Научная статья на тему 'ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / НЕОБОСНОВАННОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / ЗЕМЛИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗЕМЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ СТАТУСОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шилохвостов Роман Геннадьевич

В статье рассматриваются подходы к созданию единой системы принятия управленческих решений в сфере земельных и градостроительных отношений. Автор описывает механизм перераспределения полномочий на примере конкретного субъекта Российской Федерации. Раскрывает проблемы, возникающие при реализации предложенного механизма. Предлагает комплекс мер по совершенствованию земельного законодательства и созданию единой информационной межведомственной базы данных об объектах недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шилохвостов Роман Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURNOVER OF LANDS OF NON-DELIMITED STATE PROPERTY IN THE NOVOSIBIRSK REGION

The article discusses approaches to the creation of a unified system for making managerial decisions in the field of land and urban planning relations. The author describes the mechanism of redistribution of powers on the example of a specific subject of the Russian Federation. Reveals the problems arising in the implementation of the proposed mechanism. It proposes a set of measures to improve land legislation and create a unified information interdepartmental database on real estate objects.

Текст научной работы на тему «ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

 Оборот земель неразграниченной государственной собственности в Новосибирской области

Р.Г. Шилохвостов руководитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (г. Новосибирск)

Роман Геннадьевич Шилохвостов, dizo@nso.ru

В настоящее время земельные участки неразграниченной собственности составляют основной ресурс в сфере распоряжения государственной собственностью и вовлечения ее в экономический оборот.

По официальной информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росре-естр) на территории Новосибирской области порядка 50 процентов земель относятся к такому виду собственности.

Общие положения законодательства о перераспределении полномочий

Федеральное законодательство содержит ряд положений, позволяющих перераспределять полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в различных областях правоотношений. Такое перераспределение осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также соответствующие нормы права содержатся в Земельном и Градостроительном кодексах Российской Федерации, в Федеральном законе от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и ряде

иных актах федерального законодательства. Эти положения были введены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ.

Как представляется, федеральный законодатель установил такую возможность для регулирования управленческих механизмов на уровне субъекта Российской Федерации в различных отраслях законодательства с целью учета местных политических, экономических, социальных, территориальных, инфраструктурных и иных особенностей региона.

Анализ применения рассматриваемых норм перераспределения полномочий показывает, что в России такой механизм приобрел довольно широкое распространение.

Так, в Новосибирской области принят Закон от 18 декабря 2015 года № 27-ОЗ (далее - Закон № 27-ОЗ), вступивший в силу с 1 января 2016 года, который перераспределил полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти Новосибирской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия в сфере градостроительной деятельности по разработке и утверждению документов территориального планирования (генеральных планов поселений), градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки поселений), документации по планировке территории.

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена,

возложены на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области. На Министерство строительства Новосибирской области возложены вопросы разработки и утверждения градостроительной документации.

Перечисленные полномочия перераспределены в отношении 55 муниципальных образований, имеющих статус городских и сельских поселений, входящих в состав 7 муниципальных районов, что составляет небольшую часть территории Новосибирской области, сконцентрированную вблизи города Новосибирска (всего на территории Новосибирской области 30 муниципальных районов, в состав которых входят 453 городских и сельских поселения). В отношении городских округов, которых на территории Новосибирской области пять, полномочия не перераспределялись.

Причины, послужившие поводом для принятия решения о перераспределении полномочий в Новосибирской области

Следует выделить две основные причины, которые послужили основанием принятия Закона № 27-ОЗ, касающегося перераспределения полномочий.

Первая причина - необходимость решения проблемы консолидации усилий по организации единого упорядоченного пространства для устойчивого социально-экономического развития территории, создание единой системы по принятию управленческих решений в сфере земельных и градостроительных отношений.

Выбор муниципальных образований обусловлен следующим.

Перечисленные муниципальные образования расположены в непосредственной близости от города Новосибирска и являются одними из наиболее развитых и востребованных территорий в этой области. Город Новосибирск - один из крупнейших муниципальных образований Российской Федерации, имеющий статус городского округа, с развитой в социально-экономическом и ин-

фраструктурном плане территорией. Также город является крупным транспортным узлом. В связи с этим сам город и расположенные вблизи него территории имеют наиболее высокую востребованность в части использования земель для строительства объектов жилого, промышленного, рекреационного назначения, ведения сельского хозяйства, реализации инвестиционных проектов.

В указанных целях органами государственной власти Новосибирской области реализуются мероприятия по созданию Новосибирской агломерации, что выражается в принятии нормативных правовых актов, создании различных координационных органов, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивого развития Новосибирской области.

Таким образом, необходимость реализации единой политики в сфере градостроительства и земельных отношений на территории Новосибирской агломерации, координации деятельности и организации взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления при реализации ими полномочий, послужили одной из причин принятия рассматриваемого закона о перераспределении полномочий.

Помимо перераспределения полномочий и закрепления их за органами государственной власти Новосибирской области, правительством Новосибирской области создана Комиссия по вопросам градостроительства и земельных отношений Новосибирской области, осуществляющая полномочия по координации деятельности и организации взаимодействия уполномоченных областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при реализации перераспределенных полномочий, в состав которой входят представители исполнительных органов государственной власти, Законодательного собрания Новосибирской области и органов местного самоуправления.

Второй причиной принятия Закона № 27-ОЗ явилось следующее.

С 1 марта 2015 года вступил в силу Феде-

ральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который кардинальным образом реформировал земельное законодательство в части порядка предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности. Кроме того, указанным законом также были внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части установления иного распорядителя землями, государственная собственность на которые не разграничена, в лице органов местного самоуправления сельских и городских поселений. Как известно, ранее (с 1 июня 2006 года) эти полномочия реали-зовывались органами местного самоуправления муниципальных районов. И если до рассматриваемых изменений в Новосибирской области, не считая городские округа, распорядителей землями, государственная собственность на которые не разграничена, было 30 (по числу муниципальных районов), то после внесения изменений таких распорядителей стало 453.

Только в пределах Новосибирской агломерации 55 муниципальных образований имели полномочия по распоряжению земельными участками, что создало ситуацию разобщенности и неуправляемости территориями в сфере земельно-имущественных отношений, которая оказывала негативное влияние на социально-экономическое развитие региона и ставила под угрозу реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов. Кроме того, к сожалению, имели место многочисленные нарушения законодательства органами местного самоуправления поселений при распоряжении земельными участками. В частности, за сравнительно небольшой период (с 1 марта 2015 по 1 января 2016 года) в безвозмездное пользование садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям граждан для ведения садоводства предоставлены десятки земельных участ-

ков общей площадью в сотни гектаров. При этом подобной активности «садоводов» ранее не отмечалось. По подтвержденным сведениям многие из таких предоставлений земельных участков совершены с нарушением действующих норм законодательства, имели признаки коррупции, бюджету был причинен значительный ущерб, так как отчуждение земель в частную собственность граждан осуществлялось без проведения торгов по фиксированной цене, не сравнимой с возможной ценой реализации участков на открытых аукционах.

Одним из наиболее показательных случаев является предоставление земельных участков в безвозмездное пользование для ведения садоводства в запроектированной полосе строительства важнейшего для Новосибирской области инфраструктурного объекта - автомобильной дороги федерального значения «Восточный обход города Новосибирска», что повлекло бы за собой необходимость изъятия земельных участков за счет средств федерального бюджета.

Имели место и иные многочисленные факты нарушения закона, влекущие за собой негативные последствия, например:

• предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов под несуществующими объектами недвижимого имущества либо под объектами, площадь которых несоразмерно меньше площади земельного участка;

• предоставление земельных участков в обход процедуры проведения торгов;

• предоставление земельных участков по заниженной цене;

• предоставление земельных участков, ограниченных в обороте, в собственность;

• необоснованные перераспределения земельных участков.

Складывалась опасная тенденция систематизации совершения неправомерных действий органами местного самоуправления поселений, в результате чего наносил-

ся ущерб бюджетам различных уровней, создавалась угроза устойчивому развитию территорий и поддержанию стабильности и правопорядка. В связи с этим надзорными и правоохранительными органами с участием органов государственной власти Новосибирской области велась и продолжает вестись системная работа по выявлению и оспариванию в судебном порядке противоправных действий органов местного самоуправления, вследствие чего должностные лица органов местного самоуправления привлекаются к установленной законом ответственности, земельные участки возвращаются в публичную собственность.

Следует отметить, что на федеральном уровне осознали ошибочность возложения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, на органы местного самоуправления поселений, и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 334-ф3 полномочия по распоряжению этой категорией публичных земель в отношении территорий сельских поселений с 1 января 2017 года возвращены на уровень муниципальных районов.

Таким образом, необходимость обеспечения возможности управления территорией, недопущения неправомерных действий, создание условий для комплексного развития явились основными причинами перераспределения полномочий.

Особенности и механизмы реализации

перераспределенных полномочий Новосибирской области

Законом № 27-ОЗ перераспределены не все полномочия органов местного самоуправления. На уровне муниципалитетов оставлены следующие вопросы:

1) предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) выдача разрешений на использование

земельных участков в порядке, установленном главой У.6 Земельного кодекса Российской Федерации;

3) формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

4) предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Названные правомочия оставлены на уровне органов местного самоуправления, как не оказывающие особого влияния на развитие территории.

Временной промежуток от даты принятия указанного закона до момента его реализации составлял менее двух недель. Какие-либо подготовительные мероприятия для осуществления новых полномочий органами государственной власти до принятия закона не проводились. В связи с тем, что реализация полномочий связана в том числе с оказанием государственных услуг, требовалось принятие неотложных мер, направленных на организацию работы департамента по исполнению возложенных на него полномочий. Были приняты следующие меры:

• проведена работа по увеличению штатной численности департамента (на 10 единиц), сотрудники объединены в новый отдел реализации перераспределенных полномочий по распоряжению земельными участками;

• проведена работа по увеличению штатной численности подведомственного департаменту казенного учреждения «Фонд имущества», в учреждение трудоустроено на часть ставки 12 действующих сотрудников администраций муниципальных районов, входящих в сферу действия областного закона, для обеспечения приема и выдачи документов непосредственно в районах на местах, что удобно для заявителей, а также для оперативного взаимодействия с департаментом;

• на базе казенного учреждения образован отдел организации проведения

торгов и кадастровых работ из 5 штатных единиц; • заключены соглашения о сотрудничестве и об информационном взаимодействии между департаментом и администрациями муниципальных районов, согласно которым осуществляется информационное взаимодействие с органами местного самоуправления. Так, на основании такого соглашения с администрацией Новосибирского района Новосибирской области и подведомственного ему учреждения в отношении земель Новосибирского района подготовка документов осуществляется 15 сотрудниками учреждения. Таким образом, для реализации полномочий по Закону № 27-ОЗ штатное расписание составило 18 штатных единиц.

Также важнейшей задачей являлось создание единой геоинформационной системы пространственных данных в отношении территорий и земель, без которой реализация перераспределенных полномочий была бы попросту невозможна. Решением такой задачи явилось создание и наполнение данными Региональной геоинформационной системы, содержащей сведения обо всех юридически значимых действиях с землями, картографические материалы, архивные сведения.

В 2016 году для достижения указанных целей департаментом проведена закупка и организовано внедрение расширенной геоинформационной системы, включающей функционал и данные, необходимые для осуществления полномочий по распоряжению земельными ресурсами. В результате проведенных работ для департамента создана геоинформационная система, содержащая оцифрованные картографические материалы, архивные документы, ортофо-топланы, широкий функционал по работе с графическими модулями, обновляемые на постоянной основе сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), информацию о зонах

с особыми условиями использования территории и множество иных данных. Также в системе реализованы интеграция поступающих обращений с системой электронного документооборота, автоматизированная подготовка проектов документов, схем расположения земельных участков, подготовка документов для государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества и т. д.

Проблемы, возникающие при реализации перераспределенных полномочий

Одна из основных задач, которую необходимо было решить для реализации новых полномочий, - сбор сведений о состоянии земельного фонда муниципальных образований и документах о предоставлении земельных участков, изданных органами местного самоуправления. Общая площадь территории муниципальных образований, в отношении земель которых перераспределены полномочия, составляет более миллиона гектаров (1 032 441,57 гектара) (10 324,42 квадратных километра), в связи с чем сбор таких сведений являлся сложной задачей.

При проработке этого вопроса с органами местного самоуправления выяснилось, что систематизированного и упорядоченного свода информации о состоянии земельного фонда и принятых решениях в виде электронных систем пространственных данных не ведется. Исключение составила только администрация Новосибирского района Новосибирской области, которая вела учет своей деятельности в сфере земельно-имущественных отношений в специализированной геоинформационной системе. Архивы иных муниципальных районов и органов местного самоуправления поселений хранятся в бумажном виде. Систематизация и учет в электронном виде таких архивов потребовали бы значительных финансовых и временных затрат. Помимо этого, актуальность архивов также подвер-

галась сомнению. По этой причине принято решение взаимодействовать с органами местного самоуправления посредством получения сведений о территории непосредственно при оказании государственной услуги. То есть при поступлении обращения об оказании государственной услуги департаментом направляются запросы в органы местного самоуправления соответствующего муниципального района и поселения с целью получения информации о наличии либо отсутствии ранее принятых решений в отношении земельного участка.

Еще одной проблемой, с которой департамент столкнулся при реализации перераспределенных полномочий, стало получение сведений о действующей градостроительной документации. В связи с тем, что генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений определяют правовой режим земель, любые действия по распоряжению земельными участками должны соответствовать положениям указанных документов. На территории, входящей в сферу действия Закона № 27-ОЗ, расположено 55 поселений, соответственно, в совокупности было необходимо собрать сведения о 110 генеральных планах и правилах землепользования и застройки.

При реализации на практике рассматриваемого вопроса выяснилось, что систематизированного свода сведений о таких документах и их актуальных редакцияй не существует. Таких данных нет ни в федеральных информационных системах, ни на уровне органов государственной власти Новосибирской области, ни в муниципальных районах. Зачастую даже сами органы местного самоуправления поселений, которые разработали и утвердили такие документы, не могут предоставить их актуальные редакции. Таким образом, приходится проделывать значительный объем работы с целью нахождения действующих редакций градостроительной документации. Но в настоящее время в этой сфере намечаются значительные положительные изменения, обусловленные с работой Министерства

строительства Новосибирской области по утверждению новой градостроительной документации и работе органов местного самоуправления по внесению сведений о градостроительной документации в Региональную геоинформационную систему.

Но, пожалуй, одной из самых значительных проблем, с которой столкнулся департамент при реализации перераспределенных полномочий, стала проблема определения принадлежности земель или земельного участка к государственной неразграничен-ной собственности, то есть к сфере ведения департамента. Так, согласно имеющимся сведениям на территории Новосибирской области около 50 процентов земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, не имеют определенных с установленной законом точностью границ, поэтому территории, не обособленные согласно сведениям ЕГРН в земельные участки, в большинстве случаев не являются землями, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, в отношении большого количества земельных участков в ЕГРН не содержатся актуальные сведения о правах на них, что также существенно затрудняет определение возможности распоряжения тем или иным земельным участком. Фактически земли, не обособленные в земельные участки, или земельные участки, сведения о правах на которые отсутствуют в ЕГРН, могут являться участками с декларированными границами как частной, так и публичной формы собственности (федеральной или муниципальной).

Особенные затруднения вызывает определение принадлежности земель, расположенных за пределами населенных пунктов. Как правило, земли за пределами населенных пунктов ранее находились в пользовании крупных сельскохозяйственных или промышленных предприятий, образовательных учреждений и иных организаций. После начала в Российской Федерации земельной реформы и массового отчуждения земель в частную собственность такие земельные участки могли остаться в пу-

бличной собственности, могли быть предоставлены в общую долевую собственность граждан или в пользование предприятий и организаций. Некоторые частные собственники прекратили свое существование, что также требует изучения. В большинстве случаев сведения о местоположении границ и правах в отношении таких земельных участков содержатся только в виде бумажных документов, которые находятся в архивах Управления Росреестра по Новосибирской области и муниципальных архивах. При этом часть документов безвозвратно утеряна. В связи с этим специалистам департамента при рассмотрении обращений проводится огромная работа по поиску в различных источниках информации о границах и правах на земельные участки. К сожалению, в настоящее время руководствоваться исключительно сведениями ЕГРН для определения земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не представляется возможным.

Также при организации реализации перераспределенных полномочий остро обозначилась проблема учета, систематизации и хранения как перечисленных сведений, так и информации о принятых департаментом решениях. Эта проблема возникла по причине отсутствия на каком-либо уровне органов государственной власти и органов местного самоуправления систематизированной информации в отношении границ неразграниченных земель, а также нормативной и картографической информации, определяющей их правовой режим. В связи с этим с целью надлежащего исполнения полномочий по распоряжению земельными участками возникла проблема сбора, их систематизации, приведения в форму электронных документов, размещения в специальной информационной системе значительного количества документов.

Как следствие рассмотренных проблем, возникает проблема большого количества отказов в предоставлении государственных услуг в совершении действий с земельны-

ми участками и землями в том числе из-за отсутствия общедоступного государственного публичного ресурса, содержащего достоверные сведения о земельных участках и землях публичной формы собственности, об их правовом режиме, органах, уполномоченных на распоряжение землями. Как уже отмечалось, сведения ЕГРН в виде публичного ресурса (Публичной кадастровой карты) не обладают всей полнотой и достоверностью данных.

Выводы и предложения по совершенствованию земельного законодательства, основанные на практике реализации перераспределенных полномочий

В целом, правовой механизм перераспределения полномочий по управлению и распоряжению земельными ресурсами и градостроительной деятельности является рабочим инструментом реализации комплексного, системного подхода к управлению территориями. При этом применение такого инструмента должно быть объективно обусловлено соответствующими причинами, а также учитывать сложившиеся механизмы управления территориями, политические и социально-экономические особенности региона.

На территории Новосибирской области при реализации перераспределенных полномочий обозначились проблемы, свойственные всей отрасли земельно-имущественных отношений, которые возникают при системном подходе к рассматриваемому вопросу управления территориями.

В связи с этим считаю возможным внести предложения, реализация которых существенно повысит эффективность управления и распоряжения публичными и частными земельными ресурсами, упростит хозяйственный оборот земель, сократит сроки оказания государственных и муниципальных услуг, усовершенствует межведомственное информационное взаимодействие.

Во-первых, необходимо достичь максимально достоверного уровня сведений ЕГРН, избавиться от таких явлений, как земельные участки без записи о правах, земли с неопределенным статусом, участки без координат границ, то есть создать условия, при которых не потребуется изучения каких-либо дополнительных материалов кроме ЕГРН для определения правового статуса земельного участка или земель. Это предложение потребует регулирования на федеральном уровне.

Во-вторых, необходимо на федеральном уровне обеспечить создание единой информационной межведомственной базы данных об объектах недвижимости (земельных участках и объектах капитального строительства), сведения которой будут иметь нормативный характер, обязанность по наполнению и ведению которой закреплена на законодательном уровне. Администратором такой системы должны быть федеральные органы власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны являться только пользователями данных с возможностью внесения новых сведений в строго регламентированном порядке с различным уровнем доступа. Такая база должна совмещать параметры геоинформационной системы пространственных данных и единой универсальной системы межведомственного взаимодействия, позволяющей в автоматическом режиме получать данные, необходимые для оказания государственных услуг, либо для иных целей при реализации органами государственной власти или органами местного самоуправления своих полномочий. В частности, такая система должна включать следующий минимальный набор данных и функций:

• сведения ЕГРН, в которых отсутствуют «белые пятна», то есть сведения полностью достоверны и не требуют дополнительного изучения архивных данных;

• сведения информационной системы обеспечения градостроительной дея-

тельности, содержащие информацию об актуальных градостроительных документах, с возможностью получения сведений в автоматическом режиме (по аналогии с получением сведений ЕГРН);

• сведения Федеральной государственной информационной системы территориального планирования;

• реестры федеральной, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности;

• оцифрованные архивные данные различного характера;

• информация, вносимая в систему органами публичной власти, о принятых решениях в отношении объектов недвижимого имущества;

• сведения об ограничениях в отношении объектов недвижимости, запретах (в рамках принятых судебных решений, банкротств, исполнительных производств);

• иные сведения и материалы, находящиеся в ведении различных органов публичной власти и организаций.

Особенно важно, что указанные данные должны иметь нормативный характер, то есть на их основании возможно принятие юридически значимых решений.

Система должна иметь минимальный функционал по следующим направлениям:

• возможность подачи заявлений о предоставлении государственных услуг с использованием Единого портала государственных услуг (далее -ЕПГУ) с автоматической загрузкой в базу данных;

• возможность получения межведомственной информации для оказания услуг и реализации функций органов публичной власти;

• возможность в полуавтоматическом режиме формировать результат оказания государственной услуги (оценка соответствия набору критериев, позволяющая сделать вывод о форме решения (отказ, возврат, приказ) на

основе интегрированного в базу шаблона формирования результата оказания государственной услуги);

• возможность направления результата оказания государственной услуги в автоматическом режиме на электронную почту заявителя либо на ЕПГУ;

• интегрированный в разработанный программный продукт сервисов по взаимодействию с Росреестром (подача заявлений на кадастровый учет, об учете изменений, о государственной регистрации прав, внесение сведений в ЕГРН об охранных зонах газораспределительных сетей, об изменении категории земельного участка и прочее);

• интеграция работы с многофункциональным центром;

• модуль для частных собственников, посредством которого возможно совершать сделки с объектами недвижимого имущества и подавать документы на государственную регистрацию.

Создание программного продукта на основе единой базы пространственных данных, имеющего удобный интерфейс, позволит оперативно получать актуальные сведения из различных источников посредством формирования межведомственных запросов в автоматическом режиме, сократит время рассмотрения заявлений и прилагаемых к ним документов в рамках оказываемых государственных услуг. Реализация департаментом предоставленных полномочий позволит максимально аккумулировать имеющуюся информацию в отношении объектов недвижимости, отказаться от приема заявлений и выдачи результата оказания услуг на бумажном носителе.

Однако есть и более простой и кардинальный способ решить большую часть задач - ввести в законодательство принцип обязательности регистрации собственниками своих прав в течении установленного срока. Это позволило бы сэкономить огромные государственные затраты, требующиеся на поиск и установление латентных собствен-

ников, вывести из тени неплательщиков имущественных налогов, сделать более простой и открытой систему управления земельными ресурсами.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 201 4 года № 485-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» : Закон Новосибирской области от 18 декабря 2015 года № 27-ОЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 334-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.