Научная статья на тему 'Обложки CD альбомов: уникальное в универсальном'

Обложки CD альбомов: уникальное в универсальном Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
346
68
Поделиться

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ю.М. Майорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Обложки CD альбомов: уникальное в универсальном»

предлагаемого в комплекте с книгой аудиодиска предполагает возможную актуализацию дополнительной композиционной системы - аудиальной. Прилагаемый диск содержит часть представленных в книге стихов в авторском прочтении, некоторые из них даны в музыкальном сопровождении, что отчасти сближает их с песенным творчеством Арбининой.

Таким образом, все представленные в книге Арбениной «Дезертир сна» композиционные системы чётко выделяются и имеют отличительные особенности, обусловленные в целом принадлежностью к рок-литературе и выражаемые динамичностью и свободой авторского обращения. Кроме того, структура рок-книги в данном случае усложняется включением новой композиционной системы - аудиальной. Однако главной и всеобъемлющей отличительной особенностью рок-книги является тесная взаимосвязь всех перечисленных систем, которая позволяет в полной мере реализовать один из главных признаков рок-литературы - установку на раскрытие творческой составляющей личности, а вместе с тем даёт возможность говорить о развитии рок-книги как особого жанрового образования.

1 См.: Арбенина Д. Дезертир сна. - М.:Астрель, АСТ, 2008.

2 Конторова Ю. Иллюстрация вторая или Свобода сознания // Арбенина Д. Указ. соч. С. 5.

3 Конторова Ю. Иллюстрация первая или Заповедная зона // Арбенина Д. Указ. соч. С. 4

4 Конторова Ю. Иллюстрация вторая... С. 5

5 См.: БГ. Книга Песен. - М.: «Олма медиа групп», 2007. В этой книге приложение «Песни 70-х» (то есть самое раннее творчество), в отличие от остальных разделов, набрано шрифтом, имитирующим набор на печатной машинке.

© О.Д. Фёдорова

Ю.М. МАЙОРОВА

Тверь

ОБЛОЖКИ Ой АЛЬБОМОВ: УНИКАЛЬНОЕ В УНИВЕРСАЛЬНОМ

Характеристики обложки альбома напрямую зависят от того, на каком носителе записаны песни. Музыканты, выпускающие свои работы в эпоху виниловых пластинок, имели гораздо больше пространства на обложке для реализации собственной фантазии, чем те, кому приходилось записываться на компакт-кассеты. С появлением компьютеров и компакт-дисков формат музыкального альбома получил ещё один вариант воплощения, вместе с ним изменилось и его графическое оформление. Виниловые пластинки были разного размера, от небольших синглов до дисков-гигантов, разными по размеру были и конверты для них. СБ-обложки очень похожи на оформление упаковки виниловых пластинок, так как и то и другое чаще всего имеет квадратную форму, но обложка компакт-диска гораздо меньше. СБ подразумевает собой прямоугольную коробку и находящийся в ней буклет, лицевая сторона которого - обложка (обычно квадрат 12смх12см).

В подавляющем большинстве все обложки альбомов строятся на сочетании элементов трёх типов: фотографии, рисунка или коллажа. Но возможны некоторые отступления, благодаря которым имеет смысл говорить об уникальных возможностях обложки CD формата.

Обложка может содержать текст, не эксплицированный ни в названии группы, ни в названии альбома, а в то же время влияющий на возможное

1 толкование, как названия группы, так и

самого альбома. Например, графическое оформление последнего альбома группы «New Order» «Waiting for the sirens’ call», содержит названия группы и альбома, написанные мелким шрифтом вверху, а по центру обложки помещено большое слово «No» коюрое может являться сложением первых букв названия коллектива, а может быть ещё одним возможным именованием альбо-

Вместе с созданием дополнительного названия диска обложка может отсылать и к дате выхода альбома. Например, девятый диск японской группы «Buck-Tick» именуется «Six/Nine». Эти два названия есть и на обложке альбома, но существует и третье - «5». По центру обложки находится большая буква «S», которая прочитывается и как цифра 5 (впрочем, существует множество интерпретаций, которые могли и не входить в авторскую интенцию). Примечательно, что альбом появился в продаже 15 мая 1995 года, получается, что дата выхода альбома содержит три цифры 5, (день, месяц, год), что и получило отражение в графическом оформлении пластинки.

Возможны варианты, когда обложка невербально воплощает собой название диска. Например, знаменитый «White album» группы «The Beatles», первоначально именовался так же, как и группа, но именно из-за своей обложки получил, ставшее общеизвестным, название «White album».

Семантика цвета становится весьма значимой, когда обложка альбома имеет несколько цветовых воплощений. Например, дебютный альбом «KEANE» существует в двух вариантах - чёрном и белом. Из всего спектра цветов только чёрный и белый цвета являются абсолютными противо-

положностями. Х.Э. Керлот в «Словаре символов» так описывает эти цвета: «Что же касается чёрного и белого цветов, их концепция как диаметрально противоположных символов положительного и отрицательного, в одновременном, последовательном, или попеременном противостоянии, является общепринятой»1.

«Надежды», равно как и «страхи», могут быть, как чёрными, так и белыми, через это получается, что вариативность прочтения названия подчёркивается вариативностью обложки. Содержать смысл может даже оттенок обложки, связанный со степенью её контрастности. Сингл «Resistance» англичан «MUSE» вышел в двух вариантах. На диске, который появился раньше, записан «Resistance» в двух версиях - радио и альбомной. Второй вариант сингла содержит уже пять песен: три варианта «Resistance»и две кавер-версии. Изображения на обложках одинаковые, всё тот же зелёный многоугольник, между тем, вторая обложка

заметно ярче первой. В данном случае игра оттенками становится значимой, бледная обложка скрывает под собой тот диск, на котором треков меньше, а яркая, напротив, диск с большим количеством треков. Игра оттенками, таким образом, может поддерживать дифференциацию в количе-

Возможны варианты обложек, включающие в себя фрагменты живописных полотен. Например, британская группа «Fleet Foxes» использовала в оформлении своего дебютного альбома фрагмент картины Питера Брейгеля старшего «Нидерландские половицы», как бы подключая смыслы живописи к смыслам музыки и, вместе с тем, чужое к своему. Но при данном подходе чужое может становиться своим. Так, в качестве обложки альбома рок-музыканты используют не только пер-жника.

Для графического оформления альбома фрагмент картины может быть изменен. Например, «Deep Purple» на обложку одноимённого диска (известного также под названием «April») поместили часть картины Иеронима Босха «Сад наслаждений», но не в первозданном виде. Правда, стоит заметить, что первоначально случилось это не по «авторской воле». Из-за ошибки, допущенной в типографии, оформление получилось чёрно-белым, а музыканты

решили ничего не менять.

Обложка диска может не только содержать фрагменты живописных полотен, но и совмещать их. Например, лицевая сторона последнего диска группы «Coldplay» представляет собой фрагмент картины Делакруа «Свобода на баррикадах», поверх которого белой краской написано название альбома «Viva La Vida». «Viva La Vida» - это одна из картин мексиканской художницы Фриды Кало.

ственном наполнении диска.

Всё это может быть обозначено как цитирование, как подключение чужого к своему. При этом источниками цитаты могут быть не только живописные полотна художников прошлого, но и обложки коллег по цеху. Последний диск «Aerosmith» «Devils got a new disguise», вышедший в 2006 году, апеллирует вышедшему в 1993 альбому «Def Leppard» «Retro Active». Эти альбомы можно объединить, просто посмотрев на их облож-

ки - на обеих изображён череп, только его очертания проступают при дальнем взгляде. Обложка «Aerosmith» изображает двух детей, сидящих друг напротив друга, а «Def Leppard» же в свою очередь позаимствовали обложку у художника Гилберта. На его картине изображена женщина, сидящая перед зеркалом, и силуэты женщины и её отражения также образуют череп. Изображение черепа на обложках весьма популярно у рок-музыкантов, но этот случай уникален тем, что один рисунок составляет из своих частей другой, в результате у обложки получается два плана изоб-

Оформление рок-альбома может снижено отсылать к географическим реалиям. На обложке диска «In Rock» «Deep Purple» представлен национальный мемориал Гора Рашмор, расположенный в США, с той только разницей, что вместо лиц президентов на ней нарисованы лица участников группы. Для молодой группы обложка первого диска - это отличный способ заявить о себе. В данном же случае альбом четвёртый в дискографии, группа английская и, таким образом, она, возможно, акцентирует внимание на своём успехе в США.

Ещё одним примером подобного использования географических реалий является обложка альбома «Toxicity» группы «System Of A Down», которая в сочетании с названием диска удваивает пародийный эффект. На ней изображено название коллектива, написанное вместо знаменитых букв HOLLYWOOD на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обложка CD может быть двойной. Это иногда позволяет предложить два варианта одной обложки как, например, диск «The Sun And Moon» американской группы «Bravery». При открытии коробки с альбомом на оборотной стороне буклета можно обнаружить то же изображение, только в другом цветовом оформлении (на лицевой стороне жёлтый цвет, на оборотной - синий).

THE l№ AVII'Y

hi mivam: ні чмм

Таким образом, можно просто перевернуть буклет и вставить его другой стороной. Графическое оформление поддерживает вербальную часть обложки, выраженную названием альбома.

Примером альтернативного решения выбора оформления диска может стать группа «System Of A Down», чей альбом «Steal This Album!» вообще лишён обложки. Из-за утечки песен в Интернет за несколько дней до выхода пластинки, музыканты решили выпустить альбом без обложки, написав название на самом диске.

Ещё одним вариантом «минус-приёма», используемого в оформлении

рок-альбомов, является лишение лицевой стороны обложки каких-либо надписей. Один из вариантов сингла «Alice in Wonder Underground» японской группы «Buck-Tick» не содержит надписей, все они выносятся на корешок. Акцент сделан на изображении, которое вызывает ассоциации с произведением Льюиса Кэрролла, даже без упоминания имени Алиса на лицевой стороне обложки.

Таким образом, все перечисленные случаи указывают на то, что обложка CD альбома, сохраняя «память жанра», тем не менее находит оригинальные оформительские решения, утверждая этим наличие даже в самом, казалось бы, законсервированном виде выходов к уникальности.

1 КерлотХ.Э. Словарь символов. - М., 1994. - С. 555.

© Ю.М. Майорова

О.Э. НИКИТИНА

Тверь

РУССКИЙ РОК В КОНТЕКСТЕ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА

Эпоха формирования героической мифологии русского рока медленно сошла на нет во второй половине 90-х годов прошлого столетия. В сегодняшней социокультурной ситуации всё чаще включаются механизмы демифологизации, расшатывающие биографические мифы рок-поэтов и приводящие к общей десакрализации системы ценностей русского рока. Очевидно, что могильщиками собственных мифов и, как следствие, разрушителями сформированного ушедшей эпохой эталонного образа рок-героя, зачастую становятся сами рок-поэты1. Одновременно с этим «жёлтая» пресса настойчиво пытается деформировать биографические мифы многих русских рок-поэтов по образцу мифов о западных рок/поп-звёздах. Такую же позицию занимает и развлекательное телевидение. Достаточно вспомнить промелькнувший в одном из популярных ток-шоу гламурнобуржуазный образ Виктора Цоя, по этой причине будто бы не вписывавшегося в рок-тусовку2. Подобные случаи эксплицируют процессы демифологизации, поскольку адресованы непосредственно поклонникам рока: взгляд задерживается на первой полосе газеты, где помещены фотография кумира и скандальная фраза типа «Бутусов впал в маразм»3 или «Линда Йонненберг: “Борис Гребенщиков - мой лучший любовник”»4; а програм-