УДК 796.015.36 UDC 796.015.36
DOI: 10.24412/2712-827X-2020-3-82-92
Старкова Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (342) 2151939 (доб. 429), e-mail: Starkova@pspu.ru
Любимова Анастасия Сергеевна
Старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (342) 2151939 (доб. 426), e-mail: anastasiy73@yandex.ru
Starkova Elena Viktorovna
Ph. D (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
Lyubimova Anastasia Sergeevna
Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИСЕДАНИЯ СО ШТАНГОЙ НА ПЛЕЧАХ
JUSTIFICATION OF THE USE OF SELF-CONTROL METHODS IN TEACHING THE TECHNIQUE OF PERFORMING SQUATS WITH A BARBELL ON THE SHOULDERS
Аннотация
Работа посвящена методическим особенностям обучения технике соревновательного упражнения в пауэрлифтинге - приседание со штангой на плечах. Подробно рассмотрено влияние выполнения упражнения в течение тренировочного и соревновательного процесса на здоровье занимающегося (увеличение мышечной массы тела, укрепление мышечно-суставного аппарата, повышения уровня работоспособности организма в целом, профилактика травм и растяжений) при освоении правильной техники выполнения приседания. Выделены разновидности техники выполнения упражнения («сбалансированный», «коленодоминантный» и «тазодоминантный»), рассмотрены их специфические особенности, которые на начальном этапе разучивания могут оказывать негативное влияние не только на здоровье занимающегося (функционирование систем организма, физическая работоспособность, опасность получения травм, растяжений), но и на его дальнейшую профессиональную и досуговую деятельность. Выявлено, что разучивание приседания со штангой на плечах необходимо начинать с упражнения, максимально приближенного по биомеханическим характеристикам и межмышечной координации, а именно: приседания - руки за головой. Выделены основные элементы (контрольные точки) этого упражнения, без которых освоение правильной техники невозможно. Проведено исследование с применением различных методов обучения (наглядный, или метод показа, с использованием видеоматериала и методы
самоконтроля). Доказано, что, применяя методы самоконтроля, которые способствуют формированию правильного образа выполняемого упражнения, контролю собственных ощущений, умелому управлению движением (межмышечной координации), эффективность освоения техники значительно повышается, в отличие от демонстрационного метода. Исследование показало, что обучение двигательным действиям, в основе которого заложено целенаправленное развитие способности к осознанному выполнению двигательного действия и самоконтролю мышечных ощущений, позволяет студентам более эффективно осваивать технику соревновательного упражнения.
Abstract
The article is devoted to the study of the formation of techniques for performing competitive powerlifting exercises - squats with a barbell on the shoulders. The influence of physical exercises on the health of a student (increasing muscle mass, strengthening the musculoskeletal system, increasing the level of performance of the body as a whole, preventing injuries and sprains) is considered in detail when teaching the correct technique of performing squats. Types of exercise techniques («balanced», «knee dominant» and «pelvic dominant») are identified and their specific features are considered, which at the initial stage of training can have a negative impact not only on the student's health (functioning of body systems, physical performance, risk of injury, sprains), but also on his further professional and leisure activities. It is revealed that training in squats with a barbell on the shoulders should begin with an exercise that is as close as possible in terms of biomechanical characteristics and intermuscular coordination, namely: squats with hands behind the head. The main elements (control points) of this movement that contribute to the development of the correct technique are highlighted. The study was conducted using various training methods (visual, or display method, using video material and verbal methods: verbal training, meaningful performance of motor actions, and formation of an image of motor actions). It is proved that when using self-control training methods that help to form the correct image of the exercise, to control feelings and skillful movement control (intermuscular coordination), the effectiveness of mastering the technique increases significantly, in contrast to the demonstration method. The study showed that motor training, which is based on the purposeful development of the ability to conscious motor actions and self-control when performing movements, allows students to more effectively master the technique of performing competitive exercises.
Ключевые слова: пауэрлифтинг, приседание, техника движения, межмышечная координация, методы самоконтроля.
Key words: powerlifting, squat, movement technique, intermuscular coordination, self-control methods.
Введение
Приседания со штангой на плечах - популярное силовое упражнение, применяющееся в спортивной тренировке, физической реабилитации занятиях силовым фитнесом, атлетической гимнастикой. Упражнение используется во многих видах спорта в качестве основного и специального. Приседание со штангой на плечах - соревновательное упражнение в пауэрлифтинге, вместе со становой тягой обеспечивающее значительное увеличение результата (кг). Пауэрлифтинг - это силовой вид спорта, в котором успешность выступления спортсмена зависит от поднятого веса штанги в сумме трех упражнений (приседание со штангой на плечах, жим штанги лежа, становая тяга). Выполнение приседаний со штангой на плечах с определенной интенсивностью и дозировкой не только увеличивает мышечную массу тела, но и укрепляет весь мышечно-суставный аппарат; при соблюдении грамотной организации двигательного действия способствует развитию мышечной координации, гибкости.
Несмотря на кажущуюся простоту техники выполнения этого силового упражнения, большинство исследователей отмечает, что эффективность, безопасность и положительное влияние на здоровье занимающегося зависит от правильной техники двигательного
действия, рациональности и точности его выполнения [Бондаренко 2006: 6; Виноградов 2017: 138; Дальский 2006; 16; Немцев 2004: 68]. Техническая неподготовленность может привести к нежелательным морфофункциональным изменениям организма занимающегося: к травмам спины (появлению протрузий межпозвонковых дисков, травмам шейного и поясничного отделов позвоночника), повреждениям коленных суставов, повышению кровяного давления, растяжениям и надрывам связок.
Основная часть
Биомеханический анализ выполнения приседания со штангой проводится исследователями с разных точек зрения: мышечного обеспечения, относительно положения коленного сустава, сравнения видов выполнения упражнения в аспекте получения и предупреждения травм, кинематических характеристик, эффективности различных техник выполнения [Гузь 2009: 434; Шейко 2013: 177]. Однако в работах, посвященных обучению технике соревновательных упражнений в пауэрлифтинге вопросам контроля за межмышечной координацией (чередование целесообразных мышечных напряжений и расслаблений) при выполнении двигательных действий уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, проблема эффективности выбора методики обучения двигательному действию - это одна из актуальных проблем не только в сфере образовательной физической культуры, но и в спорте, решение которой будет влиять на результативность выполнения соревновательного упражнения многих спортсменов, безопасности выполнения с перспективой сохранения здоровья в будущей профессиональной и трудовой, а также досуговой деятельности [Дальский 2012: 44].
Использование сознательного самоконтроля за собственными ощущениями при выполнении силовых упражнений, по нашему мнению, способствует не только эффективному освоению техники движения, но и позволяет снизить рисковые факторы, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье занимающегося в целом (получение травм, растяжений, снижение уровня физической работоспособности организма). Динамическая точность и биомеханическая сообразность движений, процессы координации двигательного действия при выполнении приседания являются основными качественными элементами движения [Карпеев 2012: 170]. Основную значимость приобретает осознанное управление движением, оптимальное межмышечное взаимодействие с целью координации двигательного действия, формирования правильной техники выполнения упражнений.
С точки зрения биомеханики движения при выполнении приседаний действуют внешняя сила (сила сопротивления, сила реакции опоры, сила тяжести) и внутренняя сила (сокращение мышц, сопротивление костей, внутренние органы, молекулярное сцепление синовиальной жидкости, эластическая тяга мягких тканей). На технику выполнения влияют место положения общего центра тяжести тела (далее - ОЦТ тела), площадь опоры и степень устойчивости и равновесия тела, учет абсолютной и относительной нагрузки на суставы нижней конечности (голеностопный, коленный, тазобедренный) и поясничный отдел позвоночника.
При выполнении приседания в работу включаются практически все крупные группы мышц (четырехглавые мышцы бедра (синергисты - большая ягодичная мышца и приводящая мышца бедра, камбаловидная мышца), широчайшая мышца спины, мышцы брюшного пресса (наружная косая мышца живота), двуглавая мышца бедра и икроножные мышцы (стабилизаторы), разгибатели спины и мелкие мышцы ног и туловища (длинный разгибатель пальцев) [Назаренко, Те, Матук 2003: 7].
На начальном этапе обучения технике приседания у занимающихся возможно появление излишнего напряжения мышц, непосредственно не участвующих в движении и отсутствие расслабления мышц после их сокращения (координационная напряженность), что
может привести к «заучиванию» неправильной техники, быстрому появлению утомляемости, нарушениям двигательных актов, негативным изменениям функциональных систем организма, появлению иммунных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата в будущем.
Специалисты выделяют несколько видов техники выполнения этого упражнения [Глядя 1998: 20; Орехов 2012: 20; Павлов 2009: 70], которые зависят от распределения нагрузки на мышцы-антагонисты и синергисты, мышцы-разгибатели коленного и тазобедренного суставов, ОЦТ тела, межмышечной координации и гибкости. В соответствии с вышеизложенным можно выделить три вида техники выполнения приседаний. Приседания, при выполнении которых основная нагрузка распределяется на мышцы, разгибающие тазобедренный сустав (ягодичные и седалищно-подколенные (задняя поверхность бедра)), приводящие мышцы и мышцы-разгибатели позвоночника, можно назвать «тазодоминантными» приседаниями. Еще один вид техники выполнения приседания -«коленодоминантные», при выполнении движения основная нагрузка приходится на мышцы, разгибающие коленный сустав (четырехглавая мышца бедра, икроножная мышца, камбаловидная мышца), уменьшая нагрузку на ягодичные мышцы. «Сбалансированные» -приседания, равномерно распределяющие нагрузку на все, участвующие в двигательном действии мышцы. Выделяют еще «глубокие» приседания, часто используемые при подготовке спортсменов в тяжелой атлетике, в качестве специального упражнения в пауэрлифтинге.
На начальном этапе обучения технике необходимо выполнять приседание без отягощения, контролируя ОЦТ тела (над серединой стопы) и удерживая спину прямой. Технически правильно выполнить приседания со штангой на плечах в «коленодоминантном» или «тазодоминантном» виде может только профессиональный спортсмен или опытный атлет, занимающийся атлетической гимнастикой достаточно продолжительное время. Поэтому, когда занимающийся начинает разучивать приседания со штангой на плечах, используя эти способы, имеющие свои специфические особенности и требования к подготовленности спортсмена (часто используются как специальные упражнения в бодибилдинге и фитнесе, гиревом спорте), это может привести к негативным результатам и ухудшению показателей здоровья.
Необходимо заметить, что при выполнении приседаний в пауэрлифтинге обязательным становится такой элемент как «глубина седа», когда ноги сгибаются в коленях до такого положения, чтобы верхняя часть передней поверхности бедра (у тазобедренного сустава) находилась ниже, чем верхушка колена в соответствии с рис. 1, когда мышцы могут проявить максимальную силу.
Общеизвестно, что максимальная сила мышцы зависит от ее длины, укороченная мышца (приседание, когда бедро параллельно полу), либо сильно удлиненная мышца («глубокие» приседания) не проявляет максимальных возможностей. При определенной длине (больше минимальной, но меньше максимальной) возможно проявление максимальной силы, «наибольшее число поперечных мостиков между актином и миозином в сократительном аппарате мышцы может быть замкнуто одновременно только при достаточном перекрытии актиновых и миозиновых нитей» [Аэробика... 2006: 60].
Необходимо обратить внимание и на степень сгибания тазобедренных и коленных суставов, от которой зависит сила разгибающей их мышцы. Чем сильнее сгибается сустав, чем больше вынужденный диапазон движения сустава, тем большая нагрузка приходится на разгибающую его мышцу, поэтому мышцы менее согнутого сустава (сустава с меньшим диапазоном движения) минимально растянуты и не проявляют максимальной силы, ограниченные мышцами более согнутого сустава (Рис. 1).
\
Рис. 1. Правильное выполнение приседаний со штангой на плечах («сбалансированное»)
Рассмотрим особенности видов техники выполнения приседания со штангой на плечах. «тазодоминантный» вид приседания позволяет существенно увеличить силовые показатели, массу и объем двуглавой мышцы бедра, ягодичной мышцы, снизить нагрузку на коленный сустав, «коленодоминантный» напротив, увеличивая объем и массу четырехглавой мышцы бедра, существенно нагружает коленный сустав и шейный отдел позвоночника. Общий центр тяжести тела также существенно меняется: сила тяжести (штанга на плечах) при вставании препятствует разгибанию коленного и тазобедренного суставов, как правило, она совпадает с ОЦТ тела, проходя через центр стопы и обеспечивая равновесие и оптимальную работу рычагов тела («сбалансированный» вид техники).
При «тазодоминантном» виде техники происходит перераспределение нагрузки на мышцы-разгибатели тазобедренного сустава, нагружая поясничный отдел позвоночника (отведение таза назад, или прогиб в поясничном отделе), соответственно в «коленодоминантном» виде существенно увеличивается нагрузка на коленный сустав (Рис. 2).
А
" Тал од омин антны е приседания"
Рис. 2. ОЦТ тела и распределение нагрузки при выполнении приседаний со штангой разными видами техники
Приседания в «тазодоминантный» и «коленодоминантный» видах имеют ряд характерных технических элементов выполнения, которые на начальном этапе освоения могут привести к негативным последствиям, заучиванию неправильной техники и травмам. При выполнении приседаний со штангой в «тазодоминантном» виде, когда основная нагрузка приходится на тазобедренный сустав, ягодичные и седалищно-подколенные мышцы (разгибатели), первоначальное движение таза назад (прогиб в поясничном отделе позвоночника) может привести к сильному наклону туловище вперед, колени остаются в неизменном положении, либо незначительно смещаются вперед, нагрузка распределяется неравномерно, четырехглавая мышца бедра растянута минимально и не включена в
"Коленодоминантные "Сбалансированные
приседания" приседания"
двигательное действие полностью. Значительный наклон туловища при выполнении движения может дать ложное чувство «глубины» седа и правильно выполненного упражнения, в то время как ноги недостаточно согнуты в коленных суставах в соответствии с рис. 3, и опускание «в сед» выполняется выше параллели.
ОЦТ тела смещается, создавая травмоопасное положение штанги на спине, основная нагрузка перераспределяется на мышцы спины и поясничный отдел позвоночника, чрезмерно их нагружая. При вставании из такого положения может произойти сбрасывание штанги через голову вперед и получение черепно-мозговой травмы, способствуя появлению протрузий и грыж позвонковых дисков (Рис. 3).
Рис. 3. Неправильная техника выполнения приседаний в «тазодоминантном» виде
При выполнении приседаний в «коленодоминантной» технике смещение таза незначительное, но колени достаточно далеко выдвигаются вперед за линию больших пальцев стоп, соответственно сила тяжести штанги распределяется на коленный сустав и четырехглавые мышцы бедра, увеличивается нагрузка на мышцы спины (шейный отдел позвоночника), слабо задействованы двуглавые и ягодичные мышцы. При выполнении приседаний в данной технике спина должна оставаться прямой (вертикальное положение туловища), штанга располагается немного выше.
Такая техника предполагает значительную эластичность коленных связок, ее отсутствие приводит к смещению ОЦТ тела вперед, отрыву пяток от поверхности опоры, смещению штанги на шейный отдел позвоночника в соответствии с рис. 5, создавая травмоопасное положение при вставании из седа (часто для того чтобы выполнить вставание из такого положения занимающийся выгибает, «округляет» спину, чрезмерно нагружая длинные мышцы, шейный отдел позвоночника, что может способствовать получению травм и хронических заболеваний (Рис. 4).
Рис. 4. Неправильная техника выполнения приседаний в «коленодоминантном» виде
По нашему мнению, не допустить таких ошибок при начальном обучении движению возможно применяя «сбалансированный» вид техники (наиболее рациональный). Нагрузка распределяется равномерно между тазобедренным и коленным суставом, мышцами-разгибателями этих суставов (оптимальная длина мышц - максимальное проявление их силы).
Проекции силы тяжести и ОЦТ тела совпадают, штанга находится на «мышечной подушке», которая появляется при сведении лопаток, не допускает выгибания спины, травм шейного отдела позвоночника и длинных мышц спины, обеспечивая безопасное и технически правильное выполнение двигательного действия (Рис. 1). Важно, что при выполнении приседания со штангой на плечах этим видом техники движение становится как бы естественным, а не искусственно освоенным, позволяя координировать двигательное действие, сосредоточиться на равновесии при выполнении приседания, синхронности движений и достижении желаемого результата.
Необходимо заметить, что при выполнении движения вниз со штангой (выполнение приседания) колени незначительно выдвигаются вперед в направлении больших пальцев стоп, естественный прогиб в поясничном отделе позволяет нейтрализовать чрезмерную нагрузку на данный отдел позвоночника и длинные мышцы спины, снизить нагрузку на коленный сустав, препятствуя появлению надрывов связок и травм колена.
Выполнение того или иного двигательного действия на основе осознанной организации движения (в том числе и межмышечной координации) основано на контроле за процессами расслабления и напряжения мышечного аппарата, качественного взаимодействия вовлеченных в работу мышечных групп. Чрезмерно напрягая четырехглавую мышцу при выполнении приседаний в «коленодоминантном» виде, или ягодичную и двуглавую мышцы бедра в «тазодоминантном», нарушается межмышечное взаимодействие (не происходит переход напряжения с одних мышц на другие, осознанное расслабление мышц, не участвующих в двигательном действии), снижается экономичность и целесообразность упражнения. Межмышечная координация - это оптимальное согласование процессов сокращения и расслабления участвующих в движении мышечных групп, согласованность расслабления и напряжения отдельных мышц, приводящая к эффективному и высокому результату [Лях 2003: 168].
На начальном этапе разучивания приседания со штангой на плечах («сбалансированный» вид) чтобы избежать негативных последствий, неправильно заученной техники, чтобы двигательное действие стало осознанным и «ощущаемым» необходимо освоить это упражнение без отягощения при помощи максимально приближенного по биомеханическим характеристикам и межмышечной координации движения при помощи специального упражнения - приседание - руки за головой. В соответствии с разработанной нами шкалой оценки правильности выполнения двигательного действия были выделены основные элементы (контрольные точки) этого упражнения (Таб. 1.).
Таблица 1
Основные элементы (контрольные точки) техники выполнения приседания - руки за головой
Элементы упражнения в последовательности их отработки Критерии контроля правильности выполнения элемента
Исходное положение
1. Постановка стоп Носки слегка отведены в стороны, проекция ОЦТ тела на середину стопы
2. Положение спины Спина прямая, допускается незначительный наклон туловища вперед, естественный прогиб в позвоночнике
3. Положение головы Вертикальное положения головы (голова - продолжение туловища), направление взгляда - вперед-вверх
Элементы упражнения
в последовательности Критерии контроля правильности выполнения элемента
их отработки
4. Положение коленей Колени полностью выпрямлены
Выполнение движения
5. Сгибание ног / выполнение Сгибание ног в коленях до такого положения, когда верхняя часть
приседания бедер находится ниже, чем колени
6. Амортизация в фазе Выполнить небольшое выталкивание из седа
приседа
7. Вертикальное положение Встать со штангой из седа с прямой спиной
спины во время вставания из (допускается незначительный наклон туловища вперед,
седа естественный прогиб в позвоночнике)
Завершение движения
8. Положение спины Спина прямая, допускается незначительный наклон туловища вперед, естественный прогиб в позвоночнике
9. Положение коленей Колени прямые
Одним из эффективных упражнений, предупреждающих возникновение координационной напряженности и способствующих освоению правильной техники выполнения приседаний со штангой на плечах является, на наш взгляд, приседание - руки за головой (Рис. 5).
Рис. 5. Выполнение упражнения «Приседание - руки за головой»
Контрольная точка 1 (далее - КТ), КТ 5 (положение стоп и коленей) соответствует положению при естественном движении (стопы слегка отведены в стороны, колени прямые). Так как положение стоп, когда они параллельны друг другу, при выполнении приседания будет способствовать наклону вперед, либо отрыву пяток и переносу ОЦТ на носки, необходимо предложить обучающемуся выполнить приседание с опорой на пятки, с опорой на носки, удерживая равновесие, что позволит правильно спроецировать ОЦТ тела на середину стопы. Важно контролировать направление сгибания колена при движении вниз (колено может слегка выходить за носок, направление движения должно совпадать с направлением отведенного носка).
КТ 4. Осваивая исходное положение приседания со штангой на плечах, отведенные назад руки, которые согнуты в локтях (находятся в одной плоскости с грудной клеткой, плечи отведены назад) в предложенном нами упражнении, помогают сформировать ощущение «мышечной подушки», где располагается штанга (любые другие виды приседаний не позволяют «почувствовать» положение штанги, поскольку отведение плеч назад не является «естественным» при выполнении таких приседаний (руки вперед, руки отведены в стороны, руки вверху и др.). Занимающемуся будет необходимо контролировать этот элемент двигательного действия, формируя ощущение «мышечной подушки», что впоследствии позволяет избежать излишнего напряжения в шейном отделе позвоночника.
Положение головы (КТ 3) также является важным элементом упражнения. Поскольку расслабление трапециевидной мышцы (наклон головы вперед или вниз) - причина частой ошибки, которая приводит к негативному результату и неправильно освоенной технике, травмам.
Нередко при выполнении вставания из «седа» занимающийся наклоняет голову вперед (непроизвольно расслабляя трапециевидную мышцу), и нарушает вертикальное положение туловища, что способствует увеличению нагрузки на растянутые мышцы - разгибателей спины, перераспределению нагрузки на длинные мышцы спины, поясничный и шейный отделы позвоночника, может сопровождаться движением вперед, увеличивая напряжение в коленном суставе, может привести к опрокидыванию штанги через голову. Поэтому ощущение, когда затылок прижат к рукам и обучающийся осознанно отводит голову назад, сохраняя это положение неизменным при выполнении приседания, позволяет «двигательно» правильно запомнить этот элемент.
КТ 2 является положение спины, которая должна быть прямой. Допускается естественный прогиб в позвоночнике (в «тазодоминантных» приседаниях таз сильно отводится назад, увеличивая прогиб и чрезмерно нагружая поясничный отдел). Необходимо сформировать правильное ощущение прогиба, предложив выполнить приседания с отведенным назад тазом (сильным прогибом). Как правило, попытки выполнить такое задание приводят к большому наклону туловища вперед, перераспределению ОЦТ тела, изменению положения головы, появляется излишнее мышечное напряжение в поясничном отделе.
При выполнении приседания с руками за головой в полной межмышечной координации достигается естественное ощущение глубины седа (до КТ 7 - «амортизация»). Попытки присесть как можно ниже приводят к изменению исходного положения (например, излишнему наклону спины) и нарушению правильной техники движения. Сформировать правильное ощущение «глубины» седа помогают покачивания, а также осознанное вставание с небольшим наклоном вперед / назад, небольшие выталкивания, когда формируется «чувство» оправданного напряжения ягодичной мышцы, четырехглавой и двуглавой мышц бедра.
Возвращение в исходное положение (КТ 9, КТ 10) сохраняя положение стоп, вертикальное положение туловища (с отведенными назад плечами, когда локти находятся в одной плоскости с грудной клеткой) обеспечивает безопасное и правильное завершение упражнения. Таким образом, выполняя данное упражнение (схожее по структуре с соревновательным) на этапе начального обучения, при помощи выделения основных элементов (контрольных точек), сознательного выполнения приседания в четкой координации и соответствии контрольным точкам позволит сформировать правильный навык двигательного действия, избежать заучивания ошибочного выполнения движения и эффективно освоить технику приседания со штангой на плечах.
В педагогическом эксперименте участвовали студенты 1 курса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЭГ - 9 чел., КГ - 9 чел.), занимающиеся по программе элективного курса по физической культуре и спорту «Атлетическая гимнастика». Исследование включало два контрольных среза. Первоначально было предложено студентам ЭГ и КГ выполнить приседание с руками за головой при помощи метода непосредственного показа и выделить основные контрольные точки двигательного действия. При этом большинство студентов правильно указали на такие основные элементы движения как КТ 1, 2, 3, 7, 8. Таким образом, был определен уровень технической подготовленности занимающихся (результат ЭГ - 4,8 ±0,45, результат КГ - 4,2±0,55).
Исходные показатели в группах не имели существенных различий, что свидетельствует о примерно одинаковом уровне технической подготовленности студентов (р>0,05). Освоение техники выполнения приседания - руки за головой в КГ и ЭГ отличались предложенными методиками обучения. В КГ в обучении технике выполнения приседания с руками за головой
использовался метода показа, занимающимся демонстрировалось правильное выполнение данного движения преподавателем (с применением видеоматериала).
После первого контрольного среза студенты ЭГ осваивали технику выполнения при помощи вербального метода (метод словесной инструкции, осмысленное выполнение двигательного действия, формирование образа двигательного действия на основе выделения основных элементов) [Тихонов 2007: 88]. После завершения тренировочного цикла (16 занятий) студентам ЭГ и КГ вновь было предложено выполнить приседание - руки за головой и определить основные элементы упражнения.
В результате были выявлены достоверные изменения уровня освоения техники упражнения и приближение количества определенных студентами контрольных точек к выделенным нами (р<0, 05) в ЭГ. Важно, что студенты ЭГ выделили такие структурные элементы приседания как сгибание ног / выполнение приседания (КТ5), амортизация в фазе приседа (КТ6), положение коленей (КТ 9), чего не наблюдалось в КГ. Сравнивая результаты в КГ и ЭГ после эксперимента (на основе Т - критерия Уайта), студенты ЭГ показали выше результаты (результат 7,4 ±0,28, чем студенты КГ (результат 5,8±0,35); различия между полученными результатами достоверны на статистически значимом уровне при р< 0,05 (при 5 % уровне значимости ). Соответственно предложенный нами метод освоения техники выполнения двигательного действия является более эффективным.
Заключение
Таким образом, исследование показало, что обучение упражнению, в основе которого заложено целенаправленное развитие способности к осознанному выполнению двигательного действия и самоконтролю при выполнении движения, позволяет студентам более эффективно осваивать технику выполнения соревновательного упражнения, предотвратить негативное влияние на здоровье, обеспечить спортивное долголетие, высокий уровень физической работоспособности организма, способствующий успешной реализации в профессиональной и досуговой деятельности.
Список литературы
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 304 с.
Бондаренко А. А. Пути повышения силовой подготовки атлетов // Пауэрлифтинг. 2009. № 6. С. 5-7.
Виноградов Г. П., Виноградов И. Г. Атлетизм: теория и методика тренировки. М.: Спорт, 2017.
408 с.
Глядя С. А., Старов М. А., Батыгин Ю. В. Стань сильным: учеб.-метод. пособие по основам пауэрлифтинга. Харьков: Самиздат, 1998. Кн. 1. 75 с.
Гузь С. М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2009. № 12 (58). С. 40-46.
Дальский Д. Д. Некоторые физиологические особенности занятий пауэрлифтингом // Спортивно-оздоровительный атлетизм: сб. науч. тр. СПб., 2006. С. 15-20.
Дальский Д. Д. Оперативный контроль функционального состояния пауэрлифтеров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 5 (87). С. 42-46.
Карпеев А. Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 169-173.
Лях В. И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований // Моделирование управления движением человека: сб. науч. тр. М.: СпортАкадемПресс, 2003. С. 158-202.
Назаренко Ю. Ф., Те С. Ю., Матук С. В. Методика обучения соревновательным упражнениям в силовом троеборье (пауэрлифтинг). Омск: СибГАФК, 2003. 44 с.
Немцев О. Б. Биомеханические основы точности движений: моногр. Майкоп: АГУ, 2004. 187 с.
Орехов Л. И., Авсиевич В. Н. Методика развития силы ног у юношей, занимающихся пауэрлифтингом // Культура физическая и здоровье. 2012. № 5. С. 20-22.
Павлов В. И. Экспериментальная модель отбора и подготовки новичков для занятий пауэрлифтингом среди студентов вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2009. № 11 (57). С. 69-72.
Тихонов А. М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: моногр. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 364 с.
Шейко Б. И., Горулев П. С. Специальные упражнения в пауэрлифтинге. Уфа: Ур. гос. акад. физ. культуры, Уфим. фил., 2013. 560 с.
References
Aerobika. Teoriia i metodika provedeniia zaniatii [Aerobics. Theory and methodology of conducting classes]. Moscow, TVT Divizion, 2006, 304 p.
Bondarenko A. A. Puti povysheniia silovoi podgotovki atletov [Ways to improve the strength training of athletes]. Pauerlifting, 2009, no. 6, pp. 5-7.
Vinogradov G. P., Vinogradov I. G. Atletizm: teoriia i metodika trenirovki [Athleticism: theory and method of training]. Moscow, Sport, 2017, 408 p.
Gliadia S. A., Starov M. A., Batygin Iu. V. Stan' sil'nym [Get strong]. Khar'kov, Samizdat, 1998, book 1, 75 p.
Guz' S. M. Sredstva i metody razvitiia sily na etape nachal'noi sportivnoi spetsializatsii v silovom troebor'e [Means and methods of strength development at the stage of initial sports specialization in powerlifting]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2009, no. 12 (58), pp. 40-46. 24
Dal'skii D. D. Nekotorye fiziologicheskie osobennosti zaniatii pauerliftingom [Some physiological features of powerlifting]. Sportivno-ozdorovitel'nyi atletizm: sbornik nauchnykh trudov. Saint Petersburg, 2006, pp.15-20.
Dal'skii D. D. Operativnyi kontrol' funktsional'nogo sostoianiia pauerlifterov [Operational control of the functional state of powerlifters]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2012, no. 5 (87), pp. 42-46.
Karpeev A. G. Kriterii otsenki dvigatel'noi koordinatsii sportivnykh deistvii [Criteria for assessing motor coordination of sports actions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, no. 312, pp. 169-173.
Liakh V. I. Koordinatsionnye sposobnosti v sporte: teorii, modeli, napravleniia nastoiashchikh i budushchikh issledovanii [Coordination abilities in sports: theories, models, directions of present and future research]. Modelirovanie upravleniia dvizheniem cheloveka: sbornik nauchnykh trudov, M.: SportAkademPress 2003, pp. 158-202.
Nazarenko Iu. F., Te S. Iu., Matuk S. V. Metodika obucheniia sorevnovatel'nym uprazhneniiam v silovom troebor'e (pauerlifting) [Methods of teaching competitive exercises in powerlifting (powerlifting)]. Omsk, SibGAFK, 2003, 44 p.
Nemtsev O. B. Biomekhanicheskie osnovy tochnosti dvizhenii [Biomechanical foundations of movement accuracy]. Maikop, AGU, 2004, 187 p.
Orekhov L. I., Avsievich V. N. Metodika razvitiia sily nog u iunoshei, zanimaiushchikhsia pauerliftingom [The method of developing leg strength in young men doing powerlifting]. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e, 2012, no. 5, pp. 20-22.
Pavlov V. I. Eksperimental'naia model' otbora i podgotovki novichkov dlia zaniatii pauerliftingom sredi studentov vuza [An experimental model of selection and training of newcomers for powerlifting among university students]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2009, no. 11 (57), pp. 69-72.
Tikhonov A. M. Modernizatsiia protsessa professional'nogo obrazovaniia po fizicheskoi kul'ture [Modernization of the process of vocational education in physical education]. Perm', Permskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2007, 364 p.
Sheiko B. I., Gorulev P. S. Spetsial'nye uprazhneniia v pauerliftinge [Special exercises in powerlifting]. Ufa, Ural'skaia gostsdarstvennaia akademiia fizicheskoi kul'tury, Ufimskii filial, 2013, 560 p.