Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ НА ВИРТУАЛЬНОМ ХОЛМИСТОМ УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ НА ВИРТУАЛЬНОМ ХОЛМИСТОМ УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКОМОТИВНАЯ ТЯГА / ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД / ТЕПЛОВОЗ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ЭЛЕКТРОВОЗ / ДИЗЕЛЬНАЯ ТЯГА / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТЯГА / УЧАСТОК / ВИРТУАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Аблялимов Олег Сергеевич

Получены усреднённые кинематические параметры движения грузовых поездов разной массы составов и количественные энергетические показатели эффективности использования тепловозов 3ТЭ10М, Uz ТE16 М 3 и электровозов 3ВЛ80С на виртуальном холмистом участке железной дороги в условиях эксплуатации. Методом сравнения расчётных величин установлено превосходство электрической тяги и тепловозов UzTE 16 M 3 относительно тяги дизельной и тепловозов 3ТЭ10М в реальных условиях организации перевозочного процесса на виртуальном, холмистом участке железной дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE EFFICIENCY OF LOCOMOTIVE TRAСION ON A VIRTUAL HILLY SECTION OF THE RAILWAY

The averaged kinematic parameters of the movement of freight trains of different mass trains and quantitative energy efficiency indicators of the use of diesel locomotives 3TE10M, UzTE16M3 and electric locomotives 3VL80S on a virtual hilly section of the railway under operating conditions are obtained. By comparison method the calculated values, the superiority of electric traction and diesel locomotives UzTE16M3 relative to diesel traction and diesel locomotives 3TE10M in real conditions of the organization of the transportation process on a virtual, hilly section of the railway has been established.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ НА ВИРТУАЛЬНОМ ХОЛМИСТОМ УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

A UNiVERSUM:

№ 5 (98)_-V, r - - ._май. 2022 г.

DOI - 10.32 743/UniTech.2022.98.5.13649

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ НА ВИРТУАЛЬНОМ ХОЛМИСТОМ УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Аблялимов Олег Сергеевич

канд. техн. наук, профессор, проф. кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, Ташкент E-mail: o. ablyalimov@gmail.com

JUSTIFICATION OF THE EFFICIENCY OF LOCOMOTIVE TRAQON ON A VIRTUAL HILLY SECTION OF THE RAILWAY

Oleg Ablyalimov

Doctor of philosophy, professor, professor of the chair «Loсomotives and locomotive economy»

Tashkent state transpоrt university, Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

Получены усреднённые кинематические параметры движения грузовых поездов разной массы составов и количественные энергетические показатели эффективности использования тепловозов 3ТЭ10М, UzTE16M3 и электровозов 3ВЛ80С на виртуальном холмистом участке железной дороги в условиях эксплуатации. Методом сравнения расчётных величин установлено превосходство электрической тяги и тепловозов UzTE16M3 относительно тяги дизельной и тепловозов 3ТЭ10М в реальных условиях организации перевозочного процесса на виртуальном, холмистом участке железной дороги.

ABSTRACT

The averaged kinematic parameters of the movement of freight trains of different mass trains and quantitative energy efficiency indicators of the use of diesel locomotives 3TE10M, UzTE16M3 and electric locomotives 3VL80S on a virtual hilly section of the railway under operating conditions are obtained. By comparison method the calculated values, the superiority of electric traction and diesel locomotives UzTE16M3 relative to diesel traction and diesel locomotives 3TE10M in real conditions of the organization of the transportation process on a virtual, hilly section of the railway has been established.

Ключевые слова: локомотивная тяга, грузовой поезд, тепловоз, железная дорога, электровоз, дизельная тяга, электрическая тяга, участок, виртуальный.

Keywords: locomotive traction, freight train, diesel locomotive, railroad, electric locomotive, diesel traction, electric traction, section, virtual.

Исследования посвящены сравнению между собой основных показателей локомотивов электрической и дизельной тяги, опираясь на усреднённые значения показателей перевозочной работы трёхсек-ционных электровозов 3ВЛ80С и тепловозов 3ТЭ10М, ШТЕ16М3 для оценки их энергетической эффективности на виртуальном, холмистом участке железной дороги.

Для реализации сказанного используем рекомендации [1,2] и результаты исследований [3-5,7]. Принимаем обобщающий критерий упомянутых выше сравнений [7] - это приведённые затраты денежных средств на один километр железной дороги, то есть распределённые равномерно на всём участке железнодорожного пути и коэффициент Кэ оценки

эффективности использования разных видов локомотивной тяги. Указанный коэффициент Кэ представлял собой отношение удельных стоимостей дизельного топлива сТ и электрической энергии сэ, которые определялись по широко известным формулам [6] с учётом данных [3-5,7] и нормативов «Темирйулё-нилгитаъмин» для предприятий локомотивного комплекса Узбекской железной дороги.

Аналогично [6] все вычисления производились по такому тарифу:

• за один киловатт - час электроэнергии -ЦЭ = 87,04 сум/кВт-ч (без учёта НДС) и ЦЭ = 104,40 сум/кВт-ч - с учётом НДС;

• за одну тонну дизельного топлива составляет ЦТ = 1770,45 тыс. сум/т.

Библиографическое описание: Аблялимов О.С. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ НА ВИРТУАЛЬНОМ ХОЛМИСТОМ УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 5(98). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13649

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

В табл. 1 приведены усреднённые данные кинематических параметров движения грузовых поездов и количественных показателей энергетической эффективности использования локомотивов для разных режимов их ведения и, соответственно, разнообразных условий организации грузового движения (варианты тягового расчёта). Индексом звёздочка * обозначены значения с учётом налога на добавленную стоимость (НДС).

Усреднённые значения определялись для двух видов движения грузовых поездов с остановками и без остановок на промежуточных станциях, как величины среднеарифметические, в рассматриваемом диапазоне колебания массы составов от Q1 = 2500т до Q3 = 3500т и постоянным числом осей в составе т = 200 осей.

Таблица 1.

Основные показатели перевозочной работы локомотивов на виртуальном холмистом участке

железнодорожного пути

Вариант расчёта Техническая скорость движения Ут, км/ч Время хода поезда, мин Расход и стоимость дизельного топлива Расход и стоимость электроэнергии

общее, 4 в режиме тяги, <т в режиме холостого хода и торможения, 4х,т общий Е, кг полная С, тыс. сум удельная ст тыс.сум/км общий А, кВт-ч полная Сэ, тыс. сум удельная сэ, тыс.сум/км

тепловозы и1ТЕ16МЬ

1 80,13 34,55 22,95 11,60 527,82 934,48 20,36 - - -

2 77,83 35,62 25,00 10,62 573,58 1015,49 22,13 - - -

3 73,80 37,52 26,12 11,40 599,60 1061,56 23,13 - - -

тепловозы 3ТЭ10М

1 80,13 34,55 22,95 11,60 591,56 1047,34 22,82 - - -

2 77,83 35,62 25,00 10,62 642,11 1136,82 24,76 - - -

3 73,80 37,52 26,12 11,40 671,34 1188,58 25,89 - - -

электровозы 3ВЛ80С

1 84,24 32,92 21,07 11,85 - - - 2492,79 216,97 260,25* 4,727 5,670*

2 81,57 34,05 21,70 12,35 - - - 2800,55 243,76 292,38* 5,311 6,300*

3 78,47 35,40 22,45 12,95 - - - 3006,08 261,65 313,83* 5,756 6,837*

На рис. 1 приведены критерии оценки перевозочной работы тепловозов и электровозов при движении грузовых поездов на виртуальном холмистом участке железной дороги. Здесь, значения удельной стоимости электрической энергии с учётом НДС увеличены в 1,5 раз, а значения коэффициента Кэ оценки

эффективности различных видов локомотивной тяги для тепловозов 3ТЭ10М с учётом НДС уменьшены в 2 раза и для тепловозов и2ТЕ16М3, 3ТЭ10М (без учёта НДС) увеличены в 4 раза.

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рисунок 1. Критерии эффективности использования локомотивов на виртуальном холмистом участке железной дороги

Анализ результатов исследований показал следующее:

• для обоих видов тяги уменьшение на каждые ЛQ = 500 т массы состава с 3500 т до 2500 т приводит, также, к уменьшению стоимости перевозок грузов, в среднем, приблизительно на 4,34 - 7,98 и 4,35 -7,87 процентов (тепловозы ШТЕ16М3 и 3ТЭ10М), и на 6,84 - 10,99 процентов - электровозы 3ВЛ80С;

• тепловозы ШТЕ16М3, по сравнению с тепловозами 3ТЭ10М обеспечивают снижение расхода дизельного топлива на тягу поездов и стоимости железнодорожных перевозок грузов, в среднем, на 10,71 процента;

• электровозы 3ВЛ80С эффективнее ("экономичнее") тепловозов ШТЕ16М3 и 3ТЭ10М, в среднем, соответственно, в 4,30 (3,59) и 4,82 (4,02) раз - Q1 = 2500 т; 4,17 (3,51) и 4,66 (3,92) раз - Q2 = 3000 т; а также 4,01 (3,38) и 4,49 (3,78) раз - Q3 = 3500 т. В скобках, приведены значения для тарифа за один киловатт - час израсходованной электрической энергии с учётом налога на добавленную стоимость (НДС);

• дизельная тяга, по сравнению с электрической тягой, будет больше "загрязнять" окружающую среду вредными веществами.

Результаты проведённых исследований подтверждают (доказывают) преимущество электрической тяги над дизельной тягой, а тепловозов №ТЕ16М3 над тепловозами 3ТЭ10М, что является вполне логичным, корректным и достаточно хорошо согласуется с исследованиями [6,7 и другие].

Поэтому электрификация Узбекских железных дорог с учётом перехода с дизельной тяги на электрическую тягу и пополнения локомотивного парка магистральными тепловозами П1ТЕ16М3 и современными высокопроизводительными электровозами «Узбекистан", существенно повысит провозную и пропускную способности узбекских железных дорог.

Внедрение результатов исследования в организацию перевозочного процесса и практику эксплуатации локомотивов обеспечит повышение эффективности дизельной и, особенно, электрической тяги эксплуатируемого локомотивного парка, а также экономических и экологических показателей с учётом снижения себестоимости всех видов железнодорожных перевозок.

Список литературы:

1. Аблялимов О.С. Основы управления локомотивом: Учебник для профессиональных колледжей железнодорожного транспорта / О.С. Аблялимов, Э.С. Ушаков. - Ташкент: Davr, 2012. - 392 с.

2. Аблялимов О.С. Основы тяги поездов [Текст] / О.С. Аблялимов, Д.Н. Курилкин, И.С. Камалов, О.Т. Касимов // Учебник для вузов железнодорожного транспорта. Под общей редакцией О.С. Аблялимова. - Ташкент: «Complex Print» nashriyoti, 2020. - 662 с.

3. Аблялимов О.С. Об использовании электровозов 3ВЛ80С на холмистом участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, Б.И. Гайратов, М.А. Кривицкий, Б.У. Ахмедов, И.И. Бахриддинов, А.М. Акбаров // Сборник статей по материалам международная научно - практическая конференции «Актуальные вопросы современной науки» (20 ноября 2019 г., г. Уфа). В 3-х частях. Часть 1. - Уфа: Изд. НИЦ «Вестник науки», 2019. -С. 60 - 74.

А иМХ/ЕРБиМ:

№ 5 (98)_- * ♦ > г ■■■ - ._май. 2022 г.

4. Аблялимов О.С. Об эксплуатации электровозов 3ВЛ80С на холмистом участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, О.Р. Хамидов // Материалы международной научно - практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы - 2021» / Институт проблем транспорта. Н.С. Соломенко РАН. -СПб: ИПТ РАН, 2021. Том 1. - С. 137 - 143.

5. Аблялимов О.С. Анализ эффективности дизельной тяги на участке Мароканд - Каттакурган Узбекской железной дороги методом осреднения расчётных значений [Текст] / О.С. Аблялимов, О.Р. Хамидов // Материалы VI Всероссийской научно - технической конференции с международным участием «Эксплуатационная надёжность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов» / Омский государственный университет путей сообщения. - Омск, 2021. - С. 150 - 157.

6. Аблялимов О.С. Анализ эффективности локомотивов электрической тяги на холмистом участке железной дороги [Текст] / О.С. Аблялимов, О.Р. Хамидов // Материалы международной научно - практической конференции «Инновационные производственные технологии и ресурсосберегающая энергетика» / Омский государственный университет путей сообщения. - Омск, 2021. - С. 410 - 419.

7. Аблялимов О.С. Оценка перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С методом осреднения расчётных величин [Текст] / О.С. Аблялимов, О.Р. Хамидов // Материалы международной научно - практической конференции «Транспорт России: проблемы и перспективы - 2021». - СПб: ИПТ РАН, 2021. Том 1. - С. 132 - 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.