Научная статья на тему 'Оборотная сторона международной кооперации'

Оборотная сторона международной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЕВРОПА / РОССИЯ / КОНТРАФАКТНЫЕ ТОВАРЫ И КОМПОНЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МИКРОЭЛЕКТРОННЫЕ СХЕМЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ / БОРЬБА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРАФАКТНЫХ ИЗДЕЛИЙ / THE USA / EUROPE / RUSSIA / COUNTERFEIT GOODS AND COMPONENTS / ELECTRONIC EQUIPMENT / MICROELECTRONIC SCHEMES / PHARMACEUTICAL PRODUCTS / FIGHT AGAINST THE USE OF COUNTERFEIT GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савинов Юрий Анатольевич, Федоренко Константин Петрович

Авторы рассматривают новый аспект международной кооперации: злоупотребление со стороны некоторых фирм, поставляющих заказчикам контрафактные товары и компоненты; анализируют подобную практику на нескольких товарных рынках. Особое внимание сосредоточено на применении контрафактных товаров в электронной продукции в США и в России и на выработке предложений по борьбе с использованием контрафактной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The downside of international cooperation

The authors consider a new aspect of international cooperation: abuses of some firms delivering counterfeit goods and components to customers; analyze similar practices in several commodity markets. The special attention is given to the use of counterfeit goods in electronic production in the USA and Russia and to development of offers to fight against the use of counterfeit products.

Текст научной работы на тему «Оборотная сторона международной кооперации»

Оборотная сторона международной кооперации

Ю.А. Савинов, К.П. Федоренко

УДК 339.562 (100) ББК 65.428 (9:7Сое) С-130

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАВОК ДЕШЕВОИ ИМПОРТНОИ ПРОДУКЦИИ В США

Международная кооперация и специализация являются основными факторами развития торговли готовыми изделиями, деталями и компонентами между различными странами. Активно применяясь в различных формах, прежде всего, в форме подетальной, предметной и технологической кооперация формирует основу устойчивого товарообмена в производстве многих видов, прежде всего, готовых изделий.

Ведущие страны в мировой экономике являются крупнейшими продавцами и покупателями готовых изделий, а также частей и компонентов. При этом заказы на импорт этих товаров основываются на соображениях цены. В принципе, если качество товара удовлетворяет покупателя, то это правильный подход. Однако в связи с ростом внимания к охране интеллектуальной собственности, во многих странах стали выявляться подделки реальных товаров, продаваемых под брендами, запатентовавших их ведущих поставщиков.

Широким потоком поставки контрафактных товаров, включая одежду, обувь, парфюмерию и косметику, идут из стран Юго-Восточной Азии на рынки промышленно развитых государств. Часто это - продукция семейных предприятий, которая изготовляется в тысячах маленьких китайских мастерских по методу «шили дома всей семьей». Недавно выяснилось, что жертвой китайского контрафакта стала самая передовая в мире армия - армия США.

Поскольку наименьшие цены часто предлагают поставщики из стран Юго-Восточной Азии, прежде всего из Китая, то выбор покупателя останавливается на их предложении. Однако, общественное мнение не всегда может свыкнуться с мыслью, что для реализации про-

ектов, имеющих национальное значение, выбираются поставщики из стран, известных низкой стоимостью рабочей силы. Часто считается, что раз цена низкая, то и качество товара не может быть высоким. В ряде случаев, особенно если для разработки и изготовления продукции требуется специалисты высокого уровня, такое мнение справедливо.

По простым изделиям, не требующим в производстве больших затрат труда высоко квалифицированных специалистов, часто поставщики дешевой продукции обоснованно выигрывают международные торги. Иногда заказчики даже не проводят торги, а выбирают поставщика на основе предварительной обработки коммерческой информации. Например, новый мемориал Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне (девятиметровая статуя ведущего американского борца за гражданские права) была изготовлена в Китае из китайского гранита по проекту китайского скульптора. К удивлению многих американцев заказчики не стали искать американского скульптора, который бы высек образ Кинга из американского гранита на территории США.

Для возведения памятника Кингу более 150 готовых гранитных блоков общим весом 1600 тонн были доставлены в Балтимор из Сяомыня и собраны на месте ста рабочими, в том числе десятью китайскими каменотесами, прибывшими в рамках контракта.

Подобных примеров достаточно много. Так, в Калифорнии идет реконструкция моста Сан-Франциско - Окленд-Бэй, основная стальная конструкция которого изготавливается в Китае. Летом 2011 г. последние из дюжины громадных стальных сегментов для нового моста Сан-Франциско - Окленд-Бэй были доставлены из Шанхая, преодолев 10,5 тысяч км. Генеральными подрядчиками выступают американские компании - American Bridge и Fluor Enterprises - но ради экономии они решили заказать сталь в Китае. В Нью-Йорке китайские компании получили контракты на ремонт моста А. Гамильтона через реку Гарлем и строительство железнодорожной станции у стадиона «Янки». Даже заказ на стекло для Всемирного торгового центра 1 - символа стойкости, силы и целеустремленности Америки -был передан в Китай.

В 2009 г. Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси отклонило заявку американской фирмы PPG Industries на производство стекла для первых 20 этажей Всемирного торгового центра. Контракт получила нью-йоркская компания Solera Construction/DCM Erectors, передавшая работу по субподряду лас-вегасской Zetian Systems, которая, в свою очередь, намеревалась приобрести необходимое стекло у China Beijing Glass. В Портовом управлении отметили, что была принята во внимание самая низкая предложенная цена. Но когда ни китайская компания, ни PPG не смогли произвести стекло, соответствующее заданным характеристикам, от планов возведения стеклянных конструкций отказались.

Американский экономист Дж. Джоэл, изучивший проблему, считает, что не следует забывать урок Великой депрессии о протекционизме. Именно тогда Конгресс принял закон 1930 года о тарифах, известный как закон Смута-Хоули.' Этот закон привел к значительному повышению тарифов, хотя и подвергался критике за удушение глобальной конкуренции. По его мнению, при реализации проектов, затрагивающих национальную инфраструктуру, предпочтение должно отдаваться отечественным поставщикам.

ПОСТАВКИ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

В связи с вовлечением в сферу международного разделения труда новых предприятий, расположенных в странах с развивающимися рынками и в развивающихся странах, в мировой торговле стали все чаще обнаруживать поставки товаров с нарушением прав на патенты и товарные знаки.

Проблема контрафактной продукции становится все более острой для мирового рынка и затрагивает уже не только производство предметов роскоши, одежды, галантереи, сигарет и лекарств. Об этом шла речь на пресс-конференции французского «Союза производителей» (Union des Fabricants - Unifab) в Париже по случаю 14-го международного дня борьбы с контрафактом. Глава «Союза производителей» Кр. Пежо назвал контрафакт «одним из основных бичей» добросовестных производителей. Только во Франции в 2011 г. таможня конфисковала почти 9 миллионов подделок, это на 42% больше, чем годом ранее, - сообщил Кр. Пежо.2

В целом в ЕС, по статистике 2010 г., таможней конфисковано 103 миллиона различных контрафактных изделий (в 2005 - 75 млн). Предметы роскоши по-прежнему остаются главным объектом подделок, однако среди конфискованных товаров все чаще попадаются товары широкого потребления - сигареты (34%), обычная одежда (7%), игрушки (7%).

Главным производителем контрафакта остается Китай: по данным на 2009 г., 63% конфискованных таможней подделок были китайского производства. За КНР следуют Таиланд (24%), Гонконг (7%), Индия (3%) и Сингапур (1%). Из-за контрафактной продукции добросовестные производители, по разным оценкам, ежегодно недосчитываются 200-300 млрд евро прибыли. Франция теряет 6 млрд.

В 2012 году темой международного дня борьбы с контрафактом стала подделка медикаментов. 8-10% мирового рынка лекарств в 2010 г. приходилось на контрафактную продукцию. Прибыль от подделки медикаментов оценивается в 75 млрд

1 Joel D. Joseph We don’t want an America ‘made in China’ .// USA TODAY // 10/12/2011 12:02 PM // http://www.usatoday.com/news/opinion/forum/story/2011-09-28/depression-stimulus-public-works/50590552/1

2 Проблема контрафактной продукции для Европы и Франции // http://www.russian.rfi.fr/ evropa/20120607-problema-kontrafaktnoi-produktsii-dlya-evropy-i-frantsii

евро. В ЕС в 2010 году таможня конфисковала 3 млн фармацевтических продуктов. «Союз производителей» полагает, что из-за контрафакта страны Европы потеряли 200 тысяч рабочих мест, одна только Франция - 38 тысяч.

ПОСТАВКИ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ФАР -МАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Больших масштабов достигли контрафактные поставки на мировом рынке фармацевтической продукции. Количество перехваченных контрафактных лекарственных средств за пятилетие 2005-2010 гг. увеличилось в 5 раз. Ежегодно у границ Евросоюза перехватывается от 1 до 3 млн единиц контрафактной фарм-продукции. Наибольшей популярностью у мошенников пользуются препараты для лечения эректильной дисфункции -Viagra (Pfizer), Cialis (Eli Lilly) и Levitra (Bayer). Среди других наиболее часто подделываемых лекарственных препаратов

- гипохолестеринемические и гипотензивные средства, а также препараты для лечения остеопороза.3

Губительные последствия торговли фальшивыми лекарствами хорошо известны. Она значительно усложняет жизнь как владельцам торговых марок, так и законопослушным производителям и торговцам. Все больше внимания уделяется безопасности пациентов. При этом, несмотря на усилия, предпринимаемые фармацевтической промышленностью для борьбы с незаконной торговлей контрафактными лекарствами и защиты торговой сети, создается впечатление, что контра-факторы избегают расставленных сетей и продолжают наполнять мировой рынок смертельно опасной продукцией.

В настоящее время основным источником контрафактной фармацевтической продукции, проникающей на европейские рынки, является Индия. В этой стране производится около 30% поддельных лекарственных средств. Далее следуют Объединенные Арабские Эмираты и Китай. Всего в этих странах выпускается более 80% фальшивых медикаментов, попадающих в ЕС. Тот факт, что Индия вошла в перечень стран, “замеченных” в производстве контрафактной фармпродукции, отражает высокий уровень развития промышленности в этой стране, а также, что это производство поставлено на промышленные рельсы и осуществляется во всех отраслях, где возможно получение прибыли.

В странах Европы, например в Норвегии, также отмечается всплеск производства контрафактных медицинских препаратов. Однако стоит заметить, что о степени вины государств Евросоюза можно судить только по количеству перехваченных в них партий контрафактной продукции в целом (не только фармацевтической).

По всей видимости, фармацевтическим компаниям необходимо более тесно сотрудничать с властями, чтобы помочь им бороться с распространением контрафактных лекарств (на самом деле это касается не только лекарств, но и других

3 Дугин И. Европа в осаде контрафактных лекарств // http://www.pharmvestnik.ru/publs/ staryj-arxiv-gazety/evropa-v-osade-kontrafaktnyx-lekarstv.html// 28.05.2009 16:15:42

товаров). Представители фирм предлагают несколько инициатив, направленных на борьбу с контрафактной продукцией. Например, разрабатывается пилотный проект по защите безопасности каналов поставок продукции. Его цель - усиление безопасности логистической цепи между компаниями из стран Азии и Европы. Проект предусматривает обмен информацией в отношении товаров, курсирующих между Китаем, Нидерландами и Великобританией. Особое внимание уделяется так называемым поясам безопасности на морских контейнерах, в которых товары поступают из Китая в основные европейские морские порты.

Кроме того, разрабатываются подобные проекты для более безопасной торговли между странами - членами ЕС. Они предусматривают электронный обмен информацией между таможенными службами. Например, если таможенники какой-либо европейской страны перехватят партию контрафактной продукции, ввезенной в страну неизвестным импортером, система обмена информацией позволит им передать данные таможенным властям других стран ЕС, которые, в свою очередь, будут обращать внимание на подозрительную продукцию.

С учетом того, что количество перехваченной контрафактной фармпродукции резко возросло, предлагаемые меры, наряду с планами ЕС ужесточить наказание виновных, являются абсолютно необходимыми.

Борясь с распространением контрафактной продукции, в некоторых странах Европы стали преследователь не только продавцов, но и покупателей контрафактных потребительских товаров. Так, в 2010 г. австрийскую туристку оштрафовали в Италии на тысячу евро за покупку контрафактной сумки. Скандал произошел в курортном городе Йезоло на побережье Адриатического моря. 65-летняя женщина была задержана сотрудниками муниципальной полиции на пляже во время приобретения за семь евро поддельной сумки известного бренда.

У продавца - сенегальского «коробейника» - не было не только лицензии на торговлю, но даже документов, удостоверяющих личность. Напомним, что закон, по которому штрафом наказывается не только продажа, но и приобретение любой контрафактной продукции, был принят в Италии несколько лет назад.4

МЕЖДУНАРОДНАЯ БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Вопросы охраны авторского права на рынке информационных технологий привлекают внимание специалистов многих государств. В 2011 г. группой отдельных промышленно развитых государств было выработано Торговое соглашение по борьбе с контрафактом - ACTA (The Anti-Counterfeiting Trade Agreement). Условия ACTA обсуждались сторонами более трех лет. В ходе подготовки ACTA его раз-

4 Осторожно!!! В Италии оштрафована туристка за покупку контрафактной http://foren. germany.ru/arch/travel/f/16309586.html// 06/06/2010

работчики отказывались публиковать предварительный текст соглашения, в том числе и по запросу законодателей стран, которым предлагалось к нему присоединиться.

Выяснилось, что при громком названии, цели соглашения пока достаточно узкие - борьба с пиратством в сети Интернет и сфере ИТ. В октябре 2011 г. соглашение было подписано рядом стран - США, Австралия, Канада, Япония, Марокко, Новая Зеландия, Сингапур и Южная Корея. Это весьма противоречивый договор. Соглашение разрабатывалось в закрытом порядке с участием Австралии, стран Евросоюза, Канады, Кореи, Мексики, Новой Зеландии, Марокко, Сингапура, США, Швейцарии и Японии. Переговоры о содержании ACTA велись с 2006 г. вне рамок существующих специализированных международных организаций (таких как ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной собственности и другие), куда имеют доступ представители «стран - нарушителей авторского права».

Переговоры по поводу данного соглашения проводились в строгой секретности - ни одна организация не получала никаких официальных сведений от стран, участвующих в переговорах, по поводу текста будущего договора.

Представители США выразили свое одобрение по поводу подписания ACTA. «Как и многие другие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня в глобальной экономике, ни одно правительство не может в одиночку решить проблему мирового пиратства и контрафакта. Поэтому подписание данного соглашение является актом совместной инициативы и решимости в международной борьбе против воровства интеллектуальной собственности», - заявил М. Сапиро (Mariam Sapiro), заместитель торгового представителя США.

Страны Европейского Союза, Мексика и Швейцария, которые также участвовали в обсуждениях ACTA, хотя и не подписали соглашение на официальной церемонии в Японии, однако «подтвердили свою неизменную твердую поддержку и готовность подписать договор как можно скорее». К февралю 2012 г. документ также подписали 22 члена Евросоюза, в том числе Великобритания, однако 4 -го июля Европарламент отказался его ратифицировать .

Официально ACTA позиционируется как специализированное соглашение, направленное на борьбу с контрафактной продукцией, прежде всего в тех странах, где объемы контрафакта остаются сравнительно большими - к числу таких стран относится и Россия. Соглашение ACTA будет открыто для подписания другими государствами до мая 2013 г.

По замыслу участников ACTA предусматривает создание крупной международной системы контроля за соблюдением авторских прав. В результате, работники таможенных служб в странах, подписавших ACTA, получили право досматривать ноутбуки, МР3-плееры и сотовые телефоны людей на предмет хранения в них пиратского контента.

Кроме того, все страны должны ввести практику, согласно которой владельцы авторских прав смогут требовать от провайдеров удаления какого-либо контента, нарушающего авторские права, также без необходимости предоставления убедительных доказательств самого факта пиратства.

Предполагается, что АСТА введет в силу требования к интернет-провайдерам, включающие разглашение информации о деятельности пользователей. АСТА предусматривает введение глобальной практики «трех предупреждений», согласно которой файлообменщиков будут отключать от интернета после трех предупреждений о том, чтобы они прекратили скачивать нелицензионный контент через Сеть. При этом для отключения от Сети властям не будет требоваться судебное разрешение или даже убедительные доказательства вины пользователя. В том случае, если провайдеры не станут отключать своих клиентов от интернета, вина за незаконные действия пользователей ляжет на них.5

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАВОК КОНТРАФАКТА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ И ПРИБОРОВ

Одним из направлений международной кооперации стал в последние годы товарообмен между развитыми и развивающимися странами в области производства электронного оборудования. Лидерами в этой торговле стали США и Китай. Первая страна - как основной изготовитель электронного оборудования промышленного и военного назначения, вторая - как изготовитель электронных компонентов. При этом будет справедливым отметить, что после размещения своих производственных мощностей в Мексике и на Филиппинах многие именно американские фирмы-производители электронных компонентов открыли свои заводы в Китае по причине роста глобальной конкуренции и с целью повышения своей конкурентоспособности посредством дальнейшего снижения себестоимости продукции за счет использования дешевой китайской рабочей силы. В настоящее время американские, европейские и даже японские компании - разработчики и изготовители электронного оборудования широко применяют в конструкции изделий многие

5 Соглашение АСТА, условия которого обсуждались сторонами более трех лет и которое будет открыто для подписания другими государствами до мая 2013 г., вызывало и вызывает более чем противоречивые отклики общественности и жесткую критику со стороны правозащитников по всему миру.

Международное торговое соглашение по борьбе с контрафактной продукцией направлено на борьбу с нарушениями авторских прав. В частности, соглашение подразумевает более строгие наказания за незаконное копирование и использование различной информации (музыка, игры, видео, программное обеспечение и проч.) Для выявления подобных нарушений предполагается наделить ряд ведомств особыми полномочиями, в том числе это коснется таможенных служб. // Германия отложила ратификацию международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120211162556.shtml // 11.02.2012.

компоненты, производство которых выполняют китайские и тайваньские фирмы, а также фирмы ряда соседних государств с низкой стоимостью рабочей силы. Довольно часто американские компании, получая заказы на внутреннем рынке, в том числе и от военных ведомств, применяют электронные компоненты не американского, а иностранного производства, представляющие точные копии американских, но не всегда имеющих высокое качество. Поддельные, имитирующие американские разработки компоненты, получили название «контрафактных».

В тех случаях, когда покупателями готового оборудования выступают различные промышленные компании, вопрос о происхождении частей и компонентов не возникает, поскольку все представляют масштабы международной торговли частями и компонентами. Однако, использование контрафактных компонентов стало довольно широко распространенным явлением и при изготовлении продукции военного назначения. Это вызвало в США всеобщий интерес и осуждения.

Исследования некоторых государственных ведомств США, в частности Комитета сената США по вооруженным силам, выявили, что в американской системе вооружений широко распространено использование поддельных деталей и электронных устройств китайского производства. Всего в американской системе вооружений используются большое число предполагаемых контрафактных комплектующих, говорится в докладе Комитета. В рамках 1800 описанных случаев импорта «контрафакта» в США попали более миллиона различных электронных деталей. Большое количество контрафактных электронных компонентов, произведенных в Китае, используется при создании американской военной техники. К такому неутешительному для престижа Вашингтона выводу пришли эксперты, проводившие расследование по заданию Комитета по вооруженным силам американского Конгресса (А8С).6 Это расследование, длившееся около двух лет, выявило удивительные вещи. Сложные электронные чипы, которые используются в приборах ночного видения, радиостанциях и ОР8-устройствах для армии, оказались китайскими

6 Комитет по Вооружённым силам США (англ. U.S. House Committee on Armed Services) — постоянный комитет при Палате представителей США. Комитет осуществляет финансирование и парламентский надзор над Министерством обороны, вооруженными силами Соединенных Штатов и Министерством энергетики. Комитет по вооруженным силам был создан «Законом о Перестройке 1946», который объединил функции двух комитетов предшественников: «Комитет по Военным Делам» и «Комитет по Военноморским Делам», которые существовали как постоянные комитеты с 1822 г. Другой предшественник, «Комитет по Милиции», был создан в 1835 г. и существовал до 1911 г., когда он был отменен, его юрисдикция передана Комитету по Военным Делам. Когда республиканцы взяли под свой контроль Палату представителей в 1994 г., комитет был переименован в Комитет по Национальной безопасности. А затем переименован в Комитет по Вооруженным силам.- http://ru.wikipedia.org/wiki/

подделками, изготовленными неизвестными умельцами.7 Китайский контрафакт применялся при производстве вертолетов SH-60B, используемых для военно-морского флота, в транспортных самолетах C-130J и C-27J, а также в воздушном судне ВМФ P-8A. Таким образом, речь идет о производстве технических средств, отказ в работе которых может стать причиной гибели американских военнослужащих. Для американского менталитета такое положение вещей является абсолютно неприемлемым, а значит, очень скоро вокруг Пентагона может развиться грандиозный скандал. Речь идет об общей оборонной безопасности США - достаточно представить себе, что будет, если в разгар какого-либо вооруженного конфликта из-за контрафактных деталей, полученных из стран Юго-Восточной Азии, начнут падать вертолеты и военно-транспортные самолеты, а сухопутные части американской армии будут блуждать по какой-нибудь пустыне из-за того, что чипы их GPS были изготовлены где-то под Шанхаем?

Такая картина, возможно, слишком пессимистична - вряд ли весь контрафакт одновременно выйдет из строя, - но всё же уважающее себя государство не должно допускать таких безобразий в собственной армии.

В результате продолжавшегося год расследования удалось выяснить, что поддельные детали - в большинстве своем электронные чипы - находились в компьютерах, управлявших ракетами, в бортовой электронике самолетов и подводных лодок. 70% поддельных компонентов могли прибыть из Китая. Еще в 20 процентах случаев детали привозились из Канады и Великобритании, от «известных поставщиков контрафактных деталей, произведенных в Китае».8 Согласно выводам ASC, «эпицентром» распространения поддельных электронных деталей является китайский город Шэньчжэнь. В большинстве случаев речь идет не о деталях непосредственно китайского производства. Как правило, китайские компании скупают в США и по всему миру всевозможные отходы электроники, которые доставляются в Гонконг. Там специализированные предприятия выпаивают электронные детали из устаревших плат, «отмывают их в реке и высушивают на тротуарах», после чего чипы и транзисторы попадают в руки китайских фирм в Шэньчжэне, занимающихся перепродажей электронных компонентов. По мере продвижения деталей по цепочке с них удаляются серийная маркировка и отметки о дате производства, после чего на чипы наносится новая маркировка, нередко даже не соответствующая самой детали. На выходе получается микросхема, внешне неотличимая от только что произведенной.

Все осложняется тем, отмечается в докладе, что жизненный цикл электронных компонентов в несколько раз меньше, чем военной техники. Например, те или иные микропроцессоры могут выпускаться на протяжении двух-трех лет, после

7 Китайский контрафакт проник в армию США // http://www.dal.by/news/79/24-05-12-6/

8 Сычев В.Как победить армию США // http://stomaster.livejournal.com/2404775.html

чего они снимаются с производства, а им на смену приходят новые. При этом военные системы призваны служить десять-двадцать лет, и их электронные компоненты за это время существенным образом не меняются. Для поддержания работоспособности этих устройств американские компании, занимающиеся техническим обслуживанием, вынуждены обращаться к сторонним фирмам, специализирующимся на изготовлении и / или поставках электронных компонентов, уже снятых с производства. Нередко бывает, что такие фирмы на самом деле не обладают собственными производственными мощностями, а скупают необходимые детали на открытом рынке.

Например, в середине августа 2011 г. американский авиастроительный концерн Boeing, разрабатывающий патрульный самолет P-8A Poseidon, уведомил командование ВМС США, что на самолеты по ошибке были установлены бывшие в употреблении и впоследствии восстановленные системы обнаружения обледенения крыла. Контрафактная продукция была поставлена британской компанией BAE Systems, специализирующейся на производстве таких систем. Следует отметить, что о контрафактности систем BAE Systems сообщила Boeing еще в январе 2010 года, однако американский концерн по какой-то причине не стал сразу передавать эту информацию военным.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРАФАКТА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В США

В ходе проведенного в США расследования выяснилось, что большая часть компонентов, применяемых в изготовлении вышеназванных систем обнаружения обледенения крыла, была куплена у японского подразделения китайской компании A Access Electronics, работающей в Шэньчжэне. По данным комиссии, занимавшейся расследованием данного обстоятельства, использовалась следующая цепочка поставки: A Access Electronics продала электронные детали американской компании Abacus Electronics, та перепродала их британской Tandex Test Labs, а уже эта фирма поставила их BAE Systems. В общей сложности Tandex закупила и поставила BAE Systems 300 одинаковых комплектов деталей для системы обнаружения обледенения, проверив на контрафактность только 50 из них.

Поддельные детали были установлены и на военно-транспортные самолеты C-27J Spartan, 11 из которых уже поставлены ВВС США, причем два транспортника выполняют полеты в Афганистане. Самолеты были произведены итальянской компанией Alenia Aeronautica, а их дооснащением специальным оборудованием в соответствии стандартам США занималась американская компания L-3. Эта фирма в середине сентября 2011 г. уведомила командование ВВС США, что на восемь транспортников, включая и те, которые были отправлены в Афганистан, могли быть установлены 38 контрафактных чипов видеопамяти, входящих в систему вывода изображения на информационные дисплеи в кабине пилотов. Поломка этих

чипов может привести к искажению видеоинформации или полному отключению экранов.

Специальная комиссия внимательно изучила этот случай и пришла к выводу, что контрафактные чипы были куплены у китайской компании Hong Dark Electronic Trade в Шэньчжэне. Эта китайская фирма перепродала детали американской Global IC Trading Group, которая поставила их L-3.9

В еще одном случае такой известной американской компанией, как Raytheon, были установлены поддельные транзисторы в фильтры электромагнитных помех, применяемых в вертолетах SH-60B Seahawk. Выход из строя этих фильтров может стать причиной отказа систем самозащиты вертолетов, систем ночного видения и наведения ракет AGM-114 Hellfire.

Начальным продавцом поддельных транзисторов явилась китайская компания Huajie Electronics опять же из Шэньчжэня. Эта фирма продала детали британской компании Pivotal Electronics, та, в свою очередь, перепродала их американской E-Warehouse, которая поставила их Thomson Broadcasting из Массачусетса. Массачусетская компания затем поставила транзисторы американской Technology Conservation Group (TCG), которая занимается переработкой и продажей электроники. Поскольку транзисторы, по данным TCG, пришли в оригинальной упаковке, они были сочтены новыми и в очередной раз перепроданы фирме Texas Spectrum Electronics, а та уже поставила их Raytheon.

В некоторых случаях длина цепочки, по которой проходят поддельные китайские микросхемы или дискретные полупроводниковые приборы, может насчитывать десятки компаний. В целом по американским вооруженным силам контрафакт был обнаружен в компьютерных подсистемах ракетного комплекса THAAD, транспортниках C-17, C-130J, C-27J, патрульных самолетах P-8A, ударных вертолетах AH-64D Apache и многоцелевых вертолетах SH-60B и CH-46.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНТРАФАКТНЫХ ПОСТАВОК

Американские самолеты летают на китайских контрафактных деталях — это данные спецрасследования Конгресса США, которые обошли заголовки многих американских изданий. Клеймо Made in China можно ставить чуть ли не на двух тысячах разных американских военных самолетах.10 Зачастую поставщики идут на подлог ради экономии. При этом в докладе говорится, что ситуация может очень серьезно повлиять на безопасность государства.

9 Поддельные чипы были установлены в видеоподсистему более чем 500 дисплеев, которые, помимо C-27J, возможно, были смонтированы и на транспортниках C-130J Super Hercules, C-17 Globemaster III и вертолетах CH-46 Sea Knight (версия CH-47 Chinook для Морской пехоты США). В общей сложности на протяжении нескольких лет Global IC продала L-3 более 28 тысяч электронных компонентов, купленных у Hong Dark.

10 В системе вооружений США выявили китайский контрафакт // http://news.mail.ru/ politics/9030891/?frommail=1

Рассмотренная практика, безусловно, не украшает военное ведомство США, которое не сумело методами контрольных процедур определить еще на первоначальном этапе, что вместо качественных оригинальных комплектующих используется импортный контрафакт. Речь идет об электронной компонентной базе, используемой при создании авиационной бортовой электроники и радарах. Разумеется, благодаря применению фальсификата эта техника становится менее надежной. Очевидно, что необходимо будет принимать какие-то решения, в частности, по выявлению конкретных узлов и их замене в перспективе.

КТО ВИНОВАТ?

В данном случае речь идет о подлоге, который допустили определенные американские фирмы, выпускающие те или иные узлы и блоки электронного оборудования для боевых самолетов. Поэтому в первую очередь разбирательства коснутся конкретных производителей, очевидно, будут возбуждены уголовные дела.

С учащением случаев применения фальсификатов в военной сфере растет и угроза национальной безопасности США, поскольку устройства теряют в надежности и производительности. Даже в тех случаях, когда контрафактные детали проходят все тесты на надежность, все равно сохраняется высокий риск их отказа. В настоящее время проверкой случаев обнаружения контрафакта занимается и Служба криминальных расследований (БСК) Пентагона. Ее специалисты тщательно изучают 225 случаев, в том числе и установку поддельных чипов памяти на С-271.

Американские сенаторы намерены бороться с проникновением подделок на американский военный рынок законодательно. В ближайшие месяцы в американские законы может быть внесена поправка, которая обяжет фирмы за свой счет заменять поддельные микросхемы и транзисторы, установленные в электронные системы. Действующая в настоящее время законодательная система предусматривает такую возможность, однако, прежде чем обязать фирму менять подделки за собственный счет, Пентагону необходимо доказать, что компания заведомо знала, что приобрела контрафакт. По этой причине расходы на замену поддельных деталей, как правило, ложатся на военный бюджет, ежегодно «съедая» при этом миллионы долларов.

Еще одним возможным способом борьбы с подделками может стать путь, по которому пошло Агентство противоракетной обороны (МБА) США. 8 ноября 2011 г. в Вашингтоне состоялись слушания, посвященные итогам расследования указанного выше комитета А8С. На слушаниях выступил руководитель МБА г-н П. О’Райли. По его словам, после того, как он занял пост в 2008 г., руководство МБА приняло решение ужесточить контроль системы поставок электронных деталей и комплектующих путем особой сертификации поставщиков. По итогам проведенной проверки, 61% компаний, с которыми прежде сотрудничало МБА, не смогли

предоставить документацию, подтверждающую подлинное происхождение продаваемых ими деталей. Эти фирмы были исключены из списка поставщиков агентства.

Кроме того, в 2009 г. П. О’Райли подписал приказ, запрещающий сертифицированным поставщикам MDA покупать требуемые детали у сторонних компаний без соответствующего разрешения руководства агентства. Таким образом, официальные подрядчики MDA обязаны покупать детали либо у оригинальных производителей, либо у сертифицированных компаний. Благодаря такому подходу, отметил П. О’Райли, агентству удалось добиться значительного сокращения случаев попадания контрафакта в военные системы.

Видимо, если США не предпримут жестких шагов по регулированию поставок, поддельные электронные компоненты в военных системах будут встречаться с каждым годом все чаще и чаще. Причиной этому будет не только стремление сторонних компаний наживаться на перепродаже комплектующих. По оценке ASC, распространению контрафакта способствует и Интернет - многие китайские компании осуществляют продажу перемаркированных микросхем и транзисторов именно через глобальную сеть. При этом качество перемаркировки повышается, а значит, военным поставщикам становится труднее отличить подделку от оригинала.11

Впрочем, представители некоторых американских оборонных компаний, присутствовавшие на слушаниях, заявили, что если в ходе проверок на надежность не удалось выявить подделки, то все компоненты, использованные в той или иной электронной системе, могут считаться новыми и оригинальными. Более того, даже если удалось обнаружить подделку, но при этом прошедшую всевозможные испытания, деталь может быть установлена в военной аппаратуре. В частности, один из инженеров Boeing заявил, что бывшие в употреблении микросхемы могут быть такими же надежными, как и новые. Главное, чтобы эта деталь не отказала в самый неподходящий момент.

В целом контрафактные детали были обнаружены во многих военно-технических комплексах США, приобретенных у крупных производителей оружия, которые, в свою очередь, фактически купили эти детали через сети субподрядчиков в Китае. В этой связи, авторы специального доклада ASC раскритиковали китайскую сторону за неспособность победить контрафакт. «Контрафактные электронные детали открыто продаются на рынках в Китае», - говорится в докладе.12 Также критике подверглось и Министерство обороны США за то, что в этом ведомстве имеют весьма скудные сведения о том, сколько поддельных компонентов суще-

11 Joel D. Joseph We don’t want an America ‘made in China’.Op. cit.

12 Американцы шокированы: в армии США полно контрафакта// http://hghltd.yandex.net/ yandbtm?

ствует в системе вооружений. По словам авторов доклада, контрафактные детали могут поставить под угрозу национальную безопасность США.

Расследование также подвергло критике американские власти и оборонных подрядчиков за то, что они не смогли выявить подделки или не всегда сообщали о подозрениях по поводу контрафакта. Комитет обвинил китайские власти в воспрепятствовании расследованию, заявив, что американским следователям было отказано в выдаче виз. В свою очередь, Пекин заявил, что негативные оценки доклада могут повредить американо-китайским отношениям.

Доклад не упоминает о конкретных случаях, когда использование фальсифицированных деталей нанесло материальный ущерб или вред здоровью людей. Тем не менее, авторы доклада предупреждают, что использование поддельных комплектующих в оборонных системах может ухудшить их рабочие характеристики и надежность, а также представляет угрозу национальной безопасности и подвергает опасности военный персонал.13

ИМПОРТ КОНТРАФАКТНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ В РОССИЮ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В России, так же как и в зарубежных странах, в производстве электронного оборудования активно используются иностранные электронные компоненты. Давно прошло время, когда в оборудовании оборонного назначения импортные компоненты не использовались. Ныне они имеются в широком ассортименте на складах торговых компаний или заказываются напрямую из-за рубежа. Однако контроль уровня качества используемых иностранных компонентов, по-видимому, осуществляется недостаточно тщательно. Возможно, по этой причине происходили падения отдельных российских ракет, некоторых самолетов и вертолетов. Точной информации на этот счет в СМИ нет. Но есть официальные подтверждения, что падения российских космических аппаратов происходили именно в результате недостаточного контроля качества используемых зарубежных элементов электроники14.

Вывести ситуацию из кризиса, как нам представляется, можно, в числе прочего, благодаря жесткому государственному контролю качества изготовления аэро-кос-мического оборудования и расходования целевых денежных средств, выделенных из государственного бюджета на реализацию соответствующих проектов, начиная с момента комплектования опытно-конструкторских работ и последующего серий-

13 Сенат США уличил Пентагон в использовании китайских подделок// Шр://е.та11.ги/ cgi-bin/msg1ist#readmsg?id=13377094610000000742&fo1der=950

14 Основные положения Заключения Межведомственной комиссии по анализу причин нештатной ситуации, возникшей в процессе проведения летных испытаний космического аппарата «Фобос-Грунт». - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - иЯЬ: Шр://№^^ federa1space.ru/main.php?id=2&nid=18647. - Загл. с экрана (дата обращения 07.02.2012).

ного производства. Актуальность такого контроля усиливается в силу следующих факторов.

1. Установлено, что неудачные запуски спутников и ракетоносителей происходили вследствие использования контрафактных импортных электронных компонентов при сборке систем и блоков радиолокации, навигации, связи, автоматических модулей телеметрии и управления. Так, согласно заключению Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2011 г. по результатам проверки реализации ФЦП «Глобальная навигационная система», случившийся 05.12.2010 г. на орбите сбой в работе космических аппаратов «ГЛОНАСС» №№ 24, 26, 27 и 28 возник из-за нарушения функционирования тайваньских микросхем, установленных в системах бортовой электроники данных аппаратов. При этом в ходе проверки было выявлено, что при сборке этих спутников их изготовитель, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», использовал нелегально ввезенные в Россию несертифицированные электронные компоненты, которые были закуплены через фирмы-однодневки15. Не исключено, что ряд последующих неудачных запусков космических объектов, например, таких, как «Фобос» и «Меридиан», также стал причиной этого явления.

Как было отмечено нами выше, данная проблема касается не только экономики России, но и экономик многих других стран, в частности американской космической промышленности. Так, таможенная служба США еще в 2009 г. задержала несколько партий контрафактных компонентов на сумму почти в 4 млн долл., что подтверждается докладом ассоциации Aerospace Industries Association (AIA). При этом руководство этой ассоциации подчеркивало, что для уменьшения возможных отрицательных последствий распространения контрафактной продукции, требуется принимать активные меры со стороны отраслевых компаний и правительства16. Такую же позицию, очевидно, занимает и российское Федеральное космическое агентство (РОСКОСМОС)17.

2. Безусловно, надежность российских космических аппаратов была бы выше, если при их разработке и производстве применялась современная отечественная электронная компонентная база (ЭКБ), как это было в Советском Союзе. Однако в силу ряда причин, обусловленных переходным периодом российской экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Закупка неподходящих деталей для cпутников ГЛОНАСС — вынужденная мера. Нужные детали нам не продают американцы. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -URL: http://marker.ru/news/3844. - Загл. с экрана (дата обращения 07.03.2011).

16 Растет доля контрафактной продукции в цепочке поставок. - [Электронный ресурс].

- Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2011).

17 Положение о Федеральном космическом агентстве (в редакции от 24 марта 2011 г. № 210). - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.roscosmos.ru/main. php?id=218&did=962. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2011).

в 90-е годы прошлого века, отечественная электронная промышленность потеряла свои лидирующие позиции на внутреннем рынке и значительно отстала в своем технологическом развитии от мировой электронной индустрии. Именно поэтому доля ЭКБ иностранного производства (ЭКБ ИП) при производстве техники специального и двойного назначения достигает 90%18. Например, о высокой доле ЭКБ ИП, применяемой при создании российских спутников, свидетельствует заявление руководства РОСКОСМОСа о том, что российская космическая элементная база в настоящее время на 70-80% импортная19.

3. Часто предприятия отрасли используют закупку не полностью подходящих для спутников электрорадиоизделий иностранного производства (ЭРИ ИП) как вынужденную меру, с одной стороны, потому что в России нужных электронных компонентов не выпускают, и купить иностранные изделия космического назначения, например в Соединенных Штатах Америки, исключительно трудно, поскольку в отношении товаров, приобретаемых для использования в продукции двойного назначения, действуют ограничения Госдепартамента США. С другой стороны, вынужденная оперативная закупка контрафакта, преимущественно из Тайваня и Китая, обусловлена также тем, что изготовление на заказ оригинальных специализированных ЭРИ ИП, как было подтверждено Федеральным космическим агентством20, нередко происходит в течение длительного периода времени. Это приводит к задержкам в поставках импортных электронных компонентов и, соответственно, к переносам запусков космических аппаратов. Кроме того, срывы сроков поставок оригинальных ЭРИ ИП во многих случаях обусловлены «сбоями» нелегальных каналов ввоза данных комплектующих на таможенную территорию России. В этой связи, следует обратить внимание на то, что еще в 2004 г. экспертами ИД «Электроника» в результате опроса более 30 российских дистрибьюторов ЭРИ ИП, представляющих интересы западных компаний, было отмечено, что мало кто из опрошенных называл сдерживающим фактором ведения бизнеса высокие таможенные пошлины и инструменты нетарифного регулирования внешней торговли по причине высокой доли «серых» схем ввоза21.

18 Российская микроэлектроника // Живая электроника России 2007: отраслевой деловой ежегодник. - 2007. - С. 27.

19 Роскосмос: 80% космической элементной базы закупается за рубежом. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://russedina.org/frontend/heading/security?id=16993.

- Загл. с экрана (дата обращения 02.03.2011).

20 Роскосмос разработал программу по «космической» электронной компонентной базе.

- [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/ news. - Загл. с экрана (дата обращения 07.10.2011).

21 Покровский И. Результаты исследования российского рынка электронных компонентов // Живая электроника России, 2005 : отраслевой деловой ежегодник. - 2005. - С. 15 - 17.

4. «Серые» схемы импорта, сопровождаемые коррупцией при закупках ЭРИ ИП, приводят к существенным потерям государственного бюджета. Так, учитывая сведения, представленные в работе «Борьба с занижением таможенной стоимости»22, по нашим расчетам эти потери на российском рынке электронных компонентов при ввозе ЭРИ ИП из стран ЕС, например в 2004 г., могли составить порядка 105 млн долл. США при емкости рынка, равной на тот период 1 078 млн долл.23 После выхода из финансово-экономического кризиса на начало 2011 г. по официальным данным емкость российского рынка электронных компонентов, на котором существенно доминируют ЭРИ ИП24, превысила значение 2 млрд долл. за счет того, что объем импорта на этом рынке в 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. на 37,2%25, в том числе и прежде всего, благодаря госзаказам, в частности в области авиа-космического приборостроения. Следовательно, можно предположить, что потери государства в 2010 г. могли быть на 100% выше по сравнению с 2004 г. В дополнение к этому можно также отметить, что, согласно заявлению главного военного прокурора РФ, значительная часть бюджета страны ежегодно теряется из-за коррупции при размещении и сопровождении заказов26. В результате растет цена госзаказа, в том числе и на разработку и производство ракетно-космической техники двойного назначения.

По нашему мнению, присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) в определенной мере снимет остроту перечисленных выше факторов. Это может произойти благодаря тому, что существенно упростятся процедуры таможенного оформления грузов при их импорте в Российскую Федерацию. Тарифные барьеры будут либо значительно снижены, либо полностью отменены. Это касается таможенных пошлин и на импортные электронные компоненты.27 Вероятно, также будет исключено использование такого инструмента нетарифного регулирования внешней торговли, как оформление сертификата соответствия

22 Смитиенко Е. О. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 4. - С. 45 - 53.

23 Покровский И. Развитие производства электроники в России // Новая электроника России, 2008 : отраслевой деловой ежегодник. - 2008. - С. 14.

24 Там же. 2008. - С. 14

25 Изменения в законодательстве не поспевают за развитием электроники. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 27.04.2011).

26 Российский спутник: потерян в космосе. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.

- URL: http://inosmi.ru/army/20110820/173586563.html. - Загл. с экрана (дата обращения

21.08.2011).

27 Россия отменяет пошлины на высокотехнологичные продукты. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 11.11.2011).

характеристик импортируемой продукции требованиям российских стандартов качества серии ГОСТ Р ИСО 9000, если вести речь о товарах, сопровождаемых сертификатами соответствия используемой иностранными производителями системы менеджмента качества (СМК) международным стандартам серии 180 9000. Таким образом, будут значительно элиминированы основания для использования «серых» схем импорта и коррупции на таможенной границе при ввозе в Россию качественных оригинальных ЭРИ ИП.

Однако в части упорядочения закупок импортных комплектующих, применяемых в настоящее время в качестве основной ЭКБ при разработке и серийном производстве, включая продукцию отечественного приборостроения, могут возникнуть проблемы иного характера, связанные с присоединением Росси к ВТО. Данная точка зрения основывается на нижеследующем.

Во-первых, в настоящее время на российском рынке электронных компонентов (ЭК) доминирующее положение занимают посредники (более 600 хозяйствующих субъектов в целом по стране), поставляющие в основном ЭКБ ИП. Можно сказать, что российским посредникам (дистрибьюторам) принадлежит не менее 75% всех продаж на рынке, отечественным производителям электронных компонентов - не более 10%, зарубежным фирмам, осуществляющим прямые поставки элементов электроники конечным потребителям, - около 15%28.

Во-вторых, в соответствии с определенными требованиями в целях обеспечения эффективного комплектования ВВСТ ЭКБ ИП в условиях экспортных ограничений и контроля со стороны зарубежных изготовителей ЭК и их официальных дилеров определено, что закупки и поставки ЭКБ ИП определенным отечественным предприятиям, должны осуществлять только аттестованные государством предприятия - «вторые поставщики». За последние десять лет произошло необоснованное расширение количества «вторых поставщиков» на фоне отсутствия со стороны государства скоординированного контроля цен закупок одних и тех же компонентов у различных поставщиков, не говоря уже о стоимости аналогов у разных иностранных производителей.

Здесь необходимо подчеркнуть, что большинство «вторых поставщиков» - это перепродавцы, часто представляющие собой сравнительно небольшие фирмы. В то же время, за 18 лет существования рынка на нем сформировалась группа из двадцати крупнейших российских фирм-дистрибьюторов, которые и осуществляют фактический ввоз большей части ЭКБ ИП на таможенную территорию РФ и которым принадлежит порядка 70% всех поставок компонентов.29 Именно у этих дистрибьюторов перекупает комплектующие основная масса «вторых поставщи-

28 Покровский И. Развитие производства электроники в России. С. 15.

29 Тор-20 российских дистрибьюторов электронных компонентов по итогам 2008 года.-[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - иКЬ: http://www.russianelectronics.ru/leader-r/ subscribe/news/russianmarket/doc38980.phtml. - Загл. с экрана (дата обращения 16.03.09).

ков», работающих с предприятиями-производителями на основе установленных межличностных отношений с представителями отделов внешней комплектации этих предприятий.

В-третьих, вследствие роста числа «вторых поставщиков», поставляющих в основном одни и те же ЭРИ ИП, растет уровень ценовой конкуренции. Это является основным фактором, обусловившим различные цены у различных «вторых поставщиков». Поэтому, чтобы отстоять и расширить свои доли в расходах конечных потребителей, производящих ВВСТ, «вторые поставщики» все чаще стали либо сами закупать фальсифицированную ЭКБ ИП в Юго-Восточной Азии (в основном в Китае), либо прибегать к услугам мелких фирм, импортирующих контрафакт из этого региона. В ценовом противостоянии c контрафактом не всегда помогают селективность и эксклюзивность заключаемых ведущими российскими дистрибьюторами с лидерами мирового рынка ЭК30 соглашений, на основании которых осуществляются поставки в Россию качественной ЭКБ ИП. Присоединение же России к ВТО, очевидно, создаст еще более благоприятные условия для импорта дешевого контрафакта из Китая как члена ВТО, чем таможенные преференции, которыми эта страна обладает на основе межправительственного соглашения с Российской Федерацией.

В-четвертых, в большинстве случаев фальсифицированные ЭРИ ИП приобретаются российскими производителями электронной аппаратуры по ценам оригинальных комплектующих, а благодаря особой технике клиентской аттракции (ОТКАТ)31 разница между фактическими стоимостями оригинала и контрафакта остается у коррумпированных исполнителей закупок.

В-пятых, после присоединения России к ВТО следует ожидать, что ведущие глобальные дистрибьюторы ЭК вслед за своими представительствами откроют на ее территории дочерние предприятия складского типа.32 Это может произойти по следующим причинам:

Несмотря на то, что российский рынок ЭК составляет только 0,58% от мирового, он, тем не менее, имеет устойчивую тенденцию роста, в среднем 25% ежегодно и в основном за счет импорта.33

30 С такими производителями микроэлектроники, как Analog Devices, Texas Instruments, Maxim/Dallas, Xilinx, Altera, Fairchild, Motorola, On Semiconductor, National Semiconductor, International Rectifier, Linear Technology, Vishay, Kemet, Burns, AVX (все США), Philips (Нидерланды), Atmel (Франция), ST-Microelectronics (Франция-Италия) и др., а также с такими глобальными дистрибьюторами ЭК, как Avnet, Arrow, Newark (все США), имеющими в Германии свои дочерние предприятия Silica, Spoerle и Farnell, соответственно. Прим. авторов.

31 О.Т.К. А.Т - Особая Техника Клиентской АТтракци / Дмитрий Ткаченко, Максим Гор -бачев. - Москва : Вершина, 2007. - 184 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-9626-0353-7.

32 В настоящий момент представительства в Москве имеют фирмы Avnet/Silica, Arrow/ Spoerle и Newark /Farnell. Прим. авторов.

33 Покровский И. Развитие производства электроники в России. С. 14.

Чтобы преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, глобальные дистрибьюторы при устранении Россией таможенных барьеров на импорт ЭРИ ИП, безусловно, усилят свою активность на российском рынке ЭК. Иностранные поставщики ЭКБ имеют для этого средства, превышающие во много раз сложенные вместе финансовые потенциалы ведущих отечественных дистрибьюторов складского типа. Так, торговые обороты американских фирм Avnet и Arrow в 2010 г. составили соответственно 22 млрд долл. и 18,7 млрд долл.34 В то время как у наиболее крупных российских поставщиков ЭКБ ИП, представленных компаниями «Симметрон» (С.-Петербург), «Компэл» (Москва), «ПетроИнТрейд» (С.-Петербург), «Элтех» (С.-Петербург), «Поромэлектроника» (Екатеринбург), «Платан» (Москва), ФГУП «ВО «Радиоэкспорт» (Москва), обороты составляют от 40 до 80 млн долл. в год35.

Вполне вероятно, что зарубежные производители ЭКБ будут содействовать усилению позиций на российском рынке представляющих их интересы в Европе в целом именно глобальных дистрибьюторов, способных обеспечивать сбыт в больших объемах. Соответственно, при интеграции в рамках ВТО российского рынка с мировым статус официальной дистрибуции ЭКБ ИП у российских посредников может просто исчезнуть. При этом может произойти принудительное переключение отечественных компаний на взаимодействие с российскими дочерними фирмами глобальных поставщиков ЭКБ ИП.

Появление сильных игроков на нашем рынке, способных работать напрямую с потребителями ЭК, в значительной мере сможет ослабить позиции и «вторых поставщиков», если принять во внимание тот факт, что сертификация «второго поставщика» установлена в настоящий момент как добровольная, а ее процедура направлена, прежде всего, на выявление соответствия элементов СМК в общей системе управления хозяйственной деятельностью посредника требованиям стандартов, регулирующих общие методы и средства контроля качества, надежности и долговечности продукции. Электронные компоненты, поставляемые ведущими глобальными дистрибьюторами, исключительно качественные. СМК у этих компаний аттестована на соответствие требованиям международных стандартов управления качеством серии ISO 9001. Кроме того, эти дистрибьюторы имеют возможность пользоваться услугами соответствующих зарубежных хорошо оснащенных и сертифицированных лабораторий по проведению тестовых испытаний ЭКБ.

Очевидно, что усиливать позиции глобальных дистрибьюторов будут и российские конечные потребители электрорадиоизделий, поскольку цены этих поставщиков весьма привлекательны благодаря внушительным оптовым скидкам, предоставляемым им зарубежными производителями ЭКБ. Схема такая. Когда завод или компания приобретают комплектующие к своей продукции, то «накрутка»

34 Top 25 дистрибьюторов в 2011 г. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.2011).

35 Top-20 российских дистрибьюторов электронных компонентов по итогам 2008 года.

по ней должна ограничиваться не более чем одним процентом.36 С точки зрения рачительного отношения к исполнению государственного заказа, наверное, такой подход оправдывает себя.

При этом следует отметить, что западные компании, в своем большинстве, значительно опережают российские в организации маркетингового управления рыночно-ориентированной фирмы. При продвижении товаров и услуг западные компании скрупулезно собирают и аккумулируют все доступные сведения о потенциальных и работающих с ними клиентах с целью максимального удовлетворения обусловленных и предполагаемых покупательских потребностей, делая особый акцент на прямом маркетинге.

В то же время, далеко не всегда целесообразно российским предприятиям с целью удовлетворения их предполагаемых потребностей предоставлять информацию о себе даже «второму поставщику», если эта информация в конечном итоге декларируется в так называемом сертификате конечного потребителя. В этой связи, можно отметить, что многие производители ВВСТ, в том числе бортовой спутниковой аппаратуры, часто проявляют недовольство, когда российский посредник, действующий строго в рамках дистрибьюторского контракта с зарубежной фирмой, просит российское предприятие при регистрации проекта на поставку, например, уникальной микросхемы дополнительно указывать: разработчика и руководителя проекта, стадию проекта, примерный годовой объем выпуска конечного изделия, период выпуска разрабатываемого изделия и область его применения.

Нетрудно предположить, что подобная информация может быть предоставлена в специальные службы «вероятных партнеров» (т.е. «вероятных противников»). И вполне возможно, что одна из причин неудачных запусков российских спутников заключается в том, что на основе такой информации в Россию были поставлены микросхемы, в корпусах которых могли быть вмонтированы так называемые «закладки», если учесть тот факт, что западные технологии изготовления микросхем уже несколько лет функционируют на уровнях микроминиатюризации 40 - 22 нм, и что в России нет оборудования, с помощью которого можно было бы сделать качественный физико-технический анализ многих электронных компонентов, поскольку отечественная микроэлектроника производится на технологических уровнях только 180 - 90 нм.

Таким образом, обусловленная присоединением России к ВТО возможная переориентация предприятий РОСКОСМОСа на прямое, доступное и, на первый взгляд, выгодное с экономической точки зрения взаимодействие с американскими глобальными поставщиками ЭКБ ИП может в конечном итоге значительно осла-

36 Сердюков ответил на обвинения в закупках иностранного оружия. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - иЯЬ: http://news.mail.ru/politics/7655461/?frommail=1. - Загл. с экрана (дата обращения 21.12.2011).

бить информационную защиту, надежность и, как следствие, функциональность российских спутников.

На основании вышеизложенного значимость государственного контроля качества изготовления космического оборудования, начиная с момента комплектования опытно-конструкторских работ и последующего серийного производства, как нам представляется, еще более актуализируется. Реализация системного подхода к обеспечению спроектированной функциональности и к повышению надежности продукции космического машиностроения за счет упорядочения и оптимизации закупок и поставок импортных комплектующих может быть исполнена, по нашему мнению, посредством осуществления следующих мер.

1. Создание единого федерального центра закупок и поставок ЭКБ ИП (ЕФЦЗП ЭКБ ИП) Федерального космического агентства. Предполагается, что ЕФЦЗП ЭКБ ИП должен выполнять функции центра комплектования интегрированных Федеральным космическим агентством подведомственных ему предприятий и организаций, а также предприятий и организаций, входящих в государственные корпорации ОАО «Российские космические системы» («РКС»), ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» («ИСС»), ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» («НПК СИЛ») и др., исполняющих государственные заказы РОСКОСМОСа. При этом, по нашему мнению, необходимо:

S введение в состав ЕФЦЗП ЭКБ ИП Федерального государственного унитарного предприятия, выполняющего функции поставщика ЭКБ ИП на основе документированной СМК. Данное предприятие может быть вновь созданным. Учредителем должно быть Федеральное космическое агентство;

S введение в состав ЕФЦЗП ЭКБ ИП организации, выполняющей функции Центра испытаний и сертификации ЭКБ ИП на основе документированной СМК. Таким центром может быть «Научный центр испытаний и сертификации ЭРИ», входящий в состав «РКС».

2. Отбор независимых российских дистрибьюторов ЭКБ ИП в качестве основных партнеров ЕФЦЗП ЭКБ ИП, осуществляющих внешнеторговые операции по импорту ЭРИ ИП. Критерии отбора:

S наличие документированной, внедренной и аттестованной СМК независимым авторитетным зарубежным органом по сертификации, например, таким как TUV-CERT, Det Norske Veritas или SGC;

S обладание длительным опытом работы на мировом рынке электронных компонентов;

S наличие дочерних компаний за рубежом и доверительных отношений с производителями и глобальными дистрибьюторами ЭРИ ИП;

S возможность организации за рубежом первичного входного контроля качества ЭРИ ИП;

ґ работа с широким спектром ассортимента ЭРИ ИП.

3. Авторизация и лицензирование РОСКОСМОСом отобранных российских дистрибьюторов ЭКБ ИП.

4. С целью непревышения уровня равновесных цен, сложившихся в сегменте ЭРИ ИП на российском рынке электронных компонентов под воздействием активного использования «серых» схем импорта и контрабанды обеспечение государством беспошлинного и освобожденного от начисления НДС закупаемых ЕФЦЗП через авторизованных партнеров комплектующих вплоть до момента упразднения таможенных барьеров после присоединения России к ВТО.

Нам представляется, что содержание вышеперечисленного согласуется с такими приоритетными задачами, как:

ґ принятие мер по повышению устойчивости функционирования орбитальных космических средств;

ґ реализация дополнительных мер по повышению надежности ракетно-космической техники, совершенствованию организации ее подготовки и контроля готовности к применению;

ґ развитие наземной космической инфраструктуры РОСКОСМОСа; ґ проведение организационно-структурных преобразований ракетно-космической промышленности;

ґ повышение эффективности работы по организации разработок и производ-

37

ства космических аппаратов.37

Осуществление сформулированных нами мер при использовании возможностей, открывающихся присоединением России к ВТО, по существу представляет собой организацию международного вертикально-интегрированного маркетингового канала, или иначе говоря, фокальной сети поставок, в которой роль доминирующей фирмы отводится государственному предприятию - ЕФЦЗП ЭКБ ИП Федерального космического агентства. При этом необходимо отметить, что кроме упорядочения закупок и поставок импортных комплектующих данный подход, на наш взгляд, можно оценивать в качестве одного из инструментов устранения еще имеющей место дезинтеграции российского космического комплекса.

Так, многие ведущие разработчики и производители космической техники, например, «РКС», «ИСС» и «НПК СПП», если судить по сведениям, указанным в их учредительных документах, находятся в прямом подчинении не Федерально-

37 О заседании коллегии Федерального космического агентства 06.03.2012. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - иКЬ: http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=18771.

- Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2011).

го космического агентства, но Федерального агентства по управлению государственным имуществом, являющегося структурной единицей Минэкономразвития России38. Между тем, за все срывы государственных космических программ ответственность несет РОСКОСМОС, в том числе и за срывы, обусловленные самостоятельным комплектованием «РКС» и «ИСС» с помощью сомнительных поставщиков ЭКБ ИП. Следовательно, если РОСКОСМОС выступает в роли генерального заказчика космических проектов, то представляется логичным, чтобы осуществляемый им контроль разработок и производства всей космической электроники начинался именно с момента ее комплектования. Ввиду этого усиливается актуальность создания ЕФЦЗП ЭКБ ИП Федерального космического агентства.

Реализация вышеназванных мер, по нашему мнению, будет способствовать тому, что:

S повысится эффективность государственного контроля исполнения космических программ, т.к. каналы поставок комплектующих станут прозрачными для генерального заказчика и, следовательно, управляемыми;

S значительно будет снижена вероятность появления в российской космонавтике внештатных ситуаций, вызванных отказами оборудования по причине сбоя отдельных его электронных элементов;

S у государства появится возможность получать гарантированный доход при импорте комплектующих в виде совокупности поступлений, складывающейся из налога на прибыль, извлекаемой как ЕФЦЗП ЭКБ ИП, так и авторизованной им компанией, выполняющей внешнеторговые операции, а также процента от чистой прибыли первого, - все то, что в настоящий момент фактически в государственный бюджет не поступает;

S будут исключены потери в финансировании космических программ и, как следствие, снижена их стоимость, что, безусловно, повысит конкурентоспособность российского космического комплекса на мировом рынке коммерческой космонавтики.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Американцы шокированы: в армии США полно контрафакта// http://hghltd.yandex. net/yandbtm?

2. В системе вооружений США выявили китайский контрафакт // http://news.mail.ru/ politics/9030891/?frommail=1

38 Официальная информация. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.spacecorp.ru/official/. - Загл. с экрана (дата обращения 11.05.2012) ; Учредительные документы. - [Электронный ресурс]. лектрон. дан. - URL: http://www.npopm.ru/?cid=org-document. - Загл. с экрана (дата обращения 12.05.2012) ; Раскрытие информации. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.npk-spp.ru/shareholders.html. - Загл. с экрана (дата обращения 13.05.2012).

3. В системе вооружений США процветает китайский контрафакт // http://www.bbc. co.uk/russian/international/2012/05/120522_us_military_fake_chinese.shtml.

4. Германия отложила ратификацию международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией. http://www.ibc.ru/ibcfreenews/201202n162556.shtml // 11.02.2012.

5. Дугин И. Европа в осаде контрафактных лекарств // http://www.pharmvestnik.ru/publs/ staryj-arxiv-gazety/evropa-v-osade-kontrafaktnyx-lekarstv.html// 28.05.2009 1б:15:42.

6. Закупка неподходящих деталей для cпутников ГЛОНАСС - вынужденная мера. Нужные детали нам не продают американцы. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://marker.ru/news/3844. - Загл. с экрана (дата обращения 07.03.2011).

7. Изменения в законодательстве не поспевают за развитием электроники. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 27.04.2011).

8. Китайский контрафакт проник в армию США // http://www.dal.by/news/79/24-05-12-

б/.

9. Контрафактные товары - Made in Germany. Проблемы экономики - фальсификация товаров http://www.bspspb.ru/files/fag/contrafact.pdf

10. О заседании коллегии Федерального космического агентства 0б.03.2012. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=18771. -Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2011).

11. Основные положения Заключения Межведомственной комиссии по анализу причин нештатной ситуации, возникшей в процессе проведения летных испытаний космического аппарата «Фобос-Грунт». - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www. federalspace.ru/main.php?id=2&nid=18б47. - Загл. с экрана (дата обращения 07.02.2012).

12. Осторожно!!! В Италии оштрафована туристка за покупку контрафактной http:// foren.germany.ru/arch/travel/f/16309586.html// 0б/0б/2010.

13. О.Т.К.А.Т. - Особая Техника Клиентской АТтракци / Дмитрий Ткаченко, Максим Горбачев. - М.: Вершина, 2007. - 184 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-9626-0353-7.

14. Официальная информация. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.spacecorp.ru/official/. - Загл. с экрана (дата обращения 11.05.2012).

15. Покровский И. Развитие производства электроники в России // Новая электроника России, 2008 : отраслевой деловой ежегодник. - 2008. - С. 13 -22.

16. Покровский И. Результаты исследования российского рынка электронных компонентов // Живая электроника России, 2005 : отраслевой деловой ежегодник. - 2005. - С.

15 - 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Положение о Федеральном космическом агентстве (в редакции от 24 марта 2011 г. № 210). - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.roscosmos.ru/main. php?id=218&did=962. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2011).

18. Проблема контрафактной продукции для Европы и Франции // http://www.russian.rfi. fr/evropa/20120607-problema-kontrafaktnoi-produktsii-dlya-evropy-i-frantsii

19. Раскрытие информации. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.npk-spp.ru/shareholders.html. - Загл. с экрана (дата обращения 13.05.2012).

20. Растет доля контрафактной продукции в цепочке поставок. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2011).

21. Роскосмос: 80% космической элементной базы закупается за рубежом. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://russedina.org/frontend/heading/security?id=16993.

- Загл. с экрана (дата обращения 02.03.2011).

22. Роскосмос разработал программу по «космической» электронной компонентной базе. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/lead-er-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 07.10.2011).

23. Российская микроэлектроника // Живая электроника России 2007: отраслевой деловой ежегодник. - 2007. - С. 27.

24. Российский спутник: потерян в космосе. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.

- URL: http://inosmi.ru/army/20110820/173586563.html. - Загл. с экрана (дата обращения

21.08.2011).

25. Россия отменяет пошлины на высокотехнологичные продукты. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 11.11.2011).

26. Сенат США уличил Пентагон в использовании китайских подделок// http://e.mail.ru/ cgi-bin/msglist#readmsg?id=13377094610000000742&folder=950

27. Сердюков ответил на обвинения в закупках иностранного оружия. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://news.mail.ru/politics/7655461/?frommail=1. - Загл. с экрана (дата обращения 21.12.2011).

28. Смитиенко Е. О. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009, № 4. - С. 45 - 53.

29. Сычев В. Как победить армию США // http://stomaster.livejournal.com/2404775.html.

30. Учредительные документы. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.npopm.ru/?cid=org-document. - Загл. с экрана (дата обращения 12.05.2012).

31. Joel D. Joseph We don’t want an America ‘made in China’ .// USA TODAY // 10/12/2011 12:02 PM // http://www.usatoday.com/news/opinion/forum/story/2011-09-28/depression-stimulus-public-works/50590552/1

32. Top 25 дистрибьюторов в 2011 г. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http:// www.russianelectronics.ru/leader-r/news. - Загл. с экрана (дата обращения 17.06.2011).

33. Top-20 российских дистрибьюторов электронных компонентов по итогам 2008 года.

- [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.russianelectronics.ru/leader-r/ subscribe/news/russianmarket/doc38980.phtml. - Загл. с экрана (дата обращения 16.03.09).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.