ТЕХНОЛОГИИ echnologies
ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТЕРА ПОРЦИОННОЙ ЖАТКИ И ЕЁ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ОТВОДА ХЛЕБНОЙ МАССЫ ОТ
КОЛЕС МОБИЛЬНОГО СРЕДСТВА
Константинов Михаил Маерович1,
доктор технических наук,
профессор,
Глушков Иван Николаевич1,
кандидат технических наук, доцент,
Пашинин Сергей Сергеевич1,
кандидат технических наук, [email protected]
Огнев Игорь Игоревич2,
кандидат технических наук, [email protected]
Бедыч Татьяна Витальевна3,
кандидат технических наук, доцент
tbedych@mail. т
1ФГБОУВО «Оренбургский государственный аграрный университет» (г. Оренбург, Россия)
2ФГАОУВО «УрФУимени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
(г. Екатеринбург, Россия)
3Костанайский инженерно-экономический университет им. Дулатова
(г. Костанай, Казахстан)
Аннотация. В данной работе рассматривается структурно-технологический процесс комбайна, применяемого в процессе раздельной уборки зерновых культур, а также ряд его параметров. Среди основных агрегатов комбайна мы выделяем конвейер и устройства для удаления скошенных стеблей из-под колес транспортного средства. Принцип работы конвейера на разных фазах жатки и особенности удаления срезанных стеблей из-под колес транспортного средства во время работы жатки. Представлены результаты теоретических исследований по установлению оптимальной конструкции параметров ленточного конвейера, рассмотрены и определены диапазоны их оптимальных значений. Представлены исследования по установлению оптимальных параметров шнекового делителя в жатке, являющейся основным компонентом устройства для удаления скошенных стеблей. Учитывая оптимальную конструкцию и режим работы шнекового делителя, обеспечивается правильная работа по удалению срезанных стеблей из-под колес жатки.
Ключевые слова: раздельная уборка зерновых культур, порционная жатка, хлебная масса, транспортер, лента транспортера, ширина ленты, шнековый делитель, устройство для отвода хлебной массы от колес.
УДК 631.55:631.354
ТЕХНОЛОГИИ echnologies
JUSTIFICATION OF DESIGN PARAMETERS OF THE FRACTIONAL REAPING CONVEYOR AND ITS DEVICES FOR REMOVAL OF BEVELED STEMS FROM UNDER
THE WHEELS OF THE VEHICLE
Mikhail M. Konstantinov1,
Doctor of Engineering Science, professor,
Ivan N. Glushkov1,
Candidate of Engineering Science, associate professor, [email protected]
Sergey S. Pashinin1,
Candidate of Engineering Science, [email protected]
Igor I. Ognev2,
Candidate of Engineering Science, [email protected]
Tatyana V. Bedych3,
Candidate of Engineering Science, associate professor tbedych@mail. ru
1Orenburg State Agrarian University (Orenburg, Russia)
2Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin
(Ekaterinburg, Russia)
3Kostanay Engineer economics University named after M. Dulatov (Kostanay, Kazakhstan)
Abstract. In this paper we consider the structural and technological process of the combine used in the process of separate harvesting of grain crops, as well as a number of its parameters. Among the main units of the combine, we allocate a conveyor and devices for removing beveled stems from under the wheels of the vehicle. The principle of operation of the conveyor at different phases of the Reaper and especially the removal of cut stems from under the wheels of the vehicle during operation of the Reaper. The results of theoretical studies on the establishment of the optimal design of the parameters of the belt conveyor are presented, the ranges of their optimal values are considered and determined. Studies on the establishment of optimal parameters of the screw divider in the Reaper, which is the main component of the device for removal of beveled stems, are presented. Taking into account the optimal design and mode of operation of the screw divider, the correct work is provided to remove the cut stems from under the wheels of the harvester.
Key words: separate harvesting of grain crops, fractional reaper, beveled stems, conveyor, conveyor belt, belt width, auger divider, device for removing the beveled stems from the wheels.
UDC 631.55:631.354
1. Введение
Порционная жатка, разработанная на базе Оренбургского ГАУ, предназначена для раздельной уборки зерновых культур и относится к валковым жаткам. От работы серийных валковых жаток ее отличает принцип формирования валка, образуемого из скошенной хлебной массы - серийные жатки чаще всего сплошной, а жатка, разработанная в ОГАУ -порционный.
Основными узлами жатки являются основное мотовило 1 (рис. 1), расположенный под ним режущий аппарат 2, устройства для отвода хлебной массы от колес мобильного средства 3, установленные за режущим аппаратом транспортер 4, содержащий приводной ролик 5 и ленту 6. В конце транспортера расположена заслонка 7 со щетками 8, соединенная с
Щ ТЕХНОЛОГИИ lechnologies
3
ISSN: 2658-4018 https://doi.org/ 10.35599/agritech/01.03.01
механизмом подъема 9. По наклонному лотку 10 перемещаются на транспортер колосья, срезанные при помощи устройства для образования стерневых кулис, состоящего из мотовила с укороченными регулируемыми по высоте лучами 11 и режущего аппарата с изменяемой высотой установки. Помимо перечисленных узлов важную роль играет так же гидравлическая система привода рабочих органов, причем устройства для отвода хлебной массы от колес и сплошной транспортер имеют общий привод [4-6].
Процесс формирования валка рассматриваемой жаткой включает предварительное накопление скошенной массы на ленте транспортера и её выгрузку в порционный валок. Масса после скашивания режущим аппаратом с помощью мотовила укладывается на устройства для отвода хлебной массы от колес мобильного средства и на сплошной транспортер. Устройства для отвода хлебной массы от колес непрерывно сдвигают стебли на слой, находящийся на транспортере. Постепенно скошенная масса перемещается к заслонке. При окончании накапливания массы и достижения валковой полосы, укладываемой на поле, заслонка поднимается повышается скорость движения ленты транспортера. В результате названных выше действий происходит выгрузка накопившейся порции, которая стыкуется с порциями, сгруженным при предыдущем проходе. После разгрузки узлы и механизмы жатки возвращаются в режимы работы, характерные для фазы накопления и весь процесс повторяется [1, 3, 5].
2. Материалы и методы исследований
Транспортер жатки предназначен для накопления массы, скошенной режущим аппаратом, и ее выгрузки в определенный момент. Он состоит из ведущего 1 и ведомого 2 валов, полотна транспортера 3, механизма натяжения 5 (рис. 2). Привод ведущих валов транспортера осуществляется через цепную передачу 6 посредством гидромотора 7. Ведущие валы соединены между собой карданами 8. Скорость движения транспортера изменяется бесступенчато посредством функционирования гидропривода (используется регулятор потока с электроуправлением). Стоит также отметить, что, помимо скошенной массы, на полотно транспортера поступают по наклонному лотку 4 колосья, срезанные механизмом образования стерневых кулис.
2
4
6
Рисунок 1. Порционная жатка с устройством образования кулис
ТЕХНОЛОГИИ echnologies
1-ведущий вал; 2-ведомый вал; 3-полотно транспортера; 4-наклонный лоток; 5-механизм натяжения транспортера; 6-цепная передача; 7-гидромотор; 8-карданный вал
Рисунок 2. Схема транспортера порционной жатки с устройством образования кулис:
Основными элементами при проектировании транспортера выступают выбор типа ленты и опор, расчет требующейся мощности для рационального выбора двигателя, подбор элементов приводного устройства. Для корректного выбора названных выше составляющих нужно знать величину натяжений по участкам трассы. В свою очередь, для этого следует предварительно выбрать тип ленты и роликовых опор [1, 5].
3. Результаты исследований и их обсуждение
Ширина ленты определяется исходя из расчетной производительности транспортера (1):
П = SpмVт , (1)
где П - производительность (кг/с); £ - площадь поперечного сечения скошенной массы на ленте транспортера (м2); рм - плотность груза на транспортере (кг/м3); vт - скорость движения ленты (м/с).
Исходя из представленной закономерности, необходимо установить площадь поперечного сечения груза. Помимо характеристик самой хлебной массы, этот показатель зависит от того, какие опоры поддерживают рабочую ветвь ленты.
Поскольку скошенный хлебостой не относится к грузам с высокой степенью сыпучести, а рама и кожухи порционной жатки обеспечивают достаточную защиту от внешнего (в данном случае - ветрового) воздействия, - используются прямые опоры [1].
При движении ленты по прямым роликовым опорам (рис. 3) площадь поперечного сечения груза (в нашем случае - скошенной хлебной массы) определяется как площадь равнобедренного треугольника с основанием В (ширина транспортерной ленты) и углами ф при основании.
В
Рисунок 3. Сечение груза на ленточном транспортере при прямых опорах
ТЕХНОЛОГИИ echnologies
Тогда площадь сечения (м2) груза на ленте транспортера определится как показано в выражении 2:
8=Б^ф/4, (2)
где В - ширина ленты (м).
При наличии в месте загрузки наклонного участка величину полученной площади сечения необходимо умножить на коэффициент Сн, учитывающий уменьшение площади поперечного сечения слоя груза в результате рассыпания и уменьшения его расчетной высоты. Рассматриваемый транспортер имеет горизонтальную конфигурацию с однородной ровной трассой, поэтому принимаем значение коэффициента Сн, равное единице (Сн = 1) [5]. Другими словами, рассматриваемому частному случаю вполне удовлетворяет общий вид зависимости (2) для нахождения площади сечения груза на ленте транспортера.
Подставляя названное выше выражение в закономерность 1, получим выражение производительности транспортера для нашего случая (3).
П = В2рм vт• tgф/4 , (3)
Из выражения 3 можно найти требуемую ширину ленты транспортера (4).
В = 2 ■ I-(4)
Полученная при расчете ширина ленты должна быть округлена до ближайшей большей ширины по ГОСТ 20-85, откуда и берут также массу 1 м ленты qл. Ориентировочно массу 1 м ленты (кг) можно определить по формуле qл = (10...15)В, где В - ширина ленты, м [5].
Необходимо правильно определить диаметр опор и расстояние между ними. Диаметр ролика должен быть таким, чтобы лента при движении не проскальзывала.
Для этого должно быть выполнено условие 5:
Е(Бр/2) > Етр(ёч/2), (5)
где Е - сила, приводящая ленту в движение, Н; Етр - сила трения, Н; Бр -диаметр приводного ролика, м; ёц - диаметр цапфы, м.
В свою очередь, сила приводящая ленту в движение и сила трения находится, в рассматриваемом случае, как F=fg(q+qл)lр, F^v=лg[(q+qл)lр+mр], где 1р -расстояние между опорами, м, f - коэффициент трения, / - коэффициент сцепления ленты с барабаном (для условий работы на открытом воздухе составляет 0,04), q - масса груза на 1м ленты, кг, qл -масса 1м ленты, кг, тр - масса вращающихся частей опоры, кг. Тогда формулу 5 можно представить в виде приведенного ниже выражения (6) [1]:
Бр /ёц > л[(q+qл)lр+mр] /f(q+qл)lр, (6)
Полученное выражение является условием предотвращения проскальзывания ленты на опорах. Из него видно, что отношение наружного диаметра к внутреннему (Бр /ёЦ) для выбранных опор зависит от расстояния между ними (1р). Кроме того, от величины расстояния между опорами существенно зависит стрела прогиба ленты между ними, которая, в свою очередь, влияет на сопротивление перемещению ленты и, в конечном счете, на работоспособность транспортера.
Масса опор зависит от их конструкции и размеров, ее берут исходя из предложений производящих заводов. Расстояние между роликовыми опорами при транспортировании зерновых грузов рекомендуется выбирать в зависимости от ширины ленты.
ТЕХНОЛОГИИ echnologies
Значение коэффициента трения / ленты о барабан зависит от его материала и влажности атмосферы. Учитывая, что применение раздельного комбайнирования (использование валковых жаток) считается оптимальным в сухую погоду, а материалом барабана является сталь, то значение коэффициента трения принимается равным 0,30 [1].
Таким образом, при расчете и выборе оптимальных параметров ленточного транспортера валковой порционной жатки особое внимание следует обратить на величину сопротивления перемещению ленты, расстояние между опорами и коэффициент трения между материалами ленты и приводного вала. Величина сопротивления перемещению ленты может изменяться за счет изменения сил натяжения сбегающей и набегающей ветвей транспортера. Расстояние между опорами необходимо выбирать так, чтобы натяжение тягового элемента транспортера было оптимальным. Приводной вал транспортера должен быть выполнен из стали. Это объясняется тем, что коэффициент взаимного трения резины (материала ленты) и стали является достаточным для достижения необходимой силы сцепления между валом и полотном, а также исключает возможность проскальзывания ленты при эксплуатации жатки при погодных условиях, соответствующих нормам раздельного комбайнирования.
Ряд конструктивно-габаритных характеристик составных частей транспортера тесно связан с другим устройством жатки, располагающемся в непосредственной близости от транспортера. Речь идет об устройствах отвода скошенной хлебной массы от колес МЭС. Для перемещения срезанных стеблей от технологических разрывов транспортера порционной жатки, соответствующих расположению колёс МЭС, целесообразно применять устройства отвода массы, которые представляют собой шнековые делители [2]. Витки шнеков могут быть правого и левого направления [7, 8].
При условии, что коэффициент заполнения равен единице, шнек может переместить в единицу времени объем материала (м3/с), описанный выражением 7:
У0 = я-(» - » )- ^, (7)
где п - частота вращения шнека, с-1; ^ - шаг спирали (0,45^0,50м).
Масса стеблей, поступающая в кольцевой промежуток шнека определяется следующей зависимостью (8):
дп = 0,01-Б-УмО, (8)
где В - ширина захвата жатки, м; Ум - скорость движения жатвенного агрегата, м/с; Q -урожайность хлебостоя на поле, ц/га.
Запишем также выражение толщины слоя хлебной массы на транспортере перед выгрузкой, соответствующее технологическим требованиям (9) [2]:
0 0,01-Б-у-О
3= г-1 У О, (9)
у 1С УТ
где у - плотность слоя стеблей, кг/м3; 1с - средняя длина срезанных стеблей, м; Ут - скорость
движения транспортёра порционной жатки, м/с.
Тогда, воспользовавшись зависимостями (7) и (9) и допуская, что стебли распределены равномерно, можно определить плотность массы, транспортируемой шнеками (кг/м3):
дп 0,04-Б-Ум О
У0 = ^ - ») - «л' (10)
Следует пояснить, что плотность, рассматриваемая выше в выражении (10) не нужно отождествлять с плотностью, рассматриваемой при анализе параметров транспортера (выражение (1) и его преобразования). Дело в том, что фактически скошенная хлебная масса
ТЕХНОЛОГИИ echnologies
не является однородным объектом - в отношении нее можно говорить только о средней плотности, что на деле и рассматривается. Соответственно масса, находящаяся на ленте транспортера, не испытывает каких-то существенных внешних нагрузок, в общем смысле на нее действует стандартный набор сил (сила тяжести и т.д.). При контакте же массы со шнеком происходит ее уплотнение за счет воздействия шнековой спирали, соответственно в данном случае речь идет о ином показателе, нежели о плотности хлебной массы на транспортере. Поэтому данные величины и обозначены различными символами.
Транспортирующая способность шнека во многом зависит от зазора между его витками и обшивкой корпуса. Часто его устанавливают в пределах 5-15мм - при выходе за данный интервал возможно проскальзывание витков по растительной массе при излишне укрупнённом зазоре, а при слишком малом - забивание, заклинивание и вымолот скошенной массы.
Шнеки перемещают на ленту транспортера хлебную массу, которая оказалась на пути движения колес мобильного средства. Срезанная масса поступает на шнек со скоростью v, переданной ей от мотовила жатки. Если учесть, что масса, от контакта с мотовилом, до контакта со шнеком, проходит весьма незначительный путь, то ее скорость можно считать равной окружной скорости планки мотовила и (у=и). Для уже существующей жатки будет справедливо выразить окружную скорость планки мотовила (а соответственно, и скорость хлебной массы, поступающей на шнек) следующим образом:
и = р=—(11)
зк-г 4 '
где И - радиус мотовила, м, Рм - рабочая скорость машины, м/с, и - окружная скорость планки мотовила, м/с, l - средняя высота стеблестоя, м.
При проектировании мотовила радиусом задаются исходя из соотношения предполагаемых рабочей скорости агрегата Рм и окружной скорости планки мотовила и (и=1,2-1,8 ^м) [2].
Как уже было сказано, шнеки на порционной жатке применяются для перемещения потока стеблей, отводимых от колес МЭС и поступающих к шнекам со скоростью v (рис. 4). Другими словами, шнеки в данном случае призваны исключить потери срезаемой массы от ее попадания под колеса МЭС при выгрузке валка. Однако важно, чтобы и работа самих шнеков не вела к потерям зерна [7, 8]. В первую очередь шнек не должен травмировать движущуюся массу и способствовать преждевременному выходу зерна из колоса. Данные негативные моменты могут произойти, если перемещаемая масса будет по ходу своего движения излишне контактировать с задней стенкой устройства отвода хлебной массы от колёс, расположенной позади шнека для предотвращения выхода стеблей за пределы жатки. По сути, при этом будет происходить вытирание зерна из колосьев и излишнее увеличение количества срезанной массы по ходу движения витков шнека (это ведет к перегрузке и забиванию шнеков).
ТЕХНОЛОГИИ echnologies
Рисунок 4. Анализ режимов работы шнека устройства отвода массы от колёс
Рассмотрим условия, которые должны выполняться для предотвращения данных негативных последствий. Обозначим осевую скорость шнека, как Уш (рис. 4). Тогда, учитывая геометрические размеры ширины с части транспортёра, на которую шнек перемещает массу (ширина боковой ленты транспортера порционной жатки) и ширины захвата шнека Ь, можно записать условие, при котором стебли не будут испытывать излишнего трения о названную выше стенку [2]. На схеме, представленной на рисунке 4, стенка, располагающаяся за шнеком, обозначена линией ВС. Соответственно, необходимо, чтобы направление результирующей скорости Ур для самого удаленного от центра стебля А не пересекалось с линией ВС, что возможно при следующем соотношении:
или, с учетом схемы (рис. 3) и выражения 12:
v b
ш _
L
(12)
(13)
где Уш - осевая скорость витков, м/с, у - скорость попадания стеблей на шнек, м/с, И -расстояние от края шнека до края транспортера, м, с - ширина части транспортёра, на которую шнек перемещает массу, м, Ь - расстояние от дальней точки витка шнека до задней стенки устройства отвода хлебной массы от колёс, м, Ь -рабочая длина шнека, м.
Осевая скорость витков определяется следующим выражением:
V = n-tn.
ш U
(14)
Таким образом, из условия 13 можно вывести оптимальную частоту вращения шнека с учетом габаритных и режимных параметров жатки и, непосредственно, шнека:
Ь-и
тт: <15>
n >■
4. Выводы
Проанализировав приведенные выражения и сопоставив их с результатами полевого
эксперимента, установили оптимальные значения основных конструктивных параметров
транспортера порционной жатки и шнеков устройства отвода хлебной массы от колёс МЭС:
ширина ленты от края жатки до шнекового делителя - 2,21-2,24 м, в центре (от одного
делителя до другого) - 1,78-1,82 м, диаметр приводного вала - 0,068-0,074 м, количество
опорных роликов - 3, диаметр опор - 0,039-0,042 м, расстояние между соседними опорами -
L
V
u
Щ ТЕХНОЛОГИИ lechnologies
9
ISSN: 2658-4018 https://doi.org/ 10.35599/agritech/01.03.01
0,358-0,366 м, диаметр спирали шнека - 0,40-0,44 м, диаметр кожуха шнека - 0,50-0,58 м; шаг спирали - 0,37-0,46 м; зазор между спиралью шнека и кожухом - 0,011-0,016 м; угол транспортирующей части шнека 88-94°. Оптимальная частота вращения шнека - 2,5^3,2 с-1, при этом для нашего случая диаметр спирали шнеков следует выбирать из интервала значений 0,40^0,50 м, а шаг спирали - 0,33^0,47 м.
5. Конфликт интересов
Авторы подтверждают, что представленные данные не содержат конфликта интересов.
Список литературы
1. Глушков, И.Н. Определения оптимальной ширины транспортирующего устройства порционной жатки с устройством образования кулис / И.Н. Глушков, И.В. Герасименко // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2017. - №4 (66). - С.
2. Константинов, М.М. К вопросу обоснования оптимальных параметров шнекового делителя порционной жатки / М.М. Константинов, И.Н. Глушков, И.А. Рахимжанова, И.В. Герасименко // Аграрный научный журнал. - 2018. - №11. - С. 59-63.
3. Константинов, М.М. Совершенствование конструкции транспортирующего устройства порционной жатки / М.М. Константинов, И.Н. Глушков, Д.В. Фролов, Е.Ю. Морозов, С.С. Пашинин // В сборнике: Совершенствование инженерно-технического обеспечения технологических процессов в АПК: материалы международной научно-практической конференции, 2017. - С. 85-89.
4. Константинов, М.М. Оценка качественных показателей формирования хлебных валков, их подбора и обмолота при использовании порционной жатки на раздельной уборке зерновых культур / М.М. Константинов, И.Н. Глушков, И.В. Герасименко, А.А. Панин, В.И. Квашенников, А.П. Ловчиков // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2016. - №6 (62). - С. 68-72.
5. Константинов, М.М. Обоснование параметров транспортера порционной жатки / М.М. Константинов, И.Н. Глушков, Б.Н. Нуралин, С.С. Пашинин // Вестник КрасГАУ. -2011. - № 12. - С. 209-215.
6. Петько, В.Г. Динамика выгрузки валка с транспортёра порционной жатки / В.Г. Петько, М.М. Константинов, И.А. Рахимжанова, И.Н. Глушков, С.С. Пашинин // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2017. - №2 (64). - С. 69-72.
7. Старцев, А.С. Моделирование параметров стеблестоя подсолнечника при уборке шнеком-мотовилом / А.С. Старцев // Материалы национал. российской конф. «Инженерному образованию - научную основу». - Оренбург: ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ», 2016. - С.
8. Старцев, А.С. Экспериментально-теоретическое обоснование конструкции и диаметра трубного вала шнека-мотовила жатки для уборки подсолнечника / А.С. Старцев // Известия оренбургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1 (63). - С. 70-74.
List of references
1. Glushkov, I.N. On the problem of determining the optimal width of the portion reaper transporter equipped with the coulisse forming device / I.N. Glushkov, I.V. Gerasimenko // Izvestia Orenburg State Agrarian University. - №4 (66). - pp. 135-138. 29-30. (in Russian)
2. Konstantinov M.M. To the question of justification of optimal parameters of the screw divider of the header portion / M.M. Konstantinov, I.N. Glushkov, I.A. Rakhimzhanova, I.V. Gerasimenko // The Agrarian Scientific Journal. - 2018. - №11. - pp. 59-63. (in Russian)
3. Konstantinov M.M. Improvement of the design of the transporting device of the portion
135-138.
39-48.
Щ ТЕХНОЛОГИИ lechnologies
10
ISSN: 2658-4018 https://doi.org/ 10.35599/agritech/01.03.01
header / M.M. Konstantinov, I.N. Glushkov, D.V. Frolov, E.Yu. Morozov, S.S. Pashinin // In the collection: Improvement of engineering and technical support of technological processes in agriculture: materials of the international scientific and practical conference, 2017. - pp. 85-89. (in Russian)
4. Konstantinov, M.M. Assessment of quality indices of grain-windrows formation, their gathering and threshing by the corn reaper in the process of grain crops swath harvesting / M.M. Konstantinov, I.N. Glushkov, I.V. Gerasimenko, A.A. Panin, V.I. Kvashennikov, A.P. Lovchikov // Izvestia Orenburg State Agrarian University. - 2016. - №6 (62). - pp. 68-72. (in Russian)
5. Konstantinov, M.M. Substantiation of the batch windrower conveyor parameters / M.M. Konstantinov, I.N. Glushkov, B.N. Nuralin, S.S. Pashinin // The Bulletin of KrasGAU. 2011. - № 12. - pp. 209-215. (in Russian)
6. Petko V.G. Dynamics of swath unloading from the batch reaper transporter / V.G. Petko, M.M. Konstantinov, I.A. Rakhimzhanova, I.N. Glushkov, S.S. Pashinin // Izvestia Orenburg State Agrarian University. - 2017. - №2 (64). - pp. 69-72. (in Russian)
7. Startsev, A.S. Modeling parameters of the plant stand of sunflower at harvest auger-reel / A.S. Startsev // Proceedings of the national Russian Conf. «Engineering education-scientific basis». - FSBEI «Orenburg State Agrarian University». - Orenburg, 2016. - pp. 39-48. (in Russian)
8. Startsev, A.S. Experimental-theoretical substantiation of the design and diameter of the screw-reel pipe shaft of the sunflower harvester / A.S. Startsev // Izvestia Orenburg State Agrarian University. - 2017. - № 1 (63). - pp. 70-74. (in Russian)