УДК 631.14:633.1
А.А. Цвырко, ст. преподаватель
ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
обоснование формирования и использования страхового фонда продовольственного зерна орловской области
Зерновое производство Орловской обл. традиционно является основой всего продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства.
Важным фактором дальнейшего развития зернопродуктового подкомплекса является эффективное функционирование зернового рынка, так как от его состояния зависят сроки, масштабы движения и эффективность реализации зерновой продукции, скорость возврата вложенных в производство средств, а также обеспечение потребителей региона зерном и продуктами его переработки. Через зерновой рынок происходит приспособление объема и структуры зернового производства к объему общественной потребности в зерне, поддерживаются прямые и обратные связи между его производителями и потребителями. С развитием зернового рынка обоснованно связывают повышение эффективности всего зернопродуктового подкомплекса, поэтому разработка научных и методических положений по организационно-экономическим основам функционирования зернового рынка и практических рекомендаций по его развитию является актуальной проблемой современного периода [1].
В задачу развития зернового рынка Орловской обл. входит гарантированное самообеспечение продовольственным зерном, увеличение валовых сборов кормового зерна для восстановления и последующего развития животноводства и формирование в необходимых объемах семенных и резервных фондов. Наращивание производства зерна и рациональное его использование, совершенствование структуры производства и улучшение качества зерна — основные задачи эффективного функционирования зернового рынка.
Характерная для России структура потребления продовольствия обусловила весьма высокий, по сравнению с другими странами, удельный вес хлеба и хлебных изделий в пищевом рационе населения. Стратегическое значение зерна в продовольственном обеспечении страны определяется его технологическими свойствами, позволяющими создавать резервные фонды, основное назначение которых — регулирование рыночных цен на внутреннем рынке, использование в случае чрезвычайных ситуаций в стране и за рубежом.
Существенное значение резервы зерна имеют в стабильном сырьевом обеспечении предприятий
зерноперерабатывающей и пищевой промышленности, создании страховых запасов сортовых семян. Насыщение зернового рынка собственным зерном и продуктами его переработки имеет первостепенное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны. Во-первых, на продукты переработки зерна приходится до 38 % общей калорийности пищевого рациона населения и до половины содержащихся в нем белков и углеводов. Во-вторых, производство зерна является важнейшим источником доходов основной массы сельских товаропроизводителей, позволяя осуществлять расширенное воспроизводство. В-третьих, зерно составляет значительную часть кормовых ресурсов животноводства и сырья пищевой и перерабатывающей промышленности, поэтому определяет межотраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве, но и в экономике в целом.
В условиях высокой вероятности на территории области неблагоприятных погодных ситуаций, приводящих в отдельные годы к значительным снижениям урожая, необходим резервный фонд зерна. Областной страховой фонд продовольственного зерна является формой образования и расходования продовольственных ресурсов, находящихся в собственности Орловской обл. Целью функционирования областного страхового фонда продовольственного зерна является экономическое воздействие на производство, переработку и реализацию зерна, продукции мукомольной и хлебопекарной промышленности. Другая цель создания областного страхового фонда продовольственного зерна — стабильное удовлетворение потребностей региона в продовольственном зерне [2].
Областной страховой фонд продовольственного зерна в соответствии с заданной целью должен выполнять следующие функции:
• обеспечение зерном и продуктами его переработки спецпотребителей;
• стабилизация рыночных цен;
• ликвидация непредвиденных экстраординарных обстоятельств (стихийные бедствия). Задачами областного страхового фонда продовольственного зерна признаются:
• стабилизация и развитие производства зерна, обеспечение продовольственной безопасности региона;
81
• обеспечение потребностей Орловской обл. в зерне и продуктах его переработки, улучшение продовольственного обеспечения населения;
• стабилизация ценовой ситуации на рынке зерна и зернопродуктов, предотвращение дисбаланса между производством и потреблением, проведение при необходимости закупочных и товарных интервенций;
• натурализация финансовых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по кредитам, выданным из средств областного бюджета. Областной страховой фонд продовольственного зерна формируется за счет закупок зерна как на территории области, так и, при необходимости, за ее пределами. Решения о проведении товарных и закупочных интервенций принимаются постановлением Коллегии администрации Орловской обл.
С учетом реальных возможностей каждого района (численности населения в районе, посевных площадей и видов культур, производимых в районе, а также потребности для хлебопечения в муке) районам области определены объемы продовольственного зерна (табл. 1), необходимые для обеспечения
продовольственной безопасности области в целом в части обеспечения годовой потребности населения области в хлебе и хлебобулочных изделиях, а предприятий хлебопечения — в муке ржаной и пшеничной под полный объем производства по всей номенклатуре вырабатываемой хлебной продукции.
Объем поставок зерна в резервный фонд запланирован в размере 62,5 тыс. т, в том числе пшеницы — 50,0 тыс. т, ржи продовольственной — 12,5 тыс. т, по установленным закупочным ценам. Для регулирования ценовой ситуации на зерновом рынке администрацией области установлены закупочные цены на зерно для страхового фонда, утвержден список уполномоченных операторов, осуществляющих формирование районных страховых фондов зерна. Операторы заключают договоры:
• с сельскохозяйственными товаропроизводителями на поставку зерна и хранение продовольственного зерна, при этом предусматривается предоплата;
• с организациями хлебопечения на поставку муки для производства хлеба и хлебобулочных изделий, при этом предусматривается рассрочка платежей по мере реализации муки и хлеба на период не более 4.. .6 месяцев с момента заключения договоров.
Организации хлебопечения области, задействованные в мероприятиях по обеспечению продовольственной безопасности, заключают с главами администраций районов соглашения о сотрудничестве по обеспечению потребности населения района в хлебе и хлебобулочных изделиях по доступным и социально-ориентированным ценам в определенных объемах.
Для наиболее полного обеспечения Орловской обл. продовольственным зерном, хлебом и хлебобулочными изделиями из областного бюджета осуществлено дополнительное финансирование мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства по виду расходов: «субсидирование сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам перевозки зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в хлебоприемные организации» в размере 11 000,0 тыс. р. Субсидии выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям, кресть-
Таблица 1
Объемы потребности продовольственного зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий
Район Объем продовольственного зерна для обеспечения области хлебом, тыс. т В том числе
рожь пшеница
Болховский 2,907 0,200 2,707
Знаменский 0,912 0,270 0,642
Хотынецкий 1,762 0,550 1,212
Шаблыкинский 1,255 0,900 0,355
Сосковский 1,798 0,650 1,148
Урицкий 2,917 0,850 2,067
Дмитровский 2,120 1,750 0,370
Троснянский 1,844 0,580 1,264
Кромской 3,476 0,350 3,126
Орловский 6,537 0,330 6,207
Мценский 5,410 0,045 5,365
Корсаковский 0,816 0,085 0,731
Новосильский 1,467 1,467
Залегощенский 2,558 2,558
Свердловский 2,598 1,300 1,298
Глазуновский 2,078 2,078
Малоархангельский 1,863 0,220 1,643
Покровский 2,499 1,530 0,969
Верховский 2,995 1,480 1,515
Новодеревеньковский 1,903 1,903
Краснозоренский 1,201 0,210 0,991
Ливенский 6,920 0,670 6,250
Колпнянский 2,609 0,530 2,079
Должанский 2,055 2,055
Итого: 62,500 12,500 50,000
янским (фермерским) хозяйствам на перевозку зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в хлебоприемные организации, в том числе:
• на расстояние до 50 км —
3,80 р. за 1 ткм;
• на расстояние свыше 50 км —
2,50 р. за 1 ткм.
Получатель субсидии предоставляет следующие документы: справку-расчет о причитающихся субсидиях на перевозку зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в хлебоприемные организации, реестр с приложением копий приемных квитанций о количестве зерна, поставленного в хлебоприемные организации.
Также предусмотрено возмещение затрат по кредитам на приобретение зерна для обеспечения потребности области в хлебе и хлебобулочных изделиях:
• организациям хлебопечения, обеспечивающим финансирование закупки зерна в сельскохозяйственных организациях в размере процентной ставки, установленной для начисления суммы процентов на кредит, но не более 11 % годовых;
• организациям, занимающимся заготовкой, хранением и переработкой зерна, — до 7 % годовых.
Уполномоченные операторы,
учитывая реальные возможности каждого района, а также потребность для хлебопечения в ржаной и пшеничной муке, закупают зерно ржи и пшеницы. Операторы ведут закупки зерна для каждого района с учетом покрытия дефицита (закупают излишки зерна в других районах) и формируют областные и районные страховые фонды продовольственного зерна.
На основании имеющихся данных о необходимых размерах областного и районных страховых фондов продовольственного зерна, цен на закупаемое продовольственное зерно и муку для формирования заданного объема страховых фондов, а также потребности населения г. Орла и районов области, разработан план обеспечения населения хлебом и хлебобулочными изделиями (табл. 2).
Создание страхового фонда продовольственного зерна в размере 62,5 тыс. т, гарантирует формирование и удовлетворение необходимых объемов потребления хлеба и хлебобулочных изделий в со-
Таблица 2
План обеспечения населения г. Орел хлебом и хлебобулочным изделиями
Предприятия хлебопечения; операторы Потребность в зерне; необходимые денежные средства Объем зерна; денежные средства на закупку через оператора
всего в том числе всего в том числе
рожь пшеница рожь пшеница
ОАО «Орловский хлебокомбинат»
тыс. т млн р. 21,95 103,99 4,65 18,60 17,30 85,39 3,20 12,80 3,20 12,80
ПК «Орловский КХП»
тыс. т млн р. 7,396 36,21 7,396 36,21
ЗАО АПК АФ «Юность»
тыс. т млн р. 6,506 32,53 6,506 32,53
СПК «Березки»
тыс. т млн р. 1,00 4,90 1,00 4,90
ОАО «Ливнысельхозинвест»
тыс. т млн р. 1,45 5,80 1,45 5,80
ООО «Ливенский КХП» ОАО АПК «Орловская нива»
тыс. т млн р. 2,398 11,75 2,398 11,75
Орловский ОРС Московского ДЦРС ОАО «РЖД»
тыс. т млн р. 1,53 7,29 0,23 0,92 1,30 6,37
НП «Орловская Гильдия пекарей»
тыс. т млн р. 0,94 4,70 0,94 4,70
ЗАО АПК АФ «Юность»
тыс. т млн р. 0,94 4,70 0,94 4,70
Итого:
тыс. т млн р. 24,42 115,98 4,88 19,52 19,54 96,46 24,42 115,98 4,88 19,52 19,54 96,46
ответствии с потребностью населения Орловской обл. в данных продуктах питания с последующей их реализацией, в полном ассортименте выпускаемой продукции предприятиями системы хлебопечения и по социальным и доступным ценам.
Таким образом, формирование страхового фонда продовольственного зерна в районах и городах области гарантирует обеспечение продовольственной безопасности Орловской обл.
Список литературы
1. Рябова, Т.Ф. Экономика предприятий по хранению и переработке зерна. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / Т.Ф. Рябова, Л.С. Чешинский. — М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2000. — 696 с.
2. Грищенко, Н.Б. Финансовая модель страхового фонда / Н.Б. Грищенко // Финансы и кредит. — 2002. — № 23. — С. 21-30.