Д. Красовский РЕФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТЫ И ПАРАДОКСЫ
Переход на двухуровневую систему образования с сокращением на одну треть аудиторных часов для увеличения самостоятельной работы студентов предполагает системный подход к описанию и реализации этого процесса. Опыт работы в магистратурах, уже созданных в некоторых отечественных вузах на основе Бо-лонской конвенции, позволяет оценить этот процесс с позиций преподавателя, т.е. ключевой исполнительской и креативной фигуры в этой системе. Давайте взглянем на процесс реформации с точки зрения общих критериев: от чего уйти и к чему прийти?
На модели (рис. 1) изображено три позиции в реформации обучения в вузе. Верхняя позиция (пунктирная линия) означает прагматический подход к овладению компетенциями на основе отработки «живых» обратных связей с теми, кто учится и работает (рефлексивная культура обучения),
но в ущерб систематизации знаний. Нижняя позиция означает отторгаемую практику обучения студентов. Срединная позиция означает наиболее приемлемый вариант обучения, который, однако, трудно достижим без предварительной переподготовки преподавателей и гибкой организации учебного процесса.
В реформации высшего образования возможны три варианта. Представляется, что наиболее приемлемым может быть срединный вариант. Реализация двух других зависит от особых факторов развития вуза: внутренних и внешних. И здесь возникает главный вопрос: чему и как обучать, а точнее переобучать преподавателей?
Это - самая острая проблема. Ведь переход на новую систему образования предполагает ком-петентностный подход, а компетенциям можно обучать только тогда, когда знаешь:
198
© Ю. Д. Красовский, 2008