На четвертом этапе учитель вместе с учащимися создают проблемную ситуацию, формулируют проблемный вопрос, решают и проверяют решение сами учащиеся.
Таким образом, работа над инновационным проектом предполагает способность анализировать ситуацию на рынке труда, умение оценивать практическую и теоретическую значимость предполагаемых результатов, самостоятельную деятельность.
Разработанная нами модель прошла апробацию в преподавании различных предметов и поэтому может быть предложена как универсальная модель реализации проблемного обучения в образовании.
Список литературы:
1. Технология развития студенческой инициативы: учебно-методический комплекс. - СПб., 2008. - Вып. 2.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© Султанова А.С.*
Казахско-Турецкий колледж им. Сулеймана Демиреля, Республика Казахстан, г. Алматы
Данная статья посвящена обогащению словарного запаса английского языка. Рассматривает проблемы запоминания, изучения новых слов в английском языке, также затрагивает проблемы, препятствия, возникающие в процессе освоения вокабуляра. Предлагает методы и приемы изучения, запоминания новых слов.
Ключевые слова словарный запас, препятствия, приемы, методы, размер заданий, проблемы, решения.
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мум-бо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью...» [1].
Богатый словарный запас в любом языке свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Людей с богатым словарным запасом считают умными, творческими, более успешными. Действительно, люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, легче и успешнее продвигаются по карьерной лестнице, и это в полной мере может быть отнесено как к компетенции в данной сфере применительно к родному, так и к
* Преподаватель английского языка, магистр.
изучаемому иностранному языку. Как указывает Т. С. Комарова, «пополнение словарного запаса положительно влияет на формирование грамматического строй устной речи, а в период школьного обучения помогает осваивать правила правописания предлогов и наречий» [2, с. 154]. «В результате исследования, проведенного совместной американо-бразильской группой, были выявлены интересные результаты. Например, на нижеприведенном графике показано, как увеличивается словарный запас с возрастом у носителей языка (в данном случае английского).
В опросе приняло участие 200.000 человек, что говорит о его высокой точности. Из графика видно, что между 3 и 16 годами наш словарный запас растет со скоростью 4 новых слова в день (если быть точнее, 3.8 слова). В возрасте от 16 до 50 лет темп роста сокращается до 1 в день (точнее 0.85). И наконец, после 50 словарный запас остается примерно на одном уровне» [3].
40,000
30,000
■
Е я
т
^ 20,000 О.
в §
с;
^ ю,ооо
"Ъ % V?» -¿ъ ъъ & & # «ь
Возраст
Рис. 1. Уровень словарного запаса носителя языка
Что препятствует развитию словарного запаса?
В ходе нашей работы мы выявили ряд факторов, препятствующих развитию словарного запаса. Так, хороший словарный запас, наличие хорошо закрепленного и усвоенного вокабуляра еще не значит, что ученик способен свободно владеть иностранным языком, выученными словами. Помогая ученикам улучшить словарный запас, недостаточно лишь стимулировать механическое запоминание перевода слов.
Существует так называемый базовый уровень владения английским языком; ему соответствует вокабуляр, состоящий из 850 слов. Считается, что этого достаточно для повседневного общения.
Пожалуй, ученики больше нуждаются в обучении, которое помогло бы им овладеть новой лексикой и развить навыки, которые предоставили бы возможность углубить знания. Для того, чтобы оказать помощь ученику, необ-
ходимо понять, что же является помехой в усвоении новых слов. Чтобы обогатить словарный запас требуется преодолеть 4 главных препятствия в процессе усвоения новых слов:
1. Размер задания. Количество слов, которые следует выучить, неимоверно огромное. Поэтому за один раз выучить 100 слов не для всех возможно и очень трудно. Поэтому следует преподносить понемногу, но каждый день заучивать по 4-5 слов (допустимо и больше).
2. Разница между устным и письменным английским языком. Слова письменного английского языка (в особенности литературного языка, который встречается ученикам в учебниках и в прочих книгах школьной программы), заметно отличается от устного английского, не говоря уже о разговорном языке. Ученики, изучающие английский в качестве иностранного языка, а также те, для которых английский является родным языком, редко употребляют литературный язык в повседневной жизни.
3. Ограниченность информации, представленной в источниках, дающих информацию о словах. Не всегда словари преподносят полезную информацию о слове. Хороший словарь должен не только дать перевод слова, привести несколько значений перевода, но также показать на примере, как правильно использовать то или иное слово. К сожалению, не все словари дают четкую и точную информацию, и поэтому изучающие английский язык находят их неинформативными и обманчивыми. Если ученик использует двуязычный словарь, ему будет легче понять смысл перевода, так как такие словари предлагают много вариантов перевода, но тяжелее запомнить все значения этого слова. А если же двуязычный (билингвальный) словарь предлагает только один вариант перевода, то вероятность правильного перевода, понимания задания, предложение весьма мала, что может послужить отрицательной мотивацией в изучении иностранного языка в целом и в освоении вокабуляра - в частности. По нашему мнению, использование толкового словаря является самой лучшей альтернативой для ученика с продвинутым уровнем знания английского языка.
4. Сложности употребления слов. Знание слова подразумевает не только знание перевода слова или заучивание наизусть словарных дефиниций. Даже если обучаемый будет знать перевод и определение слова, это еще ни о чем не говорит, так как многие учителя сталкивались с такой проблемой: ученик знает перевод слова, но не может вникнуть в суть предложения. Также это не дает никакой гарантии, что он сможет самостоятельно использовать эти слова при выполнении письменной работы либо в устной речи.
Размер заданий.
Известно, что в среднем успешный ученик прибавляет по 2000-2500 слов в год, если непрерывно читает книги. Это значит, что он выучивает по
5-7 слов в день, что является значительным достижением. Некоторые ученики могут знать значения слов в тысячи раз больше, чем остальные их одноклассники, что затрудняет работу учителя с одной стороны, но при этом и облегчает - с другой. Все мы знаем, какая огромная разница будем между теми, кто схватывает новую тему буквально сразу, и теми, кому приходится отдельно объяснять значение и виды применения того или иного слова. Речь идет о смешанных, разноуровневых классах, где ученикам следует преподносить новую тему всем в разных «блюдечках», при этом кому-то она преподносится значительными «порциями», которые тяжело освоить остальным. Работа в таких группах требует щепетильного отношения, долгих часов подготовки, так как учитель должен подготавливать огромное количество заданий для «быстрых» учеников, чтобы те не утратили мотивацию к освоению вокабуляра, и тщательно подготовленные задания для менее подготовленных учеником, чтобы они не потеряли веру в себя.
Разница в обучении устному и письменному английскому языку.
Устная английская речь, в частности, разговорный английский (everyday speech) является намного более упрощенной, нежели речь письменная. Причина этого кроется и в том, что говорящий, имеет различное количество разговорных инструментов в своем распоряжении. В частности, это жесты, интонация, выражение лица и прочее, что не используется на письме. К тому же, разговор между сверстниками, либо с друзьями не требует точных формулировок, уточнений и т.д., так как смысл разговора понятен на уровне жестов, мимики, т.к. контекст и - шире - апперцепционная база является общей, и часто вообще не требует использования слов.
В обучении письменной речи, а особенно - при обучении литературному английскому языку, главной задачей является выработка навыков правильного подбора слов. Интересным является то, что порой речь детей богаче, чем у подростков, так как язык, употребляемый в детской литературе, богаче, чем тот, который используется на телевидении, в частности, в бессмысленных передачах, ведущих молодое поколение к деградации.
Разница между устным и письменным английским языком может представлять серьезные проблемы для студентов, изучающих английский язык: ведь недостаток словарного запаса может быть замаскирован успешным владением устной речью. Например, дети родителей-иммигрантов могут стать весьма успешными в повседневной устной речи менее чем за два года. Однако, освоение литературного языка может занять длительный период для этих детей. Если учитель использует учет фактора времени, т.е. разницу во времени, необходимом для достижения беглости разговорной речи и соответствующих компетенций в сфере письменного английского языка, он сможет обеспечить более эффективное обучение тех учащихся, кто имеет проблемы с пониманием литературного языка, представленного в учебниках.
Изучение лексики литературного языка может также быть весьма сложным процессом и для тех, чьим родным языком является английский. На-
пример, такие слова, как 'renovate,' 'restore,' 'elude,' которые редко употребляются в повседневной речи, могут встречаться в учебниках для семиклассников. Нельзя полагаться на то, что дети будут адекватно понимать и правильно употреблять слова, с которыми они сталкиваются в школе, только потому, что английский их родной язык.
Итак, по нашему мнению, надо постепенно, поэтапно внедрять литературную лексику в учебный процесс, т.к. большой объем слов освоить будет тяжело. Если возможно, следует также как можно шире использовать наглядные материалы, в частности, сопровождающие рисунки, либо можно приводить примеры, составлять ряд предложений, используя для актуализации значения контекстуальные связи. Весьма эффективным будет введение в процедуру урока песни с данным словом (словами). Все это, как уже указывалось выше, способствует развитию ассоциативных рядов и - шире -ассоциативной памяти у учащихся.
Хотелось бы более подробно остановиться на использовании контекста при освоении вокабуляра, а также на некоторых сложностях словоупотребления. Обучающиеся могут освоить значительное количество слов при помощи чтения. Можно угадать значение слова, не заглядывая в словарь, если даже если книга несколько выше уровня знаний учащегося. Например, одним из преимуществ выявления значения слова из контекста является то, что нередко без использования словаря можно запросто догадаться о смысле слова, а если это слово встретится в книге еще несколько раз, то оно останется в памяти надолго. В то же время шансы на то, что слово будет часто повторяться в контексте (особенно если это аутентичный текст), не всегда велики.
Использование словарей, особенностей словообразования и контекста требует понимания слова и гибкого мышления, коими обладают не многие. Опыт показывает, что в редких случаях учащиеся с невысоким уровнем развитости языковой компетенции прибегают к чтению книг, или же успешны в определении значения слова по морфемам. Чаще всего на раннем этапе они используют словарь.
Сложности употребления слов.
Что значит «знать слово»? Обычно, когда мы говорим о знании слова, мы подразумеваем знание его значения. Но знание словарной дефиниции еще не говорит о том, что вы сможете свободно использовать это слово в устной или письменной речи, а также поймете ли вы его значение, если встретитесь с ним в тексте.
Также следует постоянно объяснять ученикам, что значение слова будет меняться в зависимости от контекста, как и в русском языке. При этом, несомненно, следует акцентировать внимание на том, что контекстуальные связи в разных языках различны, что связано с особенностями национального восприятия мира. Например, посмотрите, как меняется значение слова в разных предложениях:
He gave Frank 5 dollars. - Он дал Франку 5 долларов.
The doctor gave the child and injection. - Доктор сделал ребенку инъекцию.
Отметим, что в русском и казахском языках выстраиваются совершенно иные контекстуальные связи.
Хотя оба предложения связаны с актом передачи, не все студенты способны различить смысл самостоятельно, только на основе информации, которую предлагает им словарь. Очевидно, что только освоение большого числа вариантов, представленных в литературных текстах, дает возможность восприятия всей полноты значений слов.
Некоторые приемы и методы увеличения словарного запаса.
Чтение. Чтение книг, журналов, газеты и т.д. Следует начинать с тех книг, которые более легки в понимании и содержат информацию об интересах учащихся в соответствии с их возрастом, увлечениями и т.д. Затем поэтапно следует увеличить сложность читаемых текстов. Если в книге есть фразы, высказывания, которые нравятся учащимся, их следует прочитать несколько раз вслух, выписать в тетради, специально отведенные для данной цели. Если учащиеся будут зачитывать высказывание вслух, у них будет больше шансов запомнить его лучше. После рекомендуется использовать это высказывание в своей речи как можно чаще, чтобы оно закрепилось в памяти и стало привычным для речи учащихся.
Следует обращать внимание, в каком обороте используется слово. Чем больше учащиеся знают о слове, тем быстрее и лучше они его запомнят. Следует обратить внимание учащихся и на то, как оно употребляется с другими словами, всегда ли согласуется с другими словами. Это незамедлительно отразится на красоте речи.
Некоторые рекомендации для учащихся по развитию вокабуляра.
Общайтесь с разными людьми. В общении всегда происходит обмен информацией. Во время общения мы пополняем свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними.
Пишите. Попробуйте переписать какую-нибудь историю, статью, главу из вашей любимой книги. Попробуйте заменять слова синонимами. Если вы не знали синонима того или иного слова, запишите его себе в тетрадку.
Решайте кроссворды. Вы можете использовать эту возможность в дороге. Также в дороге рекомендуется слушать аудиокниги.
* * *
Все осознают и понимают важность постоянного обогащения словарного запаса, поэтому каждый учитель пытается найти интересные материалы, упражнения, программы, устройства, веб-сайты для урока, для подготовки домашнего задания. Действительно требования к действиям, необходимым для обогащения словарного запаса, не столь уж трудновыполнимы. Если каждый
день уделять по 30 минут на занятия, используя вышеперечисленные техники, учеников, а значит, и учителя ждет успех в освоении вокабуляра.
Список литературы:
1. http://constructorus.ru/samorazvitie/slovarnyj-zapas.html.
2. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания: учебное пособие. -Мн.: Мозаика-Синтез, 2009 - 154 с.
3. http://habrahabr.ru/post/126189.