Научная статья на тему 'Обоснование диагностических параметров автомобильных генераторных установок'

Обоснование диагностических параметров автомобильных генераторных установок Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
734
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА / СТРУКТУРНЫЙ ПАРАМЕТР / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПАРАМЕТР / AUTOMOBILE GENERATOR SETTINGS / STRUCTURAL PARAMETER / DIAGNOSTIC PARAMETER

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пузаков Андрей Владимирович

В статье приводится обоснование диагностических параметров, характеризующих работоспособность автомобильной генераторной установки. Рассмотрено взаимодействие структурных и диагностических параметров и установлен диапазон значений структурных параметров, превышение которого ведет к изменению диагностического параметра. Предложено оценивать состояние генераторной установки по величине размаха выходного напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF AUTOMOBILE GENERATOR SETTINGS DIAGNOSTIC PARAMETERS

Justification of the diagnostic parameters characterizing operability of automobile generating installation is given in article. Interaction of structural and diagnostic parameters is considered and the range of structural parameters values which excess conducts to change of diagnostic parameter is established. It is offered to estimate a condition of generating installation in size of scope of output tension.

Текст научной работы на тему «Обоснование диагностических параметров автомобильных генераторных установок»

УДК 629.33

Пузаков А.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: And-rew78@yandex.ru

ОБОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК

В статье приводится обоснование диагностических параметров, характеризующих работоспособность автомобильной генераторной установки. Рассмотрено взаимодействие структурных и диагностических параметров и установлен диапазон значений структурных параметров, превышение которого ведет к изменению диагностического параметра. Предложено оценивать состояние генераторной установки по величине размаха выходного напряжения.

Ключевые слова: автомобильная генераторная установка, структурный параметр, диагностический параметр.

Электрооборудование современного автомобиля представляет собой разветвленную сеть последовательно или параллельно включенных источников и потребителей электрической энергии [1]. Несмотря на то, что источниками энергии являются и генераторная установка, и аккумуляторная батарея, за основной источник энергии принимают автомобильный генератор. Современная генераторная установка, объединяющая в своем составе генератор и регулятор напряжения, это достаточно надежное устройство, почти не требующее технического обслуживания в процессе эксплуатации (за исключением замены щеток). Внезапный отказ генераторной установки не оказывает негативного влияния на безопасность движения и работу других агрегатов автомобиля, поскольку питание продолжает обеспечивать аккумуляторная батарея. Однако, агрегаты современного автомобиля обладают большим электропотреблением, и отказ генератора приводит к прекращению транспортного процесса, поскольку аккумуляторная батарея не способна обеспечивать питанием бортовую сеть больше 30-40 минут. Кроме того, такой режим работы неблагоприятно сказывается на самой батарее.

Следовательно, возникает необходимость в контроле состояния генераторной установки. В руководствах по эксплуатации транспортных средств оценку состояния генераторной установки предлагается проводить с помощью средств приборной панели автомобиля (амперметра, вольтметра - в устаревших моделях, или контрольной лампы). Контрольная лампа позволяет выявить лишь одну из неисправностей генераторной установки - обрыв обмотки ротора, то есть несет сообщение «Генератор неисправен». Более информативными являются

амперметр и вольтметр, но тот факт, что генератор работает параллельно с аккумуляторной батареей, существенно снижает возможность своевременного определения симптомов нештатной работы генератора.

Таким образом, актуальной является задача прогнозирования работоспособности генераторной установки автомобиля, решаемая с помощью специальных способов и средств диагностирования.

Цель данной статьи является выбор и обоснование диагностического параметра, характеризующего работоспособное состояние генераторной установки.

На сегодняшний день сложилась определенная система выбора диагностического параметра изделий и систем электрооборудования, выполняемая в следующем порядке [2]:

- выявляют наиболее часто повторяющиеся отказы и повреждения по результатам эксплуатации;

- анализируют причинно-следственные связи неработоспособных или исправных элементов изделия и его выходных параметров;

- составляют блок-схему причинно-следственных связей по цепи: агрегат или сборочная единица — сопряжение или элемент — структурный параметр — характер неисправности — симптом — диагностический параметр.

Из рисунка 1 следует, что наибольшая часть отказов приходится на регулятор напряжения (29%), который в современных генераторных установках конструктивно объединяет щеткодержатель и собственно регулятор напряжения, и выпрямительный блок (21%). Остальные неисправности сводятся к обмоткам ротора и статора (суммарно 41%) и механическим частям генератора.

Причинами возникновения вышеуказанных неисправностей являются:

- износ и коррозия (износ щеток и подшипников) от 18 до 25%;

- низкое качество изготовления комплектующих, от 10 до 20% в зависимости от модели;

- нарушение правил эксплуатации или работа вне установленных нормативами режимов, от 20 до 35%;

- внешние факторы (вода и другие жидкости, высокая температура, грязь, песок, дорожная «химия») от 25 до 40%.

Уровни поиска неисправностей определяем по следующей схеме:

1) детали и сборочные единицы, из которых состоит автомобильная генераторная установка;

2) сопряжение или элемент генераторной установки или её сборочных единиц, подвергаемых в процессе эксплуатации воздействию дестабилизирующих факторов (например, температура, влажность и вибрация);

3) структурные параметры, характеризующие исправность или работоспособность элементов или сопряжений генераторной установки;

4) возможные состояния неисправности и неработоспособности;

5) симптомы состояний неисправности и неработоспособности;

6) возможные диагностические параметры, чувствительные к изменению структурных параметров.

Рассмотрим блок-схему уровней поиска неисправностей и причинно-следственных связей на примере автомобильной генераторной установки (рисунок 2).

1-й уровень:

1-1 - подшипники генератора; 1-2 - ротор генератора в сборе; 1-3 - щеткодержатель со встроенным регулятором напряжения; 1-4 - выпрямительный блок; 1-5 - статор генератора в сборе.

2-й уровень:

2-1 - сопряжение вал ротора - подшипники; 2-2 - сопряжение обмотка ротора - контактные кольца; 2-3 - сопряжение вал ротора -контактные кольца; 2-4 - сопряжение обмотка ротора - корпус ротора; 2-5 - сопряжение щётки - контактные кольца; 2-6 - сопряжение щётки - регулятор напряжения; 2-7 - сопряжение конденсатор - регулятор напряжения; 2-8 - сопряжение выпрямительный блок - регулятор напряжения; 2-9 - сопряжение обмотка статора - выпрямительный блок; 2-10 - сопряжение обмотка статора - статор.

3-й уровень:

3-1 - посадка подшипников; 3-2 - сопротивление обмотки ротора; 3-3 - сопротивление изо-

Рисунок 1. Распределение неисправностей автомобильных генераторных установок

по данным эксплуатации

ляции контактных колец; 3-4 - сопротивление изоляции обмотки ротора; 3-5 - сопротивление между щётками и контактными кольцами; 3-6 -целостность соединений внутри щёткодержателя/регулятора напряжения; 3-7 - сопротивление провода конденсатор - регулятор напряжения; 3-8 - ёмкость конденсатора; 3-9 - сопротивление между выпрямителем и щёткодержателем;

3-10 - сопротивление диодов выпрямительного блока; 3-11 - сопротивление между обмотками статора и выпрямительным блоком; 3-12 - сопротивление фаз обмотки статора; 3-13 - сопротивление изоляции обмоток статора; 3-14 - зазор между ротором и статором.

4-й уровень:

4-1 - износ подшипников генератора;

4-2 - межвитковые замыкания обмотки ротора; 4-3 - нарушение контакта в месте пайки выводов обмотки ротора к контактным кольцам; 4-4 - обрыв обмотки ротора; 4-5 - замыкание обмотки ротора на корпус; 4-6 - ослабление пружин щеткодержателя; 4-7 - окисление поверхности контактных колец; 4-8 - замасливание поверхности контактных колец; 4-9 - зависание щеток; 4-10 - износ щеток; 4-11 - обрыв щеточных поводков; 4-12 - отказ регулятора напряжения; 4-13 - обрыв провода кон-

денсатора; 4-14 - пробой конденсатора; 4-15 -нарушение пайки; 4-16 - пробой диодов выпрямителя; 4-7 - обрыв внутренней цепи диодов выпрямителя; 4-18 - нарушение пайки; 4-19 - обрыв фазных обмоток статора; 4-20 -межвитковые замыкания в обмотках статора; 4-21 - замыкание обмоток статора на корпус;

4-22 - задевание ротора за статор. 5-й уровень:

5-1 - снижение величины выходного напряжения; 5-2 - повышение температуры обмоток;

5-3 - отсутствие выходного напряжения; 5-4 -повышение величины выходного напряжения;

5-5 - повышенный шум при работе; 5-6 - отклонение формы выходного напряжения.

6-й уровень:

6-1 - температура обмоток генератора;

6-2 - величина и форма выходного напряжения; 6-3 - уровень шума при работе.

Параметры шестого уровня определяют непосредственно на автомобиле без разборки и снятия генераторной установки с двигателя.

Таким образом, получены три диагностических параметра, характеризующие работоспособность генераторной установки, однако уровень шума позволяет оценить лишь состояние механической части генератора, а температура обмо-

Рисунок 2. Блок-схема причинно-следственных связей и уровни поиска неисправностей автомобильной генераторной установки

ток не обладает достаточной чувствительностью, поскольку при нормальной работе обмотки нагреваются до 70оС и более и перегрев на уровне 5оС сложно диагностировать. Поэтому в качестве основного диагностического параметра принимаем величину и форму выходного напряжения генераторной установки.

Установлена качественная взаимосвязь структурных и диагностических параметров генераторной установки, однако для определения влияния того или иного структурного параметра на величину и форму выходного напряжения необходимо установить количественные характеристики их взаимодействия.

В процессе экспериментальных исследований на базе лаборатории «Электрооборудование автомобилей» транспортного факультета Оренбургского государственного университета, были определены диапазоны значений структурных параметров, в которых наблюдается или не наблюдается изменение величины и формы выходного напряжения генераторной установки. Результаты были сведены в таблицу 1.

Исходя из данных таблицы 1, условие работоспособности генераторной установки можно представить в виде:

Яр > 0,85 ■ Ярн Яикк > 10 кОм Яиор > 10 кОм Ящк > 0,1 кОм Ящ < 10 кОм Явщ < 0,1 кОм 10 кОм > Rд > 0,1 Ом Лев < 0,1 кОм Яе > 0,85 ■ Rен Лиое > 10 кОм

иВЫх = /

(14,2 - 14,8)В (1)

Несоблюдение условий в скобках приводит к отклонению диагностического параметра иеых за пределы допустимых значений. Гораздо сложнее оценить отклонение формы выходного напряжения. Для этой цели принято использовать осциллографы, как переносные, так и стационарные, причем только первые могут использоваться для диагностирования генераторной установки непосредственно на автомобиле. Многочисленные источники [3], [4] описывают осциллограммы исправных генерато-

Таблица 1. Диапазон значений структурных параметров

Наименование структурного параметра Диапазон значений Причина изменения Влияние на диагностический параметр

1. Сопротивление обмотки ротора < 0,85-Ярн Межвитковые замыкания ивых ^

2. Сопротивление изоляции контактных колец Яикк < 10 кОм Пробой изоляции ивых=0

3. Сопротивление изоляции обмотки ротора Яиор < 10 кОм Пробой изоляции ивых=0

4. Сопротивление между щётками и контактными кольцами ЯщК > 0,1 Ом Нарушение контакта ивых ^ , изменение формы

5. Целостность соединений внутри щёткодержателя/регулятора напряжения > 10 кОм Отказ щёткодержателя/регулятора напряжения ивых=0 ивых

6. Сопротивление провода конденсатор - регулятор напряжения, ёмкость конденсатора Япк > 10 кОм, С < 0,85-Сн Обрыв провода, пробой конденсатора Изменение формы

7. Сопротивление между выпрямителем и щёткодержателем Явщ > 0,1 Ом Нарушение контакта ивых ^ ивых=0

8. Сопротивление диодов выпрямительного блока 10 кОм < Rд < 0,1 Ом Пробой диода, обрыв цепи диода Изменение формы, ивых ивых=0

9. Сопротивление между обмотками статора и выпрямительным блоком Ясв > 0,1 Ом Нарушение контакта ивых ^ ивых=0

10. Сопротивление фаз обмотки статора < 0,85-КСн Межвитковые замыкания ивых ^

11. Сопротивление изоляции обмоток статора Яиос < 10 кОм Пробой изоляции ивых=0

а) неисправная генераторная установка б) исправная генераторная установка

Рисунок 3. Осциллограммы выходного напряжения генераторной установки

ров, и с возникшими неисправностями, однако их многообразие затрудняет формализацию и математическое описание.

Большинство осциллограмм имеет форму, показанную на рисунке 3, разница заключается в количестве и размерах характерных «пиков» и «провалов», в тоже время при отсутствии неисправностей выходное напряжение представляет практически прямую линию.

Таким образом, сравнивая осциллограммы, и привлекая термины метрологии и теории измерений [7] можно сделать вывод, что основным отличием формы выходного напряжения исправной генераторной установки является малая величина размаха (см. рисунок 4).

Размах сигнала (Хр) - разность между максимальным и минимальным значениями сигнала на протяжении заданного интервала времени: Хр=Хтах-Хтт=Хв.в.+Хв.н. (2) Ряд проведенных экспериментов показал, что размах выходного напряжения исправной генераторной установки не превышает 0,2 В, а возникновение неисправностей приводит к зна-

чительному увеличению размаха (до 8,2 В), причем амплитуда напряжения может практически не измениться.

Тогда условие работоспособности (1) следует расширить:

и = /

Ящк < 0,1 Ом Япк > 10 кОм С > 0,85 ■ Сн 10кОм > Яд > 0,1 Ом

^ Хр < 0,2 В . (3)

Рисунок 4. Параметры измеряемых сигналов

Выводы:

1. Для сокращения простоев автомобилей и предотвращения внезапных отказов необходимо осуществлять контроль текущего состояния генераторных установок.

2. Анализ взаимосвязей структурных и диагностических параметров генераторной установки позволил выделить в качестве наиболее информативных параметров амплитуду и форму выходного напряжения.

3. Проведенные исследования позволили установить диапазон влияния структурных параметров на диагностические параметры.

4. Сравнение формы осциллограмм выходного напряжения генераторных установок показало, что выводы об их исправности/неисправности можно сделать на основе измерения размаха сигнала.

5. В дальнейшем, на основе обработки полученной информации предполагается прогнозирование текущей работоспособности и остаточного ресурса автомобильных генераторных установок.

6.06. 2014

Список литературы:

1. Сергеев, А.Г. Диагностирование электрооборудования автомобилей /А.Г. Сергеев, В.Е. Ютт. - М.: Транспорт, 1987. - 159 с.

2. Набоких, В.А. Диагностика электрооборудования автомобилей и тракторов: Учебное пособие / В.А. Набоких. -М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с.

3. Постоловский, В.Д. Диагностика автомобильных генераторов / В.Д. Постоловский // Автомастер - 2009. - №5. - С. 15-18.

4. Передерий, А.Н. Генератор без загадок / А.Н. Передерий // Автомастер - 2010. - №2. - С. 15-17.

5. Пузаков, А.В. Метод диагностики генераторных установок / А.В. Пузаков // Повышение эффективности эксплуатации автотранспортных средств на основе современных методов диагностирования: материалы междунар. научн.-практ. конф.-Иркутск: ИрГТУ, 2007.- C. 197-199

6. Пузаков, А.В. Совершенствование диагностики генераторных установок автомобилей / А.В. Пузаков, Е.В. Бондаренко, А.М. Федотов // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы Х междунар. научн.-практ. конф. -Оренбург: ОГУ, 2011. - C. 246-249

7. Козлов, М.Г. Метрология и стандартизация: Учебник / М.Г. Козлов- СПб.: Изд-во «Петербургский ин-т печати», 2001. -372 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зарандия, Ж.А. Диагностирование генераторных установок автомобилей / Ж.А. Зарандия, В.Д. Рогачев, В.В. Нечаев // Вестник ТГТУ - 2004. - Том 10. - С. 1109-1112

Сведения об авторе:

Пузаков Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей транспортного факультета Оренбургского государственного университета

460000, г. Оренбург, пр-т Победы, 149, ауд. 10302, тел. (3532) 912224, е-mail: And-rew78@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.