Научная статья на тему 'Обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр'

Обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4113
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Васильевна, Половодова Любовь Серафимовна

В статье рассматриваются потенциальные возможности дидактических игр как одно из эффективных средств целенаправленного развития детской речи. Учет гендерного подхода в обучении и развитии речи девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Ирина Васильевна, Половодова Любовь Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр»

УДК 373.2

Комарова И.В., Половодова Л.С.

обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр

В статье рассматриваются потенциальные возможности дидактических игр как одно из эффективных средств целенаправленного развития детской речи. Учет гендерного подхода в обучении и развитии речи девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, словарный запас, дидактические игры, гендерный подход, дети старшего дошкольного возраста.

Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Речевая деятельность является средством общения, налаживания контактов, постижения нового. В качестве показателя умственного и речевого развития детей дошкольного возраста речевая деятельность являет богатство его словарного запаса, умение правильно и связно выражать мысли. Словарь детей дошкольного возраста, как правило, беден и недостаточен для выражения всех испытываемых ими чувств и эмоций, описания происходящих процессов и явлений. Одной из важнейших задач в области речевого развития в дошкольной организации является установление тенденции по проведению словарной работы и управлению процессом обогащения словаря детей дошкольного возраста. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности, особенностей овладения родным языком девочками и мальчиками приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает

полноценному личностному развитию детей разного пола. Большое значение в системе обогащения словаря имеет работа над словом (его сущность, уместность и точность употребления, образование синонимических и антонимических связей, сочетание с другими словами). Это обусловливает важность изучения особенностей речи в рамках дошкольного детства.

Актуальность работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр обусловлена необходимостью разработки и применения эффективных средств в целенаправленном развитии детской речи в связи с существенным снижением её общего уровня, с увеличением числа дошкольников с различными нарушениями речи и недостаточным использованием дидактических игр в процессе обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста разного пола, что снижает их речевую активность и может привести к школьной дезадаптации.

А.Г. Арушанова отмечает, что шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении моно-

лога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука [3, 5]. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Происходит развитие связной речи. На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс, количество инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной группой — встречаются грамматические переборы, «нащупывание» формы: бровь, бровев, бровей; многочисленные случаи неверной постановки ударения. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным [5, с. 270]. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Исследованием речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Фле-рина, Д.Б. Эльконин. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Сло-

варный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. Современными исследователями - психологами, лингвистами, психолингвистами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блон-ский, Л.П. Якубинский, М. М. Бахтин, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А. М. Шахнаро-вич, И. А. Зимняя и др.) четко дифференцированы понятия «язык» и «речь». Согласно современному словарю по педагогике язык -это «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации» [9, с. 912], а речь - «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения» [9, с. 672]. Речь - это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык как средство общения - это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

В современной методике развития речи словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Словарная работа в детском саду предполагает планомерное обогащение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Этот процесс обеспечивается целенаправленным приобщением детей к разным сферам окружающей действительности и воспитанием правильного отношения

к окружающему миру. Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря детей дошкольного возраста должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит специальная задача - перевод слов из пассивного словаря в активный. Необходимы особые педагогические усилия для того, чтобы обеспечить введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом либо употребляют в искажённом виде. Исследования в области психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, которые вызывают затруднения у детей на различных возрастных ступенях развития.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи [2, с. 101]:

1. Обогащение словаря, т. е. систематическое ознакомление детей с новыми, ранее неизвестными им словами, а также новым значением ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе (происходит за счёт названия

предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Дети часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят уточнение и углубление значения уже известных слов на основе их соотнесения с объектами реального мира.

3. Активизация словаря, т. е. процесс переноса как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, использование слов в предложениях и словосочетаниях. Необходимо побуждать детей употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово. Ребёнок должен произносить слово несколько раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в говорении - ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

4. Устранение нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные), перевод их в пассивный словарь.

В.И. Логиновой отмечено, что на протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений, усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками [7, с. 93].

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным

условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Дошкольный возраст также является сензитивным периодом полоролевой социализации, усвоения гендерной культуры. Одним из главных механизмов формирования самого гендера, обеспечивающей ориентацию в социуме, является речевая сфера. Посредством языка и речи ребенок получает основную информацию об окружающем его мире. Именно в речи, по мнению психологов и лингвистов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. В настоящее время существуют разные научные школы, обосновывающие возможность и необходимость воспитания и обучение детей с учетом гендерных особенностей в разные возрастные периоды (В.Ф. Базарный, И.Е. Кон, Т.А.Репина, Н.Е. Татаринцева). Исследования психофизиологов (И.С. Кон, В.А. Геодакян, Б.И. Додонова и др.) позволили установить, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Полученные данные свидетельствуют о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. В связи с этим А.Л. Сиротюк ставит вопрос об актуальности гендерной дифференциации обучения [8, с. 139].

Исследование М.Ю. Бужигеевой также доказывает, что развитие речи детей дошкольного возраста характеризуется рядом гендерных различий. Были получены данные о более раннем развитии основных речевых навыков девочек в сравнении со сверстниками. Девочки в большей степени склонны персонифицировать речевое высказывание, придавать ему некий личностный смысл. Мальчики стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали [4, с. 136].

В исследовании М.Ю. Ушаковой было выявлено, что речь девочек в большинстве случаев предметна, недостаточно комплек-сирована, характеризуется преобладанием аффективного компонента [11, с. 80]. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она отличается динамичностью и носит объяснительный характер, но недостаточно соответствует нормам использования лексических единиц.

Исследования О.В. Адасько подтверждают, что показатели уровня развития словаря девочек намного превышают показатели мальчиков по всем видам заданий [1].

Т.П. Хризман также утверждает: что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание [12, 14]. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин — способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

Реализация гендерного подхода может способствовать оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизировать основные структуры речеязыкового механизма, а также повысить эффективность целенаправленного развития словаря детей в условиях дошкольного учреждения.

Работа над обогащением и развитием словаря детей осуществляется разными средствами, одним из которых в нашем исследовании рассматривается дидактическая игра. Л.С. Выготский, К. Грос, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.П. Усова, З. Фрейд, В. Штерн, Д.Б. Эльконин рассматривали в своих научных исследованиях игру как деятельность, которая играет особую роль в жизни ребенка. Особый интерес для многих ученых представляют воспитательные

возможности игры и исследование её развивающего потенциала в умственном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом воспитании. Исследователи отмечают воспитательное влияние подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и других на разные сферы личностного развития. Экспериментально подтвержденная аргументация воспитательного потенциала игровой деятельности (Ю.С. Григорьева, Л.Ю. Павлова) позволила предположить развивающие возможности дидактической игры в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом половых различий. Несмотря на глубокое теоретическое обоснование универсального воспитательного потенциала дидактических игр, в практике дошкольных образовательных организаций с целью обогащения словарного запаса детей они используются недостаточно.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче-ния, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В процессе дидактических игр дети отображают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. В них развивается детская наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Характерная особенность дидактической игры - связь учебных элементов с игровыми.

Использование в процессе обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста дидактических игр с учетом их специфических особенностей: наглядность

и доступность информационного материала, наличие соревновательности, последовательности выполнения действий,эмоционально-позитивный фон игрового общения, четкость обозначения игровых задач - способствует конкретизации, уточнению, систематизации, дифференцированию, обобщению представлений об окружающем мире, усвоению способов умственной и практической деятельности, способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание и соответственно закрепляет необходимые знания, например о природе, пространстве, времени и т.д. В связи с этим в программное содержание должна входить и определенная группа слов, которую нужно проработать с детьми. При организации дидактических игр следует учитывать некоторые рекомендации, учитывающие гендерные особенности детей: давая задания мальчикам, стараться включать в них момент поиска, требующий сообразительности («переоткрытие»открытий); с девочками, если им трудно, вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать, постепенно учить действовать самостоятельно.

Осуществляя словарную работу, в том числе и в дидактических играх, воспитатели придерживаются определенных принципов: работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Существенное снижение показателей речевого развития современных мальчиков и девочек, увеличение числа дошкольников с различными нарушениями речи делает

необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. К числу таковых относится использование дидактических игр с учетом гендерного подхода, использование которого в изучении и развитии речи девочек и мальчиков дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки

для адаптации к последующему школьному обучению. Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизирует основные структуры речевого механизма мальчиков и девочек и может повысить эффективность целенаправленного развития словаря детей в условиях дошкольной организации.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адасько О.В. Развитие словаря у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // Альтернант - 2014: матер. конф. [Электронный ресурс].

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 400 с. С. 101.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 272 с.

4. Бужигеева М.Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 133-137.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. В. Колбановского. М., Л., 1934. С. 262-264, 268-270.

6. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис..... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2007.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984. С. 83-101.

8. Сиротюк А.Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. № 8.С.136-139.

9. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 28 с.

10. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008.

11. Ушакова М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 79-81.

12. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб.: изд-во "Тускарора", 1998. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.