Научная статья на тему 'Облик Салавата Юлаева по данным антропологии'

Облик Салавата Юлаева по данным антропологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облик Салавата Юлаева по данным антропологии»

ОБЛИК САЛАВАТА ЮЛАЕВА ПО ДАННЫМ АНТРОПОЛОГИИ

Облик Салавата Юлаева, легендарного : =»~а башкирского народа с необычайно ши-: > /м диапазоном творческих, интеллектуаль-,1 организаторских данных, с XIX в. по на-~ящее время занимал и продолжает зани-I =~ь умы и воображения писателей, хронисте музыкантов, композиторов, художников, ~=пторов и других представителей творчес-4: • .чтеллигенции Республики Башкортостан.

Известные картины и полотна А.П. Лежнева - Д. Гончарова, П.М. Маркова, М.Н. Арсла--: --г Г.Ш. Имашева, А.А. Кузнецова, Г.С. Мус-= лина, А.С. Арсланова, Э.Ю. Тюлькина и др. -делают облик национального героя в самых : -этичных композициях. Во всех картинах I ^лават Юлаев неодинаков, но везде узнавали -плоритностью фигуры и исходящей от нее г- ~оеннейэнергией.

Большой интерес вызывают скульптурные «: позиции Салавата Юлаева, выполненные :;:_.1чными авторами прошлого столетия. I = *ый первый скульптурный портрет - дере-;:--ый бюст - был выполнен еще в 1925 г. :еетским скульптором И.Г. Фрих-Харом, ко-::э.й хранится в настоящее время в Уфе в ирском государственном художествен-музее имени М.В. Нестерова.

Т.П. Нечаева в 1946 г. создала льптурный портрет Салавата С - эева, который был отлит из бронзы л :~ановлен 1952 г. в г. Уфе, в 1955 г. -

3 ■ Залавате и на родине Салавата в

алоязе Салаватского района рес-

■ 5лики. В 1989 т. бюст Салавата С -зева был установлен в г. Палдис-

4 'ле прошли последние 25 лет жиз-■ш -ероя. Позировал Т.П. Нечаевой

создании скульптуры народный ;:-.«ст СССР Арслан Мубаряков, ко-~оый, являясь выходцем из Белого _-;ого района, хорошо вписывался

5 —тропологический тип северо-во-~:-чых башкир.

Наиболее значительной и монументальной является конная скульптура Салавата Юлаева, созданная С.Д. Тавасиевым и установленная в 1967 г. на правом крутом берегу Агиде-ли. Это самая крупная конная скульптура в России. Ее общая высота с постаментом около 20 м, вес 40 т.

С.Д. Тавасиев передал прекрасный облик Салавата как неукротимого воина и героя, от которого веет необъяснимой харизматической силой и энергией. Широкое, крупное лицо с широко расставленными глазами, раздутыми ноздрями крупного носа, мощными надбровными дугами и взметнувшимися бровями очень точно передают, как это ни странно, несколько аллегорический образ башкира с чертами южносибирского антропологического типа. Этот тип наиболее часто встречается именно среди северо-восточной группы башкир. Но как С.Д. Тавасиев, выходец из Северной Осетии, так объемно и точно смог передать в облике Салавата Юлаева антропологические черты башкир, больше присущие именно их северо-восточной группе, остается загадкой. Второй загадкой является то, каким образом тремя разными скульпторами -

И.Г. Фрих-Хара, Т.П. Нечаевой и С.Д. Тавасие-вым - был рожден единый облик национального героя, вписывающийся в комплекс признаков одного антропологического типа. Возможно, они были на родине Салавата, встречались с его земляками. Но как бы то ни было, ими был создан узнаваемый скульптурный образ национального героя башкирского народа.

Каким же был наш батыр Салават, как он выглядел? Об этом мы, к сожалению, никогда не узнаем и можем только предполагать, т.к. не сохранились его останки, по которым, а именно по черепу, можно было бы восстановить его лицо, используя метод М.М. Герасимова. Если мы можем представить облик Е.И. Пугачева по нескольким его прижизненным изображениям на картинах XVIII в, то о Салавате написано всего несколько скупых строк в «Именной описи», составленной Уфимской провинциальной канцелярией перед пересылкой каторжников в Прибалтику, в Балтийский порт Рогервик, ныне г. Палдиски: «Ростом дву аршин, четырех вершков с половиною, волосом черен, глаза черные. На левой щеке рубец, бит кнутом, ноздри рваные, на лбу и щеках указные знаки». Вот и все описание его внешности. Точно можно сказать лишь то, что он был плотным, смуглым юношей среднего роста (около 164 см.).

Попытаемся воссоздать приближенный, или усредненный, внешний облик Салавата Юлаева, используя результаты антропологических исследований, проведенных в прошлом столетии среди северо-восточных башкир различными антропологами, в т. ч. и автором этих строк.

Место рождения и проживания Салавата Юлаева и его родителей сейчас не вызывает ни у кого сомнения. Салават родился в 1754 г. в д.Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги, Уфимской провинции. В настоящее время это - территория Салаватс-кого района РБ. Его отец Юлай Азналин являлся старшиной этой волости и был известен как знатный и богатый бий своего рода, неоднократный участник военных походов в составе русской армии, в т. ч. при подавлении польских конфедератов в 1772 г.

Впервые башкиры этого региона были тщательно исследованы выдающимся русским ученым, этнографом и антропологом С И. Руденко в 1912- 1913 гг. на предмет опи-

сания их физического, или антропологического, типа: определялись основные параметры роста, размеров лица, головы, цвета кожи, волос, глаз и т.д. С.И. Руденко и его помощниками Б.Г. Крыжановским и С.М. Петровым всего было обследовано 1847 коренных башкир-вотчинников, 1512 из них С.И. Руденко измерил лично. Было измерено 249 человек мужского пола, при этом на родине Салавата - в деревнях Идрисово и Юнусово - 22 человека; его родная деревня Текеево, была уничтожена карателями.

В Шайтан-Кудейской и соседней Урман-Кудейской волостях всего было обследовано 64 человека мужского пола.

Вышеизложенное, а также имеющиеся результаты обмеров представляют реальную возможность воссоздания усредненного внешнего облика Салавата Юлаева по опубликованным средним размерам лица изученных башкир Шайтан-Кудейской волости, ныне Сала-ватского района Республики Башкортостан.

Подобный метод был применен при создании графического и скульптурного портрета выдающегося башкирского поэта и просветителя XIX в. Мифтахетдина Акмуллы. Ранней весной 1981 г., перед празднованием юбилея Акмуллы, по заданию обкома КПСС в д. Тук-санбаево Миякинского района была направлена группа писателей, литераторов, художников для подготовки юбилейных торжеств, в состав которой были включены талантливый художник и скульптор З.Р Басыров и в качестве антрополога - автор данной статьи .Мною были проведены необходимые замеры лица и головы дальних родственников М. Акмуллы в третьем - четвертом поколениях, после необходимых расчетов были получены средние размеры и их фотографии. В том же году З.Р. Басыровым был создан скульптурный портрет-бюст Акмуллы, в процессе которого автор неоднократно приглашал меня в свою мастерскую и уточнял некоторые размеры лица поэта по антропологическим бланкам. В основу последующих репродукций образа Акмуллы и лег скульптурный портрет, созданный З.Р Басыровым. Подобное исследование можно провести и среди башкир Салаватского района, а именно в д. Апькино и близлежащих к ней деревнях.

Говорить и отдаленно представить облик Салавата Юлаева позволяют и фотографии башкир, выполненные С.И. Руденко профес-

меско-метры кожи, ющни-<м все-эшкир-изме-к м ужата - в овека; чтоже-

фман-

ювано

;ся ре-

льную

внеш-

кован-

< баш-

Сала-

:тан.

:х>зда-

>трета

свети-

анней

билея

д. Тук-

аправ-

10ЖНИ-

ств, в

1ИВЫЙ

каче-Мною лица луллы те не-сред-эгоду

фНЫЙ

орого

СВОЮ

меры :ам. В за Ак-

1ННЫЙ ! МОЖ-

ского

;ащих

эблик

афии

)фес-

: ^алы-ю и на очень высоком уровне. В сво-

- ~ервой монографии, посвященной физи--^-:-ому типу башкир, С.И. Руденко публику-

■ :4 фотографии из 200 фотографических »::5оажений башкир из различных родовых : разделений. Причем большинство фото-: :-Гг1й отражают антропологический тип се-; -: :-зосточных башкир, включая и выходцев л: современного Салаватского района, т.е. : :1.чы Салавата Юлаева.

Зудя по фотографиям, северо-восточные :; _• иры относятся к трем антропологическим

■ - = южносибирскому, памиро-ферганскому » • сетному субуральскому. Наибольшее рас-■:: ггранение в этих районах имел, скорее зеего южносибирский тип, который также ча-—: встречается среди казахов, каракалпаков, -: :лов Алтайско-Саянского нагорья.

По данным С.И.Руденко, башкиры Айско--I: сзаньского бассейна характеризуются

- ь солее интенсивной среди всех башкир пиг-•^-’эиией кожи, волос, глаз (75,4 % темного

*гв чуть ниже среднего роста (164 см.), мак-ян ^~ьной среди башкир круглоголовостью г ззтель- 85,9). Башкиры этого региона яв--•:'ся наиболее широколицыми (146,1 мм.), _ <оносыми с широко расставленными гла-зглги с развитой складкой верхнего века. Во-: ;-ой покров развит умеренно. При сред-

- состе бросаются в глаза относительная «:: г'^оногость с высоким, хорошо развитым ■:: :сч По всем этим признакам наибольшее

:1:тво между собой обнаруживают айлин-_ь <удейцы. Это позволило ученому вклю-**г-а их в один общий в антропологическом _- иении район.

5 1963- 1965,1967 гг. изучением антропо--еского типа башкир занималась сотруд-

- _а Института антропологии Московского го-: дарственного университета имени М.В. Ло-ш: - эсова М.С. Акимова. Ею было обследова-

- : ‘ 250 башкир мужского пола четырех эт--: ~:зфических групп, включая и северо-вос-

--ых башкир. Айлинцы, табынцы и катай-сыпи исследованы на территории Челя-:>л-с- эй области, а не на северо-востоке Баш-::_остана. Она выделила среди башкир че-~z.De антропологических типа: субуральский,

: ;г‘лый европеоидный, южносибирский, пон-~ Л:<ий. Наибольшее распространение среди : а_оф имеют субуральский и южносибирский = - — опологические типы. Южносибирский тип с ■ ;>фуется среди всех башкир, но наиболее

часто встречается и отчетливее выражен у северо-восточных групп и отличается, по ее мнению, от такого типа у казахов более выраженной европеоидной примесью, истоки которой уходят в древнейшие пласты темнопигмен-тированного (понтийского)типа южного происхождения рубежа новой эры.

Таким образом, исследования М.С. Акимовой в целом подтверждали выводы С.И. Руденко о сложности антропологического состава башкир и наибольшем распространении среди северо-восточной группы сглаженного европеоидно-монголоидного комплекса признаков, выделенного ею как южносибирский расовый тип.

Проведенные нами краниологические исследования башкир в 1977 - 1989 гг. также показали, что из 14 краниологических выборок серия черепов северо-восточных башкир, в частности изд. Ахуново, характеризуется наиболее сглаженными европеоидными чертами; по этим признакам сближается с народами Алтайско-Саянского нагорья и казахами.

К этому можно добавить, что данные этнографии, визуальной антропологии позволяют со значительной долей уверенности говорить также и об огузском компоненте в составе башкир, истоки которого уходят к рубежу I - II тыс. н.э., когда контакты между башкирами и огузами - предками современных туркмен, каракалпаков - были наиболее интенсивными.

Родовые подразделения туркмен нередко встречаются в составе родоплеменных групп башкир. Среди сарт-айлинцев, например, Р. Г. Кузеев обнаружил родовое подразделение текеш, к тому же оказалось, что у туркменского племени Теке и башкирского рода текеш сходны родовые тамги, которые имеют форму «У». Башкирско-огузские (туркменские) параллели обнаруживаются и в фольклорных материалах. Например, в сказании «Кунгыр буга» повествуется о любви и браке между башкирской девушкой и джигитом-огузом с берегов Каспийского моря. Об этих контактах говорят и антропологические данные. Широко распространенный среди туркмен закаспийский расовый тип нередко встречается среди юго-восточных и зауральских башкир. Имеется он и в составе северо-восточных башкир.

Если вспомнить, что Салават Юлаев был родом из д. Текеево, а также то, что в сосед-

ней Урман-Кудейской волости были одноименные деревни Текеево и Туркменево, мужское население которых в 1912 - 1913 гг. было обследовано С.И. Руденко, то не покажется маловероятным, что среди северо-восточных башкир присутствовали и представители не только южносибирского, но и более грациль-ного, европеоидного закаспийского расового типа (вариант понтийского типа). Скорее всего, носителей этого расового типа, а также тех башкир, которые через брачные контакты когда-то породнились с огузами-туркменами, соседние племена и народы называли иштяка-ми, подчеркивая их родство с представителями туркменского племени Теке. На эту мысль наводит и название родной деревни Салавата Юлаева - Текеево в Шайтан-Кудейской волости, а также деревень Текеево и Туркменево, относившихся в 1912 - 1913 гг. к Урман-Кудейской волости Уфимской губернии (ныне Иглинского района Республики Башкортостан).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно предположить, что Салават Юлаев чисто внешне мог быть носителем южносибирского, или понтийского, антропологического типа или же в их смешанных вариантах.

Существующие скульптурные изображения Салавата Юлаева, несмотря на художественный вымысел авторов (И.Г. Фрих-Хар, Т.П. Нечаева, С.Д. Тавасиев), соответствуют антропологическим реалиям и представляют собой различные варианты одного южносибирского расового типа, широко представленного среди северо-восточной этнографической группы башкирского народа.

Литература

Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии //Антропология и геногеография. - М., 1974.-С. 76-96.

Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история, материальная, духовная культура. - Уфа, 2002.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа.-М., 1974.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографичес-кие очерки. - М.; Л., 1955.

Сидоров В.В. Слово о Салавате. -Уфа, 2004.

Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце.-Уфа, 1983.

Юсупов P.M. Краниология башкир.-Л., 1989.

Юсупов P.M. Материалы к краниологии башкир. -Уфа, 1989.

P.M. Юсупов

кандидат исторических наук, заведующий отделом Института истории, языка и литературы УНЦРАН

К сведению читателей Вышла книга:

Мурзабулатов М.В.

Финно-угорские народы Башкортостана / М.В. Мурзабулатов. Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. - 112 с.

Работа посвящена историко-этнографическому описанию финно-угорских народов Республики Башкортостан: марийцев, мордвы, удмуртов. Содержит статистические сведения об их численности, расселении, материальной и духовной культуре. Представляет интерес социально-де-мографическая характеристика населения Башкортостана.

Для изучающих историю и этнографию народов Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.