Научная статья на тему 'ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ: ЧТО ОЖИДАТЬ ГОСУДАРСТВУ И ОБЩЕСТВУ'

ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ: ЧТО ОЖИДАТЬ ГОСУДАРСТВУ И ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ / ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / CONSTITUTION OF RUSSIA / AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION / ALL-RUSSIAN VOTING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михеева Т.Н.

Введение. Для Российской Федерации начало 2020 года ознаменовалось сразу двумя событиями - Посланием Президента Федеральному Собранию и последовавшими за ним предложениями по изменению Конституции государства. Подобных поправок Российская Конституция не знала с момента ее принятия в 1993 году. Они затронули важнейшие сферы внешней и внутренней политики, социального благополучия граждан. Цель исследования заключается в правовом анализе и оценке внесенных изменений в Конституцию России, рассмотренных через призму их последующего влияния на правовое регулирование общественных отношений и правоприменительную практику в жизнеопределяющих сферах государства, российского общества и каждого его гражданина. Методы исследования охватывают общие и специальные способы познания. Работа опирается на классические общенаучные методы, способствовавшие посредством анализа, синтеза, аналогии достижению поставленной цели. Также применялись специальные правовые методы. Оценка содержания предлагаемых изменений в Конституцию России проводилась на основе формально-юридического и системно структурного методов. Востребованным оказался сравнительно-правовой метод, позволивший показать новизну предлагаемых конституционных норм в сравнении с действующими положениями. Результаты, обсуждение . Подвергнутые правовому анализу, осмыслению и оценке поправки в Конституцию Российской Федерации показали их актуальность и востребованность на современном этапе развития России. Они серьезным образом затронули вектор ее международных отношений, приоритет конституционных положений перед международными нормами. Из внутренних вопросов развития страны выделяется блок поправок, направленных на укрепление социального благополучия граждан - гарантии и увеличение пенсий, пособий, социальных выплат. Немаловажным представляется совершенствование вопросов организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Позитивно воспринимается установление серьезных ограничений для должностных лиц, занимающих высокие должности, что будет способствовать укреплению доверия к власти. Заключение . Автор завершает статью общим выводом о том, что поправки в Конституцию России по своей значимости являются конституционно-правовой реформой, способной придать новый импульс для развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE CONSTITUTION OF RUSSIA: WHAT TO EXPECT FOR THE STATE AND SOCIETY

Introduction . For the Russian Federation, the beginning of 2020 was marked by two events - the Address of the President to the Federal Assembly and the subsequent proposals to amend the State Constitution. The Russian Constitution has not known such amendments since its adoption in 1993. They touched upon the most important spheres of foreign and domestic policy and the social well-being of citizens. The purpose of the study is the legal analysis and evaluation of the amendments to the Constitution of Russia, examined through the prism of their subsequent influence on the legal regulation of public relations and law enforcement practice in the life-defining spheres of the state, Russian society and each of its citizens . Research methods cover general and special methods of cognition. The work is based on classical general scientific methods, which contributed through analysis, synthesis and analogy to the goal achievement. Special legal methods were also applied. Assessment of the content of the proposed changes to the Constitution of Russia was carried out on the basis of formal legal and systematic structural methods. The comparative legal method turned out to be in demand, which made it possible to show the novelty of the proposed constitutional norms in comparison with the current provisions. Results, discussion. Subjected to legal analysis, comprehension and evaluation of the amendments to the Constitution of the Russian Federation showed their urgency and relevance at the present stage of development of Russia. They seriously affected the vector of its international relations, the priority of constitutional provisions over international norms. A block of amendments aimed at strengthening the social well-being of citizens - guarantees and an increase in pensions, benefits, social benefits - stands out from internal issues of the country's development. It seems important to improve the organization and functioning of state authorities and local self-government. The establishment of serious restrictions for high-ranking officials is perceived positively, which will help to build confidence in the authorities. Conclusion . The author comes to the general conclusion that the amendments to the Constitution of Russia in their significance are constitutional and legal reforms that can give a new impetus to the state development.

Текст научной работы на тему «ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ: ЧТО ОЖИДАТЬ ГОСУДАРСТВУ И ОБЩЕСТВУ»

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law"

m

Т. 6. № 3, 2020

Vol. 6, no. 3, 2020

Юридические науки Law

удк 342

doi 10.30914/2072-6783-2020-6-3-277-284

Обновление Конституции России: что ожидать государству и обществу

Т. Н. Михеева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Введение. Для Российской Федерации начало 2020 года ознаменовалось сразу двумя событиями - Посланием Президента Федеральному Собранию и последовавшими за ним предложениями по изменению Конституции государства. Подобных поправок Российская Конституция не знала с момента ее принятия в 1993 году. Они затронули важнейшие сферы внешней и внутренней политики, социального благополучия граждан. Цель исследования заключается в правовом анализе и оценке внесенных изменений в Конституцию России, рассмотренных через призму их последующего влияния на правовое регулирование общественных отношений и правоприменительную практику в жизнеопределяющих сферах государства, российского общества и каждого его гражданина. Методы исследования охватывают общие и специальные способы познания. Работа опирается на классические общенаучные методы, способствовавшие посредством анализа, синтеза, аналогии достижению поставленной цели. Также применялись специальные правовые методы. Оценка содержания предлагаемых изменений в Конституцию России проводилась на основе формально-юридического и системно структурного методов. Востребованным оказался сравнительно-правовой метод, позволивший показать новизну предлагаемых конституционных норм в сравнении с действующими положениями. Результаты, обсуждение. Подвергнутые правовому анализу, осмыслению и оценке поправки в Конституцию Российской Федерации показали их актуальность и востребованность на современном этапе развития России. Они серьезным образом затронули вектор ее международных отношений, приоритет конституционных положений перед международными нормами. Из внутренних вопросов развития страны выделяется блок поправок, направленных на укрепление социального благополучия граждан - гарантии и увеличение пенсий, пособий, социальных выплат. Немаловажным представляется совершенствование вопросов организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Позитивно воспринимается установление серьезных ограничений для должностных лиц, занимающих высокие должности, что будет способствовать укреплению доверия к власти. Заключение. Автор завершает статью общим выводом о том, что поправки в Конституцию России по своей значимости являются конституционно-правовой реформой, способной придать новый импульс для развития государства.

Ключевые слова: Конституция России, поправки в Конституцию, общероссийское голосование

Для цитирования: Михеева Т.Н. Обновление Конституции России: что ожидать государству и обществу // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 3. С. 277-284. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-3-277-284

Updating the Constitution of Russia: what to expect for the state and society

T. N. Mikheeva

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. Introduction. For the Russian Federation, the beginning of 2020 was marked by two events - the Address of the President to the Federal Assembly and the subsequent proposals to amend the State Constitution. The Russian Constitution has not known such amendments since its adoption in 1993. They touched upon the

© Михеева Т. H., 2020

most important spheres of foreign and domestic policy and the social well-being of citizens. The purpose of the study is the legal analysis and evaluation of the amendments to the Constitution of Russia, examined through the prism of their subsequent influence on the legal regulation of public relations and law enforcement practice in the life-defining spheres of the state, Russian society and each of its citizens. Research methods cover general and special methods of cognition. The work is based on classical general scientific methods, which contributed through analysis, synthesis and analogy to the goal achievement. Special legal methods were also applied. Assessment of the content of the proposed changes to the Constitution of Russia was carried out on the basis of formal legal and systematic structural methods. The comparative legal method turned out to be in demand, which made it possible to show the novelty of the proposed constitutional norms in comparison with the current provisions. Results, discussion. Subjected to legal analysis, comprehension and evaluation of the amendments to the Constitution of the Russian Federation showed their urgency and relevance at the present stage of development of Russia. They seriously affected the vector of its international relations, the priority of constitutional provisions over international norms. A block of amendments aimed at strengthening the social well-being of citizens -guarantees and an increase in pensions, benefits, social benefits - stands out from internal issues of the country's development. It seems important to improve the organization and functioning of state authorities and local self-government. The establishment of serious restrictions for high-ranking officials is perceived positively, which will help to build confidence in the authorities. Conclusion. The author comes to the general conclusion that the amendments to the Constitution of Russia in their significance are constitutional and legal reforms that can give a new impetus to the state development.

Keywords: Constitution of Russia, amendments to the Constitution, all-Russian voting

For citation: Mikheeva T.N. Updating the Constitution of Russia: what to expect for the state and society.

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 3, pp. 277-284. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-6-3-277-284

Введение

Послание Президента России Федеральному Собранию в январе 2020 года стало для многих неожиданным и одновременно давно ожидаемым. В. В. Путин верно выразил это состояние: «Сегодня в обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия»1. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, негативно влияют на состояние в государстве. Низкий уровень пенсий для добросовестно трудившихся всю жизнь граждан - унизителен. Целая череда громких уголовных дел с фигурантами - чиновниками высокого уровня подрывает доверие к власти. Огромный пласт проблем социальных, экономических, политических требует неотложного разрешения, в противном случае государство лишается возможности поступательного развития. Справедливым представляется мнение В. В. Таболина о том, что актуальным направлением конституционного развития государства остается задача обеспечения подлинного народо-

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // Российская газета. 2020. 16 января.

властия и критериев благополучной жизнедеятельности граждан [14, а 21].

Многие меры для решения острых вопросов сразу же были предложены в Послании, и для их реализации достаточным стало внесения изменений в некоторые законодательные и подзаконные акты. Однако наиболее важные вопросы государственного устройства, внутренней и внешней политики, социального благополучия потребовали конституционных изменений, что и было предложено Президентом России.

Широкая дискуссия о поправках в Конституцию Российской Федерации, прошедшая по всей стране, создала основу и для других, кроме озвученных Главой государства предложений. Обсуждение, длившееся около двух месяцев, позволило высказаться сотням тысяч и простых граждан, и профессионалам в сфере юриспруденции, культуры, языка, здравоохранения и другое. В конечном итоге это значительно преобразило первоначальный текст поправок. Подобное состояние предельно четко отразил еще девять лет назад известный конституционалист С. А. Авакьян, размышляющий о конституционном реформировании. По его мнению, конституционные реформы не должны быть чем-то экстраординарным,

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 3, 2020

а проводятся по мере созревания экономических, социальных, политических, а порой и духовных условий развития общества, государственной организации; необходима глубокая проработка общественного мнения, широкая информированность населения о причинах проведения, наиболее важные конституционные реформы нужно проводить посредством всенародного референдума [1, а 144-145].

Удивительная прозорливость данных слов была подтверждена Президентом, предложившим проведение голосования граждан страны по всему блоку поправок в Конституцию. Заметим, что этого не требовалось и было достаточным лишь их принятие Государственной Думой и Советом Федерации с последующим одобрением органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Именно такая процедура предусмотрена для принятия поправок к главам Конституции, не затрагивающим основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, т. е. не касающихся фундаментальных положений Конституции.

Остановимся на содержании предлагаемых изменений в Основной закон, поскольку многие из них непосредственно затронут и интересы значительной части граждан, и повлияют на баланс интересов ветвей власти в государстве, внесут серьезные ограничения для государственных, муниципальных должностных лиц.

Целью исследования является анализ и оценка внесенных изменений в Конституцию Российской Федерации через призму их дальнейшего влияния на правовое регулирование отношений и правоприменительную практику в ключевых сферах жизни государства, его граждан, российского общества в целом.

Результаты и обсуждение

Конституция Российской Федерации с момента ее принятия в 1993 году претерпевала отдельные, но не глобальные изменения, поэтому те обновления, которые сегодня вносятся в нее -это первое крупное изменение за 27 лет. Они вызывают неоднозначную реакцию, противоречивые мнения ученых и практиков. А нужно ли было «тревожить» главный правовой акт государства, когда можно все отрегулировать в текущем законодательстве?

В этой связи хочется привести еще одно мнение профессора С. А. Авакьяна: «Специалистам хоро-

шо известно, что многие страны осуществляют конституционное реформирование посредством внесения изменений и дополнений в действующую конституцию. Миф о двухсотлетней неизменности американской Конституции хорош для слабо подготовленной публики, на деле неоднократно в нее (Конституцию) вносились добавления. И если это делалось не часто, то по причине того, что американцы вполне обходятся «библейской» непререкаемостью положений Конституции, а остальное отдают законодательному регулированию и трактовкам Верховного суда США. А вот действующий в ФРГ Основной Закон 1949 года претерпел десятки изменений, внесенных посредством поправок. От этого он стал не хуже; текущее законодательное регулирование также осуществляется, но оно не нейтрализует прямое действие конституционных норм. Примеры можно было бы продолжить [3, с. 147-148].

Полагаем, что это убедительный довод для того, чтобы относиться без скепсиса к изменениям в Конституцию России, отвечающим сегодняшним вызовам времени. Остановимся на анализе и оценке наиболее значимых конституционных поправок (хотя в данном случае нельзя назвать какие-то из них малозначимыми).

Федеральный закон о поправках в Конституцию Российской Федерации открывают новая редакция статьи 67 о защите суверенитета и территориальной целостности, о недопущении действий, направленных на отчуждение части территории России, и новая статья 67.1 о признании Россией исторически сложившегося государственного единства. Отметим некоторые мнения известных правоведов в части решения внешнеполитических задач, высказанные задолго до сегодняшней конституционной новации. Л. В. Сокольская считает, что главные трансформации сегодняшнего дня для России - это укрепление ее исторических пределов. Не надо сторониться непризнанных нашими недругами государств, надо форсировать евразийскую интеграцию, причем форсировать без оглядки на кого бы то ни было, с включением в интеграционные механизмы не только Казахстана и Белоруссии, но и других государств, в том числе - не ставить крест и на Украине [13, с. 24]. Солидарен с ней и С. Н. Бабурин, говорящий о развитии общего восточнославянского государства с неизбежностью включения реинтеграции и воссоздания Российского Союза народов в его естественных

границах, будь то через евразийскую интеграцию ли через расширение участников российско-белорусского Союзного государства [4, а 24].

Приведенные мнения не свидетельствуют об «имперских» амбициях России, но говорят лишь о том, что Российское государство не откажет (как и произошло с вхождением Крыма в состав России) легитимным обращениям других государств, связанных с ним историческими узами. Подчеркнем, при легитимном их обращении. Но и своих территорий, невзирая на призывы и действия, Россия не уступит.

Близко подходит к названным конституционным положениям и новая редакция статьи 79 Конституции, которая также свидетельствует об укреплении позиций России в мировом пространстве и ее собственном мнении в международной политике, которое сегодня уже трудно игнорировать. Имеется в виду норма о приоритете Конституции России в правовом поле государства: «Решения межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Данное положение, по сути, ставит точку в конкуренции двух конституционных норм - статьи 15, закрепившей, что если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора; и части 6 статьи 125, закрепившей, что несоответствующие Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Глобальные трансформации мирового сообщества показали, что значение государства не только сохраняется, но и возрастает. И внутренние перемены в публичной власти не менее важны, чем наработка новых форм международного сотрудничества [4, а 24].

При обсуждении конституционных поправок наблюдается всплеск интереса к социальным нормам. И в этом смысле в Конституцию включены уникальные положения, не имеющие аналогов во всех предыдущих Конституциях государства. Речь идет о новой редакции статьи 75 о включении гарантий минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; индексации пенсий

не реже одного раза в год и индексации социальных пособий. Данные поправки являются логическим продолжением действующей статьи 7 Конституции, заявляющей, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следует остановиться на обновленном регулировании Конституцией семьи (п. «ж 1» статьи 72), закрепляющем защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Норма подчеркивает традиционные российские ценности, вопреки новомодным зарубежным подходам к легализации однополых браков, не воспринимаемым ни обществом, ни российским менталитетом. Укоренившиеся основы статуса семьи связываются с конституционными началами демографической политики государства, с конституционным правом каждого создавать семью и обязанностью государства ее охранять [5, ^ 29].

Из новых внутриполитических явлений следует остановиться на вызывающих единодушное одобрение в любых аудиториях обязательных требованиях к лицам, занимающим должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. Главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также прокуроры и судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, позволяющий постоянно проживать на территории другого государства.

Данное предложение вполне оправданно, так как направлено на уменьшение риска конфликта интересов и коррупции. Должностные лица такого уровня несут ответственность за доверенные им направления работы перед народом и государством, следовательно общество может с полным правом требовать, чтобы их судьба была связан исключительно с судьбой и интересами России.

Президент России, огласив новые повышенные требования к высшим должностным лицам в стране, последовательно протранслировал их и на должность Главы государства. Помимо этого для кандидата на данную должность расширены

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 3, 2020

требования к более длительному проживанию в Российской Федерации - 25 лет вместо установленных 10 лет в действующей Конституции, а также ограничение времени пребывания в данной должности двумя сроками (вместо двух сроков подряд, закрепленных сейчас в статье 81).

Вместе с тем при последнем рассмотрении проекта изменений в Конституцию депутаты Государственной Думы одобрили поправку о возможности для действующего Президента участвовать в новых выборах после обновления Конституции. Закон принят с учетом этого дополнения, предложенного депутатом В. Терешковой. Многие коллеги поддержали ее аргумент о том, что страховкой в нынешних непростых для экономики условиях является сильная президентская власть и нравственный, моральный авторитет лидера [6].

Кстати, в научной среде дискуссии о сильной президентской власти не новы. Согласно мнению С. Н. Бабурина, трансформация публичной власти в России должна предполагать сильную исполнительную власть (президента) как сохраняющуюся, неизбежную на сегодняшний день патерналистскую основу общества [4, с. 25].

Большой блок нововведений в Конституцию касается перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Заметное усиление полномочий Президента в отдельных сферах (вооруженные силы, правоохранительные и силовые структуры) не отрицает и значения Федерального Собрания страны. Об этом говорят значительные дополнения компетенции Совета Федерации, Государственной Думы, хотя в целом, как и подчеркивалось Главой государства в своем Послании, Россия должна оставаться сильной президентской республикой.

Получит «прописку» в Конституции новый орган - Государственный Совет Российской Федерации. Хотя в принципе назвать его новым нельзя. Госсовет был создан в 2000 году по инициативе В. В. Путина и включает всех глав регионов. А вообще, история Госсовета насчитывает более 200 лет. Будучи учрежденным в качестве законосовещательного органа Российской империи 3 мая 1810 года, он, по сути, в 2000 году был возрожден. За двадцать лет Государственный Совет оправдал себя, стал прямой диалоговой площадкой для выражения мнения глав республик и областей. В последние годы работа Госсовета была значительно усилена, в нем сформиро-

ваны рабочие группы, в которых прорабатываются важнейшие решения по различным отраслям хозяйственной и общественно-политической жизни и которые потом облекаются в форму решений и поручений для федеральных и региональных органов власти. С учетом той роли и значения, которые приобрел Государственный Совет, закрепление его в Конституции представляется вполне логичным.

Ряд статей коснулся Конституционного суда Российской Федерации - его численности, которая сократится с 19 до 11 судей, расширения полномочий. В частности, на него по запросу Президента Российской Федерации возлагается проверка конституционности федеральных законов до их подписания Президентом; проверка конституционности законов субъектов Федерации до их подписания главами субъектов (статья 125). Названные проверки являются новой процедурой, которая несет в себе охранительную функцию, исключающую принятие важнейших нормативных актов, противоречащих конституционным нормам.

Особо следует остановиться на изменениях Конституции, которые касаются местного самоуправления. Здесь необходимо сделать отступление, чтобы показать сегодняшнее место и состояние данного института в государственном механизме России.

О. А. Ежукова отмечает, что во время дискуссий о судьбах местного самоуправления в России зачастую звучит мнение о том, что оно у нас пока находится в зачаточном состоянии, муниципальное право переживает фазу становления, а гражданское общество в нашей стране еще не достигло того уровня развития, которое позволяет гражданам принимать реальное участие в решении вопросов местного значения [7, с. 27].

С подобным пессимизмом трудно согласиться, особенно в отношении неучастия населения в местных делах. Напротив, развитие местного самоуправления в современной России все чаще выдвигает на передний план необходимость участия граждан, населения муниципальных образований в местной деятельности [8, с. 69]. Институт местного самоуправления не может функционировать без опоры на население муниципальных образований, поскольку местная власть осуществляется для удовлетворения потребностей граждан, проживающих на муниципальной территории [9, с. 18]. Более того, местное самоуправление определяет главным носителем властных полномочий именно

население [10, а 120]. Безусловно, что для включения граждан в процессы местной жизни необходимы публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления для населения [11, а 76].

Краеугольным камнем в нормах, регулирующих на сегодня местное самоуправление, остается статья 12 Конституции, закрепляющая самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий и невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Эта статья остается неизменной, т. е. поправки в Конституцию не содержат принципиального изменения вектора в развитии местной власти.

Из нововведений почему-то вызывает вопрос норма о том, что органы государственной власти участвуют в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности муниципальных должностных лиц. Хотя заметим, что это - не абсолютная новелла. В действующем Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 и сегодня имеются нормы, которые допускают участие органов власти субъектов Федерации в конкурсных комиссиях при избрании на должность глав муниципальных образований, глав местных администраций. Также руководители субъектов России наделены правом участвовать в механизме роспуска представительных органов муниципальных образований, в отрешении от должности или удалении в отставку глав муниципальных образований. Равно как и то, что полномочия этих лиц могут быть прекращены досрочно в связи с утратой доверия Президента РФ. Местное самоуправление - это не государство в государстве, его самостоятельность распространяется лишь на собственные полномочия.

Следует отметить другое актуальнейшее на сегодня дополнение, внесенное по предложению члена рабочей группы по поправкам в Конституцию, известного доктора Л. Рошаля. Он предложил закрепить в Основном законе полномочие органов местного самоуправления по обеспечению в пределах своей компетенции доступности медицинской помощи, что выглядит логичным, особенно на фоне последних событий с СОУГО-19.

1 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Государство, очевидно, расширяя свои социальные обязательства, будет придавать большее значение вопросам здоровья населения.

И еще одна поправка, которая наконец-то определила место института местного самоуправления в системе публичной власти, о чем многие годы высказывались ученые. Например, С. А. Авакьян характеризует публичную власть как управление государственными делами, что делается в масштабах всего государства, в условиях России - также на территории субъектов Российской Федерации; а также это и управление делами муниципального уровня, представленное решением вопросов местного значения [3, с. 204]. Н. Л. Пешин справедливо подчеркивает, что органы местного самоуправления являются самостоятельной частью аппарата публичной власти, достаточно тесно связанной (в связи с публично-правовым характером реализуемых полномочий) с системой органов государственной власти, но в то же время юридически отделенной от них [12, с. 100].

Мнения известных профессоров аккумулированы в поправке к Конституции: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Заключение

В преддверии общероссийского голосования по поправкам в Конституцию государства каждый гражданин, чтобы осознанно сделать свой выбор, должен знать содержание обновленных конституционных норм, представлять, как они отразятся на дальнейшем внешнеполитическом курсе государства, на внутренней обстановке и его личных интересах.

Проведенный анализ и оценка предлагаемых изменений в Основной Закон показывает, что они заденут многие сферы деятельности государства, общества, человека. Можно без преувеличения назвать их конституционно-правовой реформой в силу масштабности ожидаемых преобразований и далеко идущих последствий от их реализации.

Вызывает позитивный настрой то обстоятельство, что прошедшее обсуждение конституционных новаций не только показало большую заинтересованность российских граждан в целом высказыва-

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 3, 2020

ющихся за их поддержку, но и небывалую активность населения по формированию дополнительных предложений.

Многое из высказанного людьми в ходе обсуждения конституционных изменений нашло отражение в окончательном тексте и приобрело форму Закона Российской Федерации о поправке Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который был принят обеими палатами

Федерального Собрания 11 марта 2020 года и одобрен законодательными органами всех субъектов Российской Федерации. Вступление в силу конституционных новаций произойдет лишь после голосования граждан страны. В. В. Путин подчеркнул в своем Послании, что мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти, должно быть определяющим. По своей значимости обновленные нормы Конституции России способны придать ускорение развитию Российского государства.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное реформирование посредством подконституционных актов: проблемы и решения // Конституционное нраво России: избранные статьи. 2010-2016. Махачкала : Изд-во ДГУ; М. : Проспект, 2016. С. 132-145.

2. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное нраво России: избранные статьи. 2010-2016. Махачкала : Изд-во ДГУ; М. : Проспект, 2016. С. 145-163.

3. Авакьян С.А. Публичная власть и представительство: организационные, социальные и персоналистские начала (конституционно-правовой взгляд) // Конституционное нраво России: избранные статьи. 2010-2016. Махачкала : Изд-во ДГУ; М. : Проспект, 2016. С. 203-228.

4. Бабурин С.Н. Конституционное упрочение публичной власти современной России в эноху глобальных трансформаций // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сб. материалов междунар. научной конф. /отв. ред. нроф. С.А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2015. С. 23-25.

5. Богданова Н.А., Троицкая А.А. Теория гражданского общества в конституционно-правовом измерении // Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: монография / отв. ред. нроф. С.А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2015. С. 16-34.

6. Замахина Т., Мисливская Г. Все но закону. Парламент одобрил закон о внесении изменений в Конституцию, теперь слово за регионами // Российская газета - Федеральный выпуск. M 53 (8107).

7. Ежукова О.А. Предварительные итоги развития конституционной модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное нраво. 2018. M 11. С. 27-33.

8. Михеев Д.С. Институт общественного контроля за органами местного самоуправления в России: генезис и тенденции развития // Ученые записки Казанского университета. 2011. Т. 153. Кн. 4. Серия «Гуманитарные науки». С. 69-76.

9. Михеев Д.С. Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления: конституцион-но-нравовой аспект // Марийский юридический вестник. 2014. M 11. С. 18-23.

10. Михеев Д.С., Михеева Т.Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Вестник Российского университета кооперации. 2016. M 1 (23). С. 120-123.

11. Михеев Д.С., Дудко И.Г. Общественный контроль и гласность местного самоуправления // Вестник Марийского государственного университета. 2015. M 2 (2). С. 76-78.

12. Пешин Н.Л. Местное самоуправление - форма народовластия или способ решения вопросов местного значения // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах: коллективная монография / нод ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск : Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 84-113.

13. Сокольская Л.В. Российский конституционализм в условиях евразийской интеграции // 20-летие Конституции Российской Федерации: практика реализации принципов конституционализма в условиях развития российской правовой традиции: сб. науч. статей. Туапсе; М.; Ростов-на-Дону, 2013. С. 25.

14. Таболин В.В. Конституционная теория: реалии и перспективы // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сб. материалов Междунар. научной конф. / отв. ред. нроф. С.А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2015. С.21-22.

References

1. Avak'yan S.A. Konstitutsionnoe reformirovanie posredstvom podkonstitutsionnykh aktov: problemy i resheniya [Constitutional reform through subconstitutional acts: problems and solutions]. Konstitutsionnoe pravo Rossii: izbrannye stat'i. 2010-2016 = Constitutional law of Russia: selected articles. 2010-2016, Makhachkala, DSU Publ., Moscow, Prospekt Publ., 2016, pp. 132-145. (In Russ.).

2. Avak'yan S.A. Nuzhna li konstitutsionnaya reforma v Rossii? [Is constitutional reform necessary in Russia?]. Konstitutsionnoe pravo Rossii: izbrannye stat'i. 2010-2016 = Constitutional law of Russia: selected articles. 2010-2016, Makhachkala, DSU Publ., Moscow, Prospekt Publ., 2016, pp. 145-163. (In Russ.).

3. Avak'yan S.A. Publichnaya vlast' i predstavitel'stvo: organizatsionnye, sotsial'nye i personalistskie nachala (konstitutsionno-pravovoi vzglyad) [Public power and representation: organizational, social and personalistic principles (constitutional and legal view)]. Konstitutsionnoe pravo Rossii: izbrannye stat'i. 2010-2016 = Constitutional law of Russia: selected articles. 2010-2016, Makhachkala, DSU Publ., Moscow, Prospekt Publ., 2016, pp. 203-228. (In Russ.).

4. Baburin S.N. Konstitutsionnoe uprochenie publichnoi vlasti sovremennoi Rossii v epokhu global'nykh transformatsii [Constitutional strengthening of public power in modern Russia in the era of global transformations]. Konstitutsionnaya teoriya i praktika publichnoi vlasti: zakonomernosti i otkloneniya: sb. materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = Constitutional theory and practice of public authority: patterns and deviations: collection of materials of the International scientific conference, resp. ed. prof. S.A. Avakyan, Moscow, Yustitsinform Publ., 2015, pp. 23-25. (In Russ.).

5. Bogdanova N.A., Troitskaya A.A. Teoriya grazhdanskogo obshchestva v konstitutsionno-pravovom izmerenii [The theory of civil society in the constitutional and legal dimension]. Grazhdanskoe obshchestvo kak garantiya politicheskogo dialoga i protivo-deistviya ekstremizmu: klyuchevye konstitutsionno-pravovye problemy: monografiya = Civil society as a guarantee of political dialogue and countering extremism: key constitutional and legal problems: monograph, resp. ed. prof. S.A. Avakyan, Moscow, Yustitsinform Publ., 2015, pp. 16-34. (in Russ.).

6. Zamakhina T., Mislivskaya G. Vse po zakonu. Parlament odobril zakon o vnesenii izmenenii v Konstitutsiyu, teper' slovo za regionami [Everything is according to the law. Parliament approved the law on amendments to the Constitution, now it is up to the regions]. Rossiiskaya gazeta -Federal'nyi vypusk = Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue, no. 53 (8107). (In Russ.).

7. Ezhukova O.A. Predvaritel'nye itogi razvitiya konstitutsionnoi modeli mestnogo samoupravleniya [Preliminary results of the development of a constitutional model of local self-government]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe parvo = Constitutional and Municipal Law, 2018, no. 11, pp. 27-33. (In Russ.).

8. Mikheev D.S. Institut obshchestvennogo kontrolya za organami mestnogo samoupravleniya v Rossii: genezis i tendentsii razvitiya [The institute of public control over local government in Russia: genesis and trends of development]. Uchenye zapiski Kazanskogo universi-teta. Seriya "Gumanitarnye nauki" = Proceedings of Kazan University. Humanities Series, 2011, vol. 153, book 4, pp. 69-76. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mikheev D.S. Glasnost' i informirovannost' naseleniya o rabote organov mestnogo samoupravleniya: konstitutsionno-pravovoi aspekt [Publicity and awareness of the population about the work of local self-government bodies: constitutional and legal aspect]. Mariiskiiyuridicheskii vestnik = Mari Law Vestnik, 2014, no. 11, pp. 18-23. (In Russ.).

10. Mikheev D.S., Mikheeva T.N. Rol' glasnosti v osushchestvlenii obshchestvennogo kontrolya na munitsipal'nom urovne [The role of publicity in the implementation of public control at the municipal level]. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii = Vestnik of the Russian University of Cooperation, 2016, no. 1 (23), pp. 120-123. (In Russ.).

11. Mikheev D.S., Dudko I.G. Obshchestvennyi kontrol' i glasnost' mestnogo samoupravleniya [Public control and transparency of local self-government]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2015, no. 2, pp. 76-78. (In Russ.).

12. Peshin N.L. Mestnoe samoupravlenie - forma narodovlastiya ili sposob resheniya voprosov mestnogo znacheniya [Local self-government is a form of democracy or a way of solving local issues]. Konstitutsionno-pravovye problemy effektivnostipublichnoi vlasti v Rossii i zarubezhnykh gosudarstvakh: kollektivnaya monografiya = Constitutional and legal problems of the effectiveness of public power in Russia and foreign states: a collective monograph, ed. by A.A. Laricheva, Petrozavodsk, Karelian Branch of RANEPA Publ., 2017, pp. 84-113. (In Russ.).

13. Sokolskaya L.V. Rossiiskii konstitutsionalizm v usloviyakh evraziiskoi integratsii [Russian constitutionalism in the context of Eurasian integration]. 20-letie Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii: praktika realizatsii printsipov konstitutsionalizma v usloviyakh razvitiya rossiiskoi pravovoi traditsii: sb. nauch. statei = 20th anniversary of the Constitution of the Russian Federation: the practice of implementing the principles of constitutionalism in the context of the development of the Russian legal tradition: collection of scientific articles, Tuapse; Moscow, Rostov-on-Don, 2013, p. 25. (In Russ.).

14. Tabolin V.V. Konstitutsionnaya teoriya: realii i perspektivy [Constitutional theory: realities and prospects]. Konstitutsionnaya teoriya i praktika publichnoi vlasti: zakonomernosti i otkloneniya: sb. materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = Constitutional theory and practice of public authority: patterns and deviations: collection of materials of the International scientific conference, resp. ed. prof. S.A. Avakyan, Moscow, Yustitsinform Publ., 2015, pp. 21-22. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 11.03.2020 г.; принята к публикации 4.05.2020 г.

Submitted 11.03.2020; revised 4.05.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Михеева Татьяна Николаевна

доктор юридических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, tnmiheeva14@mail.ru

About the author Tatiana N. Mikheeva

Dr. Sci. (Law), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, tnmiheeva14@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.