ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ
В.И. Векленко, Р.Е. Белкин, Г.П. Олейников
Аннотация. Рассмотрены место сахарных заводов в свеклосахарном подкомплексе, необходимость и направления государственного регулирования их деятельности, обоснованы прогнозные мощности сахарных заводов в областях ЦЧР.
Ключевые слова: сахарные заводы, агропромышленная интеграция, производственные мощности, государственное регулирование.
Эффективность деятельности секлосахарного подкомплекса во многом зависит от роли и места в его системе сахарных заводов. Традиционно перерабатывающее предприятие являлось центром агропромышленных взаимосвязей, объединяя сельское хозяйство и соответствующие мощности промышленности. Перерабатывающие предприятия в связи со своим исключительным положением в системе агропромышленного производства были и остаются в сравнительно более выгодных экономических условиях, являясь в большей или меньшей степени монополистами на рынке сельскохозяйственного сырья. В связи с этим государственное регулирование их деятельности во многом определяет результаты государственной политики по отношению к свеклосахарному подкомплексу в целом.
Государственное управление агропромышленными формированиями в настоящее время осуществляется по территориальному принципу: на местном (районном и межрайонном) уровне, региональном и федеральном уровнях. Эта система нуждается в совершенствовании. Так в состав межрайонного свеклосахарного агропромышленного объединения И.П. Салтык предлагает включить, кроме сахарного завода и свеклосеющих хозяйств, свеклосеменоводческое и скотооткормочное хозяйства, МТС, базу вторичной переработки свекловичного сырья, а также инвесторов и кредиторов объединения (банковские, предпринимательские и коммерческие структуры). Государственное регулирование деятельности такого объединения должно осуществляться через государственное инвестирование и льготное кредитование производств, а также через воздействие администрации районов на руководство объединения [1. - С. 357-358].
В состав областного научно-производственного свеклосахарного агропромышленного объединения должны входить также отраслевые научно -исследовательские институты, опытно-селекционные станции, семенной завод, отраслевой рынок продовольствия. Государственное управление будет осуществляться комитетами агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, воздействуя на совет объединения и его председателя, а также на предприятия и учреждения объединения. Предметом деятельности совета областного свеклосахарного агропромышленного объединения должна быть организация управления и функционирования свеклосахарного и свеклосеменоводческого хозяйств [1. - С. 357, 359-360].
Ориентироваться на сахарные заводы государство должно и при осуществлении регулирования рынка сахара, укрепляя лидирующую роль перерабатывающих предприятий в своих сырьевых зонах. Прежде всего, необходимо для каждого сахарного завода установить систему производственных квот, учитывающую проектную мощность завода, его техническое состояние, достигнутые результаты в последние годы. Целесообразным является лицензирование производственной деятельности сахарных заводов, поскольку оно свя-
зано с необходимостью выполнения экологических требований [2].
Через сахарные заводы государство должно регулировать и внешнеторговые операции, в частности, установления квот на импорт сахара-сырца, стимулирование реэкспорта сахара, выделение субсидий для повышения качества продукции, соответствия ее международным требованиям, реализации ее на международных рынках.
Сахарные заводы являются также тем звеном в государственной политике, которое непосредственно связано с производителями сахарной свеклы. Приоритетной поддержкой должны пользоваться те сахарные заводы, которые постоянно расширяют и улучшают показатели деятельности своей сырьевой базы, зоны свеклосеяния, составляющей ее основу.
Эффективность работы сахарных заводов и всего свеклосахарного подкомплекса в значительной степени зависит от совершенствования интеграционных взаимоотношений между перерабатывающими предприятиями и хозяйствами их сырьевой зоны. Создание условий для формирования крупных интегрированных объединений вокруг сахарных заводов позволит, прежде всего, сформировать организации, представляющими по своим размерам потенциальных участников рынка ценных бумаг. Реальными же участниками такие структуры могут быть при участии государства в функционировании данного рынка и его сегмента, связанного с куплей-продажей ценных бумаг предприятий сахарного подкомплекса. Повышение инвестиционной привлекательности подкомплекса, создание условий для его устойчивого развития, повышение спроса на инвестиционные ресурсы позволит увеличить и их предложение, в том числе и со стороны иностранных инвесторов.
Развитие процессов агропромышленной интеграции характерно и для развитых зарубежных стран. Особенность интеграции в этих странах заключается в том, что инициатором и координатором чаще всего выступают несельскохозяйственные предприятия, значительную роль в ее развитии играет государственное регулирование. К основным факторам, способствующим агропромышленной интеграции в развитых странах, относится углубление государственного регулирования отраслей АПК, накопление и концентрация в них капитала, повышение доли в конечной продукции АПК несельскохозяйственных отраслей. В США доля сельского хозяйства в товарной продукции АПК составляет чуть больше 10%, на пищевую промышленность приходится около 20%, а на сферу распределения и реализации -более 70%. В Западной Европе доля сельского хозяйства не превышает 20-30% стоимости товарной продукции продовольственного комплекса. Сфера распределения и реализации продукции составляет больше половины стоимости [3].
В результате исследований и практики зарубежных стран по формированию и функционированию крупных компаний, прежде всего холдингового типа, Ю. Винслав и И. Германова пришли к выводу, что среди организационно-правовых форм холдингов встречаются госпредприятия, в которых весь капитал принадлежит государству, а в смешанных корпорациях государство владеет контрольным пакетом акций и осуществляет контроль за их деятельностью [4]. В свеклосахарном подкомплексе могут развиваться специализированные агрохолдинги. Однако в условиях нестабильности отечественных продуктовых рынков,
высокого риска, связанного с производством одного вида продукции, обуславливают необходимость повышения уровня государственного регулирования производства.
Основными мерами государства в отношении перерабатывающих предприятий являются разработка и использование системы производственного квотирования, лицензирование их деятельности, выделение субсидий для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, расширения и повышения эффективности функционирования сырьевой зоны.
Среди важнейших государственных экономических мер в отношении сахарных заводов можно выделить кредитную, налоговую, инвестиционную и другие виды политики. Для развития своей сырьевой зоны сахарным заводам необходимо выделять льготные кредиты, которые должны быть направлены в первую очередь на закупку семян и обеспечение ими свеклосеющих хозяйств под урожай будущего года.
Для обеспечения хозяйств, производящих сахарную свеклу, и семенных заводов техническими средствами и материальными ресурсами сахарные заводы должны стать посредниками во взаимодействии с государственными снабженческими структурами, в частности с Рос-агролизингом.
Для стимулирования расширения и технологической модернизации своей сырьевой зоны сахарным заводам необходимо предоставлять налоговые льготы, в частности уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму, выделяемую на вышеуказанные цели. Для стимулирования модернизации оборудования на сахарных заводах в первые годы ее освоения целесообразно освободить их от уплаты налога на имущество, разрешить ускоренную амортизацию оборудования.
Производство сахара характеризуется сезонностью, что должно учитываться в государственной политике по отношению к сахарным заводам. Сезонность приводит к неравномерности предложения сахара на рынке. Для ее преодоления необходима система государственных мер, стимулирующая производителей хранить продукцию в течение определенного времени. Хранение сахара требует специальных помещений и их обслуживания, что приводит к значительным дополнительным затратам, замораживающим средства. Поэтому государством должны быть выделены специальные субсидии на хранение сахара. В этом случае сахарный завод должен задекларировать объем сахара, заложенного на хранение, с указанием срока хранения.
Для увеличения объемов производства сахара, решения различных вопросов, связанных с развитием сахарных заводов, государственная политика должна обеспечивать достаточную доходность нормально работающим предприятиям. Для этого должны быть установлены гарантированные или минимальные цены на сахар. В их основу целесообразно положить нормативы затрат среднего по мощности сахарного завода на производство 1 т сахара стандартного качества и минимальную прибыль, позволяющую осуществлять расширенное воспроизводство. Гарантированные цены следует устанавливать на сахар, производимый из сахарной свеклы, что будет способствовать развитию свеклосахарного производства. Между гарантированными ценами на сахар и сахарную свеклу должны быть установлены коэффициенты соотношения, т.е. регулироваться в комплексе.
Государственная помощь сахарным заводам должна сочетаться с их обязательной ориентацией на закупку сахарной свеклы по целевым ценам для конкретного региона, рекомендованным Министерством сельского хозяйства и Союзом сахаропроизводителей. Эта мера
является решающей в плане регулирования отечественного рынка свеклосахарного сырья.
Для повышения инвестиционной привлекательности сахарного подкомплекса со стороны государства должны быть приняты меры по созданию условий для формирования совместных предприятий с долевым участием иностранного капитала и государства, развитию крупных интегрированных объединений вокруг сахарных заводов, которые могут быть участниками рынка ценных бумаг и смогут расширить возможности привлечения заемных средств для своего развития.
Важным вопросом деятельности сахарных заводов, требующим неотложного решения и поддержки государства, является их материально-техническая база. По сведениям, приведенным И.П. Салтыком, она устарела физически и морально и на порядок отстает от мирового уровня. Износ основных средств на подавляющем большинстве предприятий превышает 70%, а по некоторым из них достигает 80%. Значительная их часть эксплуатируется свыше 20 лет [1. - С. 430]. По сведениям Е.И. Сизенко в начале двухтысячных годов переоснащение среднего по мощности сахарного завода современным оборудованием предполагало необходимость вложения не менее 15-20 млн. руб. денежных средств [5]. В настоящее время эта сумма, по нашим расчетам, составляет не менее 40-50 млн. руб.
Таблица 1 - Фактические и прогнозные мощности сахарных заводов в областях ЦЧР
Области №
Показатели Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская В целом по областям Ц
Количество сахар-
ных заводов на 1.01.2012 г 9 9 9 6 5 38
Общая производст-
венная мощность
сахарных заводов,
тыс. т в сутки: на 1 января 2012 г. 33,9 40,0 30,9 24,1 24,3 153,2
по проекту на 2020 г. 42,9 55,8 45,2 29,9 39,0 212,8
Необходимое увели-
чение мощностей: тыс. т в сутки 9,0 15,8 14,3 5,8 14,7 59,6
% к 2012 г. 126,4 139,5 146,4 124,2 160,5 138,9
Среднегодовое уве-
личение мощностей,
тыс. т в сутки (фактическое в среднем за 2007-2011 гг.) 0,91 2,11 0,44 0,79 0,96 5,21
по проекту на 2020 г. 1,28 2,25 2,05 0,83 2,10 8,52
Средняя производст-
венная мощность 1
сахарного завода в 2011 г., тыс. т в сутки 3,77 4,45 3,43 4,01 4,86 4,10
Потребность в
строительстве новых
сахарных заводов средней мощности 2,4 3,5 4,2 1,5 3,0 14,5
Для увеличения производства сахара, как отмечал А. Стуруа, необходима модернизация действующих и строительство новых сахарных заводов. Эта задача является одной из наиболее первостепенных, поскольку из 76 сахарных заводов, которыми располагает сахарная промышленность России, 34 введены в строй в дореволюционный и довоенный период, а срок эксплуатации значительной части оборудования превышает 20 лет [6. - С. 60-61].
Поскольку в областях ЦЧР прогнозируется увеличение объемов производства сахарной свеклы, а мощностей сахарных заводов недостаточно в большинстве областей уже в настоящее время, то в ближайшие годы потребуется увеличение производственных мощностей как за счет реконструкции и технического перевооружения, так и строительства новых сахарных заводов.
Производственные мощности действующих сахарных заводов в областях ЦЧР по состоянию на 1 января 2012 г. составляют 153 тыс. т сахарной свеклы в сутки [7], а в течение нормативных сроков - 13-14 млн. т. К 2020 г. производственные мощности должны позволить переработать за сезон до 19 млн. т сахарной свеклы, т.е. увеличиться на 37-38% по сравнению с фактической мощностью и составить в сутки не менее 210 тыс. т. Большие, чем в среднем по областям ЦЧР, необходимы темпы расширения мощностей сахарных заводов в Курской и Тамбовской областях, составляющие 46-60% к фактической их величине (таблица 1).
Если ориентироваться на строительство новых сахарных заводов средней фактической мощности, имеющейся в последние годы в расчете на один завод, то в целом по областям ЦЧР необходимо ввести в строй к 2020 г. не менее 14 перерабатывающих предприятий, в том числе по 3-4 завода в Воронежской, Курской и Тамбовской областях. Однако более высокую эффективность работы имеют более крупные предприятия, такие как Добринский завод в Липецкой области мощностью 9,0 тыс. т в сутки. В каждой области ЦЧР к 2020 г. потребуется построить по 1 -2 завода указанной мощности, а в целом по областям ЦЧР - 8 перерабатывающих предприятий. Потребность в инвестициях составит порядка 4-5 млрд. руб., что предполагает как прямую государственную финансовую помощь, так и стимулирование притока отечественного и иностранного частного капитала.
Таким образом, государственное регулирование деятельности сахарных заводов должно заключаться в:
- расширении и совершенствовании структуры свеклосахарных агропромышленных объединений;
- помощи в решении их финансовых проблем;
- стимулировании и регулировании развития агропромышленной интеграции в свеклосахарном подкомплексе;
- формировании вокруг сахарных заводов холдинговых объединений, способствующих развитию самих заводов и свеклосеющих хозяйств;
- квотировании и лицензировании деятельности сахарных заводов;
- выделении субсидий для повышения конкурентоспособности их продукции;
- предоставлении налоговых льгот в отношении суммы прибыли, выделенной на техническую модернизацию сахарных заводов и их сырьевых зон;
- выделении субсидий на хранение продукции и сглаживания сезонности ее предложения на рынке;
- установлении гарантированных цен на сахар и целевых цен закупки сахарной свеклы для обеспечения достаточными доходами нормально работающих предприятий;
- создании условий для формирования совместных предприятий с долевым участием иностранного капитала и государства;
- модернизации и строительства новых сахарных заводов.
Список использованных источников
1 Салтык И.П. Экономические проблемы функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК: на материалах Центрально-Черноземного региона: Ин-т экономики РАН. -М.: Наука, 2009. - 511 с.
2 Логинов В.Г. Особенности регулирования рынка сахара // Сахарная свекла. - 2002. - №12. - С. 5-6.
3 Фомин Д.А., Храмцов Н.С., Щетинина И.В Развитие интеграции в АПК Сибири. - Новосибирск: СибНИЭСХ, 1998.
4 Винслав Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ // Российский экономический журнал. - 2001. - №4. - С. 19-32.
5 Сизенко Е.И. Пути повышения эффективности свеклосахарного производства // Материалы научно-практической конференции. - Курск, 2003. - С. 3-5.
6 Стуруа А. Программа развития свеклосахарного подкомплекса Российской Федерации // АПК: экономика, управление. - 2010. - №8. - С. 58-63.
7 Краткие итоги производства сахарной свеклы, сахара и показатели работы сахарных заводов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в 2011 году. - М.: ООО «Сахар», Ассоциация сахаропроизводителей государств-участников Таможенного союза, 2012. - 80 с.
Информация об авторах
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.
Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.
Олейников Геннадий Петрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Белгородского университета кооперации, экономики и права.