УДК 656.13 UDC 656.13
ОБОСНОВАНИЕ КОМПОНОВКИ STUDY OF COMPOSITIONS TRANSPORT
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВЫВОЗКИ SYSTEM FOR TRANSPORTING LONG CARGO ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ
Грязин Владимир Альбертович к.т.н.
Ласточкин Денис Михайлович к.т.н.
Коротков Петр Анатольевич к.э.н.
Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия
В работе представлен оригинальный материал исследования, направленного на определение влияния почвенных условий на показатели проходимости транспортной системы. Полученные данные позволяют определить границы эффективности изменения компоновки транспортной системы, предназначенной для перевозки длинномерных грузов
Ключевые слова: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОМПОНОВКА ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ,
ДЛИННОМЕРНЫЕ ГРУЗЫ, ПРОХОДИМОСТЬ
Введение
При выполнении производственных работ, связанных с перемещением длинномерных грузов в условиях бездорожья, зачастую используют транспортные системы на базе гусеничной техники. Применение гусеничных машин обосновано высокими тягово-сцепными свойствами, обеспечивающими высокие показатели проходимости независимо от природно-климатических условий. При этом, для обеспечения сохранности самого длинномерного груза и/или несущего грунта (дороги) используются дополнительные прицепные устройства: прицепы-роспуски, полуприцепы, тралы и пр. При этом, проходимость транспортной системы по различным несущим поверхностям может значительно изменяться в зависимости от распределение груза между базовой машиной и прицепным устройством.
Цель исследования: определение конструктивно-эксплуатационных ограничений накладываемых на компоновку транспортной системы для вывозки длинномерных грузов по критерию проходимости.
Задачи, решаемые в ходе выполнения работы включают:
- составление алгоритма формирования эффективной компоновки транспортной системы для вывозки длинномерных грузов по критерию проходимости;
- разработка математической модели определения тяговых характеристик транспортной системы с переменной компоновкой;
- формализация показателей, определяющих проходимость транспортной системы для вывозки длинномерных грузов;
- анализ результатов моделирования компоновки транспортной системы для вывозки длинномерных грузов;
- формирование комплекта рекомендаций.
Методы, применяемые для решения поставленных задач:
- методы теории решения научных и изобретательских задач для формирования компоновки транспортной системы по заданным ограничениям и требованиям [1];
- метод дискретно-событийного моделирования тяговых характеристик транспортной системы с переменной компоновкой [2];
- методы классической механики при формировании расчетной схемы сил и моментов, действующих на транспортную систему с переменной компоновкой при движении с длинномерным грузом [3];
- методы математического планирования научных исследований при разработке плана вычислительных экспериментов на разработанной математической модели определения тяговых характеристик транспортной системы с переменной компоновкой позволит получить более полные, достоверные и точные данные для оценки количественных взаимосвязей между входными и выходными параметрами исследуемой системы [4];
- метод прямого перебора.
В качестве основных допущений, применяемых в процесс формирования обобщенной математической модели используем следующие:
1) несущая поверхность является однородной с постоянными характеристиками;
2) изменение компоновки транспортной системы выполняется с учетом конструктивных особенностей базовой машины и http ://ej .kubagro.ru/2013/06/pdf/25 .pdf
Gryazin Vladimir Albertovich Cand.Tech.Sci.
Lastochkin Denis Mikhailovich Cand.Tech.Sci.
Korotkov Petr Anatoly evich Cand.Econ.Sci.
Volga State University of Technology, Ioshkar-Ola, Russia
The article presents the original study material designed to determine the influence of soil properties on the cross rate of the transport system. These data allow us to determine the efficiency changes compositions transport system for transporting long cargo
Keywords: MATHEMATICAL MODELING, COMPOSITION, TRANSPORT SYSTEM, LONG CARGO, CROSS RATE
Научный журнал КубГАУ, №90(06), 2013 года прицепного устройства;
3) длинномерный груз является абсолютно жесткой конструкцией расположенной без возможности сдвига/смещения относительно транспортной системы в процессе вывозки;
4) деформацию несущей поверхности и движителей транспортной системы считаем незначительной и не влияющей на результаты моделирования;
5) влияние внешних возмущающих факторов рассматриваем как постоянное с установившимися параметрами.
Для выполнения расчетов примем в качестве базовой машины: машина трелевочная бесчокерная ЛП-18К с максимально допустимой полезной нагрузкой [5], а в качестве прицепного устройства - прицеп-роспуск ТавМЗ 802К-010/802Р-010 [6].
Алгоритм формирования эффективной компоновки транспортной системы для вывозки длинномерных грузов по критерию проходимости
A) Формирование исходных данных, включая: технические характеристики базовой машины и прицепного устройства; массово-геометрические параметры груза; параметры характеризующих несущую поверхность;
Б) Расчет сил сопротивления движению базовой машины для различных типов несущей поверхности;
B) Расчет сил сопротивления движению прицепного устройства для различных типов несущей поверхности;
Г) Расчет сил сцепного веса транспортной системы для вывозки длинномерных грузов;
Д) Многовариантная оценка возможных изменений компоновки транспортной системы для вывозки длинномерных грузов по критерию проходимости;
Е) Определение ограничений по распределению веса вывозимого длинномерного груза для различных типов несущей поверхности по критерию проходимости;
Ж) Выводы и рекомендации.
Математическое моделирование
Основой для формирования математической модели является схема сил и моментов, действующих на транспортную систему с
переменной компоновкой при движении с длинномерным грузом, см. рисунок 1.
Рисунок 1 - Расчетная схема транспортной системы с переменной компоновкой при движении с длинномерным грузом
Исходные данные для расчета: - вес базовой машины; - вес прицепа; - вес груза; - коэффициент
сопротивления движения базовой машины, характерный для /-го ряда изменяемых параметров, зависящих от свойств несущей
поверхности [7]; - коэффициент сопротивления движения прицепа, характерный для /-го ряда изменяемых параметров, зависящих
от свойств несущей поверхности [7]; - коэффициент сцепления ведущего движителя с несущей поверхностью, характерный для /-го
ряда изменяемых параметров, зависящих от свойств несущей поверхности [7]; - сила сопротивления движению базовой машины;
- сила сопротивления движению прицепа; - касательная сила тяги; координаты центров тяжести базовой машины Ц.т.(тр.), прицепа Ц.т.(пр.) и груза Ц.т.(гр.); а - угол наклона несущей поверхности; / - ряд изменяемых параметров, зависящих от компоновки транспортной системы.
Научный журнал КубГАУ, №90(06), 2013 года Результаты расчета
Изменение компоновки транспортной системы выполняется варьированием длины дышла прицепа, что приводит к изменению
Lg
координаты его центра тяжести nPl относительно коника базовой машины. Как следствие, изменяются силы сопротивления движению
Pf Pf
базовой машины тр и прицепа пр:
Р fnPi = fnpj К + (0,65 - /77, )Gep)cosa \/т е [0;0,65]
где т - коэффициент характеризующий часть веса груза, расположенную на базовой машине. Значение «0» означает, что весь груз располагается на прицепе, то есть координаты центра тяжести груза совпадают с координатами центра тяжести прицепа:
L— Ln
гр пр
Используя метод прямого перебора для варьирования ряда изменяемых параметров, зависящих от компоновки транспортной системы и ряда изменяемых параметров, зависящих от свойств несущей поверхности, при помощи математической модели выполняем расчеты:
- сил сопротивления движению базовой машины для различных типов несущей поверхности:
Pfmpi+^}”P+miG*p)sin а
- сил сопротивления движению прицепного устройства для различных типов несущей поверхности:
PfnPi + {°пр + (°’65 " mi Pep)sina
- сил сопротивления движению транспортного средства для различных типов несущей поверхности:
- сил сцепного веса транспортной системы для вывозки длинномерных грузов:
Выполняются проверочные расчеты:
- достаточности сцепного веса для преодоления сил сопротивления движению транспортной системы:
5
- достаточности касательной силы тяги, развиваемой базовой машиной для преодоления сил сопротивления движению транспортной системы:
По результату выполнения проверочных расчетов производится уточнение силы тяги, которую может развить базовая машина с
учетом величины сцепного веса. А также рассчитывается разница между развиваемой силой тяги и силами сопротивления движению транспортной системы в абсолютном
и относительном выражении
В качестве платформы для выполнения математического моделирования и вычислительного эксперимента используем лицензионный программный продукт Microsoft Excel.
В результате выполненных расчетов были получены и обработаны ряды значений искомых параметров в Microsoft Excel, как показано на рисунке 2.
У *> -
4—у Главная
\Т\ *
' % Вставить
V
Буфер обмена
Вставка Разметка страницы Формулы
Общий
Calibri - 11 ’A* a" — ~=£ =jJ
== ~=: ~^= f ’ % »
В I LJ ’ j±j • Д- tW IW -j ♦ .0 *-.0 .00 .00
Шрифт
Выравнивание
расчет - Microsoft Excel Данные Рецензирование Вид
Условное форматирование Форматировать как таблицу -^ Стили ячеек "
Число 13 Стили
•3*° Вставить ’ Удалить т |^J Формат ’
Ячейки
£ -вь
т - я х
ЙҐ Л
Сортировка Найти и и фильтр ’’ выделить Редактирование
Т5
___А____I В
Исходные данные
Вес трактора Вес прицепа Вес груза Рк
Исходные данные
К LMNOPQR STUV
161,7
29.4
78.4 116.1
9 fTp |fnp фи m Уклон Ссц PfTP Pf пр р TP Р> гр Р сопр Условие Рк Условие GCH Р сспр
10 11 12 13 14 15 16 снег уплотненный гус-дор град рад кН кН кН кН кН кН Єсц>Р сог кН Рк>Р сопр кН кН макс мин
ОД 0,15 0,6 0 15 0.261799 93.71412 15.61902 11.64327 41.8510396 20.7986985 89 91203 1 116,1 1 93.71412 105.4837
0Д125 0,175 0,575 0 15 0,261799 39.80937 17,5714 13.58381 41.8510396 20.7986985 93.80495 0 116.1 1 78.0951 89.91203
0,125 0,2 0,55 0 15 0.261799 85.90461 19.52378 15.52436 41.8510396 20.7986985 97.69787 0 116,1 1
0,1375 0,225 0,525 0 15 0.261799 81.99986 21,47615 17,4649 41,8510396 20.7986985 101.5908 0 116,1 1
0,15 0,25 0,5 с 15 0.261799 78.0951 23.42853 19.40545 41,8510396 20.7986985 105.4837 G 116,1 1
17 fTp fnp фи m Уклон бсц PfTp Pf пр Рїтр Р- пр Р сопр Условие Рк УСЛСЕИе 1 Єсц Р сопр
18 19 :: снег уплотненный гус^дор град рад кН кН кН кН кН кН Gcu>P сог кН Рк>Р сопр кН кН макс мим
ОД 0,15 0,6 0,1625 15 С,261799 101,0977 16.8496 9,7974 45,1484 17.5013 89.2967 1 116,1 1 101,0977 10-4,2531
0,1125 0,175 0,575 0,1625 15 0,261799 96,8853 18,9558 11,4303 45,1484 17.5013 93,0358 1 116,1 1 84.24805 89.29673
21 :: 25 24 0,125 0,2 0,55 0,1625 15 0,261799 92,6729 21,0620 13,0632 45,1484 17,5013 96.7749 0 116,1 1
0,1375 0,225 0,525 0,1625 15 0,261799 38,4605 23,1682 14,6961 45,1484 17,5013 100.5140 0 116,1 1
0Д5 0,25 0,5 0,1625 15 0.261799 84.2431 25,2744 16.3290 45,1484 17,5013 104.2531 0 116.1 1
25 frp fnp фи m Уклон Ссц PfTp Pf пр Р:тр Р> пр Р сопр Условие Рк Условие 1 Ссц Р сспр
26 27 снег уплотненный гус-дор град рад кН кН кН кН кН кН Єсц>Р сог кН Рк>Р сопр кН кН макс
ОД 0,15 0,6 0,325 15 0.261799 108.4812 18,0802 7.9515 48,4457 14.2040 88.6814 1 116,1 1 108.4812 103.0225
28 0,1125 0,175 0,575 0,325 15 0,261799 103.9611 20,3402 9,2768 48.4457 14,2040 92.2667 1 116.1 1 90,401 83.68144 мин
29 з: 31 з: 0,125 0,2 0,55 0,325 15 0.261799 99.4411 22,6002 10,6020 48.4457 14,2040 95.8520 1 116,1 1
0,1375 0,225 0,525 0,325 15 0.261799 94.9210 24,8603 11,9273 48,4457 14,2040 99.4373 0 116,1 1
0,15 0,25 0,5 0,325 15 0.261799 90,4010 27,1203 13,2525 48.4457 14,2040 103,0225 0 116,1 1
33 fTp fnp фи m Уклон бсц PfTp Pf пр Рїтр Р- пр Р сопр Условие Рк Условие 1 Ссц Р сспр
34 35 36 снег уплотненный гус-дор град рад кН КН кН кН кН кН Gcu>P сог кН Рк>Рсопр кН кН макс мин
ОД 0,15 0,6 0,4875 15 0,261799 115.86-^-7 19.31079 6.105617 51,7431035 10.9066346 88.06614 1 116,1 115.8647 101,792
0,1125 0,175 0,575 0,4875 15 0,261799 111,037 21,72464 7,12322 51,7431035 10,9066346 91,4976 1 116,1 96.55395 S3. С'6614
37 38 39 40 0,125 0,2 0,55 0,4875 15 0,261799 106,2093 24,1384-9 8Д40823 51,7431035 10.9066346 94.92905 1 116,1
0,1375 0,225 0,525 0,4875 15 0.261799 101.3816 26.55234 9.158426 51,7431035 10.9066346 98.3605 1 116,1
0Д5 0,25 0,5 0,4875 15 0.261799 96.55395 28.96618 10,17603 51,7431035 10.9066346 101,792 0 116.1
41 frp fnp фи m Уклон т і і Ссц PfTp Pf пр Рітр Р. пр Р сопр Условие Рк Условие GCU, F сспр
« < ► н Листі Лисг2 ЛистЗ Лист4 tJ
ЯЕ
_ии_
Готово 1 Пуск
аао и
85%
£ ® Я Є Е і^Входяд... І _>Трелеек... I Ж лп-18к- ... І __/05Шлам | ^Грязин-с... 11 [■ x Microso... _і Чикунов |
КП ThO
11:08
Рисунок 2 - Вид части окна математической модели и вычислительного эксперимента, реализованного в Microsoft Excel
Рассмотрим в качестве примера результаты расчета тяговых характеристик транспортной системы переменной компоновки при
движении с грузом по снегу уплотненному (коэффициенты ; ; ). Для удобства, на графике
предоставлены только результаты вычислений по граничным условиям (минимальное и максимальное значение), см рис.З.
jfjj ^ ^ расчет - Microsoft Excel
Главная Вставка Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование Вид
ibri -111 - А" а"
□ І
! Буфер обмена ^ I
Шрифт
||в ■ ell3 Общий - Ш-
Щ'М Ш :ilT Щ* % і I Ijp'
ЕР «РІПИ *.0 *-.0 .00 .00
Выравнивание ^ Число Гу |
Форматировать как таблицу ~ Удалить 'г ^ ”
Стили ячеек w В Формат w а-
Стили Ячейки
@ _ ст х
яТ
Сортировка Найти и и фильтр т выделить т Редактирование
М
R S
27 103,023 макс
28 88,6814 мин
29 j
30
31 ____________
32
W
ДА
АВ
кН
33 Р сопр
34
________
101,792 макс
88,0661 мин
Р сопр
кН_________
100,561 макс
87,4508 мин
АС
AD
108,481
103,961
99,4411
94,921
90,401
50 лсходя из данного графина следует.чтолри дадной исходной харэктеристики,снег уплотненый,
Н * ► ,Г| ЛНСГ1 , |1игт> /ЛиггЗ I ~ I ^
Условие
Сила
115,865
111,037
106,209
101,382
96,5539
Р
т
Условие
Сила
116,1
116,1
112,978
107,842
102,707
ZH
§&;
Гі'п] Щ 145% 0 0
*Пуск| ] Іі^1 Входящие... | (^Трелевка ... | Щ лп-18к - П... | Q 05 Шлам | ^1 Грязин-ста...|| |/у Microsoft... L3 Чикунов | J |
11:12
Рисунок 3 - Результат расчетов тяговых характеристик транспортной системы переменной компоновки при движении с грузом по
снегу уплотненному
Анализируя данные расчетов, представленные на рисунке 3, можно сделать следующие выводы: для приведенного случая, касательная сила тяги Рк превышает максимальное сопротивление движению РСОпР макс при любой компоновке транспортной системы. При этом, до значения коэффициента т = 0,4875, касательная сила тяги Рк превышает сцепной вес (тсц, что может привести к пробуксовке ведущих движителей.
Для выявления способности транспортной системы к преодолению заданного участка маршрута (проходимости) более
Рр
информативно представить разницу между развиваемой силой тяги к и силами сопротивления движению транспортной системы в относительном выражении, см. рисунок 4 (промежуточные кривые не пронумерованы).
' ■: л "' '
—^ Главная I Вставка
Разметка страницы Формулы
расчет - Microsoft Excel Данные Рецензирование
Вид
п * U—J Общий Щ: % * ♦.0 *.0 .00 .00
Calibri * *< ► 1—1 1—1 — =JJ
Вставить . в / и - Е 3 * > - д - IW- ^ Из"
Буфер обмена 13 Шрифт 13 Выравнивание 13 Число ^
[^Форматировать как таблицу ’ Стили ячеек ”
Стили
В Формат т Ячейки
Сортировка Найти и и фильтр " выделить ’ Редактирование
АР13
АЕ
4
5
6
7
8
9 Разница
10 ^1__________
11 3,8021
AF
12 -3,99558
13 -11,7933
14 -19,5909
15 -27,3886
16
Разница
%
4,05712
-4,44896
-13,7283
-23,8914
-35,0708
17 Разница
18 JH_________
19 11,8009
20 3,84943
21 -4,10208
22 -12,0536
23 -20,0051
24
Разница
%
11,6728
3,97318
-4,42641
-13,626
-23,7455
25 Разница
26 ^1__________
27 19,7998
Разница
%
18,2518
AG
АН
%
м < > н Лист! . Лист2 , ЛистЗ Лист4 Готово
AI
AJ
АК
AL
AM
AN
АО
АР
AQ
Ж
( Пуск J J ® © в Gj ё Ь Г Jit. Входящие... | _< Трелевкя ... | & ПГТУ - 06... | 05 Шлам | ^ Грязин-ста... | _/ Чикунов 11 ■ ] расчет
ш
Рисунок 4 - Результат расчетов разницы между развиваемой силой тяги и силами сопротивления движению транспортной системы в относительном выражении при движении с грузом по снегу уплотненному
Анализируя данные расчетов, представленные на рисунке 4, можно сделать следующие выводы: в зависимости от состояния
несущей поверхности (значений коэффициентов ; и ), для устойчивого движения транспортной системы при движении с грузом по снегу уплотненному следует изменять длину соединительного дышла прицепа роспуска для обеспечения заданного значения
развесовки длинномерного груза. Так, для самых неблагоприятных условий движения (значения коэффициентов и -
максимальны, а - минимально) для обеспечения движения транспортной системы с грузом по снегу уплотненному следует 65% от веса груза расположить на конике базовой машины. Для наиболее благоприятных условий движения подходит любой вариант размещения груза.
Обобщенные результаты расчетов способности транспортной системы к преодолению заданного участка маршрута (проходимости) по различным несущим поверхностям объединены в таблице 1.
Таблица 1 - Значение коэффициента #я, характеризующего часть веса груза, расположенную на базовой машине
Условия движения Тип несущей поверхности
Снег уплотненный Грунт мокрый Песок сухой Суглинок увлажненный
наименее благоприятные >0,65 Любое - > 0,4865
наиболее благоприятные Любое Любое > 0,4865 Любое
В результате выполненного анализа можно сделать вывод, что для большинства из исследуемых типов несущей поверхности, транспортная система в составе машины трелевочной бесчокерной ЛП-18К и прицепа-роспуск ТавМЗ 802К-010/802Р-010 способна преодолевать заданный маршрут с длинномерным грузом при загрузке коника базовой машины на 65%, за исключением песка сухого в наименее благоприятных условиях. В последнем случае, транспортная система не способна к вывозке груза с сохранением максимально допустимой полезной нагрузке.
Выводы
В результате выполненных расчетов и анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.
1) Представленный алгоритм формирования эффективной компоновки транспортной системы для вывозки длинномерных грузов по критерию проходимости является универсальным и позволяет выполнять предварительные изыскания без существенных переработок в предоставленной методологии;
2) Разработанная математическая модель определения тяговых характеристик транспортной системы с переменной компоновкой позволяет выполнить аналитические исследования для всех возможных вариантов базовых машин и прицепного оборудования;
Рр
3) Использование разницы между развиваемой силой тяги к и силами сопротивления движению транспортной системы представляется как достаточно информативный формализованный показатель, определяющий проходимость транспортной системы для вывозки длинномерных грузов;
4) Результаты анализа моделирования компоновки транспортной системы для вывозки длинномерных грузов могут быть использованы в инженерных расчетах при предварительных научно-технических изысканий.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.1535
Список литературы
1. Мазуркин, П.М. Функционально-структурные преобразования и риски в процессах материализации инновационных идей /П.М. Мазуркин, В. А. Грязин // Научно-практический журнал «Природообустройство». - №2. - 2012. - С.83-88.
2. Грязин, В.А. Влияние природных условий на энергоемкость трелевки древесины тракторами с чокерным оборудованием / В.А. Грязин // Известия
высших учебных заведений. «Лесной журнал». - Архангельск: Издательство Архангельского государственного технического университета, 2009. - №3. - С.
68-73.
3. Математическое моделирование взаимодействия движителя трактора 4x4 с дорогой с целью расчёта распределения касательного тягового усилия по ведущим осям / Mircea NASTASOIU, Vasile PADUREANU, Stelian NASTASOIU - [Электронный ресурс]: Polish Academy of Sciences Branch in Lublin - Режим доступа: http://www.pan-ol.lublin.pl/wydawnictwa/Motrol5/Nastasoiu.pdf- 10.05.2013.
4. Математическое моделирование работы малогабаритной валочно-пакетирующей машины /Ю.Н Сидыганов, Е.М. Онучин, Д.М. Ласточкин, А.В. Шемякин // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. - 2008. - № 185. - С. 123-133.
5. Машина трелёвочная бесчокерная ЛП-18К [Электронный ресурс]: Концерн «Тракторные заводы» - Режим доступа:
http://klm.tplants.com/ru/products/lpl8k/- 10.05.2013.
6. ТавМЗ 802К-010/802Р-010 [Электронный ресурс]: ООО «Тавдинский машиностроительный завод» - Режим доступа:
http://www.stroyteh.ru/wiki/TaBM3%20802K-010802P-010 - 10.05.2013.
7. Кутьков, Г.М. Теория трактора и автомобиля / Г.М. Кутьков. - М.: Колос, 1996. - 287 с.
References
1. Mazurkin, P.M. Funkcional'no-strukturnye preobrazovanija i riski v processah materializacii innovacionnyh idej /P.M. Mazurkin, V.A. Gijazin // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Prirodoobustrojstvo». - №2. - 2012. - S.83-88.
2. Gijazin, V.A. Vlijanie prirodnyh uslovij na jenergoemkost' trelevki drevesiny traktorami s chokemym oborudovaniem / V.A. Gijazin // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. «Lesnoj zhurnal». - Arhangel'sk: Izdatel'stvo Arhangel'skogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2009. - №3. - S. 68-73.
3. Matematicheskoe modelirovanie vzaimodejstvija dvizhitelja traktora 4x4 s dorogoj s cel'ju raschjota raspredelenija kasatel'nogo tjagovogo usilija po vedushhim osjam / Mircea NASTASOIU, Vasile PADUREANU, Stelian NASTASOIU - [Jelektronnyj resurs]: Polish Academy of Sciences Branch in Lublin - Rezhim dostupa: http://www.pan-ol.lublin.pl/wydawnictwa/Motrol5/Nastasoiu.pdf- 10.05.2013.
4. Matematicheskoe modelirovanie raboty malogabaritnoj valochno-paketirujushhej mashiny /Ju.N. Sidyganov, E.M. Onuchin, D.M. Lastochkin, A.V. Shemjakin // Izvestija Sankt-Peterburgskoj lesotehnicheskoj akademii. - 2008. - № 185. - S. 123-133
5. Mashina treljovochnaja beschokernaja LP-18K [Jelektronnyj resurs]: Koncem «Traktomye zavody» - Rezhim dostupa: http://klm.tplants.com/ru/products/lpl8k/ -10.05.2013.
6. TavMZ 802K-010/802R-010 [Jelektronnyj resurs]: OOO «Tavdinskij mashinostroitel'nyj zavod» - Rezhim dostupa:
http://www.stroyteh.ru/wiki/TavMZ%20802K-010802R-010 - 10.05.2013.
7. Kut'kov, G.M. Teorija traktora i avtomobilja / G.M. Kut'kov. - М.: Kolos, 1996. - 287 s.