Научная статья на тему 'Обобщенный подход к изучению явлений и свойств вещества в процессе изучения предметов естественного цикла'

Обобщенный подход к изучению явлений и свойств вещества в процессе изучения предметов естественного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обобщенный подход к изучению явлений и свойств вещества в процессе изучения предметов естественного цикла»

требуется разработка новых механизмов использования прикладных задач в преподавании математики.

Это продиктовано тем, что прикладные аспекты должны сыграть свою особую роль как в предпрофильной подготовке, нацеливающей учащихся на выбор профиля обучения, так и в дальнейшем, при непосредственном обучении по выбранному профилю. Этот вопрос требует серьезного размышления и выходит за рамки данной работы. В данном контексте следует заметить, что в содержание обучения необходимо включать такие прикладные задачи, которые поставлены в форме наиболее близкой к той, в которой они имеются в соответствующей области знаний. Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не всегда возможно выделить. Однако появившиеся в настоящее время разнообразные формы внеклассной работы (проектная деятельность, элективные курсы и курсы по выбору, самостоятельная работа учащихся по изучению тем,

не входящих в курс математики средней школы) позволяют справиться с этой проблемой.

Литература

1. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: Кн. Для учащихся 6-8 кл. ср. шк. / Под ред. В. А. Гусева. - М.: Просвещение, 1989.

2. Геометрия: Учеб. пособие для 11 кл. с углубл. изучением математики. / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2004.

3. Геометрия. Пробный учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений. /Руденко В.Н., Ба-хурин Г.А., Цукарь А.Я. М.: ИД "Искатель", 2005.

4. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

5. Шевкин А.В. Как не надо обновлять тематику школьных задач. // Математика в школе - №2, 1995.

обобщенный подход к изучению явлении и свойств вещества в процессе изучения

предметов естественного цикла

А.В. Усова,

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения физике Челябинского государственного педагогического университета, академик РАО

Понятия о веществе и явлениях являются централь- 2. Условия, при которых протекает явление. ными в естественных науках и в содержании предметов естественного цикла в школе. Веществом называются структурные формы материи, состоящие из частиц, масса покоя которых не равна нулю.

В курсе физики изучаются простейшие структурные формы вещества (макротела, молекулы, атомы, элементарные частицы), их свойства (физико-механические, тепловые, электрические, магнитные, оптические), агрегатные состоянии вещества и простейшие формы движения материи; показывается, что каждой структурной форме материи присущи свои, специфические виды движения (механическое, тепловое, электрическое, полевое и т.д.).

Все свойства вещества, физических полей и виды движения проявляются в явлениях: механическое движение, теплообмен, диффузия, электрический ток, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания, распространение звука и электромагнитных волн и т.д.

Проведенные нами исследования показали, что учащиеся школы плохо усваивают содержание учебного материала, касающегося физических явлений и свойств веществ. Вообще выяснилось, что у учащихся, оканчивающих общеобразовательную школу, нет обобщенного понятия о веществе, и уровень знаний о веществе ограничивается сведениями, получаемыми на начальном этапе изучения физики в 7-м классе. Мы пришли к выводу о необходимости осуществления общего подхода к изучению указанных фундаментальных естественнонаучных понятий при изучении физики, химии и биологии. Для изучения явлений был предложен обобщенный план, многократно опубликованный в центральной печати. Но так как эти работы были опубликованы давно, и с ними не знакомы молодые учителя, особенно работающие в сельской школе, мы приведем этот план в данной статье.

План изучения явлений

1. Внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление).

3. Сущность явления (его объяснение на основе современных научных теорий).

4. Связь данного явления с другими, факторы, от которых зависит протекание явления.

5. Количественные характеристики явления.

6. Использование и учет явления на практике.

7. Вредное воздействие явления на человека и окружающую среду, способы предупреждения (или ослабления) его влияния на живые организмы.

Структура плана соответствует логике познания явлений в науке.

Рассмотрим применение плана на примере изучения кипения.

1. Обращаемся к классу с вопросом: По каким признакам мы обнаруживаем, что происходит явление кипения? Получаем ответ: по пузырькам, которые появляются внутри жидкости, поднимаются вверх и лопаются.

2. Ставится вопрос: «При каких условиях происходит это явление?»

Для ответа на вопрос ставим опыты: нагреваем прозрачный сосуд с водой на плитке, измеряем температуру, замечаем, что кипение происходит при достижении температуры 100°С. Далее показываем, что сколько бы мы не продолжали нагревать жидкость, температура ее остается постоянной. Вывод: следовательно, кипение происходит при определенной температуре, называемой температурой кипения.

3. Ставится следующий вопрос: «В чем суть явления? Как его объяснить на основе молекулярно-кинетической теории?»

Выясняем: в жидкости находятся пузырьки газа. При нагревании жидкости происходит ее парообразование внутрь пузырьков воздуха, вследствие чего в них возрастает давление пара и увеличивается объем пузырьков, а чем больше объем пузырьков, тем больше сила Архимеда (выталкивающая сила) действует на них, и они поднимаются вверх.

Достигнув поверхности жидкости, пузырьки лопаются вследствие того, что давление пара внутри пузырьков оказывается больше внешнего давления - давления, производимого на пузырек со стороны расположенных наверху слоев жидкости.

Сообщаем, что проведенные учеными опыты показали, что у каждой жидкости своя температура кипения. Учащимся предлагается открыть учебник, найти в нем таблицу, в которой приведены значения температур кипения различных жидкостей; найти в таблице жидкости с наибольшей температурой кипения, с наименьшей температурой кипения, сравнить с температурой кипения воды.

4. Следующий вопрос: «От чего зависит температура кипения жидкости?»

Остается ли она неизменной с изменением условий? Для ответа на вопрос ставится опыт с колбой, из которой выкачивается насосом Шинца воздух, одновременно измеряется

100°С. Вывод: температура кипения зависит от внешнего давления. Чем ниже давление, тем ниже температура кипения.

Здесь уместно задать вопрос: «Можно ли сварить яйцо на высокой горе?» Сообщаем, что давление на высокой горе меньше нормального атмосферного, поэтому кипение происходит при температуре ниже 100°С и поэтому, сколько бы вы не нагревали воду, яйцо не сварится.

При высоком давлении температура кипения повышается. Эта зависимость используется, когда нужно провести стерилизацию материалов.

Для изучения состояния знаний о веществе мы проводили тестирование учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы.

В таблице приведены вопросы, предлагавшиеся учащимися, и варианты ответов, которые были даны ими на предложенные вопросы.

температура. Вода начинает закипать при температуре ниже

Формулировки вопросов Варианты ответов учащихся на предложенные % учащихся дав-

ев о вопросы ших

о а данный вариант

а о ответа

а 10-е 11-е

классы классы

1. Что называется веществом? 1. То, из чего состоят тела 20 0

2. Структурные формы материи, состоящие из час- 10 45,5

тиц, масса покоя которых не равна нулю 36 0

3. Форма существования материи 15 54,5

4. Вид материи

2. Какие структурные формы материи вы 1. Кристаллы, молекулы, атомы, элементарные час- 10 100

знаете? тицы 20 0

2. Радикалы 25 0

3. Ионы

3. По каким признакам можно классифи- 1. По агрегатным состояниям вещества: 50,0 59,1

цировать вещество? 2. По химическим свойствам 5,0 22,7

3. По физико-механическим свойствам 0 45,5

4. По электропроводности 5,0 18,2

5. По строению 0 40,9

6. По оптическим свойствам 0 4,6

7. По температуре плавления 25,0 0

4. Приведите классификацию по отобран- 1. По агрегатному состоянию веществ:

ным вами признакам - твердые 15,0 63,6

- жидкие 15,0 63,6

- газообразные 15,0 63,6

- плазма 0 0

2. По электропроводности:

- хорошие проводники электричества 5,0 13,6

- плохие проводники электричества 5,0 13,6

- полупроводники 5,0 4,6

- диэлектрики 5,0 13,6

3. По составу:

- простые 55,0 -

- сложные 55,0 -

4. Оптические: прозрачные, непрозрачные 0 36,4

5. По цвету:

- бесцветные 15,6 0

- цветные 15,6 0

6. Металлы, неметаллы 0 4,6

5. С какими свойствами вещества вы по- 1. Физико-механическими: 59,1

знакомились на уроках физики? -упругость 54,5

- пластичность 59,1

- прочность 10,0 0,0

2. Тепловыми: - теплопроводность - температура плавления, кипения 20,0 15,0 36,4 0

3. Электрическими: - электропроводность 0 25,0 36.4 45.5

4. Оптическими: - цвет 0 15,0 36,4 0

5. Агрегатные состояния вещества 55,0 -

Помимо этого учащимся предлагались вопросы, имеющие целью выяснить знания учащихся о конкретных свойствах веществ:

1. Назовите вещество с наибольшей удельной теплоемкостью.

2. Приведите примеры тугоплавких металлов.

3. Приведите примеры сплавов с большим удельным сопротивлением.

4. Из каких сплавов используют проволоку в реостатах?

5. Назовите металлы с высокой электропроводностью.

6. Из каких металлов изготавливаются провода для высоковольтных линий электропередачи?

7. Из каких металлов изготавливают проводники?

8. Какие материалы используют для электроизоляции проводников?

Эти вопросы вызвали у учащихся большие затруднения. Анализ их ответов показал, что знания учащихся о свойствах веществ и их использовании на практике находятся на недопустимо низком уровне. Так, например, они считают, что в реостатах используется медная проволока. Никто из одиннадцатиклассников не мог назвать сплавы с большим удельным сопротивлением. Заметим, что это относится и к студентам, готовящимся стать учителями физики.

Затруднились учащиеся назвать материалы, используемые для электроизоляции проводников, хотя работают с ними на лабораторных занятиях.

Все это свидетельствует о том, что знания учащихся о веществе разрознены, не систематизированы и формальны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изучении веществ необходимо использовать общий подход к работе с таблицами, отражающими количественные характеристики различных свойств веществ (физико-механических, тепловых, электрических, магнитных и т.д.).

Мы предлагаем следующий план.

План работы с таблицами, характеризующими свойства веществ

1. Какое свойство вещества отражают величины, приведенные в данной таблице?

2. В каких единицах выражены эти величины?

3. Найдите в таблице вещества с наибольшим значением данной величины.

4. Приведите примеры использования данного вещества на практике.

5. Найдите в таблице вещества с наименьшим значением данной величины.

6. Приведите примеры использования этих веществ на практике.

В 10-м и 11-м классах после того, как учащиеся познакомятся с различными структурными формами вещества, мы рекомендуем дать следующее определение вещества: «Веществом называются структурные формы организации материи, состоящие из частиц, масса покоя которых не равна нулю».

После ознакомления учащихся с определением нужно обобщить знания учащихся об известных им структурных формах организации материи и характерных для них свойствах.

К сожалению, в школьной практике эти знания остаются разрозненными и поэтому быстро утрачиваются. Целесообразно в 11-м классе провести обобщающий семинар на тему «Поле и вещество - два вида материи». Методика проведения такого семинара описана в ряде наших работ в частности в пособии: Усова А.В., Завьялов В.В. Учебные конференции и семинары по физике в школе. - М.: Просвещение, 1980.

опыт проектирования и реализации индивидуальном стратегии обучения для одаренных школьников (на примере немецкого языка)

Е.А. Логинова, ассистент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Тюменского государственного университета

Каждый ученик в школе по-своему уникален. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы создать свою жизнь, найти себя; у кого-то есть способности к музыке, кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует и пишет стихи. Сколько детей — столько способностей, но степень их развития зависит от анатомо-физиологических особенностей человека, от социума, который окружает его, - семьи, школы.

Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Это дети, «опережающие сверстников в развитии» [3, с. 9].

Создание условий, учитывающих индивидуальные осо-

бенности учеников для успешного развития продуктивного мышления в учебной деятельности - одна из важнейших проблем теории и практики обучения одарённых детей.

В свете гуманистической парадигмы образование личности выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс - как «субъект-субъектные» отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в котором доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Говоря о поддержке одаренных детей, главной задачей педагога является вовремя заметить, не пропустить такого ребенка. Выявление таких детей - это комплексный подход. Информация о них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.