Научная статья на тему 'ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5212
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Илья Олегович, Курьянович Анна Владимировна

Введение. Обогащение словарного запаса является одной из основных задач обучения русскому языку и одним из ключевых факторов овладения родным языком. Богатый словарь играет важную роль в способности к свободной и эффективной коммуникации, к точному и адекватному выражению мысли, достижению понимания как цели общения. С полнотой словарного запаса так или иначе связано полноценное преломление в речевой деятельности индивида всех функций языка (коммуникативной, когнитивной, мыслеформирующей, эмоционально-экспрессивной, самовыражающей, эстетической и др.). Цель - исследовать проблему обогащения словарного запаса обучающихся средней общеобразовательной школы в рамках лингвометодического подхода и предложить практические варианты ее решения на основе использования игровых технологий в обучении русскому языку. Материал и методы. В данной работе проблема обогащения словарного запаса обучающихся рассматривается на примере преподавания русского языка в средних классах общеобразовательной школы. С учетом психолого-педагогических характеристик подростков в качестве иллюстративного материала привлекаются игровые технологии. Методологическая база исследования включает научное описание, моделирование, педагогическое наблюдение, аналитический комментарий. Результаты и обсуждение. Важность задачи обогащения словарного запаса в образовательной деятельности в средней школе обусловлена ролью лексического уровня языка в коммуникации, интеллектуальном развитии ребенка и познании мира, а также необходимостью формирования и совершенствования компетентностной базы обучающихся (в соответствии с требованиями ФГОС ООО). Для решения проблемы расширения словарного запаса важен учет таких специфических черт подросткового периода, как возрастание познавательной инициативности, переход к когнитивному характеру речи, активизация и развитие мышления, расширение спектра интересов и увлечений, усиление коммуникативной активности. В связи с этим ключевыми педагогическими технологиями названы игровые. В игре запоминание слов подкрепляется положительными эмоциями, поскольку образовательный процесс становится более увлекательным, интересным; есть возможность работать с лексикой через образы, эмоции; можно удачно формировать условия совместной деятельности; создается комфортная, непринужденная атмосфера образовательного процесса. Заключение. Важным является внедрение задачи расширения словаря в школьное образование, ведь именно в это время пополнение тезауруса является эффективным как для развития уровня языковой подготовки, так и для общего развития обучающихся средней общеобразовательной школы, формирования комплекса компетенций, способности реализовать предписанные требованиями ФГОС ООО универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимов Илья Олегович, Курьянович Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHMENT OF THE VOCABULARY STOCK OF PUPILS AS A LINGUOMETHODICAL PROBLEM

Introduction. Enriching vocabulary is one of the cross-cutting tasks of teaching the Russian language and one of the key factors in mastering the native language. A rich vocabulary plays an important role in the ability to communicate freely and effectively, to accurately and adequately express thoughts, and achieve understanding as the goal of communication. The completeness of the vocabulary in one way or another is associated with the full refraction in the speech activity of the individual of all functions of the language (communicative, cognitive, thought-forming, emotionally expressive, self-expressing, aesthetic, etc.). Purpose of the study - to investigate the problem of enriching the vocabulary of secondary school students within the framework of the linguo-methodological approach and to offer practical options for its solution based on the use of gaming technologies in teaching the Russian language. Material and methods. In this paper, the problem of enriching the vocabulary of students is considered on the example of teaching the Russian language in the middle grades of a comprehensive school. Taking into account the psychological and pedagogical characteristics of adolescents, game technologies are used as an illustrative material. The research methodological base includes scientific description, modeling, pedagogical observation, analytical commentary. Results and discussion. The importance of the task of enriching vocabulary in educational activities in secondary school is due to the role of the lexical level of the language in communication, the intellectual development of the child and knowledge of the world, as well as the need to form and improve the competence base of students (in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard). To solve the problem of expanding the vocabulary, it is important to take into account such specific features of the adolescent period as an increase in cognitive initiative, the transition to the cognitive nature of speech, activation and development of thinking, expanding the spectrum of interests and hobbies, strengthening communicative activity. In this regard, game technologies are named as key pedagogical technologies. In the game, memorizing words is supported by positive emotions, as the educational process becomes more exciting and interesting; there is an opportunity to work with vocabulary through images, emotions; you can successfully form the conditions for joint activities; a comfortable, relaxed atmosphere of the educational process is created. Conclusion. It is important to introduce the task of expanding the vocabulary in school education, because it is at this time that the replenishment of the thesaurus is effective both for the development of the level of language training and for the general development of students in secondary schools, the formation of a set of competencies, the ability to implement the universal educational actions prescribed by the requirements of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 58-68.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 2 (220), pp. 58-68.

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-58-68

УДК 371.38

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Илья Олегович Трофимов1, Анна Владимировна Курьянович2

1 2 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 ilya.trofimov.2015@mail.ru

2 kurjanovich.anna@rambler.ru

Аннотация

Введение. Обогащение словарного запаса является одной из основных задач обучения русскому языку и одним из ключевых факторов овладения родным языком. Богатый словарь играет важную роль в способности к свободной и эффективной коммуникации, к точному и адекватному выражению мысли, достижению понимания как цели общения. С полнотой словарного запаса так или иначе связано полноценное преломление в речевой деятельности индивида всех функций языка (коммуникативной, когнитивной, мыслеформирующей, эмоционально-экспрессивной, самовыражающей, эстетической и др.).

Цель - исследовать проблему обогащения словарного запаса обучающихся средней общеобразовательной школы в рамках лингвометодического подхода и предложить практические варианты ее решения на основе использования игровых технологий в обучении русскому языку.

Материал и методы. В данной работе проблема обогащения словарного запаса обучающихся рассматривается на примере преподавания русского языка в средних классах общеобразовательной школы. С учетом психолого-педагогических характеристик подростков в качестве иллюстративного материала привлекаются игровые технологии. Методологическая база исследования включает научное описание, моделирование, педагогическое наблюдение, аналитический комментарий.

Результаты и обсуждение. Важность задачи обогащения словарного запаса в образовательной деятельности в средней школе обусловлена ролью лексического уровня языка в коммуникации, интеллектуальном развитии ребенка и познании мира, а также необходимостью формирования и совершенствования компетент-ностной базы обучающихся (в соответствии с требованиями ФГОС ООО). Для решения проблемы расширения словарного запаса важен учет таких специфических черт подросткового периода, как возрастание познавательной инициативности, переход к когнитивному характеру речи, активизация и развитие мышления, расширение спектра интересов и увлечений, усиление коммуникативной активности. В связи с этим ключевыми педагогическими технологиями названы игровые. В игре запоминание слов подкрепляется положительными эмоциями, поскольку образовательный процесс становится более увлекательным, интересным; есть возможность работать с лексикой через образы, эмоции; можно удачно формировать условия совместной деятельности; создается комфортная, непринужденная атмосфера образовательного процесса.

Заключение. Важным является внедрение задачи расширения словаря в школьное образование, ведь именно в это время пополнение тезауруса является эффективным как для развития уровня языковой подготовки, так и для общего развития обучающихся средней общеобразовательной школы, формирования комплекса компетенций, способности реализовать предписанные требованиями ФГОС ООО универсальные учебные действия.

Ключевые слова: активный словарный запас, пассивный словарный запас, потенциальный словарный запас, технология обучения, игровые педагогические технологии

Для цитирования: Трофимов И. О., Курьянович А. В. Обогащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 58-68. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-58-68

ENRICHMENT OF THE VOCABULARY STOCK OF PUPILS AS A LINGUOMETHODICAL PROBLEM

Ilya O. Trofimov1, Anna V. Kuryanovich2

1 2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 ilya.trofimov.2015@mail.ru

2 kurjanovich.anna@rambler.ru

Abstract

Introduction. Enriching vocabulary is one of the cross-cutting tasks of teaching the Russian language and one of the key factors in mastering the native language. A rich vocabulary plays an important role in the ability to

© И. О. Трофимов, А. В. Курьянович, 2022

communicate freely and effectively, to accurately and adequately express thoughts, and achieve understanding as the goal of communication. The completeness of the vocabulary in one way or another is associated with the full refraction in the speech activity of the individual of all functions of the language (communicative, cognitive, thought-forming, emotionally expressive, self-expressing, aesthetic, etc.).

Purpose of the study - to investigate the problem of enriching the vocabulary of secondary school students within the framework of the linguo-methodological approach and to offer practical options for its solution based on the use of gaming technologies in teaching the Russian language.

Material and methods. In this paper, the problem of enriching the vocabulary of students is considered on the example of teaching the Russian language in the middle grades of a comprehensive school. Taking into account the psychological and pedagogical characteristics of adolescents, game technologies are used as an illustrative material. The research methodological base includes scientific description, modeling, pedagogical observation, analytical commentary.

Results and discussion. The importance of the task of enriching vocabulary in educational activities in secondary school is due to the role of the lexical level of the language in communication, the intellectual development of the child and knowledge of the world, as well as the need to form and improve the competence base of students (in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard). To solve the problem of expanding the vocabulary, it is important to take into account such specific features of the adolescent period as an increase in cognitive initiative, the transition to the cognitive nature of speech, activation and development of thinking, expanding the spectrum of interests and hobbies, strengthening communicative activity. In this regard, game technologies are named as key pedagogical technologies. In the game, memorizing words is supported by positive emotions, as the educational process becomes more exciting and interesting; there is an opportunity to work with vocabulary through images, emotions; you can successfully form the conditions for joint activities; a comfortable, relaxed atmosphere of the educational process is created.

Conclusion. It is important to introduce the task of expanding the vocabulary in school education, because it is at this time that the replenishment of the thesaurus is effective both for the development of the level of language training and for the general development of students in secondary schools, the formation of a set of competencies, the ability to implement the universal educational actions prescribed by the requirements of the Federal State Educational Standard.

Keywords: active vocabulary, passive vocabulary, potential vocabulary, learning technology, game pedagogical technologies

For citation:. Trofimov I. O., Kuryanovich A. V. Obogashcheniye slovarnogo zapasa shkol'nikov kak lingvome-todicheskaya problema [Social and Emotional Aspects in the Anthropological Tradition of Russian Education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2022, vol. 2 (220), pp. 58-68 (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-58-68

Введение

Владение богатым словарным запасом является важнейшим критерием успешности современного человека во многих сферах деятельности, в результате чего обогащение лексикона конкретной языковой личности является важной задачей обучения, диктуемой Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) (п. 11.1; 11.2; 11.3) [1]. Пополнение вокабуляра способствует активному формированию компетентностной базы обучающегося, выражающейся в овладении им личностными, коммуникативными, регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями (УУД) в их совокупности.

Хорошо изучен вопрос о важности формирования словаря ребенка для развития мышления (Л. С. Выготский [2], А. Р. Лурия [3] и др.). Он связан и с развитием парадигматической структуры значения отдельного слова («...положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе... вместе с тем является положением о смысловом и системном развитии сознания, отра-

жающим внешний мир через посредство слова» [3, с. 75]), и с расширением количества освоенных слов. Таким образом, можно заключить, что расширение словаря индивида - это основанное на развитии памяти, языковой интуиции, внимания и прочих когнитивных процессов обогащение его сознания.

Задача обогащения словарного запаса обучающихся является важной образовательной задачей не только предметной области «Русский язык», но и всего школьного образования. Так, развитие словарного запаса является комплексной проблемой обучения, ведь обучение дисциплинам в школе происходит с помощью средств русского языка. Владение богатым словарным запасом позволит ученику реализовать свой образовательный потенциал на любом уроке. Поэтому необходимо уделять большое внимание изучению русского языка в школе, ведь средствами именно этого предмета «происходит интеллектуальное развитие ребенка, формируются основные языковые понятия и психические процессы» [4, с. 54]. Необходимость постоянного развития словарного запаса

обуславливается еще и тем, что слово, являющееся центральной единицей языка, выполняет важнейшую функцию ресурса, с помощью которого осуществляется познание действительности. Благодаря слову ребенок получает знание о мире, осуществляет коммуникацию, развивает свое мышление, интеллект.

Важность проблемы обогащения словарного запаса обучающихся подчеркивается и в нормативных документах, касающихся содержания общего образования. Так, во ФГОС ООО отмечается, что «изучение предметной области „Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета» [1].

Трудности и проблемы развития словарного запаса обучающихся в средней школе связаны с несистемным подходом к решению данной задачи, недостатком времени на уроки по развитию речи, сложностью контроля. Результаты целенаправленной работы педагога по развитию словарного запаса обучающихся видны не сразу и часто вовсе не очевидны. Рассматриваемая задача не отражается в конкретных темах школьной программы, а специальных мероприятий обычно не запланировано. От обучающихся требуются мотивация, речевая практика, активность, в том числе во вне-учебное время.

В свете сказанного обозначенная нами проблема определяется как актуальная в контексте компе-тентностного подхода - приоритетного для современного образования, реализуемого в том числе на ступени средней общеобразовательной школы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по особенностям формирования и развития словарного запаса (А. Р. Лурия [2], Л. С. Выготский [5], С. Л. Рубинштейн [6], Д. Б. Эльконин [7], В. П. Глухов [8]), лексикологии (Т. А. Корнеева [9], Л. В. Никонова [10], И. В. Богачева, Н. А. Откидач, Л. П. Борисова [11]), специфике игровых технологий (А. Н. Леонтьев [12], Н. П. Аникеева [13], Г. К. Селевко [14], Т. М. Михайленко [15]).

В настоящее время к данному вопросу приковано пристальное внимание ученых и существует значительное количество работ, связанных с изучением словарного запаса [9, 16-21].

Материал и методы

Проблема обогащения словарного запаса обучающихся рассматривается в настоящей статье применительно к анализу обучения детей среднего школьного возраста. О психолого-педагогических особенностях представителей данной категории школьников написано достаточное количество исследований. Хочется подчеркнуть, что ни в каком другом возрастном периоде так ярко не проявляется разница в физическом и психологическом развитии детей, как в подростковом. С этим связаны многие трудности образовательного процесса для учителя, особенно с учетом необходимости индивидуализации в обучении.

Уровень словарного запаса обучающихся подросткового возраста значительно повышается за счет возрастающей познавательной инициативности, когнитивного характера речи, активизации и развития мыслительных процессов; усиления интересов к социальным, моральным вопросам, из которых складывается собственная мировоззренческая позиция; расширения спектра увлечений; усиливающейся коммуникативной активности, в частности в интернет-среде. Так, Л. В. Никонова в своей работе говорит: «Усложнение взаимоотношений с окружающими людьми и со всем миром в подростковый период стимулирует расширение словарного запаса. Начинает осознаваться метафорическое и идиоматическое богатство языка. В активный словарь входят образные выражения и фразеологизмы» [10, с. 151].

Безусловно, расширение словарного запаса происходит не только посредством слов нормативного литературного языка. Подросток очень быстро впитывает и включает в свою речь обсценную, жаргонную, вульгарную, бранную лексику, что может быть мотивировано стремлением к протесту, самостоятельности, слишком частым и длительным пребыванием в интернет-пространстве, изобилующем ненормативной лексикой. Однако еще больший эффект оказывает на школьника речь взрослого, и если в семье родители не слишком внимательны к выбору лексики, то ребенок будет транслировать именно такие речевые нормы. Подросток очень восприимчив к новому, и усвоение новых слов не составляет для него больших трудностей, однако налицо проблема современного школьника с чтением художественной литературы, что является одним из ключевых способов расширения словарного запаса. Помимо развития мотивации к чтению у современного подростка, учителю необходимо искать эффективные и интересные формы работы, направленные на пополнение лексикона ребенка.

На основе собственного опыта работы с детьми среднего возраста можно сделать вывод о том, что

им интересно заниматься лексикой, знакомиться с новыми и актуализировать информацию об уже знакомых словах. Эффективность таких мероприятий будет значительно выше, если использовать педагогические технологии, которые были бы интересны ребенку и соответствовали возрастным особенностям. К технологиям такого рода можно отнести включенность обучающихся в игровую деятельность. Ресурсы игровых технологий позволяют удовлетворять потребности подростков в самовыражении, примерять на себя разные роли, что может помочь в саморефлексии и жизненной ориентации, осуществлять необходимый выплеск эмоций и энергии ребенка, реализовывать коммуникативную потребность, желание к «группированию». Использование игровых технологий повысит, на наш взгляд, учебную мотивацию и познавательную активность обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Запоминание новых слов и актуализация уже известных будут осуществляться значительно качественнее в игровой деятельности прежде всего потому, что в игре усвоение материала становится более доступным и увлекательным для обучающихся. В ходе игры процесс запоминания информации подкрепляется положительными эмоциями, дети знакомятся с лексикой через образы, впечатления, также на возрастание эффективности работы влияют и условия совместной деятельности, возможность примерять разные роли, непринужденность образовательного процесса, не сковывающая детей в их действиях.

Игровая деятельность напрямую связана с развитием креативности и интеллекта, следовательно, игровые технологии можно рассматривать как разновидность когнитивных технологий (о последних см. подробнее: [22, 23]).

Способы решения задачи развития словаря обучающихся среднего звена предложены в учебниках по русскому языку. На основе обзора ведущих учебников, например для 7-го класса (под ред. М. Т. Баранова, М. М. Разумовской, Л. М. Рыбчен-ковой, А. Д. Шмелева), перечислим способы организации работы над обогащением словарного запаса: специальные рубрики (не входящие в упражнения), где представлены толкования слов, актуальных для выполнения заданий; вынесенный в приложение толковый словарь, к которому обучающиеся систематически обращаются; задания на создание текста с использованием малоизвестных слов; задания, направленные на работу со значением слов; задания на подбор необходимой лексики для определенного текста; отдельные параграфы, направленные на работу с лексикой («Лексика и фразеология», «Словарное богатство русского языка»); задания, прямо отсылающие к какому-либо словарю.

Представленные в учебниках варианты работы подтверждают актуальность темы и поисков разнообразных, дополняющих друг друга инструментов ее решения.

Результаты и обсуждение

Задача обогащения словарного запаса, несомненно, является очень ответственной и весьма сложной образовательной задачей как для педагога, так и для обучающихся. Учителю для осуществления педагогической деятельности в рамках заявленной проблематики полезно знание психофизиологических особенностей развития словаря ребенка в онтогенезе, специфики усвоения лексики во взаимосвязи с мышлением.

Согласно психологическим воззрениям советского психолога Л. С. Выготского, процесс развития значения слова в сознании «не сводим ни к процессу практического овладения ребенком той действительностью, которая в них обобщена, ни к процессу усвоения самих слов - носителей данных значений» [5, с. 18], поскольку, во-первых, ребенок усваивает «готовые» значения, общественно закрепленные за словом в языке, т. е. самостоятельно не наполняет слова содержанием, во-вторых, «слово, с которым встречается ребенок, не может, разумеется, само „прорасти" своим значением в его сознании» [5, с. 18]. Отвечая на вопрос о природе специфического процесса развития значений слов, редакторы (А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия) «Избранных психологических трудов» Л. С. Выготского отмечают, что «именно общение людей между собой породило язык, именно в условиях общения создавалась система значений, обобщающих действительность. <...> Следовательно, именно в процессе общения нужно искать конкретные условия развития значений» [5, с. 18]. В русле «теории деятельности», которая возникла на идеях Л. С. Выготского, в вышеуказанной работе формулируется значимое положение: «.можно сказать, что ребенок учится речи, языку, т. е. что он овладевает значениями в процессе общения со взрослыми. Но это только необходимое условие развития сознания: ведь само общение требует наличия реального взаимодействия ребенка с окружающей его объективной предметной действительностью, и без этого невозможно; ребенок начинает с того, что вступает в практические связи с миром, т. е. действует в нем» [5, с. 20].

Традиционно выделяют активный словарный запас и пассивный словарный запас.

В активный словарный запас входят те слова, «которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь» [17, с. 93]. Это важнейшая составляющая словаря человека, именно благодаря

ему осуществляется коммуникация и текстопоро-ждение.

К пассивному лексическому запасу относятся слова, «которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят» [17, с. 93]. Пассивный словарь также очень важен, так как он играет большую роль в восприятии и понимании речи.

В методике преподавания языков выделяют также потенциальный словарный запас, в который входят слова, не встречавшиеся в предыдущем речевом опыте индивида, но смысл которых он может понять на основе языковой догадки и языковой интуиции. Потенциальный словарь важен для успешного осуществления рецептивных видов речевой деятельности и очень расширяет возможности успешной коммуникации. В его основе лежат различные опоры: контекст, типовая словообразовательная модель, узнаваемый корень, интернациональные элементы слова и др.

Все три типа словаря связаны и активно взаимодействуют между собой. Каждый из них достоин внимания как вектор целенаправленной педагогической работы.

Пополнение лексикона посредством включенности в игру для детей подросткового возраста видится вполне обоснованным. Игра с давних пор рассматривается учеными как прообраз и прототип интеллектуальных форм познания и понимания мира [24]. Так, Л. С. Выготский в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» [25] размышляет о том, как игра возникает в развитии, отвечает на вопросы о генезисе игры, о том, какое значение игровая деятельность имеет в развитии ребенка. Игровые технологии активно используются в современном образовательном процессе разных уровней образования и представляют большой интерес как для методистов-исследователей, так и для педагогов-практиков. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, Е. В. Горбунова, Н. А. Малышева, Н. А. Осипова, В. Д. Пономарев, В. Б. Рамаза-нова, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.

Далее предлагаются и комментируются с лингвометодической точки зрения авторские методики организации учебной работы, направленной на развитие активного/пассивного/потенциального словарного запаса обучающихся с использованием игровых технологий.

Приемы развития активного словарного запаса обучающихся с использованием игровых технологий

Лингводидактическая игра. Обучающиеся делятся на две команды. На столе разложены картонные квадраты с буквами оборотной стороной.

Участник первой (путем жребия) команды вытягивает квадрат, определяющий начальную букву, и называет начинающееся на нее слово: например, М - МОЛОКО. Далее участнику необходимо придумать предложение с этим словом. Учитель контролирует, что в данном предложении слово употреблено в правильном значении, без нарушений лексико-грамматической сочетаемости и стилевой принадлежности слова. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если участник затрудняется, ему помогает команда, правильный ответ от команды оценивается в 0,5 балла.

В слове МОЛОКО вторая буква - О, значит, участник второй команды называет слово, которое будет начинаться на МО, например, МОДЕРНИЗМ, и придумывает с ним предложение. За правильный ответ получает 2 балла, за ответ с участием команды - 1 балл. Следующий участник первой команды придумывает слово на МОД. И так далее, пока какая-то команда не сможет придумать слово. С каждым увеличением начального сочетания растет присуждаемый за слово балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Цель игрового упражнения: расширение и активизация словарного запаса обучающихся.

Целевая аудитория: данную игру наиболее целесообразно использовать на уроках в 7-11-х классах, когда у школьников уже есть достаточная словарная база для выполнения заданий. Для учащихся 5-6-х классов эта игра может показаться сложной, и для них проблемой может стать составление слов с условием первых трех букв и более.

Ожидаемые результаты: включение новых слов в продуктивную речь учеников, закрепление знакомых, но непонятных слов в памяти обучающихся, развитие их культуры речи (необходимость быстро строить контекст к словам разных функционально-стилевых характеристик способствует активизации речевых навыков, закрепления других слов в активной форме речевой деятельности), повышение мотивации и интереса к изучению лексической системы русского языка.

Как игровая технология способствует достижению результата: в процессе данной игры соревновательный эффект выступает стимулирующим фактором, который способствует активизации творческого мышления обучающегося, пассивного и активного словарных запасов; такой формат игры ставит учеников в проблемную ситуацию, когда необходимо назвать не просто слово на одну букву, а назвать его уже с учетом начального сочетания букв. Это способствует активизации мыслительных процессов обучающихся, им необходимо приложить достаточно усилий, чтобы найти выход из сложной ситуации. При успешном решении задачи возникают положительные эмоции, способ-

ствующие запоминанию события и задействованного в нем языкового материала. Система оценивания в игре продумана адекватно сложности ответа.

Рекомендуемое домашнее задание: в качестве домашнего задания ученику предлагается составить схему с таким словом, которое оказалось для него новым и наиболее интересным. В центре схемы должно быть выбранное слово, а ответвлениями от него - значения этого слова из разных словарей, синонимы, примеры употребления слова в контексте. На следующем уроке ученики вывешивают полученные результаты работы на классном стенде - проводится конкурс данных работ.

Приемы развития пассивного словарного запаса обучающихся с использованием игровых технологий

Для проведения данной игры учителю необходимо подготовить набор слов русской безэквивалентной фольклорной лексики. Учитель погружает обучающихся в фантастическую ситуацию - сообщает, что произошла страшная катастрофа: у всех людей одновременно из памяти пропали русские народные сказки, также все напечатанные образцы внезапно исчезли. Но дети из класса чудесным образом остались в безопасности и сохранили знания о сказках. Чтобы исправить положение дел, учитель призывает помочь миру и, чтобы люди знали и помнили, что такое сказка, предлагает детям освоить навыки написания произведений этого жанра. Но для этого им необходимо вспомнить уже знакомые и освоить новые фольклоризмы. Для этого учитель предлагает обучающимся поучаствовать в игре и объясняет правила.

Одному из игроков необходимо загадать слово (обучающийся вытягивает листочек со словом и его значением из подготовленного учителем набора фольклоризмов), приблизительно сформулировать его значение, чтобы играющие сразу не догадались, и сказать остальным участникам, на какую букву оно начинается. Остальные должны разгадать слово. Например, загаданное слово начинается с буквы «А» (авось). Для того чтобы ведущий назвал вторую букву нужного слова, остальным участникам игры необходимо подобрать любое слово на букву «А» и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: «Есть такая большая ягода» (арбуз). Тот, кто догадался, говорит: «Есть контакт», и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до десяти и называют слово. Если названные слова у игроков оказались разными, тогда они продолжают подбирать другие слова на букву «А». Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву загаданного слова - буква «В», тогда образуется слог «АВ». Теперь участники игры начинают под-

бирать слова на получившийся слог, давать характеристику им, считать до десяти и так далее. У ведущего тоже есть возможность отгадывать слова, которые остальные участники характеризуют. Если ведущий отгадывает, то он не открывает новую букву слова, и игрокам придется подбирать новые слова. В этой игре в интересах ведущего сделать так, чтобы его слово как можно дольше не отгадали. Тот, кто называет загаданное слово, становится ведущим. Данную игру лучше проводить в микрогруппах по 4-5 человек.

Примерный перечень фольклорной лексики:

Авось - возможно, может быть.

Ажно - так что.

Бает - говорит, рассказывает.

Вершок - старая мера длины, равна 4,4 сантиметра.

Вестимо - конечно, само собой разумеется.

Витязь - храбрый воин, богатырь.

Сдюжить - выдержать, вытерпеть, перенести.

Горазд - умеет.

Горница - комната.

Дивить - удивлять, удивить.

Яства - кушанья, еда.

Загодя - заранее.

Короб - лукошко, корзинка.

Помело - метла, обмотанная на конце тряпкой, служит для подметания в печке.

Рать - войско.

Сусек - ларь, в котором хранится мука или зерно.

Терем - высокий, с башенкой наверху дом.

Хоромы - большой дом.

Нареченный - тот, кого официально объявили, признали таковым.

Кушак - деталь преимущественно мужской одежды, широкий пояс, сшитый из ткани; используется для обвязывания или обматывания вокруг талии.

Ступа - металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь коротким тяжелым стержнем с округлым концом, называемым пестом.

Насест - специальная перекладина в курятнике, на которую куры садятся для отдыха и сна.

Соха - древнее сельскохозяйственное приспособление для неглубокой пахоты земли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жерновцы - небольшая ручная мельница, состоящая из двух камней-дисков (жерновов), между которыми зерно смалывается в муку.

Цель игрового упражнения: развитие пассивного словарного запаса обучающихся за счет освоения безэквивалентной фольклорной лексики, формирование навыков языковой интуиции, благодаря угадыванию слов в процессе игры, формирование

у детей интереса к произведениям фольклора, понимания ценности культуры, ее воплощения в национально значимых формах.

Целевая аудитория: данное игровое упражнение ориентировано на обучающихся 5-7-х классов, так как на этом этапе школьного образования дети активно изучают фольклорные тексты.

Ожидаемые результаты: актуализация знаний о фольклоре, включение новых лексем в пассивный словарный запас за счет освоения ранее неизвестных обучающимся фольклоризмов, повышение интереса детей к устному народному творчеству, развитие навыков языковой интуиции, коммуникации, межличностного взаимодействия, поднятие эмоционального фона обучения благодаря погружению в игровой сюжет, интенсивному характеру игрового процесса, активизация мыслительных процессов обучающихся.

Как игровая технология способствует достижению результата: в процессе данной игры обучающиеся погружаются в вымышленную ситуацию, в которой им необходимо спасти мир от незнания такого фольклорного жанра, как сказки. Дети должны решить поставленную задачу, освоив фолькло-ризмы в ходе игры «Есть контакт», чтобы научиться писать сказки. Такой прием позволит разнообразить учебный процесс, будет способствовать более качественному и успешному изучению материала в интересной форме. Необходимость быстрого отгадывания слов в микрогруппах (как загаданных слов от ведущего, так и от остальных участников игры) станет стимулирующим фактором к активизации мыслительных процессов обучающихся, а также развитию навыков коммуникации, межличностного взаимодействия, взаимоуважения. Погружение в игровой сюжет, интенсивность игрового процесса позволят создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.

Рекомендуемое домашнее задание: используя изученные на занятии фольклоризмы, каждый обучающийся должен написать сказку о современном школьнике.

Для развития пассивного словарного запаса необходима работа над актуализацией семантики слов, не входящих в активный речевой оборот. Такими словами для обучающихся могут стать сложные заимствованные слова, архаичная лексика, фольклоризмы. На работу с этими группами лексики направлены игровые упражнения, представленные в данном параграфе. Данные игры являются вариативными с точки зрения типа игры, ведущих способов активизации мыслительных процессов, могут быть использованы в разных возрастных группах. Перечисленные факторы позволяют сделать вывод о потенциальной эффективности комплекса разработанных игр.

Приемы развития потенциального словарного запаса обучающихся с использованием игровых технологий

Лингводидактическая игра.

Для проведения данного игрового упражнения учителю необходимо подготовить несколько наборов карт-маршрутов, игровых фишек, кубиков в зависимости от количества обучающихся в классе. В начале занятия учитель делит класс на микрогруппы и предлагает школьникам поучаствовать в лингвистической настольной игре. На каждой карте - 7 клеток, где каждая клетка - словообразовательная модель с примерами. На каждой клетке - задания разного уровня сложности: 1-й уровень - объяснить общность значений представленных слов, которые составлены по одной словообразовательной модели, 2-й - объяснить значение морфем словообразовательной модели, 3-й - построить слова по словообразовательной модели, 4-й - включить слова представленной словообразовательной модели в контекст. Степень сложности на каждой клетке определяется броском кубика. Баллы начисляются в соответствии с уровнем сложности. За выполнение задания школьнику предоставляется возможность переместить свою фишку на следующую клетку, а если обучающемуся не удается выполнить задание, то его фишка остается на том же месте до следующей возможности сделать ход и попытаться справиться с заданием другого уровня сложности той же клетки. При значительных затруднениях можно обратиться за помощью к учителю. Количество ходов обучающихся ограничивает учитель при условии, что фишкам можно проходить круг несколько раз. В каждой микрогруппе - свой победитель, набравший большее количество баллов. Для удобства учитель может взять в помощь нескольких обучающихся из класса, которые будут контролировать правильность ответов.

Словообразовательные модели и примеры слов:

1) от + основа + ник - отбойник, отборник, отстойник, отводник, отходник;

2) за + основа глагола + суффикс и - замолвить, закупорить, заложить, загромоздить, завинтить;

3) пере + основа + к - переборка, перемолка, перебранка, перегрузка, передержка;

4) рас + основа + ся - расслоиться, расступиться, рассупониться, расшевелиться, расфрантиться;

5) об + основа + а - обстряпать, обсчитать, обтесать, обуздать, обшарпать;

6) под + основа + к - подборка, подвеска, подделка, подкладка, подметка;

7) раз + основа + енн - разнеженный, разобщенный, размеренный, разрозненный, разбавленный.

Цель игрового упражнения: активизация и расширение потенциального словарного запаса обучающихся за счет работы со словообразовательными моделями современного русского языка, освоение продуктивных словообразовательных моделей в языке, формирование навыков коммуникации и грамотного изложения мыслей, развитие навыков словотворчества и связной речи.

Целевая аудитория: данное игровое упражнение может использоваться на уроках 5-11-х классов. Для каждого класса учителю необходимо подбирать словообразовательные модели соответствующего уровня сложности.

Ожидаемые результаты: развитие навыков языковой догадки и пополнение потенциального словаря, актуализация знаний по словообразованию, формирование знаний о семантике аффиксов русского языка, пополнение словарного запаса обучающихся, стимулирование языковой интуиции за счет вероятностного прогнозирования значения слова по словообразовательной модели, активизация мыслительных процессов при формулировании значений аффиксов, составлении слов по нужной словообразовательной модели, погружении рассматриваемых слов в контекст.

Как игровая технология способствует достижению результата: в процессе данного игрового упражнения обучающимся необходимо выполнять лингвистические задания по ходу участия в настольной игре. Такой вид игр является популярным в среде школьников, и это положительно скажется на эффективности образовательного процесса. Вариативность заданий позволит не только выявить пробелы в данной теме у обучающихся, но и позволит школьникам попробовать себя в решении задач разной степени сложности. Соревновательный эффект настольной игры будет являться стимулирующим фактором в процессе освоения учебного материала. Составление слов и контекста может оказаться интересным заданием для обучающихся, в котором они смогут проявить свою креативность и языковую интуицию.

Рекомендуемое домашнее задание: обучающимся необходимо составить несуществующие слова (окказионализмы), используя словообразовательные модели, которые рассматривались на занятии, и сформулировать значение полученных слов.

Резюмируя обоснование прогнозируемой педагогической эффективности комплекса представленных игр, выделяем языковую и методическую составляющую.

Потенциальный словарный запас основан на способности семантизировать не входившие ранее в речевой опыт человека слова с помощью «опор». Такими «опорами», помимо контекста, могут быть знакомое значение искомого многозначного слова;

интернациональные элементы слова; типовые морфемы и словообразовательная структура слова. Некоторым из них посвящены игровые упражнения, представленные в данном параграфе.

С методической точки зрения разработанные варианты упражнений различаются с точки зрения типа игры (сюжетно-ролевая, настольная), возраста обучающихся, ведущих способов активизации мышления.

Нами приведены примеры использования игры с целью пополнения вокабуляра обучающихся в рамках урочной деятельности. Отметим, что эффективным является также вовлечение школьников в игру, для того чтобы обогатить их словарный запас, и в формате внеучебных мероприятий.

Таким образом, игра может быть средством терапии, педагогической диагностики, коррекции; в игре развиваются креативное мышление, творческий потенциал ребенка, навыки работы в коллективе. Игра делает процесс обучения эмоциональным, увлекательным, что способствует активизации мышления ребенка. Усвоение информации в игре происходит на более качественном уровне также благодаря новой, нестандартной ситуации, в которой приобретаются знания.

Заключение

Использование игровых технологий позволяет эффективно развивать все виды УУД: личностные, способствующие ценностно-смысловой ориентации обучающихся; регулятивные, включающие навыки организации собственной учебной деятельности; познавательные, обеспечивающие умение работать с информацией; коммуникативные, подразумевающие социальную компетентность и учет позиции партнеров по общению или деятельности.

Игровые упражнения, ориентированные на развитие активного словарного запаса, разработаны с учетом факторов употребительности слова и его семантики, адекватного усвоения значения, речевой практики. Для обогащения пассивного словарного запаса важна актуализация семантики редко употребляемых слов: мы сосредоточились на заимствованных словах, архаичной лексике, фолькло-ризмах. При работе с потенциальным словарным запасом важны «опоры», с помощью которых семантизируются незнакомые слова. Такими «опорами» в нашей работе стали контекст, знакомое значение искомого многозначного слова; типовые морфемы и словообразовательная структура слова.

Затронутую нами тему можно продолжать в разных направлениях. Актуальны разработки проблемы использования разных педагогических ресурсов, развития словарного запаса во время организации образовательной деятельности по другим школьным дисциплинам.

Список источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). URL: https://docs.edu.gov.ru/docum ent/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/ (дата обращения: 07.08.2021).

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2020. 448 с.

4. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение. 2014. Вып. 1 (3). С. 53-59.

5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

7. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 116 с.

8. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.

9. Корнеева Т. А. К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка // Филология и наука. 2016. № 3 (45). С. 184-189.

10. Никонова Л. В. Развитие лексикона детей младшего подросткового возраста // Образование и наука. 2013. № 4. С. 144160.

11. Богачева И. В., Откидач Н. А., Борисова Л. П. Организация работы по обогащению словарного запаса учащихся как аспекта языкового образования на уроках русского языка в средней школе // Современный ученый. 2020. № 4. С. 28-34.

12. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 19-31.

13. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

15. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 140-146.

16. Емельянова О. Н. О «пассивном словарном запасе языка» и «устаревшей лексике» // Русская речь. 2004. № 1. С. 46-50.

17. Бессонова М. С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 90-94.

18. Горина О. Г. Определение словарного запаса обучаемых с помощью корпуса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 2. С. 201-209.

19. Микерова Г. Г., Павленко А. А. Развитие уровня активного словарного запаса младших школьников // Символ науки. 2017. № 1. С. 203-207.

20. Хардинг Ж. Когда не хватает слов: почему важно расширять словарный запас // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 138-141.

21. Забусова Е. И. Пополнение словаря учащихся на уроках литературного чтения и русского языка // Символ науки. 2019. № 11. С. 97-99.

22. Ярославцева Н. В., Беляков А. А., Тухватуллин Б. Т., Кодоева А. Ч., Нигаматулин В. Р., Левченко Д. В., Дахин А. Н. Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 10-23. DOI: 10.32744/ pse.2020.1.1

23. Богдан С. С., Лашкова Л. Л., Лукиянчина Е. В. Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 37-51. DOI: 10.15293/26586762.1902.03

24. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

25. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minister-stva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897) [Federal state educational standard of basic general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897)] (in Russian). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa/ (accessed 8 July 2021).

2. Vygotskiy L. S.Myshleniye i rech' [Thinking and speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (in Russian).

3. Luriya A. R. Yazyk i soznaniye [Language and Consciousness]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2020. 448 р. (in Russian).

4. Artemenko N. A. Obogashcheniye slovarnogo zapasa uchashchikhsya s oporoy na ideograficheskiy podkhod [Enriching the vocabulary of students based on the ideographic approach]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical review, 2014, vol. 1 (3), pp. 53-59 (in Russian).

5. Vygotskiy L. S. Izbrannyye psikhologicheskiye issledovaniya: myshleniye i rech'. Problemy psikhologicheskogo razvitiya rebenka [Selected psychological research: Thinking and speech. Problems of the psychological development of the child]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., 1956. 519 p. (in Russian).

6. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 712 p. (in Russian).

7. El'konin D. B. Razvitiye rechi v doshkol'nom vozraste (kratkiy ocherk) [Speech development in preschool age (short essay)]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., 1958. 116 p. (in Russian).

8. Glukhov V. P. Osnovy psikholingvistiki: uchebnoyeposobiye dlya studentovpedvuzov [Fundamentals of Psycholinguistics: a textbook for students of teacher training universities]. Moscow, AST; Astrel' Publ., 2005. 351 p. (in Russian).

9. Korneyeva T. A. K voprosu o razvitii slovarnogo zapasa uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka [To the question of the development of the vocabulary of students in the lessons of the Russian language]. Filologiya i nauka, 2016, no. 3 (45), pp. 184-189 (in Russian).

10. Nikonova L. V. Razvitiye leksikona detey mladshego podrostkovogo vozrasta [Development of the vocabulary of children of younger adolescence]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2013, no. 4, pp. 144-160 (in Russian).

11. Bogacheva I. V., Otkidach N. A., Borisova L. P. Organizatsiya raboty po obogashcheniyu slovarnogo zapasa uchashchikhsya kak aspekta yazykovogo obrazovaniya na urokakh russkogo yazyka v sredney shkole [Organization of work to enrich the vocabulary of students as an aspect of language education at the lessons of the Russian language in secondary school]. Sovremennyy uchenyy, 2020, no. 4, pp. 28-34 (in Russian).

12. Leont'yev A. N. Psikhologicheskiye osnovy doshkol'noy igry [Psychological foundations of preschool play]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 1996, no. 3, pp. 19-31 (in Russian).

13. Anikeyeva N. P. Vospitaniye igroy: kniga dlya uchitelya [Education by play: a book for a teacher.]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1987. 144 p. (in Russian).

14. Selevko G. K. Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii: uchebnoye posobiye [Modern educational technologies: a tutorial]. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 1998. 256 p. (in Russian).

15. Mikhaylenko T. M. Igrovyye tekhnologii kak vid pedagogicheskikh tekhnologiy [Game technologies as a type of pedagogical technologies]. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. T. 1 [Pedagogy: Traditions and Innovations: Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. 1]. Chelyabinsk, Dva komsomol'tsa Publ., 2011. Pp. 140-146 (in Russian).

16. Yemel'yanova O. N. O "passivnom slovarnom zapase yazyka" i "ustarevshey leksike" [About "«passive vocabulary of language" and "outdated vocabulary"]. Russkaya rech'- Russian speech, 2004, no. 1, pp. 46-50 (in Russian).

17. Bessonova M. S. Obogashcheniye slovarnogo zapasa na urokakh russkogo yazyka v mladshikh klassakh [Enrichment of vocabulary at the lessons of the Russian language in elementary grades]. VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of the Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology", 2010, no. 3, pp. 90-94 (in Russian).

18. Gorina O. G. Opredeleniye slovarnogo zapasa obuchayemykh s pomoshch'yu korpusa [Determination of the vocabulary of trainees using the corpus]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Bulletin of the Leningrad State University. A. S. Pushkin, 2013, no. 2, pp. 201-209 (in Russian).

19. Mikerova G. G., Pavlenko A. A. Razvitiye urovnya aktivnogo slovarnogo zapasa mladshikh shkol'nikov [Development of the level of active vocabulary ofjunior schoolchildren]. Simvolnauki, 2017, no. 1, pp. 203-207 (in Russian).

20. Kharding Zh. Kogda ne khvatayet slov: pochemu vazhno rasshiryat' slovarnyy zapas [When words are not enough: why it is important to expand vocabulary]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta - Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication, 2017, no. 3, pp. 138-141 (in Russian).

21. Zabusova Ye. I. Popolneniye slovarya uchashchikhsya na urokakh literaturnogo chteniya i russkogo yazyka [Replenishment of the vocabulary of students at the lessons of literary reading and Russian language]. Simvol nauki, 2019, no. 11, pp. 97-99 (in Russian).

22. Yaroslavtseva N. V., Belyakov A. A., Tukhvatullin B. T., Kodoyeva A. Ch., Nigamatulin V. R., Levchenko D. V., Dakhin A. N. Kognitivnaya tekhnologiya obucheniya: sushchnost', effektivnost' i rezul'tativnost' [Cognitive learning technology: essence, efficiency and effectiveness]. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2020, no. 43 (1), pp. 10-23. Doi: 10.32744/ pse.2020.1.1 (in Russian).

23. Bogdan S. S., Lashkova L. L., Lukiyanchina E. V. Formirovaniye kriticheskogo myshleniya na osnove universal'nykh kogni-tivnykh ustanovok, strategiy i instrumentov [Formation of critical thinking based on universal cognitive attitudes, strategies and tools]. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 2, pp. 37-51. DOI: 10.15293/2658-6762.1902.03 (in Russian).

24. Khoyzinga Y. Homo ludens. Stat'i po istorii kul'tury [Homo Ludens. Articles on the history of culture]. Moscow, Progress -Traditsiya Publ., 1997. 416 p. (in Russian).

25. Vygotskiy L. S. Igra i yeyo rol' v psikhicheskom razvitii rebonka [Game and its role in the mental development of the child]. Voprosy psikhologii, 1966, no. 6, pp. 62-68 (in Russian).

Информация об авторах

И. О. Трофимов, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

А. В. Курьянович, доктор филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the authors

1 O. Trofimov, master's degree student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

A. V. Kuryanovich, Doctor of Philology, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 09.08.2021; принята к публикации 05.02.2022 The article was submitted 09.08.2021; accepted for publication 05.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.