Научная статья на тему 'Обоснование дифференцированной государственной поддержки производства животноводческой продукции'

Обоснование дифференцированной государственной поддержки производства животноводческой продукции Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАТРАТЫ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ / СУБСИДИИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Кононов Виктор Юрьевич

В статье приведено авторское определение государственного регулирования производства продукции животноводства. На основе проведенного анализа развития производства продукции животноводства выявлено, что уровень его рентабельности остается низким. Доказано, что для роста продуктивности скота и птицы и производства продукции животноводства необходимо увеличение затрат на ее производство, доля государственных субсидий в которых должна возрастать. Выделение субсидий должно касающееся в первую очередь убыточных и низкорентабельных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование дифференцированной государственной поддержки производства животноводческой продукции»

-Фактически -Степенная

24000 22000

18000

12000 -10000

-Линейная —*— Логарифмическая —»—Парабола

-Экспоненциальная —♦— Ряд Фурье

Годы

Рисунок 1 - Динамика производства Центральном федеральном округе, тыс. т

зерна в

В дальнейшем в ЦФО можно ожидать продолжение роста среднегодового уровня производства. Наиболее оптимистичный прогноз дает параболическая зависимость, так как она сглаживает ежегодные колебания производства. Прогноз по ряду Фурье является пессимистичным (таблица 2, рисунок 2).

Список использованных источников

1 Методические рекомендации по разработке прогноза производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева. - М.: ГНУ ВНИИЭХ; Ульяновск: УлГУ, 2008. - 135 с.

2 Концепция производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России на период до 2015 г. / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева и др.-М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2009. - 146 с.

3 Обеспечение страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на основе территориально-отраслевого разделения труда в АПК: методология и методы прогноза / А.И. Алтухов, Л.Б. Винничек, Л.П. Силаева. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2011. - 137 с.

— Степенн

32500 -27500 -22500 -17500 12500

Рисунок Центральном

- Парабола

- Ряд Фурье

<v

Годы

2 - Прогноз производства федеральном округе, тыс. т

зерна в

Информация об авторах Кондрашова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, ФБГОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет, Московская обл., г. Балашиха, тел. 8903-730-14-22, е-mail: kondrashoval@mail.ru

Балашова Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, ФБГОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет, Московская обл., г. Балашиха, тел. 8-917-59643-75, e-mail: svetbalas@yandex.ru

Колосова Елена Петровна, кандидат экономических наук, ФБГОУ ВО Российский государственный аграрный заочный университет, Московская обл., г. Балашиха, тел. 8-968-975-5375, e-mail:koloslen07@mail.ru

METHODICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF COMMODITY OF FOOD RESOURCES O.N. Kondrashova, S.A. Balashova, E.P. Kolosova

Abstract. The article shows the design procedure of of commodity of food resources using an estimate stability of production of main agricultural products and formed time series for a certain period of observation

Keywords: Heuristic methods, mathematical, extrapolation methods, time series, short-term, medium-term forecasts, a combination of factors, parabolic dependence, logarithmic and power functions, the coefficient of determination, the stability of production, correlation.

Логарифми

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В.Ю. Кононов

Аннотация. В статье приведено авторское определение государственного регулирования производства продукции животноводства. На основе проведенного анализа развития производства продукции животноводства выявлено, что уровень его рентабельности остается низким. Доказано, что для роста продуктивности скота и птицы и производства продукции животноводства необходимо увеличение затрат на ее производство, доля государственных субсидий в которых должна возрастать. Выделение субсидий должно касающееся в первую очередь убыточных и низкорентабельных хозяйств.

Ключевые слова: животноводство, государственное регулирование, затраты, продуктивность, производство продукции, субсидии, рентабельность.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение в любых условиях ее развития, но особенно необходимым оно является в период развития рыночных отношений. Данная проблема в сельском хозяйстве получила широкое отражение в отечественной литературе, где рассмотрены ее важнейшие стороны такие,

как проблемы государственной поддержки, формы и методы воздействия, принципы построения системы государственного регулирования [1-8]. Однако в уточнении нуждаются теоретические и методические положения решения проблемы. Недостаточно изучены формы и методы государственного регулирования, объемы средств, необходимых для поддержки сельскохозяйственного производства.

Необходимость государственного регулирования производства продукции животноводства вызвана такими объективными обстоятельствами как зависимость от нерегулируемых природных факторов, специфика средств производства (земля, живые организмы), высокая фондоемкость, низкие доходы, большое влияние на окружающую среду и др.

Государственное регулирование производства продукции животноводства - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели, а именно стабильного развития животноводства и максимальное

обеспечения населения и промышленности продуктами животноводческого производства.

Производство продукции животноводства остается низкорентабельным [9]. Убыточность производства прироста живой массы крупного рогатого скота возросла более чем на 19 %. Рентабельность молока хоть и выросла, но остается недостаточной для расширенного воспроизводства. Рентабельность производства птицы в живом весе снизилась, а яиц стала отрицательной и стала недостаточной для ведения даже простого воспроизводства.

Государственная поддержка развития животноводства в последние годы возрастала, однако ее уровень был ниже, чем в пять-шесть лет назад. Анализ соотношения размеров государственных субсидий с величиной производственных затрат в сельскохозяйственных предприятиях Курской области показал, что доля субсидий незначительна.

Анализ государственных субсидий выделенных на отдельны виды продукции животноводства в рамках государственных программ свидетельствует о том, что произошло значительное уменьшение субсидий на производство молока. Субсидии на поддержку крупного рогатого скота, отрасли находящейся в глубоко убыточном состоянии, остались на уровне шестилетней давности.

Анализ рентабельности сельскохозяйственного производства без учета государственных субсидии позволяет сделать вывод о том, что уровень рентабельности большинства предприятий был обеспечен в основном за счет государственных субсидий. Государственная поддержка имеет огромное значение в сельскохозяйственной деятельности, без нее средний уровень рентабельности сельхозпроизводства в 2013 г. оказался бы равен 14 % и недостаточным для ведения даже простого воспроизводства.

Проведенные группировки по отдельным видам продукции животноводства свидетельствует о том, что государственная поддержка способствовала росту продуктивности животных, а так же материальных затрат в расчете на 1 гол. сельскохозяйственных животных.

Основной функцией государственной ценовой политики должно являться регулирование доходов сельскохозяйственных предприятий для дальнейшего развития отрасли животноводства. По нашему мнению, основную роль в регулировании ценового диспаритета должен выполнять механизм государственного субсидирования.

Для повышения продуктивности скота и птицы и увеличения производства продукции животноводства до объемов, позволяющих удовлетворить спрос населения Курской области и увеличить вывоз продукции за пределы региона, необходимо увеличить затраты по сравнению с фактической величины в расчете на 1 гол. скота, улучшить структуру затрат и повысить эффективность использования производственных ресурсов [10, 11]. Опережающий рост продуктивности позволит снизить сопоставимый уровень себестоимости продукции животноводства (таблица 1).

Необходимость увеличения затрат должно учитываться и при обосновании объемов государственных субсидий. В России, в отличие от западных стран, в связи с низким уровнем развития сельского хозяйства, в начале прогнозного периода государственное регулирование производства продукции животноводства должно быть ориентировано на поддержку менее эффективных хозяйств для преодоления их дифференциации по уровню развития и повышения общего уровня рентабельности сельскохозяйственного производства.

По нашему мнению государственные субсидии должны выделяться преимущественно убыточным и низкорентабельным группам хозяйств. Рентабельность производст-

ва свыше 20 % является достаточной для ведения расширенного производства. Эти хозяйства могут увеличить затраты, необходимые для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных за счет прибыли и в государственной помощи нуждаются значительно меньше. Кроме того рассматриваемая группа хозяйств является более привлекательной для инвесторов и может расширить производство за счет привлеченных инвестиций.

Таблица 1 - Фактические и проектные затраты и себестоимость животноводческой продукции в

Показатели Группы хозяйств с разным уровнем рентабельности животноводства В целом по совокупности хозяйств

свыше 20% 0-20% убыточные

Затраты на 1 гол., тыс. руб. Фактические в 2013 г.: крупного рогатого скота 10,5 14,7 25,2 22,1

свиней на откорме 7,3 12,4 15,6 10,5

коров 53,3 62,3 87,7 65,1

Проектные на 2020 г. : крупного рогатого скота 11,6 16,0 25,3 22,5

свиней на откорме 12,0 18,9 23,0 16,2

коров 60,9 67,9 88,4 70,5

Себестоимость 1 ц, руб. Фактическая в 2013 г.: прироста живой массы крупного рогатого скота 6284 10237 17157 14994

свиней на откорме 3204 5184 7349 4637

молока 1024 1397 2111 1427

Проектная на 2020 г.": прироста живой массы крупного рогатого скота 4039 6169 9589 8492

свиней на откорме 3765 5733 7848 5185

молока 694 921 1328 932

в ценах 2013 г.

Государственные субсидии в группе убыточных хозяйств должны быть такой величины, что бы они могли окупить издержки предыдущего периода и сформировать необходимые финансовые ресурсы для осуществления производства в текущем году, преодолев убыточность производства (рисунок 1).

18000 16000

14000 -

& 12000 -

ЭЕ X 10000 -

а 8000 -

ч? 6000 -

и 4000 -

2000 -

□ 2016 г.

□ 2018 г

□ 2020 г

а

ш:

на 1 гол. крупного коров рогатого скота

на 1 ц молока

прироста живой массы крупного рогатого скота

Рисунок 1 - Государственные субсидии в прогнозном периоде в группе сельскохозяйственных предприятий Курской области с убыточным производством продукции животноводства

0

Уровень субсидий, выделяемых хозяйствам с низким уровнем рентабельности в животноводстве, должен обеспечивать уровень рентабельности, достаточный для ведения простого воспроизводства во всех отраслях животноводства (рисунок 2).

ю

1200 1000 > 800 600 400 200 0

ш

□ на 1 гол. крупного рогатого скота

□ на 1 ц прироста живой массы крупного рогатого скота

сидий в начале прогнозного периода должно произоити значительное увеличение государственных средств в расчете на 1 ц продукции, а затем их снижение в дальнейшем (таблица 2).

Однако за счет опережающего роста продуктивности сельскохозяйственных животных над затратами произойдет снижение себестоимости 1 ц продукции. Кроме того значительно увеличится объем валовой продукции скотоводства: прирост живой массы крупного рогатого скота увеличиться более на 63%, надой молока - на 57%. Возрастет уровень экономической эффективности производства продукции животноводства: прибыль от реализации молока возрастет на 406 млн. руб., вместо убытков от производства живой массы крупного рогатого скота будет получена прибыль.

Таблица 2 - Распределение государственных субсидий по видам продукции в фактическом и прогнозном периоде в сельскохозяйственных предприятиях Курской области,

Рисунок 2 - Государственные субсидии в прогнозном периоде в группе сельскохозяйственных предприятий Курской области с низким уровнем рентабельности

Однако увеличение субсидий для хозяйств с убыточным животноводством и низким уровнем рентабельности может быть причиной ухудшения их хозяйственной деятельности в силу нецелевого использования государственных средств. В связи с этим государство ежегодно должно проводить мониторинг хозяйственной деятельности субсидируемых предприятий и государственная поддержка должна выделяться по результатам данного мониторинга. Показателем эффективности работы сельскохозяйственных предприятий должен быть рост уровня продуктивности сельскохозяйственных животных.

В целом по совокупности хозяйств Курской области при реализации предлагаемого варианта выделения суб-

Вид продукции Фактически в 2013 г. Прогноз на

2016 г. 2018 г. 2020 г.

Живой вес крупного рогатого скота 116 3789 3143 2515

Живой вес свиней 231 272 234 176

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молоко 9 94 80 65

Стоимость товарной продукции животноводства вырастет на 17,7%, прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции - более чем в 2 раза, рентабельность сельскохозяйственного производства - на 10,3% (таблица 3).

Увеличение прибыли сельскохозяйственных предприятий будет способствовать их развитию, позволит увеличить заработную плату работников сельского хозяйства, решить социальные вопросы.

Таблица 3 - Фактический и прогнозный объем и эффективность производства продукции животноводства в

Фактические в 2013г Проектные на 2020 г.

Валовое Стоимость Прибыль от Уровень Валовое Стоимость Прибыль от Уровень

Вид продукции производ- товарной реализации рентабель- производ- товарной реализации рента-

ство, тыс. т продукции, продукции, ности, % ство, тыс. т продукции, продукции, бельно-

млн. руб. млн. руб. млн. руб. млн. руб. сти, %

Прирост живой массы:

крупного рогатого скота 9,3 777 -607 -43,9 15,2 1270 64 5,3

свиней 155,8 9876 2193 28,5 180 11410 3020 36,0

Молоко 156,1 2061 118 6,1 245,1 3236 562 21,0

Всего производство живот-

новодческой продукции х 18113 1722 10,5 х 21315 3664 20,8

Таким образом, выделение государственных субсидий для развития животноводства, касающееся в первую очередь низкорентабельных хозяйств и хозяйств с убытками в этой отрасли, позволит повысить продуктивность животных, увеличить их поголовье и произвести объем продукции скотоводства, необходимый для удовлетворения потребностей населения региона, а продукции свиноводства, кроме того, и для вывоза за пределы Курской области. Рост эффективности производства продукции животноводства создаст предпосылки для расширенного воспроизводства в отрасли.

Список использованных источников 1 Беспахотный Г. Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 10. - С. 27-32.

2 Боговиз А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - .№4. - С. 3-6.

3 Борхунов Н. Региональные особенности государственной поддержки сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. - 2010. - №5. - С. 47-54.

4 Братцев В. Государственное регулирование сельского хозяйства России // АПК: Экономика управление. - 2012. - №6.-С.45-52

5 Буздалов И. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки /АПК: Экономика, управление. - 2009-№4 - С. 3-15

6 Гатаулина Е. А. Влияние государственной поддержки и биоклиматического потенциала на развитие сельского хозяйства в субъектах РФ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №4.- С. 40-42.

7 Голубев А. Особенности господдержки сельского хозяйства в России // Вопросы экономики. - 2012. - №1. - С. 115-126.

2016 г

2018 г

2020 г

8 Наумкин А.В. Совершенствование форм и методов господдержки развития сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №3. - С. 33-37.

9 Векленко В.И., Булгакова М.М., Солошенко Р.В., Долгополов В.А. Повышение рентабельности сельскохозяйственного производства //Аграрная наука. - 2008. - № 3. - С. 2-4.

10 Векленко В.И., Петренко Н.Н. Прогнозирование инновационного развития Курской области // Вестник

Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2013. - № 6. - С. 2-4.

11 Векленко В.И., Солошенко Р.В., Сокпаков К.С. Интенсификация сельскохозяйственного производства // Аграрная наука. - 2005. - № 2. - С. 6-7.

Информация об авторе Кононов Виктор Юрьевич, аспирант ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712) 53-14-25.

REASONABLE DIFFERENTIATED STATE SUPPORT TO LIVESTOCK PRODUCTION

V. Yu. Kononov

Abstract. The article presents the author's definition of the state regulation of livestock production. On the basis of the analysis of development of production of livestock products revealed that the level of profitability remains low. It is proved that in order to increase the productivity of livestock and poultry and livestock production requires increase in production costs, the share of public subsidies, which must increase. Subsidies should primarily concern the unprofitable and low-profit farms.

Keywords: animal husbandry, government regulation, costs, productivity, production, subsidies, profitability.

КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Т.А. Казимирова, Л.В. Лебедько

Аннотация. Рассмотрены вопросы финансово-кредитного регулирования в системе АПК Брянской области в частности особенности кредитования и в разрезе видов и форм кредита с элементами субсидирования процентной ставки. Проанализирован объём кредитных ресурсов направленных в сферу АПК в разрезе банков.

Ключевые слова: кредит, формы кредитования процентная ставка по кредитам, субсидирование процентной ставки, банк, овердрафт.

Система кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей основана на предоставлении различных кредитных продуктов как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Привлекательностью кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей выступает субсидирование процентных ставок по предоставляемым кредитам, например в данный перечень входят:

1. Кредиты на проведение сезонных работ под залог продукции будущего урожая сельскохозяйственных культур. Предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам или физическим лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя) либо иным субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим производство продукции растениеводства, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам

2. В рамках Программы «Кредит на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных под его залог» инвестиционные кредиты предоставляются на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных:

- племенного молодняка сельскохозяйственных животных следующих видов: крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота, лошадей - у отечественных организаций по племенному животноводству (племенных заводов, племенных репродукторов, региональных предприятий по племенной работе (ФГУП) и др.) и зарубежных поставщиков, занимающихся выращиванием племенных животных и являющихся членами ассоциаций или союзов, осуществляющих деятельность в области развития племенного животноводства, и/или профессиональных экспортеров племенных сельскохозяйственных животных;

- товарного (не имеющего племенного свидетельства) молодняка сельскохозяйственных животных, ис-

пользуемого исключительно для целей создания основного стада/воспроизводства, следующих видов: крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота, лошадей - только у отечественных поставщиков.

Инвестиционные кредиты предоставляются на срок до 5-ти лет, с возможным льготным периодом по погашению основной суммы кредита - до 24-ти месяцев с даты выдачи кредита. Уплата процентов и основного долга по кредиту осуществляется ежемесячными или ежеквартальными платежами. Максимальная сумма кредита составляет не более 80% от договорной (контрактной) стоимости закупаемого молодняка животных. Не менее 20% от договорной (контрактной) стоимости закупаемого молодняка животных - оплачивается Заемщиком за счет собственных средств.

3. Кредиты на создание семейных ферм и/или цехов по переработке продукции животноводства. Предоставление кредитов в рамках данной программы призвано решить задачи увеличения объема производства отечественного молока, мяса, увеличения поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, относящихся к приоритетным целям развития АПК России.

В настоящее время широкое распространение получают современные формы кредитования: овердрафт, вексельный кредит

Кредитование Банком расчетного счета Клиента (овердрафт) осуществляется путем оплаты платежных (расчетных) документов с расчетного счета при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств для оплаты: платежных поручений, аккредитивов заемщика, чеков на получение наличных денег, акцептованных заемщиком платежных требований, платежных требований на безакцептное списание.

Не подлежат исполнению за счет овердрафта платежные поручения заемщика на погашение задолженности по кредитам и займам, предоставленным банком или третьими лицами, и выставленные третьими лицами инкассовые поручения.

Для рассмотрения возможности предоставления лимита овердрафта по счету заёмщик должен удовлетворять следующим основным требованиям:

-время осуществления основной хозяйственной деятельности (с даты регистрации) не менее 1 (одного) года;

-наличие среднемесячных чистых кредитовых оборотов по расчетному счету Клиента в Банке и/или дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.