Научная статья на тему 'Оборотоспособность доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью'

Оборотоспособность доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1868
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЯ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ / ПРАВО НА ДОЛЮ / СОВОКУПНЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ / ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ / AUTHORIZED CAPITAL SHARE / RIGHT TO A SHARE / JOINT PROPERTY RIGHTS OF A PROMOTER / SHARE TURNOVER IN THE AUTHORIZED CAPITAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Криволапова Людмила Валентиновна

В статье раскрываются представляющие наибольший практический интерес отношения по передаче доли в уставном капитале. Вопрос о характере права на долю в уставном капитале общества чрезвычайно трудный, важный, но не решённый в законодательстве России. Существующие положения ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» о порядке перехода долей в уставном капитале требуют изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Криволапова Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHARE TURNOVER IN THE AUTHORIZED CAPITAL OF A LIABILITY COMPANY

The relations, connected with transfer of a company's share in the authorized capital, being of great practical interest, are revealed. The problem of the nature of the right to a share in the authorized capital is an extremely complicated but a very significant one, though it has not yet been solved by the present laws in Russia. Hence the existing clauses of the Federal Law «On Liability Companies» about the transfer of authorized capital shares need to be changed.

Текст научной работы на тему «Оборотоспособность доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью»

Оборотоспособность доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью

Л.В. Криволапова, к.ю.н., Оренбургский ГАУ

Вопрос о характере права на долю в уставном капитале общества есть вопрос чрезвычайно важный, но не решённый в нашем законодательстве, практике, доктрине.

Гражданский кодекс РФ относит общества с ограниченной ответственностью к тому типу юридических лиц, в отношении имущества которых участники имеют обязательственные права (абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ). Прямое указание ГК РФ на характер этих прав не было замечено В. Лапачом, который указывает, что «применительно к долям в уставных капиталах законодатель не даёт характеристики сообщаемых ими участникам субъективных прав, не обозначая таковые ни в качестве обязательственных, ни в качестве вещных» [1].

Отношения участия в обществе с ограниченной ответственностью носят сложный экономический характер. При внесении имущества в качестве вклада в уставный капитал и передаче прав на это имущество самому обществу участники, утрачивая абсолютные права на него, тем не менее, осуществляют хозяйственное использование, управление имуществом через механизм управления обществом и наделяются для этой цели определённым комплексом прав, природа которых является предметом дискуссий.

Участник общества — обладатель доли в уставном капитале — в соответствии со ст.8 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вправе: участвовать в управлении делами общества; получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией; принимать участие в распределении прибыли; получить в случае ликвидации общества

часть имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или его стоимость. Данным субъективным правам противостоит конкретное обязанное лицо — общество, на которое возлагаются соответствующие обязанности, в частности, обязанности обеспечения возможности принятия участия в общем собрании, предоставления требуемой информации, бухгалтерской и другой документации и иные. Указанные права в литературе относят к относительным правам.

Другую группу прав, принадлежащих участнику общества, составляют права абсолютные. Так, праву продать или осуществить отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале не противостоит обязанность какого-то определённого лица или нескольких лиц. К числу абсолютных правомочий участника общества предлагается отнести и право выхода из общества. В связи с чем, по мнению учёного М.А. Москалец, права участника общества с ограниченной ответственностью следует разграничивать на права, составляющие долю в уставном капитале (относительные права), и права на долю (абсолютные права) [2].

К.И. Скловский, отмечая относительный характер возникающих у учредителя прав, одновременно высказывает сомнения в том, могут ли они быть отнесены к правам обязательственным [3].

Ряд учёных также отрицают возможность отнесения прав учредителей (участников) к обязательственным. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что отчуждение доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью по правилам Гражданского кодекса РФ об уступке прав требования невозможно.

Несомненно, для определения природы доли в уставном капитале необходим анализ

тех правомочий, которыми наделён участник общества — обладатель доли.

Права, которыми наделяется каждый участник общества, характеризует то, что они существуют в неразрывной связи друг с другом и могут быть объектом оборота только как совокупность — «доля в уставном капитале». Отдельные правомочия (например, только право на участие в управлении или только право участвовать в распределении прибыли и т.д.) не могут быть отчуждены другому лицу. Тесная связь различных прав участника в отношении общества отмечается теми исследователями, которые определяют долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью как совокупность имущественных прав [4].

Против характеристики доли только как совокупности имущественных прав или даже как единого имущественного права можно высказать следующие соображения.

Участник общества, помимо прав, несёт и определённые обязанности: он обязан вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, предусмотренные законом и учредительными документами общества; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Как правило, при характеристике доли как объекта права наличие у её обладателя не только прав, но и обязанностей упускается из виду. В связи с этим определение доли как совокупности имущественных прав не совсем точно. Сказанное также не позволяет определить долю и как единое имущественное право. Поэтому долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью следует определить как совокупность имущественных (корпоративных и связанных с ними) прав и обязанностей участника общества, объём которых устанавливается в зависимости от размера вклада участника [5].

С точки зрения классификации, используемой законодателем в ст. 128 ГК РФ, данный объект относится к иному имуществу. К аналогичному выводу приходят В. Лапач и А.В. Урюжникова. Отнести его к простому набору имущественных прав не позволяет, прежде всего, то, что наличие доли связывает её обладателя определёнными обязанностями. По той же причине нет достаточных оснований для признания тождества доли в уставном капитале и бездокументарной ценной бумаги, содержащей корпоративные права. Обязанности не могут составлять содержание ценной бумаги, и её передача не может переносить на приобретателя последней какие-либо обязанности.

Помимо прав, принадлежащих любому участнику общества, закон об ООО предусматривает такую категорию, как дополнительные права и обязанности. Такие права могут быть предостав-

лены либо всем участникам, либо определённой группе участников, либо персонально одному или нескольким участникам. «Права эти составляют собственную привилегию их обладателя», указывает О.В. Постникова [6], объясняя тем самым нормативное положение, согласно которому при переходе доли в уставном капитале к приобретателю не переходят права и обязанности личного характера, принадлежащие конкретным участникам общества (абз. 2 п. 2 ст. 8 и абз. 2 п. 2 ст. 9 Закона об ООО).

Рассмотренные выше права с известной степенью условности можно назвать правами, вытекающими «из доли» — по аналогии с «правами из бумаги» — это те права, которые определяют отношения участника с обществом. Иной характер имеют перечисленные в ст.8 Закона об ООО права на выход из общества и права на передачу доли другому участнику. Продолжая проводить аналогию с ценной бумагой, их можно определить как права «на долю». Указанные права определяют отношения владельца доли не с обществом, а с любым и каждым. Включение в ст. 8 закона об ООО указанных прав, наряду с правами в отношении общества, есть лишь приём юридической техники, никоим образом не свидетельствующий об одинаковой природе всех перечисленных в ней прав.

А.В. Урюжникова указывает, что праву в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников не противостоит никакая обязанность, и такое право следует рассматривать как проявление участником гражданской правоспособности [7]. В своих выводах автор опирается на мнение М.М. Агаркова. Указывая на разграничение вещных и обязательственных прав, он выделяет и самостоятельную категорию прав, которые не могут быть отнесены ни к первой, ни ко второй группе, поскольку представляют собой не субъективные права, а предусмотренные законом возможности совершения тех или иных действий.

С этой точки зрения, право уступить долю другому участнику можно было бы с полным правом отнести к вещным, если только сам объект этого права обладал бы вещной природой. Ввиду непрекращающихся дискуссий о возможности установления вещного права на право ограничимся выводом о том, что такое право участника есть право абсолютное. Обладая долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью как имуществом, участник может распоряжаться им, в том числе и передавать другому участнику. Так же как и права из обязательства (права требования), права участника становятся самостоятельным объектом оборота.

Таким образом, следует сделать вывод, что отчуждение доли в уставном капитале общества

с ограниченной ответственность по правилам Гражданского кодекса РФ об уступке прав требования невозможно. Во-первых, доля в уставном капитале общества — это совокупность не только относительных прав, но и обязанностей, а институт уступки опосредует отношения только по передаче прав требования, но не по переводу долгов (обязанностей). Во-вторых, в порядке уступки могут передаваться только права требования по обязательствам. Права же участника общества с ограниченной ответственностью, составляющие долю в уставном капитале, хотя и являются относительными, но не могут быть отнесены к обязательственным правам. Для обязательственных отношений не характерно такое взаимодействие между сторонами, в силу которого управомоченный принимает участие в формировании воли обязанного лица.

Вместе с тем в отношениях, связанных с передачей доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, следует выделять обязательственную сделку, на основании которой производится передача доли (договор купли-продажи, мены и др.), и распорядительную сделку, непосредственно направленную на отчуждение доли. Доля в уставном капитале, по общему правилу, переходит к приобретателю только в момент совершения (вступления в силу) распорядительной сделки. При этом данная сделка влечёт и абсолютно-правовой эффект, поскольку к приобретателю также переходит абсолютное право на долю, по крайней мере, в тех случаях, когда передача доли производится на основании существующего и действительного обязательства.

Доля в уставном капитале может быть предметом оборота, переходить к другим лицам либо в порядке общего правопреемства, либо в результате сделок. Закон об ООО прямо указывает на отчуждаемость, оборотоспособность доли в уставном капитале, допуская как её отчуждение, причём различными способами, так и залог. Свобода отчуждения доли является логическим продолжением принципа ограничения риска участника размерами его вклада.

Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества (п.7 ст.21Закона об ООО). Доли в уставном капитале общества входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях согласно ст.1176 ГК РФ, как и на иное имущество, принадлежащее наследодателю на праве собственности на день смерти.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что момент перехода доли в уставном капитале зависит от оснований, указанных в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Доля в уставном капитале общества переходит к её приобретателю: 1) с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли; 2) в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов (п.12 ст. 21 Закона); 3) при переходе доли к обществу — с даты получения обществом требования участника о её приобретении, с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества и т.д. (9п.7 ст.23 Закона).

Наибольший практический интерес на сегодняшний день представляет анализ отношений по передаче доли в уставном капитале на основании сделок по отчуждению доли.

В соответствии с п.1 ст. 8 закона об ООО участники общества вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или её часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном названным законом и уставом общества. Продажа или уступка иным образом участником общества своей доли (части доли) третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом общества (п.2 ст.8 закона об ООО).

Как было показано ранее, доля в уставном капитале представляет собой совокупность прав и обязанностей участника общества. Используя для определения сделки, направленной на отчуждение доли, понятие «уступка», закон об ООО порождает терминологическую путаницу, поскольку ГК РФ использует понятие «уступка» в ином значении.

Литература

1. Лапач В. Доля в уставном капитале как имущество // Юрист. 2005. № 26 (СПС «КонсультантПлюс»)).

2. Москалец М.А. Субъективные гражданские права как объекты гражданских прав и обязанностей: автореф. дисс. ...к.ю.н. М., 2010. С. 28-29.

3. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1999. С. 429.

4. Тимохина Е. Продажа доли в уставном капитале ООО: платить ли НДС? // Экономика и жизнь. 2000. № 13. (СПС «КонсультантПлюс»).

5. Новосёлова Л.А. Оборотоспособность доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью // Объекты гражданского оборота: сб-к статей / под ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 207.

6. Постникова О.В. Специфика прав участника общества с ограниченной ответственностью // Право и экономика. 2000. № 3 (СПС «КонсультантПлюс»).

7. Урюжникова А.В. Правовая природа доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью // Гражданское право. 2006. № 1 (СПС «КонсультантПлюс»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.