“■ и информационные
технологии
Региональные проекты информатизации
А.А. КОНОВАЛОВ,
к.м.н., директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Медицинский информационный аналитический центр» (ГБУЗ НО «МИАЦ»), доцент кафедры профилактической медицины факультета повышения квалификации института последипломного образования ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава Росиии», г. Нижний Новгород, Россия, [email protected]
ОБОСНОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
УДК 614.2:61.002.63:61.003:681.2
Коновалов А.А. Обоснование логистического подхода при организации информационного обеспечения здравоохранения региона (МИАЦ Нижегородской области, г. Нижний Новгород, Россия)
Аннотация. В статье теоретически обосновывается целесообразность применения логистического подхода для изучения системы информационного обеспечения здравоохранения. Основным элементом системы и объектом изучения рассматривается информационный поток как цепь поставки информации от поставщика к потребителю. Ключевые слова: информационное обеспечение здравоохранения, логистическое моделирование, междисциплинарные исследования, потоки информации.
UDC 614.2:61.002.63:61.003:681.3
Konovalov А.А. Rationale for logistic approach to the state health information system (Nizhny Novgorod regional center of medical information and analysis, Nizhny Novgorod, Russia)
Abstract. The article theoretically justified the usefulness of logistic approach for studying the healthcare information supply system. The main element of the system and the object of study is considered as the flow of information supply chain information from the supplier to the consumer.
Keywords: healthcare information systems, information system deployment, logistic approach in healthcare.
Введение
Информационное обеспечение здравоохранения — чрезвычайно сложный процесс, системность которого в последние годы существенно возросла благодаря внедрению современных технологий сбора и обработки информации, и в котором, как и в других системах подобного уровня, в полной мере востребован междисциплинарный подход.
Отечественная научная школа наглядно показала возможность широкого применения экономического подхода в здравоохранении [1]. Система информационного обеспечения здравоохранения как комплекс активно изменяющихся элементов и процессов явилась предметом ряда магистральных научных изысканий [2-4]. Доказано, что преобразования в сфере информационного обеспечения здравоохранения не могут ограничиваться внедрением современных методов обработки информации, что в основу модернизации должны быть положены организационные меры,
Региональные проекты информатизации
www.idmz.ru SOT 4, № 4
■■■■
гш
основанные на детальном анализе изменившейся отраслевой среды.
Структурно-функциональные изменения системы информационного обеспечения здравоохранения обусловлены, с одной стороны, постоянным ростом потребности в управленческой информации, с другой, увеличением количества субъектов ее обмена и обработки. Так, с каждым годом число отраслевых отчетных форм увеличивается: за последние два десятилетия на 61% (в 1992 г. — 23, в 2012 г. — 38). При этом количество информации (число графоклеток) увеличилось почти в 4 раза (в 1992 г. — 12 913, в 2012 г. — 48 908) [4].
Говоря классическими экономическими терминами, сказанное можно представить как рост спроса на управленческую информацию, как продукт и расширение сферы ее потребления.
С этой позиции представляется вполне обоснованным применение для изучения системы информационного обеспечения здравоохранения принципов логистики — экономической науки о планировании потоков поставок. Названное определение, принятое на заседании Совета логистического менеджмента Америки в 1991 г., весьма точно корреспондирует с задачами информационного обеспечения здравоохранения.
Несмотря на очевидную целесообразность, применение логистики в здравоохранении носило эпизодический характер, ограничиваясь преимущественно управлением складскими запасами и оценкой клинических исследований (Аранович Л.М., Рогоцкая Н.Д., 2011; Новокрещенова И.Г., 2012), что определило наше внимание к подробному рассмотрению вопроса.
Логистическая трактовка информационных потоков в здравоохранении
Основоположники логистики — Пол Кон-верс и Питер Дракер — определили направ-
ленность ее цели — максимальное удовлетворение потребительских запросов в самые краткие сроки, представив логистическую задачу в виде баланса, составляющими которого являются удовлетворенность потребителей, объем запасов и трудозатраты (издержки).
С экономической позиции систему здравоохранения можно условно представить как сложный производственный комплекс, продуктом которого является здоровье населения как важнейшая составная часть человеческого капитала. Информационные ресурсы составляют одну из важнейших подсистем ресурсного потенциала указанного комплекса, а информационные потоки — один из ключевых элементов производственных операций. В 21 веке информация становится востребованным ресурсом и самостоятельным производственным фактором, в том числе в сфере здравоохранения.
Одним из базовых понятий современной логистики является «поток», одна из наиболее известных логистических методик носит название «управление цепями поставок (потоками поставок)» (англ. supply chain management).
С позиций логистики продуктом, являющимся объектом производства и обмена в системе информационного обеспечения здравоохранения, является управленческая информация в виде отчетных форм, электронных сводов и баз данных.
К такой системе могут быть применены основополагающие экономические понятия и закономерности: спрос, предложение, продукт, поставщик, потребление, производственный процесс, производственные отношения, факторы производства и производительные силы, то есть научно-методический аппарат экономических наук, доказавший высокую эффективность в самых разных отраслях хозяйства при различных моделях государственного уклада и финансирования.
При этом систему отраслевого информационного обеспечения можно концептуально представить как схему управления цепями
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ \ N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
“■ и информационные
технологии
Региональные проекты информатизации
источники
первичной вторичной
информации информации
МИАЦ
ПОТРЕБИТЕЛИ
Региональные Федеральные
Обобщение
информации
Анализ
информации
Распределение
информации
Хранение
информации
ГОС
Управление
первичной
информацией
Управление
первичной
обработкой
Управление
каналами
передачи
Управление обобщением и анализом
Управление хранением и распределением
Управление
спросом
Рис. 1. Модель отраслевого информационного обеспечения как системы управления
цепями поставок информации
поставок (потоков) информационных ресурсов (рис. 1).
Для проведения аналогии медицинские учреждения целесообразно рассмотреть как поставщиков управленческой (ежегодной и оперативной) информации. Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) представляется как региональный производственный центр, выполняющий функции получения, обобщения, анализа, хранения и оперативного предоставления статистической информации, а также анализа спроса.
Широкий круг получателей информации (территориальных и федеральных органов управления здравоохранением, контрольнонадзорных органов и т.д.) отождествляется с конечными потребителями продукта и являет-
ся с экономической точки зрения заказчиками, формируя совокупный спрос на информацию, выражающийся в форме ежегодного и оперативного государственного статистического задания.
Подчеркнем, что предлагаемая концептуальная структура обладает свойством масштабируемости, то есть в зависимости от выбора «системы координат» субъекты информационного обеспечения могут выступать в качестве поставщика и потребителя информации. Таким образом, для решения конкретных прикладных задач необходимо строить конкретную логистическую систему определенного масштаба и глубины.
Сравнительный анализ понятийного аппарата (таблица 1) также демонстрирует высо-
8
Региональные проекты информатизации
www.idmz.ru SOT 4, № 4
■■■■
гш
Таблица 1
Тождественность понятийного аппарата информационного обеспечения
в здравоохранении
I Традиционная трактовка Логистическая трактовка
Учреждения здравоохранения — субъекты отчетности Поставщики
Первичная учетная медицинская документация, учрежденческие базы данных Склад сырья, материалов у поставщика
Принятые электронные и бумажные формы отчетности Склад сырья, материалов производителя
Медицинский информационно-аналитический центр Предприятие-производитель (фокусное предприятие)
Структурные подразделения МИАЦ Цех предприятия
Электронные базы данных, МЕДСТАТ, реестры, Склад готовой продукции на предприятии
регистры и т.п. производителе
Формы отчетности, переданные в органы управления здравоохранением Склад готовой продукции у потребителя
Территориальные и федеральные органы управления здравоохранением Потребители
Каналы передачи информации Пути товародвижения
кую степень аналогии между традиционной и логистической трактовкой основных понятий и определений информационного обеспечения в здравоохранении, что в комплексе с проведенным моделированием позволяет построить концептуальные положения.
Построение логистической системы при организации информационного обеспечения системы здравоохранения
Традиционно логистическая система включает в себя три составляющие: миссия, стратегия и совокупность методов и технологий.
Логистическая миссия в современной трактовке формулируется как правило 7R — «доставка нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с оптимальными затратами». В отношении информационного обеспечения здравоохранения эта формулировка, на наш взгляд, вполне приемлема (под продуктом понимается информация).
Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одной или нескольких составляющих логистического баланса: качества, времени и затрат. Наиболее широко при построении логистических систем применяются три стратегии:
— стратегия оптимизации общих издержек;
— стратегия улучшения качества обслуживания потребителей;
— стратегия минимизации инвестиций в инфраструктуру.
Логично предположить, что при добросовестном подходе при организации информационного обеспечения здравоохранения очевиден приоритет второй стратегии — удовлетворенности потребителей.
Наконец, завершающий этап построения логистической системы — выбор методов и технологий, осуществляется на основе выбранной логистической концепции.
Система информационного обеспечения в здравоохранении исторически действует, по сути, в режиме добросовестной монополии, оперативно отвечая на непостоянный и не
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■
“■ и информационные
технологии
Региональные проекты информатизации
Таблица 2
Признаки традиционной и логистической концепции управления информационными потоками в здравоохранении
I Традиционная Логистическая
1. Низкая степень интеграции, а именно: 1. Высокая степень интеграции, а именно: а) относительная изолированность и недостаточная а) поток информации и его участники рассматри-согласованность взаимодействий участников ваются как единое целое; информационного обмена; б) информационные компромиссы применяются; б) информационные компромиссы не применяются; в) работа нацелена на единый результат в) участники нацелены на получение собственной выгоды
2. Стремление к накоплению максимального объема информации 2. Стремление к повышению качества информации
3. Оптимизация изолированных функциональных областей (сбор, хранение) 3. Оптимизация всего потока информации под задачу
4. Высокая степень использования производственных мощностей и человеческих ресурсов 4. Высокие резервы производственных мощностей
5. Запасы в виде информационных массивов 5. Запасы в виде мощностей
6. Длительный временной цикл поставок информации — крупными партиями (годовой отчет) 6. Короткий временной цикл поставок информации — малыми партиями (оперативный мониторинг)
7. Использование стандартизованных форм предоставления информации 7. Использование стандартизованных показателей и гибких универсальных форм для получения нужной информации
8. Децентрализация вычислительной базы 8. Централизация и унификация вычислительной базы
9. Преимущественная ориентация на исполнение годового отчета учреждения 9. Ориентация на оперативный заказ информации
10. Централизация ввода и вывода данных 10. Децентрализация ввода и вывода данных
11. Предоставление информации по запросам 11. Самостоятельный доступ потребителя к источнику данных
12. Локальное планирование 12. Системное планирование
вполне предсказуемый спрос. В то же время система крайне требовательна к динамике потока информации: учреждения-производители информационного потока и медицинские информационно-аналитические центры не имеют права просрочить исполнение информационного заказа, отсюда необходимость в гибком логистическом управлении ресурсами, в способности быстро отреагировать на возникший спрос.
Результаты сравнительного анализа признаков традиционной и логистической концеп-
ции управления информационными потоками в здравоохранении обобщены в таблице 2.
Логистическая концепция организации информационного обеспечения системы здравоохранения
Суммировав изложенное, представляется обоснованным сформулировать ряд положений, отражающих вместе логистическую концепцию организации информационного обеспечения здравоохранения:
10
Региональные проекты информатизации
www.idmz.ru SOT 4, № 4
■■■■
гш
— понимание задачи отраслевого информационного обеспечения как системы управления цепями поставок информации;
— системная оптимизация процессов генерирования, передачи, обработки и хранения информационных ресурсов, устранение нерационального, повторного информационного обмена;
— стандартизация формулировок и источников при вводе данных, контроль качества информации на всех уровнях;
— децентрализация и автоматизация ввода и вывода данных;
— централизация унификация и стандартизация аппаратной вычислительной базы;
— отказ от избыточных запасов информации;
— сокращение цикла заказ—сбор—предо-ставление информации;
— регулярная ревизия потребности в информации и отказ от сбора более невостребованной информации;
— обеспечение доступности источников обработанной информации без официальных запросов путем взаимодействия с базой данных.
При этом становятся контрастными свойства традиционной концепции информационного обеспечения (максимизировать объем накапливаемой информации, не останавливать процесс сбора информации, использовать при сборе как можно более крупные формы отчетности, чтобы иметь максимально большой запас информации «для оперативности»).
На основании проведенной концептуализации считаем обоснованным предложить следующие пути оптимизации системы информационного обеспечения на основе логистической концепции:
1. Повышение степени внутриотраслевой интеграции, сокращение взаимодействий между участниками информационного потока путем информационных компромиссов — совместного анализа потребности в информации и дизайна информационных потоков.
2. Приоритет качества информационных ресурсов, исходя из положения однократного ввода и многократного использования, а также с учетом практически неограниченных возможностей хранения данных очевидно, что при разработке и внедрении прикладных медицинских информационных систем первоочередное значение должно уделяться качеству получаемой информации, а не скорости ее получения.
3. Оптимизация всего потока информации под задачу — доставку нужной информации в требуемом количестве и заданного качества в установленное время для конкретного потребителя с оптимальными затратами. Соответственно при создании информационных потоков необходимо учитывать все перечисленные требования одновременно.
4. Относительно высокие резервы производственных мощностей. Требования оперативного получения аналитической информации подразумевают наличие высокомобильных ресурсов, среди которых особое значение принадлежит трудовым, то есть интеллектуальным ресурсам.
5. Короткий временной цикл передачи информации — основа динамики информационного потока. Как следует из модели, представленной на рис. /, простейший информационный поток в системе здравоохранения состоит минимум из пяти циклов передачи информации и занимает до 30% общего времени выполнения информационного запроса.
6. Использование стандартизованных показателей и гибких универсальных форм отчетности в целях обеспечения сравнимости данных. Особенно важным данное положение становится в свете необходимости совмещения в ряде форм отчетности экономических и медицинских показателей, а также сравнения государственной и частной систем здравоохранения.
7. Децентрализация ввода данных с точки зрения логистической концепции, при формировании статистической и аналитической инфор-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■
“■ и информационные
технологии
Региональные проекты информатизации
мации непосредственно из электронных медицинских карт исключается наиболее трудоемкий этап — сбор и уточнения информации, что дает возможность кратно ускорить формирование информационного потока и доставку информации до потребителя.
8. Ориентация на оперативный заказ информации и самостоятельный доступ потребителя к источнику данных. При этом создаются предпосылки для заблаговременной подготовки, внутреннего разграничения и адресного предоставления аналитической информации без формирования запросов в привычной бумажной форме, что сокращает рабочее время как поставщика, так и потребителя информации.
Выводы
Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная кон-
цепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция — для условий «рынка покупателя», то есть для четкого понимания потребностей заказчика, и вместе с тем их максимально оперативного и качественного удовлетворения.
Безусловно, предлагаемая концепция и пути оптимизации системы информационного обеспечения на основе логистической концепции накладывают повышенные требования на профессиональную компетенцию заказчиков информации — органов управления, возлагая ответственность за состав запрашиваемой информации и четкое понимание объекта управления, но в то же время делает возможным достижение высоких показателей оперативности и эффективности управления за счет оптимизации структуры и числа информационных потоков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономические методы управления в здравоохранении/Ред. В.В. Уйба, В.М. Чернышев, О.В. Пушкарев, О.В. Стрельченко, А.И. Клевасов. — Новосибирск: ООО «Альфа-Ресурс», 2012. — C. 10-13.
2. Максимова Т.М. Современные проблемы и перспективные оценки здоровья населения как основа реформирования здравоохранения//Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 5. — С. 9-15.
3. Какорина Е.П., ТенГ.У. Подходы к созданию информационной системы здравоохранения России//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — № 2. — С. 18-20.
4. Огрызко Е.В. Состояние и основные направления реформирования медицинской статистики в Российской Федерации//Автореф. дис....д-ра мед. наук. — М., 2011. — 46 с.
12