УДК 372.881.161.1 (075) ББК 74.261.3 Б 53
М.С. Бессонова
Аспирантка кафедры русского языка Азербайджанского государственного педагогического университета (научныйруководитель: профессорР.И. Азизов); E-mail: [email protected]
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В данной статье нашли отражение такие вопросы, как развитие орфоэпически правильной речи путем обогащения словарного запаса учащихся; необходимость создания определенного произносительного минимума для каждой группы учащихся; выяснение активного и пассивного словарей и их использование на уроках и в повседневной жизни, а также то, что роль хорошо развитой речи в жизни человека всегда была и остается актуальной.
Ключевые слова: общение, речь, живое слово, орфоэпия, словарный запас, активный, пассивный, минимум, успеваемость, коммуникативное совершенство.
M.S. Bessonova
Post-graduate student of the Russian Language Department of the Azerbaijan State Pedagogical University (Supervisor of studies: Professor R.I. Azizov); E-mail:
Bessonova22@rambler. ru
LEXICON ENRICHMENT AT RUSSIAN LESSONS IN ELEMENTARY CLASSES
Abstract. The paper discusses the development of orthoepicly correct speech hy enrichment of a lexicon of pupils; necessity of creation of a certain pronouncing minimum for each group of pupils; finding out active and passive vocabularies and their use at lessons and in an everyday life, as well as the role of well developed speech in human life. This was always and remains urgent.
Keywords: dialogue, speech, a living word, orthoepy, a lexicon, active, passive, a minimum, progress, communicative perfection.
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми [1].
Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Развитие речи ребенка - это процесс овладения языком, умение пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, и как могучим средством общения и взаимодействия людей. Родной язык - это живая связь времён.
Речь совершенствуется на протяжении всей нашей жизни. Каждая ступень развития человека вносит что-то новое в его речевое развитие. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем
лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Наиболее важными периодами в жизни человека, когда закладываются основы развития его речевой деятельности, являются периоды дошкольный и школьный. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в своих трудах Е.И. Тихеева [2].
Как отмечает РС. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения». Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.
Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строятся как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.
Литовский психолог Р Жукаускене пишет, что дети в возрасте от 9 до 11 лет в среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возраста потребляет слово точнее по его значению, семантические знания все лучше систематизируются и располагаются в иерархию. Взрослея, ребенок все лучше может объяснить значение слова. Например: вначале ребенок характеризует слово по его функциям или внешнему виду, позже характеризует более абстрактно, употребляет синонимы, разделяет предметы по категориям. Это означает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснять значение слов, переходить от значения, основанного на собственных ощущениях и опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей» [5].
К школьному периоду дети уже овладевают важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля. Особое внимание в начальных классах уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности. Особенно в 1-2 классах активность и самостоятельность детей значительно возрастает.
Одним из направлений в работе по развитию речи в школе является обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между
людьми, придает речи коммуникативное совершенство.
В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно в начальной школе обучение живому слову нередко недооценивается учителями; недочеты речи застаревают, и исправить их впоследствии уже оказывается очень трудно.
Для успешной работы по развитию звуковой стороны речи учащихся важно раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности владения орфоэпическими нормами на начальном этапе обучения. Ребенок-дошкольник воспринимает и воспроизводит лишь одну форму речи - устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых «без всякого рассмотрения отношения к орфографическому, письменному языку» [2].
С поступлением в школу процесс освоения детьми произношения продолжается под значительным воздействием на него письма. В этом и заключается специфика владения нормами литературного произношения в младшем школьном возрасте. В школе дети начинают овладевать двумя совершенно новыми для них видами речевой деятельности: чтением и письмом, которые включают в работу зрительный анализатор, что вызывает существенную перестройку ранее сложившихся механизмов в слуховом и речедвигательном анализаторах.
Именно в младшем школьном возрасте актуализируется тенденция сближения произношения с написанием, признаваемая многими лингвистами ведущей тенденцией развития орфоэпической нормы в наши дни. Как подчеркивает К.С. Горбачевич, «в условиях всеобщей грамотности», когда устные речевые навыки закладываются не только на слух путем подражания речи взрослых, но и благодаря зрительному усвоению графического образа напечатанного слова, воздействие письма на произношение несоизмеримо возросло»
[3].
Таким образом, произносительные умения учащихся начальных классов складываются и развиваются под неослабевающим влиянием графической формы слова, с чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы в начальных классах. Важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.
Содержание орфоэпической работы определяется целью обучения младших школьников орфоэпии, которая состоит в практическом усвоении детьми норм русского литературного произношения. Специфика усвоения орфоэпических норм учащимися начальных классов, а также особенности владения нормами двух видов речевой деятельности
- говорением и чтением - требуют конкретизации названной цели. Главная цель обучения орфоэпии в начальных классах заключается в том, чтобы, прежде всего, научить детей
орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное. Поскольку достижение данной цели невозможно в отрыве от выработки у учеников умения грамотно записывать орфоэпически диктуемое, то следует говорить о становлении и развитии обоих умений.
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений, таких, как:
- умение слушать звучащую речь;
- умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи;
- умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;
- умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;
- умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова и др.
Формирование и развитие у младших школьников определенных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах, того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Он включает орфоэпические правила современного русского литературного языка, а также слова и грамматические формы, значимые с точки зрения литературного произношения и ударения. Универсальных рецептов составления произносительного минимума не существует. Минимум должен быть специфичным для каждого типа обучаемых, например: иностранцы, овладевающие литературным произношением; учащиеся национальных школ; школьники, для которых русский язык родной, для каждого этапа обучения (начальные классы, средние, старшие, вуз).
Важным фактором, обусловливающим успех развития звучащей речи детей в начальных классах, является наиболее полное использование материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произносительной грамотности младших школьников.
Как указывает С.Н. Карпов, заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще [6].
Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель, на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые - лучше понимались и сохранялись в памяти. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у
школьников интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте
- слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают.
Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое.
Примечания:
1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 152 с.
2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1985. 144 с.
3. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Логос, 2000. 188 с.
4. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л.: Просвещение, 1971.
264 с.
5. Жукаускене Р. Возрастная психология. Вильнюс, 1996. 182 с.
6. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов н/Д, 1987. 194 с.