Научная статья на тему 'Обоснование критериев технического состояния сельскохозяйственной техники'

Обоснование критериев технического состояния сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
456
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТЫ ГОТОВНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ФАКТОРЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / АVAILABILITY AND TECHNICAL USES OF / RELIABILITY / HEALTH FACTORS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Подшиваленко И. Л., Курзенков С. В., Гайдук В. А., Клыбик В. К., Кузюр В. М.

Приведен обзор и анализ показателей технического состояния сельскохозяйственных машин. Обоснован критерий технического состояния техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We have presented review and analysis of indicators of technical condition of agricultural machines. We have also based the criterion of machinery technical condition.

Текст научной работы на тему «Обоснование критериев технического состояния сельскохозяйственной техники»

УДК: 631.3-192.004

ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Подшиваленко ИЛ., к.т.н.. доцент. Курзенков C.B., к.т.н.. доцент, Гайдук В.А., к.т.п., доцент

УО «Белорусская ГСХА» Клыбмк В.К., к.т.н.. инженер РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства » Кузюр В.М.. к.т.н.. доцент ФГБОУВПО «Брянская ГСХА»

Приведен обзор и анализ показателей технического состояния сельскохозяйственных машин. Обоснован критерий технического состояния техники.

Ключевые слова: надежность: коэффициенты готовности и технического использования; факторы работоспособности.

Рост уровня механизации сельскохозяйственного производства, псрсоснащснис хозяйств новой высокопроизводительной энергонасыщенной техникой создают предпосылки и вызывают необходимость совершенствования форм и методов ее использования, базирующихся на прогрессивных. научно обоснованных методах планирования и использования сельскохозяйственной техники в земледелии. В настоящее время сельскохозяйственное производство и используемая техника требуют аргументированности каждого принятого решения, обоснование его точности научными расчетами.

Проведенный анализ технической готовности машинотракторного парка сельскохозяйственной отрасли показал, что она не соответствует необходимому нормативному уровню. Так по данным Минсельхозпрода и проведенным исследованиям в РУП «НПЦ HAH Беларуси по механизации сельского хозяйства», готовность машинно-тракторного парка находится на уровне 70-80 % в связи, с чем потенциальные возможности эксплуатируемой техники недоиспользуются более чем на 20 %. Это вызывает необходимость поиска новых научных методов управления техническим состоянием современной сельскохозяйственной техники, включающих элементы диагностирования для повышения эксплу атационной надежности машин.

Чтобы обосновать новые методы управления техническим состоянием сельскохозяйственной техники, следует получить математическую модель, которая будет адекватно описывать техническое состояние сельскохозяйственной техники. Для этого на основании обзора и анализа существующих показателей, описывающих техническое состояние сельскохозяйственной техники, следует обосновать его критерий.

We have presented review and analysis of indicators of technical condition of agricultural machines. We have also based the criterion of machinery' technical condition.

Keywords: reliability; availability and technical uses of; health factors.

Техническое состояние представляет собой совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств объекта, характеризуемых в определенный момент признаками, установленными технической документацией.

В процессе работы машины показатели ее технического состояния изу1сняются от начальных - ун, соответствующих новому изделию, до предельно допу стимых - ут, а затем и до предельных - у„. Значение у„ соответствует предельному состоянию, при которо.У! его дальнейшее приуюнение по назначению недопустимо или нецелесообразно.

К основным комплексным показателям надежности сельскохозяйственной техники, характеризующих се техническое состояние, относятся коэффициенты готовности и технического использования.

Эти коэффициенты характеризуют с одной стороны качество работы системы технической эксплуатации, задача которой ушниушзировать продолжительность периода пребывания техники в неисправноУ! состоянии, а с другой стороны описывают динамику работоспособности парка машин, т. к. снижаются со временем по извест-ным законам. Однако они не учитывают работу в У1сжсмснн0е и нерабочее время. время на восстановление сборочных единиц и деталей, простои в ожидании требований на техническое обслуживание и ремонт, возуюжность оказания технического сервиса, потенциал человеческого фактора и т.д.

Некоторыми известными российскими уче-ныУ1и были сделаны попытки устранить вышеприведенные недостатки в методиках определения коэффициентов готовности и технического использования.

Так. М.И Юдин |1| предложил оценивать коэффициенты готовности и технического использования парка машин формулами, в которых учитывается средняя доля машин данной марки не готовых и не планируемых к использованию.

Ф Ю. Керимов [2| предложил ввести в расчетные формулы этих показателей коэффициент использования организационных резервов, на основе которого оцениваются процессы подготовительного производства, технического обслуживания и ремонта машин на предприятии и местах использования, восстановления деталей и агрегатов. обеспечения производства и т.д.

А.Е. Немцев [3| отмечает необходимость корректировки комплексных показателей надежности при оценке эффективности системы обслуживания путем введения коэффициента использования машины по назначению. Этим коэффициентом оценивается доля использования машины по назначению от календарного времени и выявляется влияние уровня эксплуатации на надежность техники.

Проведенный анализ показывает, что расчетные модели коэффициентов готовности и использования машин характеризуются неоднозначностью вклада инфраструктуры агротехнического сервиса и условий эксплуатации в эффективность реализации потребительских качеств машин в условиях рынка и требу ют анализа и дополнения.

Представляется, что техническое состояние машины или машинно-тракторного агрегата это техническое состояние сложной технической системы. которая оценивается количественными и качественными показателями надежности, а также зависит от комплексного воздействия на нее многих факторов (рисунок 1): производственной и технической эксплуатации, производственно-технического обеспечения, уровня диагностирования и человеческого фактора. Эти входные факторы, воздействуя на машину, как на систему и определяют формирование показателей ее работоспособности, т. е. выходных показателей системы

Уровень производственно-технического обеспечения Х^

? 2*'2*2" 2"

Уровень обеспеченности надыми Х$

27

¿2

2з 7 т

Уровень диагностирования Х-

2" 2'2 '

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МТА

Факторы технической эксплуатации X

72г77\2,

у!

Факторы производственной эксплуатации X,

УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДСТВЕННО-

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Ууптэ

Рисунок 1 - Системообразующие факторы работоспособности технической системы

в сельском хозяйстве

В общем виде эту зависимость можно записать в виде

0*Ут) = Р{хХ9х29х3,хА9х5\

(п

где У,гп - уровень производственно-технической эксплу атации; X, - фактор производственной эксплу атации; Х7 - фактор технической эксплу атации; Х3 - у ровень диагностирования; Х4 - уровень производственно-технического обеспечения; Х$ - уровень обеспеченности кадрами.

В этой связи одним из критериев оценки технического состояния сельскохозяйственной техники может являться обобщенный показатель уровня производственно-технической эксплуатации (ПТЭ) машинно-тракторного парка и других средств механизации предприятий сельхозпроизводителей .

Данный критерий является обобщенным, включающим ряд частных показателей, таких как культура ремонтно-технического обслуживания сельскохозяйственной техники, оперативность и стабильность обслуживания, спектр предоставляемых услуг, инфраструктура системы ТО и ремонта машин, профессиональную пригодность кадров и т.д.

Обобщенный показатель уровня производственно-технической эксплуатации отвечает указанным требованиям и в наиболее полной мере учитывает потенциальные потребительские свойства и технические возможности машин при их использовании по прямому назначению.

Список литературы

1. Юдин, М.И. Технический сервис машин и основы проектирования предприятий: учебник / Юдин М.И., Стукопин НИ., Ширай О.Г. / КГАУ - Краснодар, 2002. - 944 с.

2. Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин: учебник для студ. высш. учеб. заведений / (A.B. Рубайлов, Ф.Ю. Керимов, В.Я. Дворковой и др.); под ред. Е.С.Локшина.- М.: Издательский центр "Академия", 2007.-512 с.

3. Немцев, А.Е. Обеспечение работоспособности мобильной сельскохозяйственной техники на основе резервирования обменного фонда / А.Е. Немцев: автореф. дис... д-ра техн. наук: 05.20.03 / А.Е. Немцев - Новосибирск, 1998. - 44 с.

4. Топилин, Г.Е. Экспертная оценка приспособленности тракторов к техническому обслуживанию / Г.Е. Топилин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1978. - № 5. - С. 34-37.

5. Антонец, Д.А. Теоретические основы количественной оценки уровня технической эксплуатации тракторов / Д.А. Антонец // Техника в сельском хозяйстве. - 1989,-№6.-С. 6-7.

УДК 621.436.2

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ РАЗРЕЖЕННОСТИ В КАРТЕРЕ ДВС

Мажугин Е.И., к. т. н., доцент, Ничипорук С.Н., инженер У О «Белорусская ГСХА»

Представлены методика и результаты экспериментального определения возможности создания разреженности в картере двигателя внутреннего сгорания.

Ключевые слова: моторные масла, обезвоживание масла, вакуумно-термический метод, давление в картере.

В процессе производства нефтяные моторные масла подвергают обработке различными методами с целью полного удаления из них влаги. Однако при транспортировании, хранении и эксплуатации масла насыщаются влагой, что существенно ухудшает их качество и ускоряет процесс старения, сокращая тем самым срок службы масел и смазываемых ими деталей. Основными отрицательными последствиями наличия воды в масле считаются изменение вязкости, вспенивание масла, срабатывание присадок, химические превращения основы масла. Ранее было показано [1], что насыщение масла водой является одним из важных факторов его старения.

We have presented methods and results of experimental determination of possibility of creating vacuity in internal combustion engine crankcase.

Keywords: motor oil, oil dehydration, vacuum-thermal method, the pressure in the crankcase.

Частично вода из эксплуатируемого находящегося в картере двигателя масла удаляется за счет испарения и улавливания ее масляными очистителями - центрифугами или фильтрами. Но использование испарения затруднено из-за необходимости защиты картера от проникновения в него атмосферного воздуха содержащего влагу и пыль. Центрифуги плохо выделяют воду из масла вследствие высокой степени дисперсности воды и, малой разности плотностей воды и масла и высокой его вязкости. Фильтры системы смазывания, как правило, не рассчитаны на улавливание воды. В связи с этим к числу перспективных методов обезвоживания масла может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.