УДК 37.015.0
Ланских Елена Александровна
научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории правовой охраны и использования
результатов интеллектуальной деятельности
Военной академии связи
им. С.М. Буденного (Санкт-Петербург)
тел.: (911) 797-28-23
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье обобщен педагогический опыт развития теории и практики начальной военной подготовки. Показано, что проблема развития системы начальной военной подготовки, наряду с военно-образовательными учреждениями интернатного типа, успешно решалась социальными институтами, открытыми обществу.
Ключевые слова: обобщение, начальная военная подготовка, педагогический опыт.
Lanskikh Elena Aleksandrovna
Researcher of the Research Laboratory of Legal Protection and Use of Intellectual Activity Results, Military Academy of Communication named after S.M. Budyonny (Saint Petersburg) tel.: (911) 797-28-23
GENERALIZATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF BASIC MILITARY TRAINING THEORY AND PRACTICE
In the paper the pedagogical experience of the development of basic military training theory and practice is generalized. It is shown that the problem of the basic military training system development along with military educational institutions of residential type was successfully solved by the social institutions opened for society.
Key words: generalization, basic military training, pedagogical experience.
На протяжении всей истории человечества подготовке молодежи к воинской деятельности уделялось постоянное внимание в любом государстве.
В современном мире все ведущие государства также придают начальной военной подготовке огромное значение. Испытываемые многими странами проблемы с комплектованием вооруженных сил обусловливают необходимость поиска новых путей для привлечения подрастающего поколения на военную службу.
Сегодня в связи с ростом негативного отношения социума к армии, падения престижа военной службы обращение к педагогическому опыту развития теории и практики начальной военной подготовки (НВП) является одним из эффективных путей совершенствования системы подготовки молодежи к воинской деятельности. Необходимость совершенствования методов и форм НВП обусловила актуальность решения данной проблемы. Историко-педагогические аспекты подготовки молодежи к воинской деятельности исследованы в работах П.И. Алпатова, И.А. Уварова, Л.Н. Ховриной и др., однако в своих исследованиях авторы ограничиваются анализом деятельности военно-образовательных учреждений закрытого типа и не раскрывают роль других социальных институтов в решении данной проблемы.
Анализ нормативно-правовых документов, определяющих политику государства в сфере военного образования и военно-патриотического воспитания, показал, что сегодня одним из приоритетных направлений реформирования системы подготовки молодежи к военной службе выступает «формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву» [1].
Исследование современной социально-экономической, культурной и политической ситуации, типичных проблем профессионального и личностного становления молодежи [2, с. 207] показало, что сегодня военно-образовательные учреждения закрытого типа (суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты) не могут в полной мере решить проблему подготовки молодежи к военной службе на государственном уровне. Жесткий отбор обучающихся в данных образовательных учреждениях препятствует добровольному включению в процесс НВП значительной части молодых людей допризывного возраста. Проблема усугубляется существующим в современном обществе негативным отношением к широкому привлечению молодых людей в военизированные образовательные учреждения, вызванным опасениями по поводу раннего отрыва ученика от семьи, его изолированности от внешнего мира и строгого казарменного быта [3].
Обращение к педагогическому опыту становления и развития системы НВП дает основание утверждать, что данные проблемы имели место и в предыдущие исторические эпохи. Так, в одном из отчетов по Александровскому кадетскому корпусу указывалось, что «... заведение, освобождая родителей от забот о воспитании детей, лишает их родительской ласки и влияния семьи, способ-
ствуя выработке сухих и грубых натур» [4].
В ходе анализа научно-теоретических источников, касающихся проблем подготовки подрастающего поколения к воинской деятельности в нашей стране и за рубежом, были определены основные этапы развития системы НВП: исторические предпосылки, зарождение, становление, развитие, совершенствование, трансформация и возрождение [5]. Каждый последующий этап отличался от предыдущего целью и методами подготовки, совокупностью социальных институтов, реализующих задачи, и достигаемыми при этом духовно-нравственными и профессиональными качествами будущих защитников Отечества. Основные характеристики развития системы НВП представлены в таблице.
Таблица
Исторические этапы развития системы подготовки молодежи к военной службе________________
№ периода Наименование этапа Основные характеристики
1 Исторические предпосылки (2,4 млн. до н.э. -800 лет до н.э.) зарождение моральных норм; коллективная традиция воинского воспитания; субъект воспитания - родовая община; появление домов молодежи
2 Зарождение (800 лет до н. э. - 480 г. н.э.) возникновение специальных военно-учебных заведений; подготовка к военной службе с детства; раннее всестороннее развитие личности; семья, религия, государство как основы воинского воспитания
3 Становление (480-1500 гг.) формирование религиозно-нравственных основ воинского воспитания; сословность воспитания; приоритетная роль воинских ценностей; появление элитных школ-интернатов с военной направленностью
4 Развитие (1500-1700 гг.) формирование системы военного образования; появление первых кадетских образовательных учреждений
5 Совершенствование (1700-1917 гг.) отделение общеобразовательного курса от военно-специального; разностороннее общее образование - фундамент профессиональной ориентации; духовно-нравственное воспитание -основа образовательного процесса
6 Т рансформация (1917-1992 гг.) эмиграция действующих военных учреждений из России; учреждение в СССР нахимовских, суворовских военных училищ, спецшкол и классов с военной направленностью; идейно-политическая направленность начального военного образования
7 Возрождение (1992 г. -по настоящее время) приоритетная роль военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи; возрождение кадетских корпусов, школ-интернатов и кадетских классов в СОШ
В результате исследования было выявлено, что проблема развития системы НВП, наряду с военно-образовательными учреждениями интернатного типа, решалась социальными институтами, открытыми социуму, в образовательном процессе которых активное участие принимали семья и общественность. Так, на этапе «исторических предпосылок» в качестве указанной выше образовательной единицы выступали дома молодежи; на этапе «зарождения» - мусические школы; на этапе «становления» - рыцарское воспитание на Западе, воспитание сипахов-тимариотов и саму-
раев на Востоке, подготовка дружинников на Руси; на этапе «развития» - классы для приходящих учеников в навигацкой, артиллерийской и инженерной школах; военные гимназии, прогимназии и классы в кадетских корпусах для приходящих - на этапе «совершенствования»; кадетские корпуса с экстернатом, сеть специализированных классов средних общеобразовательных школ с военной направленностью - на этапе «трансформации», кадетских классов в средних общеобразовательных школах в нашей стране и за рубежом - на этапе «возрождения».
Прогрессивные идеи развития и совершенствования системы НВП (гармоничное сочетание общеобразовательной и начальной военной подготовки как основы успешного профессионального обучения; приоритет нравственно-патриотического воспитания, составной частью которого является дисциплина; системность, индивидуально-дифференцированный подход в обучении; привитие подрастающему поколению самостоятельности и чувства коллективизма) прослеживаются на всех исторических этапах развития системы подготовки молодежи к воинской деятельности. Указанные идеи, отраженные в трудах Платона, Лукиана, Ксенофонта и др. (этап «зарождения»), Альберта Великого, Р. Бэкона, Авиценны и др. (этап «становления»), Я. Коменского, М. Монтеня, И. Меркуриалиса и др. (этап «развития»), К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Шарнхорста, Гнейзенау, Клаузевица и др. (этап «совершенствования»), А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. (этап «трансформации»), В.Ю. Микрюкова, В.И. Бачевского, Ю.А. Танюхина, У. Тейлора, Л. Бенга и др. (этап «возрождения») оказали существенное влияние на становление, развитие и совершенствование системы НВП.
На основании обобщения педагогического опыта развития теории и практики НВП был сделан вывод, что совершенствование методов и форм подготовки подрастающего поколения к воинской деятельности предполагает учет особенностей социально-культурного, экономического и политического развития общества на конкретном историческом этапе и одновременно сохранение исторической преемственности в развитии.
Научно-педагогические концепции подготовки молодежи к воинской деятельности рассмотренных исторических этапов успешно реализовывались в образовательных учреждениях военной направленности открытого типа (образовательные учреждения, предусматривающие проживание обучающихся в семье) и могут иметь прогрессивное значение в реформировании современной системы начальной военной подготовки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года // Российская газета. Федеральный выпуск. 2010. 12 февр.
2. ЗапесоцкийА.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
3. Lunan Beng. United Kingdom Cadet Forces: Militarizing our Youth or Delivering Strategic Effect? Joint services command and staff college defense research paper, sep 06 - jul 07. URL: www.da.mod.uk/colleges publications/drp Lu-nan.pdf. (дата обращения 10.09.2010).
4. Городовиков С.О., Кушников В.Л., Невзоров Б.М. Тульский Александровский кадетский корпус // Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» / под ред. И.Е. Арясова. Тула, 2008. Кн. 1.
5. Ланских Е.А. Пропедевтика военной службы в кадетских классах средних общеобразовательных школ: по опыту работы Военной академии связи: монография. СПб., 2012.