Научная статья на тему 'Облик святителя Николая Сербского в свете новейших исследований'

Облик святителя Николая Сербского в свете новейших исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
553
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Николай Сербский / житие / Nikolai Serbsky / life

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диакон Александр Сергеев

В настоящей работе исследуется житие и труды свт. Николая Сербского и дается анализ некоторым представлениям об образе святого на основании новейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF HOLY NICHOLAS OF SERBIAN IN THE LIGHT OF THE LATEST STUDIES

This work explores the life and works of St. Nicholas of Serbia and gives an analysis of some ideas about the image of the saint on the basis of the latest research.

Текст научной работы на тему «Облик святителя Николая Сербского в свете новейших исследований»

ОБЛИК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО В СВЕТЕ НОВЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Диакон Александр Сергеев,

сотрудник миссионерского отдела МДА

sad-mda@mail.ru

УДК 276 (281.961)

Аннотация

А настоящей работе исследуется житие и труды свт. Николая Сербского и дается анализ некоторым представлениям об образе святого на основании новейших исследований.

Ключевые слова

Николай Сербский, житие

Для цитирования: Сергеев А., диак. Облик святителя Николая Сербского в свете новейших исследований // Духовные ласточки. 2020. Т. 1. С. 162-181.

THE IMAGE OF HOLY NICHOLAS OF SERBIAN IN THE LIGHT OF THE LATEST STUDIES. Deacon Alexander Sergeev, MDA missionary.

Annotation This work explores the life and works of St. Nicholas of Serbia and gives an analysis of some ideas about the image of the saint on the basis of the latest research.

Keywords Nikolai Serbsky, life

Весьма часто многие современные богословы проповедующие «розовое христианство» пытаются в свои сторонники записать великого сербского святителя, ссылаясь на единственную цитату из раннего творения святителя Николая «Моления на озере», в которой они нашли следующее: «Слава Лао-цзы, учителю и пророку народа своего! Да славится Кришна, учитель и пророк народа своего... Да славится Будда, царский сын и непреклонный учитель народа своего. Да славится Заратуст-ра, великий пророк народа своего.».

На это можно сказать следующее. Во-первых, если в этих словах расставить акценты не так, как их ставят модернисты, то в них вряд ли можно будет найти благосклонность владыки к древним лжеучителям, которые безусловно были конечно же учителями и богоискателями. Но они не знали Бога и про Христа никогда не слышали, и в итоге, так его и не нашли, а их народы до сих пор их славят, что и имеет ввиду сербский просветитель. Святитель Николай выражался очень корректно - «пророки народа своего», из чего следует, что они были «пророками» для своих народов, которые и считали их пророками, но далеко не считал их таковыми сербский владыка.

Слова же «славится Будда, славится, Кришна и т.п.» необходимо понимать так, что они славятся именно «своими народами», но через это сам святой Николай ни в коем случае не призывает православных христиан к их прославлению. И про пророка Исаию, как настоящего пророка, святитель Николай говорит: «прозорливый пророк души моей».

Все другие учителя не могли оживить души людей, но лишь могли только не во всем полностью ошибаться. О чем святой Николай в этом же произведении далее пишет: «говорю тебе, воистину, обманываются мужи земные, что они дают жизнь. Не дают они жизнь, но сталкивают в море красное и топят, покрывая тьмой, и делают обманом диавольским. Не будет жизни, душа моя, пока отДуха Святаго не придет».

Далее он говорит: «Будь мудрой, душа моя, и прими сердечно дары драгоценные от мудрецов, с Востока пришедших, для

сына твоего предназначенные. Не оглядывайся на Запад, где солнце заходит, не соблазняйся дарами призрачными и ложными».

Из этих слов видно, что правильные мысли каких-то учителей с этого Запада и долины смерти христиане должны принимать, но отнюдь не должны туда оглядываться.

Таким образом, по его мысли, действительно, мудрец китайский Лао-цзы шел в правильном направлении относительно того, что наша душа должна быть спокойной, недвижной и ждать, пока Бог подействует в ней, так как без посещения благодатью душа не может преуспевать. Мудрец индийский Кришна действительно был прав, когда призывал людей не страшиться страданий, но заниматься тяжелыми и непрерывными упражнениями, молитвой, чтобы очистившись, подняться к Богу. Царский сын индийский Будда действительно имел верное представление о том, что человеку необходимо очиститься от всех семян и посевов мирских полностью, отрешиться от всех змеиных соблазнов бессильной и призрачной материи, что верно, но недостаточно, так как для души мало выгнать из себя нечистого духа, (Лк. 11, 24-25), но необходимо преобразить страсти в добродетели и сделать себя жилищем Святого Духа (1 Петр.2, 5). Персидский мудрец Заратустра также верно судил о том, душа должна отделиться от тьмы, как день отделяется от ночи, и, что «сыны света от света зачинаются, а сыны тьмы зачинаются от тьмы», что весьма созвучно с учением евангелиста Иоанна Богослова о «рожденных от Бога» и «рожденных от дьявола» (1 Ин. 3, 10).

Таким образом, можно сказать, что, во-первых, в этих словах святителя Николая виден правильный подход к оценке людей и их учителей, который заключается в том, чтобы хорошее в них хвалить, но при этом и говорить им о том, чего им не хватает, которым пользовался и преподобный Силуан Афонский, когда к нему пришел один православный миссионер и рассказал о своей проповеди католикам следующее: «вот когда они идут на мессу, я становлюсь где-нибудь на подходе к их храму и начинаю им говорить, что их вера - блуд, что

они если не покаются, все погибнут, что Ватикан - это синагога Сатаны, что Папа Римский - слуга Антихриста», на что старец Силуан отвечал: «Отче, если вы будете им говорить, что их вера - блуд, они вас ни за что не послушают, потому что их душа знает, что они хорошо делают, что в Бога верят, хорошо делают, что Божию Матерь призывают, хорошо делают, что святых почитают, хорошо делают, что ко Христу идут на богослужение. И этого их душа никогда не примет. А вот если вы им будете говорить, что они хорошо делают, что в Бога верят, хорошо делают, что Его Матери молятся, хорошо делают, что Его угодников стараются принимать за образ следования и от молитвы к Нему не отстают, но вот то-то и то-то красивее, глубже, значительнее раскрыто в святом православии, то тогда, и они вас послушают, и вы не зря время проведете, и все мы спасемся, и Господь о нас будет радоваться».

По словам протоиерея Максима Козлова «если эти слова преподобного Силуана перевести на сухой язык методологии, мы можем сказать, что в этом его указании заложен очень важный методологический принцип общения и с иноверными, и даже шире - с инакомыслящими. Не обличить в первую очередь, не указать на изъяны и недостатки, а найти хотя бы искру истины в том, что говорит твой оппонент, постараться то доброе, что есть в душе, мировоззрении, во взглядах каждого человека, увидеть, поддержать и на этом добром строить его путь к более глубокому, серьезному, ответственному познанию мира, самого себя и Бога».

Таким образом можно увидеть, что таким же образом действовал, и святитель Николай Сербский, пытаясь донести до нас через свои метафорические выражения мысль о том, что каждый человек в чем-то, да был прав, но истину приносили только настоящие Божьи пророки, такие как, в частности, пророк Иса-ия, так как они возвещали о таком Учителе, Который никогда и не в чем не ошибается.

Во-вторых, также очень важно указать и на еще один нюанс, заключающийся в том, что это творение «Моление на озере» свя-

тителя Николая Сербского носит поэтический характер и в нем есть много образных выражений, которые нельзя понимать буквально, о чем, кстати очень яро вопиют современные модернисты, говоря о том, что, например, по их мнению, страшный суд -это причта, а выражения из псалтыри о праведности Бога, о том, что Он Судия и воздаст каждому по Его делам нужно понимать не буквально. Почему-то они требуют от людей смотреть на места Священного Писания, написанные в поэтической форме не буквально, а сами, ссылаясь на единственную цитату из творения святого Николая Сербского, причем из его поэтического произведения, понимают ее буквально, приписывая святому отцу фактически богохульство. Честно ли так поступать? Не видно ли в этом явное лукавство, может быть и неосознаваемое этим людьми, но явно обнаружимое, если обратить на это внимание?

Даже, если согласиться с модернистами, что святой Николай снисходительно относился ложным религиям и лжеучителям, в тот период, когда это писал, то отсюда ни в коем случае нельзя делать вывод о том, что впоследствии и сейчас святитель Николай такого же мнения о данном вопросе.

- Отношение св. Николая Сербского к своим книгам

Размышляя о данном вопросе, необходимо по словам священника Георгия Максимова, при оценке наследия святителя Николая Сербского «учитывать, что в его творчестве было два периода. В первый (ранний) период он предстает интеллектуалом, получившим образование на Западе (и в России тоже), во второй (поздний) период он - богослов и тайнозритель, крепко держащийся святоотеческой традиции. Насколько серьезно этот рубеж осмыслялся им самим, видно из следующего письма, в котором святой Николай говорит: „Ты утверждаешь, что я много написал... Действительно, я много писал, и это прежде всего потому, что не имею дара коротко излагать многое. Могу тебе искренно сказать, что все, изданное мною до 1924 года, я не хотел бы, чтобы когда-либо переиздавалось. Да и в последующих книгах есть кое-где ошибки"».

Таким образом известно, что «до 1924 г. Написаны «Молитвы на озере» (1922), «Мысли о добре и зле» (1923), «Религиозный дух славян» (1916), «Духовное возрождение Европы» (1917), «Религия Негоша» (1911), «Место Сербии в мировой истории» (1915); а после 1924 г. - проповеди (1925), «Охридский пролог» (1926), «Вера образованных людей» (1928), «Символы и сигналы» (1932), «Феодул» (1942), катехизис «Вера святых» (1949), «Кассиана» (1952), «Первый Закон Божий» (1959)» и другие его творения.

Из всего этого можно сделать вывод, что к его ранним трудам нужно относится также, как к ним относился, и он сам впоследствии.

Можно привести следующий пример, представим себе, что, когда Вам было лет пять, Вы считали по неопытности, что дважды два будет не четыре, а, - и пять, и шесть, и четыре, впоследствии же, поступив в школу и выучив таблицу умножения, Вы осознали, что это неверно и больше никогда бы не вздумали сказать такой бред, что дважды, два будет не четыре, так как Вы усвоили этот материал, и нисколько не хотели бы, чтобы впоследствии, кто-то говорил о Вас: «Вот такой то человек держится мнения, что дважды два будет не четыре», так как это было бы совершенно некорректно, и вы бы воспринимали людей, пытающихся приписать Вам это ложное мнение далеко не своими друзьями, но напротив, недоброжелателями.

Тоже самое происходит и с современными модернистами, ищущими в творениях святых какие-то упущения, ошибки и не только выставляющие их на показ, (что является, собственно говоря грехом Хама, открывшим наготу своего отца), но и толкующие некоторые слова святых в совершенно противоположном смысле, противоречащим тому, что имели ввиду святые.

Также и в этом случае, найдя в раннем творении святителя Николая слова, подтверждающие лжеучения модернистов о толерантности к ложным религиям и их основателям, современные горе-богословы пытаются доказывать, что это являются мне-

нием сербского святителя, хотя в своих поздних произведениях, в частности в толковании на молитву «Отче Наш», он писал: «О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи».

А в своей книге Любостиньский стослов он говорил: «Да устыдятся еретики-„теологи" и старейшины еретических „церквей" тех народов, которые с помощью Христа возвысились как господа и вожди всех народов на земле. Есть чего стыдиться. Ибо они также, как несмысленные Галаты, начав духом, окончили плотью (Гал. 3, 3). Они - главные виновники того, что народы сошли с праведного пути и начали хромать на обе ноги, поклоняясь то Богу в Иерусалиме, то золотым тельцам в Самарии. Словом, приспосабливанием и уравниванием еретические „теологи" занимались еще со времени отпадения запада от Востока, а наиболее активно - последние 150 лет. Они приспосабливали Небо к земле, Христа к другим „основоположникам вероисповеданий", а Радостную Весть к остальным верованиям - иудейским, мусульманским и языческим. И все якобы во имя „толерантности", да „в интересах мира" между людьми и народами. Однако именно в этом начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира. Ибо Истина не поддается уравниванию с полуистиной и ложью».

Видимо, преосвященный Николай провидел, что появятся в будущем именно такие богословы, и поэтому говорил о них: «Есть, правда, и в Православной Церкви некоторые „богословы", идущие по пути „богословов" еретических, считая, что Евангелие недостаточно сильно, чтобы самому себя поддерживать и защищать от бурь мира. Им нравятся еретические мысли и еретические методы. Они всей душой с еретиками, но формально остаются в Православной Церкви - так, на содержании. Это подражатели балканские и иванушки киевские, которым все, что по ту сторону забора, кажется лучшим и более

умным - даже концессивная мешаная теология. Православная Церковь как целостность отвергает таких богословов и не признает их своими, но терпит их по двум причинам: во-первых, ожидая, что они покаются и изменятся; во-вторых, чтобы, отвергая, не сделать из плохого еще худшее, т.е. не толкнуть их под гору в объятия еретиков и таким образом увеличить число еретиков, а их души погубить. Эти „богословы" являются не носителями православного сознания и православной совести, а больными членами организма Церковного».

Не будем же следовать этим «богословам», не будем открывать наготу отцов наших, но напротив, будем внимательно исследовать их творения и читать их жизнеописания, чтобы проанализировав их жизнь и увидев, каков был их конец, делать верные выводы.

Для того, чтобы увидеть, как Господь действовал в жизни святителя Николая Сербского, можно внимательно прочитать его жизнеописание и сделать правильные выводы, для чего ниже предлагается краткое житие владыки Николая, составленное из фрагментов нескольких источников его жития.

- Жизнеописание святителя Николая Сербского

Никола Велимирович родился 23 декабря 1880 г. (5 января 1881 г. по новому стилю) в день святого Наума Охридского, и был первым из девяти детей в крестьянской семье Драгомира и Катарины в маленьком горном селе Лелич, недалеко от г. Ва-лево в Западной Сербии.

Родители отдали его в школу при ближайшем монастыре Че-лие. На 12-м году жизни Никола становится учеником Валевской гимназии, которую оканчивает через шесть лет лучшим учеником. В школьные годы Никола нередко предпочитал уединение детским забавам. На школьных переменах он убегал на монастырскую колокольню и там предавался чтению и молитве.

Окончив гимназию, юноша решил поступить в военное училище. Но заключение медицинской комиссии, которое гласило «малый объем груди и хроническое недоедание» не допустило

Николу на путь военного, и поэтому он поступает в духовную семинарию в Белграде. Во время своего обучения Никола изучил произведения великого сербского духовного писателя владыки Петра II Негоша, кроме того, он был хорошо знаком с творчеством Шекспира, Пушкина, Достоевского, Данте, Гюго, Вольтера, Ницше, Маркса и других европейских классиков, увлекался философией Древнего Востока. Вместе с тем в семинарские годы Никола терпел крайнюю нужду и лишения, следствием которых стал физический недуг, от которого он страдал на протяжении нескольких лет.

Согласно тогдашним порядкам, по окончании семинарии Никола получает распределение в деревню, учителем. Молодой богослов смиренно принимает сие назначение, добросовестно трудится на данном поприще, достигая немалых успехов. В это время он близко дружил со священником Саввой Поповичем и помогал ему в его служении. Летние каникулы по совету врача Никола проводил у моря, где познакомился со святынями Адриатического побережья Черногории и Далмации. И тут неожиданно приходит известие о назначении ему стипендии для учебы за границей в Швейцарии и Германии, а затем в Англии.

Так он попал на Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), где в 1908 году с блеском защитил две докторские диссертации: по истории - «Французско-славянское противостояние в Боке Которской в 1806-1814 гг.» и по богословию - «Вера Апостолов в Воскресение Христово как главный догмат Апостольской Церкви». Следующий, 1909, год Никола провел в Оксфорде, где изучил английский язык и, закончив философский факультет, подготовил еще одну докторскую диссертацию - «Философия Беркли», которую защитил в Женеве на французском языке.

После этого Никола возвращается на родину. По прибытии в Белград он хоронит брата, умершего от дизентерии, и заражается сам. Никола внезапно заболел дизентерией настолько серьезно, что врачи не надеялись на его выздоровление. В больнице он дал обет - в случае излечения целиком посвятить себя

служению Богу, Сербской церкви и своему народу. После выздоровления Никола немедленно отправился в монастырь Ракови-ца близ Белграда, где 17 декабря 1909 г. принял монашеский постриг с именем Николай, а через три дня, 20 декабря, был рукоположен в сан иеромонаха.

Впоследствии, через год, сербский митрополит Димитрий (Павлович) направляет отца Николая в Россию для того, чтобы он ближе познакомился с русской церковной и богословской традицией. Таким образом, В 1910 г. иеромонах Николай уехал учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. При приеме в Академию он даже не упомянул о том, что закончил несколько западноевропейских факультетов, а поступил в академию как вчерашний семинарист.

В мае 1911 г. иеромонах Николай был срочно вызван на родину телеграммой из Белграда, так как ему предложили принять сан епископа. Отец Николай от этого предложения решительно отказался и стал преподавать в Белградской семинарии философию, логику, психологию, историю и иностранные языки.

В 1912 году он был приглашен на торжества в Сараево. Его приезд и выступления вызвали воодушевление в среде сербской молодежи Боснии и Герцеговины. Здесь он познакомился с лучшими представителями местной сербской интеллигенции. Яркие и смелые высказывания отца Николая не могли остаться незамеченным со стороны австрийских властей, управлявших Боснией и Герцеговиной. На обратном пути в Сербию он был задержан на несколько дней на границе, а на следующий год австрийские власти не разрешили ему приехать в Загреб для участия в торжествах, посвященных памяти митрополита Петра (Петровича-Негоша). Однако его приветственная речь все-таки была передана и зачитана перед собравшимися.

Во время Балканских и Первой мировой войн иеромонах Николай не только внимательно следил за развитием событий на фронте и в тылу и выступал с речами, поддерживая и укрепляя сербский народ в его борьбе, но и непосредственно участ-

вовал в оказании помощи пострадавшим, раненым и обездоленным. Свое жалование он пожертвовал до окончания войны на нужды государства. По воспоминаниям генерала Джукича, в сентябре 1914 года священник вместе с сербскими солдатами высадился на противоположный берег реки Савы и даже принял на короткое время командование небольшим отрядом в ходе кратковременного освобождения Земуна.

В период между двумя мировыми войнами молодому иеромонаху как миссионеру Сербской Церкви доводилось много бывать на Западе, прежде всего в Англии и Америке, а также и в соседних балканских странах, в Константинополе, а больше всего в Греции, где он неизменно посещал Святую Гору и способствовал возобновлению общежитийного порядка в сербском монастыре Хиландар.

Вскоре сербское правительство направило отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в США и Великобританию разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Целых четыре года (с 1915 по 1919), отец Николай выступал в церквях, университетах, колледжах, в различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно борется за единство своей некогда великой родины. Когда во время одной из лекций, проводимых Велимировичем в Лондоне, был обрублен электрический свет и зал погрузился во тьму, то Николай, после краткой паузы, обратился к собравшимся со следующими словами:

- Братья! Видите, каково в темноте! Вот так сейчас и в Сербии - мрак и тьма!

Однажды в Чикаго на лекции, посвящённой теме превосходства христианства над прочими религиями, главный чикагский раввин вопросил докладчика:

- Как же так, дорогой владыка, разве Моисеев закон не является основанием вашей веры?

В зале наступила тишина.

- Знаете, в моём селе есть такой обычай: когда рождается солнце, то старые керосиновые лампы прячут в шкаф, - ответил улыбающийся владыка.

После этого желающих спорить с отцом Николаем больше не находилось.

Весьма примечательно, что после проповедей Николая (Ве-лимировича) в США, на Солунский фронт отправилось значительное число добровольцев из числа сербских эмигрантов в Америке. Главнокомандующий британской армией сказал как-то на встрече с сербскими офицерами: «Вам нечего беспокоиться за исход войны, ведь у вас целых три армии: ваша собственная, мы, ваши союзники, и отец Николай». Таким образом, благодаря своим выступлениям, Николаю Велимировичу удалось идейно объединить не только православных, но и римо-католи-ков, униатов и протестантов, все более склонявшихся к идее борьбы за освобождение и объединение южнославянских народов.

25 марта 1919 года иеромонах Николай избран епископом Жичским, а уже в конце 1920 году становится епископом Охрид-ским, в Македонии.

Известен такой случай из жизни Владыки в этот период. Однажды во время поста владыка, служив Литургию, вышел из алтаря и обратился к готовящимся причаститься Святых Таин:

- Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые -слева.

Вскоре почти весь народ - а причастников было несколько сотен - помаленечку собрался на левой стороне. И лишь четверо стояли справа.

- Ну, что же, - произнёс владыка, - сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить. Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие?:

Для успешного привлечения людей к храму, Владыка Николай не чуждался даже подвига юродства. Однажды он взял осла и сел на него «бос и гологлав» да ещё и задом наперёд. Так он

проехал через весь Охрид. Ноги волочились по пыли, а голова с раздуваемыми ветром взлохмаченными волосами болталась во все стороны. Никто не посмел обратиться к Владыке с вопросами. Народ сразу стал перешептываться: «Обезумел Николай. Писал, читал, много думал - и спятил».

В воскресный день весь Охрид был в монастыре, на Литургии. Было интересно: что же такое произошло с епископом?

А он служил Литургию, как обычно. Все ожидали, что же будет на проповеди. По завершении службы, Владыка стал перед народом и, помолчав, заговорил:

- Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело - поговорить о моде. Или - о политике. Или - о цивилизации. О том, что вы - европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за одну последнюю войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!? Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?

Известен также интересный случай, когда к владыке в монастырь во время поста приехал югославский король Александр I, причем приехал с телохранителями и поваром. Повар пожарил молочного поросёнка и выставил в трапезной. Гости были приглашены к столу. Когда владыка вошел в трапезную, он молча отворил окно и выбросил поросёнка из окна в озеро со словами:

- Вы хотите, чтоб православный государь оскоромился в постный день?

После этого все сели за стол, как ни в чем не бывало. Король же Александр I был в бешенстве от этого поступка, но отец Николай был невозмутим.

В 1934 году, Николай (Велимирович) назначен владыкой Жичской епархии, где продолжает свои подвижнические труды.

Будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти царя Николая II и положил начало прославлению Царской Семьи в лики святых.

Владыкой Николаем восстановлены многие монастыри в Охридской и Жичской епархиях, приведены в порядок и благоустроены кладбища и источники, открыты благотворительные детские дома во многих городах Сербии. При владыке формируется «народное христианское движение», называемого «бого-мольческим», распространившееся по всей Сербии и обновившего веру в простом народе.

Владыка Николай занял непримиримую позицию против соглашения с Ватиканом, принятого правительством Югославии в 1937 году.

Весной 1941 года, вскоре после нападения Германии и ее союзников на Югославию, святитель был арестован немцами.

12 июля 1941 года владыка был переведен в монастырь Лю-бостиню, где провел почти полтора года. Период затвора в Лю-бостине для владыки Николая настал довольно плодотворный период в его творчестве. Невольно освободившись от административных обязанностей, святитель направил всю свою энергию на написание новых творений. Он писал здесь настолько много, что у него даже постоянно возникала проблема с поиском бумаги.

Вскоре поступил приказ о переводе узника в более удаленное и безопасное место, в качестве которого был избран монастырь Войловица около Панчево на северо-западе Сербии. Появились немцы и сделали попытку перевезти его в монастырь Войловица недалеко от Панчево. Об этом рассказывается, что двигатель машины, в которой сидели немцы с владыкой не мог завестись до тех пор, пока отец Николай не прочитал молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» и не взмолился: «Господи! Позволь мне взойти на мою Голгофу!».

Тот час же машина завелась, и немцы увезли святителя из Любостыни и, таким образом, в середине декабря 1942 года

он был перевезен в Войловицу, куда чуть позже был доставлен и патриарх сербский Гавриил.

14 сентября 1944 года владыку Николая и сербского патриарха Гавриила отправили из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау, где они оставались до конца войны.

8 мая 1945 года они оба были освобождены американскими войсками. После освобождения из концлагеря святитель не вернулся на Родину, так как в Сербии к власти пришли коммунисты. Более того, он был записан новыми властями в ряды народных предателей, а его имя на долгие годы стало объектом грязной клеветы.

После немалых скитаний Владыка поселился в Америке, где продолжил церковную и общественную деятельность. В США владыка Николай преподавал в семинарии святого Саввы в монастыре Либертвилль, академии святого Владимира в Нью-Йорке, а также и в русских семинариях - Свято-Троицкой в Джор-данвилле и Свято-Тихоновской в Саут-Канаане, в Пенсильвании.

Из жизни владыки в этот период рассказывается интересный случай. Однажды, угнетённый состоянием ностальгии, владыка Николай посетовал, что ему не хватает свирели, на которой он так любил играть ещё с детства. Один из профессоров семинарии, бывший близким человеком для владыки Николая тут же написал епископу Призренскому Владимиру (Раичу) и вскоре получил от него великолепно сделанную кем-то из почитателей владыки свирель. Когда он вручал этот подарок отцу Николаю, то сербский старец радовался как дитя, так как свирель была из его дорогой Отчизны (т.е. из Сербии) и напоминала о ней. И когда владыка - всегда исключительно деликатный - полагал, что все уже спят, дом, где он жил наполнялся удивительными мелодиями сербских песен.

Последние месяцы своей жизни владыка провел в русском монастыре в Саут-Канаане (штат Пенсильвания).

Непросто сложились отношения владыки Николая с епископом американо-канадским Дионисием, который отличался немилосердным отношением к нему. Как только он узнал о том,

что отца Николая хотят сделать ректором семинарии, то так как у него была власть решить данный вопрос, то он его решил не в пользу святителя Николая. В ответном письме к администрации семинарии он писал: «Вы просили о моём согласии, чтобы ректором Вашей Семинарии стал сербский епископ Николай. Его Преосвященство епископ Николай давно и хорошо знает моё мнение по этому вопросу (его мнение было отрицательным - А. Сергеев). А за разрешением он должен обратиться к Патриарху в Белград. Но встанет ещё такой вопрос: перейдёт ли епископ Николай одновременно с этим под Вашу русскую юрисдикцию? Это само собой разумеется, если он будет служить у Вас.»

Таким образом можно сказать, что церковная власть оставила своего иерарха, известного всей Православной Церкви, без элементарной заботы и внимания. Находился же святой Николай в это время в русском монастыре Святителя Тихона Задонского в штате Пенсильвания, где он преподавал догматическое и пастырское богословие в семинарии, а с осени 1955 года все же был избран ректором, несмотря на противление епископа Дионисия.

Об этом периоде своей жизни владыка Николай говорил: «Здесь я обрёл мир и сердечное попечение добрых людей. Молюсь и тружусь на благо Церкви.». Интересно, что он предсказал даже свою будущую судьбу после смерти, он говорил: «так пусть здесь и кости мои упокоятся. А там. может, когда-нибудь перенесут их в Отечество», что впоследствии в точности сбылось.

За день до своего упокоения он отслужил Божественную литургию и причастился святых Христовых таин. Обстоятельства смерти святителя Николая Сербского весьма темны. Официальная версия гласит о том, что Он отошел ко Господу во время келейной молитвы 18 марта 1956 года. Однако есть также очень правдоподобная версия о том, что его убили, которая имеет очень интересные и загадочные подробности, причем, есть предположения, что это произошло при содействии епископа Дионисия.

17 марта 1956 г. Семинаристы видели, как некий серб около 10 часов вечера вошел в комнату владыки, а после 11 часов они видели, как он с кофейными принадлежностями ходил за водой, говоря, что готовит для владыки черный кофе. Семинаристы очень удивились тому, что владыка захотел кофе, которого в последнее время избегал по предписанию врача. Когда и как серб ушел от владыки, никто не видел.

Так как утром владыка Николай должен был служить в монастырском храме, то положенное время зазвонил колокол, и в храме приготовились к встрече владыки, однако он не появился.

Известен очень вызывающий факт, о том, что в этот именно день, в воскресенье 18 марта, утром в семинарию позвонил епархиальный сербский архиерей (который за все время пребывания владыки в русском монастыре не звонил ему ни разу) и вдруг стал расспрашивать о здоровье владыки Николая, и, поскольку владыка в положенное время не пришел на литургию, служащие пошли в его комнату и нашли его мертвым.

В ночном белье владыка лежал ничком на полу возле кровати, ногами к дверям, а головой к окну. Настоятель подбежал и хотел было поднять владыку, но тут же понял, что он мертв. На голове у скончавшегося была маленькая ранка, а в руке -чётки, подаренные русскими монахинями. На устах у покойного владыки была пена, что могло быть свидетельством в пользу того, что владыку отравили. Судя по синякам и ссадинам и даже по ране на голове, очевидно, что преосвященный владыка падал и приподнимался. Сам факт того, что владыка был найден около дверей, говорит о том покойный полз и звал на помощь. Заявление монахов о том, что тело было ещё тёплым и что никто из студентов, которые обычно слышали каждый шорох в его комнате (которая была отделена картонной перегородкой), ничего не приметил перед отъездом из интерната, можно предположить, что владыка скончался между семью и восемью часов утра. Причину смерти без вскрытия врач установить не смог, а прибывшие сербы попросили вскрытия не делать.

Когда в семинарию прибыл епископ Дионисий, то он войдя в храм, снял камилавку, поклонился ковчегу с телом владыки. Некоторое время кланялся, упёршись руками о край гроба и опуская голову на свои руки. Видя покойного владыку он был весьма выдержан и хладнокровен. Нисколько не постеснявшись присутствия семинаристов и монахов, он сказал следующие безжалостные слова, обращенные к владыке Николаю: «При жизни ты меня много мучил, .а после смерти заставил тащиться сюда по непогоде».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также известно, что по распоряжению епископа Дионисия без приезда следователей было совершено разграбление кельи преосвященного владыки Николая, после чего обнаружилась пропажа текста завещания сербского святителя, адресованного протоиерею Мийе Джуричу. Все эти факты заставляют задуматься о том, что истинная причина смерти святителя Николая было далеко не такой, каковой она представлена в официальной версии, гласящей о том, что владыку мирно отошел ко Господу в кельи во время молитвы.

Епископ Дионисий имел желание непременного бальзамировать тело усопшего владыки, уже облаченного к погребению, что и было сделано. Хоронить святого Николая по распоряжению епископа Дионисия было определено в монастыре Святого Саввы в Либертвилле, причем похороны были назначены только спустя 10 дней после его кончины, чему нет никаких объяснений, так как такой строк не является ни сербским, ни православным обычаем. Одр с земными останками владыки останавливался в церквях Нью-Йорка, Лакаваны и, в конце концов, в монастыре святого Саввы в Либертвилле, где великий сербский святитель был похоронен 27 марта, спустя полных 9 дней после его кончины. Таким образом, его останкам смогли поклониться очень многие люди, что не могло бы быть осуществимо без бальзамирования его тела, в чем видно попущение Божие, благодаря которому очень многие смогли получить от покойного владыки Николая небесное благословение.

На вопрос о том, почему владыка жил и умер в русском монастыре, а не среди сербов, воевода Момчило Дьжуич отвечал следующим громкоговорящим высказыванием: «ты не просто изгнанник вместе с нами, но ты изгнан и нами самими».

8 мая 2004 года в Шабацкой епархии в Леличе был освящен первый монастырь в честь святителя Николая Сербского. В этой обители находится музей святителя и «Дом владыки Николая», в котором хранятся личные вещи и скромные облачения владыки, представлены многочисленные кадры фотохроники.

В заключение необходимо сказать, что рассмотрев жизненный путь сербского святителя, можно прийти к выводу, что как перед смертью владыку пытались унизить, так и после его смерти некоторые богословы пытаются это сделать, но как в то время, унижение владыки через бальзамирование его тела Бог обратил к добру, так и сейчас в настоящее время клевета на великого святителя обращается лишь в вящую его славу, и истина о нем становится более явной, обличающей всех противников неискаженной православной веры. Да помилует Господь Бог всех православных христиан по молитвам святителя Николая Сербского, а его противников да обратит к покаянию и приведет ко спасению.

Источники и литература:

- Николай Сербский (Велимирович), свт. Творения: Наука чудес/ Пер. С. Фонова. - М.: «Паломник», 2011.

- Воробьев М. О. Биография святителя Николая Сербского. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_ Serbskij'/nikolaj-serbskij-biografija/ (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Иеромонах Арсений. О последних годах жизни на чужбине и трагической кончине святителя Николая Сербского. Журнал «Миссионер». Июль-август 1958 г. Перевод Анатолия Казанцева. Цит. по: Воспоминания. Златоуст двадцатого века. Электронная версия газеты «православный крест», С. 13. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pkrest.ru/n-5/05-13.html (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Козлов Максим, прот. Память святого Силуана Афонского [Электронный ресурс] // URL: https://petrpavelhram. livejournaL.com/5225655.html (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Максимов Георгий, свящ. Отношение св. Николая Сербского к своим книгам. [Электронный ресурс] // URL: https://yurij -maximov.LivejournaL.com/354148.html (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Николай (Велимирович). [Электронный ресурс] // URL: https://drevo-info.ru/articles/3475.html (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Осипова Елена. Святитель Николай Сербский. [Электронный ресурс] // URL: http://www.sklaviny.ru/proekty/slavyane/ 20180402osi.php (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Савельева Д. Н. Жизнь и судьба святителя Николая Сербского. [Электронный ресурс] // URL: https://histrf.ru/uploads/ media/default/0001/09/

47600577205418bd8ba0ead54b27e60d5afca4d9.pdf (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

- Тихомиров Павел. Обстоятельства кончины святителя Николая (Велимировича) и дискуссия вокруг этой темы. [Электронный ресурс] // URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/05/03/ obstoyatelstva konchiny svyatitelya nikolaya velimirovicha i diskussiya vokrug etoj temy/Щата обращения: 19.03.2019 г.)

- Шестаков Игнатий, иером. Краткое жизнеописание святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Nikolaj_Serbskij/kratkoe-zhizneopisanie-svjatitelja -nikolaja-serbskogo-velimirovicha-episkopa-ohridskogo-i -zhichskogo/ (Дата обращения: 19.03.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.