Научная статья на тему 'Обобщенная оптимизационная модель мотивации налогоплательщиков'

Обобщенная оптимизационная модель мотивации налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / МОТИВАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / TAXPAYER'S MOTIVATION / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / OPTIMIZATION OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ованесян Сергей Суренович, Черхарова Наталья Ивановна

Статья посвящена разработке оптимизационной модели оценки мотивации предприятий-налогоплательщиков с внутренними и внешними переменными управления. В качестве внутренних переменных управления рассматриваются показатели производственной деятельности отраслей региона. В качестве внешних переменных рассматриваются величины ставок основных налогов. Приводятся результаты исследований на основе статистических данных по основным видам экономической деятельности Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ованесян Сергей Суренович, Черхарова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERIC OPTIMIZATION MODEL OF TAXPAYERS' MOTIVATION

The article is devoted to the development of an optimization model estimate motivation of enterprises-taxpayers with internal and external variables of management. Indicators of production activity sectors in the region are considered as internal variables of management. The values of the basic tax rates are considered as the external variables. The results of researches are based on the statistical data on the main economic activity of the Zabaikalsky region.

Текст научной работы на тему «Обобщенная оптимизационная модель мотивации налогоплательщиков»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Россия-2015: оптимистический сценарий / Л. И. Абалкин, Э. Б. Алаев, А. И. Амосов [и др.]; отв. ред. ЛИ. Абалкин. М. : ИЭ РАН-ММВБ, 1999. 414 с.

2. Харрисон Ф. Новая экономическая политика ЕС: 5-летний план достижения мирового лидерства. Последствия для России / Ф. Харрисон. - М. : 2000.

3. Яковец Ю. В. Россия в системе формирования и распределения мировой ренты и квазиренты /

Ю. В. Яковец // Перспективы развития российской экономики и ее место в глобальном экономическом пространстве. М. : МФК, 2000. С. 9-14.

4. Яременко Ю. В. Экономические реформы в России: анализ результатов и необходимость альтернативы / Ю. В. Яременко, М. Н. Узяков, Н. Ю. Ксенофонтов // Реформы глазами американских и российских ученых : сб. ст. М. : Российский экономический журнал, 1996. С. 147-162.

УДК 332.1 Ованесян Сергей Суренович,

д. э. н., профессор, зав. кафедрой статистики и экономического анализа, Байкальский государственный университет экономики и права, e-mail: [email protected]

Черхарова Наталья Ивановна, к. т. н., доцент кафедры математики, Читинский институт Байкальского государственного

университета экономики и права, e-mail: [email protected]

ОБОБЩЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

S.S. Ovanesyan, N.I. Cherkharova

GENERIC OPTIMIZATION MODEL OF TAXPAYERS' MOTIVATION

Аннотация. Статья посвящена разработке оптимизационной модели оценки мотивации предприятий-налогоплательщиков с внутренними и внешними переменными управления. В качестве внутренних переменных управления рассматриваются показатели производственной деятельности отраслей региона. В качестве внешних переменных рассматриваются величины ставок основных налогов. Приводятся результаты исследований на основе статистических данных по основным видам экономической деятельности Забайкальского края.

Ключевые слова: налогообложение, мотивация налогоплательщиков, оптимизация налогообложения.

Abstract. The article is devoted to the development of an optimization model estimate motivation of enterprises-taxpayers with internal and external variables of management. Indicators of production activity sectors in the region are considered as internal variables of management. The values of the basic tax rates are considered as the external variables. The results of researches are based on the statistical data on the main economic activity of the Zabaikalsky region.

Keywords: taxation, taxpayer's motivation, optimization of taxation.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создавать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность, ограничивать неоправданные денежные доходы отдельных граждан, осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляции, обеспечивать рост и укрепление доходной базы государственного бюджета.

Налоговая система выполняет две основные функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция налогов, отражающая обязанности налогоплательщиков перед государством, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики. Регулирующая функция налогов, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более двадцати лет. Анализ показывает, что современная налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Самым крупным является чрезмерное преобладание фискальной направленности. Проведенные нами исследования показывают, что нынешний уровень изъятия средств у российского налогоплательщика, исправно платящего установленные налоги, находится, к сожалению, за пределами той границы, за которой начинает падать интерес к ведению хозяйственной или предпринимательской деятельности. Это привело к спаду отечественного производства, ослаблению позиций российских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках, стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения, утечке капиталов за рубеж. Значит, такие функции налоговой системы, как стимулирование производства, инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, формирование относительной социальной справедливости, практически не выполняются.

На наш взгляд, оптимальное ведение производственной деятельности во многом зависит от уровня мотивации хозяйствующих субъектов. Авторы данной статьи в течение длительного времени разрабатывают теорию оценки мотивации налогоплательщиков, создаваемой соответствующими законодательными актами [1-5]. В качестве показателя мотивации предлагается использовать отношение чистой прибыли к той части вновь созданной стоимости, которая делится между предприятием и государством: Р

-> К, (1)

N + Р

где Р - чистая прибыль предприятия, N - сумма всевозможных налогов и отчислений, обязательных по налоговому законодательству, К - коэффициент мотивации.

Если развернуть формулу (1), включив в нее все участвующие экономические параметры и переменные, то получим следующее:

(1 -аПР)[С-М - (1 + № - Q - Е] С - М -2 + аДС (С - Я) + а0С - Q - Е ' где адс - ставка НДС, апр - ставка налога на прибыль, / - ставка страховых отчислений в социальные фонды, А - совокупность «прочих» налогов, а0 - ставка «прочих» налогов, С - выпуск продукции, М - материальные затраты,

включенные в себестоимость, Я - расходы на материалы, 2 - заработная плата, Q - амортизация основных средств, Е - прочие затраты.

На основе статистических данных по Забайкальскому краю мы рассчитали значения коэффициента мотивации для различных видов экономической деятельности региона за ряд лет. Коэффициенты мотивации за 2011 г. приведены во втором столбце табл. 1.

Коэффициент мотивации зависит от целого ряда переменных. Под внутренними, т. е. зависящими от предприятия, переменными управления мы подразумеваем выпуск продукции, материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизацию основных средств и прочие расходы различных видов экономической деятельности региона. Под внешними, т. е. не зависящими от предприятия, а устанавливаемыми государством, переменными управления понимаем величины налоговых ставок. Говоря об обобщенной модели мотивации налогоплательщиков, мы имеем в виду рассмотрение зависимости мотивации производителей и от внешних, и от внутренних переменных управления.

Любой производитель желает повысить свою мотивацию к ведению производственной деятельности. Поэтому поставим задачу нахождения такого оптимального набора переменных управления, при котором мотивация будет повышена до определенного уровня.

Обозначим ^, £2, Ц, £4, ^, £6 отношения текущих значений выпуска продукции (С), материальных затрат, включенных в себестоимость (М) , заработной платы (2), расходов на материалы (Я) , амортизации основных средств (О) и прочих затрат (Е) соответственно к значениям этих показателей, необходимым для достижения заданного уровня мотивации к * [5]. Необходимо задать границы изменения переменных, т. е. < < I"

(у = 1, 6). Пусть переменные будут в следующих пределах: 0,5 < ^ < 1,5 (у = 1, 6), т. е. текущие значения могут увеличиваться или уменьшаться в пределах 50 %.

Введем следующие обозначения для внешних переменных управления: ах - ставка налога на прибыль, а2 - ставка НДС, а3 - ставка страховых отчислений в социальные фонды. Зададим следующие ограничения для налоговых ставок: 0,11 <а<0,46, 0,07<а2<0,2, 0,02<а3<0,34.

Таблица 1

Величины изменения внутренних переменных и значения внешних переменных управления для достижения заданного уровня мотивации

Отрасль ^2011 * к аь % % % ДС*,% мг\% ¿7*,% дЕ\%

1 2 3 4 5 6 7 я 9 10 11 12

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО - 0,001 15,37 15,00 34,00 12,65 -7,79 -4,02 0,00 -0,75 -2,45

од 17,70 15,00 34,00 16,02 -9,90 -5,13 0,04 -0,99 -3,15

0,4 20,15 17,93 34,00 23,93 -15,17 -3,07 0,52 Т,52 -4,52

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ -0,11. 0,001 20,00 15,00 34,00 1,07 -0,50 -0,35 0,00 -0,06 -0,17

о Д 20,00 15,00 34,00 4,93 -2,37 -1,67 0,06 -0Д7 -0,79

0,4 19,28 17,51 31,92 7,43 -5Д7 -9,13 7,34 -0,95 -2,76

Добьна топлнено-энергетических полезных ископаемых -0,41 0,001 20,01 15,00 34,00 4,96 -2,37 1,86 0,00 -0Д4 -0,54

од 19,73 17,69 34,00 9Д4 -6,37 -6,63 1,65 -0,63 -2,26

0,4 15,12 16,21 25,94 10,06 -15,22 -20,60 5,95 -1,51 -5,39

Добыча полезных ископаемых, кроме топ-лиЕно-энергетичесЕих 0,11 о д 19,99 17,99 34,00 2,51 -1,37 -0,57 0,05 -0,15 -0,43

0,4 15,09 16,57 34,00 4,92 -12,47 -13,93 9,56 -1,61 -3,94

0,6 17,45 16,54 32,56 50,00 -34,67 -25,26 6,16 -4,49 -10,95

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА 0,16 ОД 20,00 15,00 34,00 0,57 -0,52 -0Д6 0,03 -0,02 -0,10

0,4 15,53 17,39 34,00 0,35 -9,45 -9,54 10,67 -0Д9 -1,59

0,6 19,00 17,54 33,42 35,59 -25,70 -14,46 4,55 -0,50 -5,13

Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 0,05 од 19,74 17,52 33,92 -2,35 -5,10 -3,40 ЗД7 -0Д4 -0,97

0,4 19,32 17,61 34,00 6,96 -11,26 -5,42 5Д9 -0,32 1,25

0,6 19,13 17,61 33,65 50,00 -35,73 -12,37 2 72 -1,10 -4,41

Обработка древе с ины и производство изделии из дерева 0,11 од 19,59 17,47 33,34 -1,75 -7,43 -4,53 1,54 -0,91 -1,14

0,4 17,49 15,39 34,00 3,94 -16,33 -13,55 6,59 -1,92 -2,99

0,6 17,19 16,00 32,67 50,00 -41,91 -21,72 3,75 -4,92 -7,66

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность -0,08 0,001 20,00 15,00 34,00 2,05 -0,53 -1,31 0,00 -0,05 -0ДЗ

од 19,69 17,64 33,15 9,04 -3,07 -9,21 0Д1 -0Д7 -1,31

0,4 15,73 16,56 31,57 22,76 -7,90 -23,37 0,55 -0,71 -3,35

Химическое производство 0,05 ОД 19,50 17,64 32,44 -0,95 -0,37 -7,59 2,61 -0,04 -0,63

0,4 13,39 16,96 30,11 1,35 -1Д4 -21,35 6,47 -0,14 -2,05

0,6 19,13 17,56 29,73 50,00 -4,71 -44,05 1,94 -0,52 -7,92

Продолжение таблицы 1

Отрасль ^2011 * к £ГЬ % СЕ; , % Щ: % ДС*=% дм\% ¡12*. % ДД*: % д о\% АЕ*': %

1 2 3 4 5 6 7 5 9 10 11 12

Производство резиновых и пластмассовых изделий 0=04 0=2 19=30 17=73 33=13 4=16 -2=86 -4=42 0=45 -0=01 -0=15

0=4 19=33 17=37 33=30 19=72 -9=44 -10=36 0=19 -0=04 -0=49

0=6 17=94 16=45 32,27 50=00 -31=11 -39=01 1=72 -0=12 -1=62

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0.39 0=4 19=99 17=99 34=00 0=76 -0=44 -0=27 0=10 -0=03 -0=11

0=6 13=30 16=39 3.2=32 13=70 -14=64 -11=05 7=05 -1,15 -3=65

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделии 0Д2 0=2 19=93 17=97 34=00 4=64 -2=05 -1=73 0=00 -0=03 -0=33

0=4 13=30 16=23 31=99 13=07 -12=71 -14=10 0=16 -0=13 -5=16

0=6 14=37 13=79 30=77 50=00 -44=53 -43=33 0=32 -0=62 -13=06

Производство аиектрообаруповання= .электронного н оптического оборудования 0=26 0=4 19=13 17=45 32,17 3,53 -4=37 -6=73 4=40 -0=13 -2=53

0=6 19=09 17=41 33=69 50=00 -22=01 -21=79 4=41 -0=33 -12=77

0=7 13=64 14.55 30=54 50=00 -36=24 ^2=41 16=69 -1,45 -21=02

Производство машин и оборудования 0=15 0=2 19=99 17=99 34=00 1=31 -0=93 -0=75 0=02 -0=03 -0=12

0=4 13=67 16=53 31=22 7=30 -3=61 -11=43 2=33 -0=26 -1=03

0=6 13=24 16=54 32=94 50=00 -31=76 -23=16 1=39 -0=95 -4=00

ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ 025 0=4 19=93 17=97 34=00 4=79 -3=95 -1=61 0=33 -0=14 -0=31

0=6 13=19 17=36 32=46 15=55 -20=44 -10=51 10=96 -0=74 -1=61

0=7 15=56 16=45 32=37 50=00 -50=00 -22 52 16=33 -1=83 -3=99

СТРОИТЕЛЬСТВО 0=19 0=4 19=04 16=92 34=00 1=32 -3=39 -5=71 5=49 -0=23 -0=97

0=6 17=13 15=65 31=53 14=43 -22=03 -12=34 9=61 -0=60 -2=56

ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 0,41 0=5 19=33 17=55 33=11 10=11 -4=29 -5=91 1=36 -0=34 -2=71

0=6 13=75 17=00 31=30 40=03 -15=03 -19=26 4=74 -1=13 -9=49

0=7 13=21 13=73 28=29 50=00 -27=30 -33=53 13,22 -2=15 -17,24

ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ 0.07 0=2 19=43 16=57 34=00 12=57 -7=12 -433 -5=32 -0=06 -2=07

0=4 19=09 16=09 34=00 50=00 -29=72 -13=45 -7=42 -0=24 -3=66

0=6 15=05 3=74 34=00 50=00 -50=00 -36=73 -32=77 -0=44 -15=34

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ - При заданных ограничениях решений нет

ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРЕНДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ - 0=001 20=09 13=00 34=00 11=31 -5=30 -6=43 0=00 -0=57 -1=53

0=2 20=09 17=99 33=92 16=36 -7=59 -9=34 0=04 -0=82 -2=26

0=4 20=10 17=93 33=49 27=13 -12,52 -15=91 0=43 -1=36 -3=74

Помимо этого для наличия мотивации у производителя необходимо, чтобы после уплаты им всех положенных по налоговому законодательству платежей у него осталась чистая прибыль. Это означает, что числитель дроби, по которой вычисляется коэффициент мотивации, должен быть неотрицателен, а знаменатель положителен.

Таким образом, математическая модель данной экономической задачи будет следующей:

К (а,., г]) =

(1 - а )[г£ - г2М - (1 + - г£ - гбЕ]

гхС - г2М - + а ОС - г4Я) + а0г£ - гд - г6Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ тах

при ограничениях

(3)

(1 - а )[^С - гМ - (1 + а - гдд - г6Е]

< к

(4)

гХС - гМ - + а (г С - г4Я) + аагхС - гд - г6Е (1 -а)[гС-г2М -(1 + аъ)гъ2 -гд-г6Е] > 0, гхС - гМ - + а (г£ - г Я) + айгхС - гд - г6Е > 0, а' < а < а", , = 1,3, г) < г1 < г;, ] = 1,6.

Результаты наших исследований приведены в табл. 1. Оптимальное решение (а1, а2, а*, г*, г*, г*, г*, г*, г*) для каждого вида деятельности найдено методом обобщенного приведенного градиента. За начальное решение примем (0,2; 0,18; 0,34; 1; 1; 1; 1; 1; 1), т. е. текущее состояние отрасли.

В столбцах 7-12 табл. 1 представлены величины изменения соответствующих показателей

деятельности отраслей региона, необходимые для

*

достижения требуемого уровня мотивации к , которые определены по следующим формулам: АС* = (^ -1) -100 %, АЯ* = (г4 -1) -100 %,

дм * = (*2 -1) -100 %, Ад * = (г5 -1) -100 %,

* = (*3 -1) -100 %, АЕ* = (г6 -1) -100 %.

Проведем анализ полученных результатов. Согласно предоставленным нам статистическим данным и результатам нашего анализа, в самом плачевном состоянии находится отрасль «Транспорт и связь». Во-первых, для нее величина коэффициента мотивации не может быть посчитана, т. к. числитель и знаменатель основного концептуального соотношения (1) отрицательны (прочерк во второй графе табл. 1). А это говорит о том, что у предприятия образуется убыток, и его величина по модулю превышает сумму уплаченных налогов. Во-вторых, при заданных ограничениях для нее невозможно найти оптимальное решение, т. е. ни-

каким образом нельзя повысить мотивацию. Заметим, что для данного вида деятельности даже при нулевых значениях налоговых ставок коэффициент мотивации не может быть определен. Очевидно, его можно найти, если расширить границы изменения внутренних переменных г. (у = 1, 6) . Но

это, скорее всего, выходит за пределы возможностей предприятий. Вряд ли производитель может увеличивать выпуск продукции и расходы на материалы более чем на 50 % при одновременном уменьшении всех остальных статей расходов более чем на 50 %.

Обратимся к отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». Она также относится к немотивированным видам экономической деятельности. Однако ей можно перейти к безубыточному режиму функционирования, если снизить значение ставки налога на прибыль до 18,37 %, увеличить выпуск продукции на 12,65 %, а производительность труда на 4,02 % при одновременном уменьшении материальных затрат на 7,79 %, амортизационных отчислений на 0,78 % и прочих расходов на 2,48 %. Значит, данная отрасль находится в более выгодном положении, чем «Транспорт и связь».

Рассмотрим, например, отрасль «Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность». Коэффициент мотивации в 2011 г. у данного вида деятельности отрицателен (К = -0,08) . Это означает, что налогоплательщик уплатил все положенные платежи (кроме налога на прибыль), и в остатке у него образовался убыток. Причем величина убытка по модулю меньше суммы уплаченных налогов. Однако даже при действующих налоговых ставках данная отрасль может выйти в зону положительной мотивации, незначительно изменив показатели производственной деятельности. То же самое можно сказать и об отрасли «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» (К = -0,41). Такие отрасли могут за счет собственных усилий увеличить свою мотивацию к ведению производственной деятельности, даже если оставить ставки налогообложения на прежнем уровне, чего нельзя сказать про те виды экономической деятельности, у которых коэффициент мотивации не определен.

Обратим внимание на отрасли с положительной мотивацией. Положительный коэффициент мотивации означает, что налогоплательщик уплатил все положенные по налоговому законодательству платежи и у него осталась чистая прибыль. Сравним, к примеру, две отрасли с одинаковой мотивацией: «Добыча полезных ископаемых,

кроме топливно-энергетических» и «Обработка древесины и производство изделий из дерева» (К = 0,11) . Следует заметить, что для достижения определенного уровня мотивации данным отраслям нужно приложить примерно одинаковые усилия. Оптимальные значения налоговых ставок для них также отличаются незначительно.

На основе проведенных исследований можно сделать некоторые выводы. Выше было отмечено, что ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы четко сформулированы цели и задачи ее развития, обоснована налоговая политика. Для этого необходим тщательный анализ воздействия мероприятий, проводимых в области налоговой политики, на различные виды экономической деятельности. С помощью наших исследований мы показали, что одни отрасли сами могут справиться с возложенной на них налоговой нагрузкой и увеличивать свою мотивацию к ведению хозяйственной деятельности за счет собственных усилий. Другие же виды деятельности нуждаются в помощи государства (в уменьшении налоговых ставок, предоставлении налоговых льгот, получении дотаций). Мы предлагаем аналитический инструмент, способный в широком диапазоне формировать информацию для принятия управленческих решений, которая не может быть просчитана другими известными методами. Полученная информация может быть использована по различным направлениям. Например, можно совершенно обоснованно рассчитать величину дотации, которая должна быть выделена сельскому хозяйству для вывода его на нулевую мотивацию, т. е. точку безубыточности. Следует отметить, что расчетные данные по материалоемкости и трудоемкости будут весьма полезны при разработке планов совер-

шенствования, модернизации и т. п. При этом появляется возможность предварительной оценки осуществимости планов модернизации. Заметим, что никакими другими методиками такие данные получить невозможно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ованесян С. С. Модели взаимосвязи налоговых ставок и характеристик мотивации налогоплательщиков // Вестник Иркутск. Ин-та народного хозяйства. 1992. №3. С. 6-12.

2. Черхарова Н. И. Ованесян С.С. Влияние величин налоговых ставок на мотивацию налогоплательщиков [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 5. Электрон. журн. URL:

http://eizvestia.isea.ru/reader/archive.aspx?n=307. (Дата обращения 22.03.2013).

3. Черхарова Н. И. Модель оценки мотивации предприятий-налогоплательщиков [Электронный ресурс]. // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. №5. С. 186-190. Электрон. версия печат. публик. URL:

http: //eizve stia.isea. ru/reader/archive. aspx?n=3 07. (Дата обращения 22.03.2013).

4. Черхарова Н. И. Ованесян С.С. Системный анализ мотивации предприятий-налогоплательщиков региона (на примере Забайкальского края) [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. №4. Электрон. журн. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/archive.aspx?n=266. (Дата обращения 22.03.2013).

5. Черхарова Н. И. Ованесян С.С. Управление затратами и выпуском продукции для достижения требуемого уровня мотивации, зависимого от налоговой политики // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 3 (31). С. 248-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.