Научная статья на тему 'Обобщение опыта организации и проведения практик на факультете естествознания'

Обобщение опыта организации и проведения практик на факультете естествознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ / ПРЕДКВАЛИФИКАЦИОННАЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабаян Наталья Владимировна, Едыгова Наталья Петровна

В статье обобщен многолетний опыт организации и проведения учебно-полевых, производственных, педагогических, предквалификационных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабаян Наталья Владимировна, Едыгова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обобщение опыта организации и проведения практик на факультете естествознания»

УДК 378.147.88 ББК 74.580.22 К 12

Н.В. Кабаян, Н.П. Едыгова

Обобщение опыта организации и проведения практик на факультете естествознания

Аннотация:

В статье обобщен многолетний опыт организации и проведения учебно-полевых, производственных, педагогических, предквалификационных практик.

:

, , , , , , -, .

Практика - одно из важнейших звеньев системы профессиональной подготовки будущего специалиста Она является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью. Организация и проведение практики - это целостный процесс, характеризующийся интегрированностью, взаимосвязью всех компонентов, их скоординированностью, что обеспечивает высокий уровень развития и функционирования. Обязательность организации практики - это подчинение всех ее частей, этапов, компонентов, функций основной цели - развитию индивидуальности, личности студента как будущего специалиста, совершенствованию его компетентности как интегральному показателю.

Педпрактика организуется в рамках учебного процесса и предусматривает включение всех студентов с первого по пятый курс в систематическую практическую .

Практика с IV по V курс носит предметный характер при тесном взаимодействии кабинетов методики биологии, химии, географии и психолого-педагогических кафедр.

Цель и задачи проведения практик на факультете естествознания: обеспечение практической реализации знаний будущего специалиста в соответствии с видами его

.

Факультет естествознания и предметные кафедры заключают договоры с НИИ разных ведомств о возможности проведения на их базах научно-исследовательской

,

работ и обеспечивают проведение следующих видов :

• учебных полевых и научно-исследовательских на собственной лабораторно-экспериментальной базе, в по, , -

риториях;

• ,

практик в соответствии с основными направлениями спе-

;

• производственных на базе научно-исследовательских лабораторий и подразделений факультета и дру;

, -

зациионноюбршовательный уровень их реализации.

Полевые практики - обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественно. :

- , сложившейся современной естественнонаучной концеп-

, -

, -

тельности человека от окружающей природной среды и

об антропогенном влиянии на среду;

- , студентами во время аудиторных занятий;

- -

де биоразнообразия с учетом влияния местных условий;

- -

ными процессами и явлениями;

- -

;

- ,

для ведения самостоятельной исследовательской работы с .

Учебные полевые практики на факультете организуются по следующим дисциплинам предметной подготовки: ботаника, зоология, физиология растений, сельское хозяйство, методика обучения биологии, генетика, экология, почвоведение и география почв, топография, геоло-, , . Полевые практики проводятся на базе соответствующих , , находит отражение в их содержании.

Приведём пример организации учебной практики по методике обучения биологии, которая является одним из ,

знаниями и практическими умениями будущих учителей в системе дисциплин профессионально-педагогического . -готовки студентов к работе в основной школе в условиях решения задач модернизации отечественного образования. Цель практики: освоение методик организации исследовательских работ учащихся на учебноюпытном участке, во время проведения экскурсий, экспедиций, поле;

подготовки школьников к освоению профессий, связанных с сельским хозяйством; формирование у студентов

готовности к решению задач экологического воспитания .

Будущие учителя биологии должны уметь планировать и организовать учебно-опытный пришкольный уча; , организовать фенологические наблюдения, освоить методы натуралистической и экскурсионной работы; научиться составлять коллекции и раздаточный материал, использовать итоги работы на участке для оборудования ка; .

- -, , проводится с обязательным привлечением учащихся школ, станций юннатов, эколого-биологического центра, загородных лагерей отдыха; является сезонной, что связано с сезонными школьными экскурсиями, а также полевыми работами на участках. Конкретные сроки и количество дней в сезоне определяются местными условиями и .

Виды учебной работы: изучение школьной документации по организации пришкольно - опытного участка; работа со школьниками на участках школ, станции юннатов и агробиостанции вуза; проведение фенологических , ,

, . Место проведения практики: агробиостанция вуза,

- -, .

Основные этапы организации полевой практики:

1. Подготовительный

-

;

- ;

- -

;

- назначение преподавателей, ответственных за про-

.

2. Организационный

- ;

-

направлениям: организация и структура учебноюпытного , , уголок живой природы, фенологические наблюдения, школьные экскурсии по биологии, экологический прак-, .

3. Процессуальный

3.1. Теоретическая часть: изучение и анализ положения о школьном учебноюпытном участке, школьных программ по биологическим дисциплинам и сельскохозяйст-

, -, -;

организации натуралистической, исследовательской, про, .

3.2. Самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуальных заданий и обобщению опыта учи.

3.3. Практическая часть: проведение школьных экскурсий по биологии, фенологических наблюдений; руководство натуралистической, исследовательской, проектной, природоохранительной деятельностью учащихся;

проведение практических уроков или участие в работах по уходу за объектами школьного учебноюпытного участка и уголка живой природы; изготовление наглядных пособий для кабинета биологии.

4. Контролирующий и зачётный: проведение зачётных уроков и экскурсий, выступление на итоговой конференции, отчёт студентов по результатам практики, проверка материалов выполненной самостоятельной работы.

Темы самостоятельных работ, а также материалы по результатам практики могут быть использованы для дальнейшей разработки курсовых или дипломных проектов.

Раздел программы «Школьный учебноюпытный участок» осваивается студентами в период прохождения комплексной полевой практики по методике обучения биологии и сельскому хозяйству. При сокращении в учебном плане времени на проведение полевой практики по методике обучения биологии возможно освоение разделов программы «Кабинет биологии» и «Уголок живой природы» во время педагогической практики. Приведённый пример, а также имеющаяся учебная программа практики позволяет дать оценку её содержанию.

Технологическая практика организуется в соответствии с требованиями Госстандарта по специальности 032300.00 <^имия» с дополнительной специальностью « ». -ятиях и является ознакомительной, включает экскурсии на различные промышленные предприятия. Цель практи-

- -цессами химических предприятий региона, средствами контроля качества продукции и системой экологических ,

завода безопасности для окружающей среды.

Педагогическая практика обеспечивает закрепление и применение теоретических знаний в практической деятельности, освоение профессиональных умений, выпол-« », -лификационной характеристике выпускника Основные задачи педагогической практики:

, -педагогических и специальных знаний, их применение в решении педагогических задач;

■ формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;

■ выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

■ изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в средних общеобразовательных учреждениях (школ, лицеев, гимназий) и передового педагоги;

■ последовательное включение студентов в различные виды педагогической деятельности учителя, формирование у них профессионально-методических знаний, умений и навыков по организации учебно-воспитательного процесса при изучении предмета и проведении воспитательной работы с учащимися.

Педагогическая практика осуществляется в два этапа: на четвёртом и пятом курсах, предполагает кроме учебной и воспитательной работы выполнение практикантами творческих и исследовательских заданий в рам-

ках методики изучения предметов по следующим направлениям:

- кабинет биологии, химии, географии. Учебновоспитательные задачи, решаемые на базе кабинета. Классификация и размещение средств наглядности и оборудования в кабинете. Учебно-методический комплекс кабинета;

- экспозиция кабинета биологии, химии, географии. Целенаправленность и содержание стендов, экскурсий и плакатов. Соответствие оформления кабинета эстетиче-

.

- -

ческими средствами обучения, хранение аппаратуры,

, .

- анализ содержания учебно-методического комплекса кабинетов биологии, химии, географии. Каталогизация учебного оборудования. Система дидактического материала к урокам и внеурочным занятиям.

- -ческой системы обучения (по темам квалификационных работ).

-

, .

- -

ния в данном общеобразовательном учреждении по био-, .

- место и роль лабораторного практикума, биологического и химического эксперимента в обучении химии и

.

-

, , .

- , обучении биологии, химии, географии.

- научная организация труда учителя биологии, химии и географии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традицией на факультете является организация месячника педагогической практики, в план которого включены методические семинары, установочная конферен-,

«Вести с педпрактики», посещение студентами младших курсов открытых уроков, творческий отчёт по результатам практики во время итоговой конференции.

Специальная практика организуется согласно требованиям Госстандарта по специальности «Биология» в течении четырёх недель. Цель практики - углубление знаний о биологических системах различных уровней орга-, , а также ознакомление студентов со сферой их будущей

.

практики: углубление знаний по направлениям предмет; -ниторинга и биологического контроля состояния природной среды и её отдельных компонентов; освоение методик оценки антропогенных воздействий на окружающую ; -гических систем различных уровней.

Поставленные задачи практически решаются путём конкретизации деятельности студентов в процессе её прохождения на базе кафедр ботаники и зоологии.

Предквалификационная практика в соответствии с Госстандартом по специальности «Биология» организуется в течение пяти недель в 8 семестре. Цель практики -освоение студентами научно-исследовательской, научно,

деятельности в соответствии с основными направлениями их специализации. В связи с тем, что всеми студентами, обучающимися по специальностям «Биология» осваива-

- -« », -товку и защиту квалификационной работы, одна неделя преддипломной практики отводится на овладение научными основами и методикой исследования образовательных проблем в области биологии и экологии. Основные задачи преддипломной практики соответствуют основным направлениям специализации: научно-исследовательская, прикладная лабораторная, научно-производственная, педагогическая виды деятельности; биомониторинг и биологический контроль состояния природной , ,

.

Учебно-методический комплект по всем видам практик на факультете включает Положения об организации учебных и педагогической практик; рабочие программы, методические руководства и задания для выполнения са-, . -тели факультета активно работают над созданием методических пособий по организации всех видов практик.

Примечания:

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учебн. заведений / О. А Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Абдуллина О. А Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов педагогического института / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

3. Волкова Л.В. Методические рекомендации к педагогической практике студентов В.Волкова и др. - Уфа: Изд-во БГУ, 1994.

- 28с.

4. -. -

ва высш. и средн. специального образования СССР от 13 июня 1986г. №446 / Бюллетень министерства высшего и среднего специального образования СССР, 1986, № 8.

5. Едыгова Н.П. Инструктивно-методическая памятка по организации учебной и производственной практики (в помощь руководителям практики). - Майкоп, изд-во АГУ, 2004. - 18с.

6. Коджаспирова Т.М. Педагогическая практика / Т.М. Коджаспирова, Л .В. Бортникова - М.: Изд-во Академик», 2000. - 144с.

7. Мышинская Р.П. Педагогическая практика студентов по географии в средней школе: Учебное пособие... / Р.П. Мышинская, В А. Щенев. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.

8. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов: Учебно-методическое пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, МБ. Гончар и др. - Калининград: Изд-во Кал-ГУ, 1998. - 83с.

9 .Педагогическая практика студентов университета: Учеб. пособие / Ред. Т.А.Арташкина. - Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 1992. - 92с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.