Научная статья на тему 'Облик русской национальной школы'

Облик русской национальной школы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
390
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гончаров Иван Федорович

В. В. Путин неоднократно заявлял: «Мы строим русский мир». Это утверждение не пойдет дальше благого намерения, если не опираться на русскую национальную школу. Желающим блага России, ее творческого движения в самобытном развитии нужно понять, именно лишь понять следующее: упадок, переживаемый Россией, вызван болезнью русского национального самосознания, деградацией русского духовного национального характера. Есть лечение против этой болезни национальная русская современная школа. Сотворение и развитие такой школы важнейшая задача руководителей страны, педагогической общественности и всего народа. Созданная на высоком государственном и научно-педагогическом уровне, она вылечит и разовьет нашего человека. К созданию такой школы должны быть приложены все интеллектуальные и духовно-нравственные силы Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гончаров Иван Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облик русской национальной школы»

И. Ф. Гончаров,

профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе» ОБЛИК РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В. В. Путин неоднократно заяв- гого намерения, если не опираться лял: «Мы строим русский мир». Это на русскую национальную школу. утверждение не пойдет дальше бла-

31

Русский мир без такой школы — это скрипач без скрипки.

А. Н. Майков написал стихотворение

«И. Ф. Тютчеву». В нем — строки:

Поймите лишь, твердит, —

и будет вам прозренье !

Поймите лишь, каких носители вы сил, —

И путь осветится, и все падут сомненья,

И дастся вам само, что жребий вам судил !..

Желающим блага России, ее творческого движения в самобытном развитии нужно понять, именно лишь понять следующее: упадок, переживаемый Россией, вызван болезнью русского национального самосо-знания, деградацией русского духовного национального характера. Есть лечение против этой болезни — национальная русская современная школа. Сотворение и развитие такой школы — важнейшая задача руководителей страны, педагогической общественности и всего народа. Созданная на высоком государственном и научно-педагогическом уровне, она вылечит и разовьет нашего человека. К созданию такой школы должны быть приложены все интеллектуальные и духовно-нравственные силы Родины.

Настало время, когда вся великая культура человечества и в первую очередь отечественная должна войти в искомый образ современной русской национальной школы. Что же нами освоено, «переплавлено»? В результате чего сложился облик на-ционально-рус-ской школы? Это: народная педагогика, фольклор, фило-софско-просветительская мысль античности (Сократ, Платон, Аристотель), христианская педагогика

(Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов), педагогика святых отцов и учителей Русской Церкви (Илларион, Сергий Радонежский, Геннадий Новгородский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский ), живописный образ русского мира («умозрение в красках») (Феофан Грек, Андрей Рублев, И. С. Глазунов), духовные песнопения

(Д. С. Бортнянский, С. В. Рахманинов,

Г. В. Свиридов), школа богословия (А. С. Хо-мяков, П. А. Флоренский,

A. Ф. Лосев), православная педагогика (И. В. Киреевский, Феофан Затворник), философия, социология, культурология русского просвещения (П. Я. Чаадаев, И. А. Ильин, В. В. Кожинов, А. М. Панченко), русская научно-педагоги-ческая мысль (М.

B. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский,

C. А. Рачинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), педагогика правителей и государственных деятелей (Владимир Святой, Владимир Мономах, Иван IV, А. С. Шишков, С. С. Уваров, П. Н. Игнатьев), великая русская словесность в социально-педагоги-ческом аспекте (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев,

A. П. Чехов, Ф. М. Достоевский, М. О. Меньшиков, И. С. Шмелев, А. Т. Твардовский), благотворные уроки европейской школы (Витторино да Фельтре, Я. Коменский, И. Г. Фихте, И. Кант), Ренессанс в свете русского просвещения (Рабле, Эразм Роттердамский), образовательные встречи автора с нашими достойнейшими современниками (И. Р. Шафаре-вич, Ф. Г. Углов,

B. А. Чернушенко, В. Г. Распутин).

Русская идея в актуальном наполнении

В школе — все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет.

С. Н. Трубецкой

Поставив краеугольным камнем оте-че-ственной школы самобытную просветительскую и педагогическую мысль и опираясь на мысль зарубежную, мы должны быть осмотрительными, разборчивыми. Это давняя мысль, но она — о современности: «По какому правилу следует действовать и в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью»2.

Вот созидательная идея Родины: государство реформируется национальными средствами воспитания, просвещения и образования (реформирование как продолжение лучших традиций исторического государства и

его совершенствование в национальном духе). Самобытное национальное творчество подрастающего поколения, активизация его творческих сил, неутомимое трудолюбие, культ знаний и работы высокого качества как высшая форма самоосуществления и самоутверждения, православное мировосприятие — это основной мотив всей русской новой педагогики.

Русская национальная школа в братском союзе с одухотворенной Русской Православной Церковью — ключевой фактор, определяющий творческое развитие страны, спасительный исход России. Это есть русская идея в актуальном наполнении.

Высшее призвание русской школы

Предстоит поднять русский народ на новый виток национальной высоты. С этой целью облик русского человека воспитывается национальными средствами образования, сопряженными с лучшими зарубежными, в духе лучших традиций великого государства и его совершенствования в национальном духе во имя народного блага и личного самосотворения каждого русского.

В школе выращивается новая национальная, «почвенная» элита («элита» означает: лучший, избранный). В ней готовится будущий ведущий национальный слой: национальное руководство страны, национальная бюрократия и национальная культурная общественность . В этом ее современный верховный смысл, государственно-патриотическое, государственно-

религиозное, государственно-ис-

торическое, государственно-

национальное значение.

Национально-русская школа есть ключевой источник русскости, на-

циональное «городище», приникание к родным истокам, где пробуждается, накапливается, роится русский дух. Это школа национально-духовного характера русских детей — деятельных патриотов России.

Первая задача российского спасения в том, чтобы незамедлительно поднять русское национальное достоинство; далее неторопливо упадок заменить возрождением русского человека; противоречивый характер превратить в углубленный, укорененный, укрепленный, более совершенный. Современная русская народная школа направлена именно к этой цели: воспитывать и закалять в каждом своем воспитаннике национальный духовный характер, способный самостоятельно творить, открывать возможность жить в духовном и материальном благоденствии, защищать свою расцветающую Родину, блюсти верность национальной чести и национальное достоинство.

Основа русской школы

Своеобразие школы определяется жизнью русского общества и его потребностями в образовании, задача-

ми страны, общественным бытием; потребностями в образовании; запросами подрастающего поколения;

особенностями народа, его положительными качествами и недостатками, состоянием в текущей истории; спецификой страны.

Кратко-перечислительно обозначим свойства русского народа.

Благороднейшие главные свойства русского человека, имеклще всемирное значение. Этнический патриотизм. Государственный жертвенный патриотизм в сочетании с всемирной отзывчивостью. Титаническая энергия по созданию великой гигантской империи, дар государственности. Глубокая «нутряная» религиозность, необыкновенная способность веровать, православность. Духовность. Совесть. Смиренномудрие. Беспощадность к национальным и государственным недостаткам, самокритичность, строгий самосуд. Работоспособность. Жажда праведности. Соборность . Общинность. Коллективизм. Неустанная работоспособность, фантастическое сверхнапряжение, выносливость в авральном труде. Жизнеспособность, гибкий инстинкт самосохранения. Сверхтерпение. Обостренное чувство радости жизни. Созерцательность. Преимущественно эмоциональное восприятие жизни и отзывчивость. Абсолютная доброта, сопереживание, сострадание, отзывчивость. Мудрая простота, простота величия, простодушие. Бескомпромиссность. Чувство нации, соборное национальное единение в роковые периоды. Удивительная уживчивость. Сознание русской национальности как многонационально-сти, не замыкающейся в круге эгоистических узких племенных интересов. Всечеловечность, всемерная отзывчивость, вселенность, общечеловеческая солидарность. Держав-ность, способность преимущественно к мирной экспансии. Достоинство. Военная талантливость. Разносторонняя, высокая и глубокая одаренность, сообразительность, изобретательность, умение толково вести любое дело, богатство способностей. Гражданская активность, могучая, беспримерная в истории сила воли. Самоподдержка. Чуждость раб-

ской психологии. Увлекаемость высокими порывами. Великодушие. Вера в человека, в возможность воспитать его более совершенным. Способность мобилизации сил в условиях, когда, казалось бы, все потеряно и проиграно.

Недостатки русского характера, слабости, противоречия. Безбожие. Комплекс национальной неполноценности. Слабое патриотическое чувство. Демонический, религиозный нигилизм. Неоформленность чувства национального единства. Неустойчивая трудовая этика, непрофессионализм. Неуважение к науке и научным знаниям. Знаменитое бедственное долготерпение. Имущественная жадность. Склонность к пьянству. Низкопоклонство перед Западом. Недооценка своих хороших свойств, вплоть до отрицания каких бы то ни было достоинств. Незрелость национального правосознания. Цивилиза-ционная отсталость, технически-бытовая примитивность, бытовая бездарность. Непредсказуемость поведения. Пренебрежение организационными заботами. Склонность к одержимости и беснованию.

Национальный упадок. Деградация собственной экономики. Вымирание русского народа. Биологическое, физическое вырождение. Низкая продолжительность жизни. Морально-нравственное вырождение. Утрата представителями титульной нации пассионарности, воли к руководительству, попечению, управлению другими народами. Кричащее социальное размежевание — конфликт. Исчезновение добросовестного безвозмездного труда в общественной сфере, «испарение» труда по совести, нередко — трудовое одичание. Такого массового корыстолюбия в истории России, видимо, не бывало. Надлом в интеллектуальной сфере. Подрыв русского глубинного самосознания. Подорванность народного духа, уныние, пессимизм как массово распространенное умонастроение. Духовное опустошение. Индивидуализм. Самомнение. Властолюбие. Экзистенциальная катастрофа.

Цель и задачи русской школы

России нужен не шум, а ответственная идея, — на десятилетия, на века...

Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера.

Это — главное. Это — творческое... Это — на века. Без этого России не быть.

И. А. Ильин3

Предстоит измениться в ответ на требования жизни, во многом переломить себя. Нам предками заповедано, а историей Родины указано пережить новое возрождение, пересотворение, творческое «лицетворе-ние». Отсюда — задачи. Первая: принять и поселить в себя, сохранить, проявить в жизни пока еще живые лучшие добрые национальные качества русского человека, исконные родовые народные силы русской души, русскую племенную природу в ее высших сущностях. Вторая: укрепить, углубить, сделать реально-массо-выми уже пробившиеся наружу, но слабые от роду прекрасные качества нашего человека. Третья: воскресить во всей полноте к новой жизни подорванные, временно исчезнувшие, утраченные, насильственно вытравленные, но способные к «оживлению» замечательные черты русского характера. Четвертая: все прекрасное, что таится в русской душе, освободить из-под спуда, откопать и расчистить «подземные» ключи высшей русскости русских людей, найти и осветить то лучшее, что скрыто в глубине натуры, пребывает в потенциальном состоянии. Пятая: преодолеть исторически сложившиеся пороки, слабости, скверные качества, недостойные свойства. Шестая: вычерпать и выбросить до конца дурные качества, исторически не присущие человеку, чуждые достоинству русской нации, но на-

вязанные и привитые ей недругами исторической России. Седьмая: вырастить вновь высокие качества, изначально отсутствовавшие, но необходимые современному человеку в связи с требованиями развития жизни, обновить «пейзаж» русской души, усердно работать над тем, чтобы приобрести современные добрые качества, подготовить души к требованиям наступившего века информации и электроники. Это совершенствование национального русского характера, обретения в нем новых качеств, необходимых для творческого самодвижения Родины, всего народа, каждого человека.

Школа в России слишком часто строилась не по национальной модели. Может быть, основная трагедия нашей Родины состоит как раз в том, что мы не создали национальной школы. Историческая ошибка почти всех правителей России: невнимание, с которым они относились к национальному воспитанию. Отсюда — отсутствие научно организованной национальной школы.

Вот почему вопрос о русской национальной школе как основном пути возрождения России ставится сегодня на государственный уровень. Разработка системы национального воспитания всех народов страны и в первую очередь русского как государст-вообразующего возводится в ранг государственной стратегии.

Этнические принципы русской школы

Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком... Наш удел и есть всемирность...

Принцип русского патриотизма. Прин-цип национального патриотизма всегда был в цене. Но сегодня — особенно: наступает глобализация. Политика глобализации в моде.

В доктрину приемлем идею К. Д. Ушинского: «...Нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования — черту уважения к своему отечеству, а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы занять ее не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины»5.

Принцип государственного патриотизма. Он складывается из национальных патриотизмов. Россия является общим Домом всех народов, населяющих ее. Отсюда — чувство общности: мы — братья по государственной семье. Мыслитель-патриот Г. П. Федотов мудро видел задачу каждого русского в том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его «русскости») в сознание российское . Это значит воскресить в нем в

Ф. М. Достоевский4

какой-то мере духовный облик всех народов России6.

Наш девиз: «Русская школа открыта всем! В ней могут учить и учиться люди любой национальности. Приветливо, более того — дружелюбно, по-братски русская школа распахивает двери всем, кто русских людей принимает как духовных братьев, Россию — как свою единственную Родину, а русскую культуру — как опору своей души».

Принцип солидарности со всеми благонамеренными силами планеты, нуждающимися в сотрудничестве и помощи. Вот справедливый вывод Л. А. Тихомирова: «Русская национальность есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в кругу племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству других самых разнообразных племен. Именно эта черта и делает русский народ великим мировым народом и, в частности, дает право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени»7.

Православная направленность школы

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань рус-ской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному.

П. А. Флоренский

Вот спасительное завещание Ивана Грозного детям, да и всем нам: «То всего больше знайте — Православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти» («Духовная», 1572). Великая формула С. С. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» в современной модификации видится

так: «Бог. Вера. Народоправство. Державность».

Современная русская школа освобождается от оков безбожия. Она преодолевает одностороннее материалистическое воспитание, монопольное влияние материалистического мировоззрения. Православная направленность учебного плана и всех

программ — это ключевая черта на- вытекает все остальное. шей школы: с ней связано и из нее

Общинность. Коллективизм. Соборность

Россия — самая не шовинистическая страна в мире... В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам.

Н. А. Бердяев 9

Русская школа в многонациональной России позиционирует себя как фактор межнационального единения. Более того: в ней утверждается идея всечеловечности, всемирной отзывчивости, вселенскости, общечеловеческой солидарности со всеми достойными людьми планеты, стремление к планетарному единению. Это сохранение традиции. Наш русский уклад — это система общин. Все решал сход жителей, князь выполнял государственные функции: исполнительные, военные, судебные и иные. Если он не выполнял эти функции, ему указывали на дверь. Александр Невский — национальный герой. Но

поссорился с Новгородским вече. И ему сказали: «Путь чист, княже».

Школа указывает ученику путь к тому заповедному месту, где зарыта волшебная «зеленая палочка», отыскав которую, он, ученик узнает, как оказаться в среде «муравейных братьев». Это школа братства. Формирующийся ученик созвучен общин-ности, общественности, коллективизму, исполняет закон братства между людьми, единение с ними. Человечество движется к тому, что противоположно индивидуализму, — к христианскому социализму. Наша школа — в русле этого движения.

Самоотверженный патриотизм — дух русской школы

Вспомним исповедь Петра Великого под ядрами и пулями Полтавского боя: «А о Петре ведайте, что не дорога ему жизнь, — жила бы Россия в чести и славе».

Наши великие предки передавали завет друг другу: «Отцы и деды стяжали нашу землю великим трудом, великим страданием, великим подвигом. Не погубите же ее своими низменными эгоистическими стремлениями и раздорами, личными или классовыми. Поддержите Родину в ее совокупной целости, а иначе на развалинах ее приготовите могилы даже и для собственных эгоистических интересов».

В России — многовековая традиция отношения к жизни и смерти: не задумываясь отдать жизнь за Родину, за свободу родного народа. Известны случаи сознательного желания

За Землю Русскую!

Традиционная национальная формула

погибнуть на поле брани. Вот, к примеру, что внушал князь Святослав своим воинам: «Уже нам некуда деться. Но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. А побежим — будем посрамлены. Я впереди вас пойду. Если моя голова ляжет — подумайте о себе». Что ответила дружина князю? «Где твоя голова ляжет — тут и все мы свои головы сложим». Дух воинской доблести, дух патриотической жертвенности — это печать лучших представителей русского этноса. Русские изначально воспитаны в духе общинности, коллективизма. И они отдают свою жизнь ради своего народа. Особенно показательна в этом отношении Великая Отечественная война: страна была охвачена массовым героизмом. И хотя фашистская Германия в техническом отношении была крепче

СССР, она оказалась побежденной. Мы сильнее были духом.

Русская школа — это школа патриотизма, защитников Отечества. У учащихся возрастающая с годами вера и беззаветная, несокрушимая любовь к великой и трудной истории

России. Воспитанники русской школы — сыны своего великого народа, пережившего — и переживающего! — трагическую и герои-ческую историю, перенесшего великие страдания и выходившего из них всякий раз победителем.

Школа русского мышления

Являются ли немцы по отношению к нам высшей расой, превосходят ли они нас дарованиями, умственными способностями? Нет, но они ценят относительное, осуществимое и в достижении ограниченных результатов проявляют огромное упорство. Они бьют нас тем самым качеством, которым били нас японцы, которым превосходят нас едва ли не все наши соседи, — житейским: умением. Народ, родивший Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, несомненно, обладает высшими дарами гения; нас губило доселе скорее отсутствие меньших дарований.

Е. Н. Трубецкой10

В России природных ресурсов и источников топлива на душу населения в 10 раз больше, чем в США и в Канаде, и в 27 раз больше, чем в Западной Европе. На ее территории сосредоточены треть мировых запасов энергоресурсов, половина пресной воды, хвойного леса и чернозема. А страна остается «недостроенной храминой». Занимаем 67-е место в мире по качеству жизни.

Наш гений, Нобелевский лауреат И. П. Павлов камня на камне не оставил на русском уме11. Это, конечно, перехлест. Русский народ — смышленый народ, смекалистый. Однако есть основание говорить о слабом, малоквалифицированном рядовом массовом уме. Вот некоторые его изъяны: неспособность к неустанной работе творческого воображения и мозга, аналитически наблюдать и разумно оценивать важные национальные события, силой суждения определять характер их влияния на жизнь страны; эмпиричность, жи-тейность, без достаточно установленного разумного познавательного труда, без просвещения культурой; неразвитость самопознания, познавательная беспечность; нежелание тщательно изучать особенности сво-

его народа, правителей, страну, выявлять неоспоримые достоинства своей нации, величие России; слабая любознательность; подражательность; отсебятина, самодеятель-ность без грамотности, образованности (немец о русском мальчике в «Братьях Карамазовых»)12; мифоло-гичность, удаленность от реальности, утопичность без сознательного и критического отношения к утопиям (ярчайший пример: фильмы «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк» с очаровательной

Л. П. Орловой); организационное разгильдяйство: если заспорят три русских — будет четыре мнения; решительное неумение применять знания на практике.

Наши незаурядные умственные способности без достаточной образованности ожидают совершенствования. В каком направлении? Основное точно сказано Л. А. Тихомировым: «„.Быть русским, жить и думать по-русски — это значит пребывать в том типе жизни, в том строе мысли, которые национальны для России, то есть выражают вековую и тысячелетнюю мысль и жизнь нации. Русская нация в вековой жизни своей рабо-

тала, устраивалась, верила и мыслила, и вот внутренняя принадлежность к этой мысли и жизни, соответствие с ней — определяет, по-русски ли живет и мыслит такой-то

13

человек и даже такая-то партия» . России — это вера и светские знания. Они имеют специфические, но равные права.

Этика познания и творчества

Образование без воспитания — меч в руках безумца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Народное изречение

Опасно преклонение перед обретением знаний, пред техническим прогрессом без опоры на этику, нравственность, мораль. Познание без этической основы приводит к катастрофическим последствиям. И в русской школе мы перестраиваем содержание образования: даже на уроках естественно-матема-тического цикла учителя обращают внимание на религиозное понимание жизни выдающимися учеными, на их верование. Хребет образования — постижение смысла жизни как жизни духовной, нравственной, умножающей добро и недопускающей зла, умственной, творчески-созидательной. Для этого необходима организация в школе именно этического познания. В учебно-воспитательном процессе

раскрываются темы нравственности, морали. Образец есть: «Азбука», «Новая азбука» и «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Л. Н. Толстого.

В русской национальной школе не место

бездуховным знаниям, не способствующих нравственному развитию личности. Л. Н. Тол-стой согласился с французским просветителем Ж.-Ж. Руссо, утверждавшим, что культура, цивилизация не продвинули общество в нравственном совершенствовании. В статье «О народном образовании» он резко подчеркивал: народу вместо «хлеба», то есть духовной пищи, предлагается «камень», понятие души становится излишним в знании, где нервы, общие человеку и лягушке .

Бездуховные научные знания — это знания без морально-нравственной подоплеки, без ориентации на умножение блага для людей. Верное направление образованию дают духовность, религия, вера, нравственность. Они определяют отношение человека к миру и его познанию, смысл самого познания и шире — жизни. Л. Н. Толстой предостерегал просветителей и педагогов: нельзя распространять безрелигиозную и безнравственную науку.

кстати...

ницы,

Эстетика бытоуложения

Русский бог

Бог метелей, бог ухабов, Бог всего, что есть не-

Бог мучительных дорог.. Бог всего, что из гра-

Бог голодных, бог холодных, Не к лицу, не под

Нищих вдоль и поперек.. Бог бродячих иноземцев,

К глупым полон благодати, К нам зашедших на

порог, немцев..

К умным беспощадно строг,

Бог в особенности

П. А. Вяземский

У нас 22,5 млн квадратных кило- столько. Но в каком состоянии эти метров. Ни одна страна не имеет километры? Каков их социальный

итог..

ландшафт? Они устроены примитивно или цивилизованно? Многомерны, емки, эффективны, продуктивны? Сравните наши Курильские острова и соседнее японское Хоккайдо.

За Санкт-Петербургом в радиусе двухсот километров многое вытоптано (видимо, ходят слоны!), загажено бутылками и мусором. Уничтожено более 20 тысяч деревень, они превращены в мерзость запустения. «Колыбель без ребенка, рама без картины» — это мы. У нас цивилиза-ционная отсталость, технически-бытовая примитивность.

У нас бытовая бездарность, невладение искусством борьбы за дос-

тойное земное существование, циви-лизационная хилость. О многих местах можно, пользуясь словом И. С. Аксакова, сказать: «свинова-то». И русская школа есть школа преодоления бытовой неурядицы, рождения культуры отлаженного православного быта, устроенности, влечения к более эстетизированным родным «ларам и пенатам», научения искусству красоты окружающей среды.

Еще обратим внимание на некоторые важные положения и обозначим ряд особенностей русской школы. Кое-что повторим.

Общепедагогические принципы

.Для того чтобы русская система народного образования не была хуже других систем (а она по всем условиям должна быть лучше), она должна быть своя и не похожа ни на какую другую систему.

Л. Н. Толстой14

Первый основопологающий принцип: верность истине. Второй принцип: энциклопедизм, культурологическая целостность. Третий принцип: постижение реальной жизни, действительности, той, которая не отражена в науке, культуре, искусстве, религии. Четвертый принцип: русское самоуважение, достоинство, честь. Пятый принцип: сотворчество учителя и ученика. Сотрудничество

— лишь первая ступень школьной атмосферы. Шестой принцип: принцип семейной атмосферы в школе. Седьмой принцип: единство образования и самообразования, фундаментальность знаний. Восьмой принцип: со-развитие учителя и ученика, перерастание воспитания в самовоспитание. Девятый принцип: принцип радости узнавания.

Национальное содержание образования15

Россия слишком мало известна русским..

А. С. Пушки

Велико незнание России посреди России.

Н. В. Гоголь11

В современной отечественной шко- центризм сменяется культурно-ле культурно-исторический западно- историческим руссоцентризмом.

Перечень учебных предметов, факультативов, спецкурсов, кружков, просеминариев, семинаров, практикумов, секций (фрагменты из учебного экспериментального плана)

Учебные комплексы Содержание учебных комплексов

Учебные предметы Факультативы, спецкурсы, кружки, просеминарии, семинарии, секции

Родной язык Русский язык Древнерусский язык

Учебные комплексы Содержание учебных комплексов

Учебные предметы Факультативы, спецкурсы, кружки, просеминарии, семинарии, секции

Церковнославянский язык Искусство живого русского слова (варианты: риторика; культура речевого общения) Бытовое и деловое письмо (основы письменной речи) Иностранный язык

Религия Основы православной культуры Христианская духовно-нравственная культура История религий Русское язычество Крещение Руси История русской церкви Старообрядчество Неправославные вероисповедания в России Ереси и секты на Руси Русское масонство Атеизм в России Мировые религии (ислам, буддизм, индуизм, христианство) Национальные религии (иудаизм, конфуцианство)

Русская художественная культура и эстетика (в мировом контексте и национальном своеобразии) Народная художественная культура Русская литературная классика Рисование Музыка Пение (хоровое и сольное) Хореография Архитектура Кинематографическая классика Театр Шедевры изобразительного искусства Классика, модерн и постмодерн Современный дизайн Русская провинция и национальная культура Крестьянский двор Дворянские усадьбы Эстетика народной жизни (во всех ее проявлениях) История письменности и книгопечатания

Русский образ жизни Православная русская цивилизация Русский быт и бытовой уклад Семья, родство и свойство в России Этнография русского народа Этнография народов России Антропология русского народа Русский месяцеслов Счастливое долголетие Традиции русского народа Русское гостеприимство Русский человек в труде и отдыхе Праздничная культура русских Советский быт: идеалы и реальность

Гуманитарные науки Малая Родина Современная Россия Государственно-культурное значение имперских традиций России История русских сословий Иностранцы в России Русские за границей Благотворители в России Русская деревня в судьбе России Русская этическая мысль

Содержание учебных комплексов

Учебные Факультативы, спецкурсы, круж-

комплексы Учебные предметы ки, просеминарии, семинарии,

секции

и прослоек Русская эстетическая мысль

Сбережение и развитие Социология русской действи-

природно-культурной среды тельности

Россия и мир: творческое Этнопсихология

взаимообогащение Жизнь замечательных идей

Святыни и священные места Россия как Евразия

России Русская интеллигенция

Самобытники в России:

судьба и Возрождение

История русского народа

История Государства Рос-

сийского

Всеобщая история

Нравственное учение

Русский национальный ха-

рактер

Светочи России

Русский ум

Введение в зарубежную фи-

лософию

Русские философы и мысли-

тели

Российские нигилисты

Право в истории человече-

ства и русское правосоз-

нание

Геополитика

Русская идея (в историче-

ском развитии)

Концепции будущего России

Человек и его Хозяйствование в России

хозяйство Русский человек на службе

Национально-религиозные

основы русского предпри-

нимательства

Кооперация в России

Культура деловых отноше-

ний Запада в свете тради-

ций России

Примечания

1. Трубецкой С. Н. Записки ординарного профессора, князя Сергея Трубецкого о положении высших учебных заведений и о мерах к восстановлению академического порядка. Составлена по просьбе Государя Императора 21 июня 1905 г. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1907. Т. 1. С 411-412.

2. Уваров С. С. Всеподданнейший Юбилейный доклад «Десятилетие министерства народного просвещения. 1833-1843» // Российские консерваторы / Публ. М. М. Шевченко. М., 1997. С. 106.

3. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск, 1991. С. 8-9.

4. Достоевский Ф. М. Пушкин // Дневник писателя. М., 1989. С. 536.

5. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Пед. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 360.

6. Федотов Г. П. Проблемы будущей России // Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1991. Т. 1. С. 254.

7. Тихомиров Л. А. Что значит жить и думать по-русски? // Христианство и политика. М.; Калуга, 2 002. С. 168.

8. Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия // Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бердяев Н. А. Душа России // Русская идея. Судьба России. М., 1997. С.

232.

10. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 331.

11. Павлов И. П. О русском уме // Рефлекс свободы. СПб., 2001. С. 107-125.

12. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1973. С. 569.

13. Тихомиров Л. А. Что значит жить и думать по-русски? // Христианство и политика. М.; Калуга, 2002. С. 167.

14. Толстой Л. Н. Проект общего плана устройства народных училищ // Пед. соч. М., 1953. С. 124.

15. Проект составлен на основе изучения учебных планов Царскосельского лицея, В. А. Жуковского, С. А. Рачинского, Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, опытной проверки в ряде регионов России. Консультанты: академик А. М. Панченко, Народный учитель СССР Т. И. Гончарова, профессора

B. М. Акимов, С. Н. Артановский, А. В. Соколов.

16. Пушкин А. С. О народном воспитании // Собр. соч.: В 10 т. М., 1975. Т. 7. С. 308.

17. Гоголь Н. В. Нужно проездиться по России // Духовная проза. М., 1992.

C. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.