УДК 9;94 DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-9-12
ББК 63.3(2) © С.М. Белозерцев, В.Д. Крюк, 2021
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ОБОРОНА КРЕПОСТИ ОСОВЕЦ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Сергей Михайлович Белозерцев,
Восточно-Сибирский институт МВД России (664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110)
E-mail: zuyn03@mail.ru Валерий Дмитриевич Крюк, Восточно-Сибирский институт МВД России (664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Оборона крепости Осовец является одним из главных примеров героизма русских солдат. В наше время очень мало изучена тема Первой мировой войны, к сожалению это упущение допущено по распоряжению правительства СССР, по стольку большевики не любили вспоминать войну которая Россия проиграла именно по причине революции и возродившегося большевизма. В современное время ученые историки начали уделять больше внимания этой теме, поскольку именно Первая мировая война стала началом появления позиционных войн, войн на истощение, войн в которых нет места чести, войн в которых использовалось самое бесчеловечное оружие.
Ключевые слова: Осовец, оборонительные сооружения, атака мертвецов, вооружение.
DEFENSE OF OSOVETS FORTRESS DURING THE FIRST WORLD WAR
Sergey M. Belozertsev,
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (664074, Irkutsk, ul. Lermontova, d. 110)
E-mail: zuyn03@mail.ru Valery D. Kruk,
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (664074, Irkutsk, ul. Lermontova, d. 110)
E-mail: office@unity-dana.ru
Abstract. The defense of the Osovets fortress is one of the main examples of the heroism of Russian soldiers. In our time, the topic of the First World War is very little studied, unfortunately this omission was made by order of the government of the USSR, because the Bolsheviks did not like to remember the war that Russia lost precisely because of the revolution and revived Bolshevism. In modern times, historians have begun to pay more attention to this topic, because it was the First World War that was the beginning of the emergence of positional wars, wars of attrition, wars in which there is no place for honor, wars in which the most inhumane weapons were used.
Keywords: Osovets, defensive structures, attack of the dead, weapons.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Белозерцев С.М., Крюк В.Д. Оборона крепости Осовец во время Первой мировой войны. Криминологический журнал. 2021 ;(1):9—12.
На протяжении всей истории Русское государство знает немало подвигов, образцов мужества и героизма. Много наций и народов пытались покорить наше государство, начиная от печенегов и поляков и заканчивая немцами и французами. Русский народ не раз доказывал свое превосходство на поле боя. Не зря говорят, что «русские — нация воинов». Конечно, многие скажут, что и русские допускали поражение и были под Ордынским игом и Москву защитили в самый последний момент, но я придерживаюсь, точки зрения одного из лучших флотоводцев, исследователей и Верховного Правителя России — Александра Васильевича Колчака, который говорил: «Не может быть поражений — могут быть лишь временные трудности». По отношению к России данное высказыва-
ние подходит больше всего, ведь даже если поначалу русский человек испытывает трудности, то собравшись с силами и окрепнув, он может преодолеть любые испытания и одолеть любого, что нам и доказывает битва на Куликовом поле. Оборона крепости Осовец не является исключением, скорее наоборот дополняет список славных страниц истории России.
Осовец — великая русская крепость, возведенная на реке Бобры в Восточной Пруссии. Основная задача — защита территории между реками Неман и Висла, Нарев и Буг. Кроме того, крепость преграждала путь по важнейшим направлениям: Петербург — Берлин и Петербург — Вена. Контролируя эти стратегические направления можно было нанести решающий удар в направлении столицы Российской империи —
Петрограда, что сразу бы решило исход войны в пользу Германской империи и ее союзников.
Также стратегическая важность крепости объяснялась тем, что через нее была проложена железнодорожная дорога с севера, от территории с Восточной Пруссией. С севера и юга от крепости местность была очень сильно заболочена, что сильно должно было затруднить действия неприятеля и тем самым облегчить оборону. Имея такую хорошую оборонительную позицию и невероятную храбрость русские войска, во время Первой Мировой войны, смогли выдержать осаду и три атаки превосходящих по численности и вооружению немецких войск, в том числе с применением химического оружия.
История крепости берет свое начало уже после Третьего раздела Польши в далеком 1795 г., в то время неподалеку от деревни Осовице были заложены первые укрепления. Все это делалось для того, чтобы обеспечить оборону единственного пути шедшего из Восточной Пруссии на территорию Российской империи. Строительством руководил один из самых талантливых на тот момент военных инженеров генерал Э.И. Тотлебен. В 1877 г. из-за начала войны с Османской империей работы пришлось отложить до 1882 г., тогда же и началось строительство Центрально форта или форта № 1. Впоследствии будут построены еще три форта: N° 2, № 3 и № 4. Форт № 2 будет размещен на северном берегу реки Бобры для защиты железнодорожного моста, а № 3 или как его называли «Шведский», защищал переход через реку, возведенный здесь еще Карлом XII в 1708 г.
Основные бастионы форта были расположены на искусственной насыпи, что давало им явные преимущества перед наступающими силами противника которым пришлось бы вести наступление по равнинной поверхности, представляющая собой два вала. Внутренний вал представлял собой открытую позицию для расположения на нем артиллерии. Внешний же вал предназначался исключительно для пехоты. Форт был окружен рвом, и оснащен дополнительными защищенными угловыми огневыми позициями, ориентированными на усиление в особо важных местах.
Во внутреннем дворе форта располагались: казармы, склады боеприпасов и фуража, церковь, где регулярно проходило служение. В гарнизон форта входили четыре стрелковые роты и неполный артиллерийский батальон, имевший в своем распоряжении 60 орудий.
Уже после 1885 г. во всех армиях Европы стали использовать снаряды, которые обладали намного большей эффективностью, что привело к обесцениванию, существовавших до этого крепостных сооружений. Именно по этой причине Правительство Российской империи приняло решение по повышению обороноспособности всех крепостей, положение, которого было закреплено в ближайшей военной реформе, в том числе и крепости Осовец. Именно поэтому кирпичные стены были дополнительно укреплены бетоном, толщина которого в среднем составляла 2 м.
Также ближе к концу 1891 г. продолжилось совершенствование крепостных сооружений и в 3 км к западу от форта № 3 был возведен новый комплекс укреплений, названный «Новым фортом» или форт № 4. Руководил работами талантливый военный инженер Н.А. Буйницкий. Именно по его проекту был возведен железобетонный объект, который очень удачно использовал все детали рельефа. Внутри форт состоял из бетонных казарм, а также из сводчатых перекрытий, за которыми располагались укрытия, медпункт и склады боеприпасов.
С 1912 по 1914 гг. на южном берегу реки Бобры, на Скобелевском холме строилась современная укрепленная позиция, которая включала в себя стрелковые позиции с мощными железобетонными укрытиями, полевую артиллерию и единственный на тот момент в Российской империи артиллерийский ДОТ (долговременная огневая точка), а также склад боеприпасов, вмещающий около 2000 снарядов. Но из-за недостаточного финансирования данное укрепление не было достроено к началу Первой мировой войны и служило только как вспомогательное сооружение.
В начале 1915 г. в крепости базировалось восемь дружин, а также несколько рот Государственного ополчения, кавалерийский полк, запасный батальон и несколько сотен пограничной стражи. Все эти войска имели вооружение: винтовки, ручные пулеметы системы Мадсена и станковыми пулеметами системы Максима образца, 200 орудий калибра от 57 до 203 мл и 69 тяжелых орудий, часть из которых располагалась в шести бетонных батареях, остальные же находились в земляных батареях, имея блиндажи для укрытия от осколков и пуль. Одно из тяжелых орудий было размещено в башне на Скобелевой горе, что давало ей огромное преимущество, ибо вся территория была хорошо видна и простреливалась.
-^рг-
С началом Первой Мировой войны крепость находилась в тылу Северо-Западного фронта, которому в 1914 г. с боями удалось продвинуться на территорию Восточной Пруссии. Но через месяц инициатива перешла к немецкой армии, русским пришлось отойти к границе. Уже в сентябре 1914 г. части 8-й германской армии подошли к крепости и, имея численное превосходство, перешли в атаку. Благодаря четко спланированной операции удалось ликвидировать полевые силы русских и подкатить артиллерию для обстрела крепости. В орудийный расчет немцев входили 60 орудий калибра до 203 мл, которые были срочно доставлены из Кенигсберга. Через пару дней противник предпринял еще одну атаку, которая оказалась крайне неэффективной, из-за сильного и сконцентрированного огня защитников и была вынуждена отойти на прежние позиции, откуда позже была выбита гарнизонными силами. В данном сражении сказались просчеты командования, которое слишком близко к крепости расположило укрепленные полевые позиции, что позволило врагу беспрепятственно обстреливать крепость. Командование решило, что правильно будет расположить в
10 км от крепости новую укрепленную позицию, для предотвращения обстрела Осовца. Работы были начаты, но из-за начала боевых действий данный план воплотить в жизнь не удалось.
В начале февраля крепость снова оказалась на пути немцев. Единственным защитником стала 57-я пехотная дивизия, которая 3 февраля, несмотря на неподготовленную линию укреплений, смогла задержать противника на пять дней. На шестой день на помощь остаткам 57-ой пехотной дивизии прибыли 84-й пехотный Ширванский полк и 101-й пехотный Пермский полк, но ход сражения на первой линии был предрешен, и пришлось отойти на вторую линию обороны. Но плохое положение русских связанно было не только с не подготовленными укреплениями, но в первую очередь с недостатком хорошо обученной живой силы. Из 26 батальонов только
11 были приведены в высшую степень боевой готовности. У немцев же в осаде крепости участвовала 11-я Ландверная дивизия под командованием Боэнса, которая включала в себя вместе с резервами в общей сложности около 40 батальонов.
Несмотря на упорное сопротивление защитников, немцы продолжали рваться к крепости. 13 февраля возобновился обстрел крепости из тяжелых
осадных орудий. Огонь залпами велся по 360 снарядов, каждые 4 мин. С неба крепость бомбили немецкие аэропланы и самолеты. В те дни крепость представляла собой страшное зрелище. Очевидцы рассказывали: «Все было окутано дымом и огнем, в воздух вместе с землей и пеплом взлетали целые деревья». И все же укрепления выстояли и германскому командованию, на этом участке фронта, пришлось перейти к позиционным действиям. Несмотря на большие потери и постоянные обстрелы, паники среди личного состава защитников крепости не наблюдалось, а даже наоборот, настроение было бодрое и спокойное.
Третий штурм крепости начался в начале июля 1915 г. Как было сказано ранее, крепость представляла собой очень важную со стратегической точки зрения цель. Именно поэтому было решено сосредоточить очень значимые силы на данном направлении около 15 батальонов пехоты 30 крупнокалиберных артиллерийских орудий и 30 батарей отравляющего газа. Всей этой огромной мощи противостояло всего девять рот пехоты. Больше недели немцы ждали нужного направления ветра, и вот 24 июля начался самый страшный период в обороне крепости, одновременно с артиллерийской бомбежкой был применен отравляющий газ, который растянулся на огромную территорию (10 м в высоту и 2 км в ширину, также и в длину более чем на 20 км). Гарнизон крепости о планах немцев был уведомлен, но принятые меры были малоэффективны, и большинство солдат было поражено отравляющим газом. Немцы, решив, что все защитники мертвы, перешли в наступление. Общая численность наступавших составляла около семи тыс. человек. В момент, когда немецкая пехота подходила к передовым позициям, то им противостояли только остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Боясь, что немцем удастся прорвать оборону, комендант крепости приказал атаковать неприятеля в штыки. По этому приказу в атаку остатки своей роты поднял подпоручик Владимир Котлинский. Лица выживших были зеленоватого оттенка, обмотанные окровавленными тряпками, роговица глаза темней обычного, шли они очень медленно, шатаясь и беспрерывно кашляя. Неожиданная атака и внешний вид атакующих навели на немецкие части панику и обратили их в бегство. Позже участники сражения с немецкой стороны окрестили эту атаку — «Атакой мертве-
цов». Несмотря на победу русских, потери в живой силе были колоссальные. Всего выбыли из строя около 1600 человек, остальные получили среднюю степень отравления.
В апреле 1915 г. было запланировано провести очередную операцию на восточном фронте. В начале мая немцы пошли в наступление и прорвали русский фронт на направлении Мемеля-Либавы. В том же месяце уже объединенные Гермено-Австрийские войска также прорвали русский фронт в Галиции. Позже после разгрома русских войск, с целью избежать окружения был получен вынужденный приказ для отступления и дальнейшего стратегического передислоцирования с территории бывших подкроль-ных Российской империи Галиции и Польши. Именно по этой причине в конце лета 1915 г. в связи с отступлением войск на Западном фронте, необходимость в обороне данной крепости потеряла смысл. В связи с данными неудачами русской армии главным командованием русской армии было принято решение прекратить оборонительные бои и эвакуировать весь гарнизон крепости. И уже 18 августа 1915 г. началась полная эвакуация гарнизона крепости, вывозили все, что можно было вывезти, что не могло быть перевезено, было приказано взорвать, что бы врагу ни досталось трофеев, та же судьба постигла уцелевшие после долгих месяцев бомбежки укрепления, генерал-майор Бржозовский лично привел в действие механизм взрывного устройства. Также стоит отметить, что при эвакуации солдаты вели себя достойным образом и отступление было организовано на высшем уровне, так же была оказано посильная помощь по выводу гражданских лиц, которые не захотели оставаться на оккупированной территории. Вывод войск из крепости закончился
22 августа. На следующий день комендант крепости ген. Бржозовский, добравшись до армейских позиций, послал рапорт Верховному Главнокомандующему о ходе обороны, на коем была наложена Государем Императором следующая резолюция: «Выражаю самую горячую благодарность всему составу доблестного гарнизона Осовца».
Так закончилась великая оборона маленькой крепости, которая держалась около года в наитруднейшей обстановке, испытывая нехватку в боеприпасах, продовольствии, а также в живой силе. Но все же им удалось совершить невозможное, выстоять и тем самым прикрыть собой стратегические направления, потеря которых могла привести к военной катастрофе. Многие историки и научные деятели до сих пор ведут дискуссии о стойкости укреплений и ее защитников, так как в тоже время и в тех же условиях Бельгийские и Французские крепости были захвачены в короткий срок. А все, потому что у крепости была хорошо организована оборона, были организованны удобные позиции для ведения боя. Но, я считаю, самый главный фактор — это стойкость русских солдат, о которой ходит множество легенд. Именно стойкость русских солдат создала из ряда вон выходящий случай. Военные аналитики обоих противоборствующих стран говорили о том, что Осовец не продержится более недели, но русские солдаты доказали обратное, крепость выдержала долгие 147 дней осады и даже пережила атаку химическим оружием, создав еще один прецедент в истории, который больше никогда не повториться! Пораженный химическим оружием личный состав не сдался и не убежал, все живые солдаты встали и вместе пошли в атаку это называется торжеством русского духа и победа русского характера.