Стр. 1 из 3 Ю.С. Цурганов
ОБОЛЕНСКАЯ ВЕРА АПОЛЛОНОВНА (1911 - 1945)
Вера Аполлоновна Оболенская родилась 11 июля 1911 г. в семье бакинского вице-губернатора Аполлона Аполлоновича Макарова. Ее мать - Вера Алексеевна, урожденная Коломнина. Семья эмигрировала во Францию в 1920 г. и поселилась в Париже
|~х] В.А. Оболенская
В. А. Оболенская
Попав во Францию в возрасте 9 лет, Вера формировалась как человек одновременно русской и французской культур. Среднее образование получила во французской школе. Обладая феноменальной памятью, любовью к учебе не отличалась, предпочитая ей танцы и молодежные компании. Все отмечали в ней стихийность, импульсивность, склонность к авантюрам и способность быстро располагать к себе людей за счет внешней привлекательности и живого ума. В 17 лет она попала в компанию молодого титулованного эмигранта, который, неожиданно получив большое наследство, поклялся «промотать на красивую жизнь» все деньги, после чего покончить с собой. Слово он сдержал, и Вера Макарова была одной из тех, кто провожал его на кладбище. Она работала сначала манекенщицей, затем - секретаршей у преуспевающего парижского предпринимателя.
В 1937 г. Вера вышла замуж за Николая Александровича Оболенского и приняла княжеский титул.
Отец Николая Оболенского, бывший градоначальник С.-Петербурга, умер в Париже в 1924 г. После его смерти Николай стал старшим представителем рода князей Оболенских. Мать Николая - Саломия Николаевна, - была дочерью светл. кн. Дадиани-Мингрельского. Крестник вдовствующей императрицы Марии Федоровны и вел. кн. Константина Константиновича, Николай, как и его отец, был воспитанником Пажеского корпуса. После захвата власти большевиками семья эмигрировала в Финляндию, затем переехала в Ниццу, позже - в Париж. Николай окончил экономические курсы в Женеве. После смерти отца, совпавшей с временной утратой средств к существованию, он совершил неудачную попытку самоубийства.
К концу 30-х гг. дела семьи наладились. Благодаря доходу от приобретенной в Ницце недвижимости, Николай Оболенский жил значительно лучше большинства эмигрантов из России. Он не утруждал себя постоянной работой; про него говорили, что он был одним из немногих русских, который мог ездить в такси, не сидя за рулем. Кроме того, в Государственном банке Франции хранились десять ящиков мингрельских сокровищ, принадлежавших князьям Дадиани и вывезенных из Зугдидского дворца членами социалистического правительства Грузии во время эвакуации в 1921 г. Адвокат Саломии Николаевны считал, что ее права как прямой и единственной наследницы на эти сокровища бесспорны. И хотя французские власти затягивали вынесение решения по данному вопросу, ситуация добавляла Николаю Оболенскому и его молодой жене уверенности в своем безоблачном будущем.
В 1940 г., вскоре после оккупации Франции немцами, Вера Оболенская вошла в один из подпольных кружков, где получила псевдоним «Вики». Хорошо знавшие ее люди предполагали, что ее решение вступить в ряды борцов против оккупантов стало результатом эмоциональной реакции на страстный призыв генерала де Голля, транслировавшийся по радио из Лондона.
Первые организации, составившие позже движение Сопротивления, создавались людьми правых взглядов (коммунисты Западной Европы в период между 23 августа 1939 г. и 22 июня 1941 г. не предпринимали организованных действий против Германии). Кружок, в который вошла «Вики», возглавлял Жак Артюис - успешный предприниматель, с 30-х гг. состоявший в одной из крайне правых группировок Франции. Скоро она стала его главным доверенным лицом. В конце 1940 г. группа Артюиса объединилась с организацией, возглавляемой Максимом Блок-Маскаром, вице-председателем Конфедерации работников умственного труда. Соратники Артюиса стремились к вооруженной борьбе, группировка же Блок-Маскара занималась преимущественно пропагандистской деятельностью. Образовавшийся альянс получил название Organisation Civile et Militaire - OСM («Гражданская и военная организация»).
Со временем организация наладила связь с представителями де Голля в Лондоне и стала одной из самых крупных и разветвленных во французском Сопротивлении. ОСМ занималась разведывательной деятельностью, организовывала побеги за границу английских военнопленных, готовила оружие и резервистов для перехода к активным боевым действиям, которые планировалось начать одновременно с высадкой союзников во Франции. Оболенская как генеральный секретарь ОСМ принимала во всем этом активное участие. Ей было присвоено воинское звание лейтенант. Она встречалась со связными и представителями подпольных групп, передавала им задания организации и принимала донесения. В ее ведении находилась обширная тайная переписка, копирование секретных документов, составление сводок.
К началу Второй мировой войны во Франции проживало около 50 тыс. российских эмигрантов. Их отношение к активному участию в вооруженной борьбе с Германией менялось в ходе войны и зависело от их социальной и политической принадлежности, от места проживания и от множества других факторов. Среди нескольких сотен эмигрантов, принявших участие во французском Сопротивлении, встречались очень разные люди. Среди них были: новоявленные члены французской компартии М.Я. Гафт и И.И. Троян (последний - бывший военнослужащий Русской армии генерала П.Н. Врангеля, участник Гражданской войны в Испании на стороне республиканцев), сын писателя Леонида Андреева -В.Л. Андреев, сын царского министра и председателя Правительства юга России в 1920 г. А.В. Кривошеина - И.А. Кривошеин, мать Мария (Е.Ю. Кузьмина-Караваева), Т.А. Волконская по прозвищу «красная княгиня». После нападения Германии на СССР в среде эмигрантов, живших во Франции, неуклонно шел дрейф в сторону советского патриотизма. Однако эта тенденция увлекла далеко не всех. Вера Оболенская не разделяла просоветских настроений многих своих товарищей по борьбе с оккупантами.
Германские спецслужбы неоднократно предпринимали попытки инфильтрировать движение Сопротивления своей агентурой. Наконец, был арестован и завербован член подпольной организации «Нотр-Дам» радиооператор Тильден, через которого осуществлялась связь с Лондоном. Тильден получил от немцев задание установить контакт с руководством ОСМ, которая в тот период временно утратила каналы связи с де Голлем. В сложившейся ситуации предложение Тильдена о сотрудничестве представлялось для руководства ОСМ заманчивым. Но «Вики» была категорически против. В конечном итоге ее доводы возобладали, и операция немцев, направленная на проникновение в самое ядро ОСМ, была сорвана.
С 1943 г. новым направлением в работе Сопротивления стало установление контактов с гражданами СССР - пленными военнослужащими Красной армии и «остарбайтерами», занятыми на строительстве Атлантического вала, а также военнослужащими «восточных частей» вермахта. По линии ОСМ этим занимался Николай Оболенский («Ники»), привлеченный своей женой к активной работе в организации.
Вики была арестована на одной из конспиративных квартир 17 декабря 1943 г. Она содержалась в нескольких тюрьмах. Отношение к ней, по сравнению с другими заключенными, проходившими с ней по одному делу, было достаточно корректным. Изъяны в работе следственных органов гестапо и тюремной охраны позволяли узникам, содержавшимся в разных камерах, обмениваться информацией, выстраивать общую линию поведения на допросах, вводить следствие в заблуждение. Удалось также связаться с соратниками, находившимися на свободе, и тем предотвратить некоторые аресты и раскрытие явок. Тем не менее, к концу февраля 1944 г. немцам удалось арестовать большинство руководителей ОСМ. Работа организации в значительной степени была парализована. Принять участие в военных действиях во время высадки союзников ОСМ не удалось: к 6 июня 1944 г. она практически перестала существовать.
Наибольших успехов в раскрытии конспиративной сети ОСМ добилась группа особого назначения «№ 716» военной контрразведки, до февраля 1943 г. работавшая в Киеве. Под давление неопровержимых улик Оболенская перешла к последнему способу защиты - полному отказу сообщать какую-либо информацию. В связи с этим она получила прозвище «Princessin ich weiss nicht» («Княгиня ничего-не-знаю»).
Следствие пыталось апеллировать к Оболенской как к представительнице антибольшевистской эмиграции и склонить ее к сотрудничеству; поднимался вопрос и о «необходимости борьбы с еврейством». Но все попытки найти взаимопонимание с подследственной на идеологическом уровне не привели к нужному результату. Оболенская заявила, что Гитлер ведет войну не только против
большевизма, но преследует также цель окончательно ликвидировать российскую государственность, что не дает ей возможности сотрудничать с немцами. Кроме того, она заявила, что, будучи христианкой, не разделяет идею превосходства арийской расы.
Отступая из пределов Франции, немцы увезли с собой часть узников. Оболенская была доставлена в Берлин, где содержалась в тюрьме Плетцензее.
4 августа 1944 г. она была гильотинирована.
Фельдмаршал Б. Монтгомери специальным приказом от 6 мая 1946 г. выразил свое восхищение заслугами Оболенской как «добровольца Объединенных Наций». В СССР имя Оболенской было включено в список «группы соотечественников, проживавших во время Великой Отечественной войны за границей и активно боровшихся против гитлеровской Германии». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1965 г. она была награждена орденом Отечественной войны I степени.
Самые высокие награды княгиня В.А. Оболенская получила от французского правительства: Военный крест с пальмовой ветвью, медаль Сопротивления и рыцарский Орден Почетного Легиона.
Литература:
Флам Л. Вики: Княгиня Вера Оболенская. М., 1996.