Научная статья на тему 'Обоснование междисциплинарного проекта'

Обоснование междисциплинарного проекта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
264
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАТИМ / ГЕРОИЧЕСКОЕ / ГРОТЕСКНЫЙ СУБЪЕКТ / ЗАГЛАВИЕ / КАТАСТРОФА / НЕОСИНКРИТИЗМ ДРАМАТИЧЕСКИЙ / "НОВАЯ ДРАМА" / ПЕРИПЕТИЯ / ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ / СЮЖЕТ ДРАМАТИЧЕСКИЙ / ФАНТАСТИЧЕСКОЕ / "NEW DRAMA" / VERBATIM / THE HEROIC / GROTESQUE SUBJECT / TITLE / CATASTROPHE / DRAMATIC NEOSYNCRETISM / PERIPETEIA / POSTDRAMATIC THEATRE / THE SPEECH OF CHARACTERS / DRAMATIC PLOT / THE FANTASTIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавлинский Сергей Петрович

В данной рубрике представлены обоснование проекта создания «Экспериментального словаря русской драматургии XX XXI веков» и подготовительные материалы словарные статьи, работа над которым уже началась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование междисциплинарного проекта»

Новый филологический вестник. 2011. №2(17).

«Л*

экспериментальный словарь РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ рубежа ХХ-ХХ1 вв. (Подготовительные материалы)

В данной рубрике представлены обоснование проекта создания «Экспериментального словаря русской драматургии XX - XXI веков» и подготовительные материалы - словарные статьи, работа над которым уже началась. Ключевые слова: вербатим; героическое; гротескный субъект; заглавие; катастрофа; неосинкритизм драматический; «новая драма»; перипетия; постдраматический театр; речь персонажей; сюжет драматический; фантастическое.

С.П. Лавлинский ОБОСНОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА

На рубеже XX-XXI вв. в мировой и отечественной драматургии наметились особые дискурсивно-стилевые и жанровые сдвиги, свидетельствующие о появлении новой художественной парадигмы драмы как литературного рода и театрального феномена. Эта парадигма существенным образом повлияла на креативные и рецептивные стратегии развития современной культуры в целом. В настоящее время специалисты из разных дисциплинарных областей гуманитарной науки начали ее интенсивно изучать. Появились теоретические работы, выпускаются содержательные сборники научных статей, проводятся конференции, на которых обсуждается специфика новейшей драматургии в самых разных ее аспектах1, защищаются первые диссертации о поэтике «новой драмы»2, в вузовские учебные курсы вводятся академические дисциплины, в рамках которых рассматриваются нынешние драматические тенденции3.

В предисловии к сборнику материалов семинара, посвященного исследованию новейшей драматургии, цитируется высказывание одного из наиболее известных идеологов «новой драмы» Вадима Леванова, который считает процессы, происходящие в гуманитарной среде, «уникальной вещью», поскольку «явление оценивается и осмысливается академической наукой не спустя 50 - 100 лет, как это обыкновенно бывает, а сейчас, здесь, методом погружения в это явление». Вместе с тем, как справедливо отмечается в предисловии сборника, задача научных проектов, направленных на осмысление феноменов современной драматургии, состоит не только в том, чтобы «легитимизировать новую драму» (Леванов), но в том, чтобы для постижения «"новых форм" современного художественного процесса попытаться найти новые формы его научного осмысления»4.

----

Последнее утверждение представляется крайне важным, поскольку активное освоение русской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 вв. наталкивается на ряд проблем теоретического характера, непосредственным образом связанных с выбором аксиологии, методологии и методики исследования драмы в целом как вида искусства и рода литературы, а также с самой практикой анализа конкретных произведений.

Проблема освоения гуманитарной наукой современной драматургической эстетики и поэтики (замечу: не только «новой драмы»!) определяется, на мой взгляд, прежде всего, во-первых, слабой теоретической отрефлектированностью традиционных понятий теории драмы в связи с ситуацией, сложившейся в новейшей драматургии; во-вторых, в недостаточном опыте анализа конкретных произведений -во многих работах при обращении к современной драме целостный анализ художественного текста зачастую подменяется литературно-критическим или культурологическим комментариями с использованием либо архаичных, либо модных гуманитарных концептов, а то и просто пересказом. Специфика же художественной структуры новейшей драматургии и способы ее эстетического функционирования в таких случаях рассматриваются крайне поверхностно, затемняя и без того «темные» места современной теории драмы5.

Между тем «в истории поэтики и философской эстетики, - пишет известный теоретик литературы Н.Д. Тамарченко, - мы находим, во-первых, теорию драмы как произведения, создающего особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем. Это переживание обозначается понятиями катастрофы и катарсиса (Аристотель, Шиллер, Ницше, Выготский). Во-вторых, от немецкой философской эстетики рубежа ХУШ-ХГХ вв. (Гегель, Гете) до ХХ в. развивалась теория драматического действия, использующая понятия конфликта и сюжета. В-третьих, в ХХ в. возникла теория драматического слова. Естественно, речь идет о доминировании в той или иной теории (и в том или ином произведении конкретной историко-культурной эпохи - С.Л.) определенных сторон художественного целого и соответствующих понятий. Понятно также, что во многих работах мы встретим сочетание разных подходов»6.

Отмеченные теоретические стратегии имеет смысл учитывать при рассмотрении тенденций развития драматургии и при анализе отдельных текстов, поскольку специфика структурных элементов драмы может меняться (и меняется!), однако само наличие этих элементов (сюжетных, композиционных, дискурсивных и пр.) и взаимосвязи между ними сомнений не вызывают. В самом деле, странными могут выглядеть утверждения, согласно которым у произведения, написанного современным драматургом, отсутствуют сюжет или композиционно-речевые формы, а, стало быть, и анализировать эти аспекты художественной структуры исследователю, занимающемуся

Новый филологический вестник. 2011. №2(17). ----

теорией и историей новейшей драмы, не только бессмысленно, но и просто невозможно.

Серьезной проблемой для изучения тенденций новейшей драматургии является и разъединенность ценностно-целевых усилий, предпринимаемых литературоведами, театроведами и культурологами, и отчужденность научных языков, которыми они пользуются. Возникает вопрос: в какой точке и при решении каких именно задач дисциплинарные интересы гуманитариев из разных областей могут продуктивно пересечься и стать междисциплинарными? Возникают и вопросы о границах использования театроведческих и культурологических понятий в литературоведческом исследовании современной драматургии. Так, например, смещение гуманитарной фокусировки при изучении драмы из сферы поэтики исключительно в сферу культурологии, к сожалению, довольно часто приводит к исследовательскому «косоглазию» - в поле зрения аналитика попадают только элементы миметических образований, образцы художественно-социологической репрезентации действительности, а вот сама эстетическая «мера вымысла и жизнеподобия» (Н.Д. Тамарченко), представленная новейшей драмой, остается непроясненной.

Научные дискуссии, которые в настоящее время ведутся на семинарах и конференциях, посвященных изучению неклассической драмы, свидетельствуют о желании многих профессионалов отчетливее очертить круг тех явлений, которые, независимо от многообразия их теоретических интерпретаций, позволили бы гуманитарному сообществу более предметно, а значит, и более продуктивно вести речь о тенденциях, происходящих в новейшей драматургии.

По моему убеждению, сложившуюся ситуацию в лучшую - научно обоснованную - сторону может изменить создание «Экспериментального словаря русской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 вв. (1990-2010 гг.)» (далее - Словарь) - того историко-культурного периода, который охватывает последние 20 лет развития отечественной драматургии.

Проектируемый Словарь имеет принципиально экспериментальный характер, что манифестируется в его заглавии. В чем именно он будет проявляться?

Во-первых, Словарь посвящен аналитическому рассмотрению хорошо известных понятий, требующих рефлексии в новом культурном контексте.

Во-вторых, - экспликации понятий, которые до сих пор теоретически не осмыслены, хотя и активно употребляются при обсуждении художественных особенностей новейшей драмы.

В-третьих, под одной обложкой хочется собрать авторов из различных дисциплинарных областей - литературоведов, театроведов, культурологов.

----

Именно поэтому в словарных статьях одного типа может предлагаться исключительно литературоведческая интерпретация рассматриваемого понятия, в статьях второго и третьего типов - театроведческая или культурологическая; словарные статьи четвертого типа будут сочетать несколько интерпретаций соответствующего понятия, предложенных специалистами из различных областей.

То, что в Словаре особое место отводится прояснению литературоведческих понятий (прежде всего понятий поэтики), не должно отпугивать театроведов и культурологов. Данный филологический приоритет во многом объясняется намеренной «литературоцентрич-ностью» текстов новейшей отечественной драматургии, зачастую ориентированных не столько на театральных режиссеров и театральную постановку, сколько на читателя как самостоятельного и полноценного эстетического субъекта.

Кто же является потенциальным адресатом Словаря? В целом Словарь мыслится как современное научное пособие, ориентированное не только на ученых-гуманитариев и организаторов современной театральной практики, но и на студентов гуманитарных вузов, современных школьных педагогов и старшеклассников, желающих самостоятельно разобраться в феномене современной драматургии7.

Как и в любом справочном издании, в Словаре имеются определенные ограничения. Так, за пределами Словаря остаются статьи, посвященные творчеству отдельных авторов, а также драматургическим и театральным школам и коллективам. По всей видимости, такого рода статьи могут быть включены в справочник «Кто есть кто в современной русской драматургии». Однако его создание должно осуществляться в рамках отдельного проекта.

Итак, проектируемый Словарь, как следует из всего сказанного, призван решить следующие задачи:

• очертить междисциплинарный круг понятий (литературоведческих, театроведческих, культурологических), актуальных для понимания структуры и способов функционирования современной неклассической драматургии;

• предложить интерпретации понятий теоретической и исторической поэтики в контексте нового этапа развития отечественной драматургии (именно поэтому предполагается, что каждый из рассматриваемых аспектов структуры новейшей драмы соотносится с предшествующей традицией - это позволит наметить стратегию дальнейшего изучения драмы как рода литературы);

• связать при рассмотрении феноменов современной русской драмы подходы собственно литературоведческие с подходами театроведческими, философско-эстетическими и культурологическими;

Новый филологический вестник. 2011. №2(17). ----

• прояснить культурно-исторический контекст функционирования новейшей драматургии (не только «новой драмы»!) (именно поэтому в Словарь предлагается включить понятия, отражающие историко-культурные и историко-литературные явления);

• актуализировать теоретическую рефлексию научного сообщества, заинтересованного в прояснении эстетической и социокультурной сути современной русской драматургии.

В ходе работы над Словарем учитывается имеющийся опыт составления теоретических справочников - «Словаря театра» П. Пави8, новейшего словаря актуальных терминов и понятий поэтики под редакцией Н.Д. Тамарченко9, а также словаря современной драмы, созданного французскими коллегами10.

Ориентируясь на ценности академизма, Словарь ни в коей мере не предусматривает концептуально-логического единства, отражающего преимущества аксиологии и исследовательского инструментария какой-либо одной научной (литературоведческой, театроведческой, культурологической) школы или конкретного автора. Любая эстетическая и исследовательская ангажированность противоречила бы сути задуманного проекта. Поэтому опасения относительно преобладания в процессе работы над Словарем какого-либо одного подхода представляются избыточными - у специалистов, занимающихся изучением современной драматургии, появляется реальная возможность сотрудничества, при которой в сознании участников проекта диалогически будет удерживаться «общее поле говоримого» (Гада-мер). Хочется надеяться, что, двигаясь с разных дисциплинарных и концептуально-понятийных сторон, авторы Словаря смогут в значительной мере прояснить специфику явлений, связанных с новейшей русской драмой.

Предлагаю познакомиться с основными блоками статей Словаря, посвященных понятиям определенного типа11.

I. Центральные понятия:

автор, анализ и интерпретация спектакля, анализ текста драмы, жанр драматический, интерпретация драмы, герой, неклассическая драма, «Новая драма», коммуникативные стратегии драмы, пьеса, спектакль, театр, текст драматический, читатель/зритель, чтение драмы.

II. Междисциплинарные понятия, обозначающие художественную специфику новейшей драмы в целом:

абсурд, визуальное, высказывание, воображаемое, деконструк-тивизм, дискурс, жест, интерсубъектноть, мистериальность, игра, интертекст (интертекстуальность), карнавализация, кинемато-

графичность, музыка, натурализм, неодидактизм, неосинкретизм драматический, «новый реализм», перформанс (перформативность), постдраматизм (постдраматическое), постмодернизм, провокатив-ность, реальное / виртуальное, ритм, театральность (театрализация), условность, эксперимент, эпизация (драмы и театра).

III. литературоведческие и философско-эстетические понятия, характеризующие:

2.1. некоторые стратегии художественности: героическое, ге-роикомическое, идиллическое, сатира, трагическое (трагизм), трагикомическое, юмор (7 терминов);

2.2. разновидности образности: архетип, гротеск (гротескно-фантастическое), ирония (ироническое), комическое (комизм), миф, символ (символическое), фантастическое (7 терминов);

2.3. жанры и жанровые признаки новейшей драмы: анекдот, автобиографизм, документализм, документальная драма, комедия, мелодраматизм, мениппея, метадрама, монодрама, притча, римейк, «социальная» пьеса, сказочное, трагикомедия, утопичность/антиутопичность, фарс, философская драма (17 терминов);

2.4. структурные аспекты драматического произведения: адресат, композиция, мир драмы, объектная организация драмы, субъектная организация драмы, сюжет драматический, хронотоп (время-пространство драматическое) (7 терминов);

2.5. элементы композиционных и сюжетных структур: вставной текст, композиционно-речевые формы в драме, компонент, точка зрения; образ автора, рассказчик; аллюзия, афиша (список действующих лиц), заглавие, диалог, дневник, исповедь, монолог, монтаж, коллаж, паратекст, посвящение, ремарка, реминисценция, реплика, сон, цитата, эпиграф; действие, завязка, интрига, катастрофа, конфликт, мотивы, перипетия, развязка, система персонажей, событие (32 термина);

2.6. формы эстетического завершения: катарсис, событийность (2 термина);

2.7. дискурсивные модификации и признаки: вариация, вер-батим, «городской текст», интимное, исповедальное, коннотация, номинация, ненормативность речи, пародия (пародийное), разноречие социальное, стилизация, чужое слово (12 терминов).

IV. театроведческие понятия:

авторский театр, драматург, лаборатория, манифест, «ноль-позиция», сценическое/внесценическое, театр в театре, «театр жестокости», постдраматизм (постдраматический театр), читка, фестиваль театральный (11 терминов).

Новый филологический вестник. 2011. №2(17). ----

V. Круг понятий современной философии и культурологии, обозначающих социокультурные признаки новейшей драматургии:

актуальность, витальность, гендер, движение социокультурное, «другой» («иной»), женская драма, идентичность, идентификации кризис, информант, классика, контркультура, кризис, маргинальное, метафизическое, насилие, онейрическое, проект, психоанализ, репрезентация, социальные сферы действительности, субкультура, тело (телесность), эротизм (23 термина).

Всего в Словаре 160 терминов (разумеется, их количество в процессе реализации проекта может измениться).

В качестве приложения предполагается включить в Словарь подборку кратких аннотаций пьес, упомянутых в статьях.

Работа над «Экспериментальным словарем русской драматургии рубежа XX-XXI вв. (1990-2010 гг.)» уже началась. Публикуемые ниже материалы могут рассматриваться читателями журнала в одном случае как вполне завершенные статьи, в другом, - как наброски будущих статей. Все они демонстрируют «единство в многообразии» исследовательских подходов к изучению поэтики современной драматургии, сторонники которых из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Кемерова, Новосибирска и других российских научных центров концептуально поддержали идею создания Словаря и весьма быстро откликнулись на предложение включиться в работу над ним. Очень надеюсь, что представленные подготовительные материалы заинтересуют потенциальных участников проекта создания Словаря, то есть авторов новых словарных статей (точнее - тех, кто хотел бы стать таковыми)12. Работу над Словарем планируется завершить в 2013 г.

Связи и аналогии между различными понятиями обозначаются курсивом - им выделены термины, которые рассматриваются в других специальных статьях Словаря (но только представленных в данной публикации).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отмечу сборники материалов конференций, в последние годы регулярно проходящих в Самарском государственном университете (см.: Литература и театр: сборник научных статей. Самара, 2006; 2008; 2011).

Otmechu sborniki materialov konferencij, v poslednie gody reguljarno prohodjaschih v Samarskom gosudarstvennom universitete (sm.: Literatura i teatr: sbornik nauchnyh statej. Samara, 2006; 2008; 2011).

2 См., напр.: БолотянИ.М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX -начала XXI века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

Sm., napr.: Bolotjan I.M. Zhanrovye iskanija v russkoj dramaturgii konca XX - nachala XXI veka: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2008.

3 См., напр.: ГромоваМ.И. Русская драматургия конца ХХ-ХХ1 века: учеб. пособие. М., 2006; Кислова Л.С. Новая русская драма: тенденции развития. Тюмень, 2005.

Sm., napr.: GromovaM.I. Russkaja dramaturgija konca XX-XXI veka: ucheb. posobie. M., 2006; KislovaL.S. Novaja russkaja drama: tendencii razvitija. Tjumen', 2005.

4 Новейшая драма XX-XXI вв.: проблема конфликта: материалы научно-практического семинара, 12-13 апреля, г. Тольятти I сост. и отв. ред. Т.В. Журчева. Самара, 2009. С. 4-5.

Novejshaja drama XX-XXI vv.: problema konflikta: materialy nauchno-prakticheskogo seminara, 12-13 aprelja, g. Tol'jatti I sost. i otv. red. T.V. Zhurcheva. Samara, 2009. S. 4-5.

5 Отбирая образцы анализа драмы (не только произведений современной драматургии!) для хрестоматии по курсу «Анализ художественного текста (Драма)», я столкнулся с дефицитом ярких исследовательских разборов конкретных текстов. Впрочем, дело даже не в качестве разборов как таковых, а в их весьма малом количестве. При этом вряд ли можно говорить о недостатке интересных работ, включающих в себя анализ эпических и лирических произведений. Это, разумеется, отнюдь не означает, что в современной науке вообще отсутствуют примеры адекватного литературоведческого анализа драмы. Некоторые из них представлены в названных ранее научных сборниках цикла «Литература и театр», а также цикла научных трудов «Драма и театр», издаваемых Тверским государственным университетом (См.: Драма и театр: сборники научных трудов. Вып. I-VIII. Тверь, 1998-2008). Однако, как в таких случаях принято говорить, исключения лишь подтверждают правило.

Otbiraja obrazcy analiza dramy (ne tol'ko proizvedenij sovremennoj dramaturgii!) dlja hrestomatii po kursu «Analiz hudozhestvennogo teksta (Drama)», ja stolknulsja s deficitom jarkih issledovatel'skih razborov konkretnyh tekstov. Vprochem, delo dazhe ne v kachestve razborov kak takovyh, a v ih ves'ma malom kolichestve. Pri jetom vrjad li mozhno govorit' o nedostatke interesnyh rabot, vkljuchajuschih v sebja analiz jepicheskih i liricheskih proizvedenij. Jeto, razumeetsja, otnjud' ne oznachaet, chto v sovremennoj nauke voobsche otsutstvujut primery adekvatnogo literaturovedcheskogo analiza dramy. Nekotorye iz nih predstavleny v nazvannyh ranee nauchnyh sbornikah cikla «Literatura i teatr», a takzhe cikla nauchnyh trudov «Drama i teatr», izdavaemyh Tverskim gosudarstvennym universitetom (Sm.: Drama i teatr: sborniki nauchnyh trudov. Vyp. I-VIII. Tver', 1998-2008). Odnako, kak v takih sluchajah prinjato govorit', iskljuchenija lish' podtverzhdajut pravilo.

6 Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. I под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 306-307.

Teorija literatury: ucheb. posobie: v 2 t. I pod red. N.D. Tamarchenko. T. 1. M., 2004. S. 306-307.

7 Существует опыт продуктивного освоения художественной специфики новейшей драматургии в пространстве современного литературного образования. О научной конференции в московской гимназии № 45, посвященной теории и истории русской драмы, где наряду с теоретическими докладами студентов и аспирантов читались весьма содержательные доклады заинтересованных исследователей-школьников, см.: Павлов А.М. «Хронотоп читательского многоголосья». Заметки о молодежной конференции «"Сцена жизни" в русской драме ХХ века» II Современная драматургия. № 8. 2008. С. 186-190. Материалы конференции представлены: «"Сцена жизни" в русской драме ХХ века»: материалы Четвертой гуманитарной конференции (20 - 22 марта 2008 г.): в 2 ч. I сост. и ред. С.П. Лавлинский. М., 2008.

Suschestvuet opyt produktivnogo osvoenija hudozhestvennoj specifiki novejshej dramaturgii v prostranstve sovremennogo literaturnogo obrazovanija. O nauchnoj konferencii v moskovskoj gimnazii № 45, posvjaschennoj teorii i istorii russkoj dramy, gde naijadu s teoreticheskimi dokladami studentov i aspirantov chitalis' ves'ma soderzhatel'nye doklady zainteresovannyh issledovatelej-shkol'nikov, sm.: Pavlov AM. «Hronotop chitatel'skogo mnogogolos'ja». Zametki o molodezhnoj konferencii «"Scena zhizni" v russkoj drame

Новый филологический вестник. 2011. №2(17). ----

XX veka» // Sovremennaja dramaturgija. № 8. 2008. S. 186-190. Materialy konferencii predstavleny: «"Scena zhizni" v russkoj drame HH veka»: materialy Chetvertoj gumanitarnoj konferencii (20 - 22 marta 2008 g.): v 2 ch. / sost. i red. S.P. Lavlinskij. M., 2008.

8 Павис П. Словарь театра. М., 2003. PavisP. Slovar' teatra. M., 2003.

9 См.: Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Та-марченко. М., 2008.

Sm.: Pojetika: slovar' aktual'nyh terminov i ponjatij / gl. nauch. red. N.D. Tamarchenko. M., 2008.

10 См.: Lexique du drame moderne et contemporain / Jean-Pierre Sarrazac (dir.). Belval, 2005.

Sm.: Lexique du drame moderne et contemporain / Jean-Pierre Sarrazac (dir.). Belval,

2005.

11 При распределении статей по предметно-дисциплинарным блокам учитывался опыт проекта создания указанного ранее новейшего словаря актуальных терминов и понятий поэтики под редакцией Н.Д. Тамарченко.

Pri raspredelenii statej po predmetno-disciplinarnym blokam uchityvalsja opyt proekta sozdanija ukazannogo ranee novejshego slovarja aktual'nyh terminov i ponjatij pojetiki pod redakciej N.D. Tamarchenko.

12 Некоторые из материалов Словаря включены в подготовленную к печати книгу: Поэтика русской драмы рубежа XX-XXI веков: сборник статей. Вып. 1-2. Кемерово, 2011.

Nekotorye iz materialov Slovarja vkljucheny v podgotovlennuju k pechati knigu: Pojetika russkoj dramy rubezha XX-XXI vekov: sbornik statej. Vyp. 1-2. Kemerovo, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.