Научная статья на тему 'Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов'

Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
692
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ВЕРБАЛЬНАЯ И ВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / МЕТОДИКА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / МИНОРНЫЕ И МАЖОРНЫЕ ТОНА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНО НОМИНИРОВАННЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вашунина И. В.

В статье представлены результаты экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов. Визуальные параметры (такие как реалистичность, сложность, тривиальность, яркость и контрастность иллюстрации, геометрические формы и цветовая гамма изображенных объектов) могут влиять на восприятие вербального текста. Были выявлены гендерные отличия в восприятии информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов»

12. Schilling U. Kommunikative Basisstrategien des

Aufforderns: eine kontrastive Analyse

gesprochener Sprache im Deutschen und im Ja-panischen. Tubingen, 1999. S. 273.

13. Oguro T. Ihr Deutschen - wir Japaner. Ein Ver-gleich von Mentalitaet und Denkweise. Duessel-dorf, 1984.

Поступила в редакцию 6.G3.2QQ8 г.

Mityagina V.A. Socio-cultural triad in communication research: linguistic-culturological aspect. The article analyzes the socio-cultural approach to communication, which reveals the linguistic cultural conditionality of a social action, which is manifested in a certain constellation of the types of socio-communicative action in the communicative behaviour of ethno-society; in the intended choice of language means when executing a communicative action; in constituting role of mentality in socio-communicative action.

Key words: socio-cultural approach, communication, communicative behaviour, types of communicative actions, linguistic-culturological aspect, discourse.

ОБОБЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ

И.В. Вашунина

В статье представлены результаты экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов. Визуальные параметры (такие как реалистичность, сложность, тривиальность, яркость и контрастность иллюстрации, геометрические формы и цветовая гамма изображенных объектов) могут влиять на восприятие вербального текста. Были выявлены гендерные отличия в восприятии информации.

Ключевые слова: креолизованный текст, вербальная и визуальная составляющие, методика семантического дифференциала, факторный анализ, геометрические формы, минорные и мажорные тона, гендерные особенности восприятия информации, визуальное представление вербально номинированных качеств.

Тексты с иллюстрациями являются одной из форм человеческой коммуникации со времен возникновения письменности. Как отмечает Ю.В. Кнорозов, «сочетание изображений и текста характерно для большинства памятников древних цивилизаций как в Америке, так и в Старом свете» [1]. В настоящее время иллюстрирование текстов стало обычным явлением для многих печатных средств массовой коммуникации: рекламы, средств массовой информации, детской и учебной литературы. Текст с иллюстрацией может трактоваться как креолизованный текст, состоящий из вербальной и визуальной составляющих. Как известно, впервые термин «креолизованный» был употреблен Ю.В. Кнорозовым, затем повторен В.В. Ивановым, который под креолизацией понимал взаимодействие оптических систем (изобразительного искусства, языка жестов и мнемо-технических средств) и звукового языка [2]. В практику научных исследований этот термин введен Ю.А. Сорокиным и Е.Ф. Тарасовым. «Креолизованные тексты (КТ) - это

тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой / речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [3]. Наличие текстов с иллюстрациями, которые представляют собой один из видов креолизованных текстов, является нормой для многих изданий. Однако, несмотря на широкое распространение, КТ представляют собой недостаточно изученное явление.

Нами было проведено изучение восприятия КТ экспериментальным путем. Мы исследовали особенности восприятия КТ, созданных на базе различных вербальных и визуальных составляющих. В качестве вербальных составляющих использовались научный, художественный прозаический и художественный стихотворный тексты двух тематик («Урал» и «змея»). Каждый из этих текстов был проиллюстрирован при помощи различных изображений: графического реалистического, живописного реалистического, графического фантастического и двух живо-

писных фантастических - выполненного в тонах минорной гаммы (синий / зеленый / фиолетовый) и выполненного в тонах мажорной гаммы (красный / желтый / оранжевый). Исследование проводилось с применением методики семантического дифференциала. Испытуемые оценивали тексты по 50 шкалам, которые при анализе результатов эксперимента были структурированы в шесть факторов («Оценка содержания», «Оценка выражения», «Оценка», «Комфортность»,

«Активность» и «Сила»).

Установлено, что тексты с различными иллюстрациями по-разному оцениваются реципиентами. Разница в оценках КТ с одной и той же вербальной составляющей, но с различными визуальными составляющими объясняется воздействием определенных параметров иллюстрации. Нами были выявлены параметры изображения, которые могут влиять на оценку КТ. Это степень реалистичности, понятности и тривиальности изображения, преобладание на изображении определенных геометрических форм и характеристики цветового оформления иллюстрации. К последним относится: (не)использование цвета, яркость и контрастность цветового оформления, светлота тона, использование при иллюстрировании цветов минорной или мажорной гаммы, (не)соответствие цветовой гаммы иллюстрации содержанию вербального текста и изображения, (не)соответствие цветовой гаммы присутствующим на иллюстрации геометрическим формам.

Эти параметры по-разному влияют на оценку КТ по шкалам отдельных факторов. Реалистичность изображения является важным параметром оценки по факторам «Оценка содержания», «Оценка выражения»,

«Оценка» (у женщин), «Комфортность».

(Не)соответствие цветовой гаммы иллюстрации содержанию вербального текста и изображения часто определяет оценку по факторам «Оценка содержания», «Оценка выражения», «Оценка», «Комфортность». Основой оценки по фактору «Активность» является яркость цветового оформления, а по фактору «Сила» - контрастность изображения.

При анализе результатов эксперимента была выявлена связь мажорных тонов с положительным полюсом оценочных шкал, а минорных - с отрицательным. Нужно отметить, однако, что это всего лишь тенденция.

Значимым данный параметр является лишь для трети факторов. В исследовании выявлены особенности визуального представления шкал. Их анализ свидетельствует о том, что существует принципиальная возможность визуализации качеств обоих полюсов шкалы при использовании цветов как мажорной, так и минорной гаммы. Хотя следует отметить, что качества положительного полюса шкалы чаще тяготеют к выражению посредством цветов мажорной гаммы.

Качества отрицательного полюса шкалы во многих случаях ассоциируются у реципиентов с использованием черно-белой цветовой гаммы (т. е. с отсутствием колера и черным цветом). Использование черно-белой цветовой гаммы понижает оценку текста по всем факторам, за исключением фактора «Сила».

В результате эксперимента было установлено, что на оценку КТ влияет также содержание вербального текста. Нами введен параметр «Содержание и/или форма изображения, вызывающие неприязнь», который является значимым для шкал факторов «Оценка содержания», «Оценка выражения», «Оценка». Его действие заключается в том, что в случае неприязненного отношения реципиентов к содержанию текста (объекту или сюжету) реалистическое живописное изображение может резко понижать оценку текста. Этот факт объясняется как неосознанный отказ от восприятия неприятной информации.

Стиль вербального текста и манера исполнения иллюстрации также влияют на восприятие КТ. В самом общем виде можно сделать вывод о том, что чем больше степеней свободы понимания допускает вербальный текст, тем более допустим отход от реалистичности при его иллюстрировании. Наличие степеней свободы понимания вербального текста зависит в основном от того, какие виды информации заложены в тексте, высока ли его напряженность (много ли не-вербализованной информации). Тексты, содержащие только содержательно-фактуаль-ную информацию (например, тексты научного стиля), наиболее удачно сочетаются с реалистическими живописными иллюстрациями. Тексты с большим удельным весом не-вербализованной информации (например, стихотворные тексты) могут получать высо-

кие оценки в сочетании с наиболее нереалистичными, а иногда даже и наиболее сложными иллюстрациями. Однако с повышением степени свободы понимания вербального текста увеличивается непредсказуемость его восприятия, которая усугубляется при сочетании текста с нереалистичной иллюстрацией, также имеющей высокую степень свободы понимания. Поэтому восприятие КТ, компонентами которого являются лирическое стихотворение и нереалистичная иллюстрация, которая допускает свободу толкования (например, абстрактная), будет практически непредсказуемым.

В ходе исследования было подтверждено существование гендерных особенностей восприятия информации. Анализ результатов эксперимента показывает, что на восприятие КТ влияет половая принадлежность реципиентов. Представители разных полов могут давать отличные, вплоть до противоположных, оценки одного и того же текста. Женщины значительно выше мужчин оценивают реалистичность изображения, в то время как мужчины часто дают максимальные оценки креолизованным текстам с фантастическими иллюстрациями. Для мужчин значимым параметром может являться степень тривиальности изображения (для женщин - крайне редко). Эти факты объясняются обнаруженными психологами стремлением женщин к работе с шаблонами и тягой мужчин к новизне и оригинальности. В процессе эксперимента получены данные о цветовых предпочтениях представителей разных полов. Существенное отличие зафиксировано в восприятии цветов минорной гаммы: мужчины их предпочитают, а женщинам они «не нравятся». В отношении цветов мажорной гаммы можно говорить о противоположной тенденции, однако значительно слабее выраженной. По фактору «Оценка» отмечено наибольшее несовпадение оценок мужчин и женщин, что свидетельствует о неоднозначности в трактовке оценочных категорий. В основе оценки по фактору «Оценка» лежат те фрагменты картины мира реципиента, которые связаны с его социальным статусом, возрастом, половой, национальной, религиозной принадлежностью, образовательным цензом, личным опытом. Вероятно, следует признать сильное влияние гендерного фактора на формирование картины мира. Этот факт ос-

ложняет прогнозирование эмоциональной оценки КТ группой разнополых реципиентов. В результате эксперимента также установлено, что женщины тяготеют к более выраженной (крайней) оценке качеств как положительного, так и отрицательного полюсов шкалы. Практически это означает, что при оценке КТ женщина (по сравнению с мужчиной) скорее всего несколько завысит его как положительные, так и отрицательные характеристики, что свидетельствует о большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами.

Результаты проведенного исследования восприятия КТ свидетельствуют о возможности передачи информации невербальным путем. Нами изучались информационные возможности формальной стороны иллюстрации: цветовой гаммы, геометрических

форм, расположения элементов изображения. Поскольку любая визуальная форма имеет свое содержание, она несет определенную информацию, которая в принципе с достаточной степенью точности может быть передана вербально. Посредством передачи этой информации невербальным путем корректируется восприятие информации, получаемой читателями из вербального текста.

1. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.; Л., 1963. С. 239.

2. Иванов В.В. Язык в сопоставлении с другими средствами передачи и хранения информации // Докл. на конф. по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. М., 1961. Вып. 7. № 3. С. 10.

3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180.

Поступила в редакцию 6.02.2008 г.

Vashunina I.V. Generalization of creolized texts perception experimental research. The results of the experimental research of creolized texts perception are presented. Visual parameters (such as realism, triviality, richness and contrast of illustration, geometry and colors of painted objects) can influence the perception of the verbal text. Gender peculiarities of information perception are found.

Key words: creolized text, verbal and visual constituents, semantic differential scaling, factor analysis, geometry, minor and major tones, gender peculiarities in information perception, visual presentation of verbal nominated qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.