Научная статья на тему 'Обоснование концептуальных положений воспитания верующих военнослужащих в условиях реформирования российских Вооруженных Сил'

Обоснование концептуальных положений воспитания верующих военнослужащих в условиях реформирования российских Вооруженных Сил Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / СРЕДСТВА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование концептуальных положений воспитания верующих военнослужащих в условиях реформирования российских Вооруженных Сил»

В.П. Иванов

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ ВЕРУЮЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Ключевые слова: концептуальные положения, концепция воспитания, цель воспитания, содержание, средства, формы и методы работы с верующими военнослужащими.

Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является одним из главных условий, необходимых для поддержания и совершенствования боевой готовности Вооруженных Сил. Вместе с тем, функционирующая система воспитания военнослужащих не в полной мере учитывает особенности социальных процессов, происходящих в государстве, и, в результате, не в полной мере обеспечивает выполнение поставленной цели.

За последние десятилетия в России произошло значительное усиление религиозности как в целом среди населения страны, так и среди военнослужащих. Если в начале восьмидесятых годов прошлого столетия считалось, что верующие в армии и на флоте составляют менее одного процента, то в настоящее время более 70 % военнослужащих считают себя верующими. Это позволяет говорить о новой религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ и о том, что работа с верующими военнослужащими, в настоящее время, становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы в армии и на флоте. Необходимость усиления воспитательной работы с верующими военнослужащими в современных условиях обусловлена не только ростом их числа, но и огромным потенциалом религии в решении задач духовно-нравственного воспитания личного состава, возможностью формирования у верующих военнослужащих своеобразной системы внутреннего контроля, ориентированной на то, что все его поступки контролируются свыше, и в последующем ему предстоит держать ответ за них.

Новая религиозная ситуация обусловила возникновение целого ряда новых противоречий в жизни Вооруженных Сил и одним из них является противоречие между новой религиозной ситуацией в армии и отсутствием в организации и содержании воспитательной работы с личным составом корректив, учитывающих эту новую ситуацию. Действующая «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ» не содержит системы взглядов на воспитательную работу с верующими в армии и на флоте.

Теоретической базой разработки концептуальных положений воспитания верующих военнослужащих являются труды К.Д. Ушинского [1], С.С. Куломзиной В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, А.В. Мудрика, Е.В. Бондаревской, А. Зеленко [3], Т.В. Скляровой и др. С точки зрения современной военной педагогической науки, основой для разработки концептуальных положений воспитания верующих военнослужащих, является работы П.Н. Городова [6], А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова, Н.Ф. Феденко, Н.С. Кравчуна, И.А. Липского, И.А. Алехина, В.Н. Герасимова, В.О. Тахтамирова [7] и др.

© Иванов В.П., 2013

На основе анализа современного состояния военно-педагогической мысли и разработок ученых в области религии автор предлагает следующие концептуальные положения воспитания верующих военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных Сил:

I. Настоящие концептуальные положения представляют собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания верующих военнослужащих. Воспитание верующих военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность командиров, органов военного управления, воспитательных структур воинской части (корабля), религиозных организаций, военного духовенства, по реализации конституционных прав и свобод военнослужащих, направленная на формирование у военнослужащих высоких морально-боевых качеств. Сущностью воспитательной работы с верующими военнослужащими является не только непосредственное воздействие на них всех субъектов воспитания, но и создание необходимых условий для достижения эффективности данного воздействия.

Воспитание верующих военнослужащих осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ от 25 мая 1998 г. №№76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положений Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г. Минске 26 мая 1995 г.), Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ. Воспитание верующих военнослужащих осуществляется также на основе многовековых религиозных устоев и традиций, общечеловеческих ценностей, обычаев и традиций народов Российской Федерации, патриотизма, лучших образцов отечественной и мировой культуры, дружбы народов многонационального российского государства и на основе накопленного исторического опыта. При этом, воспитание верующих военнослужащих является приоритетным направлением воспитательной работы военного духовенства.

Воспитание верующих военнослужащих включает в себя:

Становление - это процесс религиозного взросления человека, движение от зависимости к независимости, достижение верующим военнослужащим такого уровня развития, когда религиозная вера становится неотъемлемой частью его мировоззрения и поведения;

Формирование - это процесс изменения личности верующего военнослужащего в ходе взаимодействия его с реальной действительностью воинской службы и субъектами воспитания, когда на основе религиозных вероучений у него появляются социально-психологические новообразования, связанные с потребностями к безусловной надежной защите своего Отечества;

Самовоспитание - это процесс внутреннего побуждения верующего военнослужащего к своему самосовершенствованию. Оно предполагает достижение верующим военнослужащим такого уровня в своем духовном становлении, когда он сам становится субъектом собственного воспитания. Только хорошо организованное воспитание верующих военнослужащих может способствовать самовоспитанию;

Перевоспитание - это организованный процесс совместной специфической деятельности воспитателей и перевоспитуемых, направленный на выявление и искоренение отрицательных качеств у верующих военнослужащих и на этой основе формирование у них положительных качеств и стремления к самоисправлению.

II. Основной целью воспитания верующих военнослужащих является формирование у них готовности, на основе укрепления и развития религиозного сознания, к беспрекословному выполнению своего воинского долга. Основная цель включает в себя:

- определение целей воспитания верующих с учетом требований государства, Министерства обороны Российской Федерации, командира части (корабля);

- постановку дифференцированных целей работы с верующими военнослужащими различных категорий (генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины и члены семей военнослужащих);

- определение целей воспитательной работы по укреплению религиозной веротерпимости;

- учет и при необходимости корректировку уровня религиозности военнослужащих, осуществление воспитательной работы с учетом этого уровня;

- определение целей воспитательной работы в условиях военного времени;

- определение целей воспитательной работы по отношению военнослужащих к военнопленным и гражданскому населению в военное время.

III. Основными задачами воспитания верующих военнослужащих являются:

1) с офицерами:

- укреплять религиозную веру и на основе религиозных догматов показывать высокую роль офицера в управлении войсками;

- на основе исторического опыта показывать первостепенную роль офицеров в организации защиты своего Отечества;

- мерами религиозного воздействия укреплять нравственные устои офицерского состава, обеспечивать его личную примерность для подчиненных в ревностном выполнении воинского долга;

- развивать стремление к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, справедливое и заботливое отношение к ним;

- поощрять стремление к самосовершенствованию, расширению кругозора, педагогической культуры, этики, такта, уважительного отношения к религиозной вере военнослужащих;

- прививать чувство сострадания к переносимым военнослужащими тягот и лишений воинской службы.

2) с военнослужащими, проходящими службу по призыву:

- обеспечить реализацию для этой категории положений закона «О свободе совести и религиозных объединениях»;

- на основе религиозных вероучений и догматов укреплять военнослужащих в их вере, разъяснять справедливость и законность войн в защиту своего Отечества, воспитывать ненависть к врагу;

- используя потенциалрелигииформировать глубокоепонимание необходимости службы в Вооруженных Силах, готовности к защите Родины, воспитывать верность Военной присяге;

- на основе религиозных вероучений воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к командирам и начальникам, готовность любой ценой выполнить их приказ;

- средствами религиозного воздействия всемерно развивать стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности и мастерскому владению вверенным оружием;

- формировать религиозную веротерпимость, содействовать работе командиров по укреплению войскового товарищества.

3) с военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту:

- на основе религиозных вероучений и догматов укреплять военнослужащих в их вере, разъяснять справедливость и законность войн в защиту своего Отечества, воспитывать ненависть к врагу;

- способами религиозного воздействия формировать у военнослужащих мотивацию к добросовестному исполнению своего воинского долга, мастерскому владению оружием и боевой техникой;

- воспитывать у верующих военнослужащих устойчивое отрицательное отношение к таким негативным явлениям, как воровство, пьянство, наркомания, неявка на службу, хулиганство;

- средствами религиозного воздействия формировать у военнослужащих чувство дружбы и войскового товарищества, толерантного отношения к военнослужащим, проходящим службу по призыву, верующим других религиозных конфессий, к лицам не армейских структур;

- на основе религиозных вероучений развивать движение наставничества над молодыми военнослужащими, формировать уважительное отношение к командирам и начальникам;

- воспитывать у военнослужащих скромность в быту и на службе, чувство сострадания к ближним, привлекать их к участию в благотворительных акциях.

4) с военнослужащими-женщинами:

- обеспечить реализацию для этой категории положений ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

- всеми мерами способствовать сохранению физиологического и репродуктивного здоровья женщин-военнослужащих в условиях мирного времени, оказывать помощь в удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;

- оказывать помощь в активном включении женщин во все виды профессиональной деятельности и боевой подготовки, способствовать самоактуализации профессионального самосовершенствования;

- средствами религиозного воспитания формировать здоровые гендерные взаимоотношения и нравственную атмосферу служебного и неформального общения военнослужащих-женщин и мужчин в воинской части, обеспечить женщинам-военнослужащим психологический комфорт межличностного общения;

- всемерно способствовать укреплению семьи женщин-военнослужащих и оказанию материальной помощи и духовной поддержки женщин - матерей-одиночек.

5) с колеблющимися в своей вере военнослужащими:

- средствами религиозного воздействия укреплять колеблющихся в религиозной вере, раскрытие им роли религии в жизни человека;

- разъяснять колеблющимся военнослужащим правовые основы положения верующих в обществе, обеспечить им реализацию своих конституционных прав на свободу совести;

- создавать вокруг колеблющихся атмосферы дружелюбия, понимания их душевного состояния и помощи в решении мировоззренческих вопросов;

- разъяснять историческую роль церкви в обеспечении защиты Отечества, подвигов верующих и духовенства на полях сражений;

- разъяснять учения религии о справедливости и законности войн в защиту своего Отечества, воспитывать ненависть к врагу;

- воспитывать толерантное отношение к военнослужащим других религиозных конфессий.

6) с семьями военнослужащих (при их согласии):

- содействовать семьям в удовлетворении их религиозных потребностей;

- по просьбе членов семей военнослужащих способствовать в приобщении их и их близких к Святым таинствам;

- разъяснять членам семей военнослужащих сущность и роль религии в человеческом обществе, содержание Священного предания и Священного писания;

- разъяснять значение религиозных обрядов и обычаев, способствовать участию в них членов семей военнослужащих;

- личным примером укреплять нравственность членов семей военнослужащих, их праведное поведение и сохранение семейных устоев;

- укреплять семейные узы, дружбу, коллективизм и взаимопомощь в межсемейных отношениях;

- - укреплять толерантность в религиозных и национальных отношениях.

IV. Субъектами воспитания верующих военнослужащих выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; религиозные организации и объединения; семьи и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; органы военного управления; органы воспитательной работы; военное духовенство; учреждения военной культуры; общественные организации в воинских частях; воинские коллективы.

V. Объектами воспитательной работы с верующими в армии и на флоте являются: верующие офицеры воинских частей и кораблей; верующие военнослужащие различных конфессий, проходящие службу по призыву; верующие военнослужащие различных конфессий, проходящие службу по контракту; военнослужащие-женщины; колеблющиеся в своей вере военнослужащие среди различных категорий военнослужащих; члены семей военнослужащих; военнослужащие, склонные к отклоняющемуся поведению.

VI. Содержание воспитательной работы. Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания верующих. Основными направлениями воспитания верующих воинов являются: формирование их религиозного мировоззрения; духовно -нравственное воспитание; умственное развитие военнослужащих русской армии и флота; государственно-патриотическое воспитание; привитие верующим военнослужащим правовой культуры; эстетическое воспитание.

VIII. Методы воспитания верующих военнослужащих - это способы реализации целей воспитания. В воспитании верующих военнослужащих используются следующие основные группы методов: методы изучения объектов воспитания; методы воспитательных воздействий: разъяснение, убеждение, пример, упражнение, включение верующих в различные виды деятельности; методы религиозного самовоздействия и самовоспитания: молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание; методы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,

награждение; методы наказания: наложение дополнительных обязанностей; выражение морального порицания; осуждения; искупление греха; лишение благословления; проклятие; предание анафеме.

IX. Воспитательные средства. К средствам воспитания верующих воинов относятся: различные виды воинской деятельности; культовые здания (в том числе и походные) и обстановка в них; богослужение и приобщение к Святым Таинствам; общественные и индивидуальные молитвы; хоровое клиросное пение; религиозная литература и художественные произведения; молебны перед различными мероприятиями; душеспасительные беседы и исповеди; облачения священников; иконы; требники; исцеляющие мощи; религиозная символика; целебные источники; нательные крестики, просфорки, ладанки, церковное вино; средства массовой информации; технические средства воспитательной работы (автоклубы; типографии; станции звукозаписи; походные фильмопрокатные пункты; звуковещательные станции; технические средства информации; музыкальные инструменты; кино и видеофильмы; полиграфическое оборудование).

X. Формы воспитания верующих военнослужащих. Наряду с применением светских педагогических форм, следует использовать и специфические религиозные формы воспитания верующих, а именно: различные формы богослужебной деятельности (богослужения общественные и частные, богослужение Святых Таинств, богослужебные обряды, литургии, молебны, крестные ходы, посты и др.); исповеди; покаяния; внебогослужебные беседы; кружки хорового пения; сборы благотворительных средств; собрания верующих; воскресные школы.

XI. Организация воспитания верующих военнослужащих включает в себя: исследование религиозной обстановки в части и гарнизоне; оценку воспитательной ситуации; уяснение субъектами воспитания воинской части корабля) целей и задач воспитания верующих военнослужащих; планирование воспитательной работы; подбор, расстановку и обучение воспитателей по работе с верующими военнослужащими, постановку им задач; организацию управления системой воспитания верующих военнослужащих; постоянный мониторинг воспитательного процесса и анализ его эффективности; изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учетом уровня организации боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности верующих военнослужащих; коррекцию исходных установок воспитания на основе результатов контроля; закрепление и распространение положительного опыта воспитания верующих; оценку результатов воспитания.

Управление системой воспитания верующих военнослужащих направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижение поставленных целей воспитания. Это достигается:

- глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы;

- изучением исходного состояния системы воспитания верующих;

- четким планированием воспитательной работы с верующими;

- продуманной постановкой задач;

- подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строгого спроса за состояние воспитательной работы на участке работы с верующими военнослужащими;

- координацией воспитательных усилий субъектов воспитания;

- оценкой состояния и действенности воспитательной работы с верующими военнослужащими;

- систематическим контролем и коррекцией воспитательной работы с верующими военнослужащими.

Таким образом, концептуальный подход к воспитанию верующих военнослужащих позволяет:

- вооружить органы военного управления и должностных лиц воспитательных структур, военного духовенства научно обоснованным подходом к организации системы воспитания верующих;

- четко формулировать цели воспитательной работы с верующими;

- придать организационное однообразие в работе с верующими в армии и на флоте, а также других силовых структур;

- определить основные направления работы с различными категориями верующих военнослужащих;

- вооружить воспитателей эффективными формами, методами и средствами работы с верующими военнослужащими.

Литература

1. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Пед. соч. Т.П, М.: Педагогика, 1988.

2. Методическое руководство к преподаванию Родного слова. Пед. соч. Т. IV, М.: Педагогика, 1988.

3. Зеленко А. О концепции православной педагогики и ее основополагающих принципах // http://www.pokrov-forum.ru- электронный ресурс. 20.01.2007.

4. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации: М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

5. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: материалы конференции. Ярославль, 2000.

6. Городов П.Н. Концепция воспитательной работы в Вооруженных Силах: гуманистическое осмысление // Воспитательная работа в Вооруженных Силах: состояние и перспективы развития. М.: ГА ВС, 1995.

7. Тахтамиров В.О. Концептуальные подходы и технологии воспитания военнослужащих // Кирсановские чтения. Сборник научных статей. Казань, 2012.

Н.Н. Казиева

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ

Ключевые слова: деятельность, индивид, личность, мотивация, притязания, поведение, результат, самооценка, успех, целеобразование.

Притязания в современной психологии рассматриваются в качестве самостоятельного личностного образования, связанного с рядом психологических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Казиева Н.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.