Научная статья на тему 'Обновленные правила работы с персональными данными в деятельности госслужащих'

Обновленные правила работы с персональными данными в деятельности госслужащих Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персональные данные / получение услуг / оператор / согласие / personal data / receiving services / operator / consent

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Петрова Е.В., Акопян Д.А.

в работе отражены новшества в обработке и защите персональных данных в деятельности государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updated rules for working with personal data in the activities of civil employees

the work reflects innovations in the processing and protection of personal data in the activities of state civil servants.

Текст научной работы на тему «Обновленные правила работы с персональными данными в деятельности госслужащих»

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2023, №4, часть 2 ISSN 2078-9661

УДК 338.2

Петрова Е.В., Акопян Д.А.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара

Обновленные правила работы с персональными данными в

деятельности госслужащих

Аннотация: в работе отражены новшества в обработке и защите персональных

данных в деятельности государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: персональные данные, получение услуг, оператор, согласие.

Petrova E. V., Akopyan D.A. Updated rules for working with personal data in the activities of

civil employees

Annotation: the work reflects innovations in the processing and protection of personal

data in the activities of state civil servants.

Key words: personal data, receiving services, operator, consent.

Обязанность получения персональных сведений о лице возникает как при его трудоустройстве, так и при его участии в договорных отношениях в качестве потребителя, например, при получении услуг, оказываемых казенным учреждением.

С 1 сентября 2022года по общему правилу исполнитель не вправе отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора из-за отказа потребителя предоставить персональные данные (ч. 4 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей») [1]. Данное правило введено Федеральным законом от 01.05.2022 № 135 и действует с 01.09.2022 года. При этом персональные данные нужны для исполнения договора и представить их требуется законом. За нарушение запрета ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ установлен административный штраф: для должностных лиц - от 5000р. до 10000р., для организаций - от 30000р. до 50000р.

Порядок обработки и защиты персональных данных физических лиц регламентирован Федеральным законом от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных», положения которого также изменены Федеральным законом от 14.07.2022 № 266 для операторов персональных данных установлены новые обязанности и запреты при получении, обработке и защите персональных данных, а также расширены права субъектов этих данных. [2]. Согласно ч.3 ст.6 Закона № 152-ФЗ оператор вправе поручить работу с персональными данными другому лицу с согласия лица - обладателя данных, если иное не установлено законом, на основании договора, заключаемого с этим лицом, в том числе государственного контракта. Теперь уточнено, что в поручении на передачу полномочий по обработке данных оператор должен отразить

перечень данных, обязанности по использованию для записи и хранения персональных данных базы данных на территории РФ, меры которые должен предпринять обработчик для выполнения требований закона, обязанность по уведомлению о случаях компрометации обрабатываемых данных. [3].

Под категорию персональных данных попадает любая персонализированная информация, позволяющая однозначно определить, о каком именно лице идёт речь. Формально понятие «персональные данные» является оценочным, поскольку конкретного перечня сведений, относимых к таким данным, так как в Законе №152- ФЗ не содержится.

Это обстоятельство позволяет учреждению - оператору самостоятельно определить, какие именно сведения о работнике будут считаться персональными данными. Как правило, это те сведения, которые работник изначально сообщает сам о себе при приёме на работу в учреждение и которые впоследствии работодатель использует при оформлении кадровой документации, при передаче в Социальный Фонд России для назначения и выплаты пособий по социальному страхованию, подготовке отчетов, направляемых в надзорные инстанции (ИФНС, СФР).

Аналогичный подход должен применяться при определении перечня сведений, относимых к персональным данным потребителя услуг, оказываемых учреждением.

В целях защиты персональных данных работников учреждение должно обеспечить их безопасное хранение и использование. Порядок их хранения и использования каждый работодатель должен установить самостоятельно, исходя из требований Закона № 152-ФЗ. По сути, учреждение должно утвердить локальный акт - Положение о работе с персональными данными, определить лиц, ответственных за работу с ними, назначить сотрудников, у которых будет доступ к персональным данным, и взять с них обязательство о неразглашении (п.2 ч.1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ). Данное положение утверждается на основании соответствующего приказа руководителя учреждения. В свою очередь работники должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими этот порядок, а также права и обязанности в данной области согласно ст.86 ТК РФ ч.8.

В Положении о персональных данных учреждение должно определить категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории их владельцев, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения сведений при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований. Этот перечень необходимо ввести для каждой цели обработки персональных данных. Вместе с тем включение в названном положении оснований, ограничивающих права субъектов персональных данных, а также возложение на операторов

полномочий и обязанностей запрещается, так как не предусмотрено законом. Перечисленные требования к содержанию локального акта установлены новой редакцией статье 18 частью 1 пунктом 2 Закона № 152 - ФЗ, действующей с 1 сентября 2022 года.

Положение содержит персональные данные работников, которые учреждение будет представлять в различные государственные структуры (налоговую и трудовую инспекции и др.). Также в положении должна быть отражена информация о должностных лицах, наделенных полномочиях по обработке, хранению и использованию персональных данных и, соответственно, несущих ответственность за нарушение требований законодательства, что следует из статьи 18 пункта 1 Закона 152 - ФЗ.

Таким образом, в положении учреждение должно прописать все требования установленные законом в части получения, обработки, хранения, комбинирования, передачи и любого другого, законного, использования персональных данных работников, а также гарантии по их защите.

Соответственно, при необходимости учреждение должно внести в локальный акт необходимые поправки, отвечающие новым требованиям к его содержанию.

По общему правилу учреждению нужно получить согласие субъекта персональных данных для дальнейшей обработки. Как сказано в статье 9 части 1 Закона № 152 - ФЗ, согласие может быть дано сотрудником (или его представителем) в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено Законом № 152 - ФЗ. Беспроигрышный для оператора вариант - письменное согласие субъекта. А поскольку законодательно бланк подобного согласия не утвержден, составить его можно в произвольной форме. Перечень сведений, которые должные быть отражены в согласии на обработку персональных данных, приведён в статье 9 части 4.

Субъект персональных данных может отказаться дать согласие на работу с этими сведениями. В таком случае оператор обязан разъяснить ему последствия не только отказа предоставить сведения, но и отказа дать согласие на их обработку, если по закону получение оператором разрешения на работу с информацией о лице является обязательным, внесенного статьей 18 частью 2 Закона № 152 - ФЗ.

Как и прежде, субъект персональных данных может отозвать согласие на их обработку. В таком случае оператор вправе продолжить обработку данных без согласия субъекта, например, при заключении или исполнении договора (стороной или выгодоприобретателем который является субъект), если его обработка возможна без такого согласия (п.5 ч.1 ст.6, п.2 ст.9 Закона № 152 - ФЗ).

2023, №4, часть 2

«Гуманитарный научный журнал»

Электронный научный журнал

ISSN 2078-9661

Обратим внимание - в п.5 ч.1 ст.6 Закона № 152 - ФЗ уточнено, что в подобном договоре не должно содержаться положений, ограничивающих права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающих случаи обработки персональных данных несовершеннолетних (если иное не предусмотрено законодательством РФ), а также положений, допускающих в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных.

Соответственно, при наличии таких положений в договоре для работы с персональными данными субъекта, заключившего такой договор, оператору необходимо его согласие на обработку данных.

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" [Электронный ресурс] // URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (режим доступа 01.12.2023)

2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" [Электронный ресурс] // URL http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140080 (режим доступа 02.12.2023)

3. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (режим доступа 04.12.2023)

Информация об авторах:

Петрова Е. В. - магистрант ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара

Акопян Д.А. - к.э.н., доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент», ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.