Научная статья на тему 'ОБНОВЛЕННЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ХЕЛКОМ ПО БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ'

ОБНОВЛЕННЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ХЕЛКОМ ПО БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ / ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ / ПДБМ / ХЕЛЬСИНСКАЯ КОМИССИЯ (ХЕЛКОМ) / ДЕНЬ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулаковская В. А.

Исследование посвящено рассмотрению обновленного Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю до 2030 года (далее - ПДБМ). Актуальность темы объясняется постоянным интересом мирового сообщества к проблеме загрязнения Балтийского моря, постановкой вопроса защиты окружающей среды как одного из основных направлений деятельности всей системы ООН, Хельсинской комиссии (далее - ХЕЛКОМ), ВАСАБ и иных международных организаций. Наглядным подтверждением этому является проведение 22 марта 2022 XXII Международного экологического Форума «День Балтийского моря» [7], основной темой которого стало рассмотрение обновленного ПДБМ и вклада Российской Федерации в его выполнение. В рамках исследования рассмотрены основные мероприятия для восстановления «здоровья» моря и достижения «хорошего экологического статуса». ПДБМ включает в себя четыре сегмента «Сохранение биоразнообразия», «Эвтрофикация», «Загрязняющие вещества и морской мусор», «Деятельность на море». В заключении статьи автором сделан вывод о том, что с момента своего первоначального принятия в 2007 году ПДБМ привел к ряду экологических улучшений. Тем не менее необходимо сделать еще больше, и полное осуществление всех мероприятий к 2030 году, как указано в обновленном ПДБМ, безусловно, приблизит нас к цели - здоровому Балтийскому морю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATED HELCOM BALTIC SEA ACTION PLAN

The study focuses on reviewing the updated HELCOM Baltic Sea Action Plan 2030 (hereinafter referred to as the BSAP). The relevance of the topic is explained by the constant interest of the world community in the problem of pollution of the Baltic Sea, the raising of the issue of environmental protection as one of the main activities of the entire UN system, the Helsinki Commission (hereinafter referred to as HELCOM), WASAB and other international organizations. A clear confirmation of this is the holding on March 22, 2022 of the XXII International Environmental Forum "Baltic Sea” 7 , the main topic of which was the review of the updated BSAP and the contribution of the Russian Federation to its implementation. The study considered the main measures to restore the "health" of the sea and achieving “good ecological status”. The BSAP includes four segments "Biodiversity Conservation", "Eutrophication", "Pollutants and Marine Debris", "Marine Activities". The article concludes with the conclusion that since its initial adoption in 2007, the BSAP has led to a number of environmental improvements. However, more needs to be done and the full implementation of all activities by 2030, as indicated in the updated BSAP will certainly bring us closer to the goal of a healthy Baltic Sea.

Текст научной работы на тему «ОБНОВЛЕННЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ХЕЛКОМ ПО БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ»

Обновленный План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю

Кулаковская Валентина Андреевна

аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ivanenko.valy@mail.ru

Исследование посвящено рассмотрению обновленного Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю до 2030 года (далее -ПДБМ). Актуальность темы объясняется постоянным интересом мирового сообщества к проблеме загрязнения Балтийского моря, постановкой вопроса защиты окружающей среды как одного из основных направлений деятельности всей системы ООН, Хельсинской комиссии (далее — ХЕЛКОМ), ВАСАБ и иных международных организаций. Наглядным подтверждением этому является проведение 22 марта 2022 XXII Международного экологического Форума «День Балтийского моря» [7], основной темой которого стало рассмотрение обновленного ПДБМ и вклада Российской Федерации в его выполнение. В рамках исследования рассмотрены основные мероприятия для восстановления «здоровья» моря и достижения «хорошего экологического статуса». ПДБМ включает в себя четыре сегмента «Сохранение биоразнообразия», «Эвтрофикация», «Загрязняющие вещества и морской мусор», «Деятельность на море». В заключении статьи автором сделан вывод о том, что с момента своего первоначального принятия в 2007 году ПДБМ привел к ряду экологических улучшений. Тем не менее необходимо сделать еще больше, и полное осуществление всех мероприятий к 2030 году, как указано в обновленном ПДБМ, безусловно, приблизит нас к цели - здоровому Балтийскому морю. Ключевые слова: Балтийское море, План действий по Балтийскому морю, ПДБМ, Хельсинская комиссия (ХЕЛКОМ), День Балтийского моря

В Балтийском регионе сложилась достаточно давняя традиция международного сотрудничества в борьбе с загрязнением Балтийского моря. В 1992 году девятью странами, имеющими непосредственный выход к морю, была создана Хельсинская комиссия, призванная координировать усилия в борьбе за сохранение экосистемы моря [4]. Одним из ключевых инструментов, имеющихся в распоряжении стран для восстановления «здоровья» моря и достижения «хорошего экологического статуса» был признан ПДБМ.

Первоначально принятый странами Балтийского моря совместно с Европейским союзом в 2007 году и обновленный в 2021 году, ПДБМ содержит около двухсот мер (199) и мероприятий для достижения благоприятного состояния морской среды [8]. ПДБМ включает четыре сегмента:

- Сохранение биоразнообразия;

- Эвтрофикация;

- Загрязняющие вещества и морской мусор;

- Деятельность на море.

В ПДБМ также рассматриваются «Горизонтальные темы», которые оказывают воздействие на реализацию всех элементов ПДБМ в целом. Темы обновленного ПДБМ, которые были определены как горизонтальные: изменение климата, мониторинг, морское пространственное планирование, экономический и социальный анализ, обмен знаниями, повышение осведомленности, горячие точки и финансирование.

Большая часть мероприятий посвящена «Деятельности на море» - 68 мероприятий, «Эвтрофикация» содержит 36 мероприятий, «Биоразнообразие» - 35, «Опасные вещества и мусор» - 32, «Горизонтальные темы» - 28.

В настоящей работе рассмотрены основные из вышеуказанных мероприятий с целью изучения ключевых направлений деятельности всей системы ХЕЛКОМ в рамках обновленного ПДБМ.

Сохранение биоразнообразия

В части биоразнообразия, с целью создания «здоровой и устойчивой экосистемы Балтийского моря», ПДБМ направлен на сохранение видов (флоры и фауны) и мест их обитания, обеспечению их благоприятного состояния, а также отсутствие негативного воздействия со стороны деятельности человека.

Основные мероприятия, направленные на реализацию целей и задач в части «Сохранение биоразнообразия», включают в себя меры по сохранению пространства (В1-В7); сохранение видов морских птиц, рыбы, тюленей, видов, занесенных в Красную книгу (В8-В24); сохранение местообитаний и биотопов (В25-В30); обеспечение экосистемного управления (В31-В35) (Таблица 1).

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

Таблица 1

Основные мероприятия в области «Сохранение биоразнообразия»

Код Мероприятие Ссылка на мероприятия в других сегментах

Тема: Меры по сохранению пространства

Б1-Б2 К 2030 году создать сеть Морских охраняемых районов ХЕЛКОМ (далее - Сеть). НТ13, НТ14

Б3-Б5 К 2030 году усилить управление Сетью. S42, S47, S54, S57, S64

В6-В7 Устойчивость Сети должна периодически оцениваться (не реже одного раза в десять лет). Ближайшая оценка должна быть проведена к 2025 году. К 2027 результаты оценки должны быть использованы для принятия мер по обеспечению сохранения биоразнообразия, для определения потребностей в расширении Сети.

Тема: Сохранение видов морских птиц, рыбы, тюленей, видов, занесенных в Красную книгу

В8-В10 К 2022 году уточнить пробелы в знаниях обо всех угрозах для популяции морских свиней в основной части Балтийского моря, к 2023 году - для популяции морских свиней в западной части моря, включая информацию о районах с высоким риском улова, подводным шумом, загрязняющими веществами. S43, S44, S45, S46, S47, S48

В11-В14 Актуализировать обновленную карту чувствительности птиц к таким угрозам, как ветроэнергетические установки, волновые энергетические установки, судоходство и рыболовство. К 2022 году завершить составление карт маршрутов миграции, стоянки, районов линьки и размножения. НТ13, НТ14

В15-В18 К 2027 году разработать и внедрить меры управления, направленные на сохранение и повышение численности прибрежных видов рыб, включая мигрирующие виды. S53

В19-В21 К 2023 году завершить и реализовать национальные/местные планы по сохранению/ управлению серыми тюленями, кольчатой нерпы. К 2025 году обеспечить охрану кольчатой Нерпы в Финском заливе.

В22-В24 К 2024 году актуализировать оценки Красной книги ХЕЛКОМ.

Тема: Сохранение местообитаний и биотопов

В25-В27 К 2025 году разработать и к 2026 году начать реализацию ПДБМ по восстановлению среды обитания и биотопов. S52

В28-В30 К 2025 года разработать, а к 2027 году внедрить и обеспечить соблюдение экологически значимых планов, ограничивающих прямое и косвенное давление, оказываемое деятельностью человека на находящиеся под угрозой исчезновения биотопы и места их обитания.

Темы: Обеспечение экосистемного управления

В31-В32 К 2022 году определить потребности в данных для оценки пространственного давления и воздействия деятельности человека, к 2024 году внедрить новейшие методы картирования.

В33-В35 К 2024 году разработать дорожную карту для устранения пробелов, чтобы обеспечить целостную оценку всех компонентов экосистемы. К 2026 году разработать основные показатели и пороговые значения для оценки состояния продовольственных сетей. S40, S 48

нается интенсивным рост водорослей, вызывающий истощение запасов кислорода в нашем море, что приводит к гибели морской флоры и фауны. Чистая вода, естественный уровень цветения водорослей и естественный уровень кислорода - вот что стремится достичь ПДБМ в рамках своей цели «Балтийское море, не затронутое эвтрофикацией».

В целях достижения приемлемого экологического состояния моря установлен максимальный уровень ежегодно допустимых поступлений азота (792 209 тонн) и фосфора (21 716 тонн) в Балтийское море и в суббассейны Балтийского моря (Таблица 2).

Таблица 2

Максимально допустимые поступления азота и фосфора в

Суббассейн Балтийского моря Максимально допустимые поступления

Азот (т/год) Фосфор (т/год)

Каттегат 74 000 1 687

Датский пролив 65 998 1 601

Основная часть 325 000 7 360

Балтийского моря

Ботническое море 79 372 2 773

Ботнический залив 57 622 2 675

Рижский залив 88 417 2 020

Финский залив 101 800 3 600

Балтийское море 792 209 21 716

Источник: составлено автором на основе [8]

Основные мероприятия, направленные на реализацию целей и задач в части «Эвтрофикация», представлены в Таблице 3 и включают в себя контроль за выполнением целевых показателей по поступлению питательных веществ в Балтийское море (Е1-Е4); сельское хозяйство (Е5-Е19); выбросы атмосферного азота (Е20-Е22); сектор сточных вод (Е23-Е29); рециркуляцию питательных веществ (Е30-Е36).

Таблица 3

3

<

т о х

X

Источник: составлено автором на основе [8] Эвтрофикация

Эвтрофикация является основной угрозой для экосистемы Балтийского моря. Этот процесс обусловлен избыточными концентрациями питательных веществ -биогенов, поступающих из таких источников, как сельское хозяйство или сточные воды [5]. В результате начи-

Код Мероприятие Ссылка на мероприятия в других сегментах

Тема: Контроль за выполнением целевых показателей по поступлению питательных веществ

Е1-Е4 К 2023 году предоставить ХЕЛКОМ подробный отчет о запланированных и реализованных мерах, включая оценку их эффективности Следить за выполнением региональных и национальных целевых показателей по поступлению питательных веществ НТ26

Тема: Сельское хозяйство

Е5-Е19 Сбалансировать нормы внесения удобрений и продвигать методы точного внесения удобрений, для улучшения использования питательных веществ и снижения их потерь. Улучшить обмен знаниями путем налаживания диалога между фермерами, органами власти и лицами, принимающими решения. К 2024 году рассмотреть возможности налогообложения минеральных удобрений, избытка азота, платежей за агроэкологические мероприятия.

Тема: Выбросы атмосферного азота

Е20-Е22 К 2023 году пересмотреть Рекомендацию ХЕЛКОМ 24/3 о «Меры, направленные на сокращение выбросов и сбросы в сельском хозяйстве», обеспечив снижение выбросов аммиака в сельском хозяйстве. Продолжить работу по сокращению осаждения атмосферного азота в водах Балтийского моря.

Укрепить сотрудничество ХЕЛКОМ с Конвенцией Европейской экономической комиссией ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» [1] с целью содействия включения защиты экосистемы Балтийского моря в качестве дополнительного критерия в процесс пересмотра целевых показателей выбросов азота в Гетеборгском протоколе [14].

Тема: Сектор сточных вод

Е23-Е29 К 2027 году усилить Рекомендацию ХЕЛКОМ 28Е/5 «Очистка городских сточных вод» [3]. Способствовать обмену информацией о наилучших доступных технологиях очистки сточных вод через взаимодействие с существующими региональными цифровыми платформами. К 2030 году реализовать меры по сокращению, по возможности, устранению содержания фосфора для промышленного и институционального применения (применение в учреждениях моющих средств для стирки, мытья посуды).

Тема: Рециркуляция питательных веществ

Е30-Е36 Создать правовые и институциональные инструменты для внедрения ежегодного планирования внесения удобрений на уровне полей и сбалансирования питательных веществ по азоту и фосфору, в целях сокращения биогенов на сельскохозяйственных угодьях. Увеличить использование переработанных питательных веществ в сельском хозяйстве с использованием наилучших технологий. Расширять сотрудничество и обмениваться опытом между участниками и отраслями.

Код Мероприятие Ссылка на мероприятия в других сегментах

Тема: Опасные загрязняющие вещества

3 - К 2023 году предоставить в ХЕЛКОМ доклад с подробным описанием запланированных и реализованных мероприятий по уменьшению выбросов опасных веществ в окружающую среду. Усилить и обновить рекомендации ХЕЛКОМ по промышленным выбросам опасных веществ. К 2025 году реализовать образовательные и информационные кампании для повышения осведомленности общества об ответственном обращении с опасными веществами в бытовой химии и способах нивелирования их выброса в окружающую среду.

Тема: Исторические загрязнители

HL14-HL21 Стимулировать применение альтернативных видов металла в рыболовных снастях и огнестрельных пулях в целях сведения к минимуму использование свинца. Активизировать осуществление Минаматской конвенции о ртути странами-участницами и поощрять ее ратификацию странами ХЕЛКОМ, которые не являются ее членами [2].

К 2028 году осуществить меры по минимизации выбросов ртутит в энергетической отрасли.

Тема: Загрязняющие вещества, вызывающие особый интерес

HL22-HL30 К 2025 году актуализировать базу данных о наличии фармацевтических веществ в окружающей среде региона Балтийского моря, степени их влияния и обеспечить открытость данной информации. К 2026 году усилить сбор неиспользованных лекарственных средств у населения в регионе Балтийского моря. Совместно с учреждениями здравоохранения повышать знания потребителей о лекарственных препаратах, содержащих вредные вещества для окружающей среды. S8, S9, S10

Тема: Морской мусор

HL31-HL32 К 2025 году улучшить доказательную базу о воздействии морского мусора на регион Балтийского моря, в целях разработки и согласования новых мер. К 2022 году согласовать основные индикаторы и методы мониторинга для оценки количества, состава и источников морского мусора.

Источник: составлено автором на основе [8]

Загрязняющие вещества и морской мусор

Для цели «Балтийское море без опасных веществ и мусора», ПДБМ направлен на снижение концентрации опасных веществ и количества морского мусора, чтобы загрязнение не нарушало биоразнообразие морской экосистемы. Все морепродукты должны быть безопасны для употребления в пищу, а мусор не должен причинять никакого вреда морской флоре и фауне [16].

Для решения поставленных задач будут проведены мероприятия, касающиеся опасных загрязняющих веществ (HL1-HL13); исторических загрязнителей (HL14-HL21); загрязняющих веществ, вызывающих особый интерес ^22^30); морского мусора ^31--02) (Таблица 4).

Таблица 4

Основные мероприятия в области «Загрязняющие веще-

Источник: составлено автором на основе [8]

Деятельность на море

Деятельность человека на море, такая как судоходство, рыболовство и строительство, оказывает влияние на Балтийское море и его биоразнообразие. Цель ПДБМ «экологически устойчивая деятельность на море» направлена на обеспечение минимального ущерба экосистеме. Судоходство должно быть максимально безопасным и чистым, а подводный шум и чужеродные виды должны быть под контролем.

Достижение вышеуказанной цели возможно путем реализации следующих мероприятий (Таблица 5): морская деятельность ^1- S29); реагирование в чрезвычайных ситуация ^30- S38); управление рыболовством ^39^54); подводный шум ^55^63); потеря и нарушение морского дна ^64^68).

Таблица 5

Код Мероприятие Ссылка на мероприятия в других сегментах

Тема: Морская деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S1 Обновить ПДБМ в части защиты окружающей среды от морских платформ, чтобы к 2026 году реализовать принцип «нулевого сброса» в отношении всех химических веществ и веществ, используемых и возникающих при эксплуатации морских платформ.

S2- S6 К 2027 году в целях увеличения безопасности судоходства продолжить работу в Региональной автоматической информационной системе ХЕЛКОМ (AIS), а также в Системе обмена данными в диапазоне ОВЧ (VDES). Продолжить сотрудничество с Международной морской организацией [6] в рамках Морской группы ХЕЛКОМ; с Европейским агентством по безопасности на море [13] в части сбора и анализа данных, необходимых для осуществления безопасного судоходства (например, информация Европейской информационной платформы о морских происшествиях - EMCIP [12]).

S7-S12 К 2024 году разработать систему раннего обнаружения в случае переноса инвазивных видов в порты. Содействовать разработке и использованию эффективных, экологически устойчивых методов борьбы с биообрастанием. HL 30

S13 Продвигать экологически безопасное прогулочное судоходство и применение передовых экологических практик.

S14-S29 Исследовать и оценить влияние на Балтийское море, оценив:

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

3

<

m о x

X

- возможные способы грузовых судов доставлять сточные воды в портовые приемные сооружения;

- объем и негативного воздействия хозяйственных стоков;

- объем и воздействие сбросов в Балтийское море остатков вредных веществ, сконцентрированных в водах для мыться грузовых танков. Разработать Дорожную карту:

- «Минимизация выбросов пищевых отходов в Балтийское море» к 2024 году;

- «Сокращение поступления загрязняющих веществ из сточных вод системы очистки выхлопных газов» к 2025 году;

- «Усиление внедрения и контроля за выбросами NOx в Балтийском море» к 2023 году. Расширить использование альтернативных видов топлива и источников энергии в судоходстве, а также в прогулочном водном транспорте.

S30-S38

Тема: Реагирование в чрезвычайных ситуациях

Развитие служб реагирования в чрезвычайных ситуациях на примере SeaTrackWeb [17]. Включение в него потока информации в реальном времени в целях прогнозирования траектории разливов нефти.

Рассмотреть вопрос подготовки SeaTrackWeb к интеграции со службой спутникового обнаружения CleanSeaNet [13].

К 2025 году разработать наилучший экологический метод для комплексной оценки риска боеприпасов, затонувших кораблей и опасных подводных объектов._

S39-S42

S43-S49

С целью достижения к 2023 году хорошего состояния окружающей среды продолжить сотрудничество межу Рыболовным форумом Балтийского моря (BALTFISH) [9] и соответствующими рабочими группами ХЕЛКОМ.

S50-S54

Сократить отрицательное воздействие рыболовной деятельности на экосистему Балтийского моря

Тема: Управление рыболовством

Совместно с компетентными органами разработать мероприятия по защите лосося в Балтийском море.

К 2026 году разработать и реализовать конкретные мероприятия по восстановлению прибрежных рыбных сообществ, создать запретные для вылова районы и правила вылова. Обмениваться информацией между договаривающимися сторонами ХЕЛКОМ, BALTFISH и BSAC (Балтийский региональный совещательный орган по рыболовству) [10].

В35, В3, В5, В8

В8, В3, В5

В16, В27, В15, В3, В5

S55-S63

Тема: Подводный шум

К 2025 году определить мероприятия по минимизации воздействия непрерывного подводного шума в Балтийском море. Разработать единый стандарт для подводного шума двигателей, эхолотов и рыболокаторов. К 2023 году разработать и использовать минимальные значения и методы оценки негативного воздействия импульсного шума и фона на морскую флору и фауну, вести регулярный мониторинг импульсного шума и фона.

В3

S64-S68

Тема: Потеря и нарушение морского дна

К 2026 году внедрить общий подход для решения и, по возможности, сведения к минимуму потерь и нарушений среды обитания на морском дне, вызванных деятельностью человека. К 2024 году разработать картографический сервис утраченных и нарушенных местообитаний в рамках «Сервис карт и данных» ХЕЛКОМ

[151:_

В3

Источник: составлено автором на основе [8] Заключение

С момента своего первоначального принятия в 2007 году ПДБМ привел к ряду экологических улучшений. Необходимо сделать еще больше, и полное осуществ-

ление всех мероприятий к 2030 году, как указано в обновленном ПДБМ, безусловно, приблизит нас к цели -здоровому Балтийскому морю.

Принимая во внимание ценность работы, проделанной странами-участницами по обновлению ПДБМ, где Российская Федерация принимала активное участие и внесла ряд предложений (сотрудниками института «Ермак Северо-Запад» разработана «дорожная карта» мер по развитию морского пространственного планирования), актуальным остается вопрос создания и практической реализации национальных программ по выполнению ПДБМ.

Балтика - это система жизнеобеспечения. Если она процветает, то и мы тоже.

Литература

1. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13.11.1979 // Официальный сайт ООН - [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tr ansboundary.shtml (дата обращения: 20.03.2022)

2. Минаматская конвенция о ртути от 10.10.2013 -[Электронный ресурс]. URL: https://www.mercuryconvention.org/sites/default/files/2021-06/Minamata-Convention-booklet-rus-full.pdf (дата обращения: 15.03.2022)

3. Рекомендация ХЕЛКОМ от 15.11.2007 № 28Е/5 «Очистка городских сточных вод» - [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/120006833 (дата обращения: 10.03.2022)

4. Кулаковская В.А., Санин А.Ю. К вопросу об экономических последствиях конфликтов природопользования в прибрежной зоне Балтийского моря // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2022. № 90. С. 126-142.

5. Митина Н.Н., Коротаев С.С. Анализ значений антропогенной нагрузки на акваторию Балтийского моря // Государственное управление: Российская Федерация в современном мире. Материалы 13-й Международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (28-30 мая 2015 г.). М.: Университетская книга Москва, 2016. С. 51-58.

6. Международная морская организация (ИМО) -[Электронный ресурс] URL: https://mintrans.gov.ru/activities/69/78 (дата обращения: 08.03.2022)

7. Официальный сайт ХЕЛКОМ в России. XXII Международный экологический Форум «День Балтийского моря» - [Электронный ресурс]. URL: http://www.helcom.ru/baltic_sea_day/BSD_2022 (дата обращения: 26.03.2022)

8. Baltic Sea Action Plan (update 2021) - [Электронный ресурс]. URL: https://helcom.fi/media/publications/BSAP-full-publication-v21-220405.pdf (дата обращения: 22.03.2022)

9. Baltfish Forum - HELCoM - [Электронный ресурс]. URL: https://helcom.fi/action-areas/fisheries/management/baltfish-forum/ (дата обращения: 22.02.2022)

10. BSAC - Baltic Sea Advisory Council - [Электронный ресурс]. URL: www.bsac.dk (дата обращения: 25.02.2022)

11. CleanSeaNet Service - [Электронный ресурс]. URL: https://stw.smhi.se (дата обращения: 26.02.2022)

12. EMCIP - [Электронный ресурс]. URL: https://portal.emsa.europa.eu/web/emcip (дата обращения: 27.02.2022)

13. EMSA - European Maritime Safety Agency - [Электронный ресурс]. URL: www.emsa.europa.eu (дата обращения: 28.02.2022)

14. Gothenburg Protocol - [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/gothenburg-protocol (дата обращения: 25.02.2022)

15. Helcom Map and Data service - [Электронный ресурс]. URL: https://maps.helcom.fi/website/mapservice/ (дата обращения: 25.02.2022)

16. Marine Litter Action Plan - [Электронный ресурс]. URL: https://helcom.fi/wp-content/uploads/2021/10/HELC0M-Recommendation-42-43-3^идата обращения: 12.02.2022)

17. Seatrack Web - [Электронный ресурс]. URL: https://stw.smhi.se (дата обращения: 25.02.2022)

Updated HELCOM Baltic Sea Action Plan Kulakovskaya V.A.

Moscow State University named after M.V. Lomonosov

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The study focuses on reviewing the updated HELCOM Baltic Sea Action Plan 2030 (hereinafter referred to as the BSAP). The relevance of the topic is explained by the constant interest of the world community in the problem of pollution of the Baltic Sea, the raising of the issue of environmental protection as one of the main activities of the entire UN system, the Helsinki Commission (hereinafter referred to as HELCOM), WASAB and other international organizations. A clear confirmation of this is the holding on March 22, 2022 of the XXII International Environmental Forum "Baltic

Sea" D7D, the main topic of which was the review of the updated BSAP and the contribution of the Russian Federation to its implementation. The

study considered the main measures to restore the "health" of the sea and achieving "good ecological status". The BSAP includes four segments "Biodiversity Conservation", "Eutrophication", "Pollutants and Marine Debris", "Marine Activities". The article concludes with the conclusion that since its initial adoption in 2007, the BSAP has led to a number of environmental improvements. However, more needs to be done and the full implementation of all activities by 2030, as indicated

in the updated BSAP will certainly bring us closer to the goal of a healthy Baltic Sea.

Keywords: Baltic Sea, Baltic Sea Action Plan, BSAP, Helsinki Commission (HELCOM), Baltic Sea Day

References

1. Convention on Long-range Transboundary Air Pollution dated 13.11.1979// UN official website - [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/transboundary .shtml (date accessed: 20.03.2022)

2. Minamata Convention on Mercury dated 10.10.2013 - [Electronic resource]. URL: https://www.mercuryconvention.org/sites/default/files/2021-06/Minamata-Convention-booklet-rus-full.pdf (date accessed:15.03.2022)

3. HELCOM Recommendation № 28E/5 dated 15.11.2007 «Urban wastewater treatment» - [Electronic resource] URL: https://docs.cntd.ru/document/120006833 (date accessed: 10.03.2022)

4. Kulakovskaya V.A., Sanin A.Yu. To the question of the economic consequences of environmental conflicts in the coastal zone of the Baltic Sea // State Administration. Electronic Bulletin (Electronic Journal). 2022. № 90. P. 126-142.

5. Mitina N.N., Korotaev S.S. Analysis of the values of anthropogenic load on the Baltic Sea // Public administration: Russian Federation in the modern world. Proceedings of the 13th International Conference of the Faculty of Public Administration of Lomonosov Moscow State University (May 28-30, 2015). Moscow: Universitetskaya kniga Moscow, 2016. P. 51-58.

6. International Maritime Organization (IMO) - [Electronic resource] URL: https://mintrans.gov.ru/activities/69/78 (date accessed: 08.03.2022)

7. Official website of HELCOM in Russia. XXII International Ecological Forum «Baltic Sea Day» - [Electronic resource]. URL: http://www.helcom.ru/baltic_sea_day/BSD_2022 (date accessed: 26.03.2022)

8. Baltic Sea Action Plan (update 2021) - [Electronic resource]. URL: https://helcom.fi/media/publications/BSAP-full-publication-v21-220405.pdf (date accessed: 22.03.2022)

9. Baltfish Forum - HELCOM - [Electronic resource]. URL: https://helcom.fi/action-areas/fisheries/management/baltfish-forum/ (date accessed: 22.02.2022)

10. BSAC - Baltic Sea Advisory Council - [Electronic resource]. URL: www.bsac.dk (date accessed: 25.02.2022)

11. CleanSeaNet Service - [Electronic resource]. URL: https://stw.smhi.se (date accessed: 26.02.2022)

12. EMCIP - [Electronic resource]. URL: https://portal.emsa.europa.eu/web/emcip (date accessed: 27.02.2022)

13. EMSA - European Maritime Safety Agency - [Electronic resource]. URL: www.emsa.europa.eu (date accessed: 28.02.2022)

14. Gothenburg Protocol - [Electronic resource]. URL: https://unece.org/gothenburg-protocol (date accessed: 25.02.2022)

15. Helcom Map and Data service - [Electronic resource]. URL: https://maps.helcom.fi/website/mapservice/ (date accessed: 25.02.2022)

16. Marine Litter Action Plan - [Electronic resource]. URL: https://helcom.fi/wp-content/uploads/2021/10/HELCOM-Recommendation-42-43-3.pdf (date accessed: 12.02.2022)

17. Seatrack Web - [Electronic resource]. URL: https://stw.smhi.se (date accessed: 25.02.2022)

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.