В Этносоциология
Б01: 10.19181Ашр.2021.9.2.8101
Обобщённое доверие и чувства к России как компоненты общероссийской идентичности
С. В. Рыжова1
Институт социологии ФНИСЦ РАН.
109544, Россия, Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5, стр. 1
Для цитирования: Рыжова С. В. Обобщённое доверие и чувства к России как компоненты общероссийской идентичности // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 2. С. 27-41. Р01: 10.19181/>тр.2021.9.2.8101_
Аннотация. В статье на основе всероссийского репрезентативного социологического опроса 2020 г. рассматриваются обобщённое доверие и чувства к России в качестве активных компонентов формирующейся российской идентичности. Обсуждаются вопросы взаимосвязи обобщённого доверия и эмоционального компонента российской идентичности. Делается вывод, что обобщённое доверие (доверие людям в целом) можно рассматривать как естественную предпосылку общенациональной российской консолидации, поскольку обобщённое доверие принимает активное участие в формировании российской идентичности и установок межэтнической толерантности. В исследовании 2020 г. выявлена отрицательная динамика (в сравнении с 2015 г.) позитивных чувств к России, спровоцированная рисками общественной и личной безопасности в условиях распространения С0УГО-19. Исследование показывает, что позитивные чувства в отношении собственной страны играют значительную роль в становлении российской идентичности. Несмотря на лабильность и неуловимость, эмоциональный компонент российской идентичности обладает достаточной мощью для того, чтобы оказывать влияние на процессы государственно-гражданской консолидации.
Ключевые слова: обобщённое доверие; эмоции; чувства; Россия; российская идентичность; межэтническая толерантность
Введение
Общероссийская гражданская идентичность рассматривается в Стратегии государственной национальной политики как идентичность множественная, формирующаяся на основе нескольких измерений — гражданско-правового, государственного, культурно-исторического. В их числе можно выделить также социокультурное измерение российской идентичности, складывающееся на основе приверженности «базовым ценностям российского общества», идентификации с «российским народом», «российским обществом»1.
1 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 6 декабря 2018 года). Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/d0cument/9 02387360 (дата обращения: 10.02.2021).
Российская идентичность, подобно любой иной социальной идентичности, обладает когнитивными, аффективными, поведенческими характеристиками, при этом её эмоциональное и когнитивное содержание неочевидно. Идёт процесс осмысления содержательных основ российской идентичности, в том числе эмоций, сопутствующих идентификации с Россией. В интернете, СМИ, в научных кругах и «общественных площадках» активно обсуждаются темы, связанные с особенностями развития России, менталитетом россиян, прошлым и будущим страны, её победами и потерями, достижениями и неудачами.
Представления, эмоции и чувства, сопряжённые с самоидентификацией с Россией, глубоки и разносторонни, но вместе с тем расплывчаты, лабильны и противоречивы; они обнаруживают сильную зависимость от политического, экономического, социально-психологического контекстов, нередко антагонистичны в различных поколениях россиян.
Структура и состав российской идентичности, её содержание обсуждаются в научной среде. Экспертами-учёными (М. К. Горшков, Л. М. Дробижева, В. В. Лапкин, В. И. Пантин, И. С. Семененко, В. А. Тишков и др.) отмечается, что институциональное и мировоззренческое поле для формирования российской идентичности находится в процессе активного становления, роль российской гражданской идентичности особенно важна в условиях продолжающейся трансформации России, а также её многонациональности. Л. М. Дробижева отмечает, что содержание общероссийской гражданской идентичности неопре-делено даже в представлениях тех, кто призван её формировать и транслировать —учителя школ, преподаватели вузов; госслужащие, связанные с сферой регулирования межнациональных отношений; журналисты [3].
Экспертами-учёными российская идентичность рассматривается как феномен, формирующийся на основе комплекса «политических, историко-культурных и морально-правовых характеристик» [12, с. 34]; в её составе — представления о государстве, обществе, стране, культуре; чувства общности и гражданской ответственности [3]. В процессуальном смысле усвоение общероссийских ценностей и установок происходит на основе «самоотождествления» людей и сообществ с Россией [15]. Новая российская идентичность призвана стать ресурсом развития страны [11], её роль усиливается в условиях глобализации [1].
Конструктивистский подход к пониманию российской идентичности уделяет первостепенное внимание усилиям власти и элит в формировании политических основ российской нации, общероссийской национальной идентичности «сверху», продвижении этого понятия в доктринальном дискурсе и его постепенной адаптации в массовом сознании.
Управленческий тренд построения и укрепления гражданской идентичности может быть эффективным при условии, что он опирается на устойчивые представления, практики, исторически сложившиеся идентичности. На повседневном уровне российская идентичность соотносится с чувством «мы», построенном на основе параметров, воспринимаемых большинством как стабильные и неиз-
менные — русский язык, российская культура, в том числе праздничная, разделяемые большинством ценности и обычаи, нормы повседневного взаимодействия, общие представления и доверие, а также коллективные эмоции и память.
Исследования проблем, связанных с изучением консолидирующих макрои-дентичностей и межнациональных отношений, проведённые Центром этнической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН, позволяют заключить, что в числе широкого круга социокультурных источников формирующейся общероссийской идентичности важная роль принадлежит чувствам в отношении к России и обобщённому доверию.
В статье на анализе данных репрезентативного всероссийского опроса мы исследуем чувства к России в качестве эмоциональной компоненты российской идентичности и обобщённое доверие в качестве одного из её социокультурных источников.
Для анализа используются материалы всероссийского социологического опроса, осуществлённого в 2020 г.1, данные второй волны мониторингового исследования ИС РАН 2015 г., материалы интервью из банка данных Центра исследования межнациональных отношений ИС ФНИСЦ РАН. Для иллюстрации социального самочувствия россиян в 2020 г. привлекаются данные Левада-Центра.
Социокультурные основания российского единства заявляют о себе в результатах рассматриваемого опроса. Большинство россиян (69%) привержены традиционно-культурным нормам общественных отношений, полагая, что «Россия нуждается в укреплении собственных исторических традиций, моральных и религиозных ценностей». При этом 81% россиян ощущают общность с людьми своей национальности, 62% — с людьми своей веры; 77% полагают, что современному человеку необходимо ощущать себя «частью своей национальности»; 29% опрошенных считают, что культура, обычаи и праздники объединяют их со всеми гражданами России.
Доверию принадлежит важнейшая роль в формировании общенациональной солидарности и идентичности. Дж. Хоскинг исследовал структуры социального доверия/недоверия, рассматривая их как результат исторического развития конкретного общества. Он показал, что в разных обществах и в разные исторические периоды складываются особенные, свойственные именно данному времени структуры доверия и недоверия [14]. Он справедливо обращает внимание, что «время, место и социальный контекст имеют решающее значение» для формирования доверительных установок [14, с. 11].
Доверие людям в целом — это интегральный показатель общественного благополучия. Обобщённое доверие отражает уровень экономической, общественной, гражданской активности, готовность к позитивным взаимодействиям.
1 Опрос в рамках проекта «Общероссийская идентичность и межэтнические отношения: социальная практика, публичный дискурс и управленческие решения» по программе научных исследований РАН. Выборка объёмом 2000 респондентов репрезентирует население РФ от 18 лет по полу и возрасту. Опрос проводился методом интервьюирования (face to face) в 22 субъектах Российской Федерации.
В экспертных интервью, проведённых Центром исследования межнациональных отношений ИС ФНИСЦ РАН в 2020 г., звучит мнение, что для формирования российской общегражданской идентичности необходимо «воспитание чувства доверия, насаждение этого чувства, сколь угодно активное принуждение к этому чувству, в хорошем смысле слова. Мне кажется, что это наша первостепенная задача» (преподаватель, Московская область).
Как важные элементы социального капитала (Дж. Коулман, Р. Пэтнэм, Ф. Фукуяма), обобщённое и межличностное доверие формируют качество социальных связей. Доверие питает и поддерживает общественную активность, вовлекается в формирование солидарности и гражданских ассоциаций разного уровня, вплоть до общенациональной, формируемой в пространстве общероссийской культуры и внутрироссийского политического пространства; особенно велика его роль в этнически разнородной среде.
Вместе с тем недоверие (в первую очередь институтам власти и общенациональным лидерам) также является сильным мотиватором для инициирования российской идентичности, но иной, альтернативной по содержанию и характеру текущей её форме.
На уровне локальных сообществ межличностное недоверие является источником нестабильности, провоцирует этнические фобии и подогревает латентную межэтническую напряжённость [4].
Баланс доверия/недоверия, сложившийся в обществе, в значительной мере зависит от усилий государства и публичной сферы [9].
Методика
Обобщённое доверие исследовалось с помощью простой 4-балльной шкалы доверия/недоверия. Задавался вопрос «Как Вы считаете, можно ли доверять большинству людей?» с вариантами ответов: «большинству людей точно можно доверять», «... скорее можно доверять», «... скорее нельзя доверять», «... точно нельзя доверять». Формулировка вопроса отличается от принятой в международных исследованиях, где доверие противопоставляется осторожности в отношениях с людьми, рассматриваемой как недоверие1. На наш взгляд, для россиян, переживших опыт сложных экономических, политических, общественных трансформаций, осторожность в отношениях с людьми нельзя рассматривать как недоверие. При применении простой 4-балльной шкалы уровень обобщённого недоверия складывается из суммы ответов «большинству людей точно нельзя доверять» и «... скорее нельзя доверять».
Уровень обобщённого доверия складывается из суммы ответов «большинству людей точно можно доверять» и «. скорее можно доверять».
1 Например, международный исследовательский проект КБР «Доверие», осуществлённый в 2007 г. исследователями из 24 стран. В России по этой методике опрос проводился Левада-Центром (руководитель проекта — Л. А. Хахулина) по общероссийской репрезентативной выборке (^ = 1000). См.: [2].
Обобщённое доверие и российская идентичность
По данным общероссийского опроса 2020 г., уровень обобщённого доверия (поддержка суждений о том, что большинству людей «точно» и «скорее» можно доверять), несмотря на сложную ситуацию 2020 г., оказался достаточно высоким: 39% россиян полагают, что большинству людей можно доверять (по сумме ответов «точно можно» и «скорее можно»), уровень обобщённого недоверия составил 47%; значительная часть россиян (14%) затруднились с ответом (табл. 1).
Таблица 1
Уровень обобщённого доверия и недоверия в России, 2020 г.
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, можно ли доверять большинству людей?», %
Варианты ответов Доля ответивших
Точно можно доверять 4
Скорее можно доверять 35
В целом доверяют 39
Скорее нельзя доверять 32
Точно нельзя доверять 15
В целом не доверяют 47
Затруднились ответить 14
Репрезентативные социологические опросы, осуществленные Центром исследования межнациональных отношений ИС ФНИСЦ РАН в республиках и областях России в 2014—2019 гг.1 с использованием той же простой 4-балльной шкалы доверия/недоверия показали, что уровень обобщённого доверия сходен во всех регионах и не различается у русских и людей других национальностей2. Его уровень колеблется от 42% в Московской области и Республике Башкортостан до 48% в Калининградской области и Республике Татарстан [6].
Несмотря на то, что в 2020 г. общероссийский уровень обобщённого доверия оказался несколько ниже, чем региональный (39% против 42—48% в регионах), тем не менее он сопоставим с региональными показателями и также не различается у русского большинства и людей других национальностей, что обнаруживает известную устойчивость и универсальность этой интегральной характеристики социального самочувствия.
1 Астраханская, Калининградская, Московская области, Москва, Ставропольский край, республики Карелия, Башкортостан, Татарстан; исследования проводились в 2014—2019 гг.
Исключение составляет Ставропольский край, здесь уровень обобщённого доверия среди нерусских жителей снижается до 28%, что отражает опыт соприкосновения населения с терактами и силовыми операциями (напомним, опрос в Ставропольском крае проходил в 2016 г.).
Исследование 2020 г. проходило в сложных условиях социальных ограничений, спровоцированных коронавирусом. В силу того, что обобщённое доверие, как показывают эмпирические исследования, обнаруживает зависимость от чувства личной безопасности [5], колебания его уровня отражают тревоги и опасения людей, вызванные распространением С0УГО-19.
Боязнь инфекции, согласно международным социологическим опросам, в 2020 г. заняла четвёртое место в рейтинге тревог, уступив только «безработице», «климатическим изменениям» и страхам, связанными с «кибербезо-пасностью» [7]. Социально-психологические исследования 2020 г. показали, что страхи по поводу С0УГО-19 спровоцировали веру пользователей социальных сетей в конспирологические теории происхождения пандемии [8], что, в свою очередь, ставит под сомнение уверенность в легитимных государственных институтах, поддерживающих личную и общественную безопасность.
Структурные изменения всего общества трудно переносились россиянами. В сравнении с оценками предыдущих лет, 88% наших граждан назвали 2020 г. более трудным для страны, чем 2019 г. и 65% — более трудным для себя и своей семьи. Данные оценки — самые высокие с 1990-х гг.1. Все эти тенденции нашли отражение в результатах проведённого в 2020 г. опроса: в условиях пандемии и самоизоляции, страхов и увеличения социальной дистанции снизился уровень актуализации российской идентичности (понимаемой как чувство общности, близости со всеми гражданами России).
Исследования в республиках и областях 2014—2019 гг. эмпирически подтвердили тезис о взаимосвязи обобщённого доверия и общенациональной идентичности: уровень актуализации российской идентичности среди считающих, что большинству людей можно доверять, оказался значимо выше2.
В текущем исследовании 2020 г. мы также фиксируем тенденцию связи3 обобщённого доверия и российской идентичности. Несмотря на непростую ситуацию 2020 г., общую тревожность и социальную травматизацию, обобщённое доверие выше среди людей «часто ощущающих общность с гражданами России» (51%) и ниже среди тех, кто не ощущает её «никогда» (29%).
Уровень недоверия, соответственно, в категории россиян с сильной российской идентичностью снижается (до 36%), а среди тех, кто «никогда» не ощущает общности с гражданами России», он растёт (до 61%) (рис. 1).
1 2020 год: итоги. Левада-центр: [сайт]. Пресс-выпуск. 29.12.2020. URL https://www.levada. ru/2020/12/29/2020-god-itogi/ (дата обращения: 30.01.2021).
Например, в Астраханской области уровень актуализации российской идентичности составляет 57% среди тех, кто доверяет людям в целом, и 39% среди тех, кто не доверяет, в Калининградской области это соотношение составляет 57 и 49%, в Московской агломерации — 36 и 22%, в Ставропольском крае — 48 и 36%, В Карелии — 40 и 30%, в Башкортостане — 31 и 22%, в Татарстане - 50 и 42% [6].
3 Здесь и далее статистическая значимость выявленных различий проверялась критерием связи Х (p<0,01).
61
I-1-1-1
Часто ощущают общность с Иногда ощущают общность с Никогда не ощущают общность гражданами России гражданами России с гражданами России
— —Большинству людей можно доверять ^^^Большинству людей нельзя доверять
Рис. 1. Уровень обобщённого доверия/недоверия среди респондентов с различной интенсивностью российской идентичности, 2020 г.
В полиэтническом обществе, каким исторически сложилась Россия, обобщённое доверие проявляет себя как фактор межэтнического согласия. Оно отражает доверие к людям в целом, независимо от их этнических, культурных характеристик. Согласно нашим исследованиям в регионах РФ в 2014—2019 гг., оно способствует межэтнической толерантности, готовности к взаимодействию с людьми различных национальностей [6, с. 110—163]. В текущем исследовании мы также наблюдаем эти тенденции.
Данные опроса 2020 г. позволяют говорить о том, что обобщённое доверие поощряет благожелательное отношение к этническому многообразию России. Большинство россиян (75%) уважают этническое и культурное многообразие страны, соглашаясь, что «государство должно поддерживать культуры и религии всех народов России», — при этом среди доверяющих это мнение находит большую поддержку (82%) в сравнении с недоверяющими (71%).
Как отмечалось, среди респондентов, придерживающихся установок обобщённого доверия, выше уровень российской идентичности. Естественным продолжением и усилением этой тенденции можно рассматривать активную поддержку равноправного статуса всех народов России со стороны доверяющих. Мнение о том, что Россия — это общий дом для многих народов и поэтому все народы России должны обладать равными правами, разделяют 52% из числа доверяющих и 43% среди не доверяющих людям в целом (табл. 2).
Эти тенденции дают основание полагать, что обобщённое доверие можно рассматривать как естественную предпосылку общенациональной политической консолидации и один из социокультурных источников формирования полиэтнической российской нации. Не исключено, что в основе подобного тренда — позитивные чувства, сопутствующие, наравне с другим факторами, формированию установок обобщённого доверия.
Таблица 2
Отношение к статусу российских народов в зависимости от установок обобщённого доверия/недоверия, %
Согласие с суждением: Большинству людей можно доверять* Большинству людей нельзя доверять** В целом в РФ
Россия должна быть государством русских людей 9 14 11
Россия - многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав, ибо на них лежит основная ответственность за судьбу страны в целом 35 35 35
Россия - общий дом многих народов. Все народы России должны обладать равными правами, и никто не должен иметь никаких преимуществ 52 43 47
"Объединение ответов «большинству людей точно можно доверять» и «большинству людей скорее можно доверять». ""Объединение ответов «большинству людей точно нельзя доверять» и «большинству людей скорее нельзя доверять».
Дж. Хоскинг, изучая доверие в историческом контексте, делает важное замечание о том, что чувства, т. е. эмоциональный элемент в доверии, не менее важны, чем рациональные основания доверия, поскольку именно они обеспечивают уверенность в будущем: «когда мы говорим о доверии, то говорим о своих чувствах по поводу будущего» [14, с. 43].
Эмоциональная сторона доверия выражается в чувствах уверенности, надёжности, безопасности, ощущаемых сегодня и экстраполируемых в будущее. Недоверие основано на страхе, неуверенности, ощущении несвободы и сомнений в будущем.
Эмоциональная составляющая обобщённого доверия содержательно тесно переплетается с чувствами, которые граждане испытывают к своей стране и соотечественникам. Среди считающих, что большинству людей можно доверять, выше уровень позитивных чувств к России, а среди полагающих, что большинству людей доверять нельзя — выше уровень негативных чувств (табл. 3).
Таблица 3
Чувства к России в зависимости от установок обобщённого доверия/недоверия, %
Главное чувство, которое выражает личное отношение к современной России Большинству людей можно доверять* Большинству людей нельзя доверять** В целом в РФ
Любовь 14 10 11
Гордость 19 10 14
Уважение 33 19 25
Общий уровень позитивных чувств 66 39 50
Равнодушие 6 12 9
Обида, стыд 10 20 16
Возмущение 5 15 10
Общий уровень негативных чувств 21 47 35
"Объединение ответов «большинству людей точно можно доверять» и «большинству людей скорее можно доверять». ""Объединение ответов «большинству людей точно нельзя доверять» и «большинству людей скорее нельзя доверять.
Чувства к России и российская идентичность
Чувства к России отражают широкий спектр эмоций, сопровождающих процесс (и результат) идентификации с Россией. В их числе могут быть как эмоции, отражающие восприятие страны в целом, так и те, что связаны с оценкой её состояния, истории, политического порядка, включая мотивы принадлежности и избегания, солидарности и отчуждения.
В позитивных или негативных чувствах в отношении к России проявляется эмоциональный компонент российской идентичности.
С позиции социологии эмоций (направления исследований, фокусирующихся на социальной роли эмоций [10; 13]), чувства к России представляют собой эмоциональные нормы, которые усваиваются человеком в процессе социализации и воплощают его отношение к стране, обусловленное текущей оценкой общественной ситуации и прошлым опытом, индивидуальной и коллективной памятью.
С позиции теории социальной идентичности, позитивное отношение к ин-группе является необходимым условием для формирования устойчивой социальной идентичности. Поэтому феномен ингруппового фаворитизма в отношении России как национально-гражданской общности — не только социально-желательное явление, в своей основе он отражает искреннюю привязанность и любовь к своей стране, формирующуюся, в том числе, через привязанность к малой родине: «Нас объединяет чувство малой родины: родной город или родная деревня и принадлежность к могучей России. Несмотря ни на что, эти чувства всегда только положительные [выделено мной — С. Р.]. Ведь это — земля наших отцов и дедов» (эксперт в области исторических исследований, Санкт-Петербург).
Эксперты говорят о том, что в основе общероссийской идентичности — «любовь, возможно, к своей малой родине. ... Очень часто люди покидают свою малую родину, уезжают куда-то на заработки, ещё куда-то. Но они возвращаются, потому что там они черпают силы, чтобы жить дальше. Свой собственный дом, своя собственная семья — это вот то, за что точно человек будет сражаться, за что он будет умирать...» (преподаватель истории, Московская область).
Вместе с тем отмечается, что позитивные чувства к России сегодня «в большом дефиците», «это то, что, к сожалению, относится к нашим утратам» (преподаватель, Московская область).
Согласно опросу 2020 г., главное чувство, выражающее личное отношение к современной России — уважение. Из списка предложенных чувств (респонденту предлагалось выбрать главное чувство, выражающее его личное отношение к современной России) — любовь, гордость, уважение, равнодушие, обида и стыд, возмущение — только уважение (его испытывают 25%) сохранило свои позиции в период с 2015 по 2020 гг.
Травматичная для общества ситуация карантина, вынужденная самоизоляция и сомнения в используемых властью мерах сдерживания пандемии отразились, в том числе, и в динамике чувств в отношении России. Уровень позитивных чувств, составлявший в 2015 г. 67%, снизился в 2020 г. до 50% (табл. 4).
Если в 2015 г. очевидно преобладали позитивные чувства (67% — любовь, гордость, уважение), а уровень негативных чувств (равнодушие, обида и стыд, возмущение) составлял 18%, то в 2020 г. мы столкнулись со значительным ростом негативных чувств. Совокупная доля тех, кто испытывают в отношении к России эти негативные чувства, выросла практически в два раза — с 18 до 35%. Особенно заметно выросли чувства «обиды и стыда» (с 7 до 16%), и упало чувство «гордости» — с 24 до 14%.
Таблица 4
Чувства, выражающие личное отношение к современной России, 2015—2020 гг., %
Главное чувство, которое выражает личное отношение к современной России 2020 2015
Любовь 11 17
Гордость 14 24
Уважение 25 26
Общий уровень позитивных чувств 50 67
Равнодушие 9 5
Обида, стыд 16 7
Возмущение 10 6
Общий уровень негативных чувств 35 18
Затруднились ответить 15 15
Отметим, что «равнодушие» в отношении России рассматривается нами как чувство негативного спектра. Анализ данных интервью с экспертами разного уровня (сферы гуманитарных и общественных наук, образования, журналистики) даёт основание считать, что равнодушие — это негативная эмоциональная окраска российской идентичности.
Таким образом, в 2020 г. уровень позитивных чувств к России составил 50%, а негативных — 35%.
Вопрос о том, в какой мере коллективно разделяемые негативные чувства к России могут влиять на содержание российской идентичности, требует отдельного рассмотрения. В любом случае мы полагаем, что негативные чувства в отношении собственной страны также могут быть активным источником, питающим российскую идентичность, которая в этой ситуации приобретает протестный, «бунтующий» (или, возможно, дезадаптивный характер).
Пока же можно отметить, что позитивные и негативные чувства к России и характер российской идентичности — это взаимосвязанные явления. Среди респондентов с актуализированной российской идентичностью (т. е. «часто» ощущающих общность с гражданами России) уровень позитивных чувств достигает 62%, а среди тех, кто «никогда» не ощущает этой общности, он снижается до 36%. Соответственно, среди последних уровень негативных чувств достигает 49%, а среди «часто» ощущающих такую общность он падает до 29% (рис. 2).
62
I-1-1-1
Часто ощущают общность с Иногда ощущают общность с Никогда не ощущают общность гражданами России гражданами России с гражданами России
—Любовь; Гордость; Уважение ^^^Равнодушие; Обида, стыд; Возмущение
Рис. 2. Позитивные и негативные чувства в отношении России среди респондентов с различной интенсивностью российской идентичности
Таким образом, в чувствах к России ярко проявляет себя эмоциональный компонент российской идентичности. Позитивные чувства (любовь, гордость, уважение) чаще сопутствуют актуализированной российской идентичности, когда человек «часто» солидаризируется с гражданами России. Негативные чувства чаще сопутствуют «никогда» не ощущающим общности с гражданами России.
Рассматривая эмоции как «реакции, вписанные в социальный порядок и поддерживающие его» [10, с. 13], можно заключить, что чувства к собственной стране, несмотря на их лабильность, неуловимость и подверженность ситуативным факторам, обладают достаточной мощью для оказания непосредственного влияния на становление общероссийской идентичности и государственно-гражданской солидарности. Поэтому эмоциональный компонент общероссийской идентичности нуждается в разностороннем и тщательном исследовании.
Выводы
Обобщённое доверие и чувства к России — это влиятельные «игроки» на поле формирующейся российской идентичности.
Обобщённое доверие отражает устойчивые характеристики общества, но вместе с тем оно подвержено ситуационным факторам, особенно связанными с угрозой личной безопасности. Несмотря на обострение страхов, увеличение социальной дистанции и карантинные меры, уровень обобщённого доверия среди россиян в 2020 г. составил 39%, уровень обобщённого недоверия — 47%. Эти данные сопоставимы с результатами региональных опросов, проведённых в областях и республиках РФ Центром исследования межнациональных отношений ИС ФНИСЦ РАН в 2014-2019 гг.
Исследование показало, что обобщённое доверие (людям в целом) — один из ключевых ресурсов формирования общероссийской идентичности: среди людей с актуализированной российской идентичностью он значимо выше.
Обобщённое доверие способствует межэтнической толерантности, что особенно важно в условиях российской многонациональности, поэтому может рассматриваться как важный фактор общероссийской интеграции.
Чувства к России являются выразительным и универсальным индикатором эмоциональной компоненты российской идентичности. Условия пандемии, общественные опасения и вынужденная самоизоляция негативно повлияли на эмоциональную сферу россиян, на их чувства в отношении к России. Только чувство уважения к России сохранило свои позиции на уровне 25% в период 2015—2020 гг.; в целом же выявилась отрицательная динамика позитивных чувств (любовь, гордость, уважение) и позитивная динамика негативных чувств (равнодушие, обида и стыд, возмущение). Но актуализированной российской идентичности чаще сопутствуют позитивные чувства, что свидетельствует о ключевой роли позитивных эмоций в её формировании.
Наличие связи между коллективными эмоциями, испытываемыми к России, и характером российской идентичности, влияние эмоций на динамику российской идентичности говорят о том, что чувства, переживаемые в отношении собственной страны, играют значительную роль в процессах становления российской общности и гражданской консолидации, которыми нельзя пренебрегать.
Список литературы
1. Горшков М. К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры // Власть. № 1. 2013. С. 9-14.
2. Гудков Л. Доверие в России: смысл, функции, структура // Журнал НЛО. 2012. № 5(117). С. 249-280.
3. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. C. 100-115. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09.
4. Козырева П. М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социологические исследования. 2009. № 1 (297). С. 43-54.
5. Козырева П. М., Смирнов А. И. Доверие в нестабильном российском обществе // Полис. Политические исследования. 2019. № 5. С. 134-147. DOI: 10.17976/jpps/2019.05.10.
6. Межнациональное согласие как ресурс консолидации российского общества / Л. М. Дробижева [и др.] ; отв. ред. Л. М. Дробижева. М. : Институт социологии РАН, 2016. 400 с.
7. Михайлова Е. А. Доверие: результаты коронавирусного стресс-теста // Социодиггер. 2021. Февраль. Т. 2, Вып. 1-2 (7): Доверие. С. 19-40. URL: wciom_sociodigger_022021.pdf (дата обращения: 05.03.2021).
8. Нестик Т. А., Дейнека О. С., Максименко А. А. Социально-психологические предпосылки веры в конспирологические теории происхождения COVID-19 и вовлеченность в сетевые коммуникации // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 4. С. 87-104. DOI: 10.17759/sps.2020110407.
9. Папакостас А. Становление цивилизованной публичной сферы: Недоверие, доверие и коррупция / Пер.с англ. Д. Жихаревича. М. : ВЦИОМ, 2016. 224 с.
10. Симонова О. А. Базовые принципы социологии эмоций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 4. С. 12-27. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.401.
11. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. Политические исследования. 2010. № 3. С. 40-59.
12. Тишков В. А. Национальная идентичность (о смысле дебатов) // Вестник российской нации. Спецвыпуск. 2008-2016 (51). С. 33-43.
13. Харрис С. Приглашение в социологию эмоций : учебник / Пер. с англ. О. А. Симоновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 224 с.
14. Хоскинг Дж. Доверие: История / Джеффри Хоскинг; пер с англ. П. С. Бавина [и др.]. М. : Политическая энциклопедия, 2016. 296 с.
15. Холодковский К. Г. Российская идентичность: исторический путь // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. Ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. М. : Издательство «Весь Мир», 2017. С. 157-162.
Сведения об авторе
Рыжова Светлана Валентиновна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. E-mail: [email protected] AuthorlD РИНЦ: 75912
Дата поступления в редакцию: 11.03.2021. Принята к печати: 12.04.2021. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8101
Generalized Trust and Feelings for Russia as Components of the All-Russian Identity
Svetlana V. Ryzhova1
institute of Sociology of FCTAS RAS.
5, b.1, Bol'shaja Andron'evskaja str., Moscow, Russia, 109544
For citation: Ryzhova S. V. (2021). Generalized trust and feelings for Russia as components of the All-Russian identity. Sociologicheskaja nauka I social'najapraktika. Vol. 9. № 2. P. 27-41. DOI: 10.19181/ snsp.2021.9.2.8101
Abstract. The article, based on the All-Russian representative sociological survey of 2020, examines generalized trust and feelings towards Russia as active components of the emerging All-Russian identity. The article discusses the relationship between generalized trust and the emotional component of All-Russian identity. It is concluded that generalized trust (trust in people in general) can be considered
as a natural prerequisite for national consolidation, since generalized trust takes an active part in the formation of the all-Russian identity and attitudes of interethnic tolerance. The negative dynamics (in the period 2015-2020) of positive feelings towards Russia, provoked in 2020 by the risks of public and personal safety in the context of the spread of COVID-19, was revealed. The study shows that positive feelings about one's own country play a significant role in the formation of All-Russian identity. Despite its lability and elusiveness, the emotional component of All-Russian identity has sufficient power to influence the processes of national consolidation.
Keywords: generalized trust, emotions, feelings towards Russia, All-Russian identity, interethnic tolerance
References
1. Gorshkov M. K. (2013). Rossiyskaya identichnost' v kontekste zapadnoevropeyskoy kul'tury. [Russian identity in the context of western European culture]. Vlast'. № 1. P. 9-14. (In Russ.).
2. Gudkov L. (2012). Doverie v Rossii: smysl, funktsii, struktura. [Trust in Russia: meaning, functions, structure]. ZHurnalNLO. № 5 (117). P. 249-280. (In Russ.).
3. Drobizheva L. M. (2018). Rossiyskaya identichnost': diskussii v politicheskom prostranstve i dinamika massovogo soznaniya. [Russian identity: discussions in the political space and the dynamics of mass consciousness]. Polis. Politicheskie issledovaniya. № 5. P. 100-115. DOI: 10.17976/ jpps/2018.05.09. (In Russ.).
4. Kozyreva P. M. (2009). Mezhlichnostnoe doverie v kontekste formirovaniya sotsial'nogo kapitala. [Interpersonal trust in the context of the formation of social capital]. Sotsiologicheskie issledovaniya. № 1 (297). P. 43-54. (In Russ.).
5. Kozyreva P. M., Smirnov A. I. (2019). Doverie v nestabil'nom rossiyskom obschestve. [Trust in an unstable Russian society.] Polis. Politicheskie issledovaniya. № 5. P. 134-147. DOI: 10.17976/ jpps/2019.05.10. (In Russ.).
6. Mezhnatsional'noesoglasie kak resurs konsolidatsii rossiyskogo obschestva. (2016). [Interethnic consent as a resource for the consolidation of Russian society]. Ed. by L. M. Drobizheva. M. : Institut sotsiologii RAN publ. 400 p. (In Russ.).
7. Mikhaylova E. A. (2021). Doverie: rezul'taty koronavirusnogo stress-testa. [Trust: the results of the coronavirus stress test]. Sotsiodigger. Fevral'. T. 2, Vyp. 1-2 (7): Doverie. P. 19-40. URL: wciom_sociodigger_022021.pdf (data obrascheniya: 05.03.2021). (In Russ.).
8. Nestik T. A., Deyneka O. S., Maksimenko A. A. (2020). Sotsial'no-psikhologicheskie predposylki very v konspirologicheskie teorii proiskhozhdeniya COVID-19 i vovlechennost' v setevye kommunikatsii. [Socio-psychological prerequisites of faith in conspiracy theories of the origin of COVID-19 and involvement in network communications]. Sotsial'nayapsikhologiya iobschestvo. T. 11, № 4. P. 87-104. DOI: 10.17759/sps.2020110407. (In Russ.).
9. Papakostas A. (2016). Stanovlenie tsivilizovannoy publichnoy sfery: Nedoverie, doverie i korruptsiya. [The formation of a civilized public sphere: Distrust, trust and corruption]. Per. s angl. D. ZHikharevicha. M. : VTSIOM publ. 224 p. (In Russ.).
10. Simonova O. A. (2016). Bazovye printsipy sotsiologii emotsiy. [Basic principles of the sociology of emotions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. № 4. P. 12-27. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.401. (In Russ.).
11. Semenenko I. S., Lapkin V. V., Pantin V. I. (2010). Identichnost' v sisteme koordinat mirovogo razvitiya. [Identity in the coordinate system of world development]. Polis. Politicheskie issledovaniya. № 3. P. 40-59. (In Russ.).
12. Tishkov V. A. (2008-2016 (51)). Natsional'naya identichnost' (o smysle debatov). [National identity (on the meaning of debates)]. Vestnik rossiyskoy natsii. Spetsvypusk. p. 33-43. (In Russ.).
13. KHarris S. (2020). Priglashenie v sotsiologiyu emotsiy. [Invitation to the sociology of emotions: textbook]. M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki publ. 224 p. (In Russ.).
14. KHosking Dzh. (2016). Doverie:Istoriya. [Trust: a history]. M. : Politicheskaya entsiklopediya publ. 296 p. (In Russ.).
15. KHolodkovskiy K. G. (2017). Rossiyskaya identichnost': istoricheskiy put'. [Russian identity: the historical path]. Identichnost': Lichnost', obschestvo, politika. Ed. by I. S. Semenenko; IMEMO RAN. M. : «Ves' Mir» publ. P. 157-162. (In Russ.).
Information about the author
Ryzhova Svetlana Valentinovna, Candidate of Sociology, Leading Researcher,
Institute of Sociology of FCTAS RAS. Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
ORCID Id: 0000-0002-1982-5008
Web of Science Researcher Id: Q-5147-2016
Scopus AuthorId: 6602330643
The article was submitted on March 11, 2021. Accepted on April 12, 2021.