Научная статья на тему 'Обоснование клинико-феноменологического метода в иследовании динамических свойств личности'

Обоснование клинико-феноменологического метода в иследовании динамических свойств личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1012
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MENTAL REALITY / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ФЕНОМЕН / PHENOMENON / КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД / CLINICAL METHOD / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / PHENOMENOLOGICAL METHOD / КЛИНИКО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / CLINICAL PHENOMENOLOGICAL METHOD / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малейчук Геннадий Иванович

В статье рассматривается возможность использования в качестве исследования субъективных переживаний личности кли нико-феноменологический метод. Этот метод представляет собой синтез клинического и феноменологического метода, которые дополняют друг друга. Рассматриваются общие и отличительные свойства двух методов, выделяются особенности предлагаемого автором метода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование клинико-феноменологического метода в иследовании динамических свойств личности»

Практика

Направления и методы исследования личности

Геннадий Малейчук

ОБОСНОВАНИЕ КЛИНИКОФЕНОМЕНОЛО ГИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования в качестве исследования субъективных переживаний личности кли никофеноменологический метод. Этот метод представляет собой синтез клинического и феноменологического метода, которые дополняют друг друга. Рассматриваются общие и отличительные свойства двух методов, выделяются особенности предлагаемого автором метода.

Ключевые слова: переживания, психическая реальность, эмпатия, феномен, клинический метод, феноменологический метод, клиникофено менологический метод.

Annotation. The article provides insights into the opportunity of applying the clinicalphenomenological method in the study of subjective experience of personality. The clinical phenomenological method constitutes a synthesis of clinical and phenomenological methods, which complement one another. The article examines common and distinguishing properties of both methods and highlights the peculiarities of the clinical phenomenological method.

Key-words: Experience, mental reality, empathy, phenomenon, clinical method, phenomenological method, clinical phenomenological method.

психологии: естественно-научная и гуманитарная

Две парадигмы в В настоящее время в психологии, философии актив-

но ведутся дискуссии по вопросам методологии, поиска нового предмета, методов исследования. При этом в основном, все исследователи данной проблемы сходятся на мысли, что психология находится в состоянии методологического кризиса и даже катастрофы [1]. Разноплановость проявлений психической реальности привела к существованию в современной психологии двух парадигм исследования - естественнонаучной и гуманитарной. Складывается впечатление, что существует две отдельные психологии, каждая из которых имеет свой взгляд на предмет, свои специфические принципы и методы его изучения. На наш взгляд, мы имеем дело с одним и тем же предметом - психической реальностью, имеющее два уровня проявления объективный и субъективный. Каждый из названных уровней обладает своими специфическими характеристиками, знание и учет которых необходим при организации исследования.

Одной из самых важных методологических задач исследования является задача определение метода. Как известно, метод должен быть адекватен предмету, обладать способностью отражать и фиксировать нюансы его проявления.

Принцип дополни- Таким образом, в качестве метода исследования

темности в исследо- необходимо использовать такой, который бы учитывал специфику психической реальности, а именно разноплановость ее проявлений. В ее изучении, на наш взгляд, необходимо применять принцип дополнительности описания целостной системы. Существует более полное и последовательное изложение этого принципа в математике, известное как теорема Геделя о неполноте. Суть ее в том, что исследование любой ситуации может быть проведено разными способами, а выводы сделаны в рамках различных терминологических систем. Любой другой язык, при этом, дает не исключающую, но дополнительную картину происходящего. Задача не в том, чтобы доказывать неадекватность тех или иных языков, а в том, чтобы создавать на их основе наиболее полное описание.

В своей статье мы остановимся на субъективном уровне проявления психической реальности, проявляющейся в виде переживаний личности и представляющих субъективную картину мира и себя в этом мире.

На наш взгляд в качестве метода исследования субъективных переживаний личности может быть предложен метод клинико-феноменологический. Клинико-фе

вании психическои реальности

номенологический метод представляет собой синтез клинического и феноменологического метода, которые дополняют друг друга.

Клинический метод представлен в науке двояко: в узком смысле, как медицинский метод, используемый во врачебной практике, в широком - как метод описания какого-либо процесса во всей своей полноте, целостности. Изучить предмет, используя клинический метод, означает подвергнуть его всестороннему, целостному, глубинному анализу. Клинический метод Клинический метод пришел в психологию из психи-в психиатрии атрии, где до сих пор является ведущим методом иссле-

дования. В психиатрии клинический метод основывается на методах наблюдения и беседы. Клинический метод в психиатрии не ограничивается описанием состояний (симптомов и синдромов), а строится на «...установлении закономерных связей симптомов, обстоятельств, вызывающих их, на изучении процессов, обеспечивающих такие связи» [2]. Являясь по своей сути естественнонаучным, объективным, он в то же время несет в себе элементы субъективности. Так, с одной стороны, он не ограничивается описанием симптомов и синдромов заболевания, а позволяет через внешние проявления проникать в сущность, в природу болезни, устанавливать закономерности ее течения, патогенез. С другой стороны, клинический метод предполагает определенную долю субъективности понимания задач клиента. Он аппелирует активное обращение к опыту профессиональной деятельности психолога в процессе обследования и постановок диагноза, к рефлексии на его профессиональное мышление. Еще Э. Блейлер - швейцарский психиатр, психолог и психопатолог писал о внесении в метод клинического анализа элементов разумного вчувствования, проникновения с целью оценки особенностей переживания больным обстоятельств жизни.

Метод клинического исследования в психиатрии построен на сравнении, сопоставлении, установлении отличий, выяснении закономерностей последовательности формирования и смены симптомов и синдромов клинических вариантов болезни, особенностей ее течения у разных больных и на разных этапах у одного и того же больного.

Применительно для психологической практики, клинический метод подробно разработан и описан Б.В. Зейгарник и получил название патопсихологического эксперимента [3]. Суть его заключается в индивидуальном обследовании психологом конкретного человека.

Особенности клини- Основные особенности этого метода следующие: ческого метода • применение как количественного, так и качест-

венного анализа в работе;

• обследование конкретного человека, а не отдельных процессов;

• оперирование системой понятий, характеризующих личность больного в целом;

• зависимость программы обследования от конкретной клинической задачи;

• значительная доля нестандартизированных методик обследования;

• целостный подход к анализу клиента, исключающий выводы лишь на основании эмпирических данных одной методики;

• направленность на решение практических задач, связь результатов с реальной жизнедеятельностью человека;

• совместная работа психолога и клиента. Клинический метод позволяет:

• структурировать с точки зрения исследователя жизнь другого человека, выделять закономерности и следовать им;

• использовать бытовой язык описания, что дает возможность трансляции знаний клиенту.

Применение клинического метода позволяет воплощать в исследование такие принципы как принцип целостности и генетический принцип.

Принцип целостности (холизма) предполагает понимание психической реальности как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы. Его суть сформулирована в известном врачебном постулате «лечить больного, а на болезнь».

Генетический принцип или принцип развития учитывает особенности психической реальности как динамического процессуального образования, имеющее множество потенциальных направлений для изменения.

Использование клинического метода в широком смысле, в немедицинских исследованиях представляет собой организованное наблюдение в естественных условиях. Такое применение клинического метода позволяет описать наблюдаемое явление во всей своей полноте проявления, подойти к нему целостно [4].

Таким образом, клинический метод включает в себя особенности как объективного, так и субъективного подходов в познании. Сочетание в себе противоположных позиций, тем не менее, не препятствует успешному применению этого метода.

Необходимость обращения к феноменологическому методу

Ограниченность кли- На наш взгляд, использование только лишь клини-нического метода ческого метода недостаточно для того, чтобы описать психическую реальность, основными особенностями которой являются субъективность, процессуальность и обратимость. Предмет научного и практического интереса психолога не подлежит непосредственному изучению, непосредственное же измерение внутренней активности «...невозможно без обращения к ней самой. Единственным «непосредственным свидетелем» ее, как известно, является только обладатель психики, т.е. сам человек, что определяет необходимость обращения к нему» [5].

Учет вышеназванных особенностей психической реальности предполагает включение в клинический метод элементов субъективности - эмпатии, интуиции -что дает основание говорить об обращении к феноменологическому методу (во время осуществления клинического), основой которого является интеллектуальная интуиция как часть профессионального мышления. Феномен - целостное Феноменологический метод восходит к Э.Канту, но психическ°е пере- как способ познания реальности впервые описан Э. Гуссерлем - немецким философом, основателем феноменологической школы. Созданная Э.Гуссерлем феноменология впоследствии была развита его приемниками: М.Хайдегером, М.Шелером, Ж.-П. Сартром.

В основе феноменологического подхода в психологии лежит понятие феномена. Феноменом можно обозначить любое целостное психическое переживание. Слово «феномен» принадлежит Платону. Он разделил все видимые и невидимые сущности на свете на две группы: феноменов и ноуменов. Феномен - это видимое, внешнее, явное, доступное наблюдению. Ноумен - идея, которая лежит в основе каждого феномена, скрытая, непознаваемая его сущность. Аристотель обратил внимание именно на феномен, на его качества, состав, состояние - «из чего состоит» и «что происходит». Э.Гуссерль - основа- Содержание знания сводилось Э.Гуссерлем к миру тель феномено-логи- феноменов, неразрывно связанному с сознанием субъекта и определяемому направленностью последнего. В конце XIX начале ХХ века этот метод успешно противостоял принципу объективизма в исследованиях, выдвинутому позитивистской парадигмой науки. Он основывается на радикальном субъективизме, следовательно, на доверии исследователя собственным впечатлениям. В противоположность позитивистской установке, согласно которой наблюдатель должен быть предельно объективен, то есть полностью исключить эмоции и субъективные суждения, в феноменологии речь идет об

ческого метода

установке эмоциональной открытости по отношению к предмету исследования. Э. Гуссерль призывал вернуться назад «к самим вещам», к пониманию предмета познания «из него самого», но при этом предъявлял довольно строгие требования к тому, кто познает [6]. Образный, символи- Феноменальный - значит наблюдаемый мной, дан-

ческий характер зна- ный для меня сейчас. Феноменология представляет ния в феноменоло- »

собой описательную психологию, предполагающую

описание наблюдаемых феноменов так, как они даются исследователю. Сущность феноменологического исследования заключается в стремлении ухватить первосущ-ность вещей в таком понятии, которое сродни образу. Следовательно, знание в феноменологии первоначально существует (описывается, переживается) в виде образа, символа. Хороший психолог, - утверждает В.М. Ро-зин, - всегда создает символическое описание опыта человека, создает о человеке такое знание, которое одновременно является для него событием [7]. Цель феноменологи- Целью феноменологически ориентированного

ческого исследова- исследования в психологии является получение ясных, ния - изучение переточных и систематичных описаний тех или иных аспек-

жнваннй человека

тов переживания человека. Переживание признается самоценной и наиболее достоверной психологической реальностью, с которой может работать психолог. Феноменология изучает феномены в порядке прояснения того, как переживается человеком объектный мир и как он представлен в его сознании.

Феноменологическое исследование ориентировано на раскрытие структуры того или иного переживания, связанного с некоторым предметом, ситуацией, событием или каким-то аспектом жизнедеятельности человека. Феноменология пытается более адекватно понять человеческие состояния, как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Здесь является важным «.достижение точного и значимого описания мира повседневных переживаний в их максимальном приближении к тому, как они проживаются и описываются конкретным человеком применительно к конкретной ситуации» [8]. Э. Гуссерль пишет: «Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукции их структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни» [9].

При использовании феноменологического метода исследователь ориентируется не на подтверждение гипотезы, а на получение максимально детализирован-

Черты феноменологического метода

ных описании жизненных ситуации, используя для этого следующие вопросы «Что Вы при этом чувствовали?», «На что это было похоже?», «Что Вы под этим понимаете?» и др. Основная цель феноменологически ориентированного исследователя, как отмечалось выше, описание феномена в переживаемой, а не абстрактной форме. Задачей же феноменолога является ограждение первоисточника созерцания от необоснованных абстракций (в том числе от научного теоретического мышления) и предрассудков, а также от повседневной действительности - в этом суть феноменологической редукции по Э. Гуссерлю.

Что» и «Как» важнее Самоисследованиеприэтом -скореесо-исследование -

«Почему» психолога и клиента. Необходимым свойством феноме-

нологического метода является вовлеченность исследователя в ситуацию исследования, его включенность в эту ситуацию. Происходит своеобразное «расширение» объекта исследования, за счет включения в него особенностей отношений и взаимодействия.

А.М. Улановский выделяет следующие специфические черты феноменологического исследования в психологии: 1) его качественно-описательный характер; 2) ориентацию на переживание как предмет исследования; 3) использование рефлексивных данных; 4) отказ от любых теоретических допущений и выводов; 5) использование обыденного языка описания [10].

Качественно- 1. Качественно-описательный характер исследова-

описательныйхарак- ния. Феноменологическое исследование является, по

тер исследования

своей сути, описательным, используя естественный язык описания. Оно включает в себя процедуру описания как центральный момент всего исследования. Феноменологический подход выступает в качестве основной линии разработки описательного, дескриптивного подхода в психологии. Он традиционно противопоставляется каузальному, или объяснительному подходу. Специфика феноменологического описания в том, что оно направлено на раскрытие структурных связей явления и, в отличие от объяснения, не предполагает установления каких-либо причинно-следственных связей. Интерпретация предполагает выход за пределы непосредственно данного и очевидного, тогда как описание устанавливает только то, что дано с очевидностью и непосредственно переживается. Феноменологическое исследование является также качественным. В нем используются качественные данные, качественные описания -тексты и высказывания на естественном языке. В этом плане, феноменологический метод противопоставляет-

Ориентация на переживание как предмет исследования

Использование рефлексивных данных

Отказ от теоретических допущений и выводов

Использование обыденного языка.

ся количественным, измерительным методам, количественному описанию (описанию посредством цифр, графиков, диаграмм и т. д.).

2. Ориентация на переживание как предмет исследования. Феноменологическое исследование отличается от других «описательных» и «качественных» исследований тем, что фокусируется на описании переживаний субъекта, а не открыто наблюдаемых действий или поведения. Под переживанием в данном случае понимается некоторый интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром. Феноменологическое описание позволяет получить развернутое представление о структуре и инвариантных характеристиках переживания.

3. Использование рефлексивных данных. Феноменологическое описание - это рефлексивное описание, основанное на словесном обозначении собственных переживаний. В качестве источника получения феноменологических данных в психологии используются: (а) самоотчеты испытуемых, (б) самоотчеты исследователя, а также (в) всевозможные литературные произведения, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека (художественные, философские тексты, дневниковые и автобиографические записи, мифы, сказки и т. п.).

4. Отказ от теоретических допущений и выводов. Это одно из основных требований, заключающееся в полном отказе от всякого рода гипотез и допущений -как при самом описании, так и при дальнейшем анализе данных. Феноменологически исследовать нечто означает оставить без домыслов то, что не дано непосредственно и описать лишь то, что дано и представлено с очевидностью.

Феноменологическое исследование предполагает помещение в состояние неопределенности всего того, что считается доказанным и безусловным относительно изучаемого феномена. Феноменологические описания являются максимально нетеоретичными и конкретными.

5. Использование обыденного языка. В феноменологических исследованиях отдается предпочтение обыденному языку, в силу того, что он позволяет «схватить» иногда более тонкие различия и аспекты исследуемого феномена, нежели любой терминологический язык какой-либо теории. Обыденный язык представляет собой максимально широкий класс имен и описательных понятий. Неопределенность, «текучесть» описательных понятий не считается в феноменологии недостатком, так как в сфере изучения сознания они попрос-

Вклад К. Ясперса в феноменологический метод

ту неизбежны или даже единственно правомерны. Сознание феноменологически выступает как поток и непрерывная флуктуация, потому здесь не может быть речи о какой-либо понятийно-точной, терминологической фиксации. Кроме того, обыденный язык не отсылает нас к готовым теоретическим схемам интерпретации и противопоставлениям. В этом плане, он в наименьшей мере связывает нас с некоторой традицией объяснения и в наименьшей мере заслоняет нам исследуемый феномен.

Феноменологический применительно к клинической психологии адаптировал К.Ясперс. Для К. Ясперса феноменология является эмпирическим актом, образующимся благодаря сообщениям клиентов (поэтому он так высоко ценил истории болезни). Данный метод отличается от естественнонаучных описаний, поскольку предмет не предстоит сам по себе перед нашим взором, опыт является лишь представлением. Так как мы не в состоянии непосредственно воспринимать чужую психическую реальность так же как физическую, то речь может идти, по мнению Ясперса, лишь о представлении, вчувствовании, понимании. Поэтому феноменологический подход, в отличие от естественнонаучного, использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии [11].

К. Ясперс считал, феноменология является адекватным методом для работы с субъективными переживаниями. Термин субъективное, согласно К.Ясперсу, указывает на те действительно происходящие в психической жизни события, которые могут быть постигнуты лишь благодаря сопереживанию и вчувствованию. Их очень важно описать, избегая в этом описании себя, своих мыслей, знаний, опыта. «Как» здесь важнее «Почему». Как протекает тот или иной процесс, как проживается то или иное состояние - самое важное практическое приложение феноменологии. Как только вводится причинность, феномены нагружаются авторскими представлениями. Первый шаг к научному познанию сферы психического, по К.Ясперсу, заключается в отборе, разграничении, дифференциации и описании отдельных переживаемых феноменов. Затем эти феномены получают терминологические определения, что делает возможной идентификацию любых частных случаев. В данном случае речь идет не об истоках феноменов, не о происхождении одних феноменов из других, не о теориях, объясняющих причины феноменов. Исследователя интересует только то, что он непосредственно наблюдает.

Описание работы феноменологически ориентированного исследователя

Запрет на суждения или принцип «эпохе»

Работу феноменологически ориентированного психолога красноречиво описал А.Ленгле, автор экзистенц иально-аналитического подхода в психотерапии. Он пишет: «Феноменолог беспристрастен и предельно доверчив. Он верит всему, что предъявляет предмет восприятия, но он также верит и своим чувствам, которые возникают в ответ на впечатление. Ориентированный на феноменологию психолог доверяет опыту и готов к его восприятию, особенно когда он приступает к изучению какого-либо феномена. Специальные знания и экспериментальные навыки, полученные в результате серьезной подготовки, временно отходят на задний план; имплицитные предположения формулируются в явной форме и тоже временно откладываются. Выслушиваются и серьезно воспринимаются рассказы разных людей об их собственном опыте. Сочетание способности к дистанцированию, без которой не может быть спокойного принятия, с глубокой и полной эмоциональной включенностью и является парадоксальным требованием к опытному феноменологу. Настроившись принять все, что придет, исследователь далее интенционально погружается в объект познания. Что это? Полное внимание и сосредоточенность на другом. И терпение: в ходе такого погружения неизбежно раньше или позже приходит впечатление, но момент его возникновения невозможно контролировать, это не вопрос воли. Задача исследователя - не пропустить впечатления и дать ему время для того, чтобы оно развилось и стало рельефным (для этого главное - ничего не делать, просто оставаться в процессе). Как это для меня? На этот вопрос отвечает впечатление, как будто из глубины поднимается чувство, но можно ли ему доверять? Чувства обманчивы, поэтому важнейшим шагом феноменологического восприятия является проверка впечатления: так ли это? И здесь требуется хорошее знание собственных эмоциональных проблем, страхов, желаний, чтобы не ошибиться, приняв идущее от меня и моих проблем, невольно затронутых, или все-таки ко мне это не имеет отношения и, следовательно, это сущностная характеристика того, что я пытаюсь постичь?» [12].

Непредвзятое выявление и описание феноменов -первая ступень, за ней следует проблематизация и теория. Феноменологический подход не останавливается лишь на описании феноменов, а предполагает исследование закономерности через анализ своего личного мышления и переживания. При этом определить закономерность - значит суметь актуализировать, описать, струк-

Принципы организации феноменологического исследования

турировать, создать феноменологическое поле какими-нибудь доступными средствами. Согласно Э. Гуссерлю, феноменолог «.должен практиковать эпохе. Он должен наложить запрет на любую обычную объективную «позицию» и отказаться от любого суждения, касающегося объективного мира. Опыт сам по себе останется таким, каким он был, опытом этого дома, этого тела, этого мира в целом, в том или ином присущем ему образе» [13].

Феноменологическая редукция или «эпохе» представляет последовательное, слой за слоем, «заключение в скобки», т.е. «очищение» от всех теорий и гипотез, от всех пристрастий и предубеждений, от всех данных науки, сколь бы очевидными они ни были. Временная «приостановка веры в существование» всех этих содержаний, отключение от них высвобождает феномены из контекста нашей онаученной картины мира, а затем и повседневного образа жизни [14]. Кроме принципа «эпохе» В. Д. Мен-делевич предлагает следующие принципы:

Принцип понимания - противостоит принципу объяснения и состоит в попытке постижения логики человека, став на его позицию.

Принцип беспристрастности - заключается в требовании исключить любые личностные отношения к человеку, избежать их субъективной переработки на основе собственного опыта, морально-нравственных установок и оценочных категорий.

Принцип контекстуальности - состоит в описании наблюдаемого феномена в контексте реального времени и пространства. Феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.

Феноменологический подход в диагностике, согласно В.Д. Менделевичу в отличие от ортодоксального, использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии. Переживания человека рассматриваются многомерно, а не толкуются однозначно. Для феноменологически ориентированного диагноста не существует однозначных психических переживаний. При использовании феноменологического подхода существенное значение для диагностики имеет субъективная трактовка переживаний самим человеком. Диагност лишь следит за логикой этих объяснений, а не трактует их самостоятельно в зависимости от собственных пристрастий, симпатий, научных приоритетов.

Все, что исследователь (врач, психолог) познает в клиенте посредством органов восприятия, относится к объективным признакам проявления психической

Роль интуиции и эмпатии

Основные черты и принципы феноменологического метода

реальности клиента, и они позволяют контролировать достоверность сообщенных клиентом сведений о его внутренних переживаниях. Но этого, по мнению К. Яс-перса еще не достаточно чтобы глубоко постичь душевный мир клиента, так как душевное познается иррациональным способом. Переживания клиента субъективны и могут быть поняты лишь интуитивно с помощью эмпа-тии, сопереживания, умения настроится на эмоциональную волну другого человека.

Решающее значение при этом подходе приобретает интуиция, профессиональный опыт исследователя. Вместе с тем, использование этого метода связано с возрастанием личной ответственности исследователя за точность и достоверность описания закономерностей изучаемого явления. В связи с этим появляются особые требования к личности исследователя, поскольку нельзя адекватно изучать человека или помочь ему, не меняясь самому, не конструируя себя, но совершая в отношении себя духовной работы.

Феноменологический метод, в силу таких своих особенностей, как беспредпосылочность и описатель-ность позволяет исследователю «следовать» за объектом. Вышеназванные особенности феноменологического способа познания требуют «отбросить» все имеющиеся профессиональные знания на первоначальном этапе исследования для того, чтобы не строить теоретические конструкты о наблюдаемом на основании выдвигаемых предположений. Это дает возможность не фиксировать объект (относиться к нему как к неизменяющемуся), а позволяет наблюдать объект как меняющийся.

Феноменологическим методом как способом описания мира пользовались такие известные психологи как К.Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, Ф. Перлз и другие.

Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие черты феноменологического метода:

• отрицание прямой причинной зависимости психических процессов;

• беспредпосылочность (отсутствие предварительных гипотез, конструктов)

• описательность (фиксация наблюдаемых явлений без их оценки)

• интуитивное постижение объекта;

• включенность, вовлеченность исследователя в ситуацию исследования)

• использование рефлексивных данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• личная ответственность за полученные результаты.

Структура клинико-феноменологического метода

Вклад К. Роджерса

В случае использования феноменологического подхода исследователь руководствуется следующими принципами:

• беспристрастности и точности описаний;

• контекстуальности;

• понимания;

• «эпохе», т.е. воздержание от преждевременных суждений.

Мы считаем, что при исследовании психологического здоровья можно говорить о клинико-феноменологиче ском методе, включающем в себя особенности этих двух методов. Если говорить применительно к конкретному исследованию, то его структура с использованием данного метода могла бы выглядеть следующим образом:

• опыт субъекта;

• фиксация опыта;

• исследовательское эмпатическое понимание;

• интерпретация опыта, анализ, установление закономерностей.

Последовательность проведения исследования предполагает на начальных его этапах применение феноменологического метода. Что же касается заключительного этапа, то здесь будет преобладать клинический метод. Сочетание этих двух методов дает возможность фиксировать и передавать на уровне вербализации видимые самим автором феномены для других. А. Маслоу и К. Роджерс считали, что клинический и феноменологический способы познания не противоречат, а дополняют друг друга. Изучение природы человека необходимо начинать с метода феноменологического, а затем переходить к объективным методам исследования.

Клинико-феноменологический метод применял К. Роджерс. По мнению К. Роджерса невозможно понять человека, не заглянув в его внутренний мир, не увидев его таким, каким он дан в переживаниях. Это проявляется в особенностях исследовательской позиции при использовании клинико-феноменологического метода. Именно благодаря эмпатии возможно сохранение исследовательской позиции. Как только эмпатия превращается в идентификацию, исследователь уже больше не способен понимать исследуемого, поскольку для этого необходимо сохранять позицию эмпатирую-щего [15].

1. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. -

С. 9-17; Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 19-30; Психология и новые идеалы научности. Круглый стол // Вопросы философии. 1993. - № 5. - С. 5-42.

2. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1987. - С.65.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1976.

4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 179-199.

5. Янчук ВА. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодернизма // Белорусский психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 5.

6. Гуссерль Э. Идея феноменологии. - СПб., 2008.

7. Психология и новые идеалы научности. Круглый стол // Вопросы философии. 1993. - № 5. - С. 5-42.

8. Янчук ВА. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегр ативно-эклектический подход. - Минск, 2000.

9. Гуссерль Э. Феноменология / Предисловие, перевод и примечания В.И. Молчанова // Логос. - 1991. -№1. - С. 12 - 21.

10. Улановский А. М. Феноменологическое описание в психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x825.htm

11. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. - М., 1996.

12. ЛенглеА. PERSON. Экзистенциально-аналитиче ская теория личности. Сборник статей. - М., 2006. -С. 14.

13. Гуссерль Э. Феноменология / Предисловие, перевод и примечания В.И. Молчанова // Логос. - 1991. -№1. - С. 12 - 21.

14. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М., 1999.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - С. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.