неорганизованного естественного воздухообмена через ограждение конструкции кузова.
3. Разработанная методика и результаты теплотехнических испытаний позволяют оценить теплозащитные качества кузова вагона с теплоизоляцией, которые характеризуются теплотехническими характеристиками и герметичностью кузова.
Список литературы
1. ОСТ 24.050.65-86 Вагоны рефрижераторные. Методика проведения теплотехнических испытаний УДК629.463.125.001.4.Группа Д59.
2. Энергетика и технология хладотранспорта: Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта / Л.Я. Левенталь, Н.Е. Лысенко, Д.И. Сучков, А. Хенаг. // Под редакций Л.Я. Левенталя. - М.: Транспорт, 1993. 228с.
3. Энергетика изотермического подвижного состава. Барташ Е.Т. - М.: Транспорт, 1976. 304с.
УДК 629.45.017
Дмитриев Д.В., к. т. н., с. н.с. (ГЭТУТ)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ДСТУ ШС 513:2004
Постановка проблемы в общем виде. Интегрирование Украины в Европейский Союз в частности диктует необходимость внесения в законодательную базу нашей страны стандартов ЕС. В сфере железнодорожного транспорта это означает принятие кодексов ШС, разработанных в прежние времена для железных дорог колеи 1435 мм. Такая работа на текущем ныне первом этапе проводится в соответствии с «Загальнодержавною программою адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейського Союзу», утвержденной Законом Украины от 18.3.2004 г. №1629-1У с изменениями по Закону Украины от 14.01.2009 г. №852-У1.
Нерешенные ранее части общей проблемы. Исторически на железных дорогах Украины действуют нормативные документы для железных дорог колеи 1520 мм, истоки которых уходят во времена
бывшего СССР. Нужно признать, что в техническом плане подходы к одним и тем же проблемам у ученых западноевропейской и советской школ несколько отличались. Это обусловило различие нормативной базы UIC и МПС СССР. В итоге на железных дорогах Украины к настоящему времени складывается система «удвоенных стандартов» в том смысле, что фактически по одному и тому же вопросу действуют два нормативных документа: один с «корнями» бывшего СССР, другой - UIC.
В частности, на Украине действует ДСТУ UIC 513:2004 [1], аналогичный UIC Code 513 OR [2]. Кроме того, на Украине введены в действие два нормативных документа сходной тематики: СОУ МПП 45.060-203:2007 [3] и СОУ МПП 45.060-204:2007 [4], которые основываются на прежних отраслевых стандартах Минтяжтранспмаш СССР: ОСТ 24.050.28-81 [5] и ОСТ 24.050.16-85 [6] соответственно.
Однако, увеличение объема программ испытаний объектов ж.-д. транспорта не единственная, и не самая большая проблема «адаптации законодательства» Украины и ЕС из-за наличия «удвоенных стандартов». Например, при практическом применении ДСТУ UIC 513:2004 автором был выявлен целый ряд разного рода неточностей, в том числе связанных и опечатками в исходном документе UIC Code 513 на английском языке.
Публикации, на которых основывается статья. Текст оригинала UIC Code 513 на английском языке можно в электронном виде взять (предварительно оплатив 115 евро и получив код доступа) в сети Интернет [2]. При решении указанной проблемы кроме стандартов, указанных в списке литературы, также проанализированы такие действующие нормативные документы: ГОСТ 12.4.012-83 ССБТ «Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах», ГОСТ 18955-73 «Акселерометры низкочастотные линейные. Термины и определения», ГОСТ 24347-80 «Вибрация. Обозначения и единицы измерения», ДСТУ 2300-93 , <^бращя. Термши та визначення», ДСТУ 4021-2001 «Вагони пасажирськ мапстральш локомотивно!' тяги. Вимоги охорони навколишнього середовища», ДСТУ 4049-2001 «Вагони пасажирськ мапстральш локомотивно!' тяги. Вимоги безпеки», ДСТУ 4493:2005 «Вагони мапстральш пасажирськ дизель- та електропо1здв. Вимоги щодо безпеки», ДСТУ ISO 10236:2005 «^бращя мехашчна. Лабораторний метод ощнювання вiбрацiï сидшня транспортного засобу. Частина 1. Основш вимоги», ISO/DIS 5348 «Mechanical fastening of accelerometers».
Цель статьи. Для обсуждения научной общественностью автор выносит свои замечания и предложения по совершенствованию текста
ДСТУ UIC 513:2004, возникшие после практического применения норм этого документа.
Опечатки в ДСТУ UIC 513:2004 (UIC Code 513). В целом, текст ДСТУ UIC 513:2004 повторяет все опечатки, имеющиеся в англоязычном оригинале, а также искаженную при переводе техническую терминологию, что создает затруднения при практическом применении этого стандарта. Ниже внимание обращено лишь на явные опечатки, среди имеющихся в тексте ДСТУ UIC 513:2004.
Формула п. 7.2.1 должна иметь следующий вид (здесь исправлен верхний индекс последнего слагаемого под квадратным корнем)
NMV = Wte95 )2 +fe5 )2 95 )2 . (1)
В п. 2.1 Приложения 2 требования к акселерометрам следует понимать так (кстати, в п. 4.1 из Дополнения 5.3 к Приложению 5 в описании параметров акселерометров допущено меньше опечаток):
«- смуга повного пропускання - вщ 0,4 Гц до 100 Гц з допуском вщхилення вщ пласко!' характеристики ±0,5 дБ;
- вщносна нелшшнють коефщента перетворення в смузi повного пропускання - не бшьше 0,3 % верхньо!' межi вимiрювань;
2 л
- коефщент поперечного перетворення - не бшьше 0,05 (м/с )/(м/с ), тобто не бшьше 5 % у вщносних одиницях;
- вплив навколишньо!' температури на:
- дрейф нульового сигнала - не бшьше 3 % верхньо!' межi вимiрювань;
- коефщент перетворення - не бшьше 0,0005 (м/с2)/оС».
П. 3.1.2 Приложения 2 должен заканчиваться ссылкой на стандарт ISO/DIS 5348.
Предложения по совершенствованию текста ДСТУ UIC 513:2004 в отношении цифрового метода оценки комфорта. В UIC Code 513 (appendix 3, figure 5) приведены передаточные функции (англ. «transfer functions») фильтров для корректировки в частотной области расчетных величин, действующих ускорений. При этом указанные функции имеют, существенно, нелинейный характер и выражены в операторной форме, удобной для создания соответствующих аналоговых фильтров. Для выполнения оценки комфорта пассажиров цифровым методом в соответствии с UIC Code 513 по названным передаточным функциям предписывается получить взвешивающие кривые (англ. «weighting curves», см. UIC Code 513, appendix 3, figure 7, 8), представляющие собой амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) корректирующих фильтров. Однако для практической оценки комфорта пассажиров цифровым
методом целесообразно иметь аналитические выражения функций АЧХ, корректирующих фильтров, которые и были получены автором в виде приведенных ниже интервальных зависимостей для диапазона частот от /mm = 0,4 Гц до fmax. Все полученные зависимости без каких-либо изменений применимы к любому из регламентированных UIC Code 513 значений верхних границ частотных диапазонов /max: 40, 80 и 100 Гц. Во всех предлагаемых ниже формулах значения констант даны без округления.
Нормированная по амплитуде АЧХ корректирующего фильтра для вертикальных ускорений (аналог взвешивающей кривой Wb-Wa из UIC Code 513):
F (f) =
0,4 • f + 0,12 для 0,4 < f < 0,6;
0,12 • f + 0,288 для 0,6 < f < 0,8;
0,08 • f + 0,32 для 0,8 < f < 1;
0,4 для 1 < f < 2;
0,2 • f для 2 < f < 5;
1 для 5 < f < 16;
16/ f для 16 < f < fmax.
(2)
То же для продольных ускорений (аналог взвешивающей кривой W^ Wa из UIC Code 513):
' f + 0,3 для 0,4 < f < 0,6;
0,3 • f + 0,72 для 0,6 < f < 0,8;
Fc (f) = J 0,2 • f + 0,8 для 0,8 < f < 1; (3)
1 для 1 < f < 8;
8/f для 8 < f < fmax.
То же для боковых ускорений (аналог взвешивающей кривой Wd-Wa из UIC Code 513):
Fd (f) =
f + 0,3 для 0,4 < f < 0,6;
0,3 • f + 0,72 для 0,6 < f < 0,8;
0,2 • f + 0,8 для 0,8 < f < 1;
1 для 1 < f < 2;
2/f для 2 < f < fmax.
(4)
Таким образом, для диапазона частот 0,4 < f < 1 Гц функции Fc (f) и Fd (f)-одинаковые. Кроме того, для указанного диапазона -
Fb (f) = 0,4 • Fc (f).
Приведенные выше функции нормированных АЧХ корректирующих фильтров совпадают с соответствующими из UIC Code 513. Вместе с тем, точное описание корректирующих функций для диапазона 0,4 < f < 1 Гц целесообразно лишь для случая, когда необходимо сопоставить результаты, полученные цифровым методом с результатами, полученными с применением аналоговых корректирующих фильтров (т.е. в соответствие с аналоговым или гибридным методами по UIC Code 513). Если же исследование по UIC Code 513 выполняется исключительно цифровым методом, а именно этот способ и получил наибольшее распространение на современном этапе в связи с широким распространением компьютерных технологий, то автор предлагает использовать следующие, еще более простые, выражения для соответствующих нормированных по амплитуде АЧХ корректирующих фильтров:
Fb\f) =
0,4 для 0,4 < f < 2;
0,2 • f для 2 < f < 5;
1 для 5 < f < 16;
16/f для 16 < f < fma
(5)
F*(f) =
1 для 0,4 < f < 8;
8/f для 8 < f < fmax,
(6)
F*(f) = ■
1 для 0,4 < f < 2; 2/f для 2 < f < fmax.
(7)
Опыт автора по применению предложенных функций показывает, что результаты исследования комфорта цифровым методом, полученные с использованием функций Fb (/), Fc (/) и Fd (/), практически не отличаются от результатов, полученных с использованием упрощенных функций F*(/), F*(/) и F*(f). При этом, если и будет в каком-либо исследовании получено различие результатов, то упрощенные функции F*(/), F*(/) и F*d( /) дадут заведомо несколько большие значения действующих ускорений для частот на узком отрезке 0,4... 1,0 Гц, т. е. никогда не ослабят требований к комфорту пассажиров.
Выводы и перспективы.
Для устранения разночтений целесообразно отредактировать текст ДСТУ UIC 513:2004, приведя его терминологическую базу в соответствие с действующими стандартами и железнодорожной терминологией колеи 1520 мм в ее отечественном варианте.
В национальном предисловии к ДСТУ UIC 513:2004 целесообразно прямо указать, что этот стандарт предназначен для оценки комфорта пассажиров таких вагонов магистральных железных дорог, в которых пассажиры штатно занимают положение «сидя» или «стоя». На железных дорогах колеи 1520 мм это преимущественно моторвагонный подвижной состав и прицепные вагоны межобластного типа, в т. ч. вагоны ускоренных поездов с общим фирменным наименованием «Столичный экспресс».
При выполнении оценки комфорта пассажиров цифровым методом по ДСТУ UIC 513:2004 рекомендуется использовать предложенные в статье упрощенные функции нормированных АЧХ корректирующих фильтров.
Список литературы
1. ДСТУ UIC 513:2004. Вагони мапстральш пасажирсью. Настанова щодо оцшювання комфорту пасаж^в залежно вщ вiбрацiï (UIC 513:1994, IDT). - Чинний з 2006.01.01. - Кшв: ДЕРЖСПОЖ1ВСТАНДАРТ УКРАШИ, 2006. - 32 с.
2. UIC Code 513 OR. Guidelines for evaluating passenger comfort in relation to vibration in railway vechicles. - 1st edition, 1.7.94. - International Union of Railways. Режим доступу: http://www.uic.asso.fr/etf/codex/codex-detail.php?codeFiche=513&langue_fiche=E
3. СОУ МПП 45.060-203:2007. Вагони пасажирсью. Вiбрацiя. Методи визначення та оцшювання. - На замшу ОСТ 24.050.28-81. - Чинний з 2008.04.01. Кшв: Мшпромпол^икиУкраши, 2007. - 21 с.
4. СОУ МПП 45.060-204:2007. Вагони пасажирсью. Плавшсть руху. Методи визначення. - На замшу ОСТ 24.050.16-85. - Чинний з 2008.04.01. Кшв: Мшпромпол^икиУкраши, 2007. - 15 с.
5. ОСТ 24.050.28-81. Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации. - Взамен ОСТ 24.050.28-74. - Введ. 01.01.83. - М.: Минтяжтранспмаш СССР, 1981. - 34 с.
6. ОСТ 24.050.16-85. Вагоны пассажирские. Методика определения плавности хода. - Взамен ОСТ 24.050.16. - Введ. 01.01.87. - М.: Минтяжтранспмаш СССР, 1985. -16 с.