Научная статья на тему 'Обоснование конструкций дорожных одежд карьерных автодорог с покрытием из раздробленных вскрышных пород рационального гранулометрического состава'

Обоснование конструкций дорожных одежд карьерных автодорог с покрытием из раздробленных вскрышных пород рационального гранулометрического состава Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
808
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / КАРЬЕР / ГОРНАЯ ПОРОДА / PAVEMENT / ROADWAYS / COAL OPEN CUT / ROCK

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шабаев Сергей Николаевич

Получена номограмма для определения требуемой толщины дорожных одежд карьерных автомобильных дорог с учетом их срока службы и грузонапряженности, физико-механических характеристик подстилающих горных пород и нагрузок от применяемого карьерного автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шабаев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of coal open cut roadway pavement construction with the surface of broken overburden rock of rational grading

The monograph for pavement thickness testing of quarry roadways with regard to their service life and density of freight traffic, physical-mechanical characteristics of underlying rocks and quarry transport load has been worked out.

Текст научной работы на тему «Обоснование конструкций дорожных одежд карьерных автодорог с покрытием из раздробленных вскрышных пород рационального гранулометрического состава»

На основе выполненных исследований можно сделать вывод, что в процессе дробления и сортировки горных пород рациональный гранулометрический состав достигается, когда суммарное со-

□ Автор статьи

Шабаев Сергей Николаевич - ст. преп. каф. автомобильных дорог КузГТУ. Тел. 8- 3842- 58-07-96,

8-904-371-0429

держание частиц размером свыше половины от максимального составляет 35...55 % и интегрально возрастает с уменьшением диаметра отдельных зерен.

УДК 622.012.3

С.Н. Шабаев

ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД КАРЬЕРНЫХ АВТОДОРОГ С ПОКРЫТИЕМ ИЗ РАЗДРОБЛЕННЫХ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД РАЦИОНАЛЬНОГО ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА

Карьерная автомобильная дорога - горнотехническое сооружение, предназначенное для движения карьерного автомобильного транспорта. Высокая скорость передвижения большегрузных автомобилей, влияющая на их производительность, и экономичность транспортировки горной массы в значительной степени определяются состоянием карьерных транспортных коммуникаций.

Дорожная одежда - один из наиболее важных и дорогих элементов автомобильной дороги, состоящий из одного или нескольких конструктив-

породы (грунта земляного полотна), а также нагрузок от автомобилей. Для постоянных карьерных автомобильных дорог покрытие рекомендуется принимать бетонным или щебеночным, обработанным вяжущим материалом, временных дорог -грунтовым с подсыпкой щебня или щебеночным. Однако для карьеров, расположенных в условиях Сибири, бетонные и обработанные щебеночные покрытия быстро разрушаются, что обусловлено недостаточной проработкой вопроса их расчета для движения большегрузного карьерного автотранспорта [1], и не оправдывают капитальные

Расчетные нагрузки и диаметры отпечатков шин груженых автосамосвалов

Модель автосамосвала БелАЗ-7540 БелАЗ-7548 БелАЗ-7555 БелАЗ-7549 БелАЗ-7512 БелАЗ-75215 0 3 5 7 - го <с л е Б БелАЗ-75501

Г рузоподъемность, т 30 42 55 80 120 180 200 250

Давление воздуха в шинах, МПа 0,60 0,56 0,50 0,56 0,50 0,55 0,55 0,55

Расчетная нагрузка от колеса на покры-тие,кН 260,1 359,3 462,3 737,6 1055,3 1711,1 1764,6 1836,0

Расчетный диаметр отпечатка шины, м 0,71 0,86 1,04 1,24 1,56 1,90 1,93 1,97

ных слоев, укладываемых на заранее подготовленное земляное полотно, воспринимающий нагрузку от проходящих автомобилей и передающий ее в рассредоточенном виде на нижележащие слои грунта. Поэтому от выбора конструкции дорожной одежды в значительной степени зависят срок службы автомобильной дороги и транспортноэксплуатационные качества покрытия, влияющие на себестоимость транспортировки горной массы и производительность карьерного автотранспорта.

Конструкция дорожной одежды зависит от срока службы и грузонапряженности дороги, физико-механических свойств подстилающей горной

затраты на их строительство, грунтовые покрытия

- интенсивно разрушаются при переувлажнении.

Поэтому на постоянных и временных карьерных автомобильных дорогах Сибири наибольшее распространение получили щебеночные покрытия. Например, на разрезах крупнейшей угольной компании Кузбасса и России ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» практически 100 % карьерных автодорог (кроме забойных и отвальных) имеют щебеночное покрытие.

Однако фактический срок службы большинства карьерных автодорог не достигает расчетного значения в связи с быстрым разрушением покры-

96

С.Н. Шабаев

Номограмма для определения требуемой толщины конструкции дорожных одежд карьерных автомобильных дорог

тия, что обусловлено как нарушениями техноло-

К^проект < Еобщ

гии строительства, так и отсутствием обоснованных конструкций дорожных одежд под движение современного большегрузного карьерного автотранспорта.

В качестве покрытий карьерных автомобильных дорог вместо однофракционного щебня целесообразно использовать раздробленные вскрышные породы рационального гранулометрического состава, обладающие рядом преимуществ [2]. Конструкция дорожных одежд с покрытием из вскрышных раздробленных пород зависит от срока службы, грузонапряженности дороги и физикомеханических характеристик подстилающих горных пород [3], а также нагрузок от движущихся автотранспортных средств (таблица).

Прочной считают дорожную одежду, которая под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущихся транспортных средств сохраняет в течение заданного срока службы сплошность и достаточную ровность покрытия. В качестве основного критерия, характеризующего прочность дорожных одежд, принимается минимальный требуемый общий модуль упругости

конструкции [4].

Однако с течением времени постепенно снижаются эксплуатационные качества материалов дорожной одежды, что ведет к снижению общего модуля упругости конструкции Еобщ , поэтому для обеспечения ее надежности при проектировании вводят показатель коэффициента прочности

пр

(1)

С.В. Богомоловым [3] были найдены оптимальные значения коэффициента прочности дорожной одежды карьерных автомобильных дорог в зависимости от их срока службы и грузонапряженности, которые можно выразить зависимостью:

кПрроеКт = (0,125 • Т + 0,75) • (0,06 • 0 + 0,6), (2)

где Т - срок службы дороги, лет; 0 - грузонапряженность дороги, млн. т./год.

С учетом вышесказанного, нами были произведены расчеты дорожных одежд карьерных автомобильных дорог со слоями покрытия из раздробленных горных пород рационального гранулометрического состава в соответствии с действующей методикой ОДН 218.046-01* [4] с учетом зависимости (2) и данных, представленных в таблице.

В качестве подстилающих приняты крупноблочные (средне- и мелкозернистые песчаники), средней блочности (крупнозернистые песчаники и переслаивания песчаников с алевролитами) и мелкоблочные (алевролиты и выветрелые песчаники) горные породы, классификация которых предложена И.А. Паначевым [5], а также рыхлые горные породы (аргиллиты, раздробленные песчаники и пылеватые грунты). Большой объем выполненных расчетов был сведен в номограмме для определения требуемой толщины дорожной одежды карьерных автомобильных дорог (рисунок).

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что требуемая толщина дорожных одежд карьерных автомобильных дорог с покрытием из раздробленных вскрышных горных пород рационального гранулометрического состава, обеспечивающая бесперебойную работу применяемого автотранспорта с учетом срока службы и

грузонапряженности дороги, зависит от упругих и прочностных характеристик подстилающих горных пород и составляет для крупноблочных пород 20.. .90 см, пород средней блочности - 30.. .100 см, мелкоблочных - 35.125 см и рыхлых - 90.250 см.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афиногенов О.П. Теоретические основы обеспечения долговечности жестких одежд автомобильных дорог горнодобывающих предприятий / О.П. Афиногенов, В.В. Иванов. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2001. - 174 с.

2. Шаламанов В.А. Оптимизация зерновых составов щебеночно-песчаных смесей для устройства покрытий карьерных дорог / В.А. Шаламанов, С.Н. Шабаев // Служение делу / редкол. В.И. Нестеров [и др.]; ГУ КузГТУ. - Кемерово, 2006. - С. 108-113.

3. Руководство по проектированию и строительству временных технологических автодорог на разрезах ПО «Кемеровоуголь» / Кузнецкий филиал НИИОГР. - Кемерово, 1988. - 85 с.

4. Проектирование нежестких дорожных одежд. ОДН 218.046-01. - М.: Информавтодор, 2001. -143 с.

5. Паначев И.А. Особенности открытой добычи и переработки углей сложноструктурных месторождений Кузбасса / И. А. Паначев, А.Г. Нецветаев, И.И. Цепилов, В.И. Удовицкий. - Кемерово: Кузбассвуз-издат, 1997. - 220 с.

□ Автор статьи

Шабаев Сергей Николаевич

- ст. преп. каф. автомобильных дорог КузГТУ. Тел. 8- 3842- 58-07-96, 8-904-371-0429

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.