Научная статья на тему 'Обоснование комплексной программы тестирования выносливости у студентов'

Обоснование комплексной программы тестирования выносливости у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ENDURANCE / INTEGRATED PROGRAM OF TESTING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трещева Ольга Львовна, Кокшаров Андрей Валерьевич, Карпеев Анатолий Георгиевич, Сагалеев Андрей Сергеевич

В статье представлена комплексная программа тестирования, позволяющая осуществлять контроль общей и различных видов специальной силовой выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трещева Ольга Львовна, Кокшаров Андрей Валерьевич, Карпеев Анатолий Георгиевич, Сагалеев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of integrated program of students’ endurance testing

The article presents the integrated testing program that allows controlling various types of general and special power endurance.

Текст научной работы на тему «Обоснование комплексной программы тестирования выносливости у студентов»

Использование данных временных режимов при выполнении статических упражнений растягивающего характера, по нашему мнению, позволит эффективно развивать гибкость юных спортсменов при экономичном использовании времени, отведенном для общей физической подготовки на суше, что, на наш взгляд, является оптимальным вариантом при планировании тренировочных нагрузок юных пловцов.

Литература

1. Али Фагми Мохамед Эль-Бек. Экспериментальное исследование подвижности в суставах нижних конечностей и методика ее воспитания у пловцов-брассистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972. - 24 с.

2. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости. - Киев, 2001. - 424 с.

3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. - М., 2000. - 275с.

4. Булгакова, Н.Ж. Спортивное плавание. - М., 1996. - 430 с.

5. Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А.Годик, А.М.Барамидзе, Т.Г.Киселева. - М., 1991.-96 с.

6. Гурфинкель, B.C. и др. Анализ физиологического тремора с помощью универсальной вычислительной машины / B.C. Гурфинкель, Л.Е. Сотникова, О. Д. Терешков, С.В. Фомин, М. Л. Шик // Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем. - М., 1966. - С. 277-291.

7. Иванченко, Е.И. Наука о спортивном плавании (планирование подготовки, контроль и совершенствование техники, силы, гибкости, выносливости, скорости, управление спортивной тренировкой). - Минск, 1993. - 168 с.

8. Киселева, Т.Г. Методика развития подвижности в суставах у барьеристов и спринтеров с использованием комплекса статических упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. -24 с.

9. Лях,В.И. Гибкость: Основы измерения и методики развития// Физическая культура в школе. - 1999. -№ 1. -С. 4-10.

10. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. - М., 1970. - 60 с.

11. Платонов, В.Н. Плавание. - Киев, 2000. - 496 с.

12. Шабир Мухамед Монжи Бен-Али Построение программ, направленных на развитие силовых качеств и гибкости у квалифицированных пловцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1983. -20 с.

13. Parson Г.А., Michelman Н. International guide to fitness and health. N.Y.: Crown, 1973.

Карпеев Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры;

Трещева Ольга Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. Тел. 89236878765. E-mail: 01ga56@inbox.ru

Сагалеев Андрей Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета; тел.: 8-914-63-63-63-7; E-mail: Sagands@mail.ru

Karpeev Anatoliy Georgievich, doctor of Pedagogy, professor of theoretical and applied physical-mathematical disciplines department, Siberian State University of Physical Education.

Treschyova Olga L ’vovna, doctor of Pedagogy, professor of physical education and sport department of Omsk State Transport University, tel. 89236878765, E-mail: olga56@inbox.ru

Sagaleev Andrey Sergeevich, doctor of Pedagogy, associate professor of sports disciplines department of Buryat State University, tel.: 8-914-63-63-63-7, E-mail: sagands@mail.ru

УДК 796.012.12

О.Л. Трещева, А.В. Кокшаров, А.Г. Карпеев, А.С.Сагалеев Обоснование комплексной программы тестирования выносливости у студентов

В статье представлена комплексная программа тестирования, позволяющая осуществлять контроль общей и различных видов специальной силовой выносливости.

Ключевые слова: выносливость, комплексная программа тестирования, студенты.

O.L. Treschyova, A. V. Koksharov, A.G. Karpeev, A.S. Sagaleev

Justification of integrated program of students’ endurance testing

The article presents the integrated testing program that allows controlling various types of general and special power endurance. Keywords: endurance, integrated program of testing, students.

Проблема развития выносливости является одной из ключевых в профессиональной физической подготовке студентов вузов. Выносливость определяется как способность противостоять утомлению [4]. Различают два вида выносливости - общую и специальную. Общая выносливость - это способность продолжительное время поддерживать необходимую мышечную работоспособность невысокой интенсивности за счет аэробных источников энергообеспечения. Уровень развития общей выносливости тесно связан с эффективностью деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а значит, и с показателем физического компонента их здоровья [5], коррелирует с такими показателями, как трудоспособность, устойчивость к заболеваниям и стрессам; с продолжительностью жизни [3]; с умственной работоспособностью [1]. Уровень развития общей выносливости является информативным в отношении компенсаторно-приспособительных возможностей организма. Процессы, происходящие в организме под влиянием физических нагрузок, направленных на развитие общей выносливости, способствуют лучшей адаптации к условиям обучения и устойчивой оптимизации высшей нервной деятельности.

Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникшее утомление. Различают следующие виды специальной выносливости: скоростно-силовую, силовую динамическую, силовую статическую, координационную, соревновательную и т. д. Силовая динамическая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе (действиях) с выраженными моментами силовых напряжений, а силовая статическая выносливость - это способность в течение длительного времени поддерживать значительные мышечные напряжения без изменения позы.

Эффективность тренировки выносливости во многом зависит от своевременного и объективного контроля уровня ее развития. Каждый критерий, определяющий выносливость, может быть оценен по нескольким измерениям. В практике педагогического контроля за уровнем развития выносливости важное значение имеет установление оптимальных параметров тестирующих упражнений и выбор наиболее информативных показателей, отражающих развитие этого качества. При оценке уровня развития выносливости у студентов необходимо применение батареи адекватных тестов, поскольку в отдельно взятой тестирующей процедуре невозможно совместить необходимые требования для определения всех основных параметров выносливости. Оптимальная комплектация специальных тестов и количество измеряемых показателей могут определяться разными критериями, в том числе и специфическими условиями работы в избранной профессии. Наше исследование проводилось на базе Омского государственного университета путей сообщения, поэтому батарея тестов для определения уровня развития выносливости разработана с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов железнодорожных специальностей. В исследовании приняли участие 204 сту-дента-юноши 1-4-х курсов очного отделения.

Всестороннее изучение деятельности специалистов железнодорожной отрасли и анализ нормативной и научно-методической литературы [2, 7, 8, 9], а также выполненные нами профессиографиче-ские исследования [6] позволили выявить состав и уровень значимости профессионально важных физических качеств инженеров путей сообщения основных железнодорожных специальностей («Подвижной состав железных дорог», «Локомотивы», «Электрический транспорт железных дорог», «Высокоскоростной наземный транспорт», «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Электроснабжение железных дорог», «Эксплуатация железных дорог»). Одним из важнейших показателей двигательной подготовленности студентов железнодорожного вуза к профессиональной деятельности является уровень развития общей выносливости, а также динамической и статической силовой выносливости. Однако существующие в Государственной программе по физической культуре тесты, не в полной мере отражают уровень развития всех видов выносливости, особенно статической силовой выносливости. Вместе с тем силовая выносливость играет очень важную роль в поддержании рабочей позы и выполнении основных технологических операций в железнодорожной отрасли. С этой точки зрения проведение исследования, направленного на разработку комплексной программы тестов для оценки уровня развития выносливости студентов, представляется вполне актуальным и имеющим большое значение для дальнейшего совершенствования процесса профессио-нально-прикладной физической подготовки. Непрерывное отслеживание изменений показателей выносливости в процессе обучения позволит оценить эффективность применяемых тренировочных средств и выявить оптимальные варианты построения занятий. Тесты, отбираемые для определения уровня развития выносливости, должны были обладать высокой аутентичностью, валидностью и на-

дежностью.

Исходя из анализа существующих тестов для определения уровня общей и специальной силовой выносливости и вышеперечисленных требований нами была разработана батарея тестов для определения уровня развития различных видов выносливости у студентов-юношей (табл. 1).

Таблица 1

Состав и характеристики тестовых испытаний для определения уровня развития выносливости

Наименование теста, единица измерения Тестируемое качество или функция Методические указания

РШС 170 (шаговая проба), кгм/мин Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность Расчет относительных показателей РШС 170 иМПК

ЧСС покоя, уд./мин Функциональные пробы для оценки кардио-респираторной системы Оценка абсолютных значений, расчет индекса Скибински, жизненного индекса

ЖЕЛ, мл

Гипоксическая проба - Проба Штанге, с

Бег на 2000 м, с Общая выносливость Проводится на стадионе

«упор присев - упор лежа», за 1 мин, кол-во повторений Комплексный тест уровня динамической силовой выносливости Из и. п. стойка руки вверх - упор присев -упор лежа - упор присев - и. п.

Сгибание - разгибание рук в упоре лежа («отжимание»), кол-во повторений Динамическая силовая выносливость мышц плечевого пояса Сгибание рук до горизонтального положения плеча

Из виса на гимнастической стенке -вис углом, кол-во повт. Динамическая силовая выносливость мышц пресса, статическая силовая выносливость плечевого пояса Время выполнения не более 2 мин

«Присед на одной ноге». Удержание положения, с Статическая силовая выносливость мышц ног и туловища Присед на одной ноге, вторая вперед, руки вдоль туловища, спиной к стене. Лопатки и поясница прижаты к стене, опорная нога на полной стопе; угол между туловищем и бедром, бедром и голенью опорной ноги 90°

Вис на согнутых руках. Удержание позы, с Статическая выносливость мышц сгибателей рук, плечевого пояса Угол в локтевом суставе 90°, хватом сверху на ширине плеч

«Вис углом». Удержание позы, с Статическая силовая выносливость мышц брюшного пресса, плечевого пояса Тест выполняется на гимнастической стенке, угол 60-90°

Рекомендуется следующая организационная схема проведения тестирования:

1-е занятие - функциональные пробы для оценки кардиореспираторной системы и шаговая проба Р\¥С 170;

2-е занятие - вис углом на гимнастической стенке, бег на 2000 м;

3-е занятие - из виса на гимнастической стенке - вис углом; «отжимание»; «присед на одной ноге»;

4-е занятие - вис на согнутых руках; «упор присев - упор лежа».

По результатам тестирования уровня развития общей и силовой выносливости у студентов Ом-ГУПС были рассчитаны средние значения тестируемых показателей, среднеквадратическое отклонение и разработаны шкалы оценок. Для расчета шкал оценок использовался интервал х ± 0,67а.

Таблица 2

Средние значения тестируемых показателей

Наименование теста, единица измерения х± а

РШС 170/кг (шаговая проба), кгм/мин/кг 16,3 ±2,7

МПК/кг, мл/мин/кг 46,3 ±4,9

ЧСС покоя, уд./мин 72,4 ± 8

ЖЕЛ, мл 4275 ± 425,6

Проба Штанге, с 62,3 ± 9,4

Жизненный индекс, мл/кг 63,6 ± 6,4

Индекс Скибински 38,5 ± 7,6

Бег на 2000 м, с 553,5 ±46,1

Из и. п. стойка руки вверх - упор присев - упор лежа - упор присев - и. п., за 1 мин., раз 24,8 ± 3,2

Сгибание - разгибание рук в упоре лежа, раз 37,5 ± 5,8

Из виса на гимнастической стенке - вис углом, раз 18,3 ±3,4

Присед на одной ноге, вторая вперед, руки вдоль туловища, спиной к стене. Удержание положения, с 25,9 ±5,1

Вис на согнутых руках. Удержание позы, с 43,9 ±8,5

Вис углом на гимнастической стенке. Удержание позы, с 19 ±3,7

Разработанный комплекс тестов и критериев позволит осуществлять эффективный мониторинг уровня развития выносливости студентов с учетом профессиональной деятельности с целью контроля и коррекции учебного процесса.

Наша программа может иметь как универсальное, так и прикладное значение, поскольку ее можно использовать при контроле общей и отдельных видов силовой выносливости студентов всех вузов, а также при оценке специальных видов выносливости, которые имеют важное значение не только для железнодорожной отрасли, но и для других отраслей транспорта, промышленности и строительства.

Литература

1. Белозерова Л.М. Биологический возраст у лиц умственного и физического труда // Проблемы старения и долголетия. -1992.-Т. 2, №3. С.317-322.

2. Васельцова И. А. Система профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Самара, 2004 - 9 с.

3. ВайнбаумЯ.С. Гигиена физического воспитания. -М.: Просвещение, 1986. -173 с.

4. Ильинич В. И. Физическая культура студента. - М., 2007. - 448 с.

5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М., 2008. - 544 с.

6. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров железнодорожного транспорта // Педагогика: семья - школа - общество: монография / А.В.Кокшаров, Е.Н. Мироненко, А.Г. Карпеев, А.Н. Нефед-ченко; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Кн. 22. Воронеж: ВГПУ, 2010. - С. 173 - 188.

7. Попова Т.А. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов диспетчерского профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 24 с.

8. Садовский В.А. Методика системного подхода в обучении профессионально-прикладной физической культуре специалистов железнодорожного транспорта: учеб. пособие. - Хабаровск, 2004. - 111 с.

9. Тропила Л. К. Формирование профессионально значимых качеств инженеров путей сообщения в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. -21 с.

Карпеев Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры.

Трещева Ольга Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения.

Кокшаров Андрей Валерьевич, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения. Тел. 89236878765. E-mail: 01ga56@inbox.ru

Сагалеев Андрей Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета; тел.: 8-914-63-63-63-7; E-mail: Sagands@mail.ru

Karpeev Anatoliy Georgievich, doctor of Pedagogy, professor of theoretical and applied physical-mathematical disciplines department, Siberian State University of Physical Education.

Treschyova Olga L ’vovna, doctor of Pedagogy, professor of physical education and sport department of Omsk State Transport University, tel. 89236878765, e-mail: olga56@inbox.ru

Koksharov Andrey Valeryevich, senior teacher of physical education and sport department of Omsk State Transport University.

Sagaleev Andrey Sergeevich, doctor of Pedagogy, associate professor of sports disciplines department of Buryat State University, tel.: 8-914-63-63-63-7, e-mail: sagands@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.