Научная статья на тему '"ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ!": ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ Л. ВАН БЕТХОВЕНА НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ'

"ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ!": ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ Л. ВАН БЕТХОВЕНА НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. ВАН БЕТХОВЕН / М. БЕЖАР / ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ / БАЛЕТ / СПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любимов Д.В.

Статья посвящена балету, поставленному на музыку Девятой симфонии Людвига ван Бетховена французским танцовщиком и балетмейстером XX века Морисом Бежаром. Идея всемирного братства «Обнимитесь, миллионы!» Ф. Шиллера подтолкнула Бежара к реализации многонационального балета и побудила хореографа ввести огромное количество исполнителей (кроме дирижера, музыкантов оркестра, хора и оперных солистов в спектакле участвуют балетные труппы из разных стран, нарратор, читающий художественное слово, и двое музыкантов перкуссионистов). В статье прослежен процесс работы Бежара над партитурой симфонии Бетховена. Проанализированы особенности соотношения музыкальной формы четырех частей симфонии и ее пластического воплощения на сцене. На примере спектакля режиссера Мари Инамасу (реконструкция балета была выполнена в 2015 году), автор освещает вопросы драматургии, идейного наполнения и постановочного решения балета (сценография, костюмы, балетные па)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SEID UMSCHLUNGEN MILLIONEN!": L. VAN BEETHOVEN'S NINTH SYMPHONY ON TNE BALLET STAGE

The article is devoted to the ballet set to the music of Ludwig van Beethoven's Ninth Symphony by the French dancer and choreographer of the XX century Maurice Béjart. Béjart's experimental performance is an example of a «ballet-symphony», in which the choreographer achieved a genre synthesis of various types of art through music and dance. The idea of the world brotherhood «Seid umschlungen Millionen!» F. Schiller pushed Béjart to implement a multinational ballet and prompted the choreographer to introduce a huge number of performers (in addition to the conductor, orchestra musicians, chorus and opera soloists, ballet companies from different countries, a narrator reading an artistic word, and two percussionist musicians). The article presents traces the process of Béjart's work on the score of Beethoven's symphony. The features of the correlation between the musical form of the four movements of the symphony and its plastic embodiment on the stage are analyzed. Using the example of the performance directed by Marie Inamasu (the reconstruction of the ballet was performed in 2015), the author highlights the issues of drama, semantic content and production solutions of the ballet (scenography, costumes, ballet steps)

Текст научной работы на тему «"ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ!": ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ Л. ВАН БЕТХОВЕНА НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ»

DOI: 10.26086/NK.2021.60.2.004 УДК 782.91

© Любимов Данила Вадимович, 2021

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия),

студент композиторско-музыковедческого факультета

E-mail: lyubimov.dania@yandex.ru

«ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ!»: ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ Л. ВАН БЕТХОВЕНА НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ

Статья посвящена балету, поставленному на музыку Девятой симфонии Людвига ван Бетховена французским танцовщиком и балетмейстером XX века Морисом Бежаром. Идея всемирного братства «Обнимитесь, миллионы!» Ф. Шиллера подтолкнула Бежара к реализации многонационального балета и побудила хореографа ввести огромное количество исполнителей (кроме дирижера, музыкантов оркестра, хора и оперных солистов в спектакле участвуют балетные труппы из разных стран, нарратор, читающий художественное слово, и двое му-зыкантов-перкуссионистов). В статье прослежен процесс работы Бежара над партитурой симфонии Бетховена. Проанализированы особенности соотношения музыкальной формы четырех частей симфонии и ее пластического воплощения на сцене. На примере спектакля режиссера Мари Инамасу (реконструкция балета была выполнена в 2015 году), автор освещает вопросы драматургии, идейного наполнения и постановочного решения балета (сценография, костюмы, балетные па).

Ключевые слова: Л. ван Бетховен, М. Бежар, Девятая симфония, балет, спектакль

© Lyubimov Danila V., 2021

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia),

Student of the Faculty of Composition and Musicology

«SEID UMSCHLUNGEN MILLIONEN!»: L. VAN BEETHOVEN'S NINTH SYMPHONY ON TNE BALLET STAGE

The article is devoted to the ballet set to the music of Ludwig van Beethoven's Ninth Symphony by the French dancer and choreographer of the XX century Maurice Bejart. Bejart's experimental performance is an example of a «bal-let-symphony», in which the choreographer achieved a genre synthesis of various types of art through music and dance. The idea of the world brotherhood «Seid umschlungen Millionen!» F. Schiller pushed Bejart to implement a multinational ballet and prompted the choreographer to introduce a huge number of performers (in addition to the conductor, orchestra musicians, chorus and opera soloists, ballet companies from different countries, a narrator reading an artistic word, and two percussionist musicians). The article presents traces the process of Bejart's work on the score of Beethoven's symphony. The features of the correlation between the musical form of the four movements of the symphony and its plastic embodiment on the stage are analyzed. Using the example of the performance directed by Marie Inamasu (the reconstruction of the ballet was performed in 2015), the author highlights the issues of drama, semantic content and production solutions of the ballet (scenography, costumes, ballet steps).

Key words: L. van Beethoven, M. Bejart, The Ninth Symphony, ballet, performance

Театральная композиция французского хореографа Мориса Бежара на музыку Девятой симфонии Л. ван Бетховена представляет собой оригинальный жанровый синтез — «балет-симфонию», соединяющую балетный спектакль с концертным вариантом (оркестр исполняет музыку симфонии на подиуме под управлением дирижера). «Я дал руку Бетховену и позволил себя увлечь. Я прочел слова "Оды к радости" и принял их за чистую монету: "Обнимитесь, миллионы... Радость, радость..."» [2, с. 159]. В этой театральной работе Бежар сознательно отступает от про-

явления своего внутреннего «я», от личностного самовыражения художника. Хореограф подчеркивал, что в этом спектакле «отказался выставлять напоказ свой внутренний мирок, свои страхи, грезы или свой бред» [2, с. 159].

Об истории постановки балета известно немногое. Премьера Бежара на музыку Девятой симфонии состоялась в брюссельском Королевском цирке. На наш взгляд, подобная художественная идея была обусловлена желанием «вырваться» за рамки театральной сцены. Тема мира и единения выразилась в многонациональности и

взаимодействии этнических групп, что стало лозунгом спектакля. Впоследствии балетная постановка неоднократно возобновлялась.

В настоящее время существует видеозапись спектакля, который состоялся в Концертном зале Токио (НХК Холл) с участием двух балетных трупп — «Балет Бежара Лозанна» и «Токио Балет» (режиссер Мари Инамасу, реконструкция 2015 года, хор филармонии Токио, Израильский филармонический оркестр, дирижер Зубин Мета) [3]. Художники по костюмам Жоэль Рустан и Генри Давилл сохранили цветовую концепцию Бежара: балетные артисты выступали в костюмах коричневого, красного, белого и желтого цвета (мужчины выступали с открытым торсом в разноцветном трико, женщины — в гимнастических купальниках). Свет также выполнял важную роль в оформлении спектакля. Художники по свету Д. Роман и Т. Скелтон не только подчеркнули форму танцевального действа, но выделили выход чтеца-нарратора (художественное слово) и дирижера, акцентировали оркестр, хор, квартет оперных солистов, позы и движения танцовщиков. Также осветители разработали цветовую партитуру «балета-симфонии». Контраст черного, белого, синего цветов сопровождал музыку заключительной части симфонии Бетховена. Все танцовщики и участники хора были одеты в празднично-ликующие желтые костюмы, в то время как оркестранты, нарратор и дирижер были облачены в черное.

В работе над танцевальным текстом Бе-жар точно следовал музыке композитора. Он писал: «Мои планы должны были подчиниться конструкции Бетховена. Он давал мне все. Вот что фантастично, когда работаешь по партитуре: композитор преподносит нам на блюдечке свою собственную работу! Музыка отдает свое тело, хореограф — портной. Как одеть это скерцо, это адажио?» [2, с. 159]. Идейный смысл постановки Бежара заключен в истории возникновения человека. Этапы человеческой жизни распределены в соответствии с музыкой четырех частей Девятой симфонии: первая часть — начало пути человека, узнавание себя и познание мира; вторая часть — встреча мужчины и женщины, их флирт; третья часть — любовь; четвертая часть — рождение ребенка. Каждая из четырех частей имеет оригинальное хореографическое решение. Первая, вторая и четвертая части — групповые танцы, а третья — дуэт. Показателен выбор обуви: артисты выступают в телесного цвета балетках, чешках и пуантах (женщины), а в третьей части появляются босиком, что объясняется постановкой откровенной интимной сцены.

Ощущение пробуждения человечества хореографически выражается в групповом танце первой части (Allegro ma non troppo - Un poco maestoso). Мы видим синхронное поднятие рук и ног вверх. Раздел экспозиции с проведением всех партий (главной, связующей, побочной и заключительной) мы прочитываем как своеобразную «хореографическую имитацию». Полифоническая техника заметна в ансамбле, где режиссер акцентирует «перекличку» между группами мужчин и женщин в коричневых костюмах. Так, тему главной партии сначала пластично проводит одна группа солистов, а затем другая. В мужском танце много pirouette (пируэтов)1, tour en Fair (тур анле-ров)2, arabesque (арабесков)3 и saut de basque (со-дебасков)4. У женщин доминируют grand-jete-pas-de-chat (гранд-жете-па-де-ша)5, arabesque (арабески), battement (батманы)6.

Добавим, что Бежар дополняет классические танцевальные формы античной пластикой и элементами боевых искусств. Примером двойных имитаций могут служить два сходно построенных хореографических эпизода. Ведущая партия мужчин в центре сцены оттеняется «контрапунктом» женщин, расположенных сзади, по периметру большого круга. Затем танцовщики меняются ролями: женщины в центре, мужчины по периметру имитируют движения противоположной группы. В их танце считывается воинственный характер, борьба и преодоление. Музыка связующей и побочной партий (контраст лада, ритма, эмоционального фона) не мешает Бежару вернуться к точным танцевальным движениям мужчин. К концу части между парами мужчин и женщин появляется дуэтная хореография.

Вторая часть (Molto vivace - Presto) — скерцо (сверхсложная трехчастная форма ABA, где крайние части A написаны в сонатной форме, а средняя часть B является трио)7. На сцене — три пары мужчин и три пары женщин (в каждой выделяются солисты — мужчина и женщина). Бетховен открывает сонатное allegro пятиголосным фугато, которое является конструктивным элементом музыки этой части. Фугированное изложение дансантно сделано так: группа мужчин ведет стремительную инструментального характера тему главной партии в d-moll. Балерины в это время замирают в одной позе, ожидая свой танцевальный выход. Повелевая остальными танцовщиками, солист образовывает мужскую цепочку. Это можно рассматривать как аллюзию на античные танцы или народные пляски. Далее музыку повторного проведения главной партии подхватывает группа женщин (в это время мужчины «выключаются»). Необходимо отметить,

что в этом фрагменте у мужчин и женщин идентичная хореография (нетипичный для классического балета прием), что можно рассматривать как хореографическую имитацию. Вместе с солисткой танцовщицы выстраиваются в хоровод. Во время звучания связующей партии (на материале фугато), побочной партии (C-dur, марш, аккордовый склад) и заключительной партии следует совместное парное танцевальное развитие и кульминация. В хореографии преобладают battement (батманы), arabesque (арабески) и прыжки с поджатыми ногами. В музыке трио меняется темп, лад (D-dur) и размер (3/4 на alla breve). Бежар подчеркивает это в игривых движениях шести танцующих пар. Обратим внимание, что если в экспозиции каждая цепочка была ведома своим солистом, то в репризе происходит подмена: мужчин теперь сопровождает солистка, а женщин — солист.

Третья часть (двойная трехчастная форма ABAB1A с кодой, наполненная сквозным развитием, так как все кадансы разомкнуты или прерва-ны)8 — это медленное балетное Adagio. В музыке этой части присутствует лирика и камерность. Она построена на сопоставлении и вариационном развитии двух неконтрастных тем. Сольные движения мужчины связаны с музыкой первой темы A (Adagio molto e cantabile, B-dur, 4/4, простой период из трех предложений с дополнениями в виде тембровых имитаций). В музыке господствует гомофонно-гармоническая фактура, близкая хо-ральности, сдержанный и строгий характер изложения. Певучая и более оживленная вторая тема B (Andante moderato, D-dur, 3/4, однотональный период квадратной структуры повторного тематического строения) — это соло танцовщицы. Со второго проведения второй темы B1 к артистам постепенно подключаются шесть танцевальных пар. В танце наблюдается много «сокращенных» стоп, ладони раскрыты, но пальцы собраны (небалетная кисть). Заметим, что ход танцовщиков начинается с пятки. Витиеватые позировки у пар напоминают пульс сердца.

Слова Ф. Шиллера «Обнимитесь, миллионы!» ярко воплотились в обрядовой стороне четвертой части «балета-симфонии». Постепенное появление танцовщиков открывает эту часть (Ode an die Freude), написанную в сложной трехчаст-ной форме ABA со вступлением, эпизодом на новом материале Andante maestoso G-dur и кодой в форме двойного фугато. Музыкальный прием реминисценций тематического материала предыдущих частей в инструментальном «прологе» финала хореографически обыгран так. На фоне музыкальных фрагментов из первой, второй и третьей

частей поочередно выходят солисты-мужчины (в коричневом, в красном, в белом), каждый со своим пластическим рисунком. Ведущий солист четвертой части (в желтом), который «не принимает» хореографию других танцовщиков, «импровизационно» рождает новый танцевальный образ (в музыке — зарождение главной темы финала). На вариационном повторе-разрастании новой темы («тема Радости») образуется хореографическое фугато: к главному солисту поочередно присоединяются солисты прежних частей, воспроизводя его движения все увереннее и энергичнее. В хореографическом рисунке встречается много a la seconde (а ля секонде)9. Бежар использует a la sissonne (сисон)10, grand-jeté-pas-de-chat (гранд-жете-па-де-ша), шаг passe (пассе)11, arabesque (арабески). В середине части танцовщики поднимают балерину вверх (она выступает босая), что пластически можно трактовать как образ «зародыша», символизирующего рождение новой жизни. Симфонический апофеоз выражается в ритуальном хороводе в несколько кругов, стремительно движущихся в противоположных направлениях.

Хореографическое прочтение Девятой симфонии Мориса Бежара — уникальная работа в истории балетного искусства XX века. Театральный Gesamtkunstwerk — синтез ритуала, поэзии, музыки, танца, декоративно-художественного оформления костюмов и сценографии — позволил слушателям не только насладиться бессмертной музыкой известного сочинения, но и познакомиться с неповторимым стилем хореографа, увидев пластическое решение шедевра Бетховена в балетном жанре.

Примечания

1 Вращение вокруг своей оси на одной ноге, выполняя несколько поворотов.

2 Тур, поворот, прыжок в воздухе.

3 Одна из основных поз классического танца, в которой танцовщик опирается и стоит на одной ноге, в то время как вторая нога вытянута назад.

4 Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе.

5 Прыжок в воздухе с раскрытием ног в шпагат.

6 Движение классического танца, основанное на поднятии или сгибании одной из ног.

7 По наблюдению Л. А. Мазеля, форма второй части Девятой симфонии относится к числу ре-призных трехчастных форм (сложных трехчаст-ных форм особого рода), «в которых есть части, написанные в формах более развитых, чем простая двух- или трехчастная <...> или в сонатной форме (скерцо Девятой симфонии)» [8, с. 258].

8 А. Альшванг в определении формы третьей части указывает на двойные вариации («вариации на две темы» [1, с. 362]). Исследователь творчества Бетховена Л. В. Кириллина пишет о сочетании рондо и вариаций [4, с. 355]. На наш взгляд, вариационность как принцип развития образует форму второго порядка (двойные вариации) в структуре двойной трехчастной формы.

9 Поза классического танца, при которой одна нога танцовщика направлена в сторону, а вторая согнута в колене.

10 Группа прыжковых движений с двух ног на одну.

11 Шаг, переходное движение ноги из одного положения в другое, из одной позы в другую.

Литература

1. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен: Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1977. 447 с.

2. БежарМ. Мгновение в жизни другого: Мемуары. М.: Союзтеатр, 1989. 237 с.

3. Девятая симфония Бетховена в постановке Бежара. С участием трупп Балет Бежара Лозанна и Токио Балет. URL: https://www. medici.tv/ru/ballets/ninth-symphony-beethoven-bejart-ballet-tokyo/ (дата обращения: 18.04.2021).

4. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2-х т. Т. 2. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 596 с.

5. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. 536 с.

6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005. 201 с.

References

1. Al'shvang, A. (1977), Lyudvig van Bethoven: Ocherk zhizni i tvorchestva [Ludwig van Beethoven: An Essay on Life and Work], Music, Moscow, USSR.

2. Bezhar, M. (1989), Mgnovenie v zhizni drugogo: Memuary [A Moment in the Life of Another: A Memoir], Soyuztheater, Moscow, USSR.

3. Medici.tv (2021), "Beethoven's Ninth Symphony staged Bejart. With the participation of troupes Ballet Bejart Lozanna and Tokyo Ballet", available at: https://www.medici.tv/ru/ballets/ ninth-symphony-beethoven-bejart-ballet-tokyo/ (accessed 18 April 2021).

4. Kirillina, L. V. (2009), Bethoven. Zhizn' i tvorchestvo [Beethoven. Life and work], vol. 2, Scientific and publishing center «Moscow Conservatory», Moscow, Russia.

5. Mazel', L. A. (1979), Stroenie muzykal'nyh proizvedenij [The structure of musical works], Music, Moscow, USSR.

6. Nicshe, F. (2005), Rozhdenie tragedii iz duha muzyki [The Birth of Tragedy Out of the Spirit of Music], translated from German by G. A. Ra-chinsky, ABC-classic, Saint-Petersburg, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.