Научная статья на тему 'Обоснование алгоритма принятия решения создания ТОСЭР в Российской Федерации'

Обоснование алгоритма принятия решения создания ТОСЭР в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / THE TERRITORY OF THE ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / DECISION-MAKING ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Александр Сергеевич

В статье автором затронута основная проблема развития территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Российской Федерации в виде отсутствия универсального алгоритма по созданию таких территорий. Представленный алгоритм принятия решения по созданию территории опережающего социально-экономического развития автор предлагает использовать как универсальную пошаговую инструкцию по созданию данного регионального экономического инструмента по всей территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IJustification of an algorithm of decision-making of creation of TOSER in the Russian Federation

In the article the author touches upon the main problem of the development of territories of advanced socio-economic development in the regions of the Russian Federation in the form of the lack of a universal algorithm for the creation of such territories. The presented algorithm of decision-making on creation of the territory of the advancing social and economic development, the author suggests to use as the universal step-by-step instruction on creation of this regional economic tool across all territory of the country.

Текст научной работы на тему «Обоснование алгоритма принятия решения создания ТОСЭР в Российской Федерации»



LH

s ^

о

LH

фективных моделей опережающего социально-экономического развития имеют безупречный механизм обеспечения экономической безопасности, именно за счет нивелирования и предупреждения возникновения рисков и угроз личности, обществу и государству. Именно поэтому их опыт является чрезвычайно полезным и его необходимо использовать при развитии собственного государства.

Примечания:

1. Харрорд Р.К. Теории экономической динами кн. - М., 2010,- 196 с.

2. Соложенцов Е.Д. О создании научных центров "ИЗ - технологии е экономике" / £.Д. Соложенцев // Моделирование и анализ безопасности и рис

ка 8 сложных системах / Тр. Межд. науч. школы МЛ БР-2010 г. Санкт-Петербург, 6-10 июля, 2010 г. - СПб.: ГУАП. Спб, 201 7. - С. 27-34.

3. Даниелян A.B. Трансформация экономических интересов и их реализация Q условиях рыночных преобразований / A.B. Даниелян: дис.... канд. экон. наук. Ставрополь, 2009, - С. 17-18.

4. Соколинская Ю.М. Категориальный анализ е системе обеспечения экономической безопасности И Всероссийская заочная научио-практичес-кая конференция "Современные кадровые тех нолотии е управлении предприятием" - Тамбов г Изд-во П'У имени Г.Р.Державина, 2015,- С 72-82.

5. Кузнецов В.Н. Динамика формирования социологии культуры безопасности И Безопасность Евразии. 2011.- №4. - С 691-723.

X о

X

о ^

й

#

# *

¡JUSTIFICATION OF AN ALGORITHM OF DECfSION-MAKiNG OF CREATION OF TOSER IN THE RUSSIAN FEDERATION Frotov Alexander Sergeevich, Postgraduate student, Department of Accounting, Analysis and Audit, North-Caucasus Federal University, Stavropol

In the article the author touches upon the main problem of the development of territories of advanced socioeconomic development in the regions of the Russian Federation in the form of the lack of a universal algorithm for the creation of such territories, The presented algorithm of decision-making on creation of the territory of the advancing social and economic development, the author suggests to use as the universal step-by-step instruction on creation of this regional economic too! across all territory of the country

384 Keywords: the territory of the advancing social and economic development; the region; decision-making algorithm.

УДК 338.23 ВАК РФ 08.00.05

0 Фролов А, С., 2019

ОБОСНОВАНИЕ АЛГОРИТМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СОЗДАНИЯ ТОСЭР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в статье автором затронута основная проблема развития территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Российской Федерации в виде отсутствия универсального алгоритма по созданию таких территорий. Представленный алгоритм принятия решения по созданию территории опережающего социально экономического развития автор предлагает исполь-зова ть как универсальную пошаговую инструкцию по созданию данного регионального экономического инструмента по всей территории страны. Ключевые слова: территория опережающего социально-экономического развития; регион; алгоритм принятия решения.

ФРОЛОВ Александр Сергеевич, аспирант, кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Территории опережающего социально-экономического развития для экономики Российской Федерации в нынешних условиях санкций и постоянного геополитического давления являются определенным "ключом" для решения проблем как в регионах, так и страны в целом.

Данный инструмент является относительно новым, имеющий недостаточно проработанную законодательную базу в научном и практическом плане.

В сущности, если опираться на закон № 473 - ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29 декабря 2014 года, то территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), по своей сути, является инструментом, который должен привлекать инвесторов для создания определенных, согласно условиями ТОСЭР, производств, а также инфраструктуры для производств и для населения, пред-

ставляющего собой потенциальную рабочую силу для инвесторов [1),

Актуальной проблемой создания механизма формирования ТОСЭР является алгоритме« создания на определенной территории. В вы-шеупомянутом законе данный алгоритм указан частично в виде тезисов, не имеющих графического отражения: большая часть закона содержит основные принципы, характеристики, особенности ТОСЭР [2].

На рисунке 1 представлена схема реконструируемого нами алгоритма принятия решения о создании ТОСЭР. Блок 1 в разработанном алгоритме опирается на стратегию социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации

Блок 1 в алгоритме представляет собой исходный этап создания ТОСЭР, включающий в себя элементы со 2 по 4 включительно, которые и несут в себе исходные тезисы по созданию ТОСЭР на определенной территории.

Элемент 2 опирается на программу развития страны 2030, включающая в себя программу развития регионов различными инструментами, одним из которых является создание ТОСЭР.

Элемент 3 имеет территориальную основу, так как для каждой отдельной территории, а именно для региона разрабатывается индивидуальная стратегия развития, которая учитывает множество факторов: природно-климатические условия; транспорт-

------•■ч ную инфраструктуру; наличие

\ природных ресурсов (именно ре-

Рисунок 1- Алгоритм принятия решения о создании ТОСЭР

Данная стратегия включает 8 себя цели, приоритеты и задачи по развитию социально-экономического развития регионов в долгосрочной перспективе, что соответствует официальной терминологической трактовке ТОСЭР, которую содержит в себе указанный ранее закон.

ОУ

т—I

0

СИ _р

X

1

си

ел 2

сурсов, так как плодородные земли тоже следует относить к ресур- ■ сам, а производство продукции АПК имеет схожие принципы с промышленностью); национально - культурные особенности населения.

Элемент 4 в представляемом алгоритме существует отдельно, так как элементы 2 и 3 несут в себе причинно-следственную связь, а вот принятие решения по созданию ТОСЭР, может быть, как положительным, так и отрицательным, так как возможно использование другого инструмента по развитию той или иной территории который будет более рентабелен, чем ТОСЭР.

Следующий блок под номером

5 разработанного нами алгоритма является "подготовительным", который включает в себя этапы 6 и 9, имеющие определенную пошаговую структуру выполнения.

Предварительный этап создания, представленный в алгоритме

6 элементом, включает 2 поэтапных действия (этапы 7 и 8). Этап 6

является основой для перехода к аналитике и корректировке потенциальных проектов резидентов ТОСЭР.

Этап 7 представляет собой "Подготовительные мероприятия и проведение форума предпринимателей, которые планируют участие в ТОСЭР". Данный элемент включает себя несколько отдельных действий. Первый этап представляет сбор наиболее активного пред-

к^ Г

Ё

385

s

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о

rt

■X

■X *

386

принимательского состава на форум или конференцию при региональной Торгово-промышленной палате или ином другом центре по развитию предпринимательства. На этом мероприятии поднимаются вопросы по развитию инфраструктуры, реализации проектов дальнейшего развития региона. Кроме того, рассматриваются варианты по созданию такого регионального инструмента какТОСЭР, которая содержит в себе определенные льготы и преференции. Необходимо отметить, что обязательными приглашенными на такого рода мероприятия должны быть: руководители производственных предприятий региона, главы фермерских кооперативов, собственники торговых предприятий, которые имеют мощности для переработки продукции, представители сообществ предпринимателей, отдельные крупные предприниматели [3].

В элементе 8, который мы решили выделить отдельный этапом алгоритма, подразумевает предоставление инвесторами бизнес-планов развития. Этот этап может быть задействован и в 7 элементе, в период конференции, где предприниматели уже предлагают свои проекты бизнес-планов. 8 ином случае, предоставление бизнес - планов будет осуществляться в отдельном порядке. В большинстве случаев презентация бизнес - плана в индивидуальном порядке представляет защиту интеллектуальной собственности, которую в период общей конференции могут позаимствовать другие. Резидентом ТОСЭР не может стать каждый предприниматель или предприятие, внесшие денежный взнос, зафиксированный в законе о ТОСЭР. Резидент должен предоставить грамотный план развития своей деятельности в ТОСЭР.

После реализации этапов 6-8, опираясь на рисунок 1, рассмотрим 9 этап алгоритма: "Аналитика и корректировка проектов развития, бизнес - планов инвесторов и иных инвестиционных предложений". Данный пункт предлагаемого нами алгоритма содержит в себе ряд последовательных действий, которые отражены в блоках 10-15 включительно.

Этап 10 данного алгоритмам именно: "запрос потребностей в основных ресурсах у инвесторов" представляет собой запрос и анализ полученных потребностей инвесторов, наиболее часто используемые различные материальные и энергетические ресурсы. Другими словами, мощность и напряжение в электросетях, газоснабжении, наличие водных ресурсов различных категорий, логистическая структура территории.

Следующий этап, под номером 11, именуемый как: "Агрегация показателей развития и отраслевой диверсификации территории" представляет собой аналитическую основу алгоритма принятия решения о создании ТОСЭР. На данном этапе должна быть произведена индивидуальная проработка проекта с каждым предприятием (инвестором) контрольно-организационными органами. Инициатор должен предоставить исходные или расчетные данные инвестиционного проекта. Далее контрольные органы обязаны провести консолидацию полученной информации по всем инвестиционным проектам из единой базы данных, обеспечив сохранение конфиденциальности полученной информации. Основные показатели, которые требуется определить на данном этапе: выручка, объем инвестиций проекта, количество рабочих мест, налоговые отчисления, операционные затраты по проекту. Длительность этого этапа может доходить до нескольких месяцев [3].

Далее должна быть произведена сравнительная оценка проектов развития. Данное аналитическое мероприятие выделено в отдельный этап алгоритма, отраженный в виде элемента 12 - "Составление свободной таблицы (выборка) проектов развития". Этот элемент алгоритма включает следующие критерии выборки, сортировки и отбора: стоимость проекта, отдача на вложенный капитал, отдача на вложенные государственные средства по уровням бюджетов, срок окупаемости частных инвестиций в инвестиционном проекте, бюджетный эффект (налоговые поступления, выпадающие доходы), срок окупаемости бюджетных инвестиций, отраслевая принадлежность (рабочие места, влияние на индекс безработицы), отраслевой и экономический эффект(производи-тельность труда, выработка, влияние на индекс промышленного производства) и т.д. Данный вид базы данных может быть выполнен несколькими способами:

- специально создаваемый программный продукт из класса систем управления базами данных;

- с помощью систем инвестиционного планирования: Aplana, СРМ корус консалтинг и другого рода аналоги;

- с помощью программного обеспечения Microsoft Office Exce!;

- на базе программного обеспечения Альт-инвест СУММ.

Рассмотрим следующий этап, который отражен в элементе 13. Составление сводной таблицы потребностей резидентов в инфраструк-

туре обязателен, так как недостаток мощностей не даст развиваться предприятиям в зоне ТОСЭР, а только будет стажировать, что может привести к закрытию ТОСЭР, соответственно, к убыткам и снижению инвестиционной привлекательности региона, да и страны в целом.

Расположение будущих предприятий и другого рода проектов может определено с помощью ситуационного анализа и создания ситуационных планов (элемент 14 исходного алгоритма), исходя из которых предприятия-резиденты будут расположены в наиболее комфортной зоне. Вданной зоне должны быть созданы мощности для нескольких производств, общая дорожная сетка, общие электросети с аварийными трансформаторами для бесперебойной работы, общие подводящие сети (газ, вода, канализационные системы, системы очистки, если производства несут риск для окружающей среды). Кроме того, должна развиваться социальная сфера на данных территориях. Благоприятные условия (строительство жилья, льготная ипотека, новые детские сады и школы, обустройства досуговой сферы в населенных пунктах) для населения способствуют уменьшению миграции в другие регионы, а также притоку населения.

Заключительный элемент 15 подготовительного блока формирует стартовый портфель инвестиционных проектов. Кроме того, данный портфель помогает сформировать портрет предполагаемого резидента на ту или иную ТОСЭР. Портфель содержит в себе базу потенциальных резидентов, которые могут быть задействованы в создании новых продуктов на данной территории. Кроме того, можно структурировать проекты, проводить агрегацию, что также упрощает создание отчетностей о деятельности резидентов.

В предлагаемом нами алгоритме существует ключевой элемент (блок-схема 16), который имеет два исходных результата, "Положительный" результат, когда соблюдены все условия пунктов б (7 и 8) и 9 (8-15), дает право переходить к следующему этапу, который представляет собой разработку генерального плана развития территорий и расчеты укрупненными нормативами стоимости инфраструктуры создания ТОСЭР (элемент 17). Если один из предшествующих элементов не был выполнен, то следует вернуться к предшествующему блоку 5, так как не выполнение одного из пунктов может привести к несостоятельности территории опережающего социально-экономического развития и потерям определенного объе-

ма денежных средств инвесторов и федерального бюджета.

Конечный 17 блок алгоритма несет в себе проектный характер и содержит в себе элементы 18-24.

Разработка генерального плана развития территорий и расчеты укрупненными нормативами стоимости инфраструктуры создания ТОСЭР (элемент 15), включает в себя 6 поступательных шагов (элементы с 19 - 24), взаимосвязанные между собой

Представленные элементы с 19 по 24 представляют собой последовательные действия по исполнению основополагающего элемента 18, который является последним ключевым элементом всего алгоритма перед созданием ТОСЭР в регионе.

Элемент 19 - "Составление комплексного инвестиционного плана развития территорий" представляет собой ответ на два вопроса при создании ТОСЭР, а именно: что делать? и как делать? Другими словами, данный пункт дает определенные рекомендации по предупреждению критических рисков; созданию инвестиционного плана развития входящих в ТОСЭР населенных пунктов; согласованию планов развития региона с административным аппаратом страны.

Следующий шаг представлен в блоке 20 как; "Корректировка стратегии социально-экономического развития территории 2030". Данный пункт содержит в себе регулирование пла-нов развития ТОСЭР, согласно основным тезисам развития внутренней программы "Экономика - 2030". Данная программа представляет собой ни сколько развитие промышленности, а сколько сохранение и развитие человеческого интеллектуального ресурса.

Далее необходима разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) по созданию и развитию территорий и заявок в Минэкономразвития РФ (элемент 21), которое несет в себе обоснование целесообразности и необходимости создания определенного типа ТОСЭР, кроме того ТЭО может использоваться руководством ТОСЭР как бизнес-план внутреннего развития производств [3].

Элементы 22 ("Подача, сопровождение и корректировка, доработка заявки и Минэкономразвития") и 23 ("Разработка проектной и сметной документации, реконструкции и ремонт инфраструктуры") являют собой заключительные шаги по доработке и подготовке документации. Аналогично 24элемент алгоритма несет в себе окончательное принятие Постановления Правительства РФо создании ТОСЭР,

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о sc rt

■X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■X *

38S

в том числе на региональном уровне, то есть элемент 24 имеет документальный характер, в котором на всех юридических уровнях принимается решение о создание ТОСЭР.

Итогом предлагаемого алгоритма является финальный 25 элемент, который несет в себе реализацию проекта ТОСЭР в том или ином регионе, если конечно соблюдены все элементы проектного блока.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предложенный в статье алгоритм даст возможность увеличить темпы развития и создания новых ТОСЭР по стране в целом. При правильном подходе ТОСЭР может стать обыденным экономическим образованием в каждом регионе нашей необъятной страны. Также алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию по созданию ТОСЭР в регионе, которая в дальнейшем может быть использована как государственными структурами, так и предпринимателями.

Литература:

1. Федеральный закон "О территориях опережа ющего социально-экономического развития а Российской федерации" от 23.12.2014 N 473-ФЭ (последняя редакция) [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/cons/cgt/ Snlirfe:cgi?req^ocSbase=LAWSr=3l 4814&U=134Sdst= 1 000000001 iKiTKi=0.91957106133983a2#0155217854919092 / (дата обращения 16.02.2019)

2. Федеральный закон "О территориях опережа ющего социально-экономического развития а Российской федерации" от 23.12.2014 N 473-ФЭ (последняя редакция) [Электронный источник] / http://www.< onsulta nt.ru/c:ons/cgi/online.cgi?rnd= 3B2H983E7E№GDe(3C1561295EElC5ESreq==docSbase4_AWSn= 185039&dst=1000128fld=134&REFFIELCfc1348REF ЕЛ5Г==1 / (дата обращения 16.02.2019)

J. Рекомендованная процедура и последовательность действия при создании опережающего социально-экономического развития ТОР, ТОСЭР в любом муниципальном образовании любого региона Российской Федерации с 31 марта 2018 года [Электронный ресурс] - h tt р:// ре ш е и и е- ее р н о-е.рф/toser procedure (дата обращения)

A GROTOURfSM tNSTA VROPOL KRAI; EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT Fursov Victor A fexandro vich, DSc of Economics, Professor Lazareva Natalia Vyachestavovna, DSc of Economics, professor Cusch Elena Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of State and Municipal Administration, North-Caucasus Federal University, Stavropol

in article questions and problems of development of agrotourism found reflection in Stavropol Krai, By authors it is proved that the sphere of tourism has a considerable impact on economic and social development of a certain territory. For consideration of prospects of development of this type of activity theoretical aspects of the concept "agrotourism" are analysed and the author's interpretation of this term is presented. On the basis of the statistical analysis the conclusion is drawn that in the region there is a sufficient human potential for agrotourism development. The carried-out SWOT analysis of Stavropol Krai allowed authors to illustrate visually a state and the prospects of development of edge in the tourist sphere. The received results allowed to prove possible models of agrotourism in the region and also the prospects of its development in the region.

Keywords: agrotourism; regional development; Stavropol Krai; the prospects of development of agrotourism in the region.

УДК 338.23 ВАК РФ 08,00,05

АГРОТУРИЗМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

? Фурсов В.А., 2019 5 Лазарева Н.В., 2019 ЬКущЕ.Н.,2019

в статье нашли отражение вопросы и проблемы развития агротуризма в Ставропольском крае. Авторами обосновано, что сфера туризма оказывает значительное влияние на экономическое и социальное развитие определенной территории. Для рассмотрения перспектив развития данного вида деятельности проанализированы теоретические аспекты понятия "атротуризм" и представлена авторская трактовка данного термина. На основе статистического анализа сделан вывод, что в регионе существует достаточный человеческий потенциал для развития агротуризма. Проведенный 5ШОТ-анализ Ставрополь ского края позволил авторам наглядно проиллюстрировать состояние и перспективы развития края в туристской сфере. Полученные резуль таты позволили обосновать возможные модели агро туризма в крае, а также перспективы его развития в регионе.

Ключевые слова: атротуризм; региональное развитие; Ставропольский край; перспективы развития агротуризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.